Libmonster ID: UZ-771
Author(s) of the publication: ГАО ШУЦИНЬ

ГАО ШУЦИНЬ, (Китай)

Китай рассматривает политическую глобализацию как вмешательство Запада в свои внутренние дела. Китай отклоняет такие требования Запада, как предоставление независимости Тибету и Тайваню, также не приемлет западную концепцию защиты прав человека и реформирования политической системы Китая, обеспечивающей власть Компартии.

В таком контексте Китай трактует глобализацию не иначе, как опасный и неприемлемый для Китая новый вариант гегемонизма, или, говоря словами бывшего председателя КНР Цзян Цзэминя, как "нео-интервенционизм"1 . После событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь западные страны начали осуществлять политику сдерживания Китая, нарушали китайский суверенитет, вмешивались во внутренне дела страны, используя проблему Гонконга и вопрос о правах человека. Китай с 1989 г. и вплоть до 1997 г., когда было успешно проведено возвращение Гонконга под суверенитет Китая, неизменно проявлял принципиальность и не делал ни одной уступки по вопросу суверенитета. Возвращение Гонконга знаменует триумф концепции: одна страна - две системы и свидетельствует, что народ Китая сделал важный шаг на пути завершения дела объединения страны.

По мнению директора китайского Института международных проблем Ян Чэнсюя, "с окончанием "холодной войны", в мире обозначились две мощные тенденции: многополярность в политике и глобализация в экономике. Мир движется к взаимообусловливающей многополярной структуре. По мере глобализации мировой экономики Китай в своих торгово-экономических связях с США, Европой, Японией и другими индустриально развитыми странами практически перестал ощущать воздействие политических разногласий"2 .

Таким образом, Китай признает, что глобализация оказывает влияние на разные области общественной жизни. Его главной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений с партнерами. Развивая экономические связи с индустриальными странами, Китай активно участвует в экономической глобализации, стремится ее использовать для развития своей экономики.

Иначе говоря, китайский подход к глобализации основывается на принципе разделения политики и экономики3 . В результате, как справедливо подчеркивает китайский эксперт-международник Ван Хэсин, защитная роль суверенитета в наше время приобрела новые аспекты. "В связи с быстрым развитием глобализации национальная безопасность стала включать не только политическую и военную составляющую, особое значение приобрела экономическая безопасность"4 .

По поводу неравного положения в глобализации китайский экономист Фань Ган разумно предлагает "сбалансировать реформу и открытость"5 . Китай должен стремиться к выгоде, избегая ущерба, активно включаться в процесс экономической глобализации, мужественно принимать вызовы6 .

Китаю не под силу одному сокрушить существующую международную систему и построить новую. Его реальный выбор заключается в том, чтобы присоединиться к существующему международному порядку, добиваться максимальных выгод в рамках этого порядка, одновременно по мере возможностей с конструктивных позиций влиять на его эволюцию и перестраивать его, чтобы он становился более справедливым и рациональным7 . Исходя из этого, полностью осознавая ограниченность собственных сил, Китай стремится избегать попыток развалить существующий международный порядок. Поэтому сегодня КНР больше сосредоточена на внутренних делах, на осуществлении модернизации, развитии экономики и продолжении реформ. Международные дела, за исключением относительно узкого круга вопросов, как, например, проблема Тайваня, корейская проблема, ситуация в Южно-Китайское море, ряд глобальных проблем, в частности обеспокоенность гегемонистскими устремлениями США, не имеют очевидного приоритета. Это отнюдь не значит, что данная проблематика безразлична Пекину, а значит лишь то, что пока Китай еще не достаточно силен, чтобы активно расширять сферу своих международных интересов на всех направлениях, хотя этот процесс постепенно набирает силу8 .

Мировой политический процесс все чаще определяется финансовыми и связанными с ними

стр. 25


политическими кругами ведущих развитых стран. Решения, принятые этими кругами, становятся императивными для всего мира. В практическом плане это означает более или менее успешную реализацию уже согласованного сценария глобального развития по новым правилам. Это создает очевидные угрозы национальным интересам развивающихся стран9 .

Глобализация по правилам, созданным развитыми странами во главе с США, соответствует интересам только западных стран, но не всего мирового сообщества. В целом именно развитые страны, а не развивающиеся получают больше дивидендов от глобализации. Следовательно, во внешней политике ведущих государств проявляется тенденция игнорировать национальные интересы развивающихся стран.

Одним из направлений вовлечения КНР в процесс глобализации является участие в регионализации, которая, как отметил Ван И, представляет собой необходимый этап экономической глобализации на долгом пути к интеграции10 . Китай должен деятельно включаться в региональное и субрегиональное сотрудничество, особенно в работу восточно-азиатской группы, поскольку развитие региональных и субрегиональных организаций не только способствует процессу экономической глобализации, но и стимулирует формирование многополярного и многообразного нового международного порядка11 .

Наиболее существенным новым моментом в геостратегии КНР, пожалуй, стало то, что после нормализации в 1989 г. отношений с СССР акцент в противодействии внешним угрозам был перенесен Пекином с северного на восточное, юго-восточное и южное направления, а геостратегия КНР приобрела вид формулы "опираться на север, стабилизировать западное направление, основные усилия сконцентрировать на востоке и юге (под севером понимается Россия, государства Центральной Азии, Монголия, под западом - Индия, Пакистан, Афганистан, под востоком и югом - Япония, КНДР, Республика Корея, страны АСЕАН, а также Тайвань)"12 .

Таким образом, Китай сосредоточен на урегулировании проблем с соседями, стремится к сбалансированию внешней политики на севере и на юге, к активному участию в процессе глобализации и регионализации. Примечательно, что статичность внешнеполитической концепции сохраняется на фоне серьезных изменений ситуации в АТР. В силу исторических, географических и геополитических причин основные интересы Китая сосредоточены в Восточной Азии и в АТР. Китай признает, что глобализация политики бросит новый вызов внешней политике государства. Следовательно, сотрудничество с Россией может стабилизировать северные границы, что для Китая имеет стратегическое значение.

Китайский политолог Чэнь Цзэхуа в своей работе "Стратегия внешней политики Китая в XXI в." выделяет три основные направления внешнеполитической стратегии страны:

1. Координация отношений между Китаем и другими державами, смягчение потенциальных конфликтов с другими державами.

2. Активное урегулирование отношений Китая с соседними странами, смягчение трений.

3. Ликвидация слухов о "китайской угрозе", предотвращение появления новой мировой холодной войны13 .

Китай стремится к установлению дипломатических отношений с теми странами, с которыми у него еще нет таких отношений, придает большое значение политическим консультациям с АСЕАН, активитизирует диало-

стр. 26


ги по вопросам безопасности, стимулирует экономическое сотрудничество, играя важную роль в укреплении мира и стабильности в Азии.

Главной целью внешней политики КНР является защита национального суверенитета и обеспечение экономической безопасности14 . Эти цели закреплены в четырех принципах нового миропорядка в условиях глобализации, выдвинутых председателем КНР Цзян Цзэминем в ходе китайско-африканского саммита в Пекине в октябре 2000 г.

Первый принцип состоит в том, что развивающиеся страны должны развивать сотрудничество Юг-Юг с тем, чтобы, максимально используя собственные ресурсы роста, суметь ответить на вызовы глобализации. Второй принцип состоит в развитии диалога и улучшении отношений по направлению Север-Юг. При этом китайское руководство считает, что повышение благосостояния в бедных странах является заботой всех, и в том числе развитых стран. Третий - предполагает участие всех стран в международных делах на основе равенства и в духе конкуренции. Четвертый принцип нацеливает все страны на то, чтобы смотреть в будущее и устанавливать долгосрочные отношения стабильного партнерства в интересах равенства и взаимной выгоды15 .

Соответственно, Китай на разных международных форумах всегда выражает позиции развивающихся стран. Очевидно, что в настоящий момент бесспорным является усиление влияния Китая в мире вследствие роста экономической мощи.

Изложенные выше четыре принципа внешней политики КНР имеют антиамериканский подтекст, но они подчеркивают необходимость мирного сотрудничества и диалога. Эти установки внешней политики разработаны при жизни Дэн Сяопина. В целом внешней политике Китая свойственна преемственность. Дипломатия нового поколения китайского руководства реализует идеи, выдвинутые лидерами предыдущих поколений.

Архитектор политики реформ

и открытости Дэн Сяопин твердо выступал за улучшение отношений с Россией на основе полного равноправия и отказа от идеологических разногласий. В отношениях с США Китай, как завещал Дэн, должен выступать против гегемонистских устремлений, добиваясь разрыва связей между Тайванем и США, отметая их претензии на защиту прав личности, ибо суверенитет нации выше прав отдельного человека16 .

По словам Дэн Сяопина, "политика разрешения связей с внешним миром имеет важное значение, поскольку любой стране невозможно развиваться, если она самоизолируется или отгораживается от других стран. Невозможно также развиваться без установления и развития международных связей и без привлечения передового опыта, передовой науки и технологии, капиталов развитых стран"17 . Идеи Дэн Сяопина были утверждены XV съездом КПК в качестве официальной идеологии строительства Китая на длительный период.

Таким образом, как отмечает российский специалист М. В. Маргелов, внешняя политика Китая в условиях глобализации подтверждается практикой: вступлением в ВТО, активным участием в создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (с упором на антитеррористическую составляющую этой организации), деятельностью Китая в рамках форума Азиатско-Тихо-

стр. 27


океанского экономического сотрудничества18 .

Очевидно, что в условиях глобализации Китай считает защиту государственного суверенитета главной, первоочередной задачей внешней политики, он постоянно выступает против нарушения суверенитета под разными предлогами, активно участвуя в международном сотрудничестве.

Китайский политик, бывший заместитель директора Военного института НОАК генерал-лейтенат Ми Чжэньюй представил национальные интересы КНР в XXI в. в виде шестичленной формулы: политическая безопасность (защита государственности, политического строя и политической стабильности, ядерная безопасность), военная безопасность (защита суверенитета и территориальной целостности, предотвращение возможной агрессии или сепаратистской деятельности), экономическая безопасность (обеспечение устойчивого экономического роста и продвижение экономических интересов Китая на международной арене), научная безопасность (обеспечение интесивного развития науки и технологий, защита международных интересов КНР в этой сфере) а также культурная и социальная безопасность19 .

Внешнеполитическая доктрина КНР переживает период трансформации. На XVI съезде КПК (ноябрь 2002 г.) Цзян Цзэминь охарактеризовал современный мир как "очень неспокойный", создающий "суровые многообразные вызовы", такие как, например, "терроризм и новые формы гегемонизма в политике". По обыкновению конкретные страны остались неназванными. Цзян Цзэминь говорил о пограничных и территориальных спорах, о противоречиях по линии Север-Юг, "о локальных конфликтах на основе национально-региональных противоречий"20 .

В документах XV съезда КПК о внешней политике и международном положении сказано, что "мир стоит на переходной стадии истории с большими изменениями, разные силы снова отделяются и соединяются, мир развивается по направлению многополярности, миротворчество и развитие являются двумя главными темами"21 . Таким образом, многополярность является основой внешней политики Китая. То есть, как считают в Пекине, США, Китай, Россия, Япония и Германия (ЕС) являются мировыми центрами. Из этих пяти стран только Россия и Китай не принадлежат к развитым странам, а США, Германия и Япония решают глобальные, региональные и международные проблемы, соблюдая западные правила.

Следовательно, Россия и Китай стоят перед глобальным и региональным вызовом в сфере безопасности. Перед ними стоит дилемма: либо включиться в западные коалиции, соблюдать западные правила, но действовать в ущерб собственным национальным интересам. Либо самим создать региональные или глобальные правила во имя соблюдения своих национальных интересов и сохранения государственной безопасности. Этот путь неизбежно приводит к противоречию с западными правилами.

Китай вовремя скорректировал свою политику, уделяя самое серьезное внимание отношениям с крупными странами, укрепляя отношения добрососедства и дружбы с сопредельными государствами, придавая первостепенную значимость отношениям со странами третьего мира. Перемены во внешнеполитическом курсе Китая не создают новых угроз безопасности России, а напротив, как отмечает российский специалист В. В. Михеев, формируют дополнительные возможности для дальнейшего вовлечения РФ в региональное и глобальное многостороннее сотрудничество в вопросах создания новых структур безопасности22 .

-----

1 "South China Morning Post", 26 August, 1999.

2 Yan Chengxu. Китайская дипломатия в условиях изменчивой и нестабильной международной обстановки. Московский семинар по международной проблематике. Beijing. 2001. С. 35 (на китайском языке).

3 Михеев В. В. Глобализация и азиатский регионализм - вызов для России. М., 2001. С. 34.

4 Wang Hexing. Perspectives on the Economic Globalization in Light of Asian Financial Turmoil. "International Studies". Beijing. 1998. N 8 - 9. P. 4.

5 Фань Ган, Цюньцюхуа. "Проблема неравенства в процессе глобализации" //Синьхуа Вэньчжай. 1997. С. 7 (на китайском языке).

6 Чэнь Цюаньшэн, Лю Цзинуа. Китай и мир в рамках глобализации. Пекин. 1999, N 2. С. 24 (на китайском языке).

7 Там же. С. 23.

8 Скородумов А. В. Вопросы глобализации и полярности мира: подходы и позиции Китая, России и США // Китай в XXI веке: шансы, вызов и перспективы. М. 2000. С. 28.

9 Луцкий А. Г. Россия и глобальные вызовы ее безопасности. Новая Россия: национальные интересы в глобальном контексте // Материалы Российской межвузовской научной конференции. М., 2001. С. 40.

10 Ван И. Процесс мультиполяризации в условиях глобализации. "Гоцзи вэньти яньцзю", 2000. N 6. С. 6 (на китайском языке).

11 Хуан Фаньчжан. Некоторые размышления об экономической глобализации // "Шицзе цзинцзи юй чжэнчжи". Пекин. 2000. N 10. С. 9 - 10 (на китайском языке).

12 Скородумов А. В. Вопросы глобализации и полярности мира: подходы и позиции Китая, России и США // Китай в XXI веке: шансы, вызов и перспективы. М., 2000. С. 29.

13 Чэнь Цзехуа. Стратегия дипломатии Китая в XXI веке. Пекин. 2000. С. 167 (на китайском языке).

14 Свешников А. А. Проблемы экономической глобализации в освещении китайской политологии // Китай в мировой и региональной политике. М., 2001. С. 78.

15 "Shanghai Daily". 11 October, 2000.

16 "Жэньминь жибао", 2000. 18.07 (на китайском языке).

17 Сян Фэнъ. Идеология Дэн Сяопина и новые международные отношения. "Жэньминь жибао", 9 октября 1995. С. 5 (на китайском языке).

18 Маргелов М. В. Российско-китайские отношения: на высшей точке развития // "Международная жизнь". М., 2003. N 9 - 10. С. 33.

19 Ми Чжэньюй. Анализ современных национальных интересов КНР // "Исследование международных вопросов", Пекин. 1999. N 3. С. 7 - 8 (на китайском языке).

20 http://www.china.org.cn/russian/50838.htm

21 Сборник документов XV съезда КПК. Пекин. 1997. С. 43 (на китайском языке), http://www.china.org.cn/russian/41986.htm 1997. 9.12 - 18.

22 Михеев В. В. Глобализирующийся Китай // "Азия и Африка сегодня". М., 2003. N 9. С. 9.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ВНЕШНЯЯ-ПОЛИТИКА-КНР-В-УСЛОВИЯХ-ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Uzbekistan OnlineContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

ГАО ШУЦИНЬ, ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 29.04.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ВНЕШНЯЯ-ПОЛИТИКА-КНР-В-УСЛОВИЯХ-ГЛОБАЛИЗАЦИИ (date of access: 26.05.2024).

Publication author(s) - ГАО ШУЦИНЬ:

ГАО ШУЦИНЬ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Uzbekistan Online
Tashkent, Uzbekistan
60 views rating
29.04.2024 (27 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
22 days ago · From Golem Anzhanov
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
27 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
40 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
59 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
95 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
100 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
112 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
116 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
117 days ago · From Golem Anzhanov
ИРАН: религиозные организации на политическом поле
127 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android