Критика и библиография. РЕЦЕНЗИИ
М.: Изд-во Московского университета, 2002. 768 с.
Рецензируемая книга посвящена интересной и актуальной в наши дни теме - многовековой истории взаимоотношений Ирана и Ирака. Автор видит свою основную задачу в том, чтобы "проанализировать лишь один комплекс вопросов, касающийся зарождения и развития связей между двумя самыми многочисленными народами региона - арабами и персами - и современным состоянием взаимоотношений между Ираком и Ираном". Он считает, что "подобная ретроспекция дает возможность проследить, где и каким образом завязывались тугие узлы региональных проблем, обнаружить истоки противоречий, которые, обретя со временем некую фундаментальность, с регулярным постоянством всплывали на поверхность в конце XX в. и продолжают оставаться камнем преткновения до настоящего времени" (с. 7).
А. А. Алиев дает подробное изложение взаимодействия арабов и персов, прежде всего в рамках исламской цивилизации. Такой подход к рассматриваемой проблеме используется, насколько мне известно, впервые. Книга представляет собой прекрасный компендиум исторических сведений об арабах и персах и, на мой взгляд, является базовой работой в своей области. Она суммирует и подытоживает результаты предыдущих исторических исследований об этих народах.
Первая часть книги ("Персы и арабы в древности и в составе Халифата") написана добротно, на основе обширного круга источников и литературы. Особенно выделю страницы, повествующие об истории зарождения ислама и Аббасидах, при которых происходит, по мнению автора, завершение интеграции персов в мусульманский мир (см., например, с. 245 - 247). А. А. Алиев прав, отмечая, что "до тех пор пока ислам оставался только религией арабов, завоеванные ими страны и народы не были покорены окончательно. Если говорить об Иране, то началом новой эры, приведшей к объединению персов и арабов на религиозно-культурной основе, можно считать К в., когда сложился новоперсидский язык, использующий арабскую графику, и литература на нем. Именно это обстоятельство более, чем многое другое, способствовало взаимообогащению культур обоих народов и насыщению ислама многими из древних иранских традиций. Новоперсидская литература стала по духу, как это ни покажется парадоксальным, не только и не столько иранской, сколько мусульманской". Арабы в процессе взаимодействия с персами также многое приобрели: "высокую степень государственности, экономическую мощь и развитую культуру" (с. 285).
На мой взгляд, первая часть книги представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого круга любознательных читателей, интересующихся историей мусульманского мира. Если говорить о недостатках этой части, то отмечу следующее. На с. 38 автор пишет: "первоначально зороастризм не являлся полностью монотеистической религией". Тем самым он предполагает, что впоследствии (впрочем, в книге не сказано когда) зороастризм избавился от своего дуалистического характера. Однако именно в дуализме и состоит главная особенность зороастризма по сравнению со строго монотеистичным исламом.
Во второй части ("Иран и Ирак: противостояние и сотрудничество") рассматривается история взаимоотношений этих стран вплоть до окончания Ирано-иракской войны 1980 - 1988 гг. В предисловии к этой части А. А. Алиев правильно отмечает, что "в Средние века слово "Ирак" вошло в состав наименований двух смежных территорий - Ирак Арабский и Ирак Персидский (араб. - аль-Ирак аль-Араби и аль-Ирак Аджми (или Аджам). первое использовалось для обозначения земель южной Месопотамии и прилегающих территорий, а второе - для западной части современного Ирана со столичными городами Исфахан и Казвин" (с. 371).
Автор анализирует особенности взаимодействия мусульман и кочевых народов (монголов и тюрок), а также возрождение Ирана во время правления Сефевидов (гл. 1). Особое внимание он уделяет правлению шаха Аббаса I (1587 - 1629), при котором существенно окрепла властная вертикаль и "обрели новый политический вес вали - как правило, наследственные правители пограничных областей" (с. 435).
стр. 197
Описывая события иранской и иракской истории с начала XVIII - до первой половины XX в. (гл. 2), автор, по моему мнению, дает весьма убедительную и объективную характеристику ирано-российских отношений того времени (см., например, с. 472 - 473). Он обращает внимание на то, что после набега ваххабитов в апреле 1801 или 1802 г. на священный город шиитов Кербелу отношения между суннитами и шиитами обострились. Ваххабиты дождались момента, когда большинство жителей Кербелы "отправилось в паломничество в Эн-Неджеф (другой священный город шиитов. - М. Р.), затем вошли в город и приступили к резне и погрому святилища имама аль-Хусейна. Было убито, по разным оценкам, от 2 до 4 тыс. жителей города" (с. 474).
Автор аргументированно излагает события первой половины XX в., связанные с Иранской революцией 1905 - 1911 гг., ходом Первой мировой войны на Ближнем Востоке, установлением английского мандата на Ирак и восшествием на иранский престол 12 декабря 1925 г. Реза-шаха Пехлеви. Он указывает, что "в 1930 г. Великобритания и Ирак подписали договор о союзе между двумя государствами, который фактически легализовал подчиненное положение иракской стороны" (с. 498).
Рассказывая о последующей истории Ирана и Ирака в XX в., А. А. Алиев доводит изложение событий до начала Ирано-иракской войны (1980 - 1988). Он убедительно вскрывает причины, приведшие в обоих странах к замене монархической формы правления на республиканскую. В целом основная канва событийного и проблемного рядов дана, на мой взгляд, в правильной перспективе: автор показывает очевидные достижения и просчеты "белой революции" в Иране, борьбу баасистов за приход к власти в Ираке, застойный характер конфликта с курдами на севере Ирака и хроническую неспособность Багдада разрешить его. В главе дана краткая биография старожила арабской и мировой политики Саддама Хусейна. А. А. Алиев отмечает, что "в июле 1979 г. Ахмад Хасан аль-Бакр (президент Ирака в то время. - М. Р.) был тихо отстранен от власти, и главенствующее положение в руководстве страной занял Саддам Хусейн" (с. 545). Как представляется, это справедливо только в плане официальной историографии, а не реальной стороны дела, так как широко известно, в том числе и по моему опыту длительного проживания в Ираке в середине 1970-х годов, что еще со времени начала 1970-х годов Хусейн, официально будучи заместителем А. Х. аль-Бакра, являлся фактическим руководителем Ирака. Это, разумеется, не помешало ему, став первым лицом в государстве, расправиться со своими противниками в баасистской партии: 21 руководитель Баас был казнен, при этом "все они были обвинены в "бакризме"" (с. 545).
В заключительной четвертой главе второй части анализируются причины и обстоятельства, приведшие к началу Ирано-иракской войны, а также подробно рассматриваются ход самой войны и переговорный процесс, направленный на ее прекращение. Автор прав, выявляя целый ряд аспектов, способствовавших началу войны, таких, например, как региональное соперничество и пограничные споры, в частности по вопросу о границе по р. Шатт-эль-Араб. А. А. Алиев хорошо показывает, как в 1970-е годы, несмотря на отдельные периоды разрядки, постепенно нарастало напряжение в ирано-иракских отношениях. Начало и ход боевых действий рассмотрены автором подробно и обстоятельно. В итоге, по справедливому суждению А. А. Алиева, "Ирано-иракская война 1980 - 1988 гг. не выявила победителя. Но завершилась эта кровавая партия не вничью, а патом. Ни одна из проблем, отравляющих отношения двух государств, так и не была разрешена, а обе конфликтующие стороны не смогли добиться поставленных целей" (с. 670).
К сожалению, на этих событиях книга заканчивается. О захвате Ираком Кувейта (1990) и Войне в Заливе (1991) лишь упоминается, об отношениях Ирака и Ирана в последующие 10 лет вообще ничего не говорится. Автор, конечно, вправе определять рамки своей работы, но в таком случае, вероятно, надо было обосновать это в предисловии. На мой взгляд, в заключении хотя бы кратко следовало охарактеризовать историю ирано-иракских отношений в 1990-е годы.
Послесловие книги посвящено исламу и его отношению к вооруженным конфликтам. В целом оно весьма информативно, особенно в плане анализа понятия "джихад". А. А. Алиев подчеркивает, что "священная война", под которой обычно понимают "джихад", является лишь "малым джихадом", а "великий джихад" или "джихад сердца" состоит в борьбе с "собственными дурными наклонностями" (с. 677).
Книга представляет большой интерес как для арабистов и иранистов, так и для более широкого круга политологов. В приложения включены тексты межгосударственных договоров, генеалогические таблицы, аннотированный указатель имен, указатель географических и топографических названий, а также карты и иллюстрации, которые безусловно обогащают основательно подготовленное и прекрасно полиграфически выполненное издание.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |