А. З. ЕГОРИН, Г. В. МИРОНОВА. СЕНУСИТЫ В ИСТОРИИ ЛИВИИ (1843 - 1969 гг.). М.: Институт востоковедения РАН, 2006. 432 с.
В истории стран афро-арабского региона найдется немного примеров того, как религиозно-политический орден смог утвердиться в территориальных рамках какой-то из них, объединить вокруг себя самые разные общественные слои и возглавить борьбу за единую, объединяющую их цель - достижение политической независимости и государственной самостоятельности. Таким объединением и движущей силой общества стал религиозно-политический орден сенуситов в Ливии, активно действовавший в этой стране с середины XIX до середины XX в., фундаментальное исследование которого впервые в России представлено в рецензируемом труде.
Книга состоит из введения, 12 глав, построенных по хронологическому принципу, заключения и библиографии.
Во введении соавторы напоминают, что орден сенуситов был учрежден в 1837 г. у горы Абу Кубе близ Мекки. Его основатель Мухаммед Али ас-Сенуси (1787 - 1859), выходец из знатного алжирского рода Шарифов, объявив об отказе от суннизма, провозгласил единственной священной книгой мусульман Коран и призвал к борьбе за возврат к чистоте ислама и отказу от роскоши и излишеств. Арабы-кочевники это приветствовали, а крупное мекканское духовенство и турецкая администрация встретили в штыки. Ас-Сенуси с соратниками был вынужден перебраться в Северную Африку, где после долгих странствований в г. Эль-Бейде, на территории Киренаики (Восточная Ливия), в 1843 г. учредил завию (приход) Ордена сенуситов. Через несколько лет его сторонники нашли здесь благодатную почву для своих проповедей среди местного населения. В Ливии в этот период действовали две власти: одна оккупационная турецкая, собиравшая налоги, другая - система завий, ставших религиозно-политической силой бедуинов. Постепенно сенуситские шейхи превратились в духовных властителей широких масс, возглавивших борьбу ливийцев за национальное освобождение. Авторы особо отмечают, что опыт борьбы ливийских сенуситов за национальную государственность представляет значительный интерес, по-своему уникален и ранее не был достаточно глубоко проанализирован в отечественной научной литературе.
В трех первых главах книги в качестве исходных предпосылок исследования приводится история обитателей ливийской пустыни, социальная структура бедуинского сообщества, описаны процессы становления Ордена сенуситов, отношения между турецкими административными единицами (мутасарифиями) и сенуситскими завиями. Быстрое распространение учения сенуситского братства в Ливии, особенно в Киренаике, обусловливалось прежде всего тем, что в нем была заложена идея возврата к "чистоте" первоначального ислама, порицание богатства и роскоши, воспринимавшаяся широкими массами кочевого и полукочевого населения как призыв к борьбе с турецкими поработителями, злоупотреблявшими многочисленными феодальными поборами. Подчеркивается объективная социально-экономическая основа и предпосылка утверждения сенусизма в Ливии: "Племенная верхушка нуждалась в такой религиозно-политической силе, которая защитила бы ее интересы и, способствуя установлению мира и стабильности в стране, позволила бы успешно развивать караванную торговлю с целью дальнейшего экономического развития. Этой силой и стало братство сенуситов, сумевшее приспособить свою деятельность к условиям существования племенной организации. Между системой завий... и племенной организацией бедуинского общества существовала полная гармония" (с. 37 - 38).
К концу XIX в. число завий в Ливии непрерывно росло и составило 94 (в Киренаике - 45, в Триполитании - 28, в Феццане и Куфре - 21). Возникшие как религиозно-административные центры, они постепенно превратились в органы гражданской администрации и кроме управленческой функции выполняли еще религиозную и образовательную. Жители завий и бедуины, на территории которых находились завий, все более вовлекались в социально-экономические отношения, имевшие характер феодально-теократических, и становились все более состоятельными.
стр. 189
Усиление влияния сенуситов не могло остаться незамеченным турками, которые разными способами стремились ему противодействовать. С течением времени сенуситское братство стало испытывать давление не только со стороны Османской империи, но и со стороны Франции и Италии, которые осуществляли колониальные завоевания в Африке. Авторы отмечают, что "сенуситское братство, преследуя свои религиозно-политические цели антитурецкой и антизападной направленности, старалось избегать обострения отношений как с западными державами, так и с Османской империей. Такая политика проявилась, например, в отрицательном ответе главы сенуситов на просьбу султана Абдул-Хамида II послать на помощь турецкой армии свое ополчение во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. Сенуситы отказались выступить против Франции, которая оккупировала Тунис в 1881 г." (с. 78).
Девять глав книги (IV-XII) посвящены описанию и анализу роли сенуситов в борьбе всего ливийского народа против итальянской экспансии, за национальную независимость и становление самостоятельного и целостного государства. Особое место при этом отведено лидеру сенуситов Мухаммеду Идрису ас-Сенуси, начало политической деятельности которого совпало с началом Первой мировой войны. Соавторы, в частности, отмечают, что дальновидный и проницательный Идрис Сенуси "противился вовлечению сенуситов в войну турок против англичан, с которыми он стремился поддерживать дружественные отношения. Осведомленный о восстании арабов в Хиджазе, он понимал, что турецкая империя находится накануне краха, и интересы своего народа было бы лучше связать сотрудничеством с англичанами, чем обеспечивать поддержку туркам" (с. 139).
Окончание Первой мировой войны не принесло мира ливийскому народу. Союзники по военной коалиции, Англия и Италия, опасаясь его выступлений, стремились установить мир на севере Африки в своих интересах. Англия установила свое полное правление в Египте, а Италии была предоставлена возможность господствовать в Ливии, откуда выдворялись побежденные Антантой турки и немцы. Первоначально итальянцы пытались сочетать в своей политике в Ливии мирные переговоры с использованием военной силы. Окружение эмира Идриса, как отмечают авторы, раскололось на две группировки, одна из которых выступила за начало военных действий против итальянцев, а другая настаивала на продолжении сотрудничества с ними.
В течение 1923 г. итальянские войска оккупировали все основные населенные пункты Триполитании. Продолжавшие сопротивление отряды были вынуждены уйти во внутренние районы Сахары, где они уже не представляли опасности для итальянских оккупантов. Перед лицом сложившейся угрозы ливийцы делают практические шаги по объединению двух провинций страны - Триполитании и Киренаики. В обеих провинциях были сформированы правительства и стали приниматься меры по координации боевых действий против итальянцев.
Целый раздел шестой главы отведен боевой деятельности национального героя Омара аль-Мухтара в 1923 - 1931 гг., который будучи сторонником сенуситского движения, "отстаивал принципы единства, выступал против местнических тенденций, считая, что главной задачей является борьба с иностранной интервенцией, а не соперничество одного клана сенуситов с другим" (с. 174). Он создал небольшие подвижные формирования, рассредоточенные по всей территории большого лесного массива Эль-Джебель аль-Ахдар (Зеленых гор), которые и стали играть основную роль в партизанской войне против итальянцев. Однако Омар аль-Мухтар был казнен, а партизанское движение подавлено. На этом двадцатилетняя (1911 - 1931) кровопролитная война закончилась.
Начался процесс превращения Ливии в так называемый "четвертый берег" Италии, который в Риме надеялись превратить в свой мощный военно-экономические плацдарм. Этот процесс, обстоятельно проанализированный в работе, шел уже без участия сенуситов или их какого-либо противодействия. Поэтому, начиная с седьмой главы, соавторы фактически излагают свое видение истории Ливии, а не место сенуситов в ней.
Западные страны не признавали Ливию единым государством и пытались управлять ею раздельно в каждой из ее провинций, чтобы легче было организовать подчинение своим интересам. В стране были нарушены традиционные внутренние торгово-экономические связи, а в каждой из провинций были даже введены различные денежные знаки. При этом цитаделью сенуситского движения оставалась Киренаика. Здесь 4 апреля 1943 г. сразу после изгнания итало-немецких войск в г. Бенгази было объявлено об открытии спортивного клуба имени Омара аль-Мухтара. Его деятельность была направлена против коллаборационистского сенуситского руководства. Однако англичане считали, что только Идрис ас-Сенуси, который к этому вре-
стр. 190
мени уже 22 года находился в эмиграции в Египте, мог сдержать усиливавшийся накал антиколониальной борьбы, и предложили ему вернуться из эмиграции. В июле 1944 г. он приехал в Киренаику. По прибытии в Бенгази, он призвал народ к сплочению с британской администрацией через создание различных обществ и партий, видя в этом путь к "счастливому процветанию". Фактически в его речи содержался призыв к объединению вокруг него всех монархических и просенуситских элементов против тех, кто выступал за провозглашение республики и за объединение с Триполитанией.
В дальнейшем Идрис ас-Сенуси поддержал идею создания Национального фронта (НФ) - политической организации, имевшей целью координировать деятельность традиционалистов и сторонников англичан. 30 ноября 1946 г. НФ, в котором насчитывалось 75 человек, главным образом шейхов племен - сторонников Идриса ас-Сенуси, выступил с декларацией, призывавшей англичан признать создание правительства во главе с эмиром в качестве первого шага на пути к самоуправлению. В декабре 1947 г. по настоянию эмира был закрыт клуб имени Омара аль-Мухтара и распущены все политические партии. Поэтому в январе 1948 г. ведущие вожди племен, городские служащие создали Национальный конгресс. Его Исполнительный комитет возглавил брат эмира Мухамед ар-Рида, подготовивший программу будущего развития страны, основанную на принципах независимости эмирата под руководством Идриса ас-Сенуси.
В книге рассматриваются сложные социально-политические процессы, происходившие во второй половине 1940-х гг. в Триполитании и Феццане. Эти процессы были до выхода рецензируемой книги весьма мало изучены и описаны в исторической отечественной и зарубежной литературе. В частности, авторы не обходят молчанием зачастую замалчивавшиеся и не принятые предложения СССР об установлении советского контроля над Триполитанией, на территории которой Советский Союз мог бы разместить свой торговый флот на Средиземном море. Из-за разногласий между СССР и западными странами и истечением срока (сентябрь 1949 г.) предоставления рекомендаций, оговоренных мирным договором с Италией, вопрос о судьбе Ливии был передан на обсуждение ГА ООН (1948) и перенесен на май 1949 г. СССР заявил, что отказывается от своего упомянутого предложения и требует предоставления всей Ливии независимости по истечении 5 лет, что было позитивно встречено ливийской общественностью.
Авторы обстоятельно рассматривают этапы получения независимости Ливией на протяжении 1949 - 1951 гг., роль различных политических сил, лидеров и общественных организаций на этих этапах, выдвигавшиеся ими планы, их слабые и сильные стороны, а также позиции иностранных держав и арабских стран по ливийской проблеме. 24 декабря 1951 г. независимость Ливии была провозглашена. "Сенуситам потребовалось немногим более века, чтобы победно пройти путь по сахарским пескам от первой завии в Бейде (1843) до получения власти над всей Ливией в 1951 г. Это движение по общеполитической пирамиде наверх было нелегким, тернистым, кровавым и компромиссным" (с. 297).
Нельзя не согласиться с мнением авторов о большом личном вкладе короля Идриса в получении страной независимости. Ливия стала первой страной на Севере Африки, добившейся независимости мирным путем, без гражданской войны.
Заключительные разделы фундаментального труда посвящены социально-экономическому и общественно-политическому становлению Ливии как самостоятельного государства и полноправного члена мирового сообщества. С 1952 г. в Ливии установилась власть феодально-монархической группировки, которая отстранила от активной политической жизни как зарождавшуюся ливийскую буржуазию, так и фундаменталистов. Король Идрис ас-Сенуси, взявший на себя функции политического лидера, провозгласил ислам официальной религией, а в дальнейшем создал разветвленную сеть религиозных институтов и учреждений, сохранив завии, но не пошел на воссоздание сенуситского братства в прежнем виде, поскольку не видел в этом необходимости. Но и в независимой Ливии борьба за влияние различных кланов и групп не прекращалась. В октябре 1954 г. была предпринята попытка дворцового переворота. В результате роль и влияние сенуситов постоянно сокращались. К 1967 г. сенуситы составляли только 5% населения страны. К этому времени сенусизм превратился в явный общественный анахронизм, стал тормозом развития страны. 1 сентября 1969 г. королевский режим был свергнут в результате государственного переворота, проведенного организацией "Свободных офицеров-юнионистов-социалистов". В истории Ливии начался новый этап, в котором сенуситам уже не было места.
стр. 191
Выход в свет рецензируемой работы - важное событие в востоковедении и африканистике. Труд основан на многочисленных отечественных и зарубежных, арабских и западных источниках, малоизвестных российским ученым. Увлеченно излагая результаты своих исследований, авторы порой, как, например, в разделе о Первой мировой войне, значительно выходят за рамки темы. В некоторых других случаях излагают те события ливийской истории, к которым сенуситы не имели отношения. В целом, однако, монография представляет собой принципиально новый вклад в исследование североафриканских, в частности ливийских, исторических и социально-политических проблем.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |