Ключевые слова: Япония, Африка, внешняя политика, экономическая помощь, инвестиции, TICAD
На фоне нынешней активизации экономической деятельности Китая и Индии на Африканском континенте роль Японии в Африке обычно расценивается как второстепенная. Основная причина этого - неоднозначная экономическая ситуация, в которой находится сейчас Япония1. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе положение дел может существенно измениться.
Внешнеполитический курс Японии в отношении стран Африки всегда был обусловлен, в первую очередь, экономическими интересами. Торговые связи Японии с Африкой существуют уже более ста лет, однако масштабы японо-африканской торговли долгое время оставались незначительными из-за географической удаленности и колониальной, а значит, и экономической, зависимости африканских территорий от европейских метрополий.
В первой половине XX в. основные торговые партнеры Японии в Африке - Южно-Африканский Союз (ЮАС) и, в меньшей степени, Египет. Главными статьями японского импорта были минеральные ресурсы и сельскохозяйственная продукция - хлопок и продовольствие, а экспорта - товары промышленного производства.
После Второй мировой войны страны Африки, освободившиеся от колониальной зависимости, стали привлекать внимание Японии как источники сырья и быстро растущие рынки сбыта промышленной продукции. В 1960-е гг. политическое присутствие Японии в Африке растет.
Главным африканским торговым партнером Японии оставался ЮАС (с 1961 г. - ЮАР). В 1948 г. торговые отношения между двумя странами, разорванные Южно-Африканским Союзом в 1941 г., были восстановлены. В 1960-х гг. объемы торговли достигли довоенного уровня. К середине 1980-х гг. из-за международной изоляции режима апартеида, в т.ч. наложенных Соединенными Штатами ограничений на торговлю с ЮАР, Япония на некоторое время стала главным торговым партнером этой страны.
Экономическое сотрудничество Японии с расистским режимом ЮАР в 60-х - 80-х гг. XX в. вызывало осуждение со стороны международного сообщества, в т.ч. освободившихся от колониальной зависимости стран Африки. Это осложняло процесс экономической экспансии Японии на континент, но не настолько, чтобы вынудить ее отказаться от торговли с ЮАР, выгоды от которой перевешивали потери в остальной Африке.
На протяжении длительного периода политика Японии, как и политика западных государств, носила двойственный характер: официально осуждая расовую сегрегацию, правительство не препятствовало связям японских компаний с ЮАР. В 1980-х гг. против ЮАР был все же введен ряд санкций, однако они не принесли существенного ущерба двустороннему экономическому взаимодействию. Официально Япония в этот период придерживалась концепции "разделения политики и экономики".
Мощным импульсом к активизации экономических связей Японии с Африкой стал нефтяной кризис 1973 г. Энергетический голод и спад в экономике стали следствием скачка цен на нефть и побудили Японию к переориентации промышленности с энергоемкой на наукоемкую, а также к поиску новых источников энергоносителей, в т.ч. и в странах Африки. Проблема энергоносителей служит одной из причин актуализации сотрудничества с африканскими государствами в XXI в. Ввиду частичного закрытия АЭС Фукусима-1, пострадавшей от землетрясения и цунами в марте 2011 г., вопрос нехватки энергетических ресурсов не менее актуален, чем после "нефтяных шоков".
Африканское направление внешнеполитического курса Японии претерпело существенные изменения в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Ввиду изменений, происходивших в ЮАР, и с ростом осуждения международным сообществом сотрудничества Японии с режимом апартеида, политика "двойной дипломатии" - т.е. стремление Японии к активному сотрудничеству и с режимами белого меньшинства, и с национальными правительствами освободившихся государств, оказалась неэффективной.
СОЗДАНИЕ ТИКАД
Отсчет нынешнего этапа японо-африканских отношений можно вести с проведения в 1993 г. Токийской международной конференции по развитию Африки (ТИКАД - Tokyo International
Conference on African Development/TICAD). С тех пор ТИКАД проводится каждые пять лет. Конференция стала свидетельством выдвижения Африки в число приоритетных направлений внешней политики Японии.
Вследствие относительной дешевизны рабочей силы и ресурсов стран Африки, а также стремления Японии снизить степень зависимости от Китая как поставщика минерального сырья, привлекательность африканских стран для внешней торговли Японии продолжает возрастать. В дипломатическом ежегоднике МИД Японии отмечается, что "Африка становится все более важной для внешней политики Японии по следующим причинам: 1. Упорно работать над решением различных проблем, с которыми сталкивается Африка, - это долг Японии как ответственного члена мирового сообщества;
2. Усиление экономических связей Японии с Африкой крайне важно в стратегическом плане, поскольку Африка обладает огромным запасом природных ресурсов и быстро растущим населением, а следовательно, потенциальными рынками сбыта и перспективой экономического роста;
3. Сотрудничество со странами Африки необходимо для решения в будущем глобальных проблем, таких как реформа Совета Безопасности ООН и климатические изменения"2.
Формируя африканский вектор своей внешней политики, правительство Японии придерживается курса на развитие рыночных отношений в странах Африки посредством официальной помощи в целях развития, займов и разностороннего поощрения экономической деятельности японских компаний. Комплекс мер, принимаемых правительством совместно с представителями частного сектора, нацелен также на формирование среднего класса и создание с помощью образовательных программ кадровой базы, стремящейся сотрудничать с японскими фирмами и знакомой с реалиями японского бизнеса. Подтверждением важности африканского направления для внешней политики и экономической деятельности Японии явился состоявшийся в 2001 г. визит на континент премьер-министра Японии Ёсиро Мори - он посетил ЮАР, Кению и Нигерию. В ходе визита Мори заявил, что "в XXI веке стабильность и процветание во всем мире будут достигнуты только тогда, когда будут решены проблемы Африки"3.
НА КОНФЕРЕНЦИИ ТИКАД-V
Заявление премьер-министра Японии Синдзо Абэ, сделанное в рамках конференции ТИКАД-V в июне 2013 г., о намерении вложить в развитие экономики африканских стран в ближайшие годы более $30 млрд. и его последующий визит в страны Африки свидетельствуют о дальнейшем развитии обозначенных выше тенденций4.
Правительство Японии - организатор конференции совместно с Программой развития ООН (ПРООН) и Канцелярией специального советника ООН по Африке. С 2013 г. ряды организаторов пополнили также Африканский Союз и Всемирный банк. Цель конференции - "способствовать диалогу на высшем уровне между лидерами стран Африки и партнерами развития", а также укреплению отношений, поддержанию мира и стабильности и обмену опытом модернизации с адаптацией его к африканским условиям. В документах конференции сказано, что помощь Японии странам Африки понимается как "стимулирование экономического роста с помощью торговли и инвестиций частного сектора, а также всестороннее содействие развитию и укрепление безопасности"5.
Пятая конференция ТИКАД проходила с 1 по 3 июня 2013 г. в Иокогаме и стала самой масштабной международной конференцией, когда-либо проводимой Японией. Число ее участников превысило 4500 человек. Среди них были представители 51 африканского государства и 35 государств-партнеров развития, в т.ч. 39 глав государств и правительств, посланцы 74 международных и региональных организаций, а также представители частного сектора и негосударственных организаций. На конференции присутствовал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, председатель Комиссии Афросоюза Нкосазана Дламини-Зума, глава ВБ Джим Ён Ким и администратор ПРООН Хелен Кларк. Председателями конференции были премьер-министр Японии Синдзо Абэ, премьер-министр Эфиопии и председатель АС Хайлемариам Дасалень. Сопредседателем пленарных сессий стал бывший премьер-министр Японии Мори.
Официальная концепция последней конференции звучала так: "Вместе с более динамичной Африкой" ("Hand in Hand with a More Dynamic Africa"). Среди основных тем дискуссий были такие, как "Процветающая и надежная экономика", "Инклюзивное и счастливое общество", "Мир и стабильность". Отдельная сессия - "Диалог с частным сектором" была посвящена задаче прямого привлечения представителей частного сектора экономики Японии к взаимодействию с африканскими государствами.
ТОРГОВЛЯ И ИНВЕСТИЦИИ
Доля Японии во внешней торговле африканских стран, как и их доля в торговле Японии, сравнительно невелика. В 2012 - 2013 гг. на Японию приходилось не более 3% общего объема импорта и экспорта стран Африки. По данным ВТО, Африка стоит на последнем месте среди регионов в структуре как экспорта, так и импорта Японии. Тем не менее, объем торговли Японии со странами Африки в последние годы приблизился к объему торговли за тот же период с регионом "Россия и СНГ", составив в 2011 г. $27 млрд. против $34 млрд, соответственно6 (по данным ITC, в 2011 г. - $30 и $33,5 млрд, в 2012 г. - $34 и $36,5 млрд7). Некоторый спад в абсолютных значениях объемов японо-африканской торговли в 2012 - 2013 гг. (с $34 млрд. в 2012 г. до $30 млрд. в 2013 г.)8 обусловлен общим спадом производства и торговли Японии, произошедшем в т.ч. вследствие стихийных бедствий и техногенной катастрофы на атомной электростанции Фукусима-1.
Объемы ПИИ Японии в Африку по-прежнему остаются срав-
нительно небольшими. Тем не менее, согласно плану действий участников конференции (Yokohama Action Plan), опубликованному ТИКАД-V, и приведенному выше заявлению премьер-министра Синдзо Абэ, в последующие 5 лет Япония планирует инвестировать $32 млрд. в различные проекты, связанные с экономическим развитием Африки, в т.ч. около $14 млрд. в рамках официальной помощи в целях развития.
Помимо плана действий, конференцией был принят еще один программный документ - "Иокогамская декларация" (Yokohama Declaration 2013). Он содержит основные стратегические установки, ориентиры деятельности конференции и преследуемые ею цели.
В программных документах ТИКАД-V особо подчеркивается намерение японского правительства и других участников финансировать проекты, нацеленные на стимулирование экономического роста стран Африки, помощь в развитии частного сектора, создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, укрепление продовольственной безопасности, защиту окружающей среды, а также проекты, связанные с образованием, научной деятельностью и развитием туризма.
Среди действий, которые планируют предпринять в ближайшие пять лет участники конференции (правительство Японии, неправительственные организации и международные организации), на первом месте - стимулирование развития экономики путем создания совместными усилиями благоприятных условий для расширения торговых связей, привлечения инвестиций в инфраструктуру, сельское хозяйство и добывающие отрасли экономики. В связи с тем, что Африка - наименее экономически интегрированный континент в мире (ее доля во всемирной торговле - около 3%), первостепенной задачей признается расширение сферы сотрудничества в области торговли с африканскими государствами, в частности, в рамках концепции "Помощь за торговлю" (Aid for Trade).
Предполагается, что увеличение объемов внешней торговли станет катализатором развития экономики в целом, в т.ч. создания новых рабочих мест, а также снижения уровня бедности. Кроме того, немало внимания уделяется активизации торговли между государствами Африки, которая должна привести к снижению стоимости товаров, а следовательно - и к повышению уровня жизни. Сейчас доля торговли между странами континента составляет всего 12% от общего объема их торговли - довольно низкий показатель9.
Потоки частного капитала в Африку сейчас направлены, в основном, на финансирование предприятий добывающей отрасли стран, богатых природными ресурсами. В документах ТИКАД-V подчеркивается стремление участников не только увеличить общий объем инвестиций, но и диверсифицировать их объекты, привлекая инвесторов в такие области, как сельское хозяйство, промышленное производство, туризм и инфраструктура. Эта задача особенно важна в свете недавно озвученной Африканским Союзом оценки стоимости приоритетных проектов Программы по развитию инфраструктуры в Африке (Programme for Infrastructure Development in Africa - PID): на реализацию проектов до 2020 г. потребуется около $7,5 млрд. ежегодно, а в долгосрочной перспективе - более $360 млрд. до 2040 г.10
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Одно из центральных мест в повестке дня ТИКАД-V заняло обсуждение условий для развития частного сектора. Наиболее важной целью в документах конференции названо поощрение малых и средних предприятий, играющих важную роль в формировании среднего класса. В частности, планируется обеспечение предпринимателей долгосрочными займами на льготных условиях.
Среди планируемых мер -инициатива организации "Страхование экспорта и инвестиций Японии" (Nippon Export and Investment Insurance - NEXI). Инициатива предусматривает выделение экспортного кредита на сумму в $2 млрд; направление советников по привлечению инвестиций в 10 стран Африки; помощь 20 африканским государствам в оснащении пограничных пунктов для упрощения передвижения между странами, что должно стимулировать развитие торговли внутри региона11.
На церемонии открытия конференции С. Абэ заявил о намерении японского правительства поощрять заключение соглашений об инвестициях в страны Африки частными японскими компаниями. Для развития частного сектора планируется инвестировать $500 млн. в рамках программы "Увеличение помощи частному бизнесу в Африке" (Enhanced Private Sector Assistance for Africa - EPSA) совместно с Банком развития Африки. Корпорация JOGMEC (Japan Oil, Gas and Metal National Corporation) планирует выделить $2 млрд. на проекты в области природных ресурсов. Одними из основных целей развития экономики в документах конференции названы "рост торговли между африканскими странами, улучшение условий для бизнеса в странах Африки и рост объемов экспорта из стран Африки"12.
На инфраструктурные проекты из суммы в $32 млрд. в качестве официальной помощи в целях развития и в качестве займов Японского банка для международного сотрудничества планируется направить $6,5 млрд.
МНОГОВЕКТОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В рамках помощи в сфере образования и развития трудовых ресурсов было объявлено о запуске программы "Бизнес-образование для молодежи Африки" (African Business Education initiative for the Youth - "ABE initiative"). Программа дает возможность молодым африканцам на конкурсной основе проходить обучение в Японии и затем стажироваться и устраиваться на работу в японские фирмы. В первый год реализации программы намечено пригласить 1000 студентов из стран Африки.
Помимо запуска этой программы, было заявлено о планах строительства объектов промышленности и предпринимательства
с созданием 30 тыс. рабочих мест, а также учреждения в рамках деятельности ТИКАД специализированных центров занятости, рассчитанных на работу с жителями 25 государств Африканского континента.
Немало внимания уделено вопросам развития туризма в странах Африки. В частности, планируется проведение в Японии 10 выставок, организованных совместно МИД и Японской ассоциацией туристических компаний, что должно способствовать росту популярности поездок в Африку у японских туристов, а также спонсировать постройку объектов туристической индустрии и создание новых рабочих мест.
Отдельное место в повестке дня конференции занял вопрос стимулирования фермерских хозяйств как основной движущей силы экономики развивающихся стран, играющей важную роль в обеспечении их продовольственной безопасности. Главной задачей на этом направлении было названо удвоение к 2018 г. объемов производства риса в Африке к югу от Сахары - до 28 млн. т - совместными усилиями с Организацией развития рисоводства в Африке (Coalition for African Rice Development - CARD).
Также планируется оказать помощь фермерам в коммерциализации натурального хозяйства, интеграции их в капиталистическую систему и повышении их доходов в рамках инициативы Проекта поддержки мелких фермерских хозяйств (Smallholders Horticulture Empowerment Project -SHEP) в 10 африканских странах. Этот проект с 2009 г. уже был успешно реализован в Кении при финансировании Японией около 95% его стоимости13.
В области защиты окружающей среды в странах Африки было предложено несколько инициатив, среди них проект "Деревья" (Trees), направленный на создание условий для сосуществования дикой природы и человека. Его цель - снижение объемов вырубки лесов в 34 африканских государствах. Планируется финансирование в объеме $2 млрд. проектов по внедрению техники с низким уровнем выброса углекислого газа. Участники конференции намерены оказывать помощь африканским государствам, прежде всего - островным, в уменьшении рисков при стихийных бедствиях.
На конференции были затронуты вопросы социального характера, в частности, необходимость повышения уровня образования и медицинского обслуживания в странах Африки. Было выдвинуто несколько инициатив, в частности, в рамках проекта "Школа для всех" ("School for all"), предусматривающего организацию контроля качества начального и среднего образования с помощью создания системы независимых наблюдателей, а также проект по улучшению качества преподавания точных наук в средней школе (Strengthening Mathematics and Science in Secondary Education - SMASSE).
Еще одной инициативой в этой сфере стала образовательная программа японо-африканского обмена в сфере бизнеса среди женщин (Japan-African Business Women Exchange Program), направленная на улучшение положения женщин в Африке.
В сфере здравоохранения намечено вложить $500 млн. в реализацию программ улучшения качества медицинского обслуживания.
Важной темой в повестке дня ТИКАД-V стали вопросы безопасности, мира и борьбы с терроризмом в странах Африки. В частности, планы выделения финансовых средств для усиления боевого потенциала африканских подразделений, ведущих борьбу с терроризмом и пиратством в Северной Африке и регионе Сахель. Для обеспечения безопасности у берегов Сомали и прилегающих территорий планируется наращивание Морских сил самообороны и Береговой охраны Японии. Заявлено о намерении продолжать поддержку миротворческих сил ООН в регионе и инициатив Африканского Союза. Стабильность в регионе Сахеля планируется поддерживать, вложив в его развитие миллиард долларов.
ПЛАТФОРМА ДЛЯ ДИАЛОГА
В рамках конференции было проведено множество различных семинаров и симпозиумов, в т.ч. отдельный симпозиум по проблеме СПИД/ВИЧ и специальная сессия по Сомали, в ходе которой премьер-министр Синдзо Абэ выразил намерение возобновить прямую помощь этой стране.
Был проведен ряд встреч между членами правительства Японии и участниками конференции. С. Абэ провел двусторонние встречи с 56 участниками, в т.ч. с 39 главами государств и правительств, присутствовавшими на саммите в Иокогаме, с председателем АС и представителями ряда международных организаций14.
Конференция ТИКАД, изначально созданная как платформа для диалога в интересах расширения сферы сотрудничества, становится все в большей степени ориентированной на достижение конкретных результатов. Была создана система мониторинга реализации проектов, включающая ежегодные встречи участников конференции на министерском уровне. Кроме того, с 2009 г. конференция выпускает отчеты о достижениях участников в рамках выдвинутых инициатив15.
Тенденция к активизации деятельности японских компаний в Африке подтверждается также фактом визита С. Абэ в Кот-д'Ивуар, Мозамбик и Эфиопию в январе 2014 г. Премьер-министра сопровождали около 50 высокопоставленных представителей крупных предприятий Японии16, заинтересованных в выходе на стремительно растущий рынок Африки, а также в получении доступа к ресурсам континента.
В ходе визита С. Абэ сделал несколько важных заявлений политического характера, в частности, о финансировании в целях поддержания в Африке мира и стабильности. Было сказано о выделении $320 млн, в т.ч. $25 млн. -на стабилизацию ситуации в Южном Судане, находящемся на грани гражданской войны. Япония готова пожертвовать $3 млн. на помощь в урегулировании кризиса в Центральноафриканской Республике17.
Премьер-министр заявил о намерении удвоить объем кредитов с низкой процентной ставкой, направленных на поддержку развития частного сектора. В 2012 г. предполагалось выделить
в течение пяти лет $1 млрд, теперь же за тот же период ожидается выдача займов на вдвое большую сумму18.
Еще одной важной новостью стало заявление премьер-министра об открытии прямого авиасообщения между столицами Японии и Эфиопии19.
"ПОПЫТКА СОПЕРНИЧЕСТВА"
Визит премьер-министра, так же как и конференция ТИКАД, неизменно характеризуется в прессе как стремление "соперничать с огромным влиянием, которое имеет в Африке Китай"20. В целом, большинство аналитиков видят в активизации Японии на африканском направлении стремление японского правительства не допустить господства Китая на континенте. В последние годы Китай стал одним из крупнейших доноров африканских стран, однако официальные данные об объемах его помощи не предаются огласке. Существует Форум китайско-африканского сотрудничества - аналогичная ТИКАД платформа для координации взаимоотношений Китая со странами Африки и расширения сферы сотрудничества с ними. Он был организован в 2000 г., заседания проводятся раз в 3 года21.
Внимание прессы привлек не только сам визит премьер-министра Японии, но и неожиданно бурная реакция на него общественности, по большей части - населения Китая и этнических китайцев, проживающих в странах Африки. Приезд Синдзо Абэ в Эфиопию был встречен протестами местных представителей китайской диаспоры и неодобрением со стороны официальных лиц КНР22. В частности, утверждалось, будто посол КНР в Эфиопии и представитель страны в Афросоюзе Сэ Сяюань заявил, что считает премьер-министра Абэ "смутьяном" (troublemaker)23.
Поводом для протестов стало посещение С. Абэ в декабре 2013 г. святилища Ясукуни24, которое китайские источники называют памятником военным преступникам, уничтожавшим народ Китая. В посольство Японии в Аддис-Абебе было передано письмо протеста, которое подписали более тысячи китайцев, проживающих в Эфиопии25.
* * *
Сравнительный анализ африканской политики Японии с действиями Китая на соответствующем направлении выявляет как общие черты, так и некоторые характерные отличия. Своего рода "конкурентное преимущество" японцев, по сравнению с Китаем, - отсутствие тенденции к созданию диаспор, а также большая степень ориентированности на создание рабочих мест для местного населения.
Есть у Японии и некоторое преимущество, по сравнению с традиционными игроками на Африканском континенте - европейскими державами: Япония, в сравнении с бывшими метрополиями, реже воспринимается африканцами как неоколониалистическая сила.
Несмотря на сравнительно небольшие объемы японо-африканской торговли и инвестиций японских компаний в предприятия Африки, а также некоторое их снижение объемов торговли в последние годы, не исключено, что у Японии имеются возможности расширения и укрепления своих экономических и политических позиций в Африке.
Сотрудничество между Японией и странами Африки в сфере развития экономики обладает для обеих сторон серьезным потенциалом и в будущем может стать важной составляющей международных отношений.
1 Подробнее см.: Стрельцов Д. В. Попадут ли стрелы "абэномики" в цель? // Азия и Африка сегодня, 2014, N 3,4. (Streltsov D. V. Popadut li strely "abenomiki" v cel? // Aziya i Afrika segodnya. 2014. N 3, 4) (in Russian)
2 Цит. по: Message from the Minister for Foreign Affairs // Diplomatic Bluebook 2013 Summary - http://www.mofa.go.jp/policy/ other/bluebook/2013/html/chapter2/ssafrica.html
3 Цит. по: Prime Minister Yoshiro Mori's Visit to African Nations (Overview and Evaluation), Ministry of Foreign Affairs of Japan, 13.01.2001 - http://www.mofa.go.jp/region/africa/pmv0101/overview, html
4 http://www.mofa.go.jp/files/000005500.pdf
5 Цит. по: Yokohama Declaration 2013. Hand in hand with a more dynamic Africa. 03.06.2013 - http://www.mofa.go.jp/region/page3e_000053.html
6 World Trade Organization, International Trade Statistics 2012 -http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/itsl2_world_tra de_dev_e.htm
7 International Trade Centre - http://www.trademap.org/tradestat/ Bilateral_TS.aspx
8 Ibidem.
9 Yokohama action plan 2013 - 2017. Ministry of Foreign Affairs of Japan, 03.06.2013 - http://www.mofa.go.jp/region/page3e_000054.html
10 Ibidem.
11 http://www.mofa.go.jp/region/files/yap2013_im_en.pdf
12 Ibidem.
13 http://www.jica.go.jp/english/our_work/evaluation/tech_and_g rant/project/term/africa/c8h0vm000001rp75-att/kenya_2009_02.pdf
14 http://www.mofa.go.jp/region/page6e_000075.html
15 http://www.ticad.net/news/pdf/Follow-up-to-TICADIV.pdf; http://www.mofa.go.jp/policy/oda/pamphlet/pdfs/ticad_20_en.pdf 16 Japan PM begins Africa tour in Ivory Coast // Channel News Asia,
11 January 2014 - http://www.channelnewsasia.com/news/asiapacific/ japan-pm-begins-africa/950588.html
17 Japan's Shinzo Abe woos Africa with funds for peace and security // Japan Times, 14 January 2014 - http://www.japantimes.co.jp/ news/2014/01/14/national/japans-shinzo-abe-woos-africa-with-funds-for-peace-and-security/# .UwzU-vl_vQc
18 Speech by H.E. Mr. Shinzo Abe, Prime Minister of Japan, on the Occasion of His Visit to the Federal Democratic Republic of Ethiopia. [Provisional translation] January 14, 2014, p. 2 - http://www.mofa.go.jp/ files/000023952.pdf
19 Ishida Michiyo. Significance of Japan PM Abe's trip to Africa // Channel News Asia, January 15, 2014 - http://www.channelnewsasia. com/news/asiapacific/significance-of-japan-pm/955528.html
20 Japan PM Shinzo Abe eyes African business ties // BBC, 14 January 2014 - http://www.bbc.co.uk/news/world-africa-25730529
21 Подробнее см.: Дейч Т. Л., Корендясов Е. Н. БРИКС как новый игрок на Африканском континенте // Азия и Африка сегодня. 2012. N 4, 6; Дейч Т. Д. Китай-Африка: экономические отношения на рубеже XXI века // Азия и Африка сегодня. 2006. N 4. (Deych T.L., Korendyasov E.N. BRICS kak novyi igrok na Afrikanskom kontinente // Aziya i Afrika segodnya. 2012. N 4, 6. (Deich T.L. Kitai -Afrika: ekonimicheskiye otnosheniya na rubezhe XXI veka // Aziya i Afrika segodnya. 2006. N 4) (in Russian)
22 Цит. по: Miseret Elias. China condemns Japan leader on visit to Ethiopia // Yahoo News, January 15, 2014 - http://news.yahoo.com/ china-condemns-japan-leader-visit-ethiopia-121823542.html
23 Ibidem.
24 Подробнее об инциденте с посещением премьер-министром святилища Ясукуни см. статью Э. В. Молодяковой в этом номере (с. 52 - 58).
25 Miseret Elias. Op. cit.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |