Libmonster ID: UZ-950
Author(s) of the publication: Г. Локшин
Educational Institution \ Organization: ИДВ РАН

2007 год стал особым для десяти государств Юго-Восточной Азии, которые широко отметили 40-летие своей международной организации - АСЕАН - одного из наиболее успешных проектов региональной интеграции. Главным событием стало подписание всеми лидерами АСЕАН на прошедшем 18 - 22 ноября 2007 г. в Сингапуре 13-м саммите давно ожидавшейся Хартии - первого в ее истории устава.

На момент своего создания в 1967 г. АСЕАН включала всего пять государств: Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Обстановка в регионе была крайне напряженной: война во Вьетнаме разгоралась; то в одной, то в другой стране появлялись повстанческие группировки маоистов; в Индонезии произошел военный переворот с массовыми репрессиями и погромами китайского меньшинства. Создание механизма противодействия общим угрозам и согласования политики стало стратегическим императивом для основателей АСЕАН. И хотя в принятой в 1967 г. в Бангкоке Декларации организация была представлена как "субрегиональное объединение", нацеленное на решение задач исключительно в социально-экономической сфере, интересы безопасности были для ее создателей все же определяющими.

За 40 лет АСЕАН прошла большой путь - от довольно скромного механизма периодических (раз в три года) встреч глав государств до постоянно действующего органа консультаций и переговоров для урегулирования проблем региональной безопасности, твердой защиты своих интересов, национальной идентичности и других ценностей в быстро глобализирующемся мире.

На 1-м саммите АСЕАН в феврале 1976 г. на индонезийском острове Бали пять государств-учредителей подписали "Договор о дружбе и сотрудничестве" - некий кодекс поведения, основанный на известных "принципах Бандунга" - отказа от применения силы и мирного сосуществования государств, которые были сформулированы на исторической Бандунгской конференции 1955 г. Балийский договор - один из самых фундаментальных прогрессивных документов современного международного права - на долгие годы стал юридической основой АСЕАН. Присоединение к нему было и остается обязательным условием принятия новых членов и установления отношений диалогового партнерства с АСЕАН для всех других государств мира. Его подписали уже 12 государств, включая Россию. Сделать это намереваются также ЕС, США, Канада и др.

Резкая активизация деятельности АСЕАН началась после окончания "холодной войны". В 1995 г. в организацию вступил Вьетнам, а вслед за ним Лаос, Бирма и Камбоджа. Султанат Бруней Даруссалам был принят еще в 1984 г. Таким образом, впервые все 10 государств региона, весьма различные по своему


Локшин Григорий Михайлович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН.

стр. 73

политико-социальному устройству и уровню экономического развития, оказались вместе в одной структуре, где сложилась постоянно действующая система консультаций на уровне высшего руководства и политических элит, создавшая "азиатскую культуру политического диалога", благодаря которой возникавшая иногда напряженность в отношениях между членами АСЕАН ни разу не переросла в вооруженную конфронтацию.

Перестройка и обновление

За прошедшие 40 лет страны-основатели АСЕАН добились действительно выдающихся успехов в своем развитии. Это и быстрые темпы экономического роста, и достаточно высокий уровень жизни. Освободившись от колониальной зависимости, они прошли путь индустриализации и модернизации, а став индустриально развитыми, вплотную подошли к новому этапу - созданию постиндустриальных государств и внедрению развитых информационных технологий. Столь же очевидны достижения и второй группы государств АСЕАН, по ряду причин далеко отставших от первой. Здесь заметные успехи демонстрирует, в частности, Вьетнам, уже 20 лет идущий по пути обновления, открытости и интеграции в региональную и мировую экономику.

В 1997 г., когда в Азии разразился жестокий финансовый кризис, и в начале нынешнего века в связи с беспрецедентным ростом Китая и Индии, страны АСЕАН столкнулись с рядом сложных проблем, которые заставили их пересмотреть стратегию, реорганизовать структуру, изменить организационные формы и методы деятельности организации.

Ассоциация больше не могла эффективно существовать в своем прежнем виде, т. е. как аморфная, плохо управляемая коалиция очень разных государств, опирающаяся исключительно на личные договоренности лидеров. При отсутствии на первоначальном этапе ее деятельности даже Секретариата, процесс принятия решений, основанный на обязательном консенсусе, тоже был долгим и не всегда эффективным. Все это вызывало нараставшую волну критики в большинстве государств АСЕАН, особенно в ходе и после кризиса 1997 г.

В этой связи на саммите в Куала-Лумпуре в 2005 г. была наконец создана "Группа выдающихся деятелей", которой поручили разработать проект Хартии (Устава) АСЕАН. Он два года тщательно согласовывался и обсуждался на самых разных уровнях, в том числе с широким участием многочисленных академических центров и организаций гражданского общества. 20 ноября 2007 г. состоялось торжественное подписание Хартии всеми лидерами стран Ассоциации.

Отныне АСЕАН стал полностью структурированной межправительственной организацией, построенной на определенных принципах и обязательных для всех правилах. Остались нетронутыми фундаментальные принципы, которые хорошо послужили Ассоциации. Вопреки давлению различных политических сил, как в странах АСЕАН, так и за их пределами, среди них сохранилось непоколебимое "табу" на обсуждение внутриполитических проблем друг друга и на любые формы вмешательства извне в их решение.

Своей целью лидеры АСЕАН провозгласили "строительство региона прочного мира, стабильности, и устойчивого экономического роста". На этой основе они собираются в 2015 г. завершить создание общего рынка со свободным движением товаров, инвестиций и квалифицированной рабочей силы по образцу ЕЭС с одновременной гармонизацией региональной экономической политики госу-

стр. 74

дарств и укреплением региональных связей. К этому они добавили "содействие миру и стабильности в АСЕАН через активное утверждение демократических ценностей, эффективное управление, отказ от неконституционной и антидемократической смены правительств, верховенство права, включая международное гуманитарное право, уважение прав человека и основных свобод с учетом прав и обязательств государств-членов"1.

Саммит в Сингапуре сопровождался шумной компанией в местных и зарубежных СМИ, вызванной репрессиями военного режима Мьянмы против оппозиции. Многие местные и зарубежные общественные организации добивались более активного вмешательства лидеров АСЕАН, вплоть до исключения Мьянмы из состава организации. В развернувшейся кампании настойчиво предлагалось включить в Хартию раздел, посвященный защите прав человека, и создать "нечто вроде Европейского Суда в Страсбурге". Однако лидеры АСЕАН (уже далеко не первый раз) не пошли по пути санкций и исключений. Напротив, они заняли позицию поощрения и поддержки диалога с лидерами оппозиции в целях национального примирения при посредничестве специального представителя Генерального секретаря ООН.

Не удалось договориться и по правам человека. Дискуссия застопорилась на определении самого этого понятия. Поэтому в 30-страничном тексте Хартии теме прав человека посвящена одна краткая статья довольно общего характера с обещанием создать в неопределенном будущем некий орган, который будет наблюдать за ситуацией в этой области.

Ежегодный саммит АСЕАН остается высшим органом ассоциации и будет собираться не реже двух раз в год. В помощь ему создается Координационный совет министров иностранных дел, который также собирается два раза в год. На ключевых направлениях интеграции (политика и безопасность, экономика, социально-культурное сотрудничество) создаются три Совета на уровне министров, которые будут докладывать лидерам АСЕАН о ходе строительства сообщества по своим направлениям.

Значительно повысилась роль Генерального секретаря АСЕАН, который пользуется статусом министра и назначается саммитом в порядке ротации по представлению Координационного совета на один срок продолжительностью в пять лет. Из четырех заместителей Генерального секретаря один курирует внешние связи, а трое остальных координируют деятельность соответствующих Советов сообществ. Под руководством Генерального секретаря работают Секретариат в Джакарте и Исследовательский институт АСЕАН, который должен быть создан в целях развития сотрудничества с академическим центрами государств-членов и неправительственными организациями. Генеральным секретарем АСЕАН был назначен бывший министр иностранных дел Таиланда (1997 - 2001) Сурин Питсуван (Surin Pitsuvan).

В структуре рабочих органов АСЕАН наряду с Секретариатом, который контролирует выполнение всех программ, важная роль отводится трем отраслевым комитетам, которые и готовят вопросы к заседаниям министерских советов. Всего же в структуре АСЕАН работают 28 межминистерских органов, которые координируют выполнение различных программ. Ежегодно они проводят около 300 мероприятий. Вся эта многоплановая деятельность финансируется за счет равных взносов государств-членов, дополнительных вкладов некоторых из них и частного бизнеса.

стр. 75

Хартия призывает государства-члены Ассоциации более ответственно относиться к взятым на себя обязательствам и к выполнению принятых решений. Однако в окончательный вариант не были включены предлагавшиеся в проекте санкции вплоть до приостановления всех прав и привилегий того или иного члена Ассоциации. Эти меры были значительно смягчены. Соответствующие статьи Хартии говорят лишь о том, что в таких случаях государства-члены могут прибегнуть к консультациям и начать переговоры. В случае грубейших нарушений Хартии, проблемы могут быть вынесены на обсуждение саммитов АСЕАН.

Принятие Хартии - важная веха на историческом пути АСЕАН к интеграции. Она, несомненно, сделает Ассоциацию более эффективной и предсказуемой организацией. Важный элемент этого - создание механизма урегулирования споров, который означает, что в случае возникновения разногласий вокруг выполнения тех или иных договоров и соглашений стороны могут обращаться к независимому органу, который вынесет свое решение. Механизм разрешения споров будет создан во всех сферах сотрудничества АСЕАН.

Большое значение Хартия придает мобилизации ресурсов для выравнивания уровней развития стран-членов. Для этого создан специальный Фонд развития АСЕАН (ADF) с добровольными вкладами государств и частного сектора. На саммите в Сингапуре участники обязались до конца года внести в него по 100 тыс. долл. США, а Сингапур, Малайзия и Таиланд внесли еще по 500 тыс. долл. Немалые средства перечисляют в этот фонд и государства-партнеры, особенно Япония, а также Китай, который внес в 2007 г. 1 млн. долл., Австралия - 1,3 млн., Индия - 700 тыс. и т. д.

Большинство наблюдателей в странах АСЕАН, одобряя в целом подписание Хартии, отмечают, что даже интегрированный АСЕАН не превратится в союз, подобный ЕС. Страны АСЕАН гораздо больше отличаются друг от друга в плане исторического прошлого, политического устройства, культуры и экономического развития. Учитывая эти реальности, лидеры АСЕАН все же согласились с тем, что темпы интеграции не должны определяться возможностями тех, кто идет по этому пути медленнее всех. На этом уже давно настаивали политики таких стран, как Сингапур, Таиланд и Филиппины. Те, кто может идти быстрее других, говорили они, пусть будут свободны делать это при условии, что дверь должна всегда оставаться открытой и для других, когда они будут готовы присоединиться.

На этом отныне построен порядок принятия решений в АСЕАН по экономическим вопросам. Каждая страна ангажируется в соответствии со своими возможностями. При рассмотрении вопросов прилагаются все усилия для достижения консенсуса. Но если он окажется невозможным, то действует не воля большинства, а принцип "10 минус X", что дает возможность воздержаться от принятия невыполнимых обязательств. По всем другим вопросам остался обязательным принцип консультаций и консенсуса.

По сравнению с ЕС странам АСЕАН предстоит еще долгий путь интеграции, но у них уже нет выбора. Эти страны интегрируются чтобы выжить. Китай и Индия изменили весь политический ландшафт и всю динамику развития в Азии. На них обращено все внимание ТНК и инвесторов в экономически развитых странах. Чтобы оставаться в игре, АСЕАН должна была принять решительные меры дабы отстоять свою долю иностранных инвестиций. Насколько успешными они окажутся, покажет время.

стр. 76

Выступая с лекцией в связи с 40-летием АСЕАН 8 августа 2007 г., директор сингапурского Института Юго-Восточной Азии профессор К. Кесавапани, подчеркивал, что "если интеграция АСЕАН будет стагнировать, в то время как другие страны Азии пойдут вперед, мы будем оставлены далеко позади, и с нами вообще перестанут считаться"2.

Необходимость интеграции признают все страны АСЕАН, но у каждой свои приоритеты. Самые бедные озабочены сокращением разрыва в уровне развития, другие - внутренними проблемами. Третьи не хотят стоять на месте, когда все вокруг так быстро меняется. Некоторые из стран АСЕАН, например, уже созрели для создания двусторонних зон свободной торговли с такими странами, как США, Канада, Япония и решили делать это, не дожидаясь всех остальных.

Подписанная в Сингапуре Хартия выражает общую политическую волю государств-членов сделать АСЕАН более сильной и сплоченной организацией, в которой уважаются обязательства и соблюдаются принятые правила. Она еще подлежит ратификации парламентами, которая должна завершиться к следующему саммиту в Бангкоке в ноябре 2008 г. При всех возможных затруднениях в отдельных странах большинство наблюдателей не сомневаются в успешном завершении этого процесса.

На пути к сообществу АСЕАН

АСЕАН создавалась не без учета 60-летнего опыта европейской интеграции, но это - не копия ЕС. В ней нет никаких наднациональных органов - ни законодательных, ни исполнительных. Но это не мешает АСЕАН быть одним из успешных примеров региональной интеграции государств, строящих свое сообщество в трех взаимосвязанных областях: безопасность, экономика и социально-культурное сотрудничество.

Сообщество безопасности АСЕАН стало возможным не в последнюю очередь благодаря решительной деидеологизации и обновлению всей внутренней и внешней политики Социалистической Республики Вьетнам, принятой в АСЕАН в 1995 г. и постепенно завоевавшей там высокий авторитет и влияние, подкрепленное внушительными успехами в развитии экономики.

Все члены АСЕАН обязались полагаться только на мирные средства в решении любых региональных разногласий и рассматривать собственную безопасность как неразрывно связанную с безопасностью своих соседей, географическим положением, общим пониманием ситуации и целей. В АСЕАН это называется "взаимозависимостью безопасности".

Кроме Договора о дружбе и сотрудничестве 1976 г. сообщество безопасности АСЕАН юридически базируется и на таких основах, как Договор 1997 г. о безъядерной зоне в ЮВА и, что особенно важно, на подписанной в 1992 г. в Маниле "Декларации АСЕАН о поведении сторон в Южно-Китайском море", установившей определенный кодекс поведения государств (прежде всего, неприменение силы и невмешательство других стран) при разрешении споров относительно суверенитета на островные территории в данном регионе. Особенно важно то, что после долгих и трудных переговоров к этим обязательствам через 10 лет присоединился Китай.

Политически АСЕАН - это не только 10 государств-членов, охватывающих всю ЮВА и живущих в мире друг с другом. Через широкую систему форумов, особенно таких, как Региональный форум АСЕАН (ARF), АСЕАН+3 (КНР,

стр. 77

РК, Япония), Восточно-Азиатский саммит (EAS) и другие, эти страны тесно связаны с основными державами мира и поддерживают с ними постоянно действующий диалог. При этом сами государства АСЕАН все чаще выступают с единых, заранее согласованных позиций. Это происходит в ООН, ВТО, АТЭС и в других международных организациях. Однако и в АСЕАН случаются серьезные разногласия и даже конфликтные ситуации. К примеру, страны-члены Ассоциации по-разному отнеслись к интервенции США в Ираке: Малайзия и Индонезия выступили резко против, а Филиппины - за.

Главной площадкой обсуждения политических проблем международной и региональной безопасности в этой системе является созданный в 1994 г. постоянно действующий Региональный форум АСЕАН (ARF). Перед ним поставлены три задачи: укрепление доверия, развитие превентивной дипломатии, выработка подходов к решению конфликтов. Сейчас в него входят 24 страны и ЕС. Иногда этот форум именуют "азиатской мини-ООН". Но АСЕАН никогда не претендовала на подмену ООН. Она имеет в ней статус наблюдателя и неизменно выступает за укрепление и повышение роли ООН в решении глобальных проблем и различных конфликтных ситуаций. Так было, например, с урегулированием конфликта в Камбодже, затем в истории с предоставлением независимости Восточному Тимору, а в последнее время в связи с политическим кризисом военного режима в Мьянме. Каждый раз, оказывая поддержку политическим методам решения проблемы, АСЕАН удавалось избегать прямого вмешательства во внутренние дела государств-членов.

Принято считать, что в ЮВА доминируют три главные угрозы безопасности: сепаратизм, экстремизм и терроризм. Постоянно уделяя внимание традиционным вопросам региональной и международной безопасности, Региональный форум АСЕАН в последние годы все чаще рассматривает также проблемы, связанные с новыми вызовами и угрозами т. н. "человеческой безопасности" (human security). Одна из главнейших забот - предупреждение о стихийных бедствиях и взаимопомощь в ликвидации их последствий. Цунами 26 декабря 2004 г. привело к потере четверти миллиона жизней. К этому надо добавить землетрясения, пандемию птичьего гриппа (SARS), СПИД, случаи "атипичной пневмонии" и др.

В плане борьбы с международным терроризмом территория ЮВА после ударов по режиму талибов в Афганистане рассматривается сегодня как одна из возможных зон укрытия и активности террористических групп. Пока о существующих террористических сетях в ЮВА известно мало. Основной объект их акций - собственные правительства и местные власти. Главные очаги терроризма находятся в Индонезии, но он давно взят на вооружение мусульманскими сепаратистами в южных районах Филиппин и все больше распространяется на юге Таиланда.

В январе 2007 г. в Маниле страны АСЕАН подписали собственную конвенцию по противодействию терроризму, которая предусматривает тесное сотрудничество и взаимодействие, разведывательных и правоохранительных органов. В АСЕАН регулярно проходят встречи министров обороны и высокопоставленных военных. Они выработали свою программу сотрудничества в области безопасности, которая явно выходит за рамки обычных мер доверия. Речь в ней идет, главным образом, об установлении системы оповещения о пиратских нападениях, регулярном обмене информацией, совместных учениях и подготовке кадров.

Ежегодно проводятся совместные учения ВВС и ВМС по противодействию актам терроризма и морского пиратства. Существенную помощь в сфере во-

стр. 78

енного сотрудничества страны АСЕАН получают от США, Японии, Китая, Индии и других стран-партнеров по Региональному форуму.

И все-таки самой трудной проблемой региональной безопасности в последние годы является проблема Парасельских островов и архипелага Спратли, на которые кроме Китая претендуют Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней и Тайвань. Значимость ее особенно возросла в связи с предполагаемым наличием здесь крупных запасов нефти и газа.3

С некоторых пор стало складываться впечатление, что китайское руководство решило действовать по известной формуле Дэн Сяопина: раз не удается разрешить спор сейчас, то следует отложить его на будущее и заняться совместными исследованиями и постепенным освоением островов. Но в конце 2007 г. ситуация вновь обострилась.

Госсовет КНР неожиданно учредил администрацию нового уездного города Санша на острове Хайнань, которой поручалось управление тремя архипелагами, включая Спратли и Парасельские острова. На последовавшей затем пресс-конференции представитель МИД КНР вновь заявил о "неоспоримом суверенитете" над ними Китая. Ответ Вьетнама не заставил себя ждать, и вскоре перед посольством КНР в Ханое и перед консульством в Хошимине состоялись манифестации протестующих студентов, что во Вьетнаме бывает крайне редко.

Эти и подобные им события, которые пока не выходят из-под контроля властей, говорят о том, что ситуация "отложенного спора" больше не устраивает Китай, и это не предвещает скорого решения проблемы. Заинтересованные страны АСЕАН давно пытаются начать переговоры с Китаем о мерах контроля за выполнением Декларации 2002 г. Китайская дипломатия уклоняется, предпочитая двусторонний формат таких переговоров. Их оппонентам, естественно, легче отстаивать согласованные позиции в формате АСЕАН+1. Китай же показывает, что по-прежнему сохраняет свободу рук для решения проблем энергетической безопасности с помощью таких средств, которые считает для себя приемлемыми.

Создание экономического сообщества АСЕАН - конечная цель всех принимаемых мер по экономической интеграции. Рыночная экономическая интеграция через торговлю и инвестиции остается главной движущей силой экономического роста АСЕАН за прошедшие 40 лет.

Экономически АСЕАН представляет собой комбинированный рынок с населением более 550 млн. чел., общей территорией 4,5 млн. кв. км и совокупным ВВП (2006 г.) более 1 трлн долл. (третий в Азии) при средних темпах экономического роста в 6% ежегодно. Объем внешней торговли АСЕАН достиг 1,4 трлн долл.4

Экономическое интегрирование стран АСЕАН осложняется тем, что разрыв между ними в уровнях развития слишком велик. Подушный валовый доход в Камбодже едва превышает 500 долл., тогда как в Сингапуре он равен почти 30 тыс. долл. Национальная структура производства и экспорта этих стран не столько дополняют друг друга, сколько конкурируют между собой. Объем внутрирегиональной торговли уже многие годы не превышает 20 - 25% их торгового оборота. Однако она имеет две исключительные особенности: особую роль крупнейших корпораций Японии и этнические сетевые бизнес-структуры Китая, которые опоясывают весь регион. В этой связи показатели формальной интеграции, выраженные цифрами статистики, не отражают фактической интеграции регионального экономического пространства.

В ноябре 2007 г. на саммите в Сингапуре кроме Хартии лидеры АСЕАН подписали еще один основополагающий документ - План создания Экономиче-

стр. 79

ского сообщества АСЕАН к 2015 г. и график мероприятий к нему. Этот план определяет приоритеты и те меры, которые должны быть приняты для превращения АСЕАН к указанному периоду в регион свободного движения товаров, услуг, инвестиций, квалифицированной рабочей силы и капиталов по образцу ЕЭС.

Первая шестерка стран АСЕАН завершила создание Зоны свободной торговли (AFTA) в 2006 г. Ставки тарифов для 98,46% товаров были включены в "преференциальный список", и 99,77% из них облагались пошлиной 0,5% цены. Более поздние члены АСЕАН (Вьетнам, Лаос и др.) тоже снизили до минимума тарифы на 81% товаров из этого списка5. По принятому плану, все таможенные тарифы внутри АСЕАН ликвидируются (за исключением ограниченного списка "особо чувствительных" товаров) в 2010 г. для шести государств и в 2015 - 2018 гг. для всех остальных.

Кроме отмены пошлин план предусматривает гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание сертификатов качества, а также возможность полной отмены других видов нетарифных барьеров. Предполагается также унифицировать и облегчить таможенные процедуры по принципу "одного окна", либерализовать рынок услуг и перевод капиталов. Первостепенное внимание будет уделено развитию инфраструктуры. В частности намечено завершить строительство железной дороги Сингапур-Кунмин (Китай) и сети автомагистралей АСЕАН. Но ключевой темой дискуссий на саммитах АСЕАН в последние годы остается проблема энергетической безопасности. В этой области решено принять меры для внедрения энергосберегающих технологий, использования альтернативных (биологических) энергоресурсов, а также построить транс-АСЕАНовский газопровод и разработать проект создания единой энергетической системы. При этом ряд стран уже имеют проекты строительства АЭС.

Стороны договорились усилить интеграцию в таких приоритетных секторах, как воздушный транспорт, агропромышленный комплекс, автомобилестроение, логистика, электроника, рыболовство, деревообработка, резинотехническая, текстильная и швейная промышленность, здравоохранение, туризм и торговля по интернету. К этому следует добавить принятую ранее "дорожную карту" дальнейшей финансовой и валютной интеграции в четырех сферах: рынок капиталов; развитие региональной системы конвертации национальных валют, либерализация финансовых услуг и валютного сотрудничества. До 2010 г. все страны АСЕАН должны заключить соглашения об избежании двойного налогообложения.

Одновременно АСЕАН втягивается в серию двусторонних соглашений по созданию зон свободной торговли с другими партнерами. В Сингапуре были подписаны соглашения о создании таких зон с Южной Кореей в 2009 г., Китаем - в 2010 г., Индией - в 2011 г. и с Японией в 2012 г. Продолжаются переговоры на эту тему с ЕС, США, Австралией и Новой Зеландией.

Создание социально-культурного сообщества АСЕАН занимает все более важное место в процессе региональной интеграции. Планы создания экономического сообщества и зоны мира и безопасности тесно увязаны с социально-культурными программами. Они как бы воплощают заявленное стремление стран АСЕАН к повышению качества жизни своих народов и укреплению их культурной идентичности. В этой связи в рамках Ассоциации проходят многочисленные фестивали, соревнования, конкурсы, семинары и другие форумы специалистов в самых разных областях. Особое значение придается контактам общественных и по-

стр. 80

литических деятелей, ученых, деятелей культуры и особенно молодежи, что должно постоянно поддерживать среди населения чувство единения.

Не случайно в политическом лексиконе стран региона появилось понятие "просвещенного регионализма". Им не без оснований считается практика АСЕАН. Там научились извлекать пользу не только из сотрудничества правительств и бизнеса, но и из сближения народов. Недавно создана и активно работает Межпарламентская ассамблея АСЕАН. Внимание к неправительственным организациям также велико, и на их форумы и публикации спонсоры явно не жалеют средств, как и на многочисленные научно-исследовательские центры, изучающие все процессы в ЮВА и АТР.

Средства массовой информации АСЕАН активно популяризируют идею о том, что усилия властей и общественности должны быть направлены на формирование сообщества государств, связанных не только общими интересами, но и общими ценностями. Принятая в Сингапуре Хартия провозглашает важнейшей задачей АСЕАН "избавление от образа элитарной организации, в которой участвуют одни дипломаты и высшие государственные чиновники". И это не просто риторика, а реальный опыт, которым не стоило бы пренебрегать в решении подобных проблем в нашем собственном окружении, будь то СНГ, ОДКБ или Шанхайская организация сотрудничества.

АСЕАН и партнеры

Сингапурский саммит, как обычно, завершился серией встреч с партнерами по диалогу в формате АСЕАН+3, АСЕАН+1 и третьим Восточно-Азиатским саммитом. Все они вписываются в сложившийся курс борьбы этой коалиции за свое место в мире. Для этого АСЕАН создает более широкие региональные или межрегиональные структуры сотрудничества на основе принципа концентрических кругов. Логика здесь такова: наращивая интеграционные усилия по сотрудничеству внутри АСЕАН, эта группа стран может эффективно вступать в более широкие региональные объединения (например, Восточно-Азиатское сообщество) а те, в свою очередь, могут содействовать продвижению интересов АСЕАН в АТР и на глобальном многостороннем уровне.

В Сингапуре отмечалось 10-летие сотрудничества в формате АСЕАН+3. В 1997 г. Япония, Китай и Южная Корея помогли АСЕАН выстоять под ударом жестокого кризиса. Отношения с каждой из трех стран имеют особое значение для членов АСЕАН и ценны сами по себе, но их совместное подключение к интеграционным процессам в АСЕАН дало этим отношениям новый мощный импульс. В рамках АСЕАН+3 действует около 50 организаций, координирующих сотрудничество в 16 различных областях. Товарооборот превышает 300 млрд. долл. США.

АСЕАН де-факто позиционирует себя как двигатель интеграции во всей Восточной Азии. Активно разрабатывается "План всеобъемлющего экономического партнерства" с целью создания Восточно-Азиатского сообщества (ВАС). Проект, рассчитанный на 10 лет, будет рассмотрен уже на саммите 2008 г. в Бангкоке. Речь при этом идет о выработке далеко идущего "паназиатского видения" региональной интеграции.

Хотя создание ВАС пока рассматривается как проект отдаленного будущего - слишком уж велики различия между его участниками, среди которых к

стр. 81

тому же разворачивается борьба за лидерство, но уже на данном этапе возникает вопрос о месте России в этом процессе.

Формально мы имеем довольно длительную историю дружественных отношений с АСЕАН. Однако российская дипломатия в 1990-е гг. не уделяла должного внимания этому направлению. Переломным событием стал первый саммит Россия - АСЕАН в Куала-Лумпуре в декабре 2005 г. с участием Президента РФ В. В. Путина. Наиболее успешно продвигалось с тех пор политическое сотрудничество на двустороннем и многостороннем уровнях. В экономической сфере по многим объективным и субъективным причинам этого не произошло. Товарооборот с государствами АСЕАН в 2006 г. составил всего 4,4 млрд. долл. США, т. е. 0,3%6. Еще хуже дело обстоит с инвестициями. Серьезные экономические предпосылки для полновесного участия России в процессах интеграции в Восточной Азии, как и в АТР в целом, как ожидается, должны быть созданы выполнением целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. Разумной альтернативы нет ни для нас, ни для наших партнеров. Этому во многом благоприятствует то обстоятельство, что в общественном мнении большинства стран АСЕАН доминирует благожелательное отношение и доверие к России в отличие от сохраняющихся сомнений и даже подозрений в отношении истинных намерений Японии, США, Китая и других важнейших игроков в регионе.


1. www.ASEANsec.org // Charter.

2. www.ASEANsec.org.

3. См. подробнее: Степанов Е. Южно-Китайское море: острова на материковой отмели // ПДВ. 2006, N 2.

4. www.ASEANsec.org/Stat/Tabl 5, 6, 17.

5. Japan Center for International Exchanges / Symposium on Okinawa. - www.JCIE.com.jp/.

6. Моск. новости. 2007. 20 февр.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/АСЕАН-на-новом-этапе-интеграции

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. Локшин, АСЕАН на новом этапе интеграции // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 25.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/АСЕАН-на-новом-этапе-интеграции (date of access: 20.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Г. Локшин:

Г. Локшин → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
11 hours ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
2 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
2 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
3 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

АСЕАН на новом этапе интеграции
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android