Статья не ставит целью рассмотреть весь комплекс социально-экономических мероприятий, осуществленных во Вьетнаме в период 1976 - 1986 гг., т.е. в первое десятилетие после воссоединения страны. В ней прослеживается лишь один, но, как представляется, самый важный аспект экономической политики вьетнамского руководства в те годы: процесс выработки концепции преобразований и хозяйственного строительства в воссоединенном Вьетнаме, который, по существу, и охватывает 1976 - 1986 гг.
15 мая 1975 г. в Ханое был проведен торжественный митинг, посвященный празднику Победы - освобождению Южного Вьетнама. Выступивший на митинге с большой речью Первый секретарь ЦК Партии трудящихся Вьетнама (ПТВ) Ле Зуан не только дал всестороннюю оценку одержанной победе, но и коснулся задач, стоящих перед вьетнамским народом на Севере и Юге страны: "Пусть народ Севера усилит социалистическое строительство. Пусть соотечественники на Юге в тесном сплочении борются за построение в Южном Вьетнаме подлинно национально-демократического строя, процветающей, базирующейся на демократических началах национальной экономики и прогрессивной, отличающейся духовным здоровьем и демократизмом национальной культуры" [Nhan Dan, 16.05.1975; Очерки..., 1977. с. 469].
Вопроса о сроках воссоединения страны Ле Зуан вообще не касался. Более того, летом 1975 г. были осуществлены меры, призванные подчеркнуть самостоятельность Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ). По инициативе ДРВ оно было признано целым рядом государств, не сделавших этого ранее, в год создания этого правительства. Состоялась церемония вручения верительных грамот послами в РЮВ. Надо отметить, что она проходила не в Сайгоне, а возле демаркационной линии, в городе Куангчи, а послы по просьбе вьетнамской стороны назначались "по совместительству", т.е. уже находившиеся в Ханое. Демаркационная линия по 17-й параллели в ее прежнем назначении ликвидировалась, но свободное перемещение населения с Севера на Юг и с Юга не Север не допускалось.
В сентябре 1975 г. отмечалось 30-летие Демократической Республики Вьетнам. К этому событию было приурочено и открытие мавзолея Президента Хо Ши Мина, построенного при помощи и техническом содействии Советского Союза. Участвовавшая в торжествах советская делегация конечно же проявляла большой интерес к перспективам воссоединения Вьетнама. Вьетнамская сторона ответила, что это -длительный процесс, который должен идти шаг за шагом и может потребовать нескольких лет. Уж очень большие были различия в экономике, общественном строе, в образе жизни, психологии двух примерно равных по численности населения частей Вьетнама.
стр. 73
На Севере за годы народной власти, особенно после III съезда ПТВ (1960), провозгласившего курс на социалистическое строительство, складывалась совершенно новая общность людей, скрепленная сознанием того, что социализм и независимость -неразрывные понятия. Однажды, еще в годы войны, один из помощников Ле Зуана заметил: "Нас на Севере примерно 28 млн. человек, и невозможно сделать так, чтобы все думали одинаково. Важно, чтобы каждый сознавал, что Вьетнам должен быть единым. И этого мы добились!" Великая идея - единство Родины - цементировала северовьетнамское общество, помогала ему преодолевать неисчислимые трудности и потери, в том числе и людские, вызванные разрушительной войной США против ДРВ, начавшейся в 1964 г.
За три с половиной года необъявленной воздушной войны против ДРВ, целью которой было "вернуть Северный Вьетнам в каменный век", американская авиация последовательно расширяла район действий к северу, не затрагивая, однако, зоны, прилегающей к китайской границе. Ее тактика сводилась к нанесению точечных ударов по промышленным и другим важным объектам в городах и к массированному разбрасыванию "шариковых бомб" в сельской местности. Это наносило серьезный ущерб экономике ДРВ, прежде всего - энергетическим и транспортным объектам: были значительно повреждены, например, теплоэлектростанция Уонгби и автомобильно-железнодорожный мост на р. Красная в Ханое.
После десяти лет мирной жизни северовьетнамскому обществу вновь пришлось вступить в военный этап. Нужно было в кратчайшие сроки решить массу проблем - от перестройки производства до сохранения человеческих жизней. Надо было научиться сбивать американские бомбардировщики и продолжать оказывать поддержку борьбе соотечественников на Юге. Особое внимание обращалось на поддержание в рабочем состоянии транспортных путей. Для этого наряду с использованием воинских частей были созданы молодежные рабочие бригады, ответственные за определенный участок дороги, группы специалистов по восстановлению разрушенных бомбардировками мостов. Промышленные предприятия из городов были рассредоточены по сельским районам и продолжали работу. Провинция с населением порядка полутора миллионов человек превращалась в самообеспечивающуюся хозяйственную единицу, с помощью центра строила предприятия по выпуску товаров первой необходимости, производству сельхозинвентаря, разработке местных природных ресурсов. Весь Северный Вьетнам со своими 500 уездами стал бастионом в необъявленной разрушительной войне США. Это была "идеология мобилизации всего населения на участие в войне Сопротивления и в то же время демократической по форме передачи полномочий на места под общим руководством Центра" [Le Duan..., 2002, tr. 226].
Забегая вперед, следует заметить, что "передача полномочий на места", определенная самостоятельность "мест" впоследствии с переходом к мирной жизни вызывала заметное беспокойство сторонников централизованного управления.
Своевременная переориентация экономики позволила добиться того, что на всем протяжении войны цены на рис, ткани, соль, керосин, распределяемые по талонам, не подвергались изменениям, а нормы снабжения не урезывались по сравнению с довоенным периодом. Четко работали органы здравоохранения. За военные годы не было ни одной вспышки эпидемий. По существу, Северный Вьетнам возвратился в эпоху своеобразного вьетнамского "военного коммунизма", формы и содержание которого сложились еще в годы первого Сопротивления (1946 - 1954).
Ущерб, нанесенный Северному Вьетнаму американскими бомбардировками, был огромным. Разрушениям подверглись почти все города и провинциальные центры. 12 провинциальных и 51 уездный центр были разрушены полностью; 4000 общин (волостей) из 5788 причинен ущерб, 30 общин уничтожены полностью. Разрушению
стр. 74
подверглись все промышленные районы, многие из них были уничтожены до основания, были серьезно повреждены все электростанции, уничтожено 5 млн. кв. м жилья (только в городах). Бомбовым ударам подверглись все железнодорожные линии, мосты, все порты, морские и речные коммуникации. Пострадали 160 ирригационных сооружений, выведены из сельскохозяйственного оборота сотни тысяч гектаров земли, уничтожено 40 тыс. голов крупного рогатого скота. Повреждены 300 школ и 350 больниц, из них 10 были стерты с лица земли [IV съезд..., 1977, с. 28].
С наступлением мира предстояло не только восстановить все разрушенное войной, возобновить работу предприятий, эвакуированных в сельские районы, но и вернуть к жизни законсервированные стройки. Возникла необходимость показать соотечественникам на Юге преимущества социалистического строя и в структуре экономики, и в системе управления хозяйством, и, что самое главное, во всех сторонах материальной и духовной жизни населения. Надо было перейти от вьетнамского варианта "военного коммунизма" к новой, во многом еще непонятной и неизведанной мирной жизни.
Еще более сложная картина открывается при взгляде на южновьетнамское общество. Существовавший в Сайгоне два десятилетия военно-полицейский режим не только подавлял всякое инакомыслие, но и стремился создать себе социальную опору. Для этого использовались и щедрая финансовая и экономическая помощь США, и привлечение американских политических советников, мастеров организации пропагандистских кампаний и др.
Вьетнамизация войны, пришедшая на смену прямой агрессии США, не сводилась только к военной стороне. Не менее важную ее часть должна была составить перестройка южновьетнамского общества, прежде всего крестьянства, чтобы создать социальную опору режима в сельских районах. Именно для этого еще в 1970 г. было начато проведение под руководством американских экспертов и на выделенные Вашингтоном средства аграрной реформы. Осуществляемая под традиционно популярным среди крестьян лозунгом "Земля тем, кто ее обрабатывает!", реформа была направлена на создание середняцких хозяйств фермерского типа, т.е. на внедрение в деревне капиталистических отношений.
В результате проведенных в рамках реформы мероприятий значительно сократилось помещичье землевладение. Выкупленные правительством у помещиков и крупных собственников превышающие установленную норму (11 - 15 га) земельные участки бесплатно распределялись среди крестьян. При этом лицу, получившему участок, выдавалось правительственное свидетельство на право пользования землей. По официальным данным сайгонской администрации, в 1971 - 1973 гг. в собственность 800 тыс. крестьянских дворов было передано более 1 млн. га земель [USAID VN Annual Statistical Bulletin, 1973, p. 25]. Даже если эти цифры и преувеличены в пропагандистских целях, ясно, что реформа повлияла на социальную структуру сельского населения в контролируемой Сайгоном зоне. Исчезали арендаторы и безземельные, их место занимали мелкие собственники. Одновременно с перераспределением земли в сельских районах создавались разного рода кооперативы капиталистического типа и "центры сельскохозяйственного развития". Власти пошли и по пути объединения крестьян в управляемую организацию - Общество фермеров (филиал Конфедерации христианских профсоюзов), в которое приняли 85 тыс. "надежных" хозяйств [USAID VN Annual Statistical Bulletin, 1973, p. 25]. Более того, режим решил организовать в деревнях крестьянские "отряды народной самообороны" и вооружить их.
В годы "вьетнамизации" эта реформа создавала для НФОЮВ большие трудности, чем укрепление сайгонской армии. Сайгонский режим широко пропагандировал, что аграрная реформа "распространяется и на районы, контролируемые Вьетконгом", т.е. на освобожденные в 1969 - 1970 гг. зоны. НФОЮВ из-за допущенных в политиче-
стр. 75
ской работе и военных действиях просчетов был вынужден отступить из ряда освобожденных районов.
Аграрные преобразования не вполне удались Сайгону: они сопровождались действиями армии и спецслужб, насильственным переселением жителей в "центры развития". "Отряды народной самообороны" формировались принудительно, проводился насильственный набор в армию [Ле Зуан, 1987, с. 229 ].
Стихийная реакция населения южновьетнамской глубинки выражалась в том, что целые семьи покидали те места, куда их переселяли, и уходили подальше от карателей, от войны. Наиболее спокойными оставались крупные города. Поэтому в годы "вьетнамизации" быстро росло городское население Южного Вьетнама. К 1970 г. в южновьетнамских городах проживало 29%, а с учетом пригородов - почти половина населения страны [Летягин, 1977, с. 50]. К моменту освобождения в крупных городах Южного Вьетнама насчитывалось более миллиона беженцев. Вокруг Сайгона, Дананга, Хюе, в пригородах провинциальных центров росли "бидонвили", заполненные безработными, деклассированными элементами, создававшими питательную среду для преступности.
Эта проблема обострялась по мере того, как США выводили свои войска из Вьетнама, прекращали военно-строительные работы и т.д., поскольку обитатели "бидон-вилей" существовали преимущественно за счет мелких услуг, поденщины., оплачиваемых американским экспедиционным корпусом. К концу 1974 г. количество безработных в контролируемой Сайгоном зоне составило, по официальным данным, 2.5 млн. человек [Очерки... 1977, с. 203.].
Одним из следствий политики "вьетнамизации" стало возникновение криминогенной обстановки в крупных городах, прежде всего в таком мегаполисе, как Сайгон-Тьолон. Тьолон, пригород Сайгона, был издавна населен торговцами, по преимуществу этническими китайцами. Сохраняя лояльность режиму, коммерсанты этого огромного города в городе имели тесные связи с американскими, китайскими и другими фирмами и службами и были, по существу, независимы от властей. Здесь процветали коррупция, "черный бизнес", действовали различные криминальные группы. Все это способствовало нестабильности в "опорных пунктах" режима: в Сайгоне и других городах Южного Вьетнама.
Ссылаясь на необходимость активизировать борьбу против "коммунистической агрессии", президент Республики Вьетнам Нгуен Ван Тхиеу добился предоставления ему чрезвычайных полномочий в сфере национальной безопасности, обороны, финансов и ввел в стране законы военного времени, увеличил налоги, ужесточил мобилизацию молодежи в армию, распустил все буржуазно-националистические партии. Следующим шагом сайгонского президента было принятие в 1972 г. закона о политических партиях. На основании этого закона ведущее место заняла Демократическая партия, состоящая из сторонников Тхиеу в госаппарате и армии, а из осколков разогнанных партий разрешили создать еще три "благонадежные" партии: Либеральную (консервативное крыло католиков), Социал-демократический союз (профсоюзы и националистически настроенные предприниматели и интеллигенты) и Объединенную буддистскую социал-демократическую партию. Предполагалось, что эти политические организации будут способствовать консолидации антикоммунистических проправительственных сил, но расчеты Тхиеу не оправдались.
Особо следует сказать о положении рабочего класса в Южном Вьетнаме. Применяя методы откровенного подкупа и завуалированного давления, сайгонские власти добились того, что определенная часть немногочисленного рабочего класса осталась в стороне от борьбы за воссоединение страны. Сравнительно высокая заработная плата (хотя и значительно ниже, чем, например, в Сингапуре или Гонконге), достаточно приличные для колониальной страны условия труда и быта создавали предпо-
стр. 76
сылки для распространения идеологии реформизма, "классового мира", ограничения рабочего движения узкоэкономическими рамками и придания ему антикоммунистической направленности. Именно так действовала на южновьетнамских предприятиях Конфедерация христианских профсоюзов, пользовавшаяся всемерной поддержкой и помощью (в том числе и финансовой) со стороны США и Сайгона. Еще в октябре 1969 г. власти официально признали Рабоче-крестьянскую партию во главе с лидером "желтых" профсоюзов Чан Куок Быу; эта партия автоматически включила в свои ряды всех членов Конфедерации христианских профсоюзов (около 500 тыс. человек в 1970 г.) [Летягин, 1977, с. 124 - 125].
Ле Зуан, подводя итоги Всеобщего наступления 1968 г. и временного захвата Хюе, писал в 1971 г.: "...контингент наших борцов в городах ограничивается учащимися, студентами. Даже в самых благоприятных в этом отношении районах и то удается вовлечь лишь часть основной массы, а подавляющее большинство по-прежнему стоит в стороне или ведет себя пассивно, проявляя лишь формальную поддержку. Поэтому во многих местах действия активистов носят изолированный характер, среди них нет рабочих... Работа по сплочению сил в рабочих районах и кварталах пока ведется не на должном уровне... Слабостью рабочего движения... является то, что оно в какой-то мере отрывает экономические требования от политических" [Ле Зуан, 1987, с. 209, 213]. Генерал Во Нгуен Зиап в своих воспоминаниях пишет еще более определенно: "Начало Всеобщего наступления на Тет Мау Тхан в 1968 г. было неожиданностью, что явилось творческим подходом. Но Всеобщее восстание с ним не сочеталось и в действительности так и не получилось" [Le Duan..., 2002, tr. 739].
Понимая всю важность сохранения стабильности на Юге, вьетнамское руководство сразу же после освобождения заявило об отношении к тем, кто находился на противоположной стороне. В речи 15 мая 1975 г. Ле Зуан подчеркивал: "Стремясь к национальному примирению и согласию, народ проявил достойное восхищения великодушие к заблуждающимся, помогает им понять правду и стать на сторону национальных сил. Кем бы они ни были в прошлом, лишь бы они честно осознали свою вину и искренне захотели посвятить себя служению Родине - им будет обеспечено место в нашем национальном сообществе, весь же позор и бесчестье достанутся американским империалистам, виновникам всех страданий нашего народа" [Очерки..., 1977, с. 269]. Более откровенно и определенно и с нескрываемым беспокойством он выступил на первом совещании кадровых работников Южного Вьетнама (вчерашних подпольщиков, военных, работников службы безопасности, руководителей патриотических общественных организаций). Ле Зуан обращал внимание на то, что "после того, как революция уже одержала победу, жизнь поставила много трудных проблем. Прежде, когда еще шла война Сопротивления и мы отдавали плоть и кровь делу завоевания независимости, единодушия достигнуть было проще. Но теперь, когда успех уже достигнут, эти большие болезненные жертвы уже не требуются, случается, что и при решении какой-то небольшой задачи мы теряем сплоченность. Я прошу вас сохранять единство!" [Le Duan..., 2002, tr. 719]. И продолжал: "Я еще недостаточно хорошо знаю соотечественников, живущих в Сайгоне. Я вижу, что они очень скромные... А вы изучаете это? Я уверен, что партийный комитет Сайгона еще не до конца понимает жителей Сайгона... Необходимо всеми силами помочь соотечественникам снять с себя клеймо "жил в зоне марионеток"; для людей старого режима революция должна сделать так, чтобы вернуть человеку его человеческие права... Надо добиваться, чтобы у людей уменьшались трудности... Вьетнам прошел через 30 лет войны, еще не было [в мире] революции, которая была бы так продолжительна и трудна" [Le Duan..., 2002, tr. 720]. Ле Зуан обращал внимание "кадровых работников и членов партии на то, что надо глубоко понимать народ, требовал устранения всякого проявления бюрократизма, беспокоился о том, чтобы не допу-
стр. 77
стить ослабления или утери качеств коммуниста". По-видимому, он имел в виду чисто человеческую реакцию долгое время живших и воевавших в джунглях людей на жизнь и быт населения практически незатронутых войной южновьетнамских крупных городов [Le Duan..., 2002, tr. 720.].
В изданных уже в начале XXI в. воспоминаниях о Ле Зуане вьетнамец-южанин, хорошо знавший его, пишет, что Ле Зуан "настойчиво повторял, что рядом с "рекламным лицом" Сайгона у него существует и другое лицо, которым он вправе гордиться. Это Сайгон с неизменным революционным духом, который своевременно восстал... что и определило судьбу марионеточных властей. Он рассматривал это и как фактор, обеспечивший быстрое восстановление спокойствия и нормальной жизни в городе срезу же после освобождения". Поэтому он считал, что "надо расширять патриотический Фронт, привлекать к участию в нем интеллигенцию и буржуазию", "надо проводить политику по-настоящему свободного выбора, использовать диалог", "осуществлять национальное примирение... делать так, чтобы Фронт в своей деятельности убеждал, обращался к разуму, чувствам, а не прибегал к принуждению" [Le Duan..., 2002, tr. 720].
В конце 1975 г. в мире сложилось впечатление, что воссоединение Вьетнама - это длительный процесс. Однако весной 1976 г. события стали разворачиваться с неожиданной для международного сообщества быстротой. 26 апреля 1976 г. в стране были проведены всеобщие выборы, которые "красноречиво свидетельствовали о стремлении... народа к созданию независимого, единого и социалистического Вьетнама. А историческая сессия единого национального собрания всей страны, национального собрания шестого созыва, торжественно провозгласила воссоединение страны, которая стала называться Социалистической Республикой Вьетнам" [IVсъезд..., 1977, с. 31].
Резкий поворот к быстрому воссоединению страны был вызван рядом объективных причин. Во-первых, на Юге удалось сохранить и укрепить стабильность. В последние дни существования сайгонских властей, в апреле 1975 г., бежали из страны те, кто был тесно связан с марионеточным режимом и США. Оставшиеся в стране представители эксплуататорских и буржуазных слоев либо согласились принять новый строй, либо не выражали сколько-нибудь ощутимого протеста, несущего угрозу общедемократическим преобразованиям. (Нелегальный выезд из южных районов Вьетнама - "бегство по морю" тех, кто был недоволен политикой правительства СРВ, - продолжался и в первой половине 1980-х гг.) Во-вторых, тогдашнее китайское руководство подняло вопрос о хуацяо (по-вьетнамски - хоа къеу) - лицах китайского происхождения, проживавших в Южном Вьетнаме. В Пекине претендовали на то, чтобы члены многочисленной китайской диаспоры в южных провинциях Вьетнама считались гражданами КНР и подчинялись только ей. После воссоединения Вьетнама эта группа населения автоматически попадала под действие вьетнамско-китайской договоренности 1955 г. о том, что вьетнамская сторона "будет осуществлять руководство хуацяо, живущими в Северном Вьетнаме, и что они постепенно примут вьетнамское гражданство" [Ильинский, 2005, с. 587]. В-третьих, существовала настоятельная необходимость сохранения территориальной целостности страны и противодействия вооруженным провокациям на юго-западной границе Вьетнама полпо-товцев, пришедших к власти в Камбодже в марте 1975 г. [Поспелов, Степанов, 1983, с. 70 - 78].
Поворот к быстрому воссоединению можно объяснить и словами премьер-министра СРВ Фам Ван Донга, произнесенными им на митинге в Ханое 1 сентября 1978 г.: "Уже в 1975 г., когда наш народ одержал полную победу в войне против американских агрессоров и их пособников в Южном Вьетнаме, Пекин пришел к заключению, что рождение мирного, независимого объединенного социалистического Вьетнама
стр. 78
станет препятствием для осуществления его экспансионистских планов в Юго-Восточной Азии" [Nhan Dan, 02.09.1978].
Через несколько месяцев после воссоединения состоялся IV съезд Коммунистической партии Вьетнама, справедливо названный съездом победителей. Как и в любой другой социалистической стране, во Вьетнаме именно на съезде Коммунистической партии определялась стратегия хозяйственного, политического и общественного строительства, по крайней мере, на последующее пятилетие. IV съезд КПВ был примечателен не только тем, что подвел итоги 30-летней борьбы за освобождение и воссоединение страны, но и определил долгосрочный стратегический внутриполитический и внешнеполитический курс единого Вьетнама. Он открыл период коренной перестройки вьетнамского общества, положил начало десятилетию поисков путей этой перестройки, десятилетию ошибок, потерь, преодоления многообразных трудностей внутреннего и внешнего порядка, приобретения опыта и смелых решений.
IV съезд партии определил: "Очевидно, что наша страна все еще находится в процессе перехода от общества, в экономике которого преобладающим является мелкое производство, к социализму, минуя стадию капиталистического производства. Это важнейшая особенность, раскрывающая сущность процесса социалистической революции в нашей стране и определяющая главное содержание этого" [IVсъезд..., 1977, с. 34]. В своих воспоминаниях один из помощников Ле Зуана, экономист Дау Нгок Суан, писал: "Многие товарищи хорошо знают, что социалистическая революция на севере нашей страны разворачивалась в особых условиях. Самым трудным моментом было то, что социалистическая революция развертывалась в нашей стране, отличающейся от всех других братских стран... Поэтому решения многих проблем, встающих перед другими, не были приемлемы в нашей стране [Le Duan..., 2002, tr. 478 - 479].
На IV съезде партии было решено, что продвижение к социализму в воссоединенном Вьетнаме будет осуществляться в тех формах и теми методами, которые применялись на Севере после III съезда партии (1960): ведь они продемонстрировали свою эффективность и способствовали достижению победы в войне. Вместе с тем такое решение не положило конец многим размышлениям и сомнениям.
К таким размышлениям подталкивало различие социально-экономической структуры в воссоединенных частях страны. В Северном Вьетнаме существовали три экономических уклада: государственный, кооперативный и личное хозяйство. Рассматривая экономику Южного Вьетнама после освобождения, Ле Зуан, выступая в июле 1976 г. на созванном в городе Хошимин (так стал называться Сайгон) совещании кадровых работников, подчеркивал: "Я хочу сказать, что в Южном Вьетнаме существуют пять экономических укладов... Имеется социалистический уклад, созданный социалистическим государством. Без этого не было бы роста и укрепления государственного сектора, играющего решающую роль в развитии экономики государства. Смешанные государственно-частные и кооперативные предприятия также, в основном, являются плодом социалистических преобразований. Наряду с этими тремя секторами, мы допустили существование в определенных отраслях, главным образом в сфере производства, частнокапиталистического и частного хозяйства мелких производителей" [Le Duan, 1978, tr. 65]. Он настаивал на сохранении многоукладного хозяйства Южного Вьетнама, требовал не проводить там кооперирование сельского хозяйства, как это было сделано на Севере, поддерживать середняка и т.д. Непонимание этого вызывало, по воспоминаниям вьетнамских экономистов, критические замечания Ле Зуана: "У нас в ряде мест социалистические преобразования проводят поверхностно, а преобразования должны проводиться методами перестройки и реорганизации, стать целью развития; преобразования не должны сводиться к конфискации, отчуждению имущества, смешиванию с госсектором, должны влиять на возможности экономического развития" [Le Duan..., 2002, tr. 486].
стр. 79
Идея "многоукладной системы" первоначально не стала общепризнанной, не была основой для работы, особенно в первые годы после съезда, когда господствовало признание двух секторов: государственного и кооперативного. Лишь когда стали проявляться с нарастающей остротой новые явления, "многоукладная система" стала признаваться. Понадобилось пять лет практической и разъяснительной работы, убеждения и применения дисциплинарных мер, чтобы на V съезде партии (март 1982 г.) было признано существование трех экономических укладов на Севере и пяти - на Юге.
III съезд Партии трудящихся Вьетнама (1960), взявший курс на строительство социализма в Северном Вьетнаме и социалистическую индустриализацию страны, указывал на необходимость в этих целях развивать преимущественно тяжелую промышленность центрального подчинения [III съезд..., 1961, с. 56].
Опыт военных лет, когда многие предприятия центрального подчинения были эвакуированы в глубинные районы отдельными цехами, и ознакомление с организацией управления промышленными предприятиями сайгонского режима, сама обстановка в экономике заставляли партийно-государственное руководство страны решать вопрос о строительстве экономики центрального подчинения при одновременном развитии местной экономики. Ле Зуан считал, что необходимо, с одной стороны, строить крупные предприятия, а с другой - создавать множество предприятий мелких и средних, вплоть до волости (хюена). Он подчеркивал: "...экономические преобразования в нашей стране должны осуществляться одновременно в следующем направлении: общенациональные масштабы сочетаются с конкретными местными масштабами, современная технология сочетается с лучшими образцами полукустарных навыков. Силы всей страны сочетаются с местными возможностями и т.д. Только на этом пути можно развивать трудовые ресурсы, интеллект, природные богатства, капиталовложения, реализовать выражающую сущность нашего строя установку "Государство и народ трудятся совместно"".
Однако далеко не все разделяли такой подход Генерального секретаря ЦК КПВ. Его сподвижник, генерал Во Нгуен Зиап, в воспоминаниях расценивал это как серьезную ошибку: "Чтобы быстрее перейти к крупному социалистическому производству, поспешили включить в этот процесс провинции, уезды, волости и кооперативы. Эти установки, не соответствующие объективной закономерности, ввергли хозяйство нашей страны в серьезный кризис" [Le Duan..., 2002, tr. 40].
Сложная ситуация складывалась с формами управления социалистической экономикой, распределительным снабжением населения, оплатой труда, хозяйственной инициативой предприятий. Бывший секретарь Ханойского горкома КПВ Нгуен Ван Чан признавал: "Хозяйственные мероприятия и организация управления экономикой долгое время не приносили ожидаемого эффекта, население проявляло недовольство политикой распределения, не ставшей стимулятором производства" [Le Duan..., 2002, tr. 226]. Нарастали пассивность и неверие в существующий строй, чреватые угрозой потери единства общества и сплоченности.
Раньше других падение энтузиазма военных лет, усталости и растущего равнодушия населения к призывам и лозунгам властей ощутили в глубинке. Уже в первые годы после IV съезда из села и маленьких городов начали поступать не только критические замечания, но и конкретные предложения по изменению, совершенствованию форм хозяйствования, приведению их в более полное соответствие тем объективным процессам, которые развиваются в экономике страны.
Бывший Председатель Совета министров СРВ Во Ван Киет, занимавший в то время пост руководителя партийной организации города Хошимин, вспоминает, что руководство страны не выходило "за рамки экономических представлений, бытующих во всем социалистическом лагере". По мнению Во Ван Киета, "хотя было немалое беспокойство по поводу трудностей в экономике и обществе", но Ле Зуан не "ставил
стр. 80
вопрос официально на Политбюро или не поручил группе специалистов изучить то, что касается системы централизованного финансирования и снабжения. Более того, методы работы, идущие вразрез с "общепринятым мышлением", влекли за собою серьезные выводы: "У нас понес дисциплинарное взыскание Ким Нгок (секретарь партийного комитета провинции Виньфу. - И. О.) за то, что самостоятельно провел семейный подряд в сельском хозяйстве". Некоторые промышленные предприятия города Хошимин выступили с инициативой "развязать узел", "расшнуроваться", и хотя эти предложения никоим образом не противоречили поставленным требованиям, Ле Зуан заметил: "Что-то на пути в Таншоннят (аэропорт г. Хошимин. - И. О.) я почувствовал запах Югославии" [Le Duan..., 2002, tr. 66].
В августе 1979 г собрался шестой пленум ЦК, чтобы обсудить вопрос о производстве товаров широкого потребления. На пленуме с докладом "О необходимости пересмотра экономической политики" выступил премьер-министр Фам Ван Донг. Ле Зуан и Политбюро поддержали необходимость пересмотра экономической политики и увеличения выпуска товаров широкого потребления.
Участник VI пленума ЦК КПВ, в то время секретарь Ханойского горкома КПВ, Нгуен Ван Чан вспоминает, что для пересмотра экономической политики следовало прежде всего решить проблему ценообразования. В соответствии с тогдашним курсом все цены устанавливало государство. Основные товары и продукты государство распределяло по карточкам. Карточная система была необходима в годы войны, но при переходе к мирной жизни она показала несоответствие новым условиям и породила немало проблем. Установление цен государством и карточная система сводили на нет рыночную торговлю. Все доходы предприятий перечислялись в государственный бюджет. Кооперативы были обязаны продавать государству весь произведенный продукт, отчего их доходы были очень низкими. Поскольку распределяемые товары и продукты были дешевыми, то предприятия и кооперативы были обязаны продавать государству свою продукцию по низким ценам - по себестоимости. Распределительная система порождала такие явления, как нехватка товаров широкого потребления, спад производства, спекуляция товарными и продуктовыми карточками [Le Duan..., 2002, tr. 229].
Нгуен Ван Чан отмечает: на пленуме многие кадровые работники считали, что надо сохранить прежнюю систему ценообразования, утверждая, что ее изменение будет означать отход от социалистического пути. Однако в это же самое время южновьетнамская провинция Лонган самостоятельно отменила карточную систему, торговые предприятия в провинции начали свободно продавать рис и продовольствие по договорным ценам. Результаты были положительными. Ле Зуан заслушал подробный отчет руководства провинции и оценил этот опыт как творческий, который надо распространить по всей стране.
Был разработан проект "Цена - заработная плата - денежная система". Во время обсуждения этого проекта Ле Зуан сделал принципиально важное заявление: "Я не сомневаюсь, что у наших товарищей, работавших над этим проектом, высокий уровень научной подготовки. А нам с вами надо продолжать думать самостоятельно и самостоятельно же искать и искать. Ведь никто лучше нас не знает нашу страну, положение в стране" (выделено мною. - И. О.) [Le Duan..., 2002, tr. 230]. Этот призыв к самостоятельным поискам перекликается с заявлением Ле Зуана, относящимся еще к годам войны, когда он призывал "уважать советы братских стран", но решать судьбы страны самостоятельно, своими методами.
Реализация этого проекта натолкнулась на серьезные трудности, основная из которых заключалась в том, что проект пытались провести в жизнь привычными, устоявшимися методами и приемами командно-бюрократической системы управления хозяйством.
стр. 81
Наиболее радикальные практические шаги были предприняты в сфере производственной деятельности сельскохозяйственных кооперативов, где складывалось сложная ситуация, негативно влияющая не только на материальное положение, но и на моральное состояние населения и в деревне, и в городе. По воспоминаниям современников, анализируя положение в кооперативах в 1980-х гг., Ле Зуан пришел к выводу, что "огромная ошибка в том, что вовлекают крестьян в кооператив, не заботясь об их интересах, а только гонятся за статистикой, за цифрами" [Le Duan..., 2002, tr. 477].
Именно поэтому он со вниманием отнесся к предложению о введении семейного подряда в кооперативах. Это предложение выдвинул секретарь парткома провинции Виньфу Ким Нгок, который провел такой эксперимент в провинции, за что и получил партийное взыскание. Мнение Ле Зуана, высказанное им в провинции Виньфу, приводит в своих воспоминаниях Дау Нгок Суан: "Что касается хозяйственной деятельности кооперативов, то я в нерешительности. 5% посевных площадей мы отдали отдельным семьям, они дают 45% сбора урожая, а с 95% посевных площадей, находящихся в распоряжении кооперативов, также получаем примерно 50% от общего сбора продовольствия... Я уже давно в нерешительности. И, по правде говоря, еще не додумался, как решить эту проблему. Вы подали "Записку" (Ким Нгок в "Записке", направленной в ЦК, рассказывал об опыте провинции Виньфу и предлагал изучить его для возможного применения в других районах страны. - И. О.), и то, что в ней изложено, возможно, тоже может быть методом решения проблемы. Но, наверное, по причине устоявшегося образа мышления, длительности проводимой работы, новизны предложений большинство товарищей не согласно с "Запиской". Но успокойтесь, любое новое предложение не сразу воспринимается людьми - это обычное дело. Конечно, требуется беспристрастно все продумать. Ведь сколько уж лет мы постоянно сталкиваемся с проблемой выработки направления экономического развития. Надо перебрать много методов, пока найдешь подходящий, надо пройти через эксперименты, чтобы перейти к делу и иметь возможность выполнить его. Не надо спешить и считать, что такое-то положение уже окончательно продумано, решено и стало истиной! Строительство социализма, создание современной экономики является для нас творчеством огромных масштабов, еще не виданным в истории. Нет никого, кто мог бы в какое-то время увидеть всю проблему. Поистине, все происходит по выражению "Истина конкретна, а революция - это творчество". Поэтому часто революционный путь проходит через многий опыт и многое творчество и только потом становится истиной" [LeDuan..., 2002, tr. 477].
Начатые перемены затронули в основном крестьянство Северного и Центрального Вьетнама, поскольку в южной части страны с кооперированием не спешили. Как отмечалось в материалах V съезда КПВ (1982), "часть крестьян в провинциях Намбо (т.е. собственно Южного Вьетнама. - И. О.) организована в производственные бригады; в южных провинциях Чунгбо (Центрального Вьетнама. - И. О.) в основном завершен переход крестьян к коллективным формам труда" [V съезд..., 1983, с. 15].
Автору этой статьи в 1981 - 1983 гг. довелось работать во Вьетнаме, и я могу свидетельствовать, как после принятия этого решения оживилась работа в пригородных кооперативах Ханоя. Вновь крестьяне стали затемно, с фонариками в руках, выходить на поля, работая на реально ощутимый результат, а не для "палочки в ведомости". Оживилась торговля в районе знаменитого ханойского рынка Донг Суан. Мои хорошие знакомые, работники МИД и Международного отдела ЦК КПВ, после традиционного посещения сельских родственников в дни Нового года по лунному календарю в 1982 г. говорили, что "жить в деревне стало веселее". По существу, был сделан первый реальный действенный шаг в перестройке основы основ существования вьетнамского общества - сельскохозяйственного производства, сделан по-деловому, без помпы и сокрушения основ политической системы. Вместе с тем представляется,
стр. 82
что в этом решении проглядывало влияние привычных для крестьянина вековых традиций вьетнамской сельской общины.
Идеи, точки зрения, эксперименты и их результаты, о которых говорилось выше, нашли отражение в Политическом отчете ЦК партии V съезду КПВ, состоявшемуся в марте 1982 г. Съезд проходил менее торжественно, чем предыдущий, в более "приземленном духе". В течение прошедшего пятилетия Вьетнам одержал важную победу, выстояв перед политическим, экономическим и психологическим давлением и отразив военное вмешательство КНР, организованное тогдашним руководством. Основное внимание делегаты съезда уделили рассмотрению внутренних трудностей и поиску способов их преодоления, не выходя при этом за рамки подходов и методов "классического" социалистического хозяйствования. В Политическом отчете серьезной критике подверглись два подхода. Во-первых, "поспешность и горячность" в определении ряда завышенных показателей темпов и объемов капитального строительства и развития производства, особенно в начальный период, и гигантизм при создании сельскохозяйственных кооперативов. Во-вторых, "консерватизм и разболтанность", продолжающая бытовать административно-бюрократическая система и дотации, медленное изменение курса, сдерживание производства. Съезд принял решение: "Совершенствовать существующее управление и планирование, ликвидировать систему административно-бюрократического управления и дотаций, преодолеть, устранить разболтанность и консерватизм. Удерживая цены, в то же время внимательно следить за ценами и закономерностями ценообразования" [LeDuan..., 2002, tr. 487].
По целому ряду причин, в том числе из-за влияния устаревших подходов к вопросам экономического планирования, это направление не представляло собой новую политическую систему, подлежащую практическому воплощению [Le Duan..., 2002, tr. 487]. Речь шла о совершенствовании существующей системы управления, а не об ее изменении, перестройке. "В течение первого десятилетия строительства социализма в масштабах всей страны, - пишет в воспоминаниях один из старейших членов КПВ, член Политбюро ЦК ПТВ-КПВ в 1951 - 1986 гг., генерал Во Нгуен Зиап, - допущены серьезные ошибки: хотели быстро создать социалистическую экономику с высокой степенью развития двух секторов - государственного и кооперативного; преувеличивали роль централизованного бюрократического планирования и отказывались от любых рыночных связей" [Le Duan..., 2002, tr. 39].
Весьма самокритично обрисовывает обстановку тех лет тогдашний секретарь горкома КПВ города Хошимин Во Ван Киет: "Нет никого, кто поднял бы голос с критикой несоответствия старой структуры и с предложением новой. Если бы IV съезд партии (1976) сделал хоть часть того, что было сделано на VI съезде, наша страна была бы иной. Естественно, что я советовал себе: если встать на позиции того времени, то трудно требовать чего-то большего от Ань Ба (Ле Зуана. - И. О.) и других товарищей из руководящего ядра партии. Что же касается нас, работавших на городском уровне, то мы только и знали, что "били" друг друга в борьбе по вопросам руководства хозяйством и обществом и не успели определить какую-то структуру, действуя подчас в субъективистском духе. А поэтому, хоть и выражали недовольство, ворчали, вносили предложения, которые называли "перепрыгнуть через забор", но на деле погружали себя в рамки существовавшей в то время системы" [Le Duan..., 2002, tr. 67].
Ровно через десять лет после "съезда победителей" собрался VI съезд КПВ, сыгравший поворотную роль в развитии послевоенного единого Вьетнама. Это был, без преувеличения, первый в истории КПВ съезд, который не только во всеуслышание сказал об ошибках, допущенных за минувшие десять лет мирного строительства, но и критически вскрыл истоки и причины упущений и провалов в руководстве страной
стр. 83
в ходе этого драматического десятилетия, без обиняков сделав вывод: "Ошибки и просчеты в руководстве экономикой и обществом являются следствием недостатков в идеологической, организационной и кадровой работе партии" [VI съезд..., 1988, с. 20].
Речь шла не только о слабости партийного руководства, но и о концепции строительства нового Вьетнама, о пересмотре идеологии социалистического строительства и внешних экономических связей, которой руководствовались в предыдущие десятилетия. Нельзя не заметить, что к такому повороту вьетнамское руководство подтолкнули изменения, происходившие в Советском Союзе [VI съезд..., 1988, с. 45].
VI съезд КПВ стал началом качественно нового этапа в истории Вьетнама. Он взял направление не на совершенствование существующей системы управления хозяйством, а на обновление экономической структуры по всем направлениям и на всех уровнях и сложившейся системы управления, не отказываясь от главной цели - создания на основе такого обновления социалистического Вьетнама. Совершенно иное, чем это было раньше, понимание сущности и форм социалистического хозяйствования во всем комплексе составляющих его проблем требовало обновления кадров, в том числе и в высших эшелонах партийно-государственного руководства. Минувшее десятилетие отмечено целенаправленными действиями в этой сфере. От съезда к съезду в руководящих органах партии увеличивалось число практиков - выходцев с Юга с их идеями и предложениями, опирающимися на реальное положение дел в стране. Заметно и участие в этих органах и квалифицированных, хорошо подготовленных специалистов. Эта совокупная сила, исходившая из реального положения дел и видевшая перспективы, преодолела сопротивление партийных функционеров среднего звена, опиравшихся на оторванные от вьетнамских реалий и традиций постулаты. Приведенные оценки бывших руководителей - участников событий рассматриваемого нами десятилетия, свидетельствуют о том, что в партии была борьба мнений, и если вначале перевес был на стороне тех, кто стоял на позициях ортодоксального социализма, то в итоге приоритетным стало мнение тех, кто выступал за обновление. Политического катаклизма не произошло, потому что участники этих споров превыше всего ставили и ставят сохранение единства и сплоченности.
Выступая на съезде с докладом об основных направлениях и задачах социально-экономического развития на 1986 - 1990 гг., Председатель Совета министров СРВ Во Ван Киет так характеризовал смысл и значение партийного форума: "На пути социалистического строительства в нашей стране VI съезд партии является поворотным пунктом и важным шагом к обновлению партийного руководства всеми сторонами жизни страны. В экономической области этот поворот означает перестройку структуры народного хозяйства и капиталовложений, обновление экономической политики и механизма управления" [VI съезд..., 1988, с. 119].
По мнению Во Нгуен Зиапа, "после VI съезда партии, состоявшегося в 1986 г., посмотрели прямо в глаза правде, сказали правду, решительно осудили идеологию начетничества, смело выдвинули новый курс перемен, соответствующий идеям Хо Ши Мина. Только так наша страна стала шаг за шагом выходить из кризиса, постепенно поворачиваться к развитию" [Le Duan..., 2002, tr. 39].
Вьетнам начинал новый этап строительства с новой строки, но не с чистого листа. Существовала материально-техническая база, созданная за предыдущие десятилетия, имелся достаточно мощный отряд квалифицированных научных, инженерных, экономических кадров, наконец, был опыт поисков, ошибок, находок и свершений. Была политическая, властная, общественная, культурная надстройка, которую не сломали единым махом, а постепенно меняли и меняют, приводя в соответствие с переменами в экономической базе и социальной структуре страны. Потребовалось 15 лет, чтобы идеи, высказанные на VI съезде КПВ, развитые и уточненные затем на последующих VII и VIII съездах, получили реальное воплощение, заложив основу со-
стр. 84
циально-экономической структуры нынешнего Вьетнама. На IX съезде КПВ (2001) было определено: "Партия и государство проводят последовательную и долговременную политику развития многоукладного товарного хозяйства при государственном управлении по социалистической ориентации. Это и есть социалистически ориентированная рыночная экономика" [Документы IX съезда..., 2001, с. 39 - 40].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ильинский М. Вьетнамский синдром. СПб., 2005. Летягин Д. В. Рабочий класс Южного Вьетнама (1954 - 1975). М., 1977. Поспелов Д. М., Степанов Е. Д. Пекин против Вьетнама. М, 1983. Ле Зуан. Письма на Юг. М, 1987.
III съезд Партии трудящихся Вьетнама. М., 1961.
IV съезд Коммунистической партии Вьетнама. М, 1977.
V съезд Коммунистической партии Вьетнама. М., 1983.
VI съезд Коммунистической партии Вьетнама. М, 1988. Документы IX съезда Коммунистической партии Вьетнама. Ханой, 2001. Очерки истории Вьетнама. Ханой, 1977.
Le Duan, mot nha la, h dao loi lac, mot tu duy sang tao Ion cua each mang Vietnam. Ha Noi, 2002.
Le Duan. Cach mang chu nghia xa hoi о Viet Nam Tac pham chon loc! // Su that. T. 2. Ha Noi, 1978.
Dang Cong san Viet Nam. Van kien Dap hoi dai bieu toan quoc Ian thu V // Su that. T. 2. Ha Noi, 1982.
Nhan Dan.
USAID VN Annual Statistical Bulletin, 1973.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |