Для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) так же, впрочем, как и для всего цивилизованного мира, характерны развитие интеграционных процессов и расширение экономического сотрудничества. Однако такое сотрудничество в данном регионе имеет ряд специфических черт, из которых главная - явное предпочтение двусторонним отношениям, их приоритет перед многосторонним сотрудничеством, особенно если последнее влечет принятие на себя существенных обязательств в соответствующих областях внутренней и внешней политики, как это обычно практикуется в Европе. Правда, государства АТР не могут игнорировать происходящие в мире процессы глобализации, прежде всего в экономической сфере, а потому и здесь набирает темп региональная экономическая интеграция. Однако во всем, что касается военно- политического сотрудничества и взглядов на формирование систем коллективной безопасности, страны АТР, похоже, пока не намерены ориентироваться на западноевропейские примеры и практику в этой сфере.
В основе такого подхода лежит ряд факторов. Прежде всего, не нужно забывать того, что подавляющее большинство нынешних государств этого региона весьма долгое время находилось в колониальной или полуколониальной зависимости от европейцев и обрело суверенитет в среднем 50 лет назад. Борьба между их бывшими метрополиями, сопровождавшая весь период колонизации, способствовала разделению народов этого региона, отголоски чего проявляются и поныне во взаимных территориальных претензиях, периодическом обострении этнической и религиозной розни. Поэтому всякое следование внешним установкам, даже выработанным группой стран собственного региона, не говоря уже об участии в этом деле государств западной цивилизации, воспринимается ими настороженно, вероятно, из-за того, что напоминает о прошлом.
УСПЕХИ И НЕУДАЧИ ПОЛИТИКИ США
Наиболее яркой иллюстрацией сказанному могут служить неудачи США и их союзников в попытках сколачивания многосторонних военно-политических альянсов с участием стран АТР и примыкающих к нему государств - Австралии и Новой Зеландии. Так, созданные в 1950 - 1960-х гг. блоки СЕНТО и АНЗКЖ распались после вьетнамской войны, а в СЕАТО была прекращена военная деятельность. Не стал военным блоком и АЗПАК, который остался в основном экономическим и в меньшей степени политическим объединением. Длительный кризис отмечается в деятельности тройственного пакта безопасности АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). Определенную активность проявляет лишь оборонный союз стран Британского содружества (Англия, Австралия, Новая Зеландия, Малайзия и Сингапур), функционирующий с начала 1970-х гг.
В настоящее время в АТР наиболее тесными остаются лишь двусторонние военно-политические союзы между США и Японией и между США и Республикой Корея, имевшие достаточно очевидную направленность против СССР/России, КНР и КНДР. Но и здесь забуксовали начатые в первой половине 80-х гг. попытки США объединить их в общий военный союз, как и проект расширения блока АНЗЮС за счет присоединения к нему Японии и Канады, для которого была даже придумана новая аббревиатура ДЖАКАНЗЮС, с последующим намерением вовлечь в него и Южную Корею 1 .
Не достигнув результата в юридическом оформлении новых военно-блоковых образований даже в период "холодной войны", в новых условиях США развернули деятельность по подготовке создания совместно с Японией и Республикой Корея (а может быть, и Тайванем) системы ПРО Тихоокеанского театра военных действий. Причем ожидается, что отдельные элементы этой системы будут расположены в космосе. Не исключено, что вовлечением данных стран в совместное проведение столь масштабных работ США преследуют и цель поднятия на более высокий уровень неизбежного в этом случае взаимодействия вооруженных сил государств-участников проекта и по другим направлениям их деятельности, что должно привести к более тесной военной интеграции. В числе этих направлений - разведка, планирование и проведение совместных операций.
И все же представляется, что в деле создания системы безопасности в АТР государства региона хотят идти собственным путем, не желая следовать предлагаемым Западом рецептам и видя в них попытки навязать им те или иные решения. При этом создается впечатление, что подобные настроения здесь окрепли после последних событий в Югославии и Ираке, реакция на которые в странах региона, за единичными исключениями, колебалась между настороженным нейтралитетом и сдержанным осуждением. Немаловажно и то, что многие страны Юго-Восточной Азии в подобных делах ориентируются также на позицию, которую занимает по данным вопросам руководство одного из наиболее авторитетных государств региона -
стр. 43
Китайской Народной Республики, являющееся последовательным противником создания широких многосторонних институтов обеспечения безопасности в Азии.
В этих условиях США предпринимают серьезные усилия, направленные на сохранение двусторонних союзнических отношений с рядом государств АТР. К их числу, кроме упомянутых Японии и Республики Корея, относятся также Таиланд и Филиппины.
Известно, что в практике международных отношений в последние десятилетия все большей популярностью стали пользоваться так называемые "мягкие международные договоры". Подписание таких документов, оформленных обычно в виде деклараций и меморандумов, или присоединение к ним не влечет за собой конкретных юридических обязательств государства, а только отражает его согласие сотрудничать и придерживаться общих и ясно сформулированных основных правил поведения стран при их совместной деятельности в тех или иных областях международных отношений. В качестве примера может служить согласие подавляющего большинства стран мира с принципом ответственности государства за ущерб окружающей среде в районах, находящихся за пределами его национальной юрисдикции. Этот принцип был закреплен в Стокгольмской Декларации по среде обитания человека 1972 г. и в Декларации об окружающей среде и ее сохранении, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г.
В АТР стремление к урегулированию отношений между государствами с использованием подобной модели можно видеть на примере выработки аналогичных по характеру документов, касающихся сферы морепользования, в которой в силу географического положения стран региона и существенной зависимости их экономики от морской деятельности, а также наличия исторически обусловленных противоречий существует немало спорных проблем. Причем такие споры нередко становились причинами локальных вооруженных конфликтов, имевших место даже в последние годы.
АВТОРИТЕТ АРФ РАСТЕТ
В то же время нужно отметить, что в АТР все больший авторитет и политическое влияние приобретает такой межгосударственный институт, как Асеановский региональный форум (АРФ), где на высоком государственном уровне обсуждаются проблемы взаимоотношений стран АСЕАН и вырабатываются меры по их решению. В целях же разработки концептуальных положений, направленных на поддержание в регионе обстановки стабильности, был создан Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в области безопасности (АТССБ)*, в котором представлено 18 стран: Австралия, Вьетнам, Индонезия, КНР, КНДР, Республика Корея, Малайзия, Монголия, Новая Зеландия, Россия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Япония, а также Канада, США и Евросоюз. Индия является ассоциированным членом этого совета.
В рамках данного совета функционирует несколько рабочих групп, в том числе Рабочая группа по региональному морскому сотрудничеству, сформированная в 1995 г. Ее задача - выработка рекомендаций, призванных достичь общего толкования государствами региона норм морского права и сблизить их подходы к решению спорных морских проблем, а также способствовать укреплению доверия между ними и развитию сотрудничества в этой сфере деятельности.
Изучение рабочей группой проблемных вопросов завершается подготовкой проектов документов, которые представляются на рассмотрение Руководящему комитету АТССБ. Поступившие от членов совета замечания обсуждаются на очередной встрече членов рабочей группы и при необходимости в формулировки рекомендаций вносятся уточнения. После одобрения членами АТССБ итоговых документов они издаются в виде меморандумов. Всего прошло 11 заседаний рабочей группы и выпущено 6 меморандумов. В частности, меморандум АТССБ N 4 "Рекомендации в интересах регионального морского сотрудничества" вышел в 1999 г., N 5 "Сотрудничество в интересах соблюдения законности и порядка на море" - в 2000 г. и N 6 "Применение морского права в Азиатско-Тихоокеанском регионе" - в 2002 г. 2
В меморандуме N 4 говорится, что предлагаемые рекомендации вырабатывались на основе предложении, которые выдвигались на нескольких региональных форумах в целях достижения общего соглашения о предотвращении инцидентов на море. Однако в процессе работы они концептуально трансформировались от идеи подготовки документа, призванного способствовать стабилизации обстановки на море, к идее выработки более широких рекомендаций, охватывающих различные направления регионального морского сотрудничества, что нашло одобрение со стороны всех членов АТССБ.
Как пишут авторы предложенных рекомендаций, в них содержится комплексный подход к проблемам региональной безопасности. А потому, будучи принятыми государствами АТР, они внесут весомый вклад в стабилизацию обстановки в регионе, так как охватывают меры доверия и меры превентивной дипломатии, сформулированные Асеановским региональным форумом. При этом в ходе их разработки учитывалась практика стран региона в отношении соблюдения международного права в морях и океанах, которая дополнена обязанностями государств в области морского сотрудничества, как это определено в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Говоря о значении этих рекомендаций, авторы меморандума отмечают, что они обусловлены самим характером и сложностью географии региона, значимостью морских проблем в жизнедеятельности его стран, а также склонностью немалого их числа к спорам и незаконным действиям на море. Поэтому именно морское сотрудничество, по их мнению, должно внести основной вклад в региональную стабильность, ослабляя напряженность и уменьшая риск возникновения конфликтов.
Меморандум N 5 содержит анализ наиболее эффективных примеров действий государств АТР в интересах поддержания законности на море, а также целесообразных направлений сотрудничества в этих целях. В нем приводится перечень мер, которые способствовали бы поддержанию правопорядка на море и снижению уровня морской преступности, а также рассматриваются возможности принуждения для обеспечения государственных законов на море и области сотрудничества для приведения в исполнение в определенных случаях позволенных международным правом норм таких законов за пределами их национальной юрисдикции.
В международных документах, а также справочниках встречается другая его аббревиатура - ССБА - Совет по сотрудничеству в области безопасности в АТР.
стр. 44
Важность этого направления деятельности обусловлена тем, что соблюдение законности и правопорядка на море способствует укреплению свободы морской торговли и гарантирует странам соблюдение мирными средствами их интересов при разработке своих биологических и минеральных морских ресурсов в соответствии с нормами международного права. Оно минимизирует ущерб национальным экономикам от действий преступных сообществ, а также обеспечивает сохранение и защиту окружающей морской среды, включая сохранение ее разнообразия, и гарантирует, что все страны и народы, включая их будущие поколения, извлекут равную пользу из этого.
В меморандуме N 6 рассматриваются проблемы, по которым национальная политика стран АТР в отношении тех или иных аспектов морского права имеет различия. Конечно, уяснение позиций друг друга позволяет успешнее решать реально возникающие проблемы, даже в условиях существующих разногласий. Однако лишь взаимопонимание, базирующееся на единообразной трактовке норм морского права, особенно касающихся режимов плавания и обязанностей прибрежных государств в различных морских зонах, будет способствовать выработке эффективных мер доверия и обеспечению подлинной безопасности на море.
"КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ" ГОСУДАРСТВ РЕГИОНА
Другой пример весьма разумного подхода к урегулированию спорных вопросов - это разработка и подписание в Пномпене в ноябре 2002 г. Декларации о принципах деятельности в Южно-Китайском море. Нужно сказать, что идея выработки своеобразного кодекса поведения в этом районе, где на ряд островов претендует сразу несколько стран, и уже имели место случаи применения оружия, появилась в АСЕАН в конце 90-х гг. Работа над этим документом началась, когда на переговорах АСЕАН и Китая в апреле 1999 г. Пекин дал согласие на его подготовку.
Уже в августе того же года Филиппины от имени АСЕАН представили проект такого кодекса, а через два месяца Китай вышел со своей его версией. Обсудить оба проекта хотели на встрече АСЕАН-КНР в ноябре 1999 г., но представители Китая отказались рассматривать филиппинский вариант, хотя и согласились продолжать работу над документом. Разногласия касались вопросов строительства сооружений на необитаемых островах, атоллах и рифах в спорных районах и порядка деятельности в них вооруженных сил, а также возможности подачи исков относительно неправомерных действий в этой зоне в Международный суд или Международный трибунал по морскому праву и некоторых других проблем. В итоге, Китай и поддержавшая его Малайзия заявили, что документ требует более тщательной проработки.
В ходе последующих трехлетних переговоров АСЕАН пошел на существенные уступки Китаю, в результате чего в Пномпеньской декларации 2002 г. в основном превалирует позиция КНР. В документе подтверждены свободы плавания и полетов в Южно-Китайском море в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., приверженность мирному характеру разрешения споров на основе взаимных консультаций, обязательства воздерживаться от действий, которые могут привести к обострению обстановки в этом районе, намерение развивать сотрудничество в интересах защиты морской среды, ведения научных исследований, обеспечения безопасности мореплавания и спасения людей, а также борьбы с преступностью. При этом такое взаимодействие будет строиться "на основе доброжелательного обмена мнениями, конструктивного диалога и справедливости". Признается необходимым заблаговременное оповещение о проведении вооруженными силами тех или иных мероприятий в этой зоне, а также обмен соответствующей военной информацией.
Правда, оценивая значимость подписания данного документа для укрепления мира и стабильности в Юго-Восточной Азии, ряд аналитиков проявляют скепсис, прежде всего в отношении возможных дальнейших действий КНР. Ведь сравнительно недавно - в августе и ноябре 1995 г. - Китай уже подписывал двусторонние кодексы поведения в этой зоне с Филиппинами и Вьетнамом, однако это не остановило тогда продолжение китайской экспансии в зонах спорных островов. А потому в вопросах, связанных с территориальными проблемами, по их мнению, нужны более четко прописанные обязательства, имеющие к тому же исполнительную силу и механизм ответственности за их нарушения.
И все же, данная Декларация имеет положительное значение как очередной шаг, направленный на устранение противоречий между странами региона и создание в нем обстановки стабильности и мира. Тем более, что по форме ее подписания Китай является как бы одной стороной, а страны АСЕАН - другой. А потому в случае, если китайцы будут отступать от продекларированных в документе положений, они могут встретить консолидированную оппозицию всего АСЕАН, как-то уже имело место в 1995 и 1997 гг.
ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - МОРСКИЕ
В настоящее время в АТССБ ведется работа по выработке общей концепции региональной морской безопасности. Предполагается, что это будет документ политической ориентации, содержащий понятие природы морской преступности, а также причин других морских правонарушений и устанавливающий общие принципы юрисдикции при обеспечении законности и порядка на море. Кроме того, ожидается, что в нем будут использованы также наработки, связанные с совместной деятельностью государств региона по предупреждению и уменьшению последствий морских стихийных бедствий и взаимопомощью при ликвидации их последствий, а также с организацией иных спасательных работ на море.
Бесспорно, такая работа должна базироваться на единстве понимания принципов, положенных в основу этой концепции, а также подразумевать вовлечение в сотрудничество и координацию действий на данном направлении всех стран региона. Только в таком случае можно обеспечить действенный контроль и реальное управление ситуацией при обеспечении законности и порядка в водах АТР.
Причем документ такого уровня должен:
* во-первых, стать важным этапом в развитии региональных мер доверия, устанавливая общие принципы сотрудничества на море государств региона;
* во-вторых, знаменовать собой новый значительный шаг в процессе формирования режима управления ситуацией в морях АТР, основанного на Конвенции
стр. 45
ООН по морскому праву и других международных соглашениях в этой сфере;
* в-третьих, служить установлению стабильного морского режима в регионе со свободным потоком морской торговли, учитывающего интересы всех стран и гарантирующего им возможность отстаивать эти интересы, управлять своими морскими ресурсами, защищать их в интересах сохранения морской среды на основе общепринятых норм и принципов международного права;
* в-четвертых, предусматривать меры развития доверия в сфере военно-морской деятельности, включающие согласование мероприятий по предотвращению инцидентов с кораблями в море и летательными аппаратами над ним, расширение контактов руководящего состава и персонала соответствующих ведомств и военных подразделений разных стран, возможности привлечения сил флотов к проведению совместных гуманитарных и правоохранительных операций и т.п.
Наконец, концептуальные положения данного документа должны органично сочетаться с концепциями безопасности в других областях деятельности, способствуя тем самым формированию принципов всеобъемлющей безопасности в регионе.
Все вышесказанное свидетельствует, что государства АТР уделяют немалое внимание проблеме создания условий для преодоления существующих между ними разногласий, включая сферу морепользования, и, несмотря на существенные различия в уровне экономического развития, характере политического устройства и наличии военного потенциала, занимают по ним достаточно сходные позиции. Оценивая усиление взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности государств в современных условиях как объективный процесс, большинство из них стремится строить свои отношения на основе консенсуса и противостоит попыткам доминирования в этом деле региональных держав, прежде всего США. Такой подход к развитию межгосударственных отношений, как представляется, в наибольшей степени отвечает принципу строительства многополюсного мира, учитывающего его многоликость и многообразие жизненных интересов народов, а также их право сохранять самобытность и избирать собственный путь развития.
ПОЛИТИКА РОССИИ ДОЛЖНА СТАТЬ БОЛЕЕ АКТИВНОЙ
Достаточно очевидно, что Россия как одна из крупнейших тихоокеанских стран просто обязана активно участвовать на всех направлениях международной деятельности в АТР и, прежде всего, в строительстве системы безопасности в регионе, тем более, что она является членом АТССБ и тоже провозгласила в Концепции своей внешней политики приверженность принципу многополярности. Однако, несмотря на то, что на всех уровнях российской власти много говорят о важности для нас восточного направления, на деле ему уделяется недостаточное внимание. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что при подготовке настоящей статьи автору так и не удалось найти в каком-либо ведомстве ответственных работников, более или менее на постоянной основе участвующих в деятельности рабочих групп АТССБ.
В то же время США все активнее навязывают АТР свое лидерство, стремясь тем самым обеспечить здесь собственные национальные интересы. Для этого всей своей политикой, в том числе и с помощью силы, они стремятся убедить как партнеров, так и потенциальных соперников в АТР в бесперспективности попыток игнорировать позицию Соединенных Штатов в тех или иных вопросах, так как, во-первых, это будет им не по силам, а, во-вторых, - нанесет ущерб национальным интересам и безопасности стран, решивших встать на такой путь.
При этом в содержании нынешней политики США как в АТР, так и в глобальном плане, несмотря на все заявления Вашингтона о хорошей динамике развития отношений партнерства с Россией, отчетливо просматриваются шаги, направленные на дальнейшее ослабление ее позиций. Осуществляя сдерживание Китая, США параллельно предпринимают различные меры, направленные на затруднение сближения КНР и РФ как государств, обладающих потенциалом, который в перспективе может позволить им совместно бросить вызов американской гегемонии.
Все это понимают ведущие политические деятели государств Восточной Азии. Однако большинство из них предпочитает не конфликтовать с США, даже не разделяя их позиции в большинстве вопросов мировой политики. Оставаясь прагматиками, они предпочитают получать кредиты и технологии от Запада и от близкого союзника США - Японии, с опаской оглядываясь лишь на быстро набирающий мощь Китай.
В таких условиях России требуется поддержка с самых разных сторон, среди которых не может быть менее важных. А для этого мы должны активно встраиваться в самые разные региональные процессы и не только участвовать в регулярных конференциях, совещаниях и встречах, но и повседневно заинтересованно и конструктивно работать в различных рабочих группах и комитетах международных организаций региона даже по проблемам, не очень актуальным сегодня для нашего государства. Это в полной мере, а может быть, и в первую очередь, относится к нашей деятельности в АТССБ.
Ведь АТР - это регион, где мы при определенных условиях имеем больше шансов получить ту или иную политическую и экономическую поддержку, нежели в других регионах планеты. К тому же, за редким исключением, все, что заботит сегодня азиатские государства, имеет аналоги в комплексе наших собственных проблем на востоке нашей страны. В контексте того, о чем говорилось выше, это - и вопросы размежевания, и проблемы морепользования, и необходимость борьбы с преступлениями на море, а в более общем плане - выработка и внедрение мер доверия для строительства системы безопасности в регионе.
Только на этом пути мы можем добиться большего понимания странами Восточной Азии наших позиций по тем или иным вопросам, а также преодолеть сложившийся там, к сожалению, взгляд на наше государство как на страну, где недостаточно разбираются в специфических проблемах Востока. Только изменив такой сложившийся, к сожалению, в последние годы в значительной части нашей планеты имидж нашей страны, мы сможем рассчитывать на поддержку России с их стороны в различных ситуациях, когда этого потребуют обстоятельства.
-----
1 "Майнити симбун". 29.03.1984.
2 Текст указанных меморандумов см.: Правовые аспекты проблем морепользования в АТР и их влияние на морскую деятельность России. М.: ИДВ РАН, 2003.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |