Libmonster ID: UZ-1030

Экономические и культурные связи Индии и Средней Азии уходят своими корнями в древнюю историю. Благодаря своему географическому положению последняя была важным посредником в торгово-экономических отношениях между Востоком и Западом. Однако археологические раскопки кушанской эпохи (I - IV вв.) и более позднего, мусульманского периода свидетельствуют, что Средняя Азия сама вела активную торговлю с Индией.

Первые письменные сведения о торговле между Средней Азией и Индией относятся к периоду монгольского нашествия. Согласно арабскому путешественнику Ибн Баттуте, среднеазиатские купцы доставляли боевых коней из золотоордынских степей. Затем лошадей караванными путями переправляли в Ормуз, а оттуда - в Индию. Если на родине коней покупали по 8 - 10 динаров за голову, то в Индии их перепродавали по 100 динаров. За лучших же лошадей платили до 500 динаров и выше. "Доходы купцов были велики" 1 , - сообщал путешественник.

Во второй половине XVI в. в Индии и Бухаре правили сильные государи: Акбар (1556 - 1605) и Абдулла (1557 - 1598). С укреплением централизованных государств торгово-экономические отношения между Индией и Средней Азией стали более интенсивными. Купцы активно использовали караванную дорогу через Кабул и Кандагар. Кабул, расположенный на перекрестке торговых путей между Индией и Средней Азией, стал центром транзитной торговли. Здесь индийские и среднеазиатские купцы обменивались товарами. Этот кратчайший караванный путь позволил увеличить число навьюченных товарами верблюдов с 3 до 14 тыс. 2 .

Индийские и бухарские сановники принимали активное участие в торговле через специальных уполномоченных, которым выдавались особые документы, подписанные правителем Могольской империи. По этому документу купец мог беспрепятственно перевозить свой товар "от столичного города Шах-Джахана до дальней пограничной провинции с центром Кабул". И ввоз и вывоз товара купцами не облагались налогами. Указ обязывал отправлять караваны, поставив наверху документа печать, а также неукоснительно выполнять все пункты документа 3 . Однако следует отметить, что сведения о товарообороте носили фрагментарно-эпизодический характер, поскольку индийские купцы и путешественники как правило не оставляли описаний своих путешествий. Но даже эти скупые сообщения позволяют выявить характер индийской торговли. Сведения начинают чаще появляться с XVIII в. и резко увеличиваются в начале XIX в.

В течение всего XIX в. Великобритания, желая оградить свои имперские интересы в Индии, стремилась подчинить граничащие с ней государства. Следуя принципу "широкой осведомленности", британская Ост-Индская компания стала засылать своих агентов в Среднюю Азию и другие сопредельные с Индией районы. Английские миссии проникали в Среднюю Азию с юга с целью детального изучения политиче-

стр. 54


ской, военно-стратегической и экономической обстановки в Бухаре и соседних ханствах и укрепления позиций Англии в регионе. Если британские экспедиции проникали в Среднюю Азию со стороны Индии, то русские миссии направлялись в среднеазиатские ханства с севера. В разные времена Бухару посетили путешественники и агенты Ост-Индской компании: Мир-Иззатулла, Г. Муркрофт и Г. Требек, Мохан Дал Кашмири, А. Берне и др. Здесь побывали и русские: Е. К. Мейендорф, Н. В. Ханыков, офицеры П. И. Демезон и И. В. Виткевич и др. Участники английских и русских экспедиций оставляли многочисленные записки, отчеты о своих путешествиях, которые являются ценными материалами по индийско-среднеазиатской торговле.

Говоря индийская, бухарская, русская торговля, мы невольно соотносим ее с национальностью купечества, которое осуществляло торговые операции. Однако известно, что индийские торговцы, наряду с изделиями своей промышленности, успешно продавали также товары среднеазиатские, персидские, русские. Бухарские купцы ввозили в Россию не только свои товары, но и индийские, персидские, китайские. Среднеазиатские хлопчатобумажные ткани высоко ценились в России: они были более прочными, чем английские, которые стали завозить в Бухару с 30-х годов XIX в. афганцы. Ткани из Бухары вывозили не только бухарские и индийские купцы, но также армянские и хивинские негоцианты. Таким образом, при анализе товарооборота следует обращать внимание не столько на национальность купца, ввозившего товар, сколько на наименования ввозимых товаров.

Через Кабул бухарские купцы торговали с Кашмиром, Пенджабом и Пешаваром. Они пользовались несколькими маршрутами, ведшими в Индию; наиболее освоенными были два: Бухара-Амуль-Джейхун (Чарджоу)-Мерв- Серахс-Мешхед-Герат-Кандагар-Кабул-Пешавар и южный путь - от Кандагара в Дадуи Шикарпур. Мултан находился на полпути между конечными пунктами обоих маршрутов - Лахором и Шикарпуром 4 . Индийские и среднеазиатские купцы чаще использовали южный путь, пролегавший между бассейнами рек Амударьи и Инда.

Бухарские купцы ввозили в Индию золото в нитях, хлопчатобумажные ткани, халаты, сукно, бархат, лошадей-аргамаков, голландские талеры. Они могли свободно перемещаться по всей ее территории точно так же, как и индийские купцы по всему Туркестану. Однако бухарцам приходилось платить пошлину в каждом городе, отчего товар обходился им недешево 5 . За один пуд груза, привезенного с берегов Инда через Кабул в Бухару, нужно было заплатить от 6 до 7 руб. ассигнациями. Пошлины достигали приблизительно 6% от стоимости товаров 6 .

Индийскими и английскими товарами в Бухаре торговали афганские купцы. По сведениям А. Бернса, индийские товары, отправляемые в Бухару, были аналогичны ассортименту, отправляемому в Афганистан: индиго, сахар, белые ткани всех сортов, коленкоры, муслины, бархат, ситцы европейского производства, шали, парчи, даккские муслины, пенджабские чалмы и т.д. Ежегодно в Кабул из Индии прибывало до двух тысяч верблюжьих вьюков, из которых половина предназначалась для торговли в среднеазиатских ханствах 7 .

Из Пенджаба в Бухару кочевые афганские племена - логани ввозили индиго (нмль), известный с глубокой древности растительный краситель, который широко применялся для крашения хлопка и шерсти в синий - привычный для бухарцев - цвет. Иногда индиго ввозили в огромных количествах, и все афганские карван-сараи были завалены им, что приводило к снижению цен на товар. Тогда купцы были вынуждены торговать красителем в кредит на три-четыре года. Из окрестностей Лахора - столицы Пенджаба привозили сахар-сырец.

Индийские купцы и сами ездили торговать в Бухару. Они привозили знаменитые на весь мир кашмирские шали разных видов: ризаи - одноцветные, рахдар - полосатые, бутедар - украшенные изображением пальм, цветов, букетов, куссе - однотон-

стр. 55


ные (из них делали тюрбаны), шамли - для поясов. Ввозились также полусапожки (джурабы) и дастгуш - перчатки из кашемировой шерсти 8 .

Большой популярностью у европейских и российских модниц того времени пользовались кашмирские шали. В Бухаре они стоили от 100 до 300 тилла (250 - 300 руб.) за штуку. В России их продавали по 400 - 1000 руб. за одну шаль. Высокая цена шалей делала их недоступными для обычных людей, поэтому покупателями были, как правило, люди зажиточные. В феврале 1809 г. по заказу императорского двора оренбургский генерал-губернатор Г. С. Волконский закупил 15 кашмирских шалей разных цветов на сумму 6 тыс. руб. 9 .

Е. К. Мейендорф во время своего путешествия повстречал кашмирского купца в Бухаре. Последний рассказал ему, что в его родном городе работают 300 тыс. станков по изготовлению шалей 10 . Ежегодно на них ткут 100 тыс. штук шалей, 20 тыс. остается в Кашмире, 60 тыс. отправляется в другие города Индии, 20 тыс. идет в Кабул. Из последних пять тысяч шалей оставались в Афганистане, 12 тыс. продавались в Персии, Турции, Аравии и Африке. Наконец три тыс. шалей отправляли в Бухару, оттуда две тыс. посылали в Россию. Естественно, что эти цифры колебались, но примерное представление о спросе на изделие они дают. Помимо шалей, купцы привозили шелковые ткани, вытканные золотом, бумажное полотно, белое (для чалмы) и набивное (для подкладок), жемчуг и драгоценные камни", каламдан (чернильницы) элегантной формы, ложки из позолоченного дерева и очень легкие рукописи, написанные красивым почерком. Из Пешавара ввозили белые и голубые тюрбаны (лунги), рис (по качеству он был значительно лучше, чем бухарский). Бухарцы предпочитали нюхательный табак и табакерки из кокосового ореха. Широким спросом в Бухаре пользовались пешаварские весы, изготовленные из верблюжьей кожи. Всего в Бухару из Индии поступало более 30 названий разных изделий 12 .

По мнению А. Бернса, в Бухаре существовал устойчивый спрос на индийские товары. Ежегодно сюда привозили около 500 кусков бенаресской парчи (кинкоб). Большим спросом у жителей среднеазиатских ханств пользовалась белая ткань, привозимая из Пенджаба, которую использовали для чалмы как женщины, так и мужчины. Кусок такой ткани длиною в 30 ярдов и в один фут шириной на бухарском рынке стоил одну тилла. Не меньшим спросом пользовались даккские муслины, которые продавались по 20 тилла за кусок. Муслины меньшей ширины продавались дешевле 13 . За десять лет (1790 - 1800) бухарские купцы вывезли индийских товаров для реализации в России на сумму свыше 50 тыс. рублей. Это были кисея, полукисея, одеяла и покрывала, занавески, выбойки, бязь, алача, а также лекарства, драгоценные камни, пряности. Все эти товары было не только выгодно сбывать, но и удобно перевозить по горным дорогам между Индией и Бухарой 14 .

Густонаселенная, ведущая активную коммерческую деятельность Бухара занимала важное место в торговом мире, выполняя роль посредницы между Европой и Азией. На шумных бухарских рынках, которых по разным источникам насчитывалось от двух 15 до пяти 16 , шла бойкая торговля и интенсивный обмен товарами. Кроме крытых базаров, существовали еще и лавки (аттары), которых было около 50. Здесь продавались лекарственные снадобья, парфюмерия, восточные сладости и т.п.

Излюбленным местом бухарцев и приезжих был Регистан - просторная площадь перед дворцом эмира. Здесь, на Регистане, можно было встретить купцов из Индии, Афганистана, Турции, Персии, России, Китая, а также туркмен, калмыков, татар, представителей различных народностей Закавказья и Средней Азии. На Регистане можно было купить практически все: индийские ткани и кашмирские шали, галантерейные и скобяные товары европейского производства, китайский чай и индонезийские пряности. В книжных лавках можно было достать манускрипты, книги на турецком и персидском языках. Наряду с богословской литературой здесь были широко

стр. 56


представлены восточная поэзия и историческая литература. Так, А. Берне, агент британской Ост-Индской компании, посетивший Бухару в 1832 г. под видом купца, привез книгу Наршахи "Китаби-Ахбар-и-Бахоро" 17 и передал ее в дар Королевскому азиатскому обществу Великобритании и Ирландии 18 .

Купцы, прибывшие в Бухарское ханство со своими товарами, размещались в караван-сараях. По сведениям путешественников, многочисленные караван- сараи были построены по единому плану. Они представляли собой большие квадратные двухэтажные здания; их наружные стены не имели окон. Первый этаж был занят тесными глубокими кладовыми, двери которых выходили во двор; на втором этаже размещались приезжие купцы. В комнатах находились небольшие очаги для котелка или чайника. За комнату в месяц купцы платили, по некоторым источникам, две-четыре таньги (1 таньга = 20 коп. серебром), за кладовую - 7 - 14, за конюшни, как правило, плату не взимали 19 .

Здесь же, в караван-сараях, в течение трех дней чиновники производили досмотр привезенных грузов, в присутствии знатных купцов и маклеров оценивали товар. Пошлину платили обязательно деньгами, причем безотлагательно. Отсрочка на несколько дней и даже до двух недель практиковалась при условии надежного поручительства со стороны влиятельных бухарских купцов. Со всех товаров, если они принадлежали мусульманам-суннитам, взималась одна сороковая часть, или 2.5%, иноверцы (индусы, русские, армяне, евреи) платили 5%.

Во время путешествия Мир-Иззатуллы в 1812 - 1813 гг. в Бухаре насчитывалось пять-шесть добротных караван-сараев 20 , в 1820 - 14 21 , в 1835 - 25 22 . Часть караван-сараев принадлежала частным лицам, другие - казне и отдавалась на откуп. Путешественники сообщают, что иногда караван-сараи принадлежали родственникам хана, однако их истинным владельцем являлся сам хан. Каждый караван-сарай имел свое название, чаще всего - имя своего владельца. Один из караван-сараев назывался Саройи Хинди, из чего можно сделать предположение, что индийские купцы владели этим караван-сараем.

В 20 - 30-е годы XIX в. в Бухарском ханстве проживало около 2 тыс. индийцев из Шикарпура и Синда и до 50 сикхов из Мултана и Пенджаба. "Один из караван-сараев и крытых рынков всегда занят людьми одного или другого из сих двух народов" 23 , -сообщал путешественник. Как и все приезжие купцы, они проживали в караван-сараях. По сведениям одних путешественников, это были Саройи Мурзачуль, Саройи Карши, Саройи Ходжа-Джуйбар, уже упомянутый Саройи Хинди, Саройи Куш-беги 24 . Согласно другим источникам, индийские купцы, в основном шикарпурцы, арендовали Саройи Алим-хан и Абдулла-джан, принадлежавшие эмиру Бухары 25 .

В 40 - 50-е годы XIX в. число индийцев в Бухаре возросло до пяти тыс. человек. В основном это были выходцы из Пешавара, занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. Индийские купцы проживали не только в Бухаре, но и в других среднеазиатских городах. В Коканде, например, они занимали шесть караван-сараев: "Здесь производился гуртовый промен товаров, привозимых из Индии, Тибета, Кашгара, Бухары, Афганистана и России" 26 . В Самарканде индийцы занимали три караван-сарая. Индийские купцы и ростовщики проживали также в других городах, входивших в состав Бухарского ханства, в частности в Гиджурване, Вобкенте, Карши 27 .

Индийцы были рассеяны по всем провинциям Бухары. Не было ни одного рынка, даже в далеком захолустье, где бы ни встречался индиец со своим ростовщическим мешком. "Непонятным образом они захватили в свои руки всю денежную торговлю страны, - писал А. Вамбери. - Высказывая глубочайшую покорность, как армяне в Турции, они страшно надувают узбека, а как только благочестивый казн всегда действует заодно с поклонником Вишну, то несчастной жертве редко удается ускользнуть из рук" 28 .

стр. 57


Индийские ростовщики сумели глубоко проникнуть в экономику города: их клиентами были и феодалы, и богатые купцы, бравшие у них в долг немалые суммы, и мелкие ремесленники. В определенные дни индийские ростовщики обходили своих должников, получая проценты. Расчеты отмечались на палках- бирках, которые ростовщики при обходах всегда носили с собой. Как заметил П. И. Демезон во время своей экспедиции в Бухару в 1833 - 1834 гг., индийские ростовщики были единственным богатым сословием в ханстве. Купцы, стесненные в оборотных средствах, прибегали к услугам индусов, которые выдавали сумму под залог или высокие проценты. Располагая свободным капиталом, они скупали товары оптом, а затем, используя благоприятную ситуацию, продавали их с большой для себя выгодой 29 .

А. Берне во время своей экспедиции не раз встречался с индийскими купцами, проживавшими в столице ханства. В индийском караван-сарае он встретил около 300 индийцев. Бухарские индийцы, выходцы из Шикарпура были довольны жизнью, хотя Берне считал, что они подвергаются притеснениям и гонениям.

Под гонениями Берне видимо подразумевал строгие ограничения, которым подвергались постоянно проживавшие в Бухарском ханстве немусульмане, или зиммия. По существовавшим в ханстве обычаям им разрешалось исповедовать свою религию, владеть имуществом, совершать между собой сделки. Однако в уголовных делах и в сделках с мусульманами они подчинялись шариатским законам. Индийцам воспрещались браки с мусульманками и владение невольниками-мусульманами. Они должны были носить грубую одежду, подпоясываться веревкой, не имели права ездить верхом на лошадях, а могли путешествовать только на ослах. При виде мусульманина индийцы (равно как и евреи, армяне, грузины и др.) обязаны были почтительно уступить им дорогу. Иноверцам не разрешалось возводить дома выше, чем постройки мусульман. По возможности, всех зиммия расселяли по кварталам или в специальных караван-сараях 30 . По сведениям Е. К. Мейендорфа и И. В. Виткевича, эмир запретил индусам совершать погребальный обряд даури (позже этот запрет отменили). Однако у немусульман все же были и свои привилегии. Обитатели караван-сараев (индийцы, армяне, татары и др.) могли пить вино, курить, веселиться, не рискуя быть избитыми стражами порядка 31 .

Между чиновниками эмира и индийскими ростовщиками существовали сложные взаимоотношения. Эмир, считая, что имущество и доходы купцов принадлежат бухарскому государству, назначал уполномоченного над ростовщиками - "есаула индусов". В обязанности есаула входил учет заработанных ростовщиками денег, а также содействие в возвращении долгов. Если у ростовщика не было наследников, то все имущество после его смерти переходило в руки государства. Есаул постоянно осуществлял контроль за имуществом ростовщиков так, что те перед смертью не могли ничего передать своим соотечественникам 32 .

Меры эти были вызваны тем, что индийские купцы и ростовщики вывозили из Бухары в огромных количествах золото и серебро. Обеспокоенные создавшейся ситуацией правящие круги Бухары запретили вывоз металлической монеты, о чем сообщал И. В. Виткевич, побывавший в Бухаре в 1836 г.: "Индийцев ныне крепко теснят, и они собираются оставить Бухару вовсе. Им не дозволяют более вывозить золото и серебро в Индию - впрочем, они действительно почти все золото прибрали к рукам" 33 . Взамен вывезенного индийцами золота и серебра бухарский монетный двор стал чеканить фальшивую монету. В золотые монеты добавляли серебро, в серебряные - медь или делали просто медные, полуженные, пуская их в оборот 34 .

Индийские купцы пользовались большим уважение среди правящего слоя среднеазиатских ханств. Проникая в самые отдаленные города и села, они распространяли не только товары, но и свою культуру. Об этом не без гордости размышляют индийские историки. Основоположник таджикской советской литературы С. Айни, напри-

стр. 58


мер, вспоминает такой эпизод из своей юности. В одном из караван-сараев, называвшемся по имени его хозяина Олимджан, жил индус 35 по имени Боярчи, специалист по камням. Этот грамотный индус "хорошо писал по- таджикски арабским алфавитом и гладко читал". В келье, где он жил, хранились книги, изданные в Индии, такие как "Гулистани массаррат", "Диван" Мирзо- Мазхар-джан Джонона и "Хази аи Омира". Много книг было на хинди. Боярчи читал не только индийские, но и таджикские книги, которыми разрешал пользоваться и молодому Айни 36 .

Проблемы индийско-среднеазиатских торговых отношений не будут полными без анализа англо-русского политического и экономического соперничества в среднеазиатских ханствах. Англия в течение многих лет стремилась проникнуть на рынки Бухарского ханства. Первые фрагментарные сведения о появлении изделий английской мануфактурной промышленности в среднеазиатских ханствах относятся к 1825 г. И хотя их ввоз был незначительным, русское правительство забило тревогу.

Беспокойство российского правительства особенно увеличилось во время экспедиции А. Бернса в Бухару с целью открытия нового торгового пути из Индии в среднеазиатские ханства по р. Инду. Раньше европейские товары проникали в Среднюю Азию через Кабул и Мешхед, откуда караваны двигались в Северную Индию и в Бухару. Торговлю английским товаром осуществляли индийцы-мусульмане, так называемые параша (русские действовали точно таким же образом через татар). Англичане продавали товары парашам на очень выгодных условиях. Из Пешавара параши вывозили товар в ханства через Бухару, где передавали его местным купцам на выгодных условиях. Параши проживали во всех городах Средней Азии, но больше всего их было в Коканде.

Индийские караваны, направлявшиеся в Бухару, шли самым кратчайшим путем, через Кабул. По сведениям купцов, через Кабул проходили караваны от 10 до 15 тыс. верблюдов (с поклажей от 160 до 240 тыс. пудов) в год 37 . Во время пребывания П. И. Демезона в Бухаре караван привез три больших тюка с английскими тканями, расписными холстами, ситцем, муслином. Эти ткани были качественнее, чем привозимые в Бухару из России, и легко раскупались. Русский офицер доносил "о постоянных усилиях английских купцов полностью завладеть торговлей в этой части Азии, которая в скором времени может быть наводнена английскими товарами" 38 .

В 1833 г. генерал-губернатор Оренбургского края В. А. Перовский в одном из донесений министру финансов Е. Ф. Канкрину сообщал, что в Бухаре появились в значительном количестве английские товары, привезенные афганцами из индийского города Бенареса и продававшиеся там по весьма низким ценам в сравнении с российскими 39 . Индийские купцы, до недавнего времени ввозившие только свои местные товары, стали ввозить английские изделия. По сведениям купцов, с которыми общался А. Берне, 2/3 товаров, привозимых из России и Индии, производилось в Англии.

Удобное географическое положение России по отношению к среднеазиатским ханствам позволяло русским купцам водным путем доставлять товары во внутренние районы Азии. Европейские путешественники сообщали, что "достаточно взглянуть на базары Бухары, Хивы и Карши, чтобы убедиться, что нет ни одного дома, ни одной палатки во всей Средней Азии, где ни встречалось бы какого-нибудь русского изделия" 40 .

Английская торговля в Средней Азии наталкивалась на ряд препятствий. Во- первых, отправка товаров с берегов Инда через индийские княжества, которые еще не были аннексированы Ост-Индской компанией, через территории воинственных кочевых племен, где существовал постоянный риск подвергнуться ограблению; далее провоз по владениям, где взимались произвольные пошлины. Во-вторых, торговлю в ханствах англичане были вынуждены осуществлять через индийских либо афганских купцов. И в- третьих, отдаленность от Средней Азии - океан и снежные хребты - за-

стр. 59


трудняли ввоз крупногабаритных и тяжеловесных товаров. Несмотря на все это, Англия предпринимала все меры для преодоления препятствий, тормозивших развитие ее торговли в Средней Азии, в течение многих лет пытаясь получить разрешение у эмиров основать торговые фактории на берегах Амударьи. В обмен на это англичане обещали покупать у бухарцев сырье по тем же ценам, что и русские, и ввозить в Бухару мануфактурные и металлические изделия по ценам ниже российских. Но все попытки англичан занять доминирующие позиции в среднеазиатской торговле оказались тщетными.

К 70-м годам XIX в. Англия завершила аннексию Индии, превратив ее в свою колонию. Почти в это же время, в 1868 г. Бухарское ханство было завоевано Россией, и индийско-среднеазиатские торговые отношения прекратили свое существование.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ibn Battutah. Travels in Asia and Africa. V. 2. Cambridge, 1958. P. 478.

2 Гольдберг Н. М. Русско-индийские отношения в XVII в. //Ученые записки Тихоокеанского института. Т. И. М. -Л., 1940. С. 135.

3 Документ хранится в Рукописном фонде АН Республики Таджикистан за N 102 "Копия (документа) о тарханстве (выданная) купчине Ахунд Ходже Авазу и его друзьям, на что был приказ царя Индии" (без даты). Налоги, которые индийские купцы обязаны были тогда платить: чихиляк - налог в размере 1/40 доли товара; данака - 1/6 часть чего-нибудь; гушти - налог на вьючный скот; закет - налог как очищение от греха (1/20 или 1/40 часть дохода, имущества); рахдари - подать; тамгу - налог с путешественника.

4 Байкова Н. Б. Роль Средней Азии в русско-индийских торговых связях (первая половина XVI - вторая половина XVIII вв.). Ташкент, 1964. С. 21 - 22.

5 Гене Г. Ф. Некоторые сведения о Бухарин // Отечественные записки. Кн. 14. СПб., 1821. С. 303.

6 Мейендорф Е. К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. М., 1975. С. 219.

7 Burnes Alexander. Travels to Bokhara. V. 2. L., 1836. P. 416,428.

8 Записки о Бухарском ханстве. М., 1983. С. 79.

9 Гра А. Материалы по истории Оренбурга // Труды Оренбургского ученого архивного комитета (ОУАК). Вып. XI. Оренбург, 1903. С. 141 - 142.

10 Автор не упоминает из какого города был купец. По всей вероятности, это Сринагар - столица Кашмира. В начале XIX в. грузинский купец и дипломат Рафаил Данибегошвили посетил Сринагар (он, как и многие иностранные купцы, называл его Кашмиром) и сообщил, что в этом городе в производстве шалей были заняты приблизительно 24 тыс. ткацких станков. Более подробно см.: Русско-индийские отношения в XIX в. М., 1997. С. 50.

11 Мейендорф Е. К. Указ. соч. С. 129.

12 Записки о Бухарском ханстве. С. 77, 79.

13 Burnes Alexander. Op. cit. V. 2. P. 435.

14 Алекторов А. Торговые пути в Среднюю Азию // Оренбургский листок. 17.02.1891.

15 Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. СПб., 1843. С. 92.

16 Записки о Бухарском ханстве. С. 58.

17 Абу Бакр Мухаммад ибн Джафар ан-Наршахи (899 - 959) - среднеазиатский историк. Родился в селении Наршаха в 30 км к северу от Бухары. В 943 - 944 гг. (по другим данным в 948 - 949 гг.) написал на арабском языке "Китаби-Ахбар-и-Бахоро" ("Книга новостей о Бухаре"), которую с 1128 г. Абу Наср Ахмад ибн Мухаммад аль-Кубави перевел на персидский язык, сократив ее и доведя повествование до своего времени. Полвека спустя Мухаммад ибн Зуфар подверг труд Наршахи новому сокращению, а анонимный автор XIII в. довел изложение событий до 1220 г. "Китаби-Ахбар-и-Бахоро" сохранилась в последней редакции. Труд Наршахи - ценный источник по истории и топографии Бухары и оазиса в низовьях реки Зеравшан в VII-XII вв. Особый интерес в нем представляет освещение истории арабского завоевания Средней Азии, восстаний Абруя и Муканны, распространение ислама и вытеснение зороастризма, буддизма и христианства. Автор приносит благодарность профессору Б. А. Литвинскому за консультации по многим вопросам исследуемой темы.

18 Burnes Alexander. Op. cit. V. 1, 1836. P. 278.

19 Записки о Бухарском ханстве. С. 58, 99; Мейендорф Е. К. Указ. соч. С. 100.

стр. 60


20 Соколов Ю. А. Бухара, Самарканд, Келиф //Труды Среднеазиатского государственного университета (САГУ). Новая серия. Вып. XC. Кн. 4. 1957. С. 202.

21 Мейендорф Е. К. Указ. соч. С. 100.

22 Записки о Бухарском ханстве. С. 99.

23 Новейшее описание Великой Бухарин // Азиатский вестник. СПб., 1825. С. 306.

24 Записки о Бухарском ханстве. С. 99.

25 Соколов Ю. Л. Указ. соч. С. 202.

Обозрение Кокандского ханства в нынешнем его состоянии // Записки Русского географического общества. Кн. III. СПб., 1849. С. 213.

27 Хорошхин А. П. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. СПб., 1876. С. 508; Айни С. Воспоминания. М. -Л., 1960. С. 428^29.

28 Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. М., 1874. С. 324.

29 Записки о Бухарском ханстве. С. 83.

30 Семенов А. А. К прошлому Бухары // Айни С. Указ. соч. С. 981 - 982. Записки о Бухарском ханстве. С. 60.

32 Айни С. Указ. соч. С. 428 - 429.

33 Записки о Бухарском ханстве. С. 104.

34 Там же. С. 105.

35 В тот период термин "индус" относился вообще к индийцам. Но судя по названиям книг, этот "индус" определенно был мусульманином.

36 Айни С. Указ. соч. С. 427.

37 Гейне А. К. Собрание литературных трудов. Т. 2. СПб., 1896. С. 528 - 583.

38 Записки о Бухарском ханстве. С. 25.

39 Архив внешней политики Российской Империи. Ф. СПб. Главный архив 11 - 3. 1833 г. Оп. 34. Д. 6.

40 Вамбери А. Указ. соч. С. 369.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ВОСТОК-НА-ВОСТОКЕ-ИНДИЙЦЫ-В-БУХАРЕ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. С. КАЛАНДАРОВА, ВОСТОК НА ВОСТОКЕ. ИНДИЙЦЫ В БУХАРЕ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 30.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ВОСТОК-НА-ВОСТОКЕ-ИНДИЙЦЫ-В-БУХАРЕ (date of access: 18.05.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. С. КАЛАНДАРОВА:

М. С. КАЛАНДАРОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
This strong weaker sex
23 hours ago · From Golem Anzhanov
USING TRAINING MATERIALS
Catalog: Разное 
4 days ago · From Golem Anzhanov
THE THEME IS FOR OFFICERS, WARRANT OFFICERS( MIDSHIPMEN), SERGEANTS(PETTY OFFICERS), SOLDIERS(SAILORS). Main provisions of international normative legal acts on human rights.
8 days ago · From Golem Anzhanov
Constitutional foundations of the Russian Federation
8 days ago · From Golem Anzhanov
Methodical class: military rituals. IN WHOM THE SPIRIT IS GREAT, THE POWER IS INDESTRUCTIBLE*
Catalog: Разное 
10 days ago · From Golem Anzhanov
Cutting Edge: Characters and destinies. Grouping in the highlands: attention passes
Catalog: Разное 
26 days ago · From Golem Anzhanov
Talents of the Forest Garrison
31 days ago · From Golem Anzhanov
THE FATE OF RUSSIA IS OUR DESTINY
37 days ago · From Golem Anzhanov
Monthly magazine. "LAW IN THE ARMED FORCES" is your irreplaceable assistant about life and official activities, social defender and home lawyer
38 days ago · From Golem Anzhanov
ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ
43 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ВОСТОК НА ВОСТОКЕ. ИНДИЙЦЫ В БУХАРЕ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android