Ключевые слова: Африканский Союз, конфликт в Ливии, Муаммар Каддафи, резолюции СБ ООН-НАТО и Ливия, военная интервенция
Трагедия Ливии нашла разностороннее отражение на страницах нашего журнала1. В данной же статье рассматривается, прежде всего, отношение к ней стран Африки и их континентальной организации - Африканского Союза (АС).
Африканский Союз был создан в начале XXI века на основе Организации африканского единства (ОАЕ) по предложению тогдашнего лидера Ливии Муаммара Каддафи, выдвинутого им на саммите ОАЕ в Алжире в 1999 г.
Афросоюз отличается от своего предшественника во многих аспектах, наиболее важными из которых являются два: больше внимания в его Учредительном акте уделяется вопросам демократии и защиты прав человека и более высокий уровень сотрудничества, особенно в области обороны.
Реальная проверка этих нововведений состоялась десять лет спустя в ходе трагических событий в Ливии, начавшихся в феврале 2011 г., и, к сожалению, приходится признать, что АС не прошел такую проверку, хотя вина в этом не только его.
События в Ливии начались вслед за "революциями" в Тунисе и Египте и совпали по времени с антиправительственными выступлениями в Йемене, Бахрейне и других арабских странах. К тому времени Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (так страна официально называлась) была "государством всеобщего благосостояния": продолжительность жизни превышала 70 лет, грамотность поднялась до 70%, были обеспечены бесплатные обучение и здравоохранение, выдавались субсидии на приобретение жилья. У страны не было внешних долгов, и ее индекс развития человека был самым высоким в Африке.
Однако все эти достижения не предотвратили выступления части населения, которая не хотела больше мириться с сохранявшейся более четырех десятилетий диктатурой Муаммара Каддафи, даже если она представлялась как "прямая демократия". Антиправительственные протесты начались 15 февраля 2011 г. после политических перемен в Тунисе и Египте, и режим использовал силу для их подавления, вызвав обвинения в нарушении прав человека.
Афросоюз имеет механизмы для предупреждения разрастания конфликта и исправления ситуации. В Учредительном акте АС есть положение, допускающее вмешательство "решением Ассамблеи [глав государств и правительств АС] в случае отягощающих обстоятельств, а именно военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности"2. И АС начал действовать, но слишком поздно и слишком медленно.
Только 10 марта Совет мира и безопасности (СМБ)
Афросоюза назначил Комитет высокого уровня по Ливии в составе президентов Республики Конго, Мали, Мавритании, Уганды и ЮАР3. Делегация Союза должна была поехать в Ливию для оценки положения и посредничества.
Но другие силы действовали гораздо поспешнее. 26 февраля Совет Безопасности ООН принял резолюцию N 1970, за которую проголосовали все его члены, включая три африканских страны, - Габон, Нигерию и ЮАР. Эта резолюция предусматривала запрет на поставку вооружений, замораживание средств, принадлежащих высшим государственным деятелям Ливии, запрет на их поездки за рубеж и даже передачу "вопроса о ситуации в Ливийской Арабской Джамахирии в период с 15 февраля 2011 г. на рассмотрение прокурора Международного уголовного суда" (МУС)4.
Резолюция была принята без проведения расследования, на фоне разного рода обвинений, распространявшихся т.н. "международными массмедиа", - от якобы использования ливийских ВВС против мирных демонстраций до раздачи солдатам правительственных войск "виагры" для совершения насилия над сторонницами оппозиции5.
Стоит напомнить, что роль МУС в Африке вызывает немало нареканий. Видный угандийский исследователь Махмуд Мамдани писал: "Ясно, что если бы МУС тогда существовал, у нас не было бы перехода от апартеида в середине 1990-х гг. Южной Африке повезло в том, что этот переход был осуществлен внутри этой страны". То же самое, по его мнению, верно и в отношении пре-
кращения гражданской войны в Мозамбике6.
Как и Совет мира и безопасности, юридические органы АС действовали довольно медленно, намного позднее, чем МУС. Африканский суд по правам человека и народов лишь 25 марта потребовал от ливийских властей прекратить какие-либо действия, которые могли бы вызывать потерю жизней или нарушение "физической целостности" кого-либо, и доложить о принятых мерах в течение 15 дней 7.
* * *
"Война в Ливии основывается на обмане, фабрикациях, лжи", -писала бангладешская исследовательница Рахнума Ахмед на вебсайте Центра глобальных исследований, руководимого канадским профессором Майклом Чуссодовским8.
Одним из первых участников в этой "войне лжи" был никто иной, как Уильям Хейг - министр иностранных дел Великобритании (и бывший лидер тори), который фактически поддержал версию о том, что Каддафи вылетел из Триполи в Венесуэлу: "Что касается полковника Каддафи, у меня нет информации, которая говорила бы, что он там, но у меня есть некоторая информация, предполагающая, что он на пути туда". А его сотрудники подчеркивали, что У. Хейг ссылался "не на сообщения медиа, а на информацию из других источников"9. Намек достаточно ясный.
Хейг не был одинок. Когда правда о ливийской трагедии и о тех, кто несет ответственность за нее, стала доступной, стало ясно, что одной из этих лиц была и Наванетем (Нави) Пиллаи - южноафриканский юрист, занимающая пост Верховного комиссара ООН по правам человека. Горькая ирония состоит в том, что ее слова о "широкомасштабных и систематических атаках против гражданского населения" и ее ссылка на заявление перебежчика о том, что "Каддафи начал геноцид против ливийского народа"10, были использованы теми, кто хотел прикрыть флагом ООН свои агрессивные действия, которые привели к грубым нарушением прав человека, включая само право на жизнь. Ее обвинения не были подтверждены Международной комиссией по расследованию в Ливии, созданной Советом ООН по правам человека, но было слишком поздно11.
По мнению Рахнумы Ахмед, Совет Безопасности ООН принял две резолюции против Ливии на основе "недоказанных обвинений". "Полковник Каддафи убивает свой собственный народ в Бенгази и других частях страны. Он приказал убить 6000 человек. Он нанял африканских наемников, чтобы уничтожать гражданских. Реактивные самолеты использовались, чтобы подавить "восстание". Эти обвинения были широко распространены"12. Она сослалась на данные российских спутников, которые показали, что "ничего подобного на земле не происходило" и что "нападений, о которых сообщали некоторые СМИ, никогда не было"13.
Нет подтверждения и заявлениям о том, что если бы лояльные властям силы вновь заняли Бенгази, последовали бы массовые убийства гражданских лиц. На деле же, в городах, занятых ими, не было "серьезных признаков" этого. Например, в городе Аджабийя, который вновь был занят ими и удерживался в течение недели, не обнаружено ни убийств, ни массовых захоронений14.
В то же время воинственные заявления Каддафи о том, что он пойдет "из дома в дом", чтобы очистить страну от "тараканов" и "крыс", были использованы как доказательства его призыва к совершению преступлений против человечности. Они повторялись СМИ в разных странах мира, но при этом не приводились его слова о том, что "у людей, не имеющих оружия, нет причин для страха". Более того, Каддафи одновременно приказал своим войскам "не преследовать тех из протестующих, кто бросит свое оружие и бежит, когда наступающие силы достигнут города"15.
* * *
Следующая фаза в ливийской трагедии началась с принятия Советом Безопасности ООН 17 марта 2011 г. резолюции N 1973. Эта резолюция уполномочила "государства-члены, которые уведомили Генерального секретаря, действуя самостоятельно или через региональные организации или соглашения и действуя в сотрудничестве с Генеральным секретарем, принимать все необходимые меры... для защиты гражданского населения и мест его проживания, находящихся под угрозой нападения, в Ливийской Арабской Джамахирии, включая Бенгази", а также постановила "ввести запрет на все полеты в воздушном пространстве" этой страны16.
В то время как Бразилия, Индия, Китай и Россия, а также Германия воздержались при голосовании, остальные 10 членов СБ ООН проголосовали за нее, в т.ч. Габон, Нигерия и ЮАР. Занятая ими позиция противоречила решению, принятому АС несколькими днями ранее, когда его Совет мира и безопасности подтвердил свои возражения против "какой-либо внешней военной интервенции [в Ливии], откуда бы она ни исходила"17.
Особое сожаление вызывает позиция, занятая ЮАР: в то время как "старые" четыре члена БРИКС воздержались при голосовании (хотя, по мнению автора, им следовало бы применить вето), новый член этой группы поддержал ее. Более того, в отличие от представителей воздержавшихся стран, в частности, России и Китая, африканские дипломаты в Совете Безопасности ООН не высказали никаких оговорок.
Нужно, однако, отметить, что позиция Габона, Нигерии и ЮАР была поддержана в Африке далеко не всеми. Например, президент Уганды Йовери Мусевени писал в своей статье: "Африканские члены Совета Безопасности проголосовали за резолюцию... Это было сделано вопреки принятому недавно в Аддис-Абебе решению Совета мира и безопасности. Только чрезвычайный саммит [АС] мог принять такое решение"18.
Главная цель этой резолюции - "смена режима" - была ясной с момента ее принятия. Марк Грант, представитель Великобритании при ООН, выступая по итогам голосования, сразу раскрыл ее, заявив, что "ливийский режим потерял свою легитимность" и что резолюция должна "позволить народу Ливии освободиться от тирании режима Каддафи"19.
Уже первые шаги т.н. "коалиции"20, которая вскоре была напрямую заменена НАТО, далеко вышли за пределы создания "зоны, запретной для полетов". Еще до окончания саммита французские ВВС атаковали колонну ливийской бронетехники, что, конечно, не имело никакого отношения к такому запрету. В первые недели войны ведущую роль в операции играли США, особенно их Африканское командование (АФРИКОМ). Морис Карни, исполнительный директор американской неправительственной организации "Друзья Конго", писал: "Когда АФРИКОМ был создан... нам сказали, что АФРИКОМ будет заниматься, прежде всего, гуманитарными делами - копать колодцы, осуществлять обучение и оказывать поддержку в районах бедствий. Но мы быстро увидели с начала наступления НАТО в Ливии, что им руководит Африканское командование"21.
На следующий день после начала бомбардировок Амр Муса, генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ), который лишь неделей раньше призывал к созданию зоны, сетовал: "То, что происходит в Ливии, отличается от цели введения зоны, запретной для полетов; чего мы хотим - это защита гражданского населения, а не бомбардировок его"22.
Роль "предводителя" взял на себя тогдашний президент Франции Николя Саркози. Через два дня после принятия резолюции N 1973, 19 марта, он собрал в Париже "Саммит в поддержку ливийского народа", в котором участвовали лидеры стран Запада, но из арабских стран - лишь три монархии и Ирак, а также генсек ЛАГ Амр Муса. При этом кампания дезинформации продолжалась: первоначально СМИ, включая официальное телевидение Европейского Союза23, сообщили об участии делегации АС, хотя ее там не было. Позднее тогдашний председатель Комиссии АС Жан Пинг заявил, что с этой организацией перед парижской встречей не консультировались24, т.е. с самого начала судьбу африканской страны стали решать без участия Африки. Более того, АС отказался войти в состав "контактной группы", созданной в Париже, и проигнорировал второй "саммит" в Лондоне 29 марта - якобы по "организационным" причинам25.
Лицемерие Саркози и его коллег было беспредельным. Менее чем за четыре месяца до начала бомбардировок ливийской территории те же лидеры, которые отдали приказы о их начале или содействовали им, приняли участие в 3-м саммите "Африка-ЕС" в Триполи, где в своей Декларации выразили "благодарность Лидеру Революции и народу Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии за заботу, гостеприимство и внимание"26, оказанное его участниками.
Тот же Саркози принимал ливийского лидера в Париже как дорогого гостя, и, по сообщениям СМИ, имеются "убедительные доказательства" того, что ливийские власти решили оказать ему финансовую помощь в кампании по выборам президента в 2007 г.27, а премьер-министр Италии Берлускони не постеснялся поцеловать руку "брата лидера" во время конференции ЛАГ в Сирте, городе, который был год спустя разрушен натовскими бомбардировками28.
* * *
Вернемся теперь к позиции и действиям Африки. Вместо участия в саммите в Париже члены специального Комитета высокого уровня встретились в тот же день в Нуакшоте, где президент Мавритании Мохамед Ульд Абдель Азиз заявил о необходимости срочных действий - "так, чтобы было найдено африканское решение очень серьезного кризиса", которое должно учитывать "наше желание, чтобы уважались единство и территориальная целостность Ливии и неприятие какого бы то ни было рода иностранной военной интервенции"29.
Однако участники нападения на Ливию отнюдь не хотели допустить "африканского решения". Делегация этого Комитета АС планировала прибыть в Ливию 20 марта, заручившись согласием как властей, так и повстанцев. Но эта поездка была сорвана "коалицией", не сделавшей исключения даже для самолета с представителями АС. Хотя в резолюции N 1973 была ссылка на "решение Совета мира и безопасности Африканского Союза направить в Ливию свой специальный Комитет высокого уровня в целях содействия диалогу, который привел бы к политическим реформам, необходимым для выработки мирного и долговременного решения"30.
Как справедливо отметил А. Ю. Урнов в своей монографии "Африка и ООН", многие наблюдатели полагают, что "коалиция"
поспешила начать бомбардировки, чтобы не позволить делегации АС прибыть в Ливию, опасаясь, что это может помешать их планам31.
Хотя этот Комитет и выразил "свое сожаление" в связи с тем, что не смог, как предполагалось, прибыть в Ливию 20 марта, чтобы встретиться "со сторонами, которые согласились иметь с ним дело"32, однако он воздержался от осуждения явно незаконных действий "коалиции".
Трагедия уже началась, и столь популярное на континенте выражение "африканское решение для африканских проблем" осталось на бумаге, хотя АС и пытался, но безуспешно, вернуть себе ведущую роль в урегулировании в Ливии. Кроме созыва нескольких заседаний указанного Комитета, 25 марта в Аддис-Абебе была проведена консультативная встреча с участием его членов, 15 государств, представленных в СМБ, соседних с Ливией стран и других стран региона, а также "многосторонних и двусторонних партнеров АС"33, в т.ч. ООН, ЕС, ЛАГ, Организация исламская конференция.
АС предложил ливийскому правительству и т.н. Переходному национальному совету (ПНС), сформированному к тому времени оппозицией, обсудить "дорожную карту", которая включала, в частности, прекращение боевых действий, организацию политического диалога, проведение "политических реформ, необходимых для осуществления чаяний ливийского народа"34. Однако, в отличие от властей, оппозиция отказалась от переговоров, и интервенция продолжалась.
Прошло еще две недели, прежде чем делегация в составе президентов ЮАР, Республики Конго, Мавритании и министра иностранных дел Уганды35 посетила Триполи 10 апреля 2011 г., а затем Бенгази, являвшийся "оплотом" оппозиции. Каддафи принял ее предложения по урегулированию, но повстанцы отвергли их36.
По мере продолжения интервенции заявления АС становились более критичными по отношению к НАТО. Чрезвычайная сессия Ассамблеи АС, собравшаяся 25 мая в Аддис-Абебе, приняла специальное "Решение о мирном урегулировании ливийского кризиса". В нем подчеркивалась необходимость прекращения огня, которое должно было привести к переходному периоду в духе согласия и участия всех сил, в течение которого были бы проведены необходимые реформы, а затем выборы, на которых ливийцы могли бы "свободно выбрать своих лидеров"37. Одновременно Ассамблея АС потребовала "немедленной паузы в боях и воздушной кампании, руководимой НАТО" [но не полного прекращения их!], подчеркнув свою убежденность в том, что ее продолжение срывает достижение "самой цели, ради которой она была разрешена, т.е. защиты гражданского населения"38.
Выразила Ассамблея и "удивление и разочарование Африки попытками маргинализировать континент в урегулировании ливийского конфликта". Однако эти сетования не были услышаны интервентами. Вместе со своими сообщниками они саботировали и намерение АС немедленно развернуть в Ливии свою миссию наблюдателей, которая должна была дать независимую оценку событий и содействовать "последующему развертыванию более крупной международной миссии с участием ООН, ЛАГ, АС и других организаций"39.
Вслед за этим 25 июня на встрече с представителями ООН Комитет высокого уровня передал письмо, в котором подробно и более жестко была изложена его позиция. В частности, говорилось, что "игнорирование в течение трех месяцев АС и продолжение бомбардировок священной земли Африки является авторитарным, высокомерным и провокационным". Справедливо отмечалось, что бои между правительственными войсками и вооруженными повстанцами не являются геноцидом. "Это - гражданская война... Неверно характеризовать каждое насилие как геноцид или неизбежный геноцид с тем, чтобы использовать это как предлог для подрыва суверенитета государств... ООН не должна принимать ту или иную сторону в гражданской войне... Если они [повстанцы] не хотят диалога, пусть они ведут свою войну с Каддафи без натовских бомбардировок..."40
Однако сколь жестким ни было бы такое заявление, на практике оно не было весомым. Напомним, что у африканских стран есть механизм противодействия агрессии извне - Пакт о ненападении и совместной обороне. Содержащееся в нем определение агрессии, в частности, включает "бомбардировку территории государства-члена или использование какого-либо оружия против территории государства-члена", а также "блокаду портов, побережья или воздушного пространства государства-члена". Члены АС были обязаны "предоставить военную помощь в интересах их совместной обороны и безопасности в случае агрессии или угроз агрессии" и "противодействовать - индивидуально или коллективно всеми имеющимися средствами - агрессии или угрозе агрессии против любого государства-члена"41. Однако нет никакой информации о каких-либо шагах по осуществлению этих положений на практике или хотя бы обсуждению их во время иностранной интервенции в Ливии.
В этой связи нелишне напомнить, как, призывая к созданию поста министра обороны Афросоюза на его саммите в Сирте в 2005 г., Каддафи говорил лидерам других стран, что на континенте имеется "2,4 миллиона африкан-
ских солдат", на которых тратится "15 миллиардов долларов ежегодно". "Так зачем же нам нужны войска извне Африки?"42.
Последним потенциально важным шагом в попытках АС добиться урегулирования в Ливии была поездка президента ЮАР Джекоба Зумы в качестве члена Комитета высокого уровня по приглашению Д. А. Медведева в начале июля 2011 г. в Сочи, где проходил саммит Россия-НАТО. Она состоялась сразу после саммита АС в столице Экваториальной Гвинеи - Малабо, на котором было подтверждено стремление добиться в Ливии политического урегулирования43. Однако трехсторонняя встреча Медведева, Зумы и генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена не дала результатов. Руководство блока добивалось одного - смены режима в этой стране любой ценой.
При этом "война лжи" продолжалась и усиливалась. Командование НАТО утверждало, что его цели - сугубо гражданские, хотя время от времени признавало "ошибки", особенно когда жертвами бомбардировок становились сами "революционеры". Расмус-сен не постеснялся заявить: "Мы выполняли эту операцию очень осторожно, без подтвержденных гражданских жертв"44. Но даже "Амнести интернешнл" - организация, известная своими двойными стандартами (достаточно сказать, что она отказывалась требовать освобождения Нельсона Манделы из тюрьмы), - вынуждена была подтвердить их гибель, правда, "документировав" лишь 55 таких случаев45. Но кто поверит, что лишь столько мирных жителей погибло в результате более чем 9 тыс. "ударных" вылетов авиации НАТО?46 Что на одну жертву в среднем приходилось более 160 таких вылетов? Не зря критики стали называть эту организацию "Амнезия интернешнл"...
Американский конгрессмен Рон Пол (он пытался стать, хотя и неудачно, кандидатом на пост президента США) писал после падения ливийского режима: "У американцев может быть искушение праздновать победу США и НАТО в Ливии... Но я полагаю, что какой-либо энтузиазм в связи с нашей авантюрой в Ливии преждевременен. Поскольку число гражданских жертв натовских бомб растет в ходе войны, начатой под предлогом защиты гражданского населения, даже первоначальный аргумент в пользу интервенции является бессмысленным. Мы не должны забывать, что в Ливии не происходило массовых убийств до ударов НАТО. Эти удары подавались как превентивная гуманитарная интервенция. Но как только самолеты НАТО начали бомбардировки, гражданские стали умирать"47. Отнюдь не случайно поэтому руководство НАТО вообще отказалось расследовать гибель мирного населения в результате бомбардировок48. Отнюдь не случайно заместитель президента ЮАР Кхалема Мотланте в своем выступлении в парламенте поднял вопрос, будет ли у МУС воля "раскопать" связи и координацию между "повстанцами" и НАТО и открыть дело против тех, кто несет ответственность, включая командиров (так и хочется добавить: и политиков) НАТО49. Преступления, совершенные пособниками НАТО: убийства, пытки, длительное содержание под стражей без суда - также очевидны. В ряде случаев они носят расистский характер: так, 30 тыс. жителей города Таверги (в основном, темнокожие) были изгнаны из своих домов50.
* * *
Резолюция Совета Безопасности N 1973, сколь бы неадекватной она ни была, всё же содержала один важный пункт: она исключала "возможность пребывания иностранных оккупационных сил в любой форме на любой части ливийской территории"51. Однако вооруженная интервенция в Ливии не ограничивалась атаками с воздуха и моря.
После своей "победы" силы, осуществлявшие такие незаконные действия, стали более откровенными. Хотя не только слухи, но и свидетельства присутствия в Ливии спецназовцев из Катара появлялись неоднократно и ранее, только 26 октября 2011 г., уже после зверского убийства Каддафи, начальник генштаба этой страны генерал-майор Хамад бен Али аль-Атия заявил публично: "Мы были среди них, и число катарцев на месте составляло несколько сотен в каждом регионе. Обучение и связь были в катарских руках... Мы действовали как связующее звено между повстанцами и силами НАТО"52. В частности, катарский спецназ участвовал в штурме оплота Каддафи в Триполи - Баб аль-Азизия, среди т.н. "оборонительного оружия", поставленного Катаром, были ПТУРСы "Милан"53. Если же учесть, что число "повстанцев" было довольно ограниченным, особенно первоначально, слова этого генерала означают, что катарцы "в каждом регионе" были основной ударной силой, если не считать тех, кого западные журналисты именовали "кавказцами", т.е. лица европейского происхождения. "Нью-Йорк таймс" признавала: "Британия, Франция и другие страны дислоцировали на месте в Ливии специальные силы, чтобы помочь обучить и вооружить повстанцев"54.
Несомненно, именно интервенция НАТО и их союзников из монархий Залива обеспечили успех "повстанцев". Никто иной, как Хиллари Клинтон признала ответственность за убийство Муаммара Каддафи, когда, примеряя на себя тогу Юлия Цезаря, заявила: "Мы пришли, мы увидели, он умер"55.
Она сделала это, не подозревая, что телекамеры работают. Но сенатор Джон МакКейн, соперничавший с Бараком Обамой
на предыдущих выборах президента США, был умышленно откровенен, когда после поездки в Триполи заявил в интервью, что новые ливийские власти подтвердили ему свое желание "отплатить" США за их роль в свержении Каддафи: "К настоящему времени, по данным сотрудников Пентагона и Государственного департамента, счет составил около 1,2 млрд. долл... Они хотят компенсировать расходы нам и нашим союзникам. Они, несомненно, станут очень богатой страной"56.
* * *
Но вернемся еще раз к Африке. Представляется, взятие Триполи противниками Каддафи развязало руки тем на континенте, кто до этого лишь на словах выступал за африканское единство и суверенитет. Единая позиция АС (если она реально существовала) стала "трещать", когда несколько стран-членов, начиная с Нигерии, вопреки ей признали ПНС. К концу августа 2011 г. набралось уже 17 таких стран, а затем признание со стороны АС было объявлено его председателем, президентом Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого на встрече на высоком уровне по Ливии в ООН57, что было явным нарушением основополагающего Учредительного акта Африканского Союза, в котором были провозглашены осуждение и отказ от признания "неконституционной смены правительств"58. Остается надеяться, что смена руководства Комиссии АС, избрание на пост ее председателя Нкосазаны Дламини-Зума, умной и решительной женщины, занимавшей в ЮАР министерские посты более 18 лет, придаст политике этой организации необходимую последовательность и твердость.
* * *
Подробный анализ последствий войны в Ливии выходит за тему данной статьи. Скажем только, что установленная там "демократия" является довольно своеобразной. За время, прошедшее после смены власти, были и нападения на офис премьер-министра, и захват столичного аэропорта, и трагикомическая история с арестом местными "атаманами" в Зинтане сотрудницы Международного уголовного суда, и настоящая трагедия - убийство посла США и разгром американского консульства в Бенгази.
Не вызывает сомнения также, что ливийская трагедия стала тяжелым ударом по будущему Африканского Союза. И дело не только в потере крупных средств, регулярно поступавших из Триполи в его бюджет. Более опасно появление чувства беспомощности на континенте. Как выразился в беседе со мной один из африканских послов: "Сейчас, после Ливии, ни одна африканская страна не находится в безопасности".
Ущерб африканскому единству нанесли и распространявшиеся СМИ фальшивки о вербовке Каддафи "черных наемников" (даже якобы из Зимбабве!), и реальные истории об арестах, избиениях и даже гибели от рук "революционеров" темнокожих африканцев - как мигрантов из других стран, так и ливийских граждан.
Более того, последствия интервенции НАТО уже чувствуются за пределами Ливии. Это и новый вооруженный конфликт в Мали, и расползание в другие страны опасного оружия, такого, как ракеты "земля-воздух"59.
И последнее. Полвека назад, когда державы-метрополии шли на предоставление независимости африканским странам, Португалия не пошла на это, будучи слишком слабой экономически, чтобы использовать неоколониальные методы господства, и последовали почти полтора десятилетия жестоких репрессий и войн в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау.
Исторические параллели нередко рискованны, но, может быть, что-то подобное происходит и сейчас. Став заметно слабее экономически и ища финансовой поддержки у "возникающих держав" (термин довольно странный!), западные государства все чаще прибегают к военной силе, чтобы навязать свой контроль другим. Несомненно, такие действия получат (и уже получают) ответ, при этом чаще всего "ассиметричный", и таким образом создают угрозу стабильности уже не только в отдельных регионах, но и в мировом масштабе.
----- 1 См., например: Васильев А.М. Цунами революций (N 3, 2011); его же - Цунами революций не спадает (N 6, 2011); Фитуни Л. Л. Ближний Восток: технологии управления протестным потенциалом (N 12, 2011); Зеленев Е. И. Смута, анархия, революция: арабская политическая культура на пути в будущее (N 1, 2012); Фитуни Л. Л., Солодовников В. Г. Навстречу "арабской зиме" (N 6, 2012); Ходынская-Голенищева М. С. Оборотная сторона операции "Объединенный защитник" (N 8, 2012); Нечитайло ДА. "Аль-Каида" и "арабская весна" (N 9, 10.2012).
2 African Union. The Constitutive Act - http://www.africa-union.org/root/au/aboutau/constitutive_act_en.htm
3 African Union. Peace and Security Council. 265th Meeting. Addis Ababa, Ethiopia. March 10, 2011. PSC/PR/COMM.2 (CCLXV) Communique - http://au.int/en/dp/ps/content/peace-and-security-council-265th-meeting-addis-ababa-ethiopia -decision-situation-libya
4 Резолюция N 1970 (2011), принятая СБ ООН на его 6491-м заседании 26 февраля 2011 г. S/RES/1970 (2011).
5 Это абсурдное обвинение было выдвинуто Л. М. Окамбо, прокурором МУС, для которого типично применение двойных стандартов. Можно добавить, что собственный представитель МУС по связям с медиа обвинил Окамбо в 2006 г. в принуждении журналистки из ЮАР к сексу с ним. Окамбо уволил этого человека, но МУС впоследствии вынужден был выплатить тому компенсацию.
6 Mamdani M. Saviours and Survivors: Darfur, Politics and the War on Terror. Malthouse Press Limited. Lagos, Benin, Ibadan, Jos, Port-Harcourt, Zaria. 2010, p. 234.
7 Bowcott O. and Wolfe-Robinson M. Gaddafi regime ordered to appear before Africa's highest court // Guardian. March 30, 2011 -http://www.guardian.co.uk/world/2011/mar/30/gaddafi-regime-africa-court
8 Ahmed R. NATO's War in Libya: Protecting to kill, killing to protect // Global Research. October 9, 2011 http://www.globalresearch.ca/index.php?context=va&aid=26997
9 Waterfield B. Libya: Colonel Gaddafi 'flees' to Venezuela as cities fall to protesters - http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews /africaandindianocean/libya/8339096/Libya-Colonel-Gaddafi-flees-to-Venezuela-as-cities-fall -to-protesters.html
10 Prashad V. NATO's craven cover-up of its Libyan bombing // Pambazuka News. 21.03.2012 - http://www.pambazuka.org/en/ category/features/80922/print
11 Ibidem.
12 Ahmed R. Op. cit
13 Russian military. "Airstrikes in Libya did not take place" // Russia Today. March 1, 2011. Цит. по: Ahmed R. Op. cit.
14 Stone A. The White House and the decision for Libyan intervention. A case of mangled information and sloppy analysis -http://www.nolanchart.com/article8509-the-white-house-and-the-decision-for-libyan-interve ntion.html
15 Ibidem.
16 African Union. Peace and Security Council. 265tn Meeting...
17 Резолюция N 1973 (2011), принятая СБ ООН на его 6498-м заседании 17 марта 2011 г. S/RES/1973 (2011).
18 Museveni Y. The Qaddafi I know // Foreign Policy. Washington. March 24, 2011 - http://www.foreignpolicy.com/articles/2011/03/24/ thc_qaddafi_I_know?page-0,3
19 UK Mission to the UN. United Nations Security Council Resolution on Libya No-Fly Zone has been approved http://ukun.fco.gov.uk/resources/en/news/2011/563634482/libya
20 Западные державы безуспешно пытались создать более широкий альянс, втянув в него арабские страны, но к их "коалиции" присоединились лишь два "наиболее демократические" из них - Катар и ОАЭ. С другой стороны, неожиданно в ее состав вошла Швеция, не член НАТО. Возможно, это было сделано не столько по политическим, сколько по экономическим соображениям - для продвижения на рынок вооружений своего самолета JAS-39 Грипен, тем более, что конкуренты также принимали участие в интервенции. (Чужие войны. Центр анализа стратегии и технологии. М., 2012, с. 262.)
21 Maurice Carney. AFRICOM expands mission in Africa -http://therealnews.com/t2/index.php?option=com_content&task=view &id=31 &Itemid-74&jumival-8346
22 Evans D, Arabs say Gaddafi must go, wary of Western action -http://www.reuters.com/article/20 1 1 /03/20/us-libva-idUSTRE7270JP20110320
23 Libya Summit - March 2011 - http://tvnewsroom.consilium. europa.eu/event/libya-summit-march-2011/
24 African Union absent from 2nd meeting on Libya as its chief pleads for funds // Sudan Tribune. March 30, 2011 - http://www.sudan tribune.com/African-Union-absent-from-2nd,38430
25 Why Africa is ignored in global affairs // The Citizen. Dar es Salaam. March 31, 2011 - http://thecitizen.co.tz/editorial-analysis/47-colunmists/9542-why-africa-is-ignored-in-global-a ifairs.html
26 Tripoli Declaration - http://europafrica.net/2010/12/01/tripoli-declaration/
27 Chrisafis A. Nicolas Sarkozy faces renewed claim Gaddafi agreed to fund 2007 campaign // The Guardian. London. April 29, 2012 -http://www.guardian.co.uk/world/2012/apr/29/nicolas-sarkozy-rejects-gaddafi-claim
28 Berlusconi kisses Gaddafi's hand - http://www.youtubc.com/ watch?v=lqgNzwy4PmQ
29 Emerging minds. African Union opposes foreign military intervention in Libya. (March 21, 2011) - http://emergingminds.org/ African-Union-opposes-foreign-military-intervention-in-Libya.html
30 Резолюция N 1973 (2011)...
31 Урнов Л. Ю. Африка и ООН. М., Институт Африки, 2011, с. 209.
32 Meeting of the AU High-Level Ad Hoc Committee on Libya. March 19, 2011 - http://allafrica.com/stories/201103200011.html
33 African Union Consultative Meeting on the Situation in Libya. Addis-Ababa. Ethiopia. March 25, 2011. Communique http://www.au.int/en/sites/default/files/communique_-_Libya _eng [lj_0.pdf
34 Ibidem.
35 Интересная деталь: по информации представительства Евросоюза в Уганде, ЕС выделил 265 тыс. евро на финансирование поездки Комитета АС в Ливию (см.: Daily Monitor. Kampala -http://mobile.monitor.co.ug/News/-/691252/1131946/-/format/ xhtml/-/q6hhbiz/-/index.html). Даже в таких вопросах АС зависит от "доброй воли" так называемых доноров.
36 Fafim Kareem. Truce plan for Libya is rejected by Rebels // The New York Times. April 11, 2011 - http://www.nytimes.com/ 2011/04/ 12/world/africa/121ibya.html?_r=0
37 African Union. Extraordinary Session of the Assembly of the Union on the State of Peace and Security in Africa. Addis-Ababa, Ethiopia. May 25, 2011. Decision on the Peaceful Resolution of the Libyan Crisis - http://www.nepad.org/system/filcs/D%C3%A9cision %20sur%201a%20situ.aton%20en%20Libye%20_Eng%20_.pdf
38 Ibidem.
39 Ibid.
40 Цит по: Ahmad A. Libya recolonised: New African bases for AFRICOM-NATO Combine // The Global Research. November 2, 2011 - http://www.globalresearch.ca/index.php?context-va&aid=27425
41 African Union Non-Aggression Common Defence Pact (2005) -http://www.africa-union.org/root/au/documents/treaties/text/ Non%20Aggression%20Common%20Defence%20Pact.pdf
42 Statement of Brother Leader of the Revolution on the occasion of the opening of the Fifth Ordinary Session of the Assembly of the African Union. Sirte, Libya. July 4, 2005 - http://www.africa-union.org/Summit/JULY%202005/Statement%20by%20Brother%20Le ader%20GADAFFI-%205th%20AU%20Assembly%20Sirte%20Libya. htm
43 Zuma recruits Russia to AU's quest for peace in Libya // Mail and Guardian, 5 July 2011 - http://mg.co.za/article/2011 - 07 - 05-zuma-recruits-russia-to-aus-quest-for-peace-in-libya.
44 Chivers C. and Schmitt E. In strikes on Libya by NATO, an unspoken civilian toll // The New York Times. December 18, 2011 -http://www.nytimes.com/2011/12/18/world/africa/scores-of-unintended-casualties-in-nato-w ar-in-libya.html?_r=l&pagewanted=all
45 Lehmann C. Amnesty and the NATO cover-up of war crimes in Libya - http://nsnbc.wordpress.com/2012/03/22/amnesty-and-the-nato-cover-up-of-war-crimes-in-liby a-updated/
46 Prashad V. Op. cit.
47 Paul R. Mission accomplished in Libya? - http://paul.house.gov/ indexj)hp?option-com_content&task=view&id=1906&Itemid-69
48 NATO: Investigate civilian deaths in Libya http://www.hrw.org/news/2012/05/14/nato-investigate-civilian-deaths-libya
49 Kgosana C. Motlanthe wants NATO probe // Sowetan. August 26, 2011 - http://www.sowetanlive.co.za/news/world/2011/08/25/ motlanthe-wants-nato-probe
50 Fafm K. Accused of fighting for Qaddafi. a Libyan town's residents face reprisals // The New York Times. September 23, 2011 -http://www.nytimes.com/2011/09/24/world/africa/accused-of-fighting -for-qaddafi-tawerga-residents-face-reprisals.html?page wanted-allhttp://www.nytimes.com/2011/09/24/world/africa/accused -of-fighting-for-qaddafi-tawerga-residents-face-reprisals.html?pagewanted-all
51 Резолюция 1973 (2011)...
52 Black I. Qatar admits sending hundreds of troops to support Libya rebels /,/ The Guardian. October 26, 2011 - http://www.guardian.co.uk/ world/201 l/oct/26/qatar-troops-libya-rebels-support
53 Ibidem.
54 Schmitt E. and Meyers S. Surveillance and coordination with NATO aided rebels // The New York Times. August 22, 2011 -http://www.nytimes.com/2011/08/22/world/africa/22nato.html
55 Hillary Clinton on Gaddafi: We came, we saw, he died -http://www.youtube.com/watch7v-Fgcdlghag5Y
56 Liherto J. Libya set to get back $37 billion from U.S. // CNN Money. October 20, 2011 - http://money.cnn.com/2011/10/20/ news/economy/Libyan_assets/index.htm
57 AU finally recognized Libyan TNC. September 21, 2011 -http://www.thisdaylive.com/articles/at-un-au-finally-recognises-libyas-tnc/98969/
58 African Union. The Constitutive Act...
59 См.: Шубин Г. В. Ливия: "военные уроки" прошлогоднего противостояния // Азия и Африка сегодня. 2012, N 11.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |