Начиная с прошлого номера, в котором была напечатана статья В. Михеева "Экономика СВА: несостоявшееся (пока) единство", журнал приступил к публикации серии материалов, посвященных проблемам экономической интеграции стран Восточной Азии. Мало кто сомневается в значительных перспективах этого процесса. Однако формы, темпы интеграции, роль в ней отдельных стран и их ассоциаций расцениваются специалистами по-разному. На страницах "МЭиМО" мы планируем организовать обсуждение этих и связанных с ними аспектов экономической интеграции в Восточной Азии.
МЕСТО В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ТЕМПЫ РОСТА
В последние несколько лет как на Востоке, так и на Западе в деловых и политических кругах, на страницах экономической печати все большее внимание уделяется региону Восточной Азии (Япония; четыре "новые индустриальные страны" (НИС) - Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг; государства АСЕАН, Китай, КНДР, Монголия). Географически к нему же относится и Дальний Восток России, а в более широкой трактовке, очевидно, и вся Восточная Сибирь.
В международной статистике данные по восточноазиатскому региону, однако, включают лишь Японию, четыре НИС, четыре ведущие страны АСЕАН (Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия) и Китай. Такой подход сохраняется и в этой статье. Объективно пока именно эта группа стран играет главную роль в экономическом развитии региона. Именно благодаря ей Восточная Азия сегодня с полным основанием рассматривается как один из трех основных, наряду с Северной Америкой и Западной Европой, мировых центров производства, торговли и инвестиций. Причем его позиции в данном треугольнике по ряду важных параметров заметно и неуклонно усиливаются.
Так, Восточная Азия прочно заняла лидирующие позиции в производстве широкого спектра ключевых видов продукции - не только бытовой электроники (как первоначально), но и электронно-информационного комплекса, или, если воспользоваться общепринятым в мире термином, продукции ИТ (информационных технологий), а также транспортного машиностроения, композитных материалов и т.д. В этом отношении весьма показательны новейшие данные, полученные по результатам обследования ведущего японского экономического центра "Нихон кэйдзай симбун" (табл. 1). По большинству рассматриваемых видов продукции обращает на себя внимание прежде всего быстрый и существенный рост доли Китая. На некоторых товарных рынках укрепляют свое положение Южная Корея и Тайвань. Страны АСЕАН по ряду товаров тоже увеличивают долю, но в большинстве случаев ведут нелегкую борьбу за сохранение позиций, отступая под китайским натиском. Доля Японии, как правило, либо стабильна, либо снижается, иногда заметно.
Удельный вес Восточной Азии (без Японии) в мировом экспорте и импорте, составлявший в 1970 г. в обоих случаях лишь около 5%, в 2000 г. вырос соответственно до 19 и 16%. Если сюда добавить Японию, то совокупные показатели доли региона составят 27 и 21 % 1 . Доля Восточной Азии в мировом объеме накопленных прямых зарубежных инвестиций возросла с 1.5% в 1980 г. до более 14% в 1999 г. 2
В настоящий момент можно с достаточной долей уверенности утверждать, что последствия "азиатского кризиса" 1997 - 1998 гг., нанесшего тяжелый удар по экономике ключевых стран региона 3 , в основном преодолены и их потенциал экономического роста восстановлен. Данные послекризисных 1999 - 2001 гг. говорят о том, что хотя темпы роста в НИС и странах АСЕАН стали ниже докризисных, в целом экономика Восточной Азии, несмотря на затянувшуюся стагнацию
(c)2003г.
ЦЕЛИЩЕВ Иван Сергеевич, доктор экономических наук, профессор.
1 См.: Цусе хакусе 2001. Токио, 2001. С. 22; ДЖЕТРО, Боэки хакусе 2000. С. 453.
2 См.: Цусе хакусе 2001. С. 22 (без учета Японии).
3 В первую очередь Южной Кореи, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин; в несколько меньшей степени - Гонконга, Сингапура, Тайваня.
стр. 43
Таблица 1. Доли ведущих стран-производителей в мировом производстве, %
|
1999 г. |
2000 г. |
2002г. 1 |
|
1999 г. |
2000 г. |
2002г. 1 |
Цифровые фотоаппараты |
|
|
|
Видеомагнитофоны |
|
|
|
Япония |
|
64 |
52 |
Китай |
|
22 |
33 |
Тайвань |
|
18 |
21 |
Индонезия |
|
18 |
21 |
Китай |
|
6 |
11 |
Малайзия |
|
17 |
15 |
Цифровые видеоплейеры (DVD-плейеры) |
|
|
|
Япония |
|
8 |
1 |
Китай |
17 |
30 |
54 |
Кондиционеры |
|
|
|
Малайзия |
18 |
20 |
17 |
Китай |
36 |
42 |
|
Япония |
53 |
20 |
10 |
Япония |
18 |
15 |
|
Южная Корея |
3 |
11 |
9 |
Южная Корея |
5 |
14 |
|
Мобильные телефонные аппараты |
|
|
|
Четырехколесные транспортные средства |
|
|
|
Китай |
10 |
10 |
28 |
США |
23 |
22 |
20 |
Европа |
36 |
40 |
27 |
Япония |
17 |
17 |
17 |
Южная Корея |
13 |
13 |
18 |
Германия |
10 |
10 |
10 |
Япония |
17 |
13 |
12 |
Южная Корея |
5 |
6 |
6 |
Персональные компьютеры "ноутбук" |
|
|
|
Китай |
3 |
4 |
5 |
Тайвань |
47 |
55 |
48 |
Двухколесные транспортные средства |
|
|
|
Япония |
26 |
24 |
20 |
Китай |
42 |
50 |
50 |
Китай |
0.1 |
0.1 |
12 |
Индия |
18 |
18 |
18 |
Южная Корея |
1 |
4 |
7 |
Япония |
10 |
10 |
9 |
Персональные компьютеры десктоп |
|
|
|
Индонезия |
2 |
5 |
8 |
Китай |
|
21 |
30 |
Металлорежущие станки |
|
|
|
Северная Америка |
|
31 |
25 |
Япония |
25 |
27 |
25 |
Тайвань |
|
18 |
17 |
Германия |
21 |
18 |
21 |
Япония |
|
5 |
2 |
Китай |
5 |
5 |
6 |
Большие дисплеи на жидких кристаллах (LCD) |
|
|
|
Тайвань |
5 |
5 |
5 |
Южная Корея |
36 |
38 |
36 |
Южная Корея |
3 |
4 |
3 |
Тайвань |
1 |
12 |
36 |
Сталь-сырец |
|
|
|
Япония |
61 |
50 |
28 |
Китай |
15 |
14 |
17 |
Цветные телевизоры |
|
|
|
Япония |
12 |
13 |
12 |
Китай |
27 |
26 |
26 |
США |
12 |
12 |
10 |
Малайзия |
10 |
9 |
10 |
Россия |
7 |
7 |
7 |
Южная Корея |
8 |
8 |
8 |
Южная Корея |
5 |
5 |
5 |
Япония |
2 |
1 |
1 |
1 Прогноз. Составлено по: Нихон кэйдзай симбун. 13.08.2002.
стр. 44
Таблица 2. Темпы экономического роста (Восточная Азия, Северная Америка, Западная Европа), прирост ВВП, %
|
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. (прогноз) 5 |
Япония |
1.9 |
1.7 |
-1.9 |
-0.7 |
НИС 1 |
7.8 |
8.6 |
0.6 |
3.3 |
АСЕАН-4 2 |
2.6 |
5.3 |
2.3 |
3.3 |
Китай |
7.1 |
8.0 |
7.3 |
7.2 |
НАФТА 3 |
4.1 |
5.4 |
|
|
США |
4.2 |
4.1 |
0.3 |
3.0 |
Европа-4 4 |
2.0 |
3.1 |
1.6 |
1.3 |
Зона евро |
2.4 |
3.4 |
1.5 |
1.2 |
1 Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур 2 . Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия 3 . США, Канада, Мексика 4 . Германия, Франция, Великобритания, Италия 5 . Средние темпы роста, прогнозируемые ведущими международными и финансовыми организациями.
Источники: Найкакуфу, Сэкай кэйдзайно те:рю:. Весна 2002. С. 72; Кэйдзай кикакуте. Нэндзи сэкай кэйдзай хококу, 2000. С. 48, 94.
Таблица 3. Темпы экономического роста стран Восточной Азии, прирост ВВП, %
|
1998 г. |
1999 г. |
2000г. |
2001 г. |
2002г. 1 |
Япония |
-0.8 |
1.9 |
1.7 |
-1.9 |
-0.7 |
Южная Корея |
-6.7 |
10.9 |
8.8 |
3.0 |
6.0 |
Тайвань |
4.6 |
5.6 |
6.4 |
-1.9 |
2.5 2 |
Сингапур |
0.4 |
5.8 |
9.9 |
-2.0 |
3.2 |
Гонконг |
-5.3 |
3.0 |
10.5 |
0.1 |
1.5 |
Таиланд |
-10.2 |
3.3 |
4.4 |
1.8 |
2.7 |
Малайзия |
-7.5 |
5.8 |
8.5 |
0.4 |
3.0 |
Филиппины |
-0.5 |
3.4 |
4.0 |
3.4 |
4.0 |
Индонезия |
-13.2 |
0.8 |
4.8 |
3.3 |
3.5 |
Китай |
7.8 |
7.1 |
8.0 |
7.3 |
7.0 |
Россия |
|
5.4 |
9.0 |
5.0 |
4.4 |
1 Прогноз МВФ (согласно источнику Сэкай кэйдзайно те:рю:. Весна 2002) 2 . Прогноз Азиатского банка развития. Источники: Сэкай кокусэй дзуэ, 2002/03. С. 17,137 - 138; IMF Financial Statistical Yearbook, 2001; Сэкай кэдзай-но те:рю:. Весна 2002; Нэндзи сэкай кэйдзай хококу, 2000. С. 94; Нихон кэйдзай симбун.
в Японии, растет быстрее североамериканской и западноевропейской (табл. 2, 3).
При этом важны не только количественные параметры. Безусловно, сравнительно быстрый и более легкий, чем ожидалось, выход из кризиса, обусловленный прежде всего ростом экспорта на волне падения курсов национальных валют, несколько ослабил стимулы для внутренних структурных реформ. Тем не менее восточноазиатские страны достигли определенных успехов и на этом направлении. Налицо сдвиги в таких областях, как сокращение государственных расходов, включая субсидии предприятиям, приватизация компаний и банков, облегчение бремени невозвратных банковских кредитов, реорганизация компаний и промышленно-финансовых групп, улучшение корпоративного управления. Важнейшим катализатором структурных реформ стало усилившееся проникновение европейского и американского капитала в форме как прямых, так и портфельных инвестиций.
Восстановление потенциала роста, структурные реформы и усиление на этой основе позиций Восточной Азии в мировой экономике создают благоприятный фон для активизации усилий по созданию в регионе межгосударственных экономических союзов (хотя, как мы увидим ниже, комплекс факторов, стимулирующих интеграцион-
стр. 45
Таблица 4. Доли отдельных стран и регионов во внешней торговле стран Восточной Азии, % к итогу
|
1980 г. |
1997 г. |
2001 г. |
|||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
|
Япония |
19.8 |
23.3 |
11.7 |
18.5 |
11.9 |
19.0 |
США |
20.3 |
16.8 |
19.9 |
13.4 |
21.9 |
12.6 |
ЕС- 15 |
15.8 |
12.2 |
13.8 |
13.3 |
14.5 |
10.6 |
Восточная Азия |
22.1 |
22.2 |
38.7 |
40.2 |
37.3 |
43.7 |
Прочие |
22.0 |
15.5 |
15.9 |
14.6 |
14.4 |
14.1 |
Источник: ДЖЕТРО. Боэки хакусе. 1998 - 2001.
ные процессы, значительно сложнее). Начинает просматриваться и перспектива образования общерегиональной восточноазиатской зоны свободной торговли (ЗСТ) или - шире - восточноазиатского экономического сообщества. Подавляющее большинство стран региона сейчас связывают будущее своей экономики с усилением внутрирегиональной интеграции.
ФАКТОРЫ ИНТЕГРАЦИИ
Важнейшим фактором усиления интеграционных тенденций в Восточной Азии выступает рост экономической взаимозависимости в рамках региона, прежде всего в треугольнике НИС - АСЕАН -Китай, включающем основные страны с "нарождающимися рынками" (emerging market countries).
Данные табл. 4 и 5 свидетельствуют, что у стран этого треугольника за 80-е - первую половину 90-х годов существенно возрос удельный вес взаимных торговых и инвестиционных связей и относительно ослабла зависимость от торговли с ведущими индустриально развитыми странами и от притока инвестиций оттуда. Такая тенденция явилась прямым следствием роста производственного и инвестиционного потенциалов стран треугольника, расширения их внутренних рынков, углубления внутрирегионального разделения труда.
Таблица 5. Структура прямых инвестиций в страны Восточной Азии (по основным странам и регионам-инвесторам), % к итогу
|
1980 г. |
1994 г. |
Япония |
24.5 |
19.4 |
США |
20.1 |
13.3 |
ЕС-15 |
19.7 |
12.5 |
Восточная Азия |
19.7 |
38.3 |
Прочие |
16.0 |
16.5 |
Источник: Урата Ю. Адзиа Кэйдзайно фуккацу то Нихонно якувари (Возрождение азиатских экономик и роль Японии). Японский центр экономических исследований. 1999.
Особенно заметно, как это ни странно на первый взгляд, падение доли Японии как в торговле, так и в инвестициях. Ослабление ее позиций в регионе - следствие все более явных структурных слабостей японской экономики, в частности, многочисленных нетарифных барьеров для импорта и пассивности основной массы фирм в зарубежном инвестировании. Вместе с тем для самой Японии доля Восточной Азии в торговле заметно возрастает (табл. 6).
В первой половине 90-х годов росла и ее доля в японских прямых зарубежных инвестициях, особенно в обрабатывающей промышленности. Кризис 1997 - 1998 гг., однако, изменил ситуацию: с тех пор прямые инвестиции японских фирм в регион остаются вялыми, а удельный вес восточноазиатских стран в их общем объеме упал (табл. 7). Тем не менее, если исходить из известных планов японского бизнеса в области зарубежного инвестирования на обозримое будущее, это явление носит временный характер. Очевидно, в целом тезис об усилении внутрирегиональной экономической взаимозависимости верен и для Японии.
Второй основной фактор роста интеграционных тенденций - все более серьезная озабоченность тем, что по темпам и глубине интеграции Восточная Азия существенно отстает от двух других центров и это может негативно сказаться на ее экономических перспективах. Действительно, в Северной Америке с 1994 г. действует блок НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле, подписанное США, Канадой и Мексикой), а в ближайшие годы, очевидно, будет создан мега-блок ФТАА (Американское соглашение о свободной торговле), включающий и Северную, и Южную Америку. В Европе произошло значительное расширение ЕС, куда вступила большая группа стран ЦВЕ.
В Восточной Азии сегодня многосторонних интеграционных объединений нет. Как ожидается, в 2003 г. начнет действовать АФТА (зона свободной торговли АСЕАН). На двустороннем уровне в январе 2002 г. вступило в силу соглашение
стр. 46
Таблица 6. Доли отдельных стран и регионов во внешней торговле Японии, % к итогу
|
1980 г. |
1997 г. |
2001 г. |
|||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
|
Восточная Азия |
25.2 |
22.6 |
40.9 |
37.3 |
42.8 |
43.1 |
США |
24.5 |
16.8 |
28.1 |
21.6 |
30.0 |
24.3 |
ЕС- 15 |
15.2 |
5.9 |
15.6 |
13.3 |
15.9 |
17.1 |
Прочие |
35.1 |
54.7 |
15.4 |
27.8 |
11.3 |
15.5 |
Источник: Сэкай боэки хакусе; Нихон токэй гэппо. 2002. N 8.
Таблица 7. Географическая структура прямых зарубежных инвестиций Японии, % к итогу
|
1980 г. |
1990 г. |
1995 г. |
1999 г. |
2000 г. |
США |
31.6 |
45.9 |
44.1 |
33.4 |
25.0 |
Европа |
12.3 |
25.1 |
0.2 |
38.7 |
50.2 |
Восточная Азия |
24.9 |
12.2 |
23.0 |
10.2 |
11.9 |
Прочие |
31.2 |
26.8 |
32.7 |
27.7 |
12.9 |
Источник: Кэйдзай еран, 1982; 1992; 1997; 2002.
о ЗСТ между Японией и Сингапуром 4 . В целом ни масштабы, ни динамика интеграции здесь пока несравнимы с американскими и европейскими.
Третий фактор восточноазиатской интеграции - стремительное усиление экономических позиций Китая и вызванная им ломка сложившегося в регионе механизма роста. Устоявшееся образное определение этого механизма - "стая летящих гусей". Кратко напомним его суть. Лидером, "вожаком" стаи является Япония. Второй ряд составляют азиатские "тигры"; третий - четыре крупнейшие страны АСЕАН; четвертый - Китай; пятый - Вьетнам, Лаос и т.д. Каждый предыдущий ряд как бы тянет за собой последующие посредством трансферта технологий и ноу хау, прямых инвестиций, обеспечения экспортных рынков. При этом те производства, которые вчера являлись ключевыми в стране или странах предыдущего ряда, сегодня естественно переходят в страны последующего. Предыдущий же ряд идет дальше, развивая производства более высокого технологического уровня. Тем самым обеспечивается динамизм развития всего региона.
Бурный экономический рост Китая, сопровождаемый структурной модернизацией его экономики, нарушил этот стройный порядок. Китай, во-первых, оказался самой динамичной в мире экономикой конца XX - начала XIX в.; во-вторых, прочно закрепился на втором после США месте по масштабам привлечения зарубежных инвестиций; в- третьих, весьма последовательно выдержал курс на поощрение сферы НИОКР, наукоемких производств, отраслей с высокой долей добавленной стоимости. Это позволило стране с более чем миллиардным населением в кратчайшие сроки стать мировым производственным центром (или, как стало теперь модно говорить, "мировым заводом"), способным в огромных масштабах производить продукцию самого широкого спектра: от трудоемкой до высокотехнологичной. Образно говоря, от маек до компьютеров. В результате изложенная схема перехода производств из ряда в ряд оказалась нарушенной, а Китай прочно занял в Восточной Азии особое место как вторая, наряду с Японией, крупнейшая экономическая держава региона.
В других восточноазиатских странах этот процесс воспринимается двояко. С одной стороны, немало говорится о китайском вызове и даже угрозе, угрозе в чисто экономическом смысле, даже если оставить в стороне военно-политические аспекты. Так, например, для стран АСЕАН все более серьезной проблемой становится увеличение отрицательного сальдо в торговле с Китаем. Далее, АСЕАН явно проигрывает Китаю в борьбе за привлечение новых инвестиций. Более того, целый ряд западных и японских компаний сворачивают производство в странах АСЕАН и перемещают его в Китай.
Последние данные о привлечении зарубежных инвестиций в первой половине 2002 г. говорят о
4 Это - первое соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное Японией. Оно стало возможным в результате смены концепции японской внешнеторговой политики. До последнего времени концепция строилась на том, что Япония должна участвовать в либерализации мировой торговли только в рамках ГАТТ/ВТО. Теперь официально говорится о ее интересе и к соглашениям о зонах свободной торговли. На эту тему на разных уровнях ведутся консультации с Южной Кореей, Мексикой, Чили и т.д. Рассматривается возможность двусторонних соглашений с Таиландом и Филиппинами.
стр. 47
том, что в целом ряде стран ситуация становится едва ли не провальной. Сумма прямых зарубежных инвестиций в шести ведущих странах АСЕАН (вышеуказанные пять стран плюс Бруней), по оценкам, составила 6.5 млрд. долл., что означает сокращение по сравнению с тем же периодом прошлого года на 60%. При этом в Малайзии сокращение составило 80%, а в Индонезии и на Филиппинах - немногим более 70% (данные по утвержденным инвестиционным проектам). В Китае же сумма прямых инвестиций с января по август 2002 г. составила 34.4 млрд. долл., увеличившись за тот же срок на 25.5% (данные по реально осуществленным проектам) 5 .
На Тайване стало расхожим выражение "Китай - черная дыра". Причина - Китай поглощает все большее количество тайваньских не только капиталов, но и людских ресурсов, что объективно ведет к ослаблению экономики острова (по имеющимся данным, в Китае постоянно проживают и работают теперь 500 тыс. тайваньцев). Аналогичные проблемы все сильнее дают о себе знать и в Гонконге после его превращения в "особый административный район Китая".
Китайский фактор оказывает растущее влияние на экономику и Японии, и Южной Кореи. Озабоченность вызывают, особенно в Японии, и наплыв дешевого китайского импорта, и перенос в Китай значительной части промышленного производства, обусловленный прежде всего огромным - по сравнению с Японией, по разным оценкам, двадцати- тридцатикратным - разрывом в стоимости рабочей силы. На страницах японской экономической печати, в выступлениях представителей деловых и политических кругов все чаще звучит мысль, что с Китаем пора конкурировать на равных, а не относиться к нему, как к развивающейся стране.
Таким образом, все или почти все страны региона осознают китайский вызов. Существует, однако, и другая сторона. Сегодня экономическое положение и перспективы как Японии, так и других восточноазиатских стран в огромной мере зависят от того, насколько им удастся укрепить разнообразные связи с Китаем: в частности, расширить экспорт, используя возможности китайского рынка, и повысить свою конкурентоспособность путем переброски в Китай части производств и технологических процессов. Отсюда объективная потребность в создании того или иного варианта регионального экономического объединения, включающего Китай. Добавим к этому, что включение Китая в региональное объединение может оказаться лучшим ответом на китайский вызов. Такой подход находит в Восточной Азии все более широкую поддержку.
НА ПУТИ К ИНТЕГРАЦИИ: ХОД СОБЫТИЙ
До второй половины 90-х годов вопрос о создании восточноазиатского экономического объединения практически не поднимался. Среди основных причин - они же основные трудности на пути к интеграции - существенные (более значительные, чем в Америке и Европе) социокультурные и исторические различия между странами региона; разница в уровнях их экономического развития и целый клубок непростых, если не сказать головоломных, политических проблем, сложности, в том числе психологического характера, не говоря уже о территориальных вопросах, в отношениях Японии с Китаем и Южной Кореей; неопределенность и нестабильность ситуации на Корейском полуострове; напряженность между Китаем и Тайванем; территориальные споры в Южно-Китайском море вокруг о-вов Спратли и Парасельских и т.д.
Существует и препятствие иного рода. В Америке и Европе основная роль в продвижении интеграционных процессов принадлежит ведущим экономическим державам. В Восточной Азии, однако, Япония не готова к такой роли ни политически, ни психологически, ни, во многом, экономически (последнее - ввиду сохранения широкого круга малоэффективных отраслей и фирм, не подготовленных к конкуренции на едином региональном рынке). Следовательно, роль инициатора интеграции должен брать на себя кто-то другой, и в его задачу, помимо всего прочего, входит активное вовлечение в этот процесс Японии как экономического лидера региона. На деле эту роль взяли на себя страны АСЕАН.
Нельзя не учитывать и американский фактор. До последнего времени Соединенные Штаты весьма настороженно относились к идее образования восточноазиатской региональной группировки. Появление таковой воспринималось в Вашингтоне как угроза собственным экономическим и политическим интересам, тем более что некоторые восточноазиатские лидеры (прежде всего премьер-министр Малайзии Мохаммед Махатхир) увлекались риторикой если не открыто антиамериканской, то по крайней мере подчеркивающей неприемлемость для Восточной Азии американской модели и системы ценностей. Кроме того, США опасались, что восточноазиатская интеграция может ослабить роль АТЭС - объединения, которому было отведено ключевое место в их азиатско-тихоокеанской стратегии.
Так или иначе, когда на рубеже 80 - 90-х годов М. Махатхир выступил с инициативой создания Восточноазиатской экономической группы как форума для межправительственных консультаций внутри региона, эта идея не прошла прежде всего именно из-за противодействия США.
5 См.: Нихон кэйдзай симбун. 17.09.2002.
стр. 48
Во второй половине 90-х годов, однако, родился такой своеобразный форум, как "АСЕАН плюс три", АПТ (три - это Япония, Китай и Южная Корея). По сути он стал новой и более продвинутой версией идеи экономической группы. Причем в таком виде возражать против нее стало фактически невозможно, поскольку АСЕАН как объединение вправе использовать и использует самые различные формы диалога со своими основными партнерами, и АПТ - это лишь одна из них.
АПТ ежегодно проводит встречи на высшем уровне. В их рамках проходят также трехсторонние саммиты Япония - Китай - Южная Корея. Вне АПТ, то есть без незримого присутствия АСЕАН, трехсторонние контакты этих стран из-за сложности их политических отношений пока представляются затруднительными. Таким образом, в Восточной Азии основные многосторонние контакты по экономическим вопросам осуществляются как бы через АСЕАН, что пока закрепляет за этой ассоциацией ключевую роль в интеграционных процессах.
В ноябре 2000 г. на саммите АПТ в Сингапуре было принято решение образовать рабочую группу для изучения вопроса о создании общерегиональной восточноазиатской зоны свободной торговли. На следующей встрече глав государств и правительств в 2001 г. в Брунее группа не представила какой-либо концепции регионального объединения, объявив, что работа продолжается. АСЕАН, кроме того, выдвинула идею формализовать встречи на высшем уровне как Восточно-азиатский саммит.
На Сингапурском форуме шла речь и о возможных крупных общерегиональных проектах. Главный среди них - строительство Трансазиатской железной дороги от Сингапура до Кунминя (юг Китая). Была выдвинута также идея восточно-азиатского "информационного пояса", связывающего наиболее продвинутые в технологическом отношении города от Куала-Лумпура до Сеула.
Вместе с тем, по имеющейся информации, японская сторона заняла крайне осторожную позицию в отношении общерегионального экономического объединения и уклонилась от поддержки идеи Восточноазиатского саммита.
Очевидно, именно трудности с созданием общерегиональной группировки заставили опробовать иной вариант: создание объединений АСЕАН с каждой из трех стран - Китаем, Японией и Южной Кореей - по отдельности (при сохранении перспективы образования общерегионального объединения в будущем). Прорыв произошел по линии АСЕАН - Китай. В ноябре 2001 г. стороны объявили о намерении создать зону свободной торговли в течение десяти лет, а в 2002 г. были начаты официальные переговоры. Цель выглядит вполне достижимой.
Такой поворот событий, похоже, застал врасплох Японию. Чтобы "не опоздать на поезд", японская сторона выступила в инициативой "всеохватывающего экономического взаимодействия Япония - АСЕАН", которую премьер-министр Дж. Коидзуми озвучил в Сингапуре в январе 2002 г. Основные ее положения выглядят следующим образом.
Отношения Япония - АСЕАН должны развиваться в духе откровенного партнерства. Основной принцип этих отношений - "вместе идти вперед". Выделяются три ключевые сферы сотрудничества. Первая - помощь со стороны Японии в осуществлении странами АСЕАН экономических реформ, в том числе с учетом опыта нынешних структурных реформ в самой Японии, Вторая -глобальные проблемы, прежде всего борьба с бедностью и предотвращение военных конфликтов. Третья - сотрудничество "во имя будущего" (весьма расплывчатая формулировка, подразумевающая развитие самых разнообразных контактов, в частности молодежных, культурных и т.д.).
Среди конкретных предложений, сформулированных премьером, - поездка специальной рабочей группы японского правительства по странам АСЕАН для изучения возможностей сотрудничества между вузами; объявление 2003 года "годом контактов Японии и АСЕАН" и организация в связи с этим серии мероприятий; проведение совместной конференции по стратегии экономического развития в рамках совместной "Инициативы развития Восточной Азии". Говорится также о совместной работе экспертов, призванной наполнить идею "всеохватывающего экономического взаимодействия" конкретным содержанием. При этом имеется в виду и возможность создания зоны свободной торговли.
Вместе с тем в отличие от Китая Япония не решалась ясно заявить о намерении создать с АСЕАН такую зону 6 . В этой связи в самой Японии инициатива Дз. Коидзуми зачастую подвергается критике как неконкретная и подготовленная наспех -только чтобы не отстать от Китая.
Реально позиция Японии по экономическому сотрудничеству в Восточной Азии определяется несколькими причинами. Во-первых, явно отсутствует политическая воля активно продвигать идею региональной интеграции. Правительство занято прежде всего внутренними проблемами,
6 В то же время в японских правительственных кругах как бы держат в уме и возможный сценарий образования общерегиональной зоны свободной торговли, включающей Японию, Китай, Южную Корею и все десять стран АСЕАН с последующим подключением Гонконга и Тайваня, причем раньше, чем в 2010 г. (информация агентства Киодо). См.: Daily Yomiuri. 14.04.2002.
стр. 49
вызванными длительной стагнацией экономики, и стремится отложить принятие серьезных решений по восточноазиатской интеграции на потом. Настроения общества в этом отношении в целом точнее всего характеризует слово "безразличие".
Во-вторых, чрезвычайно чувствительной является (или по крайней мере подается как таковая) проблема либерализации импорта продукции сельского хозяйства и морского промысла. Здесь пока преобладает стремление защитить национального производителя, тем более, что он, не отличаясь высокой конкурентоспособностью, весьма преуспел на поприще политического лоббирования. В результате в японских правительственных кругах стали раздаваться голоса о том, что следует изучить возможность соглашений о свободной торговле, оставляющих за скобками сельское хозяйство. В последнее время, однако, министерство сельского и лесного хозяйства и рыболовства заявляет обратное: при создании ЗСТ не должно делаться исключений.
И наконец, третья причина. Сегодня зона свободной торговли никоим образом не ограничивается либерализацией в одной только торговой сфере. Каждая такая зона является экономическим сообществом со свободным движением товаров и капиталов, более или менее свободным перемещением людей, взаимным признанием стандартов, квалификационных свидетельств, дипломов и т.д. Кроме того, важное место в таком сообществе занимают проекты межгосударственного экономического сотрудничества. В рамках сотрудничества развивающиеся страны стремятся получить помощь от индустриально развитых партнеров.
Япония является одним из крупнейших в мире доноров: по размерам официальной помощи развитию (ОПР) она была лидером в течение почти двух десятилетий и лишь недавно переместилась на второе место после США. Однако в условиях, когда внутреннее финансово-экономическое положение ухудшается, дефицит госбюджета достиг критической величины, а сама помощь, как выясняется, далеко не всегда используется эффективно и зачастую плодит коррупцию, внутри страны нарастают требования сократить ОПР, что уже и делает кабинет Дз. Коидзуми. В этих условиях создание восточноазиатского объединения, которое имело бы своим следствием увеличение помощи или по крайней мере рост требований о таком увеличении, предстает как неприемлемое.
Отсюда крайне осторожная позиция и двусмысленность в вопросе о том, что для Японии предпочтительнее: свободная зона с АСЕАН в целом, включая, естественно, и бедные страны-участницы, или же двусторонние зоны свободной торговли с ведущими странами, прежде всего с Таиландом и Филиппинами.
На этой почве обнаружились принципиальные разногласия между японскими МИДом и министерством экономики и промышленности. Последнее отдает предпочтение широкой свободной зоне с АСЕАН в целом. Линия же МИДа заключается в том, чтобы, отдавая приоритет двусторонним соглашениям, дополнять это усилением разнообразных контактов с АСЕАН как объединением.
В сентябре 2002 г. по результатам встречи министров экономики Японии и стран АСЕАН в столице Брунея было объявлено, что они рассмотрели и одобрили подготовленный экспертами доклад, в котором содержится концепция партнерства, включающая "определенные элементы возможной ЗСТ". Эти элементы должны, как было сказано, появиться "как можно скорее в пределах десяти лет" 7 . Вместе с тем отмечена необходимость принимать во внимание различия в уровнях экономического развития и существование чувствительных (в отношении открытия рынков. - И. Ц. ) секторов. В ноябре 2002 г. доклад был одобрен на встрече лидеров Японии и стран АСЕАН в ходе саммита АПТ в Пномпене.
Так или иначе, принципиальные вопросы стратегии и тактики японской стороны в области восточноазиатской интеграции остаются во многом недоработанными, что не только затрудняет практические шаги со стороны Токио, но и приводит в замешательство его партнеров. Тем не менее Япония волей-неволей все больше вовлекается в процесс региональной интеграции, и ее активность на данном направлении, несомненно, будет расти (пусть вынужденно) по мере того, как усиливаются интеграционные связи других стран региона, прежде всего с участием Китая.
Наконец, еще один основной участник АПТ - Южная Корея - также проявил интерес к образованию зоны свободной торговли с АСЕАН.
В результате начинает прорисовываться определенная восточноазиатская модель интеграционного процесса. Выглядит это так. Ключевую роль играет АСЕАН. В среднесрочной перспективе образуется зона свободной торговли АСЕАН -Китай; Япония и Южная Корея не могут позволить себе остаться в стороне и потому вслед за ней формируются структуры тесного сотрудничества АСЕАН - Япония и АСЕАН - Южная Корея. Весьма высока вероятность того, что в конечном итоге это также будут зоны свободной торговли. Одновременно создается ряд двусторонних торговых зон Японии с отдельными странами АСЕАН. Зона Япония - Южная Корея, вероятно, появится еще раньше.
Добавим, что возможно создание зон свободной торговли и за рамками данной схемы. Так, начинаются - правда, исключительно на негосудар-
7 См.: Daily Yomiuri. 14.09.2002.
стр. 50
ственном уровне - консультации по этому вопросу между японскими и тайваньскими экспертами, в связи с чем Китай уже выразил японской стороне серьезное беспокойство.
В самом Китае также идет поиск различных вариантов. Обратила на себя внимание, в частности, опубликованная в японской прессе статья старшего исследователя китайского Центра по изучению положения страны Ху Ангана, в которой развивается идея образования зоны свободной торговли Япония - Южная Корея - Китай - Гонконг 8 .
В регионе, по-видимому, будет формироваться целая сеть многосторонних и двусторонних зон свободной торговли, которые вместе составят по сути единый восточноазиатский экономический ареал. В более долгосрочной перспективе на его базе возможно образование восточноазиатского экономического сообщества со своей институциональной структурой. Однако даже независимо от того, будет создано такое сообщество или нет, формирование единого ареала окажет огромное стимулирующее воздействие на экономику стран региона и существенно повлияет на соотношение сил во всей мировой экономике. О масштабах ареала говорит хотя бы то, что его население составляет 2 млрд, человек.
8 См.: Нихон кэйдзай симбун. 15.02.2001.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |