На рубеже тысячелетий внешняя политика Вьетнама претерпела существенные изменения, вызванные развитием экономических и политических процессов в мире и, в частности, в Юго-Восточной Азии. Новые подходы стали ответом на возрастающее укрепление Китая и его жесткую позицию относительно принадлежности островов в Южно-Китайском море, с одной стороны, и снижающуюся роль России - с другой. Эти тенденции обусловили необходимость поиска нового союзника, способного влиять на баланс глобальных сип вокруг Вьетнама.
Ключевые слова: Вьетнам, АСЕАН + 8, Юго-Восточная Азия, международные отношения, Южно-Китайское море, Клинтон, Буш, Обама.
Во второй половине 1990-х гг. политическое руководство и научные круги Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) определили необходимость выработки новых ориентиров во внешней политике, учитывавшей динамично менявшийся мир. Консенсусный подход к этой проблематике выразил влиятельный и авторитетный ученый, профессор Института экономики Академии социальных наук Вьетнама Чан Дзинь Тхиен. В своем выступлении в декабре 2005 г. на семинаре, посвященном развитию отношений между странами АСЕАН и Китаем, он сказал: "За последние несколько десятилетий мир стал свидетелем крупных подвижек на "глобальной шахматной доске". Они явственно выразились в подъеме мощи и влияния одних регионов и крупных держав на фоне отхода на второй план других, занимавших ранее передовые позиции. И хотя эти тенденции еще не закрепились окончательно, общая картина уже прояснилась. Так, пока не просматривается четких признаков возвращения Российской Федерации на уровень сверхдержавы. Ей не удается преодолеть состояние "политической и социальной нестабильности". Огромная по территории страна с колоссальными природными ресурсами по-прежнему испытывает "головоломные проблемы" в результате падения рождаемости населения, нехватки квалифицированной рабочей силы, неудач на внешнеполитической арене из-за "оранжевых революций" в странах Восточной Европы". Таким образом, констатировал Чан Дзинь Тхиен, можно предполагать, что Россия сохранит относительно низкий статус в международных делах в среднесрочной перспективе [China's Developments..., 2006, p. 123].
Относительно Европейского Союза ученый высказал такую точку зрения: при расширении числа участников рост его коллективной мощи в видимой перспективе вызывает сомнение. Последние годы продемонстрировали, что европейцы скорее разъединены, чем объединены, а механизмы ЕС негибки и слабы, что наглядно доказала история с провалом европейской Конституции.
Характеризуя Японию, Чан Дзинь Тхиен отметил, что она в последние десятилетия пребывает в состоянии стагнации. Оставаясь региональной сверхдержавой, Япония последовательно уступает первенство Китаю и вряд ли наверстает утрачен-
ные позиции. Это важное обстоятельство должны четко понимать государства - члены Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), зависящие в значительной степени от японских технологий и инвестиций.
Таким образом, в то время как три перечисленных "центра силы" скользят вниз по наклонной плоскости, три других - США, Китай и Индия, наоборот, поднимаются вверх.
Соединенные Штаты в обозримом будущем продолжат возглавлять список мировых держав, останутся флагманом глобального экономического развития и сохранят главенство в вопросах международной политики. Американская мощь будет сказываться во всех сферах: валютно-финансовой, военной, в мировой торговле, движении технологий и капиталов.
Китай и Индия мощно наращивают имеющийся в их распоряжении потенциал, и данная тенденция укрепится благодаря обладанию солидным ресурсом для дальнейшего всеобъемлющего прогресса. Эти гигантские экономики будут оказывать растущее влияние на "глобальную погоду" и правила игры в международных отношениях. Китай все более перетягивает к себе реальный сектор мировой экономики, подтягиваясь к США. По тому же пути идет и Индия. Опираясь на растущий внутренний рынок и высокие темпы хозяйственного роста, Китай и Индия расширяют и углубляют экономические связи с Северной Америкой, Японией, Западной Европой и Восточной Азией. Обладая солидной производственной базой и развитой финансовой системой, они оказывают растущее влияние на формирование новой структуры международного разделения труда, превращаются в важнейший фактор, воздействующий на глобальные товарные потоки как сырья и продовольствия, так и высокотехнологичных готовых изделий.
Переходя к анализу роли и места стран АСЕАН, Чан Дзинь Тхиен отметил, что, несмотря на довольно быстрый выход из валютно-финансового кризиса 1997 - 1998 гг., перспективы дальнейшего экономического развития асеановской "десятки" и ее подключения к процессам глобализации не так определенны. По его мнению, в посткризисный период она не сумела предпринять необходимых усилий для внутренней интеграции и разработки общей позиции, обращенной во внешний мир. "Китайская тень нависла над зоной АСЕАН в плане урегулирования субрегиональных конфликтов и налаживания экономического сотрудничества" [China's Development..., 2005, p. 125].
В целом во вьетнамской столице полагали, что расширение вовлеченности влиятельных мировых игроков в дела Юго-Восточной Азии было продуктивным в плане поддержания баланса сил и расширения выбора для стран региона, включая Вьетнам. Вместе с тем в Ханое признавали, что развитие обстановки по такому сценарию может породить усиление конкуренции между ведущими нерегиональными державами и превратить зону АСЕАН в новое "поле битвы" за верховенство. При всем том складывающаяся на текущий момент геополитическая ситуация несет в себе больше плюсов, чем минусов.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СРВ И США
Руководствуясь прагматичным подходом, определяемым национальными интересами, Вьетнам обозначил всестороннее развитие отношений с США в качестве приоритетного направления своей внешней политики и дипломатии. В середине июля 2010 г. Ханой отметил 15-летие нормализации политических отношений с Вашингтоном. За короткий промежуток времени стороны проделали солидную работу по созданию прочных оснований для двустороннего диалога и сотрудничества. В немалой степени этому способствовали взаимные визиты и переговоры высших руководителей СРВ и США. Первым с официальным визитом Ханой посетил Билл Клинтон в ноябре 2000 г., а ровно через шесть лет - Джордж Буш. В июне 2007 г. Вашингтон посетил президент СРВ Нгуен Минь Чиет, а годом позже там побывал с визитом премьер-министр Нгуен Тан Зунг.
Важнейшим этапом на пути включения Вьетнама в мирохозяйственные связи явилось подписание в июле 2000 г. торгового соглашения с США, ознаменовавшего собой завершение процесса нормализации двусторонних отношений. Соглашение охватывало широкий круг вопросов, в том числе торговлю товарами и услугами, права интеллектуальной собственности, меры по стимулированию бизнеса, порядок разрешения конфликтов и арбитраж.
По оценкам вьетнамских специалистов, соглашение, а также одобрение Конгрессом США в начале 2007 г. закона о "постоянных нормальных торговых отношениях" предоставили СРВ целый ряд существенных преимуществ. Во-первых, они способствовали значительному расширению экспортного рынка. За 2001 - 2008 гг. объем двусторонней торговли увеличился в десять раз: с 1.5 млрд. - до 15 млрд. дол., главным образом за счет наращивания вывоза за океан вьетнамских товаров. Во-вторых, обретение статуса полноправного делового партнера способствовало укреплению доверия американских и других зарубежных инвесторов к Вьетнаму. Лишь в 2008 г. американские частные компании вложили во вьетнамскую экономику 2.8 млрд. дол. В-третьих, появились дополнительные возможности для передачи Вьетнаму современных технологий, примером чему служит открытие предприятия американской высокотехнологичной корпорации Intel. Ранее вьетнамская экономика значительно отставала в этой области, будучи, по сути, объектом "слива" отработанных технологий. В-четвертых, новая страница в двусторонних торгово-экономических отношениях стимулировала повышение уровня подготовки местных квалифицированных специалистов, владеющих теперь современными методами менеджмента на основе информационно-коммуникационных технологий. В-пятых, торговое соглашение было согласовано и подписано в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО), что создало благоприятные условия для последующего вступления СРВ в эту международную организацию [Маслов, Урляпов, 2009, с. 49 - 50].
В 2007 г. Вьетнам подписал с США Рамочное торгово-инвестиционное соглашение (TIFA)1, открывшее путь к заключению двустороннего договора о свободной торговле. В соответствии с американским законодательством наличие членства в ВТО и подписи под TIFA являются обязательными условиями полной либерализации торгово-экономических отношений США с конкретным иностранным государством.
В середине 2008 г., во время визита Нгуен Тан Зунга в Вашингтон, были инициированы переговоры по двустороннему инвестиционному соглашению. Тогдашний президент США Дж. Буш подтвердил, что его администрация внимательно отнесется к обращению Вьетнама о предоставлении ему льготного статуса в рамках американской генеральной системы преференций (GSP), а также к признанию рыночного характера его экономики.
Обращение о предоставлении статуса GSP оставалось предметом перговоров вице-премьера правительства СРВ Хоанг Чунг Хая с государственным секретарем США К. Райе в ноябре 2008 г. Вьетнамская сторона при этом дала понять, что в преодолении разразившегося глобального кризиса, заметно отразившегося на вьетнамской экономике, руководство СРВ рассчитывало на преимущества, вытекавшие из партнерских отношений с США [Мурашева, 2009, с. 317].
Нельзя не отметить, что кризис вызвал серьезное падение вьетнамского экспорта, за счет которого формировалось до 40% ВВП страны. Причем на США приходилось около 20 - 23% в структуре экспорта. Хотя благодаря предпринятым превентивным мерам правительству удалось избежать серьезных последствий, кризис сказался на снижении притока внутренних и зарубежных инвестиций, сокращении личного потребления определенной части вьетнамских граждан.
1 В период с 2002 по 2007 г. США подписали предварительные Рамочные соглашения о торговле и инвестициях (TIFA) со всеми странами АСЕАН (за исключением Лаоса и Мьянмы).
Особую роль во взаимосвязях СРВ и США играла значительная по численности и заметная по своему месту в американской экономике колония зарубежных вьетнамцев (вьет киеу)2, в разные периоды и по различным причинам обосновавшихся за океаном. По переписи 2006 г., в США проживало свыше 1.6 млн. американских вьетнамцев. Вьет киеу - вторая по численности группа выходцев из Юго-Восточной Азии после филиппинцев. Ее вклад в экономику США составлял не менее 20 млрд. дол. [Business Association..., 14.04.2010].
Не секрет, что первоначально в Ханое относились к эмигрантам весьма сдержанно, особенно к тем, кто оказался на американской земле после освобождения Южного Вьетнама весной 1975 г. Ныне ситуация изменилась коренным образом. Для американских вьет киеу были открыты широкие возможности для денежных переводов родственникам, капиталовложений, приобретения земли и другой недвижимости. К 2008 г. "вьетнамский" бизнес в США инвестировал около 200 млн. дол. в экономику СРВ.
Посетив США в середине 2007 г., президент Нгуен Минь Чиет встретился в Лос-Анджелесе с представителями многочисленной вьетнамской общины в Калифорнии. На встрече он заявил, что в ходе переговоров с президентом Бушем подробно обсуждались вопросы положения вьетнамцев в США, и американский лидер высоко оценил их вклад в экономику страны. Президент СРВ призвал местных вьет киеу активно включаться в процесс строительства мощного вьетнамского государства. Он также объявил об отмене визового режима для зарубежных вьетнамцев [President Triet..., 25.06.2007].
В апреле 2010 г. представитель премьер-министра СРВ, курирующий связи с вьет киеу, принял участие в открытии американского филиала всемирной Деловой ассоциации зарубежных вьетнамцев3. Предполагалось, что он станет головной организацией американских вьетнамцев, вносящих заметный вклад в хозяйственное развитие СРВ [Business Association..., 14.04.2010].
Партийно-государственное руководство СРВ учитывало, что в основе подходов американских администраций к торгово-экономическим отношениям лежали не только коммерческие, но и политические мотивы. Создавались условия для компаний США, естественным образом стремившихся обосноваться на потенциально емком рынке, а при необходимости - использовать Вьетнам в качестве альтернативной базы реализации стратегии "Китай плюс один". Речь идет о переносе в перспективе производственных мощностей из Китая с его растущей стоимостью рабочей силы и энергоресурсов. При этом Вашингтон явно стремился одновременно форсировать рыночные реформы в экономике и либерализацию политической системы Вьетнама [Anh Tran. ..., 19.09.2008].
УПРОЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБОРОННОЙ СФЕРАХ
Начиная с 2005 г. были предприняты реальные шаги по налаживанию сотрудничества в военно-политической сфере в рамках возглавляемой Пентагоном программы International Military Education Training. Она предусматривала обмен слушателями военных учебных заведений для углубленной языковой подготовки, участие военнослужащих Вьетнамской народной армии (ВНА) в совместных миротворческих операциях, оказании гуманитарной помощи при природных катастрофах, проведении спасательных операций, обеспечении безопасности морских и сухопутных границ. В середине 2008 г. премьер-министр СРВ Нгуен Тан Зунг заявил о готовности Вьетнама принять участие в многосторонней программе, предусмотренной глобальной инициативой США по осуществлению миротворческих операций.
2 Viet kieu.
3 Business Association of Overseas Vietnamese.
С 2003 г. начались посещения вьетнамских портов военными кораблями Тихоокеанского флота ВМС США. К 2007 г. пять американских военных кораблей нанесли визиты во Вьетнам, в том числе в рамках многостороннего проекта Cooperation Afloat Readiness and Training (CARAT). В 2007 г. в Дананге побывало вспомогательное судно 7-го флота США Peleliu для проведения ряда медицинских и инженерных операций. В июне следующего года во вьетнамском порте Нгачанг с продолжительной миссией находился американский плавучий госпиталь Mercy, персонал которого оказал медицинскую помощь свыше 11 тыс. вьетнамских граждан. В апреле 2009 г. высокопоставленные представители министерства обороны СРВ посетили борт американского атомного крейсера John C. Stennis, находившегося в международных водах у побережья Южного Вьетнама [US-Vietnam Relations, October 2009].
В августе 2010 г. среди мероприятий, посвященных 15-й годовщине нормализации двусторонних отношений, в Ханое прошло первое заседание в рамках прямого диалога между военными ведомствами СРВ и США на уровне заместителей министров обороны. В ходе обмена мнениями обсуждались вопросы укрепления сотрудничества в военно-гражданской сфере: поиска военнослужащих США, без вести пропавших в годы Индокитайской войны, обмена слушателями военных учебных заведений двух стран. По словам заместителя министра обороны СРВ генерала Нгуен Чи Виня, в ходе диалога стороны подробно не касались проблемы Восточного (Южно-Китайского) моря. Однако они согласились, что этот, а также другие вопросы региональной безопасности следует решать "в соответствии с нормами международного права, в конструктивном, дружественном и миролюбивом духе" [Vietnam-US..., 17.08.2010].
Значительный прогресс в налаживании военного сотрудничества не означал, что СРВ намеревалась перейти к односторонней ориентации на США. Ханой рассматривал налаживание связей с Вашингтоном в широком контексте многовекторной военной дипломатии. Еще в конце 1990-х гг. прошлого века стартовала программа сотрудничества с Австралией, где прошли подготовку свыше 150 офицеров ВНА. Вьетнам также предпринял шаги к установлению сотрудничества в военной области с Францией, бывшей колониальной метрополией [Thayer, 23.08.2010].
Вьетнам активно поддержал инициативу по созданию механизма АСЕАН + 8 в сфере военно-политического и оборонного сотрудничества, включающего "десятку" членов Ассоциации и восемь внерегиональных партнеров4. По заявлению министра обороны СРВ Фунг Куанг Тханга, создание подобного механизма стало бы ответом на имеющиеся традиционные и нетрадиционные угрозы и вызовы. В то же время не следовало рассматривать его шагом к сколачиванию некого военного альянса, направленного против гипотетического противника [Vn Suggests..., 11.05.2010].
Наряду с поступательным в целом развитием двусторонних отношений обнаружились и довольно сложные проблемы. Они группировались в сфере реализации прав человека, защиты религиозных свобод и демократических процессов. Игнорируя различия в политических системах, вашингтонские администрации постоянно стремились навязать собственные политико-идеологические ценности, не свойственные вьетнамскому обществу. Эту линию США упорно проводили непосредственно с момента установления официальных отношений в середине 1995 г. Тогдашний президент США Билл Клинтон заявил, что "нормализация отношений и расширение контактов между американцами и вьетнамцами будут способствовать торжеству дела свободы во Вьетнаме таким же образом, как в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе" [Ta Minh Tuan, April, 2010].
Указанный принцип продолжал доминировать в подходе Вашингтона к СРВ, вызывая у ее политиков негативную реакцию. Систематически принимавшиеся Палатой представителей Конгресса США резолюции о положении с правами человека во
4 Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Республику Корею, Россию, США и Японию.
Вьетнаме, критика, высказывавшаяся в ежегодных докладах Государственного департамента США, - все это лишь порождало в Ханое сомнения относительно долговременных намерений американских партнеров, вызывало серьезные опасения по поводу курса США на "мирную эволюцию" общественно-политической системы СРВ.
Тяжелым грузом на вьетнамско-американских отношениях продолжали лежать последствия Индокитайской войны, одной из самых кровопролитных в истории XX в. Во Вьетнаме осознавали, что пережитое все еще оставалось психологической проблемой, расколовшей когда-то американское общество. В свое время в Конгрессе США весьма часто раздавались голоса влиятельных групп, не сумевших до конца перебороть "ментальность поля боя", резко выступавших против нормализации отношений с Вьетнамом.
Что касается вьетнамского общества, потребовалась, очевидно, жизнь целого поколения, чтобы частично залечить раны, нанесенные войной, и должно пройти целое столетие, дабы полностью устранить ее тяжелейшие последствия. В стране по-прежнему оставались сотни тысяч разъединенных семей и около 300 тыс. пропавших без вести. Многие вьетнамские граждане (не менее 1 млн. человек) продолжали страдать от последствий воздействия дефолиантов и химического оружия, применявшихся армией США. Около 50 тыс. детей, родившихся после окончания войны, страдают врожденными патологическими дефектами. Оставшиеся в земле после окончания войны миллионы противопехотных мин и других боеприпасов вызвали смерть или тяжелые увечья свыше 100 тыс. вьетнамцев.
Анализируя перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений, Ханой не исключал возможность снижения значения Вьетнама в перечне приоритетов азиатской политики США. Некоторые вьетнамские специалисты-международники высказывали мнение, что по понятным причинам Китай, Япония, сложная обстановка на Корейском полуострове по-прежнему будут занимать доминирующее место во внешнеполитической повестке дня Вашингтона в тихоокеанской Азии. В Юго-Восточной Азии для США приоритетное место со временем, по-видимому, займет Индонезия - крупнейшее государство региона. Они полагали, что для США Вьетнам будет представлять интерес в плане реагирования на растущую роль Китая в международных делах и "мирное наступление" Пекина в Юго-Восточной Азии. С учетом этих факторов они предвидели, что Вашингтон будет внимательно наблюдать за выполнением Вьетнамом роли председателя АСЕАН в 2010 г.
На этом посту вьетнамская дипломатия готова была активизировать диалог с США о подписании протокола к Соглашению о создании безъядерной зоны в Юго-Восточной Азии5. На саммите по проблемам ядерной безопасности в Вашингтоне в апреле 2010 г. Нгуен Тан Зунг заявил, что Вьетнам поддерживает согласованные действия мирового сообщества по разоружению и нераспространению ядерного оружия.
Хотя в Юго-Восточной Азии и не существует прямой угрозы применения оружия массового поражения, регион привлекает пристальное внимание Вашингтона по целому ряду причин военно-политического характера. Во-первых, через воды стран АСЕАН пролегают важные международные артерии, по которым теоретически возможно осуществлять нелегальную транспортировку ядерных материалов, оборудования и технологий. Во-вторых, существует гипотетическая угроза того, что они могут оказаться в руках международных террористических групп или организаций. В-третьих, ряд стран - членов АСЕАН, включая Вьетнам, приступил к разработке программ развития национальной ядерной энергетики. Ханой и его асеановские партнеры стремились убедить США в полной прозрачности этих программ, их соответствии нормам МАГАТЭ6 [Vietnam Sings..., 30.03.2010].
5 SEANWFZ.
6 В марте 2010 г. СРВ и США подписали соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике. Посол США в Ханое Майкл Мичалак охарактеризовал его как важный момент в развитии двусторонних отношений, как крупный шаг в деле достижения целей, поставленных процессом нераспространения.
Вьетнамская сторона рассчитывала на продолжение двустороннего диалога с США, начатого двумя раундами встреч в Ханое (2008 г.) и Вашингтоне (2009 г.), по политическим и военно-стратегическим вопросам, требовавшим дальнейшего сближения позиций с целью позитивного прорыва. К их числу относились, например, взаимная оценка военно-стратегической ситуации в западной части Тихого океана, перспективы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества, проблема прав человека. Ханой полагал, что существенное сближение позиций может произойти, если нынешняя администрация Белого дома будет действовать без излишней оглядки на оппозицию и лоббистов в высших законодательных органах США.
Высказывая суждение о значении роли Соединенных Штатов, Та Минь Туан, заместитель директора Центра внешней политики и региональных исследований Дипломатической академии Вьетнама, отмечал, что, принимая во внимание масштабы военно-политических и экономических позиций США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), СРВ приветствовала бы сохранение американского присутствия в водах Юго-Восточной Азии. На его взгляд, конкуренция между Китаем, Японией и Индией (с возможным подключением Южной Кореи и Индонезии) за региональное лидерство способна вызвать раскол и размежевание между странами этой части Азии. В этих условиях США могли бы играть роль конструктивного противовеса, препятствующего развитию такой тенденции. Кроме того, целый ряд проблем, с которыми сталкивались Вьетнам и другие государства АТР, невозможно решить без взаимодействия с США [Ta Minh Tuan, April 2010].
ВЬЕТНАМ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ И АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА ОБАМЫ
На текущий момент не оправдываются опасения, что Соединенные Штаты потеряли или теряют интерес к делам Юго-Восточной Азии. Напротив, администрация 44-го президента США предприняла в регионе ряд новых инициатив, отличающихся последовательностью в реализации от риторики и зигзагов внешнеполитического курса прежней вашингтонской "команды", возглавлявшейся Джорджем Бушем-младшим.
В ходе заседания Асеановского регионального форума по проблемам безопасности (АРФ), состоявшегося в июле 2010 г. в Ханое, государственный секретарь США Хиллари Клинтон сделала заявление о том, что задача урегулирования проблем Восточного (Южно-Китайского) моря является делом особой важности с точки зрения национальной стратегии Вашингтона. Заявление главы американского дипломатического ведомства вызвало острую негативную реакцию со стороны Китая, обвинившего США во вмешательстве во внутренние дела региона. Считая акваторию этого моря зоной своих особых интересов, сопоставимой с Тайванем, Тибетом и Синьцзянем, Пекин незамедлительно провел в Южно-Китайском море маневры ВМФ [McCoy, 28.09.2010].
В ответ США организовали менее масштабные, но весьма символичные учения с привлечением высокопоставленных вьетнамских военных представителей на борту американского авианосца George Washington в особой экономической зоне СРВ вблизи островов Хоанг Са7, незаконно оккупируемых КНР. Хотя учения имели командно-штабной характер и не предусматривали непосредственных боевых тренировок, они послужили ясным знаком, что США не будут сворачивать свое военное присутствие в Южно-Китайском море и имеют здесь конкретного партнера, готового к сотрудничеству. Новым свидетельством этого стал проведенный в конце сентября 2010 г. второй саммит АСЕАН-США. Проходившая в Нью-Йорке под председательством президен-
7 Парасельские острова.
тов СРВ и США - Нгуен Минь Чиета и Барака Обамы встреча завершилась подписанием важного совместного заявления. В одном из его пунктов участники подтвердили необходимость обеспечения регионального мира и стабильности, безопасности мореплавания и беспрепятственности торговли в соответствии с принципами международного права, отраженными в Конвенции ООН по морскому праву8, свою решимость решать споры мирными средствами [Joint Statement..., 24.09.2010].
Комментируя итоги нью-йоркского саммита, президент Филиппин Бенигно Акино, отвечавший за его организацию, заявил, что встреча стала "свидетельством обязательства Америки выступать активным партнером АСЕАН". Остановившись на проблеме Южно-Китайского моря, филиппинский лидер подчеркнул, что "США являются самым надежным нашим партнером в деле обеспечения региональной безопасности". Явно намекнув на амбиции Китая, он отметил, что растущие территориальные притязания в акватории этого моря вызывают серьезную озабоченность. Акино, напомнив приверженность стран асеановской "десятки" Декларации о кодексе поведения сторон в Южно-Китайском море от 1992 г., выдвинул идею разработки дополнительного документа, в котором заинтересованные государства юридически подтвердили бы готовность решать спорные проблемы дипломатическими средствами. По его словам, эта инициатива совпадает с точкой зрения государственного секретаря США Хиллари Клинтон, озвученной в середине 2010 г. в Ханое [Bower, 27.09.2010].
В конце первого десятилетия нынешнего века отношения между СРВ и США вышли на уровень зрелого партнерства. Об этом свидетельствовал уже тот факт, что встречи лидеров обоих государств обрели регулярный конструктивный характер. В полной мере заработал механизм консультаций между дипломатическими ведомствами двух стран. Ханой и Вашингтон установили взаимовыгодные торгово-экономические связи с перспективой выйти на заключение соглашения о полной либерализации взаимного товарооборота, движения инвестиций и услуг. При содействии правительства США и американских частных организаций за океаном проходят обучение вьетнамские студенты, стажеры и аспиранты (около 10 тыс. человек). Налаживается сотрудничество между военными ведомствами двух стран.
Вместе с тем в двусторонних отношениях сохраняются определенные трудности в области соблюдения прав человека, защиты религиозных свобод. В подходе к данным проблемам руководство СРВ исходит из реального факта существования фундаментальных различий в политических системах Вьетнама и Соединенных Штатов, выступает за уважение американскими партнерами исторического опыта, традиций и культуры вьетнамского народа.
Ханой удовлетворен пониманием, проявленным администрацией Б. Обамы в связи с ростом озабоченности Вьетнама и других стран АСЕАН в отношении развития обстановки в районе Южно-Китайского моря. Открыто вмешавшись в урегулирование этой проблемы, США тем самым помогли АСЕАН выйти на более прочные позиции в непростом диалоге с КНР.
Кроме того нью-йоркский саммит показал, что США и тем более члены АСЕАН не намеревались прибегать к воинственной риторике в адрес Пекина. С учетом позиции Китая на саммите было решено не принимать специального заявления по этому вопросу. В противном случае такой шаг можно было бы расценить как переход к открытой борьбе за региональное верховенство в этой важной части Азии, как известный возврат к эпохе "холодной войны" в регионе. СРВ и большинство ее партнеров по АСЕАН приветствуют расширение американской вовлеченности в дела Юго-Восточной Азии, но не ради изоляции Китая. Для них предпочтительнее создание "треугольника" стратегического полилога в составе США, КНР и АСЕАН для выработки взаимоприемлемого modus vivendi.
8 UNCLOS.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Маслов Г. М., Урляпов В. Ф. Вьетнам в системе современных международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. М., 2009.
Мурашева Г. Ф. Вьетнам в условиях глобального финансово-экономического кризиса (некоторые аспекты внутренней и внешней политики 2008 - 2009 гг.) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. XIII. Юго-Восточная Азия 2008 - 2009 гг. М., 2009.
Anh Tran. Vietnam Weaves between US and China. http://www.atimes.com/atimes/ Southeast Asia.
Bower, Ernie. 2nd US ASEAN Leaders ' Meeting: Elevating the Partnership to a Strategic Level. http://cogita-sia.com/2010/09/27/2nd-us-asean-leaders%e2%80%99-meeting-ele vating.
Business Association of Overseas Vietnamese (BAOOV) Has Set up its Branch in the USA. http:// en.vietnamembassy-usa.org/news/story.
China's Development and Prospect of ASEAN-China Relations. Hanoi, 2006.
Joint Statement of the 2nd US-ASEAN Leaders Meeting. New York, http://cogitasia.com/2010/09/24/white-house-joint-statrment-of-2nd-us-asean-lea ders.
McCoy, Clinton. US Stirs South China Sea Waters. http://www.atimes.com/atimes/Southeast Asia/LI28Ae01.html.
President Triet, Bush Hail "New Era" in VN-US Ties, http://vietnamnews.vnagency.com.vn/showarticle.php.
Ta Minn Tuan. The Future of Vietnam-US Relations, http://www.brookings.educ/opinions/2010/04.
Thayer, Carlyle. Vietnam's Defensive Diplomacy, http://cogitasia.com/2010/08/23.
US-Vietnam Relations, http://vietnam.usembassy.gov/relations.html.
Vietnam-US Hold Defense Policy Dialogue, http:// www.mofa.gov.vn/en.
Vietnam Sings Energy Agreement with US. http://www.voanews.com/English/news/asia.
VN Suggests ASEAN + 8 Defense Cooperation Mechanism. http://en.vietnamplus.vn/Home/VN-suggests-ASEANNS-defence-cooperation-m echanism.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |