Экономические и культурные связи Индии и Средней Азии уходят своими корнями в древнюю историю. Благодаря своему географическому положению последняя была важным посредником в торгово-экономических отношениях между Востоком и Западом. Однако археологические раскопки кушанской эпохи (I - IV вв.) и более позднего, мусульманского периода свидетельствуют, что Средняя Азия сама вела активную торговлю с Индией.
Первые письменные сведения о торговле между Средней Азией и Индией относятся к периоду монгольского нашествия. Согласно арабскому путешественнику Ибн Баттуте, среднеазиатские купцы доставляли боевых коней из золотоордынских степей. Затем лошадей караванными путями переправляли в Ормуз, а оттуда - в Индию. Если на родине коней покупали по 8 - 10 динаров за голову, то в Индии их перепродавали по 100 динаров. За лучших же лошадей платили до 500 динаров и выше. "Доходы купцов были велики" 1 , - сообщал путешественник.
Во второй половине XVI в. в Индии и Бухаре правили сильные государи: Акбар (1556 - 1605) и Абдулла (1557 - 1598). С укреплением централизованных государств торгово-экономические отношения между Индией и Средней Азией стали более интенсивными. Купцы активно использовали караванную дорогу через Кабул и Кандагар. Кабул, расположенный на перекрестке торговых путей между Индией и Средней Азией, стал центром транзитной торговли. Здесь индийские и среднеазиатские купцы обменивались товарами. Этот кратчайший караванный путь позволил увеличить число навьюченных товарами верблюдов с 3 до 14 тыс. 2 .
Индийские и бухарские сановники принимали активное участие в торговле через специальных уполномоченных, которым выдавались особые документы, подписанные правителем Могольской империи. По этому документу купец мог беспрепятственно перевозить свой товар "от столичного города Шах-Джахана до дальней пограничной провинции с центром Кабул". И ввоз и вывоз товара купцами не облагались налогами. Указ обязывал отправлять караваны, поставив наверху документа печать, а также неукоснительно выполнять все пункты документа 3 . Однако следует отметить, что сведения о товарообороте носили фрагментарно-эпизодический характер, поскольку индийские купцы и путешественники как правило не оставляли описаний своих путешествий. Но даже эти скупые сообщения позволяют выявить характер индийской торговли. Сведения начинают чаще появляться с XVIII в. и резко увеличиваются в начале XIX в.
В течение всего XIX в. Великобритания, желая оградить свои имперские интересы в Индии, стремилась подчинить граничащие с ней государства. Следуя принципу "широкой осведомленности", британская Ост-Индская компания стала засылать своих агентов в Среднюю Азию и другие сопредельные с Индией районы. Английские миссии проникали в Среднюю Азию с юга с целью детального изучения политиче-
стр. 54
ской, военно-стратегической и экономической обстановки в Бухаре и соседних ханствах и укрепления позиций Англии в регионе. Если британские экспедиции проникали в Среднюю Азию со стороны Индии, то русские миссии направлялись в среднеазиатские ханства с севера. В разные времена Бухару посетили путешественники и агенты Ост-Индской компании: Мир-Иззатулла, Г. Муркрофт и Г. Требек, Мохан Дал Кашмири, А. Берне и др. Здесь побывали и русские: Е. К. Мейендорф, Н. В. Ханыков, офицеры П. И. Демезон и И. В. Виткевич и др. Участники английских и русских экспедиций оставляли многочисленные записки, отчеты о своих путешествиях, которые являются ценными материалами по индийско-среднеазиатской торговле.
Говоря индийская, бухарская, русская торговля, мы невольно соотносим ее с национальностью купечества, которое осуществляло торговые операции. Однако известно, что индийские торговцы, наряду с изделиями своей промышленности, успешно продавали также товары среднеазиатские, персидские, русские. Бухарские купцы ввозили в Россию не только свои товары, но и индийские, персидские, китайские. Среднеазиатские хлопчатобумажные ткани высоко ценились в России: они были более прочными, чем английские, которые стали завозить в Бухару с 30-х годов XIX в. афганцы. Ткани из Бухары вывозили не только бухарские и индийские купцы, но также армянские и хивинские негоцианты. Таким образом, при анализе товарооборота следует обращать внимание не столько на национальность купца, ввозившего товар, сколько на наименования ввозимых товаров.
Через Кабул бухарские купцы торговали с Кашмиром, Пенджабом и Пешаваром. Они пользовались несколькими маршрутами, ведшими в Индию; наиболее освоенными были два: Бухара-Амуль-Джейхун (Чарджоу)-Мерв- Серахс-Мешхед-Герат-Кандагар-Кабул-Пешавар и южный путь - от Кандагара в Дадуи Шикарпур. Мултан находился на полпути между конечными пунктами обоих маршрутов - Лахором и Шикарпуром 4 . Индийские и среднеазиатские купцы чаще использовали южный путь, пролегавший между бассейнами рек Амударьи и Инда.
Бухарские купцы ввозили в Индию золото в нитях, хлопчатобумажные ткани, халаты, сукно, бархат, лошадей-аргамаков, голландские талеры. Они могли свободно перемещаться по всей ее территории точно так же, как и индийские купцы по всему Туркестану. Однако бухарцам приходилось платить пошлину в каждом городе, отчего товар обходился им недешево 5 . За один пуд груза, привезенного с берегов Инда через Кабул в Бухару, нужно было заплатить от 6 до 7 руб. ассигнациями. Пошлины достигали приблизительно 6% от стоимости товаров 6 .
Индийскими и английскими товарами в Бухаре торговали афганские купцы. По сведениям А. Бернса, индийские товары, отправляемые в Бухару, были аналогичны ассортименту, отправляемому в Афганистан: индиго, сахар, белые ткани всех сортов, коленкоры, муслины, бархат, ситцы европейского производства, шали, парчи, даккские муслины, пенджабские чалмы и т.д. Ежегодно в Кабул из Индии прибывало до двух тысяч верблюжьих вьюков, из которых половина предназначалась для торговли в среднеазиатских ханствах 7 .
Из Пенджаба в Бухару кочевые афганские племена - логани ввозили индиго (нмль), известный с глубокой древности растительный краситель, который широко применялся для крашения хлопка и шерсти в синий - привычный для бухарцев - цвет. Иногда индиго ввозили в огромных количествах, и все афганские карван-сараи были завалены им, что приводило к снижению цен на товар. Тогда купцы были вынуждены торговать красителем в кредит на три-четыре года. Из окрестностей Лахора - столицы Пенджаба привозили сахар-сырец.
Индийские купцы и сами ездили торговать в Бухару. Они привозили знаменитые на весь мир кашмирские шали разных видов: ризаи - одноцветные, рахдар - полосатые, бутедар - украшенные изображением пальм, цветов, букетов, куссе - однотон-
стр. 55
ные (из них делали тюрбаны), шамли - для поясов. Ввозились также полусапожки (джурабы) и дастгуш - перчатки из кашемировой шерсти 8 .
Большой популярностью у европейских и российских модниц того времени пользовались кашмирские шали. В Бухаре они стоили от 100 до 300 тилла (250 - 300 руб.) за штуку. В России их продавали по 400 - 1000 руб. за одну шаль. Высокая цена шалей делала их недоступными для обычных людей, поэтому покупателями были, как правило, люди зажиточные. В феврале 1809 г. по заказу императорского двора оренбургский генерал-губернатор Г. С. Волконский закупил 15 кашмирских шалей разных цветов на сумму 6 тыс. руб. 9 .
Е. К. Мейендорф во время своего путешествия повстречал кашмирского купца в Бухаре. Последний рассказал ему, что в его родном городе работают 300 тыс. станков по изготовлению шалей 10 . Ежегодно на них ткут 100 тыс. штук шалей, 20 тыс. остается в Кашмире, 60 тыс. отправляется в другие города Индии, 20 тыс. идет в Кабул. Из последних пять тысяч шалей оставались в Афганистане, 12 тыс. продавались в Персии, Турции, Аравии и Африке. Наконец три тыс. шалей отправляли в Бухару, оттуда две тыс. посылали в Россию. Естественно, что эти цифры колебались, но примерное представление о спросе на изделие они дают. Помимо шалей, купцы привозили шелковые ткани, вытканные золотом, бумажное полотно, белое (для чалмы) и набивное (для подкладок), жемчуг и драгоценные камни", каламдан (чернильницы) элегантной формы, ложки из позолоченного дерева и очень легкие рукописи, написанные красивым почерком. Из Пешавара ввозили белые и голубые тюрбаны (лунги), рис (по качеству он был значительно лучше, чем бухарский). Бухарцы предпочитали нюхательный табак и табакерки из кокосового ореха. Широким спросом в Бухаре пользовались пешаварские весы, изготовленные из верблюжьей кожи. Всего в Бухару из Индии поступало более 30 названий разных изделий 12 .
По мнению А. Бернса, в Бухаре существовал устойчивый спрос на индийские товары. Ежегодно сюда привозили около 500 кусков бенаресской парчи (кинкоб). Большим спросом у жителей среднеазиатских ханств пользовалась белая ткань, привозимая из Пенджаба, которую использовали для чалмы как женщины, так и мужчины. Кусок такой ткани длиною в 30 ярдов и в один фут шириной на бухарском рынке стоил одну тилла. Не меньшим спросом пользовались даккские муслины, которые продавались по 20 тилла за кусок. Муслины меньшей ширины продавались дешевле 13 . За десять лет (1790 - 1800) бухарские купцы вывезли индийских товаров для реализации в России на сумму свыше 50 тыс. рублей. Это были кисея, полукисея, одеяла и покрывала, занавески, выбойки, бязь, алача, а также лекарства, драгоценные камни, пряности. Все эти товары было не только выгодно сбывать, но и удобно перевозить по горным дорогам между Индией и Бухарой 14 .
Густонаселенная, ведущая активную коммерческую деятельность Бухара занимала важное место в торговом мире, выполняя роль посредницы между Европой и Азией. На шумных бухарских рынках, которых по разным источникам насчитывалось от двух 15 до пяти 16 , шла бойкая торговля и интенсивный обмен товарами. Кроме крытых базаров, существовали еще и лавки (аттары), которых было около 50. Здесь продавались лекарственные снадобья, парфюмерия, восточные сладости и т.п.
Излюбленным местом бухарцев и приезжих был Регистан - просторная площадь перед дворцом эмира. Здесь, на Регистане, можно было встретить купцов из Индии, Афганистана, Турции, Персии, России, Китая, а также туркмен, калмыков, татар, представителей различных народностей Закавказья и Средней Азии. На Регистане можно было купить практически все: индийские ткани и кашмирские шали, галантерейные и скобяные товары европейского производства, китайский чай и индонезийские пряности. В книжных лавках можно было достать манускрипты, книги на турецком и персидском языках. Наряду с богословской литературой здесь были широко
стр. 56
представлены восточная поэзия и историческая литература. Так, А. Берне, агент британской Ост-Индской компании, посетивший Бухару в 1832 г. под видом купца, привез книгу Наршахи "Китаби-Ахбар-и-Бахоро" 17 и передал ее в дар Королевскому азиатскому обществу Великобритании и Ирландии 18 .
Купцы, прибывшие в Бухарское ханство со своими товарами, размещались в караван-сараях. По сведениям путешественников, многочисленные караван- сараи были построены по единому плану. Они представляли собой большие квадратные двухэтажные здания; их наружные стены не имели окон. Первый этаж был занят тесными глубокими кладовыми, двери которых выходили во двор; на втором этаже размещались приезжие купцы. В комнатах находились небольшие очаги для котелка или чайника. За комнату в месяц купцы платили, по некоторым источникам, две-четыре таньги (1 таньга = 20 коп. серебром), за кладовую - 7 - 14, за конюшни, как правило, плату не взимали 19 .
Здесь же, в караван-сараях, в течение трех дней чиновники производили досмотр привезенных грузов, в присутствии знатных купцов и маклеров оценивали товар. Пошлину платили обязательно деньгами, причем безотлагательно. Отсрочка на несколько дней и даже до двух недель практиковалась при условии надежного поручительства со стороны влиятельных бухарских купцов. Со всех товаров, если они принадлежали мусульманам-суннитам, взималась одна сороковая часть, или 2.5%, иноверцы (индусы, русские, армяне, евреи) платили 5%.
Во время путешествия Мир-Иззатуллы в 1812 - 1813 гг. в Бухаре насчитывалось пять-шесть добротных караван-сараев 20 , в 1820 - 14 21 , в 1835 - 25 22 . Часть караван-сараев принадлежала частным лицам, другие - казне и отдавалась на откуп. Путешественники сообщают, что иногда караван-сараи принадлежали родственникам хана, однако их истинным владельцем являлся сам хан. Каждый караван-сарай имел свое название, чаще всего - имя своего владельца. Один из караван-сараев назывался Саройи Хинди, из чего можно сделать предположение, что индийские купцы владели этим караван-сараем.
В 20 - 30-е годы XIX в. в Бухарском ханстве проживало около 2 тыс. индийцев из Шикарпура и Синда и до 50 сикхов из Мултана и Пенджаба. "Один из караван-сараев и крытых рынков всегда занят людьми одного или другого из сих двух народов" 23 , -сообщал путешественник. Как и все приезжие купцы, они проживали в караван-сараях. По сведениям одних путешественников, это были Саройи Мурзачуль, Саройи Карши, Саройи Ходжа-Джуйбар, уже упомянутый Саройи Хинди, Саройи Куш-беги 24 . Согласно другим источникам, индийские купцы, в основном шикарпурцы, арендовали Саройи Алим-хан и Абдулла-джан, принадлежавшие эмиру Бухары 25 .
В 40 - 50-е годы XIX в. число индийцев в Бухаре возросло до пяти тыс. человек. В основном это были выходцы из Пешавара, занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. Индийские купцы проживали не только в Бухаре, но и в других среднеазиатских городах. В Коканде, например, они занимали шесть караван-сараев: "Здесь производился гуртовый промен товаров, привозимых из Индии, Тибета, Кашгара, Бухары, Афганистана и России" 26 . В Самарканде индийцы занимали три караван-сарая. Индийские купцы и ростовщики проживали также в других городах, входивших в состав Бухарского ханства, в частности в Гиджурване, Вобкенте, Карши 27 .
Индийцы были рассеяны по всем провинциям Бухары. Не было ни одного рынка, даже в далеком захолустье, где бы ни встречался индиец со своим ростовщическим мешком. "Непонятным образом они захватили в свои руки всю денежную торговлю страны, - писал А. Вамбери. - Высказывая глубочайшую покорность, как армяне в Турции, они страшно надувают узбека, а как только благочестивый казн всегда действует заодно с поклонником Вишну, то несчастной жертве редко удается ускользнуть из рук" 28 .
стр. 57
Индийские ростовщики сумели глубоко проникнуть в экономику города: их клиентами были и феодалы, и богатые купцы, бравшие у них в долг немалые суммы, и мелкие ремесленники. В определенные дни индийские ростовщики обходили своих должников, получая проценты. Расчеты отмечались на палках- бирках, которые ростовщики при обходах всегда носили с собой. Как заметил П. И. Демезон во время своей экспедиции в Бухару в 1833 - 1834 гг., индийские ростовщики были единственным богатым сословием в ханстве. Купцы, стесненные в оборотных средствах, прибегали к услугам индусов, которые выдавали сумму под залог или высокие проценты. Располагая свободным капиталом, они скупали товары оптом, а затем, используя благоприятную ситуацию, продавали их с большой для себя выгодой 29 .
А. Берне во время своей экспедиции не раз встречался с индийскими купцами, проживавшими в столице ханства. В индийском караван-сарае он встретил около 300 индийцев. Бухарские индийцы, выходцы из Шикарпура были довольны жизнью, хотя Берне считал, что они подвергаются притеснениям и гонениям.
Под гонениями Берне видимо подразумевал строгие ограничения, которым подвергались постоянно проживавшие в Бухарском ханстве немусульмане, или зиммия. По существовавшим в ханстве обычаям им разрешалось исповедовать свою религию, владеть имуществом, совершать между собой сделки. Однако в уголовных делах и в сделках с мусульманами они подчинялись шариатским законам. Индийцам воспрещались браки с мусульманками и владение невольниками-мусульманами. Они должны были носить грубую одежду, подпоясываться веревкой, не имели права ездить верхом на лошадях, а могли путешествовать только на ослах. При виде мусульманина индийцы (равно как и евреи, армяне, грузины и др.) обязаны были почтительно уступить им дорогу. Иноверцам не разрешалось возводить дома выше, чем постройки мусульман. По возможности, всех зиммия расселяли по кварталам или в специальных караван-сараях 30 . По сведениям Е. К. Мейендорфа и И. В. Виткевича, эмир запретил индусам совершать погребальный обряд даури (позже этот запрет отменили). Однако у немусульман все же были и свои привилегии. Обитатели караван-сараев (индийцы, армяне, татары и др.) могли пить вино, курить, веселиться, не рискуя быть избитыми стражами порядка 31 .
Между чиновниками эмира и индийскими ростовщиками существовали сложные взаимоотношения. Эмир, считая, что имущество и доходы купцов принадлежат бухарскому государству, назначал уполномоченного над ростовщиками - "есаула индусов". В обязанности есаула входил учет заработанных ростовщиками денег, а также содействие в возвращении долгов. Если у ростовщика не было наследников, то все имущество после его смерти переходило в руки государства. Есаул постоянно осуществлял контроль за имуществом ростовщиков так, что те перед смертью не могли ничего передать своим соотечественникам 32 .
Меры эти были вызваны тем, что индийские купцы и ростовщики вывозили из Бухары в огромных количествах золото и серебро. Обеспокоенные создавшейся ситуацией правящие круги Бухары запретили вывоз металлической монеты, о чем сообщал И. В. Виткевич, побывавший в Бухаре в 1836 г.: "Индийцев ныне крепко теснят, и они собираются оставить Бухару вовсе. Им не дозволяют более вывозить золото и серебро в Индию - впрочем, они действительно почти все золото прибрали к рукам" 33 . Взамен вывезенного индийцами золота и серебра бухарский монетный двор стал чеканить фальшивую монету. В золотые монеты добавляли серебро, в серебряные - медь или делали просто медные, полуженные, пуская их в оборот 34 .
Индийские купцы пользовались большим уважение среди правящего слоя среднеазиатских ханств. Проникая в самые отдаленные города и села, они распространяли не только товары, но и свою культуру. Об этом не без гордости размышляют индийские историки. Основоположник таджикской советской литературы С. Айни, напри-
стр. 58
мер, вспоминает такой эпизод из своей юности. В одном из караван-сараев, называвшемся по имени его хозяина Олимджан, жил индус 35 по имени Боярчи, специалист по камням. Этот грамотный индус "хорошо писал по- таджикски арабским алфавитом и гладко читал". В келье, где он жил, хранились книги, изданные в Индии, такие как "Гулистани массаррат", "Диван" Мирзо- Мазхар-джан Джонона и "Хази аи Омира". Много книг было на хинди. Боярчи читал не только индийские, но и таджикские книги, которыми разрешал пользоваться и молодому Айни 36 .
Проблемы индийско-среднеазиатских торговых отношений не будут полными без анализа англо-русского политического и экономического соперничества в среднеазиатских ханствах. Англия в течение многих лет стремилась проникнуть на рынки Бухарского ханства. Первые фрагментарные сведения о появлении изделий английской мануфактурной промышленности в среднеазиатских ханствах относятся к 1825 г. И хотя их ввоз был незначительным, русское правительство забило тревогу.
Беспокойство российского правительства особенно увеличилось во время экспедиции А. Бернса в Бухару с целью открытия нового торгового пути из Индии в среднеазиатские ханства по р. Инду. Раньше европейские товары проникали в Среднюю Азию через Кабул и Мешхед, откуда караваны двигались в Северную Индию и в Бухару. Торговлю английским товаром осуществляли индийцы-мусульмане, так называемые параша (русские действовали точно таким же образом через татар). Англичане продавали товары парашам на очень выгодных условиях. Из Пешавара параши вывозили товар в ханства через Бухару, где передавали его местным купцам на выгодных условиях. Параши проживали во всех городах Средней Азии, но больше всего их было в Коканде.
Индийские караваны, направлявшиеся в Бухару, шли самым кратчайшим путем, через Кабул. По сведениям купцов, через Кабул проходили караваны от 10 до 15 тыс. верблюдов (с поклажей от 160 до 240 тыс. пудов) в год 37 . Во время пребывания П. И. Демезона в Бухаре караван привез три больших тюка с английскими тканями, расписными холстами, ситцем, муслином. Эти ткани были качественнее, чем привозимые в Бухару из России, и легко раскупались. Русский офицер доносил "о постоянных усилиях английских купцов полностью завладеть торговлей в этой части Азии, которая в скором времени может быть наводнена английскими товарами" 38 .
В 1833 г. генерал-губернатор Оренбургского края В. А. Перовский в одном из донесений министру финансов Е. Ф. Канкрину сообщал, что в Бухаре появились в значительном количестве английские товары, привезенные афганцами из индийского города Бенареса и продававшиеся там по весьма низким ценам в сравнении с российскими 39 . Индийские купцы, до недавнего времени ввозившие только свои местные товары, стали ввозить английские изделия. По сведениям купцов, с которыми общался А. Берне, 2/3 товаров, привозимых из России и Индии, производилось в Англии.
Удобное географическое положение России по отношению к среднеазиатским ханствам позволяло русским купцам водным путем доставлять товары во внутренние районы Азии. Европейские путешественники сообщали, что "достаточно взглянуть на базары Бухары, Хивы и Карши, чтобы убедиться, что нет ни одного дома, ни одной палатки во всей Средней Азии, где ни встречалось бы какого-нибудь русского изделия" 40 .
Английская торговля в Средней Азии наталкивалась на ряд препятствий. Во- первых, отправка товаров с берегов Инда через индийские княжества, которые еще не были аннексированы Ост-Индской компанией, через территории воинственных кочевых племен, где существовал постоянный риск подвергнуться ограблению; далее провоз по владениям, где взимались произвольные пошлины. Во-вторых, торговлю в ханствах англичане были вынуждены осуществлять через индийских либо афганских купцов. И в- третьих, отдаленность от Средней Азии - океан и снежные хребты - за-
стр. 59
трудняли ввоз крупногабаритных и тяжеловесных товаров. Несмотря на все это, Англия предпринимала все меры для преодоления препятствий, тормозивших развитие ее торговли в Средней Азии, в течение многих лет пытаясь получить разрешение у эмиров основать торговые фактории на берегах Амударьи. В обмен на это англичане обещали покупать у бухарцев сырье по тем же ценам, что и русские, и ввозить в Бухару мануфактурные и металлические изделия по ценам ниже российских. Но все попытки англичан занять доминирующие позиции в среднеазиатской торговле оказались тщетными.
К 70-м годам XIX в. Англия завершила аннексию Индии, превратив ее в свою колонию. Почти в это же время, в 1868 г. Бухарское ханство было завоевано Россией, и индийско-среднеазиатские торговые отношения прекратили свое существование.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ibn Battutah. Travels in Asia and Africa. V. 2. Cambridge, 1958. P. 478.
2 Гольдберг Н. М. Русско-индийские отношения в XVII в. //Ученые записки Тихоокеанского института. Т. И. М. -Л., 1940. С. 135.
3 Документ хранится в Рукописном фонде АН Республики Таджикистан за N 102 "Копия (документа) о тарханстве (выданная) купчине Ахунд Ходже Авазу и его друзьям, на что был приказ царя Индии" (без даты). Налоги, которые индийские купцы обязаны были тогда платить: чихиляк - налог в размере 1/40 доли товара; данака - 1/6 часть чего-нибудь; гушти - налог на вьючный скот; закет - налог как очищение от греха (1/20 или 1/40 часть дохода, имущества); рахдари - подать; тамгу - налог с путешественника.
4 Байкова Н. Б. Роль Средней Азии в русско-индийских торговых связях (первая половина XVI - вторая половина XVIII вв.). Ташкент, 1964. С. 21 - 22.
5 Гене Г. Ф. Некоторые сведения о Бухарин // Отечественные записки. Кн. 14. СПб., 1821. С. 303.
6 Мейендорф Е. К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. М., 1975. С. 219.
7 Burnes Alexander. Travels to Bokhara. V. 2. L., 1836. P. 416,428.
8 Записки о Бухарском ханстве. М., 1983. С. 79.
9 Гра А. Материалы по истории Оренбурга // Труды Оренбургского ученого архивного комитета (ОУАК). Вып. XI. Оренбург, 1903. С. 141 - 142.
10 Автор не упоминает из какого города был купец. По всей вероятности, это Сринагар - столица Кашмира. В начале XIX в. грузинский купец и дипломат Рафаил Данибегошвили посетил Сринагар (он, как и многие иностранные купцы, называл его Кашмиром) и сообщил, что в этом городе в производстве шалей были заняты приблизительно 24 тыс. ткацких станков. Более подробно см.: Русско-индийские отношения в XIX в. М., 1997. С. 50.
11 Мейендорф Е. К. Указ. соч. С. 129.
12 Записки о Бухарском ханстве. С. 77, 79.
13 Burnes Alexander. Op. cit. V. 2. P. 435.
14 Алекторов А. Торговые пути в Среднюю Азию // Оренбургский листок. 17.02.1891.
15 Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. СПб., 1843. С. 92.
16 Записки о Бухарском ханстве. С. 58.
17 Абу Бакр Мухаммад ибн Джафар ан-Наршахи (899 - 959) - среднеазиатский историк. Родился в селении Наршаха в 30 км к северу от Бухары. В 943 - 944 гг. (по другим данным в 948 - 949 гг.) написал на арабском языке "Китаби-Ахбар-и-Бахоро" ("Книга новостей о Бухаре"), которую с 1128 г. Абу Наср Ахмад ибн Мухаммад аль-Кубави перевел на персидский язык, сократив ее и доведя повествование до своего времени. Полвека спустя Мухаммад ибн Зуфар подверг труд Наршахи новому сокращению, а анонимный автор XIII в. довел изложение событий до 1220 г. "Китаби-Ахбар-и-Бахоро" сохранилась в последней редакции. Труд Наршахи - ценный источник по истории и топографии Бухары и оазиса в низовьях реки Зеравшан в VII-XII вв. Особый интерес в нем представляет освещение истории арабского завоевания Средней Азии, восстаний Абруя и Муканны, распространение ислама и вытеснение зороастризма, буддизма и христианства. Автор приносит благодарность профессору Б. А. Литвинскому за консультации по многим вопросам исследуемой темы.
18 Burnes Alexander. Op. cit. V. 1, 1836. P. 278.
19 Записки о Бухарском ханстве. С. 58, 99; Мейендорф Е. К. Указ. соч. С. 100.
стр. 60
20 Соколов Ю. А. Бухара, Самарканд, Келиф //Труды Среднеазиатского государственного университета (САГУ). Новая серия. Вып. XC. Кн. 4. 1957. С. 202.
21 Мейендорф Е. К. Указ. соч. С. 100.
22 Записки о Бухарском ханстве. С. 99.
23 Новейшее описание Великой Бухарин // Азиатский вестник. СПб., 1825. С. 306.
24 Записки о Бухарском ханстве. С. 99.
25 Соколов Ю. Л. Указ. соч. С. 202.
Обозрение Кокандского ханства в нынешнем его состоянии // Записки Русского географического общества. Кн. III. СПб., 1849. С. 213.
27 Хорошхин А. П. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. СПб., 1876. С. 508; Айни С. Воспоминания. М. -Л., 1960. С. 428^29.
28 Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. М., 1874. С. 324.
29 Записки о Бухарском ханстве. С. 83.
30 Семенов А. А. К прошлому Бухары // Айни С. Указ. соч. С. 981 - 982. Записки о Бухарском ханстве. С. 60.
32 Айни С. Указ. соч. С. 428 - 429.
33 Записки о Бухарском ханстве. С. 104.
34 Там же. С. 105.
35 В тот период термин "индус" относился вообще к индийцам. Но судя по названиям книг, этот "индус" определенно был мусульманином.
36 Айни С. Указ. соч. С. 427.
37 Гейне А. К. Собрание литературных трудов. Т. 2. СПб., 1896. С. 528 - 583.
38 Записки о Бухарском ханстве. С. 25.
39 Архив внешней политики Российской Империи. Ф. СПб. Главный архив 11 - 3. 1833 г. Оп. 34. Д. 6.
40 Вамбери А. Указ. соч. С. 369.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |