Libmonster ID: UZ-1050

23 - 25 января 2006 г. на базе Алтайского государственного университета прошла Всероссийская научная конференция "Западная и Южная Сибирь в древности", посвященная 60-летнему юбилею известного археолога, профессора Ю. Ф. Кирюшина.

На конференции работало несколько секций. Автор обзора сконцентрировал свое внимание на одной из них, имеющей отношение к профилю журнала. На секции "Древности Евразии" обсуждались доклады по археологии зарубежного Востока. Наибольшее внимание привлекло выступление А. А. Ковалева (НИИ комплексных социальных исследований, Санкт-Петербург) "Чемурчекский культурный феномен". Под этим названием автор предлагает объединить ряд памятников эпохи ранней бронзы Центральной Азии. По его мнению, можно проследить определенное единство населения Джунгарии и Монгольского Алтая за счет компонента, привнесенного на эти территории мигрантами из Западной Европы не позднее середины 3-го тыс. до н. э. Прообразы погребальных сооружений чемурчекской культуры А. А. Ковалев видит в "коридорных гробницах" Франции; там же (в Лангедоке) им выделены каменные статуи эпохи энеолита, послужившие основой для иконографии чемурчекских скульптур. Двигаясь с запада на восток, "мигранты" впитывали достижения культур Восточной Европы, Ближнего Востока и Средней Азии и, в свою очередь, транслировали их обитателям лесостепной зоны Сибири. Изобразительные приемы чемурчекцев оказали воздействие на формирование окуневского и карасукского искусства; прослеживается и связь их с сейминско-турбинской традицией.

Возражения участников дискуссии по докладу А. А. Ковалева в основном сводились к тому, что сам по себе чемурчекский материал пока еще не очень значителен и не позволяет делать столь однозначные и масштабные выводы.

В докладе С. Л. Комиссарова (ИАЭТ СО РАН, Новосибирск) подвергнуто критике выделение в китайской археологии так называемой культуры сыба на территории Западной Ганьсу. На деле публикуемый инвентарь представляет собой набор различных по дате и происхождению бронзовых изделий, для которого еще предстоит выполнить корреляцию с погребальным обрядом и керамическим комплексом.

Заметный интерес вызвало сообщение П. В. Мартынова (Новосибирский гос. ун-т) о культуре цюйгун в Центральном Тибете. Автор вслед за китайскими коллегами отнес ее к позднему неолиту, который на завершающем этапе переходит в эпоху раннего металла. Ее изучение существенно обогащает наши знания об автохтонном компоненте в формировании тибетского этноса, поскольку уже на поселении Цюйгун выявлены такие этнически значимые элементы материальной и духовной культуры, как выращивание голозерного ячменя, доместикация яка, почитание грифа и обезьяны.

В ходе дискуссии большинство специалистов предложили отнести культуру цюйгун к эпохе бронзы.

Ряд докладов был представлен в стендовой форме. А. А. Вареное (ИАЭТ СО РАН, Новосибирск) предложил памятники цинлунского типа с "карасукскими" ножами, сконцентрированные в провинциях Хэбэй и Ляонин, датировать поздним этапом династии Шан-Инь (реально XII-XI вв. до н. э.). Тот же автор представил еще один доклад на семинар "Теория и практика археологических исследований", проходивший в рамках конференции. В нем он обобщил материалы по памятникам шилоуского типа (на территории провинций Шаньси и Шэньси). По набору бронзовых сосудов и оружия их удалось связать с иньским комплексом, а по находкам "карасукских" ножей - синхронизовать с упомянутой выше цинлунской группой.

Н. Ю. Тимолянова (Новосибирский гос. ун-т) исследовала изображения пещерного храма Чалалуфу в Лхасе. Храм был построен в середине VII в., хотя размещенные там скульптуры создавали и позднее, вплоть до XV-XVI вв. В стилистике изображений преобладает влияние Гандхары, которое осуществлялось, скорее всего, через Непал (хотя нельзя исключить и "кружной путь", через Среднюю Азию и Восточный Туркестан).

В сообщении А. Я. Щетенко (ИИМК РАН, СПб.) фигура возничего на бронзовой модели колесницы, запряженной быками, из клада в Даймабаде (штат Махараштра) определяется как изображение ведийского бога Пушана. Тем самым убедительно доказывается его постхараппская хронология; однако предлагаемая датировка в рамках XIV-VII вв. до н. э. настолько широка, что утрачивает практический смысл.

В докладе В. Д. Кубарева (ИАЭТ СО РАН, Новосибирск) представлены новые находки петроглифов из Хар-Чулуу (Монгольский Алтай).

стр. 182


Наибольшее внимание привлекает композиция из более 60 выбитых фигур людей и животных, соединенных между собой "линией жизни". Исходя из распространенности изображений стилизованных оленей как на монгольских петроглифах, так и на оленных камнях (возраст которых может быть на несколько столетий древнее принятых дат), автор предлагает удревнить и некоторые раннескифские памятники наскального искусства в Монголии - примерно до середины 2-го тыс. до н. э. Единственную более или менее точную аналогию для многофигурной композиции он находит на писаницах Койбагара в Казахстане.

Кстати, казахстанским находкам посвящен блок докладов, хотя их изучение подчас довольно сложно отделить от проблем российской археологии. Это относится к ряду докладов, посвященных формированию раннеандроновской культурно-исторической общности на территории Урало-Казахстанской степи. В. Н. Логвин (Сургутский гос. ун-т) на материалах могильника Токанай-1 (Кустанайская обл.) показал относительность противопоставления петровских и синташтинских памятников.

С. С. Калиева (Сургутский гос. ун-т) доказывает преобладающее значение "местного" компонента - энеолитических культур геометрической керамики - в складывании синташтинско-петровского сообщества. Преемственность между синташтинским и петровским вариантами прослеживается в докладе ИВ. Чечушкова (Южно-Уральский гос. ун-т, Челябинск) на основе анализа такого выразительного объекта культуры, как псалии. Однако эта линия не продолжается в алакульской культуре, где функция псалиев меняется, возможно, под влиянием срубных, а через них - и абашевских племен. С. В. Сотников (Тобольский гос. пед. ин-т) доказывает появление обряда кремации еще на раннеалакульских памятниках Центрального Казахстана и его дальнейшее развитие в ходе контактов с другими культурами (срубной, федоровской).

Тексты всех перечисленных докладов и сообщений вошли в состав двух сборников, которые опубликованы под общей редакцией А. А. Тишкина.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/БАРНАУЛ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. А. КОМИССАРОВ, БАРНАУЛ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 02.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/БАРНАУЛ (date of access: 20.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. А. КОМИССАРОВ:

С. А. КОМИССАРОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
11 hours ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
2 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
2 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
3 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

БАРНАУЛ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android