Восточная Азия - это регион, в котором с процессами нового этапа развития мировой экономики - глобализации, ускорения интеграции, информационной революции - исключительно тесно переплетены проблемы региональной безопасности и борьбы с международным терроризмом.
Возник даже вопрос, под какой подрубрикой публиковать материалы о процессах, происходящих сейчас в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - "Век новой экономики" или "Региональная безопасность". Предпочтение отдано первой из них ввиду того, что после окончания "холодной войны" и финансового кризиса 1997-1998 годов центр внимания АСЕАН сместился в область экономики, и публикуемые статьи посвящены прежде всего проблемам нынешнего станового хребта АСЕАН - экономической интеграции * .
Однако нельзя было обойти и внешнеполитические и военно-стратегические аспекты, которые оказывают сильнейшее воздействие как из-за резкого усиления новой угрозы международного терроризма, так и ввиду сохранения классических угроз региональной безопасности.
Юго-Восточная Азия остается подверженной опасностям возгорания конфликтов в Северо-Восточной Азии, которую также принято называть Дальним Востоком (Китай, Япония, обе Кореи, Монголия). Прежде всего, это последние очаги "холодной войны" на Корейском полуострове и в районе Тайваньского пролива ** . Озабоченность стран АСЕАН вызывают также растущая военная мощь Китая, обострение американо-китайских отношений и экономическое соперничество Китая и Японии в Юго-Восточной Азии. Все это оказывает непосредственное воздействие на интеграционные процессы в АСЕАН и планы его расширения в "Восточноазиатскую зону свободной торговли", вокруг которой развернулась нешуточная борьба между Китаем и Японией. Пока перевес остается на стороне Пекина, которому на последней встрече лидеров Ассоциации в Пномпене в ноябре 2002 года удалось добиться решения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН - Китай к 2012 году.
Сформировавшийся в 90-е годы террористический Интернационал, прикрывающийся зеленым знаменем ислама, открыл один из фронтов войны в Юго-Восточной Азии, обостряя религиозные столкновения и вооруженные сепаратистские конфликты. Разгром в Афганистане основных сил талибов и "Аль-Каиды" не снял угрозы дальнейшей активизации вооруженной и подрывной деятельности исламских экстремистов и сепаратистов в Юго-Восточной Азии. Крупные террористические акты на Бали и Филиппинах осенью 2002 года нанесли большой ущерб туристическому бизнесу не только Индонезии и Филиппин, но и Таиланда и других стран региона. Снизилась и инвестиционная активность иностранных корпораций.
Страны АСЕАН поддержали решения 10-й встречи в верхах Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, состоявшейся в октябре прошлого года в мексиканском местечке Лос-Кабос, на котором проблема координации антитерористической деятельности стала одной из главных.
Все участники форума, включая страны АСЕАН, в специальном заявлении решительно осудили захват заложников в театральном центре в Москве, а в итоговой декларации - терроризм во всех его формах и проявлениях как угрозу экономической стабильности в регионе и во всем мире. "Это не просто проблема, затрагивающая ту или иную страну, это проблема всемирной экономики", - заявил российский премьер М.М. Касьянов, подчеркнув, что теракты в различных странах за последний год не позволили странам АТЭС "развиться на один валовой процент". Провозгласив в итоговой декларации, что "глобализация является движущей силой экономического прогресса", лидеры стран вынуждены были признать необходимость платить "налог" на глобализацию в виде дополнительных отчислений на безопасность собственных экономик. В целях предотвращения экономических последствий терроризма страны форума наметили усилить борьбу с терроризмом на следующих направлениях: предотвращение финансирования терроризма, повышение безопасности на воздушном и морском транспорте, обеспечение безопасности объектов энергетики, защита телекоммуникаций и информации, таможенные процедуры и обеспечение безопасности границ.
Противоречие между провозглашенной целью ослабления пограничных и таможенных барьеров на пути человеческих и товарных потоков проявилось и в ходе проходившей в Пномпене встречи глав государств и правительств АСЕАН, которая вынуждена была обсуждать вопросы ужесточения визового и пограничного контроля.
Участники саммита в Пномпене приняли декларацию, в которой обязались активизировать индивидуальные и коллективные усилия с тем, чтобы предотвращать и подавлять террористическую деятельность в регионе, включая получение и предоставление военной помощи по взаимной договоренности заинтересованных государств.
Несмотря на возникшие трудности и необходимость внесения коррективов в экономические и внешнеполитические планы, страны АСЕАН, как это вновь продемонстрировала встреча в верхах в Пномпене, продолжают уделять первостепенное значение проблемам экономической интеграции и преодоления последствий финансового кризиса конца 90-х годов. Международный терроризм может лишь притормозить, но не остановить глобализацию, углубление интеграции и другие процессы века новой экономики.
* Редакция благодарит авторов и спонсоров сборника "АТР и АСЕАН: перспективы и проблемы" за участие в подготовке статей для подрубрики.
** Подробнее см. Павлов В. Если завтра война. "Азия и Африка сегодня", 2002, N 6.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |