Libmonster ID: UZ-827
Author(s) of the publication: А. Р. РОДИН
Educational Institution \ Organization: Институт Африки РАН

Ключевые слова: Япония, Африка, внешняя политика, экономическая помощь, инвестиции, TICAD

На фоне нынешней активизации экономической деятельности Китая и Индии на Африканском континенте роль Японии в Африке обычно расценивается как второстепенная. Основная причина этого - неоднозначная экономическая ситуация, в которой находится сейчас Япония1. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе положение дел может существенно измениться.

Внешнеполитический курс Японии в отношении стран Африки всегда был обусловлен, в первую очередь, экономическими интересами. Торговые связи Японии с Африкой существуют уже более ста лет, однако масштабы японо-африканской торговли долгое время оставались незначительными из-за географической удаленности и колониальной, а значит, и экономической, зависимости африканских территорий от европейских метрополий.

В первой половине XX в. основные торговые партнеры Японии в Африке - Южно-Африканский Союз (ЮАС) и, в меньшей степени, Египет. Главными статьями японского импорта были минеральные ресурсы и сельскохозяйственная продукция - хлопок и продовольствие, а экспорта - товары промышленного производства.

После Второй мировой войны страны Африки, освободившиеся от колониальной зависимости, стали привлекать внимание Японии как источники сырья и быстро растущие рынки сбыта промышленной продукции. В 1960-е гг. политическое присутствие Японии в Африке растет.

Главным африканским торговым партнером Японии оставался ЮАС (с 1961 г. - ЮАР). В 1948 г. торговые отношения между двумя странами, разорванные Южно-Африканским Союзом в 1941 г., были восстановлены. В 1960-х гг. объемы торговли достигли довоенного уровня. К середине 1980-х гг. из-за международной изоляции режима апартеида, в т.ч. наложенных Соединенными Штатами ограничений на торговлю с ЮАР, Япония на некоторое время стала главным торговым партнером этой страны.

Экономическое сотрудничество Японии с расистским режимом ЮАР в 60-х - 80-х гг. XX в. вызывало осуждение со стороны международного сообщества, в т.ч. освободившихся от колониальной зависимости стран Африки. Это осложняло процесс экономической экспансии Японии на континент, но не настолько, чтобы вынудить ее отказаться от торговли с ЮАР, выгоды от которой перевешивали потери в остальной Африке.

На протяжении длительного периода политика Японии, как и политика западных государств, носила двойственный характер: официально осуждая расовую сегрегацию, правительство не препятствовало связям японских компаний с ЮАР. В 1980-х гг. против ЮАР был все же введен ряд санкций, однако они не принесли существенного ущерба двустороннему экономическому взаимодействию. Официально Япония в этот период придерживалась концепции "разделения политики и экономики".

Мощным импульсом к активизации экономических связей Японии с Африкой стал нефтяной кризис 1973 г. Энергетический голод и спад в экономике стали следствием скачка цен на нефть и побудили Японию к переориентации промышленности с энергоемкой на наукоемкую, а также к поиску новых источников энергоносителей, в т.ч. и в странах Африки. Проблема энергоносителей служит одной из причин актуализации сотрудничества с африканскими государствами в XXI в. Ввиду частичного закрытия АЭС Фукусима-1, пострадавшей от землетрясения и цунами в марте 2011 г., вопрос нехватки энергетических ресурсов не менее актуален, чем после "нефтяных шоков".

Африканское направление внешнеполитического курса Японии претерпело существенные изменения в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Ввиду изменений, происходивших в ЮАР, и с ростом осуждения международным сообществом сотрудничества Японии с режимом апартеида, политика "двойной дипломатии" - т.е. стремление Японии к активному сотрудничеству и с режимами белого меньшинства, и с национальными правительствами освободившихся государств, оказалась неэффективной.

СОЗДАНИЕ ТИКАД

Отсчет нынешнего этапа японо-африканских отношений можно вести с проведения в 1993 г. Токийской международной конференции по развитию Африки (ТИКАД - Tokyo International

стр. 59

Conference on African Development/TICAD). С тех пор ТИКАД проводится каждые пять лет. Конференция стала свидетельством выдвижения Африки в число приоритетных направлений внешней политики Японии.

Вследствие относительной дешевизны рабочей силы и ресурсов стран Африки, а также стремления Японии снизить степень зависимости от Китая как поставщика минерального сырья, привлекательность африканских стран для внешней торговли Японии продолжает возрастать. В дипломатическом ежегоднике МИД Японии отмечается, что "Африка становится все более важной для внешней политики Японии по следующим причинам: 1. Упорно работать над решением различных проблем, с которыми сталкивается Африка, - это долг Японии как ответственного члена мирового сообщества;

2. Усиление экономических связей Японии с Африкой крайне важно в стратегическом плане, поскольку Африка обладает огромным запасом природных ресурсов и быстро растущим населением, а следовательно, потенциальными рынками сбыта и перспективой экономического роста;

3. Сотрудничество со странами Африки необходимо для решения в будущем глобальных проблем, таких как реформа Совета Безопасности ООН и климатические изменения"2.

Формируя африканский вектор своей внешней политики, правительство Японии придерживается курса на развитие рыночных отношений в странах Африки посредством официальной помощи в целях развития, займов и разностороннего поощрения экономической деятельности японских компаний. Комплекс мер, принимаемых правительством совместно с представителями частного сектора, нацелен также на формирование среднего класса и создание с помощью образовательных программ кадровой базы, стремящейся сотрудничать с японскими фирмами и знакомой с реалиями японского бизнеса. Подтверждением важности африканского направления для внешней политики и экономической деятельности Японии явился состоявшийся в 2001 г. визит на континент премьер-министра Японии Ёсиро Мори - он посетил ЮАР, Кению и Нигерию. В ходе визита Мори заявил, что "в XXI веке стабильность и процветание во всем мире будут достигнуты только тогда, когда будут решены проблемы Африки"3.

НА КОНФЕРЕНЦИИ ТИКАД-V

Заявление премьер-министра Японии Синдзо Абэ, сделанное в рамках конференции ТИКАД-V в июне 2013 г., о намерении вложить в развитие экономики африканских стран в ближайшие годы более $30 млрд. и его последующий визит в страны Африки свидетельствуют о дальнейшем развитии обозначенных выше тенденций4.

Правительство Японии - организатор конференции совместно с Программой развития ООН (ПРООН) и Канцелярией специального советника ООН по Африке. С 2013 г. ряды организаторов пополнили также Африканский Союз и Всемирный банк. Цель конференции - "способствовать диалогу на высшем уровне между лидерами стран Африки и партнерами развития", а также укреплению отношений, поддержанию мира и стабильности и обмену опытом модернизации с адаптацией его к африканским условиям. В документах конференции сказано, что помощь Японии странам Африки понимается как "стимулирование экономического роста с помощью торговли и инвестиций частного сектора, а также всестороннее содействие развитию и укрепление безопасности"5.

Пятая конференция ТИКАД проходила с 1 по 3 июня 2013 г. в Иокогаме и стала самой масштабной международной конференцией, когда-либо проводимой Японией. Число ее участников превысило 4500 человек. Среди них были представители 51 африканского государства и 35 государств-партнеров развития, в т.ч. 39 глав государств и правительств, посланцы 74 международных и региональных организаций, а также представители частного сектора и негосударственных организаций. На конференции присутствовал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, председатель Комиссии Афросоюза Нкосазана Дламини-Зума, глава ВБ Джим Ён Ким и администратор ПРООН Хелен Кларк. Председателями конференции были премьер-министр Японии Синдзо Абэ, премьер-министр Эфиопии и председатель АС Хайлемариам Дасалень. Сопредседателем пленарных сессий стал бывший премьер-министр Японии Мори.

Официальная концепция последней конференции звучала так: "Вместе с более динамичной Африкой" ("Hand in Hand with a More Dynamic Africa"). Среди основных тем дискуссий были такие, как "Процветающая и надежная экономика", "Инклюзивное и счастливое общество", "Мир и стабильность". Отдельная сессия - "Диалог с частным сектором" была посвящена задаче прямого привлечения представителей частного сектора экономики Японии к взаимодействию с африканскими государствами.

ТОРГОВЛЯ И ИНВЕСТИЦИИ

Доля Японии во внешней торговле африканских стран, как и их доля в торговле Японии, сравнительно невелика. В 2012 - 2013 гг. на Японию приходилось не более 3% общего объема импорта и экспорта стран Африки. По данным ВТО, Африка стоит на последнем месте среди регионов в структуре как экспорта, так и импорта Японии. Тем не менее, объем торговли Японии со странами Африки в последние годы приблизился к объему торговли за тот же период с регионом "Россия и СНГ", составив в 2011 г. $27 млрд. против $34 млрд, соответственно6 (по данным ITC, в 2011 г. - $30 и $33,5 млрд, в 2012 г. - $34 и $36,5 млрд7). Некоторый спад в абсолютных значениях объемов японо-африканской торговли в 2012 - 2013 гг. (с $34 млрд. в 2012 г. до $30 млрд. в 2013 г.)8 обусловлен общим спадом производства и торговли Японии, произошедшем в т.ч. вследствие стихийных бедствий и техногенной катастрофы на атомной электростанции Фукусима-1.

Объемы ПИИ Японии в Африку по-прежнему остаются срав-

стр. 60

нительно небольшими. Тем не менее, согласно плану действий участников конференции (Yokohama Action Plan), опубликованному ТИКАД-V, и приведенному выше заявлению премьер-министра Синдзо Абэ, в последующие 5 лет Япония планирует инвестировать $32 млрд. в различные проекты, связанные с экономическим развитием Африки, в т.ч. около $14 млрд. в рамках официальной помощи в целях развития.

Помимо плана действий, конференцией был принят еще один программный документ - "Иокогамская декларация" (Yokohama Declaration 2013). Он содержит основные стратегические установки, ориентиры деятельности конференции и преследуемые ею цели.

В программных документах ТИКАД-V особо подчеркивается намерение японского правительства и других участников финансировать проекты, нацеленные на стимулирование экономического роста стран Африки, помощь в развитии частного сектора, создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, укрепление продовольственной безопасности, защиту окружающей среды, а также проекты, связанные с образованием, научной деятельностью и развитием туризма.

Среди действий, которые планируют предпринять в ближайшие пять лет участники конференции (правительство Японии, неправительственные организации и международные организации), на первом месте - стимулирование развития экономики путем создания совместными усилиями благоприятных условий для расширения торговых связей, привлечения инвестиций в инфраструктуру, сельское хозяйство и добывающие отрасли экономики. В связи с тем, что Африка - наименее экономически интегрированный континент в мире (ее доля во всемирной торговле - около 3%), первостепенной задачей признается расширение сферы сотрудничества в области торговли с африканскими государствами, в частности, в рамках концепции "Помощь за торговлю" (Aid for Trade).

Предполагается, что увеличение объемов внешней торговли станет катализатором развития экономики в целом, в т.ч. создания новых рабочих мест, а также снижения уровня бедности. Кроме того, немало внимания уделяется активизации торговли между государствами Африки, которая должна привести к снижению стоимости товаров, а следовательно - и к повышению уровня жизни. Сейчас доля торговли между странами континента составляет всего 12% от общего объема их торговли - довольно низкий показатель9.

Потоки частного капитала в Африку сейчас направлены, в основном, на финансирование предприятий добывающей отрасли стран, богатых природными ресурсами. В документах ТИКАД-V подчеркивается стремление участников не только увеличить общий объем инвестиций, но и диверсифицировать их объекты, привлекая инвесторов в такие области, как сельское хозяйство, промышленное производство, туризм и инфраструктура. Эта задача особенно важна в свете недавно озвученной Африканским Союзом оценки стоимости приоритетных проектов Программы по развитию инфраструктуры в Африке (Programme for Infrastructure Development in Africa - PID): на реализацию проектов до 2020 г. потребуется около $7,5 млрд. ежегодно, а в долгосрочной перспективе - более $360 млрд. до 2040 г.10

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Одно из центральных мест в повестке дня ТИКАД-V заняло обсуждение условий для развития частного сектора. Наиболее важной целью в документах конференции названо поощрение малых и средних предприятий, играющих важную роль в формировании среднего класса. В частности, планируется обеспечение предпринимателей долгосрочными займами на льготных условиях.

Среди планируемых мер -инициатива организации "Страхование экспорта и инвестиций Японии" (Nippon Export and Investment Insurance - NEXI). Инициатива предусматривает выделение экспортного кредита на сумму в $2 млрд; направление советников по привлечению инвестиций в 10 стран Африки; помощь 20 африканским государствам в оснащении пограничных пунктов для упрощения передвижения между странами, что должно стимулировать развитие торговли внутри региона11.

На церемонии открытия конференции С. Абэ заявил о намерении японского правительства поощрять заключение соглашений об инвестициях в страны Африки частными японскими компаниями. Для развития частного сектора планируется инвестировать $500 млн. в рамках программы "Увеличение помощи частному бизнесу в Африке" (Enhanced Private Sector Assistance for Africa - EPSA) совместно с Банком развития Африки. Корпорация JOGMEC (Japan Oil, Gas and Metal National Corporation) планирует выделить $2 млрд. на проекты в области природных ресурсов. Одними из основных целей развития экономики в документах конференции названы "рост торговли между африканскими странами, улучшение условий для бизнеса в странах Африки и рост объемов экспорта из стран Африки"12.

На инфраструктурные проекты из суммы в $32 млрд. в качестве официальной помощи в целях развития и в качестве займов Японского банка для международного сотрудничества планируется направить $6,5 млрд.

МНОГОВЕКТОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В рамках помощи в сфере образования и развития трудовых ресурсов было объявлено о запуске программы "Бизнес-образование для молодежи Африки" (African Business Education initiative for the Youth - "ABE initiative"). Программа дает возможность молодым африканцам на конкурсной основе проходить обучение в Японии и затем стажироваться и устраиваться на работу в японские фирмы. В первый год реализации программы намечено пригласить 1000 студентов из стран Африки.

Помимо запуска этой программы, было заявлено о планах строительства объектов промышленности и предпринимательства

стр. 61

с созданием 30 тыс. рабочих мест, а также учреждения в рамках деятельности ТИКАД специализированных центров занятости, рассчитанных на работу с жителями 25 государств Африканского континента.

Немало внимания уделено вопросам развития туризма в странах Африки. В частности, планируется проведение в Японии 10 выставок, организованных совместно МИД и Японской ассоциацией туристических компаний, что должно способствовать росту популярности поездок в Африку у японских туристов, а также спонсировать постройку объектов туристической индустрии и создание новых рабочих мест.

Отдельное место в повестке дня конференции занял вопрос стимулирования фермерских хозяйств как основной движущей силы экономики развивающихся стран, играющей важную роль в обеспечении их продовольственной безопасности. Главной задачей на этом направлении было названо удвоение к 2018 г. объемов производства риса в Африке к югу от Сахары - до 28 млн. т - совместными усилиями с Организацией развития рисоводства в Африке (Coalition for African Rice Development - CARD).

Также планируется оказать помощь фермерам в коммерциализации натурального хозяйства, интеграции их в капиталистическую систему и повышении их доходов в рамках инициативы Проекта поддержки мелких фермерских хозяйств (Smallholders Horticulture Empowerment Project -SHEP) в 10 африканских странах. Этот проект с 2009 г. уже был успешно реализован в Кении при финансировании Японией около 95% его стоимости13.

В области защиты окружающей среды в странах Африки было предложено несколько инициатив, среди них проект "Деревья" (Trees), направленный на создание условий для сосуществования дикой природы и человека. Его цель - снижение объемов вырубки лесов в 34 африканских государствах. Планируется финансирование в объеме $2 млрд. проектов по внедрению техники с низким уровнем выброса углекислого газа. Участники конференции намерены оказывать помощь африканским государствам, прежде всего - островным, в уменьшении рисков при стихийных бедствиях.

На конференции были затронуты вопросы социального характера, в частности, необходимость повышения уровня образования и медицинского обслуживания в странах Африки. Было выдвинуто несколько инициатив, в частности, в рамках проекта "Школа для всех" ("School for all"), предусматривающего организацию контроля качества начального и среднего образования с помощью создания системы независимых наблюдателей, а также проект по улучшению качества преподавания точных наук в средней школе (Strengthening Mathematics and Science in Secondary Education - SMASSE).

Еще одной инициативой в этой сфере стала образовательная программа японо-африканского обмена в сфере бизнеса среди женщин (Japan-African Business Women Exchange Program), направленная на улучшение положения женщин в Африке.

В сфере здравоохранения намечено вложить $500 млн. в реализацию программ улучшения качества медицинского обслуживания.

Важной темой в повестке дня ТИКАД-V стали вопросы безопасности, мира и борьбы с терроризмом в странах Африки. В частности, планы выделения финансовых средств для усиления боевого потенциала африканских подразделений, ведущих борьбу с терроризмом и пиратством в Северной Африке и регионе Сахель. Для обеспечения безопасности у берегов Сомали и прилегающих территорий планируется наращивание Морских сил самообороны и Береговой охраны Японии. Заявлено о намерении продолжать поддержку миротворческих сил ООН в регионе и инициатив Африканского Союза. Стабильность в регионе Сахеля планируется поддерживать, вложив в его развитие миллиард долларов.

ПЛАТФОРМА ДЛЯ ДИАЛОГА

В рамках конференции было проведено множество различных семинаров и симпозиумов, в т.ч. отдельный симпозиум по проблеме СПИД/ВИЧ и специальная сессия по Сомали, в ходе которой премьер-министр Синдзо Абэ выразил намерение возобновить прямую помощь этой стране.

Был проведен ряд встреч между членами правительства Японии и участниками конференции. С. Абэ провел двусторонние встречи с 56 участниками, в т.ч. с 39 главами государств и правительств, присутствовавшими на саммите в Иокогаме, с председателем АС и представителями ряда международных организаций14.

Конференция ТИКАД, изначально созданная как платформа для диалога в интересах расширения сферы сотрудничества, становится все в большей степени ориентированной на достижение конкретных результатов. Была создана система мониторинга реализации проектов, включающая ежегодные встречи участников конференции на министерском уровне. Кроме того, с 2009 г. конференция выпускает отчеты о достижениях участников в рамках выдвинутых инициатив15.

Тенденция к активизации деятельности японских компаний в Африке подтверждается также фактом визита С. Абэ в Кот-д'Ивуар, Мозамбик и Эфиопию в январе 2014 г. Премьер-министра сопровождали около 50 высокопоставленных представителей крупных предприятий Японии16, заинтересованных в выходе на стремительно растущий рынок Африки, а также в получении доступа к ресурсам континента.

В ходе визита С. Абэ сделал несколько важных заявлений политического характера, в частности, о финансировании в целях поддержания в Африке мира и стабильности. Было сказано о выделении $320 млн, в т.ч. $25 млн. -на стабилизацию ситуации в Южном Судане, находящемся на грани гражданской войны. Япония готова пожертвовать $3 млн. на помощь в урегулировании кризиса в Центральноафриканской Республике17.

Премьер-министр заявил о намерении удвоить объем кредитов с низкой процентной ставкой, направленных на поддержку развития частного сектора. В 2012 г. предполагалось выделить

стр. 62

в течение пяти лет $1 млрд, теперь же за тот же период ожидается выдача займов на вдвое большую сумму18.

Еще одной важной новостью стало заявление премьер-министра об открытии прямого авиасообщения между столицами Японии и Эфиопии19.

"ПОПЫТКА СОПЕРНИЧЕСТВА"

Визит премьер-министра, так же как и конференция ТИКАД, неизменно характеризуется в прессе как стремление "соперничать с огромным влиянием, которое имеет в Африке Китай"20. В целом, большинство аналитиков видят в активизации Японии на африканском направлении стремление японского правительства не допустить господства Китая на континенте. В последние годы Китай стал одним из крупнейших доноров африканских стран, однако официальные данные об объемах его помощи не предаются огласке. Существует Форум китайско-африканского сотрудничества - аналогичная ТИКАД платформа для координации взаимоотношений Китая со странами Африки и расширения сферы сотрудничества с ними. Он был организован в 2000 г., заседания проводятся раз в 3 года21.

Внимание прессы привлек не только сам визит премьер-министра Японии, но и неожиданно бурная реакция на него общественности, по большей части - населения Китая и этнических китайцев, проживающих в странах Африки. Приезд Синдзо Абэ в Эфиопию был встречен протестами местных представителей китайской диаспоры и неодобрением со стороны официальных лиц КНР22. В частности, утверждалось, будто посол КНР в Эфиопии и представитель страны в Афросоюзе Сэ Сяюань заявил, что считает премьер-министра Абэ "смутьяном" (troublemaker)23.

Поводом для протестов стало посещение С. Абэ в декабре 2013 г. святилища Ясукуни24, которое китайские источники называют памятником военным преступникам, уничтожавшим народ Китая. В посольство Японии в Аддис-Абебе было передано письмо протеста, которое подписали более тысячи китайцев, проживающих в Эфиопии25.

* * *

Сравнительный анализ африканской политики Японии с действиями Китая на соответствующем направлении выявляет как общие черты, так и некоторые характерные отличия. Своего рода "конкурентное преимущество" японцев, по сравнению с Китаем, - отсутствие тенденции к созданию диаспор, а также большая степень ориентированности на создание рабочих мест для местного населения.

Есть у Японии и некоторое преимущество, по сравнению с традиционными игроками на Африканском континенте - европейскими державами: Япония, в сравнении с бывшими метрополиями, реже воспринимается африканцами как неоколониалистическая сила.

Несмотря на сравнительно небольшие объемы японо-африканской торговли и инвестиций японских компаний в предприятия Африки, а также некоторое их снижение объемов торговли в последние годы, не исключено, что у Японии имеются возможности расширения и укрепления своих экономических и политических позиций в Африке.

Сотрудничество между Японией и странами Африки в сфере развития экономики обладает для обеих сторон серьезным потенциалом и в будущем может стать важной составляющей международных отношений.


1 Подробнее см.: Стрельцов Д. В. Попадут ли стрелы "абэномики" в цель? // Азия и Африка сегодня, 2014, N 3,4. (Streltsov D. V. Popadut li strely "abenomiki" v cel? // Aziya i Afrika segodnya. 2014. N 3, 4) (in Russian)

2 Цит. по: Message from the Minister for Foreign Affairs // Diplomatic Bluebook 2013 Summary - http://www.mofa.go.jp/policy/ other/bluebook/2013/html/chapter2/ssafrica.html

3 Цит. по: Prime Minister Yoshiro Mori's Visit to African Nations (Overview and Evaluation), Ministry of Foreign Affairs of Japan, 13.01.2001 - http://www.mofa.go.jp/region/africa/pmv0101/overview, html

4 http://www.mofa.go.jp/files/000005500.pdf

5 Цит. по: Yokohama Declaration 2013. Hand in hand with a more dynamic Africa. 03.06.2013 - http://www.mofa.go.jp/region/page3e_000053.html

6 World Trade Organization, International Trade Statistics 2012 -http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/itsl2_world_tra de_dev_e.htm

7 International Trade Centre - http://www.trademap.org/tradestat/ Bilateral_TS.aspx

8 Ibidem.

9 Yokohama action plan 2013 - 2017. Ministry of Foreign Affairs of Japan, 03.06.2013 - http://www.mofa.go.jp/region/page3e_000054.html

10 Ibidem.

11 http://www.mofa.go.jp/region/files/yap2013_im_en.pdf

12 Ibidem.

13 http://www.jica.go.jp/english/our_work/evaluation/tech_and_g rant/project/term/africa/c8h0vm000001rp75-att/kenya_2009_02.pdf

14 http://www.mofa.go.jp/region/page6e_000075.html

15 http://www.ticad.net/news/pdf/Follow-up-to-TICADIV.pdf; http://www.mofa.go.jp/policy/oda/pamphlet/pdfs/ticad_20_en.pdf 16 Japan PM begins Africa tour in Ivory Coast // Channel News Asia,

11 January 2014 - http://www.channelnewsasia.com/news/asiapacific/ japan-pm-begins-africa/950588.html

17 Japan's Shinzo Abe woos Africa with funds for peace and security // Japan Times, 14 January 2014 - http://www.japantimes.co.jp/ news/2014/01/14/national/japans-shinzo-abe-woos-africa-with-funds-for-peace-and-security/# .UwzU-vl_vQc

18 Speech by H.E. Mr. Shinzo Abe, Prime Minister of Japan, on the Occasion of His Visit to the Federal Democratic Republic of Ethiopia. [Provisional translation] January 14, 2014, p. 2 - http://www.mofa.go.jp/ files/000023952.pdf

19 Ishida Michiyo. Significance of Japan PM Abe's trip to Africa // Channel News Asia, January 15, 2014 - http://www.channelnewsasia. com/news/asiapacific/significance-of-japan-pm/955528.html

20 Japan PM Shinzo Abe eyes African business ties // BBC, 14 January 2014 - http://www.bbc.co.uk/news/world-africa-25730529

21 Подробнее см.: Дейч Т. Л., Корендясов Е. Н. БРИКС как новый игрок на Африканском континенте // Азия и Африка сегодня. 2012. N 4, 6; Дейч Т. Д. Китай-Африка: экономические отношения на рубеже XXI века // Азия и Африка сегодня. 2006. N 4. (Deych T.L., Korendyasov E.N. BRICS kak novyi igrok na Afrikanskom kontinente // Aziya i Afrika segodnya. 2012. N 4, 6. (Deich T.L. Kitai -Afrika: ekonimicheskiye otnosheniya na rubezhe XXI veka // Aziya i Afrika segodnya. 2006. N 4) (in Russian)

22 Цит. по: Miseret Elias. China condemns Japan leader on visit to Ethiopia // Yahoo News, January 15, 2014 - http://news.yahoo.com/ china-condemns-japan-leader-visit-ethiopia-121823542.html

23 Ibidem.

24 Подробнее об инциденте с посещением премьер-министром святилища Ясукуни см. статью Э. В. Молодяковой в этом номере (с. 52 - 58).

25 Miseret Elias. Op. cit.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/АФРИКАНСКАЯ-ПОЛИТИКА-ЯПОНИИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Р. РОДИН, АФРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 19.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/АФРИКАНСКАЯ-ПОЛИТИКА-ЯПОНИИ (date of access: 06.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. Р. РОДИН:

А. Р. РОДИН → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
СЮЖЕТНЫЕ ГРАФФИТИ ИЗ ЗЫНДЖИРЛЫ-МЕДРЕСЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СВЯЗЬ СО СРЕДНЕВЕКОВЫМ ГОРНО-КРЫМСКИМ ЭПОСОМ XIII-XIV вв.
6 hours ago · From Nurdin Mansurov
ВОСПОМИНАНИЯ Н. П. ОСТРОУМОВА О А. Л. КУНЕ
9 hours ago · From Nurdin Mansurov
РАСШИРЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ГОРИЗОНТОВ КИТАЯ: "ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ"
10 hours ago · From Nurdin Mansurov
"АРАБСКАЯ" ГИПОТЕЗА ОБ ИСТОЧНИКЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ РИФМОВАННЫХ СТРОФ: ЗА И ПРОТИВ
10 hours ago · From Nurdin Mansurov
ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА БОРОДИНА (1927-2015)
Yesterday · From Nurdin Mansurov
КАКОГО Л. Н. ГУМИЛЕВА МЫ ЗНАЕМ?
Yesterday · From Nurdin Mansurov
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПАКИСТАНА
2 days ago · From Nurdin Mansurov
ВЛАСТЬ И НАСИЛИЕ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ: ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕЛЕЙ И МЕТОДОВ В НАЧАЛЕ XXI в.
2 days ago · From Nurdin Mansurov
СЦЕНЫ С ВЕРБЛЮДАМИ В НАСКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ
2 days ago · From Nurdin Mansurov
TIPS WITH A RECESS OF THE KOSTENKOV TYPE: EXPERIENCE IN STATISTICAL ANALYSIS
2 days ago · From Nurdin Mansurov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

АФРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android