В Сталинград!
11 августа 1942 г. наша 84-я стрелковая дивизия была поднята по тревоге и после недолгих сборов и почти 100-километрового марша прибыла на железнодорожную станцию Крестцы, где части и подразделения стали срочно грузиться в эшелоны.
В штабном вагоне, таком же товарняке, как и все остальные, находились начальник штаба дивизии полковник Г. Палагин, замкомдив по тылу полковник М. Руколь, начальник особого отдела майор П. Зайцев и еще несколько штабных офицеров. В нем ехал и я, старший сержант, корреспондент дивизионки. Мне было поручено вести политработу с будущими бойцами, расположившимися в двух теплушках.
После Рязани, Мичуринска и Грязей стало ясно, что наш путь лежит в Сталинград. И вот пункт назначения. Последнему нашему эшелону пришлось разгружаться в поле между станциями Себряково и Арчеда, километрах в 90 от И ловли, ибо дальше пути были разрушены и находились под постоянной бомбежкой немецких самолетов. Выгрузка прошла благополучно. Все армейское имущество удалось затемно замаскировать в росших рядом кустах, а с наступлением рассвета начальство уехало на машинах в расположение штаба дивизии, .оставив для охраны имущества группу новобранцев во главе с командирами среднего звена. Мне же было приказано основную массу бойцов вести пешком в хутор Заворыкин, ныне именующийся Медведев. Мы получили продовольствие сухим пайком на 3 дня и документы. Пройти предстояло около 100 км.
На третий день, как и предполагалось, удалось благополучно дойти до Заворыкина и доставить в строевой отдел новобранцев, никого не потеряв по дороге.
В небе и на земле
Если в августе сталинградское небо находилось почти полностью во власти немецкой авиации, то уже в сентябре активизировалась наша истребительная авиация, появились эскадрильи "небесных танков" - штурмовиков Ил-2. Приобрели опыт и наши дивизионные зенитчики под командованием капитана Васильченко, вооруженные легкими скорострельными 37-миллиметровыми пушками.
Хорошо помню, как однажды мне довелось побывать на батарее ...
Читать далее