Libmonster ID: UZ-1079

В 70 - 90-х гг. XIX в. в международной политике на первый план выходят раздел Африки, проблема Египта, ближневосточный вопрос. В этот период тактика Великобритании в дальневосточном регионе меняется: на смену военным методам давления приходят разведывательные экспедиции, число которых резко возрастает. В статье рассматриваются причины британских экспедиций, их характер и результаты. Основным источником исследования служат отчеты Королевского географического общества1 и Королевского азиатского общества2.

К 70-м гг. XIX в. Китаю были навязаны неравноправные договоры, в результате которых для иностранной торговли был открыт ряд портов. Но иностранная торговля в нескольких портах не привела к "открытию" всей страны. Внутренние районы Китая оставались практически недоступны для иностранцев. Для проникновения туда необходимо было иметь особые разрешения, получить которые было не так просто. К тому же британские торговцы столкнулись с тем, что население Китая предпочитало местные товары британским. Экономисты того времени считали "самодостаточность Китая самым грозным барьером, с которым Англия столкнулась за всю историю (своей. - М. Б.) промышленной и торговой экспансии" [Sargent, 1907, р. 225]. В 1882 г. британский консул в г. Чунцине Окснем писал, что "иностранная торговля в Китае переживает стагнацию. Главная причина заключается в том, что огромная масса населения не покупает мануфактурную продукцию... наши товары из хлопка не устраивают китайцев, так как слишком быстро изнашиваются. Местная одежда дешевле, крепче и надежнее" [The Economist..., 1884, p. 12].

Увеличение числа направляемых в Китай британских экспедиций в 70 - 90-х гг. объяснялось целым рядом причин. Середина 70-х - середина 80-х гг. XIX в. - период экономической депрессии в Европе, которой не избежала и Великобритания. Британские предприниматели были заинтересованы в новых рынках сбыта, и внутренний Китай представлялся одним из них.

В 70 - 80-х гг. XIX в. у Англии появляются серьезные конкуренты на Дальнем Востоке в лице Франции, Германии и России, внимание которых к Китаю возросло. Они начинают исследование Китая, изучение внутренних торговых маршрутов, разведку расположения стратегически важных объектов. Англия не могла не обратить внимание на их действия и вынуждена была предпринимать меры для сохранения своего влияния

1 Королевское географическое общество было основано в 1830 г. в Лондоне под названием Географический клуб Лондона на базе Ассоциации по исследованию внутренних районов Африки (1788 г.), Клуба путешественников Роли (1827 г.) и Палестинской Ассоциации. Свое название общество получило с 1857 г. В XIX в. оно занималось исследованиями в Британской Гвиане, Австралии, Африке и Арктике. Однако на его заседаниях часто делались доклады об экспедициях на Дальний Восток [The New..., 1975, p. 700].

2 Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии было создано в 1823 г.

стр. 130
в дальневосточном регионе. Журналист и редактор британского журнала "Фортнайтли ревью" Т. Х. С. Эскот обеспокоенно писал в 1884 г.: "Мы оказались в новой ситуации: международные отношения, ответственность, обязанности, возложенные на нас империей, роль, которую мы должны и можем играть в мировой политике изменились после смерти Пальмерстона, великие европейские державы вооружены так, что Англия не способна с ними конкурировать; контроль над европейской политикой находится в руках Германии" [Escott, 1884, р. 705 - 707]. В этих обстоятельствах необходимым становилось составление точных карт, описание природных особенностей Цинской империи, изучение местных языков, составление словарей и т.д. Все это требовало исследований на местах.

Британское правительство было заинтересовано не только в продвижении на китайский рынок английских товаров, но главным образом в распространении английского экономического и политического влияния на всю страну, для чего эту страну нужно было хорошо знать. Опыт "опиумных войн" показал недостаточную эффективность только военных действий в условиях Китая. И разведывательные экспедиции во внутренний Китай и близлежащие районы могли оказать помощь в поисках новых методов усиления влияния на Цинскую империю.

Экспедиции были дорогостоящими вследствие природных условий, отсутствия дорог, враждебного отношения местного населения и вероятности нападения разбойников. В 1883 г. Цзэн Цзицзэ3 отмечал, что у англичан, путешествовавших во внутренних районах Китая, часто возникали сложности в связи с препятствиями, чинимыми представителями местной администрации [Tseng Chitse, 1883, p. 992].

Британские экспедиции в Китай можно разделить на две категории.

Во-первых, это экспедиции, которые должны были исследовать возможность распространения влияния Англии на сопредельные с Китаем районы. Л. А. Уоделл, возглавлявший британскую военную экспедицию в Лхасу в 1904 г., сформулировал официальную точку зрения касательно отношений со странами на границах Британской Индии: "... (наша. - М. Б.) политика в течение длительного времени сводилась к тому, чтобы обеспечить возникновение вдоль наших границ в качестве буфера между нами и соседними странами ряда полунезависимых государств, пользующихся самоуправлением во внутренних делах, но обладающих достаточной свободой, чтобы, в случае вторжения, они оказались полезными (для Англии. - М. Б.). Эти государства должны находиться под нашим сюзеренитетом (поскольку мы обеспечиваем их автономию) и быть открытыми для торговли" [Цит. по: Празаускас, 1980, с. 38].

Во-вторых, это экспедиции в глубь Китая. Их характер и маршруты зависели от того, кем они организовывались: правительством ли Великобритании, торговыми ли палатами или отдельными предпринимателями, заинтересованными в налаживании торговых отношений с определенными районами Китая.

Большинство экспедиций формально носили характер научных. Но изучение флоры и фауны Поднебесной зачастую служило лишь ширмой, прикрывающей истинные цели и задачи миссий. В 70 - 90-е гг. XIX в. англичане предприняли более тридцати экспедиций в Китай и сопредельные районы.

ЭКСПЕДИЦИИ ВО ВНУТРЕННИЕ РАЙОНЫ КИТАЯ И БИРМУ

В исследуемый период во внутренние районы Китая было предпринято несколько британских экспедиций.

В январе-августе 1871 г. Томсон совершил путешествие по р. Янцзы в Сычуань для исследования маршрута Ханькоу-Ичан. Цель экспедиции заключалась в том, чтобы

3 Цзэн Цзицзэ (1839 - 1890 гг.) - старший сын Цзэн Гофаня (1811 - 1872), видного цинского чиновника, посланник Китая в Великобритании и Франции в 1878 - 1885 гг.

стр. 131
изучить возможность судоходства в верхнем течении р. Янцзы в узких ущельях выше Чунцина.

В 1873 г. британский консульский агент при бирманском дворе в Мандалае предложил организовать исследовательскую миссию из Мандалая через Бамо и далее до Момейна, в Дали в провинции Юньнань. Предложение было одобрено главным комиссаром Британской Бирмы в связи с активизацией действий Франции в районе р. Меконг. Военно-топографическая экспедиция во главе с полковником Х. А. Броуном насчитывала около 200 хорошо вооруженных людей. Британскому посланнику в Пекине Т. Вэйду было поручено получить от китайского правительства паспорта и направить в помощь экспедиции опытного переводчика. Им стал А. Марджери, 29-летний британский консульский служащий. Он должен был проследовать вверх по Янцзы и встретить миссию на китайско-бирманской границе. 17 января 1875 г. Марджери прибыл в бирманский пограничный город Бамо. В феврале 1875 г. экспедиция двинулась к бирмано-китайской границе, но была остановлена вооруженными людьми. Марджери отправился в сопровождении шести человек на переговоры. Результат переговоров был положительным. Однако на обратном пути 21 февраля 1875 г. он попал в засаду и в перестрелке погиб.

Смерть Марджери стала поводом для выдвижения Англией требований к Китаю. Результатом стало заключение 13 сентября 1876 г. Чифуской конвенции, согласно которой Китай соглашался выплатить серебром 2 млн. лян (юаней), отправлял посольство в Англию для принесения извинений, вырабатывал правила торговли на границе Бирмы и Юньнани. Английским представителям было разрешено наблюдать за торговлей в Дали и других городах Юньнани в течение пяти лет. Города Ичан, Уху, Вэньчжоу, Бэйхай становились открытыми портами; Англия могла направить консульского агента в Чунцин. Иностранным судам было разрешено заходить в шесть городов на Янцзы. Дополнительная глава конвенции касалась Тибета: англичане могли направлять миссии из Китая в Тибет и Индию.

В 80-х гг. XIX в. внимание Великобритании к юго-западному Китаю возросло в связи с началом франко-китайской войны 1883 - 1885 гг. Это грозило Англии утратой влияния в южных провинциях (Юньнань и Сычуань) и контроля над торговыми путями из этих провинций в Бирму. В 1882 г. Королевское географическое общество опубликовало работу советника британского посольства в Пекине Бабера "Путешествия и исследования западного Китая", в которой описывалась его экспедиция в Сычуань и Юньнань. Бабер писал, что по освоении внутреннего рынка этих провинций перед британскими торговцами открылись бы колоссальные возможности [Palgrave, 1883, р. 493 - 501]. Однако он отмечал препятствия, затрудняющие освоение этих районов: нежелание китайских чиновников в Сычуани сотрудничать в разработке угольных рудников; нехватка людских ресурсов в западной Сычуани, где были расположены богатые залежи металлов; сложность пути протяженностью 500 миль от Бамо до Чэнду, центра провинции Сычуань: там часто случались наводнения и оползни, а дорогу пересекали стремительные горные реки.

Через год (в феврале 1883 г.) по инициативе британского правительства экспедиция во главе с британским агентом в Чунцине А. Хосе была направлена из южной части провинции Сычуань в Дали (провинция Юньнань). В отчете Хосе говорилось, что территория непригодна для развития сельского хозяйства, в летний период там свирепствовала холера. Хосе также отмечал враждебность со стороны местного населения к иностранцам. Хосе так определил цель экспедиции: "Посетить новые рынки и понять, как эти рынки можно лучше всего освоить. Эта мысль движет каждым путешественником в восточные и юго-восточные провинции Китая. Сычуань - самая важная из них" [Proceedings..., vol. VIII, 1886, p. 371]. Хосе размышлял: почему подписание Чифуской конвенции не привело к увеличению британской торговли с Китаем? Ответ на

стр. 132
этот вопрос он видел в нежелании английских торговцев рисковать на китайской территории западнее г. Ичана. Раньше английские торговцы перевозили товары из Ичана в Чунцин на лодках, и маршрут занимал от одного до двух месяцев. Никто не гарантировал, что за два месяца ничего не произойдет с товаром. Торговцы не желали отправляться туда, где китайцы ранее даже не видели иностранцев, где пути были еще не изведаны и полны опасности [Proceedings..., vol. VIII, 1886, p. 371 - 384].

В декабре 1885 г. в Юньнань из Пекина была отправлена новая экспедиция во главе с Берне [Proceedings..., vol. VIII, 1886, p. 216 - 217]. В 1892 г. совершил путешествие вверх по р. Янцзы в провинцию Сычуань А. И. Пратт [Proceedings..., vol. XIII, 1891, p. 232 - 249].

С середины 80-х гг. XIX в. англичане начинают исследование восточного побережья Китая. Повышенный интерес к данному району был обусловлен тем, что Франция вела в это время военные действия в Китае, и французы оккупировали порт Фучжоу. По инициативе британского правительства были организованы несколько разведывательных экспедиций во главе с британским консулом И. Х. Паркером. Первая экспедиция отправилась 29 января 1883 г. из Фучжоу через провинцию Фуцзянь в Вэньчжоу. Вторая экспедиция была направлена 11 ноября 1883 г. из Вэньчжоу в Чжэцзян. По данным отчета, в районе имелось "все необходимое для развития иностранной торговли" [Journal..., 1885, р. 17 - 52]. Враждебности со стороны местного населения замечено не было; большинство из расположенных там домов были зажиточны. Паркер отмечал, что ломбарды и ссудные лавки находились в руках выходцев из провинции Аньхуэй, торговля сахаром, финиками, фруктами - в руках фуцзяньцев, керамикой торговали цзянсийцы. Местное население практически не носило западную одежду. Провинция Чжэцзян была обеспечена всем, кроме угля, железа и опиума, из которых последние две статьи составляли почти половину ее импорта [Journal..., vol. XIX, 1885, p. 34 - 38]. 11 января 1884 г. Паркер предпринял свое третье путешествие из Вэньчжоу в Фуцзянь. Касательно продажи опиума в провинции Фуцзянь он заметил, что последний продается, но в очень незначительном количестве [Journal..., vol. XIX, 1885, p. 58]. Паркер подробно описал поселки, отметив, что в дальнейшем это может стать полезной информацией для путешественников.

В 1887 г. по р. Хуанхэ до Чунцина совершил путешествие британский консул И. Л. Окснем [Proceedings..., vol. X, 1888, p. 519].

Особое внимание в 80-х гг. XIX в. Англия уделяла району Верхней Бирмы и пути оттуда в юго-западный Китай. Бывший чиновник колониальной администрации Британской Бирмы Калхоун и инженер Департамента по общественным работам в Индии X. Халлетт в 1882 г. совершили путешествие из Кантона в Рангун. После своего возвращения Калхоун направил в торговые палаты Великобритании предложение исследовать этот район для решения вопроса о строительстве железной дороги, соединяющей Рангун с юго-западным Китаем через Шанские княжества. Его предложение встретило одобрение палат. По предварительным подсчетам, расходы на исследование составляли 7 тыс. ф.ст., из которых половину должны были внести торговые палаты, а оставшуюся половину - правительство [The Times, 9.02.1883, p. 8].

В конце 1884 г. Халлетт и Калхоун получили от торговых палат 3.5 тыс. ф.ст. на исследование возможности строительства железной дороги4. Партнеры собрали значительную информацию, касавшуюся климата, населения, полезных ископаемых и т.д. Особое внимание они уделяли лицзиню5, от размеров которого, по их мнению, зависе-

4 Манчестерская торговая палата передала сумму в 393 ф.ст., 600 ф.ст. дали торговые палаты Лондона и Глазго, 500 ф.ст. - торговая палата Рангуна, 100 ф.ст. - Сингапурская торговая палата, 300 ф.ст. -Гонконгская.

5 Лицзинь - внутренняя таможенная пошлина в Китае.

стр. 133
ло продвижение английских товаров в Китай. Именно сложность урегулирования вопроса о лицзине в значительной степени объясняет интерес английских торговцев к строительству железных дорог, благодаря которым удалось бы избежать уплаты пошлин при транспортировке товаров во внутренние районы Китая. Калхоун телеграфировал о ходе экспедиции в газету "Таймс", которая публиковала его сообщения.

Нужно отметить, что развитие иностранной торговли сдерживалось отсутствием транспортной инфраструктуры в Китае6. Английские попытки приступить к строительству железных дорог в Китае, Бирме и Шанских княжествах не были успешными. Деньги, вложенные английскими предпринимателями в исследование возможности железнодорожного строительства, были потеряны. Китайское правительство полагало, что строительство железных дорог если и будет осуществляться, то только руками самих китайцев [Kent, 1907, р. 1 - 8]. Британские торговые круги неоднократно обращались к своему правительству с просьбами урегулировать на межгосударственном уровне предоставление концессий на разработку китайских угольных и иных месторождений, а также на строительство железных дорог. Первым шагом к решению этой проблемы английские предприниматели видели пересмотр заключенных ранее договоров между Англией и Китаем.

Халлетт и Калхоун, вернувшись весной 1885 г. в Англию, стали искать поддержку их плана организации железнодорожной компании. На заседании Королевского географического общества 16 ноября 1885 г. Халлетт сделал доклад о возможности проведения железной дороги между Бирмой и Китаем, отметив, как важно для Англии "открыть и развивать... торговлю с юго-западным Китаем" [Proceedings..., vol. XIII, 1891, p. 1 - 20]. Общество приняло резолюцию, переданную правительству, в которой одобрялось строительство железной дороги и расходы на него оценивались в 1 млн. ф.ст.

В мае-июне 1890 г. было предпринято путешествие британского вице-консула У. Д. Арчера из Ченгтонга в Лаосе в Чиангмай. Целью экспедиции было налаживание дружеских и коммерческих отношений с администрацией и торговыми кругами провинции Юньнань, составление карты местности [Proceedings..., vol. XL, 1889, p. 242].

Ряд экспедиций был предпринят в Маньчжурию. Исследователей в первую очередь интересовало, как встретят местные жители британских торговцев, насколько дружественны их отношения с соседней Россией и каково их отношение к иностранцам в целом. В сентябре 1885 г. было предпринято путешествие полковника Д. Янгхазбанда и Фулфорда в южную и восточную Маньчжурию. Выехав из северной Маньчжурии, исследователи отправились в ранее неизученные районы, пересекли реки Петунью и Сунгари. В своем отчете о проделанном путешествии Янгхазбанд описал эффективную систему производства соды и соли маньчжурами7 [Proceedings..., vol. IX, 1887, p. 235 - 247]. В 1887 г. в этот район была организована еще одна экспедиция под руководством Янгхазбанда [Proceedings..., vol. X, 1888, p. 485 - 519].

Одновременно с ним в Маньчжурию отправилась экспедиция во главе с Х. И. Джеймсом, служащим Бомбейской гражданской службы. В своем отчете Джеймс отметил, что по данным, которые ему удалось получить из отчетов британских консулов и от миссионеров, население Маньчжурии составляет 12 - 13 млн. человек. Территория Маньчжурии значительно превышала территорию Австрийской империи и Великобритании. Единственно благоприятными месяцами для торговли были август, сентябрь и октябрь, так как в остальное время практически каждый день идет снег. Маньчжурия богата минеральными удобрениями, железом, золотом, серебром, углем, хвойным ле-

6 Еще в 1863 г. 27 иностранных компаний представили Ли Хунчжану петицию с просьбой начать строительство железной дороги из Шанхая в Сучжоу протяженностью в 80 км, однако получили отказ.

7 По его описаниям, соду добывали из озер. Взятую из них воду кипятили в железных котлах, на дне которых собиралась сода, образуя слой в 9 - 10 дюймов толщиной.

стр. 134
сом. Джеймс дал также небольшой экскурс истории Маньчжурии, акцентировав внимание на роли, которую сыграли маньчжуры в истории Китая [Proceedings..., vol. IX, 1887, p. 531 - 568].

В июне 1887 г. из Маньчжурии в Кашгарию отправилась экспедиция во главе с капитаном Дюрантом, капитаном М. Смитом, Д. Робертсоном и Ф. И. Янгхазбандом. В это же время отправилась военная экспедиция во главе с полковником С. Беллом, маршрут которой лежал через провинции Шаньси и Шэньси. Весь маршрут занял 113 дней. В пути две экспедиции объединились [Proceedings..., vol. XII, 1890, p. 57 - 60].

ДРУГИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

Английские торговцы выражали надежду, что Тибет и граничащие с ним страны (Непал, Сикким, Бутан) со временем станут рынком сбыта для британских тканей.

Сикким располагался между Непалом и Бутаном, на севере имел границу с Тибетом. Англия была заинтересована в поддержании мира на границах Бутана, Непала, Сиккима и Тибета. В период внутренних неурядиц первой половины XIX в. Англия помогла Сиккиму вернуть часть его территории. Это давало ей преимущество в данном районе над другими европейскими странами. Суперинтендантом Сиккима был назначен англичанин А. Кэмпбелл.

Одной из наиболее значимых экспедиций в Сикким была миссия К. Маколи8 в 1886 г. В 1885 г. он на основе конвенции 1876 г. получил от цзунли ямэня9 разрешение, организовал вооруженный отряд из 300 человек и намеревался пересечь границу с Тибетом в Джемсионге, но встретил сопротивление со стороны тибетцев. Миссия К. Маколи была направлена в Сикким, к границе Тибета, с целью выяснения причин слухов, распространяемых тибетскими чиновниками, об упадке торговли через Дарджилинг, а также возможности открытия прямого сообщения с Тибетом. Кроме того, миссия должна была наладить отношения с местной администрацией Тибета и передать ей дружественное послание колониальной администрации Индии. Маколи был хорошо встречен и собрал информацию, касавшуюся торговли между Тибетом и Индией. По распоряжению британского МИД он посетил Пекин и получил от китайского правительства разрешение на трехмесячное пребывание в Лхасе для налаживания связей с китайским резидентом и местным правительством в Тибете, а также для изучения вопроса о возможности свободной торговли индийских купцов в Тибете и их безопасного передвижения через Сикким и Дарджилинг.

В 1886 г. миссия была отправлена под охраной небольшого отряда для защиты подарков, которые она везла. По договору с Китаем, она пересекла юго-восточную границу аннексированной к тому времени Верхней Бирмы. Но власти Тибета неоднозначно восприняли проникновение экспедиции на ее территорию и решили, что миссия должна прекратить свое продвижение. Чтобы показать свои намерения, они направили военный отряд для занятия вершины Лингту. Тибетцы завалили камнями проход в ущелье, блокировав дорогу. Они заявили о своем намерении прекратить любую торговлю на этом маршруте между Тибетом и Индией. Тибетцы удерживали проход в Лингту и отказывались вступать в переговоры с англичанами.

В марте-сентябре 1888 г. в район Лингту была направлена британская военная миссия во главе с генералом Грэмом. Цель ее заключалась в восстановлении статус-кво Англии в Сиккиме, защите его и Бутана от возможного вмешательства Тибета. В августе генерал Грэм выступил в Сикким с отрядом из двух тысяч человек. 24 сентября

8 Советник по финансовым вопросам колониальной администрации Бенгалии.

9 Аналог министерства иностранных дел в Цинском Китае. Создан в январе 1861 г. Состоял из пяти отделов, ведавших отношениями с Англией, Францией, Россией, США, также Пруссией, Бельгией, Данией, Перу, Португалией, Италией, Швецией, Норвегией.

стр. 135
он получил донесение, что тибетцы в четырех милях от английского лагеря и соорудили там каменную крепость. Грэм был тяжело ранен, но тибетцы были разбиты, и остатки их войск скрылись на территории Бутана.

Согласно англо-китайской конвенции 1886 г., Китай признал суверенитет Англии над Бирмой, Англия же отказалась от назначения посланника в Тибет. В 1890 г. по требованию Великобритании цинское правительство назначило своего представителя для урегулирования ситуации в Тибете. 17 марта 1890 г. в Калькутте была заключена конвенция касательно Сиккима, установившая протекторат Великобритании над этим княжеством [The Gazetteer of Sikkim, 1894, p. 15 - 21]. Эти два соглашения помимо демаркации границы между Тибетом и Сиккимом включали статью, по которой Англия имела право вести торговлю с Тибетом.

На заседании Королевского географического общества 18 января 1886 г. был зачитан доклад о состоявшемся в конце 1885 г. путешествии Д. Скотта в Тонкин. В докладе давалось подробное описание географических особенностей Тонкина, его речной системы, населенных пунктов, климата и т.д. Внимание уделялось месту Тонкина в британской торговле на Дальнем Востоке. Скотт отметил, что Тонкин не богат минералами, золотом, серебром или оловом, на которые рассчитывали английские предприниматели [Proceedings..., vol. VIII, 1886, p. 217 - 245].

В 1890 г. было предпринято путешествие А. Р. Агасиза из Тонкина в Кантон. В своем докладе в Королевском географическом обществе он подробно описал военные укрепления Тонкина. В 1891 г. через Шанские княжества в Тонкин отправилась экспедиция во главе с лордом Ламингтоном. Она посетила также Сиам и Чиангмай [Proceedings..., vol. XIII, 1891, p. 701]. В 1888 г. в Лаос была предпринята экспедиция во главе с С. И. У. Стрингером [Proceedings..., vol. X, 1888, p. 134].

В рассматриваемый период англичанами было предпринято несколько экспедиций на о. Тайвань (Формозу), носивших этнографический характер. На заседании Королевского географического общества в 1889 г. служащим Китайских морских таможен Г. Тэйлором был зачитан доклад об одной из них. Докладчик отметил недоброжелательность местного населения по отношению к путешественникам. Населявшие Тайвань племена значительно отличались от континентальных китайцев, изгнавших аборигенов с плодородных земель. Даже на южном и восточном побережье Формозы, где было сложно строить оросительные каналы, китайцы возделывали свои поля. Те аборигены, которые сопротивлялись, были вытеснены в горы.

По описаниям Тэйлора, на западе Формозы земли были равнинны. Север же острова был покрыт холмами, на которых располагались чайные плантации. На востоке Формозы восемь месяцев в году шли проливные дожди, и практически весь остров, за исключением обработанных участков, был покрыт густым лесом. Остров был богат углем, железом, серой, нефтью, медью, золотом, рубинами и янтарем. Тейлор полагал, что коренное население было малайского происхождения, о чем говорят его характер, язык и привычки. Племена эти не были объединены под властью одного правителя. Тейлор делит их на четыре группы. Первая - пайван, войны-охотники, наиболее воинственные по сравнению с остальными аборигенами. Вторая - чжибени, по внешним признакам - японского происхождения. У них более низкий статус на острове, чем у первой группы. Главным их занятием являлось земледелие. Китайцы рассматривали их как самых покорных жителей Тайваня. Третья группа - амэй, с точки зрения Тейлора, наиболее интересная. Аборигены других групп не считали амэй своими соплеменниками и даже рассматривали их как потомков некогда потерпевшей у острова кораблекрушение команды испанского корабля, которой разрешили жить на острове. Четвертая группа аборигенов - пинпу - занимала среднее между китайцами и аборигенами положение [Proceedings..., vol. XI, 1889, p. 224 - 243].

стр. 136
Проникновение западных держав во внутренние районы Китай, толчком к которому послужил франко-китайский военный конфликт 1883 - 1885 гг., открывший двери в юго-западный Китай, стало вторым этапом "открытия" Китая после "опиумных" войн. В 1884 г. журналист газеты "Таймс" отмечал, что "спустя 16 лет мы находимся в ином положении, чем в период последней войны с Китаем. С 1868 года путешественники Купер, Марджери, Рихтхофен, Гарнье, Дупиус, Гиль, Бабер, Сечени, Нэй Элиас начали исследование внутреннего Китая. Многое еще остается сделать. Однако внутренние районы Китая более не являются для нас неизвестными. Китай уже не является загадкой, как в 1857 году" [The Times, 05.08.1884].

Столкнувшись с рядом проблем в Цинской империи, Англия осознала необходимость изучения Китая, его общества, формирования прозападно настроенной прослойки, создания механизмов, позволяющих воздействовать на политику и экономику Китая. Для выполнения поставленных задач необходимо было направлять исследовательские экспедиции для изучения внутренних торговых маршрутов и расположения стратегически важных объектов в Китае.

В ходе экспедиций производилась разведка полезных ископаемых в китайских провинциях, предпринимались попытки понять, возможно ли найти там потенциальных покупателей британских товаров и дешевую рабочую силу. Перед Великобританией стояла задача изучить, что представляют собой внутренние районы Китая, как строить свои отношения с местной китайской администрацией для распространения своего влияния в Китае и соседних с ним районах в то время, когда они будут окончательно открыты для всех европейских держав и Англии придется бороться за сохранение своих позиций в дальневосточном регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Празаускас А. Сикким: 22-й штат Индии. М., 1980.

The Economist, Weekly Commercial Times, Banker's Gazette and Railmen Monitor: a Political, Literary and General Newspaper. 14.03.1884.

Escott T.H.S. England's Foreign Policy // The Fortnightly Review. Vol. XXXV. June. 1884.

The Gazetteer of Sikkim. Calcutta, 1894.

Journal of the China Branch of the Royal Asiatic Society. Vol. XIX. Shanghai, 1885.

Kent P.H. Railway Enterprise in China. An Account of Its Origin and Development. L., 1907.

The New Volumes of the Encyclopedia Britannica Constituting in Combination with the Existing Volumes of the Ninth Edition. Vol. XXXVII. L., MCMII.

Palgrave W.G. Trade Routes to China and French Occupation of Tonquin // The Quarterly Review. Vol. 156. July-October. 1883.

Proceedings of the Royal Geographical Society and Monthly Record of Geography. L.

Sargent A.J. Anglo-Chinese Commerce and Diplomacy. Oxford, 1907.

The Times. L.

Tseng Chitse (Calles Chinese Minister to England and France). Extracts from the Diary of the Marguis Tseng // The Nineteenth Century Review. Vol. XIV. Dec. 1883.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/БРИТАНСКИЕ-ЭКСПЕДИЦИИ-В-КИТАЙ-И-СОСЕДНИЕ-РАЙОНЫ-70-90-е-гг-XIX-в

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. С. БУГРОВА, БРИТАНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ В КИТАЙ И СОСЕДНИЕ РАЙОНЫ (70-90-е гг. XIX в.) // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 08.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/БРИТАНСКИЕ-ЭКСПЕДИЦИИ-В-КИТАЙ-И-СОСЕДНИЕ-РАЙОНЫ-70-90-е-гг-XIX-в (date of access: 23.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. С. БУГРОВА:

М. С. БУГРОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
3 days ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
4 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
5 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
5 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

БРИТАНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ В КИТАЙ И СОСЕДНИЕ РАЙОНЫ (70-90-е гг. XIX в.)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android