В июле 2009 г. в с. Сорок Окинского района Республики Бурятии состоялась международная научно-практическая конференция "Наследие ламы-гелонга Данзана-Хайбзуна Самаева: опыт, практика и перспективы применения в духовном и социально-экономическом развитии Байкальского региона" (Вторые Самаевские чтения), посвященная памяти Д.-Х. Самаева (в миру Федор Сергеевич Самаев, 1954 - 2005), теоретика и практика современного буддизма, ученого и крупного общественного деятеля, кавалера Ордена Достоинства Георгия первой степени Российской палаты личности. Конференция проходила в рамках республиканского сойотского праздника Улуг-Даг и празднования 80-летия со дня основания сельского поселения "Сойотское". Организаторами и учредителями конференции выступили муниципальное образование "Окинский район" Республики Бурятии (РБ), Геологический институт СО РАН, буддийская организация РБ "Майдар", республиканская общественная организация "Эколого-просветительский центр "Аригун"" и фонд им. Д.-Х. Самаева.
В работе конференции приняли участие религиозные деятели, ученики и последователи Д.-Х. Самаева, представители администрации муниципального образования "Окинский район"; Ассоциации сойотов Окинского района; Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РБ; ученые Геологического института СО РАН (ГИН СО РАН), Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ИМБТ СО РАН); Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН (Москва); Арктического государственного Института искусств и культуры (Якутск); Университета Мичигана, Анн-Арбор, США; Университета Индиана, Блумингтон, США; Института социальной антропологии им. Макса Планка, Халле, Германия; Университета Монреаля, Канада; Института этнологии Карлова университета, Прага; представители фонда Хан Алтай (Монголия), Центра гуманистических технологий "Ахалар", (Чернигов, Украина); преподаватели Бурятского государственного университета (БГУ), Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства (ВСГАКИ), Улан-Удэ; Восточно-Сибирского государственного технологического университета (ВСГТУ), Улан-Удэ; Ангарской государственной технической академии; Бурятского филиала Новосибирского университета экономики и управления (Улан-Удэ); преподаватели и ученики ряда учебных заведений.
В рамках конференции обсуждались такие актуальные и малоизученные вопросы, как духовное наследие ламы Д.-Х. Самаева - ментальная основа воспитания молодежи; правовое, религиозное и экологическое сознание монгольских народов: традиции и современность, буддизм, природа и человек, сакральные объекты как факторы сохранения культуры бурят и других этносов, традиции и особенности духовного и экономического развития урянхай-сойотов в современных условиях.
С приветствием к участникам конференции обратился зам. главы МО "Окинский район" Б. Д. Балданов. Он рассказал о состоянии, проблемах и перспективах социально-экономического развития Окинского района как территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Интерес вызвал глубокий по содержанию и абсолютно новый по тематике доклад зам. директора ГИН СО РАН А. М. Плюснина "Феномен Байкала - взгляд из ГОА "Мир" (Экспедиция "Миры на Байкале")". Автор - участник экспедиции в 2008 г., целью которой было изучение Байкала. Выступавший подчеркнул, что до сих пор Байкал во
многом остается загадкой. В результате погружений вблизи о-ва Ольхон удалось собрать большой материал для определения микроэлементного, изотопного состава глубинной воды, донных отложений, битумизированных пород, построек грязевых вулканов и других образований. После анализа и обработки этот материал, несомненно, даст ценную информацию для объяснения формирования условий, закономерностей и существования этого природного феномена - Байкала.
С. И. Гармаева (БГУ) в докладе, посвященном духовному наследию ламы Д.-Х. Самаева, отметила, что нравственный аспект его учения должен стать ментальной основой воспитания молодежи".
Два доклада были посвящены изучению "Атласа тибетской медицины" из коллекции Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова (Улан-Удэ). Даши-лама В. А. Шаглахаев (настоятель буддийского монастыря Бодхидхарма, с. Аршан, Тункинского района РБ) предложил вниманию собравшихся доклад "Духовное пространство общества: обрамление "Атласа тибетской медицины" ламой Данзан-Хайбзуном Самаевым". Он отметил ту титаническую работу, которую проделал буддийский деятель по обрамлению уникального памятника средневековой тибетской культуры. Изучая передовые технологии консервации и содержания музейных экспонатов, лама Д.-Х. Самаев пришел к выводу, что единственный способ сохранить памятник для последующих поколений - это поместить каждый лист раритета в особую защитную капсулу.
Н. Д. Болсохоева (ИМБТ СО РАН) в докладе ""Атлас тибетской медицины" из коллекции музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова" дала всестороннюю источниковедческую характеристику памятника, который она классифицирует как сокровищницу многогранной тибетской культуры. Отметив роль ламы Д.-Х. Самаева в сохранении раритета, она подчеркнула особую значимость выставок "Атласа", организованных им в Бурятии и Якутии, благодаря которым жители республик познакомились с медицинскими иллюстрациями, выполненными профессиональными тибетскими художниками и медиками. Кроме того, в докладе были рассмотрены вопросы, связанные с хранением "Атласа тибетской медицины" в фондах Музея истории Бурятии.
Сойотский Хамбо-лама В. Г. Аюшеев (Данзан Норбу) говорил о духовных аспектах развития Байкало-Саянского и Хубсубульского регионов. Тема доклада В. А. Шаглахаева - "Буддийские сокровища Тункинского и Окинского районов Бурятии как памятники истории, культуры и природного наследия России". Он подчеркнул, что буддийские деятели из дацанов двух районов, продолжая священные традиции, заложенные Цаннит Хамбо-ламой Агваном Доржиевым и ламами старшего поколения, неоднократно ставили вопрос о необходимости воссоздания единого религиозно-культурного природного комплекса, распавшегося в 1930-е гг. (в ходе репрессий буддийские храмы были закрыты или уничтожены, тысячи лам погибли в лагерях и тюрьмах). Выступавший говорил о насущных проблемах духовной защиты и сохранения природных и буддийских сакральных мест Тункинской долины и Окинского района, бережном отношении к местам традиционного обитания бурят и сойотов. Эти идеи занимали достойное место во всесторонней деятельности Д.-Х. Самаева.
Л. Ц. Санжеева (БГУ) и Е. О. Хундаева (ИМБТ СО РАН) представили совместный доклад "Исследования археологов и филологов по некоторым этническим аспектам истории Центральной Азии в древности и средневековье". На основе тщательного анализа трудов ученых они показали вклад бурятских исследователей в изучение сложнейших проблем этногенеза и этнической истории рассматриваемого региона. Д. Брайан (Ин-т соц. антропологии им. М. Планка, Германия) зачитал оригинальный доклад "Родина Аха: сердце и душа сойотов". Рассмотрев процессы, способствовавшие официальному признанию тожу, тофа и сойотов коренными малочисленными народами России, он коснулся истории "возрождения" сойотов и их отношения к своей этнической идентичности. Д. Брайан сообщил, что в рамках проекта по правовому плюрализму Института социальной антропологии он приступил к изучению экологического права коренных малочисленных народов России в российской законодательной системе. Используя примеры тожу, тофа и сойотов, он намеревается продемонстрировать, каким образом утвержденные правительством законы, касающиеся коренных народов, реально работают в их пользу.
М. А. Гавличек (Ин-т этнологии Карлова ун-та, Прага) предложил вниманию аудитории доклад "Значение священных объектов, их развитие и варианты трансформации на примере культовых мест бурят". В рамках реализации проекта "Современные виды бурятского шаманизма", финансированного фондом Агенства по грантам Карлова университета, ученый проводил поле-
вые исследования в Тункинском и Кижингинском районах Республики Бурятии, а также в Агинском Бурятском округе Забайкальского края. Ему удалось собрать богатый и интересный материал, который лег в основу доклада. Он определил собственное понимание термина "священные места" и выделил экономический, политический и социальный аспекты при проведении обрядов, которые обусловливают форму и способ их проведения в священных местах. Они оказывают определенное влияние на попытки обновления культовых мест в этнической Бурятии.
С. Д. Сыртыпова (Ин-т проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН) посвятила доклад "Экология Восточно-Саянского региона и деятельность ламы Д.-Х. Самаева", вопросу сохранения культурного и природного наследия народов Байкальского региона, Юго-Восточной Сибири, Восточных Саян, т.е. теме, которая являлась важнейшим компонентом разносторонней деятельности ламы Д.-Х. Самаева. Он был консультантом и духовным наставником научно-исследовательского проекта по разработке методологии выявления, учета, исследования и сохранения культовых памятников, находящихся в естественной среде в труднодоступных местах Байкальского региона, получившего поддержку РФФИ. Докладчик заметила, что духовная, общественная и экологическая деятельность ламы Д.-Х. Самаева имела большое влияние на самосознание земляков.
Большой интерес вызвал доклад безвременно ушедшего В. Окинского (В. Зодбоева), ближайшего ученика ламы Д.-Х. Самаева, "Как это было. Шумак - алмазная защита Оки". (Доклад зачитала М. Ц. Захарова, сестра В. Зодбоева). В нем затронуты актуальные вопросы, касающиеся сохранения Шумака, исторического сакрального места бурят и сойотов, удивительного чуда природы. 108 минеральных источников Шумака обладают исключительно высокими лечебными свойствами. На территории Шумака произрастает огромное количество целебных трав, традиционно используемых местным населением при лечении различных патологий. Некоторые растения служат ингредиентами для составления многокомпонентных препаратов тибетской медицины. В последние годы на Шумак в десять раз увеличился поток не только российских туристов из регионов страны, но и из-за рубежа.
Используя положительный опыт по улучшению экологии звукового пространства и энергетической гармонизации человека, А. И. Кузьмина (СПб.) рассмотрела проблему использования музыки в духовном развитии, образовании, биологии, сельском хозяйстве, медицине, психологии, политике, промышленности и во всех жизненных ситуациях для достижения положительных целей. Кроме того, она убедительно показала необходимость применения музыки как одного из широко распространенных методов исцеления в современной медицине. Известный монгольский певец и музыкант Явгаст Генденпиллинг поделился своими воспоминаниями о Д.-Х. Самаеве, с которым ему посчастливилось жить в одной комнате в годы учебы в Буддийской академии при монастыре Гандан в Монголии и поддерживать дружеские отношения в течение 35 лет. Выступавший отметил необыкновенные способности Самаева к изучению восточных языков и пониманию сложнейших ключевых вопросов буддийской философии и психологии. Его талантом восхищались не только сокурсники, но и маститые монгольские ученые и политики. Доклад Л. П. Дамбаевой (Арктический гос. ин-т, Якутск) "Культ гор в картине мира народа саха" был посвящен сакральности горных массивов Якутии. Автор привела большое количество легенд, связанных с культом гор и одухотворенных в мифологических преданиях коренных народов. Она подчеркнула, что повышенный интерес к природно-культурному наследию объясняется тем, что оно является одним из носителей исторической памяти народа, создающим и сохраняющим картину мира, соединяющим в единое целое природную и рукотворную среду исконного обитания.
К. Гребер (Ун-т Мичигана, США) в интересном по структуре и содержанию докладе "Священные ландшафты, топонимы и их роль в сохранении языка: некоторые примеры из Северной Америки" с позиций лингвистической антропологии определила важность священных ландшафтов и топонимов в сохранении местных языков и их тесную связь с национальной культурой. По ее мнению, древние топонимы служат ярким свидетельством языковых изменений в лингвистическом прошлом, особенно в мертвых или редко употребляемых языках. Используя примеры из языка апачей, она отметила некоторое сходство отдельных современных социолингвистических положений ряда коренных сибирских и американских языков. В этой связи разумно говорить о резонансах между современными апачами, бурятами или сойотами в сфере отношений к священным ландшафтам и языку.
Р. Нэнс (Ун-т Индиана, Блумингтон, США) выступил с докладом "Паломничество и влияние современной технологии на ритуальные практики: примеры из Тибета". Он рассказал о практике
паломничества в буддийской традиции, которая имеет глубокие исторические корни и берет свое начало на Индийском субконтиненте, как буддийское паломничество изменялось и продолжает развиваться в наши дни. Основываясь на полевых материалах французского тибетолога К. Буффетрилл, которая трижды (в 1990, 1992 и в 2002 гг.) участвовала в паломничестве - "нэкор" (gnas skor), обходе вокруг священной горы Ане Мачэн (a myes rma chen) в Амдо (Северо-Восточный Тибет), автор подробно охарактеризовал идеи и методы паломничества на Тибетском плато в настоящее время. Он обратил внимание на то, каким образом оно воздействует на тибетский ландшафт, на чувства коллективизма в сообществе паломников и местного населения, постоянно проживающего в местах вдоль паломнического маршрута. Нет сомнения в том, что изменения имеют экологические, экономические и социальные последствия.
Лама Данзан Арга - Ю. Трофименко (Центр гуманистич. технологий "Ахалар", Украина) рассказал о ключевой концепции экологического движения Ахалар, суть которой заключается в объединении научного знания и опыта древности в решении современных проблем на основе принципов ахимса, альтруизма и арюун. Автор выделил такие проблемы: сохранение святых мест планеты, взаимодействие сознания человека с природными процессами, экологическое образование, адаптация людей к современным условиям жизни, образование, благотворительность, развитие альтруистического начала в людях, пропаганда разумного природопользования и энергосбережения. Лама Данзан Алтан, основываясь на идеях Д.-Х. Самаева, изложил принципы технологии развивающейся кооперации, которая применяется последователями Учителя для решения вопросов выживания и развития.
Интерес вызвал совместный доклад И. Г. Голованова и Н. Г. Сазоновой. (Ангарская гос. тех-нич. акад.) "Особенности использования нетрадиционных источников электроснабжения на территории Окинского района Республики Бурятии". Авторы отмечали, что для Восточной Сибири, в частности для Окинского района, возможно использование энергии солнца, ветра, биоэнергии, малой мощности ГЭС на притоках рек Ока, Тиса, Сенца, что способствовало бы решению социальных, экономических и экологических задач региона. Б. Ц. Гомбоев (Восточносибирский гос. технологич. ун-т, Улан-Удэ) в докладе "Культурное и природное наследие Саянского нагорья Бурятии: перспективы сохранения и использования в контексте трансграничных отношений" рассмотрел этнокультурную составляющую Саянского нагорья как единое целое региона. Автор относит к единому региону Тункинский, Окинский районы Бурятии, Хубсугульский аймак Монголии и считает, что такой подход позволит рассматривать как единый весь религиозно-культовый комплекс народов и этнических групп, проживающих в трансграничном регионе. Н. С. Заяханова (Междунар. ассоциация искусствоведов, Улан-Удэ) проанализировала особенности культуры Байкальского региона и отметила сосуществование в ней традиций, принадлежащих разным историческим периодам и разным этносам. В декоре оружия, одежды, конской сбруи, утвари и украшений сохранились черты языческого мировоззрения коренного населения края - эвенков, сойотов-урянхайцев, а также предков бурят. Смешением стилей отличалось и религиозное искусство; буддийская иконография, проникшая на территорию Байкальского региона из Монголии и Тибета, обогатила архаику народного творчества образами-символами новой религии.
А. Д. Аюшева (Сорокская сойотская школа-интернат) в докладе на обширном фактическом материале традиционной культуры представила подробное описание системы экологических принципов. Она пришла к выводу, что экологическая культура сойотов, создававшаяся их предками на протяжении многих столетий, тесно связана с религиозными представлениями, в которых основным принципом жизни и поведения является непричинение вреда живым существам, сохранение природы и экологических традиций. И. А. Россихин (Эколого-гуманитарный центр "ЭТНА", Улан-Удэ) рассказал о роли национальных, культурных и исторических традиций в воспитании молодежи. Он подчеркнул, что на данном этапе важно, чтобы религиозные конфессии, национально-культурные и общественные организации, представители научной и творческой интеллигенции включались в процесс нравственного воспитания молодежи, сохранения традиционной культуры народов региона. Л. А. Россихина (Улан-Удэ) в докладе "Духовное наследие ламы Данзан-Хайбзуна Самаева как платформа экологизации современного образования" рассмотрела ряд перспективных направлений, связанных с вовлечением школьников в телекоммуникационные образовательные экологические проекты. Это в полной мере соответствует духовному наследию Д.-Х. Самаева, стремившегося адаптировать нравственные, этические и философские основы буддизма к жестким требованиям реальной жизни. Директор музея при
Сорокской сойотской школе-интернате Н. Л. Нагаслаева рассказала о деятельности Д.-Х. Самаева, направленной на возрождение духовности. О роли медиакультуры в духовном развитии подрастающего поколения Байкальского региона рассказала А. Бартанова (телекомпания "Корона-фильм", СПб.).
Б. Ж. Цыбденова (ВСГАКИ), основываясь на материале социологических исследований, проводимых ею в течение нескольких лет, рассмотрела социальные функции национальных языков в Российской Федерации. Она подчеркнула, что в многонациональном и многоязычном государстве язык имеет не только культурное, но и социальное значение. Язык играет большую роль в стабилизации и гармонизации отношений между отдельными индивидами в конкретном социуме и этническими группами в целом.
В работе конференции активное участие приняли студенты и школьники. Это вселяет уверенность в том, что подрастающее поколение является надежным продолжением дел ламы Д.-Х. Самаева. Ученица Орликской средней школы Л. Самаева выступила с двумя докладами. В первом - "Высокогорные луга верховьев рек Тиса и Жомболок (Восточный Саян)" - она отметила, что на основе экспедиционных материалов получены результаты, дающие представление о структуре флоры и растительности альпийских и субальпийских лугов Восточного Саяна и их современном состоянии; во втором она привела родословную семьи и рассказала о традициях и обычаях предков. В докладе А. А. Ивановой (Саянская средняя школа, с. Саяны) были освещены вопросы формирования местных систем воспитания, разработки инвариантных моделей воспитания молодежи на основе национальных традиций, культуры и общественных отношений. Д. Самбаева провела анализ содержания стихотворения "На привале" бурятского поэта Б. Дугарова и показала, какое влияние философия дзэн-буддизма оказала на его поэзию. С. Самбаева (обе из Бурунгольской средней школы, с. Хужир) рассмотрела содержание произведения Л. Н. Толстого "После бала" с точки зрения-буддийской философии. О возрождении традиций, связанных с обрядом почитания предков, говорила С. Б. Тонтоева (Медицинский колледж железнодорожного транспорта, Иркутск). Тема выступления студентки БГУ К. Дамбаевой - роль сакральных объектов в нравственном совершенствовании молодежи. А. И. Кузьмина (СПб.) и Л. Н. Мандагаева (с. Орлик) прочитали свои стихи, посвященные ламе Д.-Х. Самаеву, ламе Дан-зан Даши, ученику Д.-Х. Самаева, и красоте Оки.
Итоги конференции подвел А. М. Плюснин. Отмечая актуальность изучения богатого наследия ламы-гелонга Д.-Х. Самаева, он подчеркнул, что в эпоху глобализации следует развивать его идеи о трансформации ключевых положений буддизма, приспосабливая их к современным условиям. Необходимо уделять особое внимание вопросам сознания, нравственности, экологического воспитания, формированию экологической культуры подрастающего поколения. И. А. Россихин предложил учредить республиканский конкурс научно-исследовательских и творческих работ школьников и студентов, посвященный памяти Д.-Х. Самаева. В заключении А. М. Плюснин выразил благодарность организаторам конференции.
Оргкомитет в рамках проведения Республиканского сойотского праздника Улуг-Даг организовал большую культурную программу. Участники конференции имели возможность наслаждаться театрализованным представлением "Эхо гольцов" и посетить традиционные спортивные состязания сойотов: прыжки через нарты, метание топора и аркана и национальную борьбу. Частью культурной программы явились экспозиция декоративно-прикладного творчества сойотских мастеров, посещение традиционного сойотского жилища урса-гэр с дегустацией национальной кухни сойотов, праздничный концерт "Мелодии Улуг-Дага" и торжественный ужин. Затем участники конференции переехали в с. Орлик, где совершили однодневный паломнический тур с посещением сакральных мест, памятников природы, истории, культуры и достопримечательных мест Окинского района. Группа участников конференции совершила экстремальное путешествие в сопровождении местных проводников к минеральным источникам на Хойто-Гол.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |