Libmonster ID: UZ-1363

История взаимодействия двух туркменских племен теке и йомут - один из показательных эпизодов истории Центральной Азии. Он включает в себя изменения хозяйства, культуры и мировоззрения. Необходимость его изучения предопределена тем местом, которое эти племена занимают в нынешней политике и экономике Туркменистана. Исследование охватывает период XVIII-XIX вв.

Ключевые слова: туркмены, племя теке, племя йомут, политическая история, Средняя Азия, экономика, межплеменные взаимодействия, племенные оппозиции.

События в арабском мире стали причиной внимания к регионам со схожими тенденциями развития, например государствам Средней Азии [Системныймониторинг..., 2013, с. 5-12]. Эта территория - огромная транзитная область, полная внутренних противоречий, историческая граница столкновения кочевой и оседлой цивилизаций, иранского и тюркского культурных ареалов, место появления феномена среднеазиатского синкретизма.

В связи с мониторингом ситуации в регионе внимание экспертов привлек Туркменистан, расположенный на севере историко-культурной области Хорасан. Факторы развития этого государства во многом соотносились с аспектами истории арабских государств [Президентские выборы..., 2012]. Однако в публикациях, посвященных этой тематике, мало внимания уделено причинно-следственным связям основных событий этнической истории туркмен.

Зачастую эксперты обращаются к вопросу взаимодействий туркменских племен, не анализируя их исторический фундамент. Однако этот аспект актуален в связи с диспропорциональным развитием областей страны [Политические системы..., 2012, с. 524-525]. В данной статье будет прослежено развитие отношений племен теке и йомут в исторической перспективе.

ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ "ДАIIIКЫ САЛОР"

В конце XVI в. завершилась консолидация туркменских племенных групп, обособившихся на юго-восточном побережье Каспийского моря [Васильева, 2003, с. 89-91]. Обстановка в государстве Сельджукидов, движение кипчакских племен и монгольское нашествие побудили их покинуть нестабильные районы [Saray, 2012, s. 601]. В ходе этих миграционных потоков различные племена (в том числе персидские и кипчакские группы) консолидировались в "союзы" [Necef, Annaberdiyev, 2003, s. 205-206; Wood, 1990, p. 27-28].

С конца XVI в. туркмены оказались затронуты агрессией соседних народов, что привело к распаду "союзов" [Брегель, 1961, с. 22]. Одновременно кризис, вызванный усыханием Узбоя (1470-1575), повлек за собой снижение продуктивности кормового

стр. 32
ландшафта, что стало одним из факторов начала миграций в оазисы Хорасана [Росляков, 1956, с. 104]. Эти плодородные территории из-за постоянных конфликтов к XVII в. пришли в упадок. Развитие морской торговли (XV-XVI) способствовало падению значения Великого шелкового пути, что сказалось на уменьшении товаропотока через Паназиатский торговый коридор [Hojanyyazow, Gurbanow, Öwlüyagulyyew, 2011, s. 18-19]. Кризис ослабил оседлые центры. Поэтому туркмены не сталкивались с противодействием правителей оазисов, а подчас принимались ими как сила, способная охранять подконтрольные местным ханам территории в обмен на землю и воду.

В такой обстановке на политической арене Средней Азии появились племена теке (туркм. teke - горный козел, ведущий за собой стадо) и йомут (туркм. yomut - усатый храбрец, богатый пастбищами и т.п.) [illiyev, 2010, s. 105-114].

Согласно генеалогическим преданиям, матерью текинцев была иранская ханша1, а йомуты происходили от наложницы Салор-казана2 (Салор-кагана), легендарного прародителя всех племен салорской группы, одного из потомков Огуз-хана, а также легендарного вождя огузов [Карпов, 1936-1939, с. 1-3]. Сопоставление генеалогий показывает наличие в их составе общих родовых названий, многие из которых относились к более древним группам [Illiyev, 2010, s. 40-50]. Исследования выявили наличие общих тавро (туркм. tagma) [Карпов, 1939(3)]. Генеалогические предания о Салор-казане [Necef, Annaberdiyev, 2003, s. 207] можно трактовать как обоснование консолидации родоплеменных групп в салорский союз [Wood, 1990, р. 37].

По свидетельству Абу-л-Гази (1643-1663), с теке и йомутов Хорезм получал меньше всего дани, что свидетельствует об их небольшой численности [Каррыев и др., с. 184- 185]. Однако в XVII-XVIII вв. рост населения стал причиной междоусобиц, которые ослабили влияния салоров и привели к возвышению групп, занимавших прежде низкое положение. Это происходило за счет помощи обедневшим родам [Карпов, 1936-1939, с. 1-3].

Вероятно, подобные факторы изменили социально-политическую организацию, и к XVIII в. союзы утратили былую силу. При этом управленческие структуры племен сохраняли единую первооснову баланса силы внутри общины [Ботяков, 2001, с. 294- 331]. В хозяйственном отношении как теке, так и йомуты старались избегать оседлой жизни. Важную роль играл институт набега (туркм. alaman) [Ботяков, 2002, с. 17-49].

Согласно анализу родовых названий, в этот период появилась и гибридная единица - племя теке-йомут [Джикиев, 1991, с. 130-132].

МИГРАЦИЯ В ОАЗИСЫ ХОРАСАНА

Еще в период проживания племен на Балханах появились легенды [Карпов, 1939(2), с. 2; Карпов, 1939(6), с. 2], сообщения дипломатов [Юдин, 1913, с. 85-87] и исторические труды [Абуль-Гази-Багадур-хан, 1996, с. 180-182], повествующие о "разногласиях между братьями" теке и йомут. Калмыки, пользуясь ими, парализовали торговлю туркмен, вынудив последних обратиться к астраханским воеводам за продовольственной помощью [Юдин, 1913, с. 88]. В дальнейшем туркмены оказались под давлением казахов-адайцев (1730-е гг.), которые захватили Мангышлак [Михайлов, 1900, с. 24]. Несмотря на переселение группы племен к калмыкам [Карпов, 1936, с. 4-6], большая часть туркмен предпочла уйти в оазисы Хорасана.

Движение теке и йомутов зачастую было совместным. Они вместе прикочевали в Хорезм [Брегель, 1961, с. 23], который играл большую роль в системе торговых отношений Хорасана [Нурмухаммедов, 1979, с. 69]. Туркмены в обмен на землю служили в войске хана, что вызывало недовольство местных беков [Толстое, 1963, с. 14].

1 В других версиях - вторая жена Салор-казана.

2 Есть упоминания о йомутском поверье о происхождении от "Ямуда, сына Туркмена... и свободной женщины Ик", что больше связано с вопросом чистоты происхождения [Аристов, 1896, с. 416].

стр. 33
Часть теке, пройдя по побережью Амударьи, попытались обосноваться в Афганистане. Но из-за конфликта с локальными правителями они были вынуждены покинуть эту территорию. Несколько родов обосновались в Мерве [Necef, Annaberdiyev, 2003, s. 214]. После возвращения на Амударью теке были подданными Бухары.

Влияние йомутов Байрам-Шалы, переселившихся в Хорезмский оазис, стало возрастать. Йомуты Кара-Чока сместились южнее прежней территории кочевания. Обе ветви йомутов, несмотря на отличия в быту, сохраняли родственные связи [Munkacsi, 1994, р. 97-107].

Теке, вернувшиеся в Хорезм, из-за отказа выплачивать налоги были лишены воды и под руководством Гара-Балхан-хана и Ак-Хал-ишана переселились на Балханы, признав власть Ургенча. Они заняли район между Балханами и Центральными Каракумами [Bregel, 2003, р. 72-75]. Рост числа текинцев привел к первому эпизоду "оппозиции".

Необходимо выделить структурные элементы племенных оппозиций. Первый элемент причина. Зачастую это были споры из-за пастбищ, водного пая. Лишь позднее появились такие факторы, как распределение государственных постов, поддержка разных династийных группировок. Второй элемент идеологическое обоснование. Как правило, оно включало в себя легенды о происхождении, рассказы о войнах друг с другом, в которых персонажами выступали легендарные вожди. Третий элемент - переход оппозиции на бытовой уровень. Это включает в себя активизацию племенной эндогамии, появление поговорок, дающих характеристику оппоненту. Четвертый элемент использование сложившейся оппозиции внешней силой. Ею могло быть как государство, стремящееся улучшить экономическую ситуацию за счет дополнительного источника налогов или усилить армию, так и другое племя, нуждающееся в ресурсах. В то же время соперник и идеологические "скрепы" становились важным элементом объединения оппонирующих сторон.

Надо отметить, что Балханы не могли обеспечить существование многочисленного населения [Джикиев, 1977, с. 112-130]. Вероятно, в 1715-1717 гг. текинцы собрались на всеобщее собрание (перс, джамъ-и уруг), на котором было решено откочевать в Парау (Гызыл-Арват), где произошел конфликт с йомутами, не желавшими отдавать пастбища [Военный сборник, 1897, с. 362].

Известны два варианта обоснования этой оппозиции. Первый записан Г.И. Карповым в 1929 г. у теке. Согласно легенде, Кеймир-Кер, стремясь отомстить за оскорбление, нанесенное ему Йомут-ханом во время тоя у буджнурского правителя, совершил нападение на аг-ойли3 дочери главы йомутов во время свадьбы [Карпов, 1939(7), с. 4-7].

Анализ преданий показывает, что эта модель использовалась теке в XIX в. для объяснения захвата земель эмрели. Предания об эмрели содержат реальные топографические названия в отличие от предания о йомутах (в нем нет наименований колодцев, между которыми теке обычно кочевали). Кроме того, предания об эмрели записаны сразу в нескольких районах [Нурмухаммедов, 1979, с. 52-53]. В то же время очевидна одна из черт туркменского менталитета. Конфликт объяснялся ситуацией, которая наносила оскорбление чести племени, что могло повлечь за собой чапаул (совр. туркм. çapawulçylyk 'набег') - нападение с целью кровной мести. Туркмены, возмещая "плату" за преступление, могли захватывать и территорию оппонента [Ботяков, 2001, с. 294-331].

Второе предание генеалогического характера записано у йомутов Г.П. Васильевой в 1955 г. [Васильева, 2012, с. 148-149]. Анализируя его, важно помнить изречение, что "настоящий туркмен тот, кто дорожит своим происхождением" [Джикиев, 1977,

1 Туркм. ag-öyli (белый дом, белая юрта) особый лагерь, организовавшийся, например, для охраны границы, сбора аламанщиков или для подруг невесты.

стр. 34
с. 112-120]. Йомуты считались рожденными от наложницы, что и было поводом для раскола.

Третий элемент - бытовой конфликт в виде стереотипного восприятия другого племени в качестве оппонентов - был проанализирован на материале поговорок теке и йомутов [Ботяков, 2001, с. 294-331]. Обращает на себя внимание и племенная эндогамия - запрет на замужество текинок и йомуток с соседями, служивший способом сохранения собственной идентичности и препятствием на пути возможного давления со стороны соседей (в том числе и других туркменских племен) [Джикиев, 1991, с. 12]. С учетом развитого института набега этот элемент слабо затрагивал мужскую половину племени. Четвертый элемент оппозиции будет рассмотрен в следующих разделах.

Туркменские миграции были бессистемными. На них оказывалось внешнее воздействие. Так, обеспокоенные ситуацией на северо-востоке и вопросом благонадежности жителей приграничных с Османской империей районов, Сефевиды переселили часть кызылбашей и курдов в Хорасан [Cambridge..., 2008, р. 3-5]. Иомуты нападали на Абиверд и Теджен, текинцы оказывались в Ахале [Мухаммад Казим, 1960, с. 28-31, 267]. В результате экономические и политические противоречия становились причиной противостояния между игроками всех уровней в Хорасане, провоцируя отток населения из оазисов и способствуя дальнейшим миграциям туркмен.

ХОРАСАНСКАЯ ПОЛИТИКА НАДИР-ШАХА

К началу XVIII в. держава Сефевидов распалась. Будущий правитель Ирана Надиршах Афшар (1736-1747) еще до воцарения был хорошо знаком с теке и йомутами. Во время службы у правителя Абиверда Баба-Али-бека [Cambridge..., 2008, р. 8] Надир участвовал в разгроме йомутского войска [Мухаммад Казим, 1960, с. 28-31], а спустя некоторое время ему пришлось противостоять уже текинцам [Мухаммад Казим, 1960, с. 85-87], которые периодически совершали набеги из крепостей на границе Ахала4 [Cambridge..., 2008, р. 13]. В 1719 г. произошло еще одно столкновение персов с армией "трухменцев и узбеков". Победа иранцев лишь усугубила ситуацию в регионе [Посланник..., 1986, с. 38].

После смерти Баба-Али в 1723 г. Надир включился в борьбу за власть. В этот период было проведено пять экспедиций против теке и йомутов [Cambridge..., 2008, р. 22-23]. В то же время Надир высоко ценил военное искусство туркмен и стремился привлечь их в ряды своей армии [Сарай, 1999, с. 25-37]. Походы против туркмен повышали авторитет Надира, но окончательно подчинить "туркменскую вольницу" ему не удавалось [Сарай, 1999, с. 25-37]. Туркмены остро реагировали на действия посылаемых Надиром сборщиков податей и рекрутеров, поднимая восстания или отказываясь служить в войске, за что подвергались еще более жестоким санкциям и становились целью новых карательных экспедиций [Амантыев, 1980, с. 33-35].

В 1736 г. Надир стал шахом Ирана. Он стремился создать крупное и сильное государство, в котором планировалось ликвидировать вражду меня шиитами и суннитами [Россия..., 2011, с. 14-15]. Первой целью шаха стало Хивинское ханство [Материалы по истории..., 1938, с. 334].

В этом походе ведущую роль должны были играть племена теке и йомут. Мухаммад-Али-Ушак5 (йомут), Бек-Дурды-Бахадур (теке) и Кувват-Векиль (теке) были военными советниками главы Хивы. Разгромив хорезмское войско, Надир начал восстановление Мерва, который стал базой для захвата Мавераннахра [Мухаммад Казим, 1965, с. 264]. После этого был организован поход в Чарджоу. Надир, заняв город, провел переговоры

4 Эрсз гала, Ак-хал гала, Хасар гала.

5 Мухаммад Казим называет его "лисом".

стр. 35
с представителями бухарской знати, среди которых был Мухаммад-Хаким-бий аталык, сдавший Бухару.

Хива, объединив племенные воинские формирования, попыталась противостоять Надиру. Но после атаки иранской артиллерии город был взят. В этот период туркмены массово откочевали на Мангышлак. Показательно, что йомуты, кочевавшие у Мангышлака, уступили часть своих пастбищ другим племенам, заявив, что раньше эта земля принадлежала их общим предкам [Марков, 1976, с. 224].

На Мангышлаке среди теке и йомутов появился некий "Дервиш Расул". Туркмены считали его посланником, призванным избавить их от невзгод, и прозвали "Хазрат-и ишан" (перс, 'их святейшество, их господин'). Этот суфий стал одним из руководителей восстания против иранцев, за что и был умерщвлен [Khazeni, 2007, р. 10].

Для рассматриваемой темы эти события показательны вследствие вражды между суннитскими племенами Хорасана и иранцами-шиитами. Представители суннитов обращались к исламским богословам с просьбой предоставить им право бороться против шиитов. Фетвы, разрешавшие туркменам бороться против иранцев, издавались вплоть до присоединения Закаспийской области к России [Карпов, 1925, с. 8-9]. Туркмены использовали религиозный мотив как предлог, предоставлявший им право организовывать набеги (аламаны), а также как идеологическую базу для объединения.

Актуален вопрос миграции на Мангышлак и с точки зрения изменения положения некоторых туркменских племен. Особенно показательны в этом вопросу примеры теке и йомут. А. Росляков предположил, что текинцы, занимавшие пустынные районы Ахала, массово бежали на Мангышлак и лишь позже получили контроль над оазисом [Росляков, 1956, с. 115-121]. Однако текинские сказания описывают жизнь в Ахале при Надире и участие теке в походах иранской армии [Джикиев, 1991]. Вероятно, отдельные роды оставались в оазисе, в то время как основная часть племени удалилась в Хорезм, где стала частью местного войска. Для йомутов бегство на Мангышлак носило характер тактического отступления. Перегруппировав силы, они вернулись в Хорезм и Астрабад. После неудачных попыток выступлений йомуты предоставили рекрутов для шахской армии и получили особого сборщика налога. В результате йомутский отряд под командованием Мухаммад-Али-Ушака, Али-Кули-Бахадыр-хана и Ахмад-бека был отправлен в поход против калмыков [Материалы по истории..., 1938, с. 182-193].

В 1747 г. Надир был убит. Туркмены отреагировали на смерть шаха чередой восстаний [Сарай, 1999, с. 27].

ТЕКЕ ЙОМУТСКИН ОТНОШЕНИЯ НА ФОНЕ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГИОНЕ

Еще до XVIII в. авторитет чингисидских династий резко упал [Кляшторный, Султанов, 2009, с. 379]. В то же время росло значение беков узбекской кочевой знати, образовавших новые династии.

Произошло это и в Хорезме, где борьба за власть завязалась между племенами кунграт и мангыт. Йомуты поддержали кунгратов, обещавших своим сторонникам землю и воду [Россия..., 2011, с. 23-25]. Текинцы же встали на сторону мангытов. В 1763 г. кунграты одержали верх, а власть над оазисом попала в руки Мухаммад-Эмин-инака (1763-1790), отказ которого выполнить требования йомутов привел к бунту 1767 г. [Иванов, 1958, с. 152-153].

В 1779 г. часть текинцев попыталась вернуться в Хорезм, спровоцировав возмущения в оазисе. Мухаммад-Эмин, вернув йомутов, подавил это восстание, а затем приказал изменить систему расселения вернувшихся с целью контроля настроений среди этого племени [Иванов, 1958, с. 152-153].

В 1804 г. Эльтизар Кунграт (1804-1806), внук Мухаммад-Эмина, принявший титул хана Хорезма, пригласил теке для подавления восстания йомутов и эмрели [Munis,

стр. 36
Agahi, 1999, p. 186-201]. Но при брате Эльтизара Мухаммад-Рахиме I (1806-1825) йомуты вновь стали ведущей военной силой ханства [Брегель, 1961, с. 123-142], а теке вернулись в Ахал, разоренный карательными походами Надира. Воспользовавшись уходом афшаров, они обратились против гарадашлы, али-или и эмрели [Necef, Annaberdiyev, 2003, s. 215]. Перед началом завоевания Ахала теке разделили оазис по жребию. Роды, получившие худшие земли, продолжили движение на Восток [Ботяков, 2002, с. 40—43], но были вынуждены отойти в Мерв, столкнувшись с усилением Ирана и Хивы [Wood, 1998, р. 67-68].

Еще один интересный аспект - позиция туркменского племени геклен в отношениях теке и йомутов. В 1817-1847 гг. произошло переселение этого племени в Хорезм в рамках политики формирования кунгратской армии [Вамбери, 2003, с. 136], которую поддерживал лидер гекленов Султан-хан, вместе с йомутами восставший против иранцев под началом Юсуфа Кашгарского [Путешествие..., 1822, с. 1-7]. В 1855-1860 гг. геклены вернулись из Хорезма в местность близ Гара-гала, заселенную ими еще в середине XVII в., но численность племени сократилась в 4 раза, что, вероятно, было связано с оседанием части племени в Хорезме [Боде, 1847, с. 213-216]. Все это привело к тому, что геклены стали играть роль буфера между теке и йомутами.

Геклены пропускали текинские аламаны через свою территорию [Гродеков, 1883, с. 30-36]. Между гекленами и йомутами стали складываться отношения дайы-йеген6 [Карпов, 1939(4), с. 2]. Правда, связи с йомутами были нестабильны из-за нападений текинских аламанщиков. Эти действия вынудили йомутов организовать пограничную линию около Гызыл-Арвата [Чтение..., 1880, с. 71-72]. В то же время гекленский поэт Махтумкули обращался в своих произведениях, созданных под значительным влиянием братства Накшбандийа, к Чоудур-хану и Ахмад-шаху Дуррани как к сильным лидерам, способным объединить туркмен [Аннанепесов, 1984, с. 40—45; Казанчи, 2012, с. 58-66].

Во второй половине XVIII - первой половине XIX в. внутриполитическая обстановка в государствах Средней Азии стабилизировалась. Восстановилось земледелие, развивались торговые отношения. Но внутриполитическая борьба в Иране не позволяла ему воздействовать на среднеазиатское политическое поле.

Однако процесс возрождения земледелия не решил проблему ассимиляции кочевой периферии оседлым центром. Память о "центральноазиатской смуте XVIII в." привела к боязни потрясений и стагнации устоявшихся политических установок, что способствовало продолжению противостояния кочевой периферии и оседлого центра. Наметившиеся положительные тенденции к середине XIX в. были нивелированы новым витком развития системного кризиса в этих государствах [Россия..., 2011, с. 12-26].

Туркмены, занимавшие пограничное положение в регионе, не всегда переходили к земледельческому хозяйству [Марков, 1976, с. 209]. Нежелание платить налоги и стремление к независимости были причинами конфликта между туркменской периферией и оседлыми центрами.

Помимо этого туркмены были активными участниками политической борьбы в Иране [Сарай, 1999, с. 81]. Примером объединения туркмен в этот период может служить включение представителей обоих племен в состав хивинского войска во время бухарско-хивинского конфликта 1804-1805 гг. [Карпов, 1939(5), с. 11]. Сильным источником объединительного влияния на туркмен были суфии. Люди, пережившие тяжелые годы "смуты", были склонны искать поддержку у религиозных авторитетов [Алексеев, 2011, с. 13-23] и потому объединялись под руководством отдельных авторитетных в их среде религиозных деятелей для борьбы против государственных образований Средней Азии.

6 Туркм. dayy - дядя, yegen - племянник; подобная связь подразумевала союз и возможность межплеменных браков.

стр. 37
О том, сохранялась ли вражда между племенами, говорит тот факт, что в источниках встречаются описания взаимных набегов, объясняемых самовольным характером лидеров племен [Munis, Agahi, 1999]. Карательные походы Ирана, равно как и подчинение туркмен Хиве, не были эффективны, нося временный характер.

БОЛЬШАЯ ИГРА

В 1859 г. Джафар-Кули-хан, возглавивший армию Хорасана, предпринял попытку захватить Гара-гала [Самойлович, 2005, с. 427-429]. Гара-гала имела большое значение в сообщении туркменской степи и иранского Хорасана [Гродеков, 1883, с. 30-36]. По этой причине персы тщательно следили за ситуацией в этом районе [О'Донован, 1998, с. 14-15].

В то время аламан был основным источником дохода для некоторых социальных групп [Гродеков, 1883, с. 71-75]. Особенно важен был захват рабов, которых по завышенной цене продавали родственникам. В противном случае раба либо принимали в свои ряды, либо везли на невольничьи рынки Хивы [О'Донован, 1998, с. 32-33].

К этому периоду у туркмен проявилось серьезное имущественное расслоение [Марков, 1976, с. 229-231]. Конфликтной была и ситуация с водой [Карпов, 1939(1), с. 4-5]. Поэтому в случае нападения появлялась необходимость в созыве маслахата и поиске поддержки у соседей. Подобная ситуация способствовала продвижению войск соперника.

Эти факторы сказались и во время войны под Гара-гала. Геклены, потерпевшие несколько поражений, призвали на помощь хана Ахала Нур-Берды и предводителя йомутов Махмуд-ишана [Самойлович, 2005, с. 511-518]. Объединенная туркменская армия победила иранцев и распалась. Это пример того, как племена объединялись против внешнего агрессора, когда его действия затрагивали их интересы. В это же время был пример объединения под эгидой третьей стороны, а именно в составе бухарского войска в походе на Коканд (между 1840 и 1860).

В 1861 г. иранский шах Наср-ад-Дин (1848-1896) решил организовать поход в Мерв [Сапаров, 1990, с. 27-30], около которого жили три туркменских племени: теке, салор и сарык [Wood, 1998, р. 68-78]. Текинцы Мерва, занявшие большую часть оазиса после ухода салоров и сарыков, противостояли каджарам, которые стремились овладеть Мервом [О'Донован, 1998, с 14].

Иранский поход окончился неудачей [Гродеков, 1883, с. 39-40]. Вкупе с гибелью в 1855 г. хивинского хана Мухаммад-Эмина от рук теке эта победа стала фактором возвышения племени, предложившего йомутам альянс [Вамбери, 2003, с. 32-38]. Было заявлено об отказе от племенной эндогамии [Сарай, 1999, с. 102-106]. Однако идея союза не нашла поддержки в среде йомутов.

Мерв привлек внимание и участников "большой игры". Русские рассматривали этот регион как точку опоры в борьбе за Герат [Сергеев, 2012, с. 158-159]. Для англичан Мерв были преградой русскому движению со стороны Каспия [О'Донован, 1998, с. 75-127; Сергеев, 2012, с. 76-78]. Тем самым территория, которую захватили прежде теке и йомуты, стала ареной противостояния Великобритании и России. Первым эпизодом Большой игры на этой территории стала борьба за Хиву. Хан Сейид-Мухаммад (1856-1864) поддерживал йомутов-атабайцев в борьбе против русских, которые пытались закрепиться на побережье Каспия. Русские войска периодически отражали попытки захватить в рабство своих солдат [Вамбери, 2003, с. 122-123]. Кроме того, при попытке купить верблюдов для проведения рекогносцировки йомуты перешли в открытое столкновение с русскими войсками [Гродеков, 1883, с. 105]. В 1873-1874 п. Хивинское ханство было завоевано Россией. Йомуты попытались бежать к текинцам, чтобы объединить силы [Саранчов, 1874, с. 182-184], но эта попытка была заблоки-

стр. 38
рована русской армией. Позже Россия и Хива подписали договор, одним из пунктов которого была отмена рабства [Жуковский, 1915, с. 179-183].

Англичане задействовали против русских сразу несколько сдерживающих сил. Одной из них была Османская империя, чьи эмиссары отправлялись к теке и йомутам и, представляясь "братьями туркмен", вели активную агитацию против российского влияния в Закаспийском регионе [Россия..., 2011, с. 196-232].

Другим рычагом давления был Иран. В частности, персы обратились к мервским теке с предложением принять их подданство. Текинцы отправили для ведения переговоров каджарского "избранного хана", не имевшего реальной власти, что создало тупиковую ситуацию [О'Донован, 1998, с. 127-158]. Иран был заинтересован в безопасности северной границы, но в то же время опасался падения своего международного престижа.

Несмотря на попытки России контролировать ситуацию из Красноводска, Чекишляра и Амударьинского отдела, отсутствие единой позиции по вопросу организации контроля над туркменами [Терентьев, 1906, с. 2-10] привело к распаду туркмен на несколько партий, противостояние которых усугубилось борьбой между отдельными лидерами, а также между обеспеченными членами общины и их бедными собратьями [Куропаткин, 1879, с. 46-47].

Первоначально Россия защищала йoмутов-джафарбайцев от агрессии текинцев и йомутов-апгабайцев. Военные знали, что союз этот некрепкий и в случае малейшей неудачи распадется [Ильясов, 1960, с. 47]. Результатом экспедиции против атрекских йомутов [там же, с. 51-62] стала присяга теке Гызыл-Арвата во главе с Софи-ханом и йомутов-атабайцев во главе с Муса-ханом [Куропаткин, 1879, с. 44].

Текинцы Ахала в ответ на это организовали чапаул до Красноводска, где были атакованы русской артиллерией [Saray, 2012, s. 602]. В 1874 г. в оазисе впервые произошел раскол. Колено пгогтамыш высказалось за принятие русского подданства, а утамыш - менее зажиточное и тесно связанное с Мервом - против. Одновременно была реформирована система управления йомутами [Куропаткин, 1879, с. 45].

В 1875 г. в Красноводске к присяге были приведены первые четыре текинских хана. Одной из просьб, с которыми они обратились к Александру II, было "создание мира" между ними и йомутами. Важным ходом русской армии была ярмарка, оказавшаяся весьма выгодной для текинцев.

Эти действия привели к появлению мнения, что подчинение теке 111 лет назад Хиве7, а также тот факт, что в 1873 г. хивинский хан стал слугой русского царя, логично приведет к подчинению теке "Аг-падишаху" ("Белому царю") [там же, с. 46-47]. Почти сразу же, согласно донесениям Мах-Магаметова [Терентьев, 1906, с. 5-10], произошел раскол на три партии: пророссийскую во главе с Нур-Берды, прохивинскую во главе с посланником Хивы Муса-Мутавалли и сторонников текинской независимости, тяготевших к Мерву [Куропаткин, 1879, с. 50].

Ясно проявился и раскол между Восточным Ахалом, тяготевшим к Гоушут-хану, текинцу, лидеру Мервского оазиса, известному своими победами над иранским войском, и Западным, о чем дал понять визит представителя местных теке Мухаммад-Аликади, который просил организовать торговлю "между Красноводском и Теке" и дать текинцам грамоту, "подобную той, что давали Надир-шах и Чингисхан, когда брали их во служение" [Чтение..., 1880, с. 72]. В 1876 г. в среде теке появилась проиранская партия, которую возглавил Курбан-Мурад-ишан и ханы двух текинских родов [Демидов, 2006, с. 229-230].

В 1877 г. вернулись текинские хаджи, которые помимо прочего нанесли визит халифу в Стамбул [Сарай, 1999, с. 123-201]. До русского гарнизона дошли слухи об их агитации. Рядовые туркмены считали, что должны отстоять собственную свободу

7 При этом результаты войны 1855 г. не упоминались.

стр. 39
[Джурдеков, 2010, с. 77-186]. Оказывали на них влияние толки о политике русских в Туркестане и отмена рабства.

После смерти Гоушут-хана Нур-Берды получил поддержку Мерва и провел несколько встреч с хивинским ханом [Necef, Annaberdiyev, 2003, s. 264-266], после чего он оставил пророссийскую партию. Тогда же была налажена поставка английского оружия из Герата [Чтение..., 1880, с. 77]. В 1878 г. противники присоединения к России организовали большой чапаул на Запад. Легенды о нем до сих пор сохраняются в народной памяти [из сообщения информанта].

В 1877 г. началась русско-турецкая война, что вызвало сокращение красноводского гарнизона [Necef, Annaberdiyev, 2003, s. 268]. Тогда к корпусу, базировавшемуся в Красноводске, на добровольных правах присоединился отряд пророссийских туркмен [Чтение..., 1880, с. 77].

Текинцы в качестве лозунга для начала боевых действий использовали заявление о единении мусульман против русской армии, напавшей на халифа (османского султана) и крупнейшего мусульманского правителя региона (хивинского хана). Все действия русской армии проходили под лозунгами "защиты йомутов" и "умиротворения Закаспия". Однако после ссоры с Дыкма-сердаром, предводителем одного из колен теке, а также известным среди теке военачальником, который придерживался пророссийских позиций, русская армия остро нуждалась в проводниках, знавших местные дороги. В этих целях использовались геклены и йомуты. Но уже на первых порах русские отметили, что в отличие от гекленов большинство йомутов не выдает никакой информации текинцам [Гродеков, 1883, с. 59].

После двух кампаний пала крепость Геок-тепе, политический центр текинцев Ахала. Началось "умиротворение степи". Этот термин подразумевал и разрешение межплеменных противоречий. В связи с этим возник вопрос об управлении завоеванными территориями. Новая область была отдана военным, разработавшим модель управления, включавшую в себя: перенос центра в г. Асхабад при сохранении стратегической функции Красноводска, создание мест для местных старейшин в системе милиции, поддержку ханов [Ботяков, 1995, с. 194-195], контроль над деятельностью богословов [Центральная Азия, 2008, с. 242-243], развитие системы образования, создание Текинского конного полка, в котором служили и йомуты [Гундогдыев, 2012, с. 145-147], и т.д.

* * *

Противостояние племен теке и йомут сложилось в XVII-XVIII вв. как борьба за хозяйственные ресурсы. В то же время текинцы и йомуты никогда не забывали общих корней, что подчас способствовало их сплочению перед внешней угрозой. Важную роль в этих союзах играли харизматичные лидеры, такие как крупные суфии, и идеология, например суннито-шиитская оппозиция. Йомуты и текинцы активно шли на сближение, если вопрос касался аспектов, имевших значение для обеих племенных групп. В разладе племен первостепенную роль играли различные факторы, прежде всего изменения хозяйственных условий и внешнее воздействие.

История взаимоотношений теке и йомутов демонстрирует то, как развивались взаимосвязи кочевой периферии и оседлых центров Хорасана. С позиции изучения феномена развития современного Туркменистана интересна точка зрения, согласно которой туркмены, всегда жившие на периферии, создав независимое государство, оказались в центре собственного мировосприятия [Clement, 2005, р. 18-20]. Безусловно, это накладывает отпечаток на строительство Туркменистана как суверенного государства.

стр. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абуль-Гази-Багадур-хан. Родословное древо тюрков. Москва-Ташкент-Бишкек: Туркестан, 1996.

Алексеев А.К. К вопросу о посреднической роли исламского духовенства в Центральной Азии // Тюркологический сборник 2009-2010. М.: Вост. лит., 2011.

Амантыев О. Туркменистан и туркмены в первой половине XVIII в. Ашхабад: Ылым, 1980.

Аннанепесов М. Махтумкули и его время. Ашхабад: Ылым, 1984.

Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. СПб., 1896. Вып. III IV.

Боде К. О туркменских поколениях: ямудах и гокланах // Записки Императорского Русского Географического Общества. СПб., 1847.

Ботяков Ю.М. Аламан: Социально-экономические аспекты института набега у туркмен (середина XIX - первая половина XX века). СПб., 2002.

Ботяков Ю.М. Институт насилия в политической культуре туркмен: традиция и современность // Антропология насилия. СПб.: Наука, 2001.

Ботяков Ю.М. Некоторые аспекты традиционной политической культуры туркмен (XIX-XX вв.) // Этнические аспекты власти. Сб. ст. СПб.: Языковой центр, 1995.

Брегель Ю.Э. Хорезмские туркмены в XIX веке. М.: Изд-во вост. лит., 1961.

Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. М.: Вост. лит., 2003.

Васильева Г.П. История этнографического изучения туркменского народа в отечественной науке. Конец XVIII-XX век. Очерки. М.: Наука, 2003.

Васильева Г.П. Богиня туркменской этнографии. M.: IFECAS, 2012.

Военный сборник. СПб.

Гродеков Н.И. Война в Туркмении. Поход Скобелева в 1880-1881 гг. В 4 тт. Т. I. СПб.: Тип. B.C. Балашова, 1883.

Гундогдыев О.А. Боевой путь Текинского конного полка (1914-1918 гг.). Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2012.

Демидов С.М. Курбан-Мурад-ишан// Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М.: Вост. лит., 2006.

Джикиев А. Очерк этнической истории и формирования населения Южного Туркменистана. Ашхабад: Ылым, 1977.

Джикиев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья. Ашхабад: Ылым, 1991.

Джурдеков Т. Внук, воплощающий мечту деда. Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2010.

Жуковский С.В. Сношения России с Бухарой и Хивой за последнее трехсотлетие // Труды Общества русских ориенталистов. № 2. Петроград, 1915.

Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в.). М.: Изд-во вост. лит., 1958.

Ильясов А. Присоединение Туркмении к России (сборник архивных документов). Ашхабад: Изд-во АН Туркменской ССР, I960.

Казанчи М.О. Влияние Довлстмаммсда Азади на творчество Махтумкули // МИРАС: Научно-популярный журнал. Ашхабад, 2012. № 2.

Карпов Г.И. Племенной и родовой состав туркмен. Полторацк, 1925.

Карпов Г.И. Ставропольские туркмены (историко-этнографическии очерк). На правах рукописи. Ашхабад, 1936.

Карпов Г.И. Рассказы стариков текинцев Ахала об истории своего племени (XIX в.). Записано в Геок-Тепинском районе, в 1936 году. На правах рукописи. Ашхабад, 1936-1939.

Карпов Г.И. О туркменских ханах, сардарах, аксакалах, мирабах, джарчи и др. в Ахале (XIX в). По рассказам туркмен-стариков (материалы к исследованию истории туркменского народа). На правах рукописи. Ашхабад, 1939(1).

Карпов Г.И. Справка о тюркском племени кераили (из кн.: Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 11, 1938, изд. АН СССР, М.-Л.). На правах рукописи. Ашхабад, 1939(2).

Карпов Г.И. Туркменские "Тагма" (материалы к исследованию истории туркменского народа). На правах рукописи. Ашхабад, 1939(3).

Карпов Г.И. Туркменское племя кара-дашлы (языри). Материалы к исследованию истории туркменского народа. На правах рукописи. Ашхабад, 1939(4).

Карпов Г.И. Туркменское племя салыр (материалы к исследованию истории туркменского народа). На правах рукописи. Ашхабад, 1939(5).

Карпов Г.И. Туркменское племя сарык (материалы к исследованию истории туркменского народа). На правах рукописи. Ашхабад, 1939(6).

Карпов Г.И. Этнографические этюды из прошлого туркмен (материалы к исследованию истории туркменского народа). На правах рукописи. Ашхабад, 1939(7).

Карпов Г.И. Очерки по истории Туркмении и туркменского народа. Ашхабад: Ылым, 1940.

Каррыев А., Мошкова В.Г., Насонов А.Н., Якубовский А.Ю. Очерки из истории туркменского народа и Туркменистана в VIII—XIX вв. Ашхабад: Ылым, 1954.

стр. 41
Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. СПб.: Петербургское востоковедение, 2009.

Куропаткин А.Н. Туркмения и туркмены. СПб.: Тип. В.А. Полстики, 1879.

Марков Г.Е. Кочевники Азии: структура хозяйства и общественной организации. М.: МГУ, 1976.

Материалы по истории туркмен и Туркмении. В 2 тт. Т. 11. XVI-XIX в в. Иранские, бухарские и хивинские источники. Москва Ленинград, 1938.

Михайлов Ф.А. Туземцы Закаспийской области и их жизнь. Этнографический очерк. Асхабад, 1900.

Мухаммад Казим Марви. Наме-йu алaм apa-йи Haдupu (Мироукрашающая Надирова книга). М.: Вост. лит., 1960-1966.

Нурмухаммедов К. Этнические процессы и расселение туркмен в XVIII-XIX веках. Ашхабад: Изд. ТГУ им. Махтумкули, 1979.

О'Донован Э. Мерв. Ашхабад: Рух, 1998.

Политические системы современных государств: Энциклопедический справочник: в 4-х т. Т. 2: Азия. М.: Аспект Пресс, 2012.

Посланник Петра I на Востоке. Посольство Флорио Беневени в Персию и Бухару в 1718-1725 годах. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва "Наука", 1986.

Президентские выборы в Туркменистане: политические и экономические риски второго срока Гурбангулы Бердымухаммедова. М.: МИПЭ, 2012.

Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах гвардейского генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров. М., 1822.

Росляков А.А. Краткий очерк истории Туркменистана (до присоединения к России). Ашхабад: Туркменгосиздат, 1956.

Россия Средняя Азия. В 2-х т. Т. 1. Политика и ислам в конце XVIII начале XIX в. М.: ЛЕНАНД, 2011.

Самойлович А.Н. Тюркское языкознание, филология, руника. М.: Вост. лит., 2005.

Сапаров М. "Дженг-е Мерв" как персидский источник по изучению истории Южного Туркменистана середины XIX в. Ашхабад: Ылым, 1990.

Сарай М. Торкманха дар 'асар-и змпзриалисм: пажухеши дар баре-йи мардом-и торкман, энземйм-и кешварешан бе Русие (Туркмены в эпоху империализма: исследование о туркменском народе и присоединении его страны к России). Тегеран, 1378 (1999).

Саранчов Е. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапера Е. Саранчова. CIIб., 1874.

Сергеев Е.Ю. Большая игра, 1856-1907. M.: КМК, 2012.

Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Центральная Азия: новые вызовы. М.: ЛЕНАНД, 2013.

Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии. В 4-х т. Т. III. СПб., 1906.

Толстое С.П. Пароды Средней Азии и Казахстана. В 2-х т. Т. II. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

Центральная Азия в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

Чтение для солдат. СПб., 1880. Книги V VI.

Юдин М.Л. Начало сношений с туркменским народом // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. XXIX. Оренбург, 1913.

Brеgеl U. A Historical Alias of Central Asia. Lcidcn Boston: Brill, 2003.

Cambridge History of Iran: Vol. 7: From Nadir Shah to Islamic Republic. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

Clement V. Rewriting the "Nation": Turkmen Literacy, Language and Power, 1904-2004. Ohio: The Ohio State University, 2005.

Hojanyyazow T., Gurbanow A., Öwlüyagulyycw M. Beyik yüpek yoly we Türkmenistan. Ashhabad: Ylym, 2011.

Illiyеv M. Türk tarihinde secere gelenegi: Turkmen Secereleri Örnegi. Ankara: Ankara Univcrsitcsi, 2010.

Khazеni A. The Turkmen in Eighteenth and Nineteenth Century Persian Chronicles // Central Eurasian Studies Review. 2007. Vol. 6. N 1/2.

Munkaеsi K. Dividing the Chodor// Hali. N 77. October-November 1994.

Neсеf E., Annabcrdiycv A. Hazar otesi Turkmenleri. Istanbul: Kaknus tarih, 2003.

Saray M. Turkmenistan. Tarih // Islam Ansiklopedisi. Cilt 41 (Tcvckkul Tustcri). Istanbul: ISAM, 2012.

Shir Muhammad Mirab Munis, Muhammad Riza Mirab Agahi. Firdaws al-iqbal. Lcidcn-BostonKoln: Brill, 1999.

Wood W. The Sariq Turkmens of Merv and the Khanate of Khiva in the Early Nineteenth Century. Indiana University: UM1, 1998.

Wood W. Turkmen cthnohistory // Vanishing Jewels: Central Asian Tribal Weavings. Rochester Museum & Science Center, 1990.

стр. 42


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ВЗАИМООТНОШЕНИЯ-ТУРКМЕНСКИХ-ПЛЕМЕН-ТЕКЕ-И-ЙОМУТ-В-XVIII-XIX-вв

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А.Р. ИХСАНОВ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЕН ТЕКЕ И ЙОМУТ В XVIII-XIX вв. // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 27.11.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ВЗАИМООТНОШЕНИЯ-ТУРКМЕНСКИХ-ПЛЕМЕН-ТЕКЕ-И-ЙОМУТ-В-XVIII-XIX-вв (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А.Р. ИХСАНОВ:

А.Р. ИХСАНОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
40 views rating
27.11.2024 (83 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЕН ТЕКЕ И ЙОМУТ В XVIII-XIX вв.
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android