Ключевые слова: Организация Африканского Единства, Африканский Союз, Всеафриканский парламент
8 - 9 июля 2002 г. на 38-й Ассамблее глав государств и правительств стран Организации Африканского Единства (ОАЕ) в южноафриканском городе Дурбане было официально провозглашено создание ее преемника - Африканского Союза (АС). Реорганизация была неслучайной: к концу 1990-х гг. ОАЕ превратилась в своеобразный "клуб африканских президентов", мало влиявший на процессы, происходившие в Африке, и начинавший в своей деятельности чрезмерно зависеть от ведущих стран Запада, Европейского союза и Всемирного банка.
Африканские лидеры сознавали, что не могут препятствовать данному процессу поодиночке. В этих условиях ливийский лидер Муаммар Каддафи на саммите ОАЕ 1999 г. в Алжире выступил с инициативой создания Африканского Союза. В сентябре 1999 г. собравшиеся по приглашению Каддафи на чрезвычайный саммит ОАЕ в г. Сирте (Ливия) лидеры африканских государств приняли решение о трансформации ОАЕ в Африканский Союз1.
ЗАДАЧИ АС
Комплексный план по реформированию ОАЕ, в доработке которого активное участие приняли африканские "тяжеловесы" - ЮАР и Нигерия, был окончательно оформлен к концу 2001 г. Постепенно членами АС стали все государства континента, за исключением Марокко, которое еще в 1984 г. вышло из ОАЕ после принятия в члены этой организации Сахарской Арабской Демократической Республики (Западной Сахары).
В какой-то степени моделью для АС стала структура Европейского Союза, базовым принципом которого была экономическая интеграция входящих в него стран. Полагая, что Африка "не должна вновь изобретать колесо", лидеры стран континента в то же время считали, что АС должен сохранить африканскую специфику в своей деятельности2. Кроме того, в отличие от чрезмерно политизированной ОАЕ, новая организация была ориентирована прежде всего на создание условий для более эффективного экономического сотрудничества между странами континента3.
Другим важным направлением деятельности АС, как подчеркивается в тексте Учредительного акта объединения, остается защита "суверенитета, территориальной целостности и независимости государств-членов"4. Этот пункт имеет особую важность для Африки, так как границы многих государств континента были установлены в ходе его раздела европейскими державами без учета этнического фактора и даже естественных рубежей, таких как реки и горы. Проведенные зачастую по параллелям и меридианам, эти границы искусственно разделили отдельные племена и этнические группы. Более того, многие участки границ до сих пор не демаркированы, что, в случае открытия залежей полезных ископаемых, особенно в пограничных районах, нередко становится поводом к возникновению территориальных споров, конфликтов и сепаратистских выступлений.
Среди своих важнейших задач новый Союз провозгласил "содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте"5. Причем речь идет не столько о коллективных действиях в случае внешней агрессии, как это было в период существования ОАЕ, сколько о предотвращении угрозы дестабилизации обстановки в отдельных регионах.
В то же время в отличие от положений Устава ОАЕ в Учредительный Акт Афросоюза внесен ряд принципиально новых пунктов политического характера. В документе говорится не только о "суверенном равенстве", но и о "взаимозависимости" государств-членов АС. Африканские лидеры сделали важный шаг на пути реализации коллективных действий по поддержанию стабильности, зафиксировав право каждого члена организации обращаться к Союзу с просьбой вмешаться в конфликт для "восстановления мира и безопасности"6.
Более того, ст. 4 документа предоставляет АС - при согласии 2/3 его участников - право на интервенцию в государство-член в случае возникновения чрезвычайной ситуации: вооруженного конфликта, геноцида, совершения военных преступлений или преступлений против человечности7. В Учредительном Акте (ст. 30) содержатся положения, осуждающие неконституционную смену власти в той или иной стране и препятствующие участию в работе АС представителей правительств, пришедших к власти таким путем8.
Принципиально новым положением стала возможность введения по решению Ассамблеи АС санкций в отношении не только неплательщиков, но и тех госу-
дарств-членов Союза, действия которых идут вразрез с политикой АС и не согласуются с его решениями9.
Высшим органом АС является Ассамблея глав государств. Под эгидой Афросоюза действуют также Всеафриканский парламент и Африканский суд по правам человека и народов. Экономической интеграции призваны способствовать 7 специализированных технических комитетов Союза, а также Африканский центральный банк, Африканский валютный фонд, Африканский инвестиционный банк и экономическая программа "Новое партнерство для развития Африки", или НЕПАД (New Partnership for Africa's Development - NEPAD).
НЕПАД
Масштабная программа стратегии экономического развития стран континента НЕПАД была одобрена в 2001 г. на саммите ОАЕ в Лусаке. В ее основу легло своего рода неофициальное соглашение, заключенное африканскими лидерами с представителями мировых финансовых институтов и основных развитых стран мира. Предполагалось, что многомиллиардное финансирование, которое будет осуществляться прежде всего Всемирным банком (ВБ), коснется тех африканских стран, которые осуществят демократические реформы и создадут благоприятный инвестиционный климат10.
Впрочем, НЕПАД - это не только программа, изложенная на бумаге, но и своего рода организационная структура, до недавнего времени функционировавшая почти полностью независимо от ОАЕ, а затем от АС. Возглавляет НЕПАД Комитет по реализации этой программы, избираемый на основе равного географического представительства африканских субрегионов. В него входят представители пяти стран-инициаторов программы - Алжира, Египта, Нигерии, Сенегала, ЮАР, а также Туниса, Мали, Камеруна, Габона, Сан-Томе и Принсипи, Эфиопии, Маврикия, Руанды, Ботсваны и Мозамбика. Специальные представители президентов стран-инициаторов формируют еще один орган - Управляющий комитет, в задачи которого входит выработка условий для формирования конкретных рабочих проектов и надзор за деятельностью секретариата НЕПАД11.
В программе сформулированы задачи, многократно озвученные на различных международных форумах по Африке. Долгосрочной целью является ускорение темпов развития стран континента и их полноценная интеграция в мировую экономическую и политическую систему. Для этого при создании НЕПАД планировалось обеспечение в течение ближайших 15 лет темпов роста ВВП на континенте на уровне 7% в год12.
Однако реализация целей, сформулированных в документах НЕПАД, происходит медленно, и программа подвергается критике, в частности, со стороны самих африканцев. По мнению президента Сенегала А. Вада, одного из создателей НЕПАД, ставшего потом ее критиком, программа несет в себе угрозу подчинения Африки западному политическому и экономическому влиянию13. Так, он образно назвал ее "красивым Мерседесом с плохим водителем"14.
Не оправдываются пока и надежды на то, что НЕПАД станет генератором инвестиций в африканскую экономику. Например, руководитель многомиллиардной программы развития долины реки Замбези, видный государственный и политический деятель Мозамбика С. Виейра так оценил НЕПАД: "Да у них только семинары да семинары..."15.
Кроме того, у части африканских лидеров остаются подозрения, что НЕПАД будет служить интересам крупных африканских стран, имеющих "высокие международные рейтинги", таким, как ЮАР. Поддержка, оказываемая НЕПАД "Группой восьми", и ряд основных положений этой программы, прямо "покушающихся", по мнению ее критиков, на принципы суверенитета независимых африканских государств, также вызывают негативную реакцию некоторых африканских политиков.
К тому же, уже вскоре после создания программы выяснилось, что существование НЕПАД и ОАЕ (позже АС) как двух фактически альтернативных африканских инициатив не только не имело практического смысла, но и ослабляло саму идею африканской интеграции. В результате было принято решение о формализации взаимоотношений между этими организациями. В 2002 г. секретариат НЕПАД, находившийся в Мидранде (ЮАР), получил временный - на три года - статус отделения АС за пределами его штаб-квартиры в Аддис-Абебе (Эфиопия). По истечении же трех лет (или ранее) предполагалось осуществить полную интеграцию НЕПАД в Африканский Союз16.
В 2009 г. новым исполнительным секретарем НЕПАД стал Ибрагим Маяки - бывший премьер-министр Нигера (1997 - 2000 гг.), человек, обладавший большим политическим и управленческим опытом. Уже первые шаги И. Маяки на новом посту подтвердили его стремление к реализации объединения НЕПАД и АС. Секретариат НЕПАД был переименован в Агентство по планированию и координации, которое, как намечалось, должно постепенно превратиться в "африканский общественный интеллектуальный центр" (public African think-tank)17.
Не слишком быстро идет формирование предусмотренного программой НЕПАД Африканского механизма взаимного контроля (African Peer Review Mechanism, АПРМ). Только в 14 странах-членах АС созданы специальные национальные структуры, занимающиеся оценкой выполнения обязательств, взятых на себя африканскими государствами в соответствии с положениями программы, и лишь в 10 из них - Алжире, Бенине, Буркина-Фасо, Гане, Кении, Мозамбике, Нигерии, Руанде, Уганде и ЮАР - уже осуществлены соответствующие проверки18.
СОВЕТ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ
Политические конфликты и войны, охватившие африканские
страны в конце прошлого - начале нынешнего века, вынудили руководителей АС внести коррективы в первоначальную структуру организации.
Уже на дурбанском саммите Союза в июне 2002 г. была достигнута договоренность о создании Совета мира и безопасности (СМБ). Генеральному секретарю АС поручили определить структуру, процедуры и методы работы нового органа19. В феврале 2003 г. на очередном саммите в Аддис-Абебе был принят ряд поправок, предусматривавших, в частности, право АС вмешиваться - по рекомендации СМБ - во внутренние дела государств-членов в случае возникновения там угрозы законному правительству, а также для восстановления мира и стабильности в регионе20.
Предполагалось, что СМБ станет "африканским" аналогом Совета Безопасности ООН и будет действовать вместе с другими международными организациями как часть всемирной системы безопасности.
В качестве совещательного органа при СМБ создан т.н. Совет мудрецов (Panel of Wise), который состоит из 5 человек, представляющих различные регионы Африки и внесших "выдающийся вклад в укрепление мира, безопасности и развитие континента"21. Как это было и с другими органами АС, его создание затянулось, и первое заседание Совета состоялось лишь в декабре 2007 г. В его нынешний состав вошли бывший генсек ОАЕ Салим Ахмед Салим (Танзания), первый президент Алжира Ахмед Бен Белла, председатель Конституционного суда Бенина Элизабет Поньон, бывший президент Сан-Томе и Принсипи Мигель Травоада и председатель Независимой избирательной комиссии ЮАР Бригалия Бам22.
С целью мониторинга и урегулирования ситуации Афросоюз принял решение о создании общеконтинентальной системы раннего предупреждения конфликтов и, в частности, Африканских сил постоянной готовности (АСПГ), способных на быструю мобилизацию для решения различных миротворческих задач23. В штаб-квартире АС в круглосуточном режиме функционирует "ситуационная комната"; кроме того, под эгидой организации создан Комитет служб безопасности и разведки.
СМБ наделен полномочиями принимать меры по предотвращению конфликтов, прибегать к миротворческим действиям в случае их возникновения, вводить санкции в отношении государств, в которых произошла антиконституционная смена власти, оказывать содействие в укреплении демократических процедур, законности и правопорядка, а также предоставлять гуманитарную помощь гражданскому населению24.
По предложению М. Каддафи еще на первом саммите АС в Дурбане в 2002 г. Ассамблея приняла резолюцию о создании всеафриканских вооруженных сил и определила, что наряду с национальной присягой для военнослужащих армий стран-членов АС должна быть введена присяга на верность АС как таковому25. Прообразом общей африканской армии призваны стать АСПГ26. Страны, предоставляющие Африканским вооруженным силам свои контингенты, должны обеспечивать их содержание в течение шести месяцев27. Дальнейшее финансирование будет осуществляться специально созданным в рамках АС Фондом мира28.
Предполагалось, что АСПГ будут состоять из пяти бригад общей численностью в 20 тыс. чел., дислоцированных соответственно в северных, южных, восточных, западных и центральных районах Африки. В 2006 г. начала функционировать их штаб-квартира, которая находится в Аддис-Абебе29. В 2007 г. были сформированы южная ("бригада САДК") и восточная бригады, в настоящее время создаются аналогичные подразделения в Западной и Центральной Африке, однако на севере континента этот процесс затягивается из-за сложностей в отношениях между государствами региона30.
Пока же практическим воплощением усилий АС в сфере безопасности на континенте стали организованные под эгидой Союза миротворческие операции, две из которых осуществлялись в самых "горячих точках" Африки - в суданской провинции Дарфур и в Сомали.
Миротворческая операция АС в Дарфуре (АМИС - African Mission in Darfur), началась в 2004 г. Первоначально в провинции был размещен контингент Союза, насчитывавший 7000 человек и включавший военные и полицейские подразделения из различных африканских государств, в основном из Нигерии, Кении и Руанды31. Позже силы АС были преобразованы в совместную "гибридную" миссию АС-ООН - ЮНАМИД. С 1 января 2010 г. руководителем миссии и специальным представителем назначен Ибрагим Гамбари (Нигерия), его заместителем - Генри Аньидохо (Гана), заместителем по вопросам управления и операций - Мохаммед Юнис (Сомали), командующим военным контингентом - генерал Патрик Нямвумба (Руанда) и полицейским - Майкл Фриер (ЮАР)32.
Размещение "гибридных" миротворческих сил в Дарфуре сталкивается с большими сложностями, обусловленными преж-
де всего недочетами в планировании и недостатком финансирования, хотя в 2008 - 2009 гг. бюджет миссии превысил $1,7 млрд, что сделало ее одной из наиболее дорогостоящих в истории миротворческих операций33. Кроме того, правительство Судана стремится сохранить преимущественно африканский состав ЮНАМИД и весьма избирательно дает согласие на участие в миссии неафриканских стран34.
К началу 2010 г. в Дарфуре было расквартировано 19588 миротворцев, в основном из африканских и других развивающихся стран: военнослужащих - 14681, военных наблюдателей - 271, военных полицейских - 463635.
Другой "горячей точкой" на карте Африки остается Сомали, на котором внимание мировых СМИ в очередной раз было сфокусировано в 2006 г., когда в этой стране обозначилась реальная возможность прихода к власти радикальных исламистских сил. Открытое вступление в 2006 г. Эфиопии в гражданскую войну в Сомали на стороне практически недееспособного Переходного правительства против сил "Союза исламских судов" радикально изменило расстановку сил не только в Сомали, но и на Африканском Роге в целом.
Между Эфиопией и Сомали сложились достаточно сложные взаимоотношения. Из памяти сомалийцев не изгладилось их военное поражение в конфликте с Эфиопией в 1977 - 1978 гг. Поэтому ввод именно эфиопских войск на территорию Сомали не мог привести к укреплению позиций Переходного правительства, и в 2009 г., когда это стало очевидным, Эфиопия вывела свой контингент с соседней территории36. Вначале предполагалось, что вскоре они будут заменены силами АС общей численностью до 8 тыс. военнослужащих, однако, по данным на январь 2010 г., миссию Афросоюза в Сомали (АНИСОМ) составили три батальона из Уганды и один - из Бурунди общей численностью 5268 солдат и офицеров37.
Надо сказать, что после вывода эфиопских армейских подразделений исламисты вновь установили контроль над значительной частью территории Сомали; в столице - Могадишо - также не прекратились нападения на патрули правительственных войск, миротворцев АС и пункты их дислокации. Поток беженцев из страны постоянно увеличивается38.
Неудачи Афросоюза в решении проблем Дарфура и Сомали, в частности неспособность собственными силами провести эффективные миротворческие операции, показали, что страны континента пока что не готовы сыграть главную роль в процессе урегулирования конфликтов.
Пожалуй, единственная успешная военная операция, осуществленная вооруженным контингентом АС, была проведена в марте 2008 г. на острове Анжуан (Коморские острова) и направлена против местных сепаратистов, однако многие африканские лидеры посчитали ее "ненужной", так как дело уже шло к политическому урегулированию конфликта39.
Вместе с тем было бы неверным говорить о провале миротворческих миссий АС. Хотя Союз и был вынужден согласиться на "интернационализацию" процесса урегулирования упоминавшихся выше конфликтов, в частности на "подключение" ООН, как это произошло в Дарфуре, именно африканские военнослужащие составляли наибольшую часть миротворческих подразделений, африканские офицеры разрабатывали стратегию и тактику операций, а африканские политики формулировали задачи и цели миротворческих миссий.
КОМИССИЯ АС
Высшим исполнительным органом Союза является Комиссия АС, состоящая из председателя, его заместителей и комиссаров, для помощи которым создан специальный бюрократический аппарат40.
Первым председателем Комиссии в 2003 г. был избран представитель Мали (бывший
президент страны) Альфа Омар Конаре41. При нем было принято решение, что Комиссия будет состоять из 10 человек, по два от каждого африканского региона. Кроме Конаре, в первый состав вошли заместитель председателя и 8 членов Комиссии (комиссаров), в том числе пять женщин42. Среди задач председателя Комиссии едва ли не главной было решение вопросов финансирования деятельности АС, поскольку несмотря на громкие заявления лидеров стран-членов, они не спешили брать на себя бремя выплаты взносов в бюджет Афросоюза.
Встал также и вопрос о наделении этого органа полномочиями, сходными с теми, которыми обладает Еврокомиссия. Новым руководителем Комиссии АС с 28 апреля 2008 г. стал представитель Габона Жан Пинг43, занимавший до этого назначения должности заместителя премьер-министра, министра иностранных дел Габона44.
Его заместителем был избран кениец Эрастус Джарналезе Онкунди Мвенча, почти десять лет проработавший генеральным секретарем КОМЕСА - Общего рынка стран Восточной и Южной Африки45. Из остальных членов комиссии пятеро были переизбраны и трое избраны вновь. В новом составе Комиссии, как и прежде, пять женщин46.
Неоднократные попытки повысить значение этого органа и фактически превратить его в некое "правительство" АС не удались.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ АС
Для придания конструкции АС устойчивости и надежности лидерами Союза было принято решение о формировании в рамках объединения органов представительной и судебной власти. В результате 18 марта 2004 г. в Аддис-Абебе состоялась церемония инаугурации Всеафриканского парламента (ВАП)47.
Первым председателем ВАП была избрана танзанийка Гертруда Монгелла, которая через 5 лет сложила свои полномочия, и в 2009 г. новым главой парламента стал чадец Идрисс Нделе Мусса, а его заместителями - Бетел Амади (Нигерия), Мэри Мугьени (Уганда), Ларусси Хами (Алжир) и Джорам Гумбо (Зимбабве)48.
Обретение права законодательной инициативы Всеафриканским парламентом оказалось более сложным и медленным процессом, чем ожидалось при его создании, так как наделение законодательного органа соответствующими полномочиями предполагает прямые выборы депутатов парламента всеми дееспособными гражданами африканских государств, а это пока остается практически неразрешимой проблемой.
Установленный в 2004 г. 5-летний срок для присвоения Парламенту функций законодательного органа АС и проведения намечавшихся на 2009 г. депутатских выборов остался лишь на бумаге. Еще в 2007 г. один из высокопоставленных чиновников ВАП - Самуэль Эфеа Мбозо'о - предположил, что функционирование парламента в качестве законодательного органа может начаться лишь в 2015 г.49 А в докладе о перспективах создания Правительства АС, подготовленном руководителями ВАП и представленном на 9-й сессии Союза в июле 2007 г., отмечалось, что и рубеж 2015 г. не является реальным.
Судя по всему, превращение парламента в полномочный и представительный орган АС отодвигается на неопределенный срок. В результате такого развития событий образовался замкнутый круг: с одной стороны, из-за неэффективности деятельности ВАП лидеры африканских стран не желают увеличивать его финансирование, с другой, - недостаток средств не позволяет ВАП осуществлять даже его ограниченные совещательные функции в полном объеме.
Положение с судебным органом АС остается еще более неопределенным. В 1998 г. был подписан протокол о создании Африканского суда по правам человека и народов, но вступил в силу он лишь в январе 2004 г., когда его ратифицировало 15 государств. Между тем, в 2000 г. было заявлено о формировании специального Суда АС, но этот орган так и не начал работать на постоянной основе. В июне 2004 г. на саммите АС было принято решение об объединении двух судов. В июле 2008 г. африканские министры юстиции официально одобрили это объединение в форме "Протокола о статусе Африканского суда по защите справедливости и прав человека"50.
Одной из причин принятия этого решения, возможно, важнейшей, было стремление обеспечить более или менее адекватное финансирование судебного органа АС. Предполагалось, что Африканский суд займет помещения Международного уголовного трибунала по Руанде в Аруше (Танзания), который должен был завершить свою работу, однако его мандат был продлен до конца 2009 г.51 Скорее всего, он продолжит работу и далее, во всяком случае, на его информационном сайте мероприятия расписаны по конец 2010 г.52 Таким образом, размещение Африканского суда по-прежнему остается под вопросом.
Задержки с началом функционирования органов АС, за создание которых проголосовали лидеры большого числа африканских стран, вызваны не столько проблемами с финансированием, материально-техническим обеспечением или бюрократическими проволочками, сколько боязнью многих африканских руководителей "связать себе руки" и допустить вмешательство многонационального судебного органа во внутренние дела государства.
Расширение сотрудничества с АС и другими региональными организациями Африки отвечает интересам России, тем более что на Черном континенте происходит смена поколений руководителей. Многие из тех, кто стоит "у руля" в ряде африканских стран, получили образование в Советском Союзе, знают русский язык и сохранили добрые воспоминания о пребывании в нашей стране. Но это поколение постепенно уходит. А у представителей более молодого поколения Россия не ассоциируется ни с помощью в борьбе против колониализма и расизма, ни с сотрудничеством в преодолении бедности. Проблемы, стоящие сегодня перед
африканскими странами и их объединениями, - это в первую очередь проблемы обеспечения безопасности социально-экономического развития, экологической деградации, борьбы с эпидемиями. Сегодня лишь содействие в решении этих вопросов может быть высоко оценено в современной Африке.
* * *
Было бы справедливым считать, что в качестве преемника ОАЕ Африканский Союз только начинает свою деятельность. Именно поэтому его задачи, структура и механизмы функционирования определены пока только в общем виде. Проблемы африканского единства и соответствующие инициативы (в том числе сам Учредительный акт АС) хорошо известны лишь узкому кругу политиков, правительственных чиновников и ученых, как в Африке, так и в других регионах планеты. Потребуется много времени и усилий для уточнения функций организации и решения вопросов финансирования в том объеме, который необходим для осуществления органами АС эффективной деятельности.
Вместе с тем, на международной арене континент представлен, прежде всего, Афросоюзом. Его председатели приглашаются на саммиты "восьмерки" и "двадцатки", проходят регулярные встречи представителей стран-учредителей НЕПАД с личными представителями лидеров "восьмерки".
Несмотря на отдельные неудачи, характеризующие, в частности, миротворческую деятельность АС и обусловленные объективными трудностями и проблемами субъективного характера, с которыми Афросоюз столкнулся в первое десятилетие XXI в., его создание, безусловно, означало шаг вперед в развитии идеи и практики африканской интеграции, а также в выработке государствами континента единой позиции в ответ на глобальные вызовы современности.
1 Transition from the OAU to the African Union - www.dfa.gov.za/AU2002. P. 2.
2 Ibid, P. 5.
3 Ibid.
4 Ibid.
5 Constitutive Act of the African Union. Article 4.
6 Ibidem.
7 Ibid.
8 Constitutive Act of the African Union. Article 30.
9 Ibid. Article 23.
10 ИТАР-ТАСС, 11.07.2002.
11 Background on the New Partnership for Africa's Development (NEPAD). P. 4.
12 Васильев А. М. Африка и вызовы XXI века. Доклад на IX Конференции африканистов. Москва, 21 - 23 мая 2002 г. М., 2002. С. 8.
13 Harrison Kinyanjui, J. Examining NEPAD's conceptual shortcomings // The East African, Nairobi, July 8, 2007 - http://trade-africa.blogspot.com/2007/07/examining-nepads-conceptual.html
14 http://allafrica.com/stories/200804141582.html
15 Беседа с С. Виейрой, г. Тете, 23 августа 2008 г.
16 Decisions and Declarations. Assembly of the African Union. Second Ordinary Session. 10 - 12 July 2003. Decl. 5 (II). P. 5 - 6.
17 The New NEPAD - http://www.nepad.org/News/sector_id/6/lang/en/news/90
18 Генеральная Ассамблея ООН. А/63. 130. Нью-Йорк, 2008.
19 Assembly of the African Union, First Ordinary Session: Decisions and Declarations. 9 - 10 July, 2002 - www.dfa.gov.za. P. 2 - 3.
20 Пульс планеты. ИТАР-ТАСС. 05.02.2003.
21 Там же.
22 http://www.voanews.com/english/archive/2007-12/2007 - 12 - 18-voa47.cfm?CFID=75434795&CFTOKEN-78752359
23 Protocol relating to the establishment of the Peace and Security Council of the African Union - http://www.africa-unionorg/rule_prot
24 Ibidem.
25 Assembly of the African Union First Ordinary Session: Decisions and Declarations... - www.dfa.gov.za. P. 3 - 4.
26 Opening statement by HE President T.Mbeki, outgoing chairperson of the African Union, at the Second ordinary session of the Assembly of Heads of State and Government of the African Union, Maputo, 10 July 2003 - www.au2003.gov.mz/speeches/mbek100703.htm
27 Gottschalk K. African Union: first five years. Preliminary assessment. Доклад на 11 конференции африканистов, М., 2008. с. 9.
28 Protocol Relating to The Establishment of the Peace and Security Council of the African Union, Article 5.
29 www.english.peopledaily.com.cn/200601/17/eng20060117_235958.html
30 Беседа в Секретариате САДК, г. Габароне, 25 сентября 2008 г.; http://www.politicalperspectives.org.uk/General/Issues/V2 - 1-2008/3-Aneme-Girmachew.pdf
31 Sudan: AU to Double Peacekeeping Force in Darfur. UN Integrated Regional Information Networks. April 29, 2005 -http://www.globalsecurity.org/military/library/news/2005/04/mil-050429-irin05.htm
32 UNAMID Leadership - http://www.un.org/en/peacekeeping/missions/unamid/leadership.shtml
33 African Union/United Nations Hybrid operation in Darfur - http://www.un.org/depts/dpko/missions/unamid/background.html
34 S/RES/1769 (2007). Resolution 1769 (2007), adopted by the Security Council at its 5727th meeting, on 31 July 2007.
35 UNAMID Facts and Figures - http://www.un.org/en/peace-keeping/missions/unamid/facts.shtml
36 Эфиопия помогает Сомали и после вывода войск - посол в РФ. РИА Новости 17 марта 2009 - http://www.rian.ru/world/20090317/ 165176971.html
37 http://www.africa-union.org/root/AU/AUC/Departments/PSC/AMISOM/AMISOM_P ARTNERS_SUPPORTS.htm
38 Violence out of Control, say Mogadishu Residents. UN Integrated Regional Information Networks. February 20, 2007 - www.allAfrica.com/stories/printable/200702200316.html
39 http://www.allbusiness.com/government/elections-politics-cam-paigns/10594818 - 1.html
40 Constitutive Act of the African Union. Article 20.
41 African Union Untitled Document - www.dfa.gov.za/AU2003.
42 Ibidem.
43 http://www.africa-union.0rg/root/UA/Newsletter/publication%2029%20April%2008.p df
44 http://www.africa-union.org/root/au/AUC/AUCleaders/AU%20commissioners%20fly er.pdf
45 http://www.africa-union.org/root/au/AUC/AUCleaders/AU%20commissioners/o20fly er.pdf
46 http://encyclopedia.thefreedictionary.com/African+Union+Commission
47 О преобразовании ОАЕ в АС и начале его деятельности см. Усов В. А. От панафриканизма - к созданию Африканского Союз // Азия и Африка сегодня. 2002, N 10; Африканский Союз: год спустя // Азия и Африка сегодня. 2004, N 1.
48 Pan-Africa Parliament - http://www.pan-african-parliament.org/AboutPAP_StructureofthePAP_Bureau.aspx
49 Ibidem.
50 African Union adopts the Protocol on the Statute of the African Court of Justice and Human Rights - http://www.interights.org/AfricanSingleProtocolAdopted/index.htm. Приходится констатировать, что в этом названии уже нет упоминания о "правах народов", что существенно отличало терминологию АС от обычной западной риторики.
51 www.allafrica.com/stories/200810030427.html
52 International Criminal Tribunal for Rwanda - http://www.ictr.org/default.htm
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |