Libmonster ID: UZ-1138

В последние двадцать лет в российской африканистике все более отчетливо вырисовывается новая для отечественной гуманитарной науки проблематика - гендерные исследования, основанные на социально и культурно маркированной специфике пола. Однако следует признать, что отдельные ростки этого научного направления прорастали за много десятилетий до этого, еще на заре становления африканистики в нашей стране, как самостоятельной отрасли знания. "Женская тема" присутствовала и в более ранних работах советских ученых, посвятивших свои изыскания народам Африканского континента. В основном это относится к трудам таких известных исследователей, как Д. А. Ольдерогге, И. И. Потехин, Л. Е. Куббель, А. С. Орлова, И. А. Сванидзе [Куббель, 1974; Ольдерогге, 1960; Орлова, 1958; Орлова, 1968; Потехин, 1958; Потехин, 1956; Сванидзе, 1972, с. 323 - 324].

Изучение места и роли женщин в архаичном и современном африканском обществе первоначально появилось в рамках традиционных академических дисциплин: истории, этнологии, культурологи, социологии, политологии, права. Наибольшее внимание африканкам как объектам научного исследования уделялось при анализе системы родства и семейно-брачных отношений, которые являлись цементирующей основой всех африканских обществ на различных этапах истории. Особенно эта тема была характерна для представителей ленинградской школы этнографов и филологов, до сих пор успешно продолжающих дело, начатое выдающимся отечественным африканистом член-корр. АН СССР Д. А. Ольдерогге. В его эпохальный труд "Эпигамия" [Ольдерогге, 1983] были включены статьи разных лет, в которых изложены идеи автора по общетеоретическим и конкретным проблемам общественного строя народов Тропической Африки доколониального периода, включая взаимоотношение полов и поколений в контексте системы родства, брачных обычаев и норм обычного права. Среди значительных работ его последователей, написанных в том же ключе, книги петербургских ученых В. Р. Арсеньева и В. А. Попова, в которых на примере народов бамбара (Мали) [Арсеньев, 1997] и аканов (Гана) [Попов, 1990] показана роль и значение системы родства (как по женской, так и по мужской линии) во всех сферах жизни африканцев, заключающаяся в том, что без понимания специфики этих связей очень часто невозможно понять суть традиционных хозяйственных и социально-политических отношений.

Идею о том, что систему родства и семейно-брачные отношения нужно рассматривать как главную пружину "механизма" всех африканских культур, задающую ритм во многих сферах человеческой деятельности и в социальных структурах от семьи до государственных образований, успешно продвигали и представители московской школы африканистов. Так, Н. Б. Кочакова в монографии "Города-государства йорубов" [Кочакова, 1968], рассматривая доколониальную историю этого нигерийского народа и делая выводы о характере социальных и политических структур переходного периода от бесклассового общества к классовому, указывает на тесную связь властно-иерархической политической системы с общинно-родовыми институтами. И хотя в их основе лежало кровное родство по мужской линии, внутри кровнородственного коллектива идиле женщины все же играли важную роль как жены вождей и царей, так и жрицы родовых культов и члены тайных союзов.

В книге Н. А. Ксенофонтовой "Народ Зимбабве" [Ксенофонтова, 1974] подробно анализируется общинно-племенная организация народа шона (Южная Родезия, ныне - государство Зимбабве) с X до середины XX в. На обширном фактическом материале показано неразрывное пе-

стр. 184
реплетение различных видов социальных и хозяйственных связей и форм зависимости со структурой семейно-родовых отношений. Особый акцент в работе сделан на взаимоотношении полов и поколений в контексте социализации, морально-этических, правовых и религиозных норм с выводом, что для этого общества, как и для других этносов Африки, характерно строгое разграничение "женских", "мужских" и "детских" ролей, которые общество навязывает индивиду с раннего детства и строго контролирует их исполнение в течение всей его жизни. Предпринята попытка выявить всю сложность взаимоотношений между мужским и женским населением как в рамках традиционного, так и в системе колониального общества.

Тема межпоколенных отношений и половозрастного разделения труда была продолжена и подробно разработана в монографии К. П. Калиновской "Возрастные группы народов Восточной Африки. Структура и функции" [Калиновская, 1976] на примере скотоводческих народов галла и консо (Эфиопия), нуэр (Судан), масаи (Кения, Танзания), джиэ (Уганда) и ньякюса (Танзания). Показывая историческую эволюцию возрастных систем от эпохи первобытно-общинного строя до XX в., автор приходит к заключению, что указанные возрастные объединения, как и тайные союзы, школы инициации, мужские и женские дома - звенья одной цепи в развитии многих обществ и отражают закономерный период в их истории. Кроме того, К. П. Калиновская поддержала тех исследователей, которые пытались опровергнуть мнение большинства зарубежных этнографов о том, что возрастная система должна рассматриваться только исключительно как мужской институт. Она приводит сведения ученых, которые зафиксировали формирование женских возрастных групп и наличие особых женских домов у ряда племен, и доказывает, что действие возрастной системы и ее норм не ограничивалось лишь ритуальной стороной, а затрагивало все сферы человеческой деятельности и межличностного общения.

Системе родства по женской линии и действию норм материнского права, обеспечивающих преемственность королевской крови и законность получения власти, посвящены многие главы книги А. С. Орловой и Э. С. Львовой "Страницы истории великой саванны" [Орлова, Львова, 1978], описывающие обычаи, традиции и основные вехи доколониальной истории государств Конго (XIII-XIX вв.), Куба (XVI - начало XX в.), Луба (XVI-XIX вв.) и Лунда или Мвата-Ямво (XVI - 2-я половина XIX в.).

Подробные описания обрядов жизненного цикла, которые проходила африканка от рождения до смерти, приведены в учебном пособии Э. С. Львовой "Этнография Африки" [Львова, 1984], где обобщены результаты исследований народов Африки южнее Сахары многими отечественными и зарубежными учеными. Этот фундаментальный этнографический обзор, написанный доступным для широкого читателя языком, позволяет составить четкое представление о месте и роли женщины в системе родства и семейно-брачных отношениях, ее участии в организации и передаче власти, ее вкладе в развитие национальной культуры и искусства, в формирование духовных ценностей, религиозных культов и представлений. Особенно автором подчеркивалось значение культа материнских предков-покровителей.

Попытку более глубокого осмысления традиционной жизни африканской общины посредством детального анализа ее структуры, роли и функций каждого его члена (как мужчины, так и женщины) через призму обычного права предприняла в своих фундаментальных монографиях правовед И. Е. Синицына, которая совершенно справедливо полагала, что проблемы обычно-правовой традиции имеют прямое отношение не только к правоведению, но и к историко-культурному развитию народов. В работе "Обычай и обычное право в современной Африке" [Синицына, 1978], применяя комплексный подход и используя материалы правового и этнографического характера, официальные документы и своды норм обычного права народов Танзании, Кении, Камеруна и других стран, труды историков и записки путешественников, автор подробно разбирает семейные обычаи и характер внутрисемейных связей мужских и женских родственников, статус личности, положение женщин, правила наследования. Эти изыскания И. Е. Синицына продолжила в книге "Человек и семья в Африке" [Синицына, 1989], в которой тема "женской" судьбы в контексте семейно-брачных связей получила свое дальнейшее развитие. Особый акцент здесь сделан на вопросе имущественных отношений и прав наследования, вскрыта неоднозначность, эластичность и изменчивость ролевых функций женщин на правовом поле семейной общины, которые могут принять самые неожиданные очертания в зависимости от интересов и потребности членов малой либо большой семьи. В частности, это относится к таким особым формам брака, как "брак женщины с женщиной", когда бездетная вдова, уже неспособная к деторождению, заключает союз с другой соплеменницей, рожающей ребенка от постороннего

стр. 185
мужчины, и это дитя считается ребенком покойного мужа вдовы. Тем самым африканка, принявшая условную функцию мужа, сохраняет за собой и этим новорожденным семейное имущество и статус малой семьи.

Поскольку семейно-брачные связи и система родства, где женщины занимают свою нишу, неразрывно вплетены в ткань общественных отношений, почти во всех упомянутых работах обнаруживаются небольшие отрывки, в которых есть описания деятельности африканок в контексте исторических событий. Можно констатировать, что в работах, опубликованных в 1950-е-1980-е гг., "женская тематика" не имела самостоятельной ценности, а представляла собой фрагментарные сведения и носила скорее служебный, подчиненный для "мужской" истории характер [Кочакова, 1986; Куббель, 1974; Новиков, 1987; Орлова, 1958; Орлова, Львова, 1978, Фадеев, 1962].

Все же предпринимались отдельные попытки провести полноценные исследования, где бы место и роль африканской женщины в истории и в политической системе рассматривались во всей их многогранности.

Так, монография P. M. Смирновой "Положение женщин в странах Африки" [Смирнова, 1967] представляет собой первое в советской и зарубежной литературе обобщающее исследование судеб африканок, особенностей их деятельности и положения в социальной структуре африканских обществ. Описывая высокий статус женщин в далекие исторические времена, автор дает портреты выдающихся личностей, которые стояли во главе государственных образований многих африканских народов: правительница хауса Амина, королевы ашанти Гуеби Саа Абабио Ванкин и Яаа Асантьева, королевы Замбии (дбемба) и Зимбабве (дшона) руководили отрядами амазонок в таких средневековых государствах, как Дагомея, Ашанти, Мономотапа, возглавляли антиколониальные восстания, как, например, сестра правителя Анголы Зинга Мбанди Нгола. Особое внимание P. M. Смирнова уделяет положению женского населения в первые десятилетия становления независимых государств, поскольку, как она считает, африканки призваны сыграть важную роль в развитии стран Африки по пути экономического и социального прогресса. Помимо характеристики роли и значения женщин в политических событиях в книге много места уделяено анализу условий женского труда в национальных экономиках, общего и профессионального образования, положения в области охраны материнства и т.п.

Одна из острейших проблем, стоявших перед молодыми государствами Тропической Африки и перед отечественными исследователями в конце 1970-х - начале 1980-х гг., - социальное освобождение женщин, самой многочисленной социально-демографической группы населения, подвергавшейся наибольшему угнетению и эксплуатации в колониальный период. Этому и посвящена была книга С. И. Швецовой "Тропическая Африка. Проблемы социального освобождения женщин" [Швецова, 1982], в которой она проводит тщательный анализ программных установок, политики и идеологии революционно-демократических партий и правительств стран, выбравших для себя в качестве стратегии развития путь социалистической ориентации, в области решения женского вопроса и роли женского движения на континенте как реальной силы в борьбе за фактическое равноправие полов.

Опубликованные до середины 1990-х гг. исследования полов были написаны в рамках исторической феминологии - научного направления, получившего за рубежом название "Women Studies" - "изучение женщин", "женские исследования". В основе этого подхода лежало стремление показать особенности семейно-родственного, экономического, общественно-политического и правового статуса женщин и ее места в истории. К числу подобных исследований можно отнести статьи Е. А. Брагиной и И. А. Улановской в коллективной монографии "Женщины в современном мире. К итогам X-летия женщин ООН" [Женщины..., 1989].

Несмотря на недостатки, недоговоренности и фрагментарность в разработке "женской" тематики, все рассмотренные труды сыграли важную роль, послужив толчком, приведшим к становлению и оформлению нового научного направления в африканских исследованиях. Отцами-прародителями в этом плане можно, на мой взгляд, считать выдающихся советско/российских африканистов Л. Е. Куббеля и В. Б. Иорданского.

Хотя со дня выхода статьи Л. Е. Куббеля "Древнейшее сообщение об обычае соправления брата и сестры у африканских народов" [Куббель, 1961] прошло почти 50 лет, выводы, сделанные в ней, до сих пор не потеряли своей актуальности и глубины. Автор вводит в научный оборот данные Г. Нахтигаля и П. Погге, описавших обычай, бытовавший у лунда Анголы (XVI-XIX вв.) и получивший в этнографической литературе название лукокеша. Лукокеша - это титул одной

стр. 186
из сестер Мвато-Ямво, которая символически считалась матерью всех царей страны. Она была равноправной их соправительницей, обладала полной и неограниченной властью над жизнью и смертью подданных, от ее мнения зависел выбор нового царя. Она имела собственный дворец и двор, обладала обширными владениями, с которых получала налог, ей принадлежали символы власти (браслет из слоновой кости - лукано) и многочисленные рабы. Сравнивая этот институт с подобными явлениями у других народов в различных регионах Африканского континента, Л. Е. Куббель полагал, что они свидетельствуют о большом значении матрилинейного счета родства при наследовании власти для многих африканских правителей. Он показал, что в большинстве случаев имя, титул или талисман женских предков, стоявших во главе рода или государства, нередко превращались в титулатуру царской власти и для мужских наследников престола. Иначе говоря, налицо тесное сосуществование и переплетение матриархатных и патриархатных норм обычного права.

То, что соотношение мужского и женского во всех областях материальной, общественной и духовной жизни составляет основу всего мироощущения человека традиционного африканского общества, наглядно и со всей полнотой показал В. Б. Иорданский в книгах "Хаос и гармония" [Иорданский, 1982] и "Звери, люди, боги" [Иорданский, 1991]. На основе личных впечатлений при посещении разных уголков Африки и большого количества научных разработок западных и африканских авторов, анализируя виды и жанры устного народного творчества (мифы, сказки, легенды, пословицы и поговорки), автор исследует малоизученные мировоззренческие системы современных жителей континента, имеющие глубокие корни во тьме веков. Как показывает В. Б. Иорданский, тема взаимодействия полов, их дополняемость и противоречия лежат в основе всех представлений о времени, пространстве, мифах, магии, реальной и загробной жизни, о личности.

Однако, как считает автор, одинаковые обстоятельства, в которых жили африканки и африканцы, не всегда приводили к идентичным проявлениям потребностей и интересов мужчин и женщин, их представлений об окружающем мире (о природе и обществе) и о своем месте в нем. И в этом, как полагает В. Б. Иорданский, проявлялся антагонизм между полами. Данные мысли получили свое развитие в его статье "Оппозиция мужчина-женщина в африканской мифологии" [Иорданский, 1986].

Идеи, выдвинутые Л. Е. Куббелем и В. Б. Иорданским, были подтверждены и работами В. А. Бейлиса, который рассматривал жизнь культурных традиций на значительном временном отрезке, проводя обзор исследований как западных, так и африканских ученых. Особое внимание он уделил динамике культуры в таких ее сферах, как ритуал, религиозные системы, художественная литература, городская жизнь и т.п. [Бейлис, 1986]. Как подчеркивал автор, в ритуальном пространстве особенно рельефно проявляется антагонизм между мужчиной и женщиной, наиболее ярко видна разница в их общественном положении. Анализируя исследование английского этнографа В. Тэрнера "Символ и ритуал", В. А. Бейлис особенно выделяет его описание важного для поддержания социальной стабильности в обществе обычая "перемены статуса". Для снятия напряжения в отношениях между полами в определенные периоды года совершались особые ритуалы, когда представители "сильного" пола на время отказывались от своих функций (хозяйственных и общественных), а женщины перехватывали их роли и власть. В этот момент главная, руководящая роль отводилась последним, а подчиненная - их отцам, братьям, мужьям, старейшинам.

Выводы перечисленных авторов со всей убедительностью подчеркивали мысль о необходимости реконструировать "женскую историю" не как подчиненную часть "мужской истории", а как самоценную объективную реальность. Становилось совершенно очевидным, что подход "просто добавить женщину", т.е. механически включить сведения о ней в общую ткань африканистических исследований, выглядит совершенно недостаточным.

В середине 1980-х гг. сотрудницы Института Африки РАН Н. П. Космарская, Н. А. Ксенофонтова и И. Г. Рыбалкина пришли к убеждению о необходимости выделения женских исследований в самостоятельное научное направление в рамках африканистики. В своих монографиях и статьях, вышедших в 1990-х гг., они, проводя идею о существовании особой женской субъективности и женского социального опыта, не ограничивались только изучением жизни женщин, а ставили вопрос шире: их интересовали проблемы гендера - особенностей развития общества посредством глубокого анализа взаимоотношения и взаимодействия полов и поколений в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни [Космарская, 1983; Космарская, 1997; Ксенофонтова, 1990; Ксенофонтова, 1992; Ксенофонтова, 1994; Ксенофонтова, 1999; Ксенофонтова, Рыбалкина, 2000; Рыбалкина, 1993; Рыбалкина, 1994; Рыбалкина, 1999; Мир африканской деревни..., 1997, с. 140 - 153].

стр. 187
Примерно в это же время на повестке дня возникает еще очень интересная с научной точки зрения и актуальная для повседневной российской жизни тема - судьбы российских женщин, в разное время вышедших замуж за африканских граждан и поселившихся в Африке. Пионером в разработке данной проблемы стала Н. Л. Крылова, опубликовавшая монографию "Русские женщины в Африке. Проблемы адаптации" [Крылова, 19961, написанную на основе результатов анкетирования нескольких сот наших соотечественниц - жен африканцев, которые проживают в России и на Африканском континенте.

Все изыскания и выводы, сделанные в них упомянутыми учеными, закономерно привели к созданию в 1991 г. в структуре Института Африки РАН межсекторской группы гендерных исследований, которую до настоящего времени возглавляют Н. Л. Крылова и Н. А. Ксенофонтова. Группа стала центром, объединившим не только специалистов внутри Института, но и российских исследователей из других академических учреждений (Института востоковедения, Института этнологии и антропологии, Института государства и права, Кунсткамеры), учебных заведений (МГУ, ИСАА, РГГУ, УДН), ученых из Адыгеи, Ярославля, Ростова, африканских студентов и аспирантов.

Все, кто интересуется проблемой взаимоотношения полов на Африканском континенте, раз в три года постоянно устраивают совместные дискуссии в рамках специальной гендерной секции и заседаний "круглых столов" на конференциях африканистов [Африка в контексте..., 2002; Африка на пороге..., 1999; Безопасность Африки..., 2005; Развитие Африки..., 2008]. Итоги подобных обсуждений оформляются в виде коллективных трудов.

С 1999 г. силами участников группы стали издаваться сборники и индивидуальные монографии в формате серии "Гендерные исследования Института Африки РАН" под общей редакцией Н. А. Ксенофонтовой. К участию в подобных совместных работах привлекаются не только коллеги из России, но и специалисты из других стран: США и Канады, Великобритании, Италии, Франции, Индии, Гвинеи, Замбии, Мали, Нигерии, Сьерра-Леоне, Сомали, Того, ЮАР. К 2008 г. вышло 10 томов серии [Гендер и власть, 2008; Гендерные исследования..., 2000; Гендерные проблемы..., 2003; Гришина, 2007; Крылова, Прожогина, 2002; Крылова, Прожогина, 2004; Крылова, Прожогина, 2007; Ксенофонтова, 1999; Мужчина и женщина..., 2004; Мужчина и женщина..., 2007].

Серия открывается монографией Н. А. Ксенофонтовой "Африканки. Гендерный аспект общественного развития" [Ксенофонтова, 1999], получившей положительную оценку в научной печати. Выход этой книги послужил началом качественно нового этапа в освещении "женской" тематики в востоковедном дискурсе. Впервые в африканистике в научный оборот были введены такие понятия, как "гендер" и "гендерные исследования". Монография представляет собой комплексное научное изучение гендерного аспекта общественных отношений в традиционном африканском обществе. Сделана попытка дать широкомасштабную картину жизни обоих полов в контексте исторических событий, их взаимоотношений в рамках семьи, социальной среде, сфере духовной культуры и в области религиозного ритуала.

В подобном ключе написаны и другие работы указанной серии, для которых характерен отход от описания чисто "женских историй", укрупнение проблемных тем, стремление к стереоскопичности описания действительности. Вот название некоторых тематических блоков, составляющих структуру гендерных сборников: "Изменение систем ценностей и статусно-ролевых функций мужчин и женщин на переломных этапах истории и культуры"; "Изменение гендерного сознания и борьба женщин за равные права и возможности"; ""Женские" и "мужские" интересы в контексте социально-политических и экономических изменений"; "Женщины в политической системе общества и правовой аспект гендерных отношений"; ""Смешанные браки" и проблемы отцов и детей" и т.п.

Начав с исследования феномена разнорасовых семейно-брачных отношений и самоидентификации метисов, Н. Л. Крылова, Э. С. Львова, С. В. Прожогина, Е. Б. Деминцева, Т. В. Кудрявцева и ряд других авторов расширили круг своих научных интересов, выпустив несколько книг и статей, посвященных анализу взаимоотношения полов на перекрестке культур. Ценность этих исследований была усилена помещением рядом с ними работ наших соотечественниц, много лет назад вышедших замуж за африканцев и сделавших успешную научную карьеру на далеком континенте (З. Огундоволе, С. Рубайло-Кудоло) или некоторое время проживших в разнорасовых семьях (А. Дэвис, Л. Иванова, Т. Кудрявцева). Вскрывая сложность взаимоотношения между полами при "встрече" разных цивилизаций (африканской и русской, африканской и европейской),

стр. 188
авторы показывают, что это не только ведет к взаимообогащению и взаимопроникновению культур, но и нередко создает, по образному выражению С. В. Прожогиной, глубокий "диссонанс" между ними [Мужчина и женщина..., 2004]. Эта тема особенно тщательно проанализирована отечественными специалистами в области африканской художественной литературы - С. В. Прожогиной, Н. Ю. Ильиной, А. В. Мильто, усилиями которых было создано самостоятельное историко-филологическое направление в гендерных исследованиях в рамках африканистики.

В последние годы все больший акцент делается на изучение положения женщин в семье и в социуме в политико-правовом аспекте в контексте мусульманских культур. Взаимоотношению полов и деятельности государства по поиску путей гармонизации между ними посвящены статьи и главы монографии A. M. Васильева, Е. Б. Деминцевой, С. В. Прожогиной, Н. Г. Романовой, С. Н. Турк, Н. З. Фахрутдиновой [Васильев, 2008; Гендер и власть..., 2008, с. 21 - 43, 123 - 137, 290 - 358; Гендерные исследования..., 2000, с. 97 - 108, 130 - 146; Деминцева, 2008; Мужчина и женщина..., 2004, с. 173 - 180].

Вне рамок серии "Гендерные исследования" российскими африканистами за последние годы выпущено немало работ, в которых есть фрагменты, посвященные разнообразным аспектам места и роли мужчин и женщин в самых различных сферах жизни и деятельности: в истории и политике [Бондаренко, 1995; Емельянов, Мыльцев, 1990; Кочакова, 2007; Ксенофонтова, Рыбалкина, 2000; Львова, 2002; Ранние формы..., 2000; Символы..., 1996; Чернецов, 1991], в контексте ритуала и стереотипных форм мужского и женского поведения ГАрсеньев, 1991; Калиновская, 1989; Лапкина, 2005; Синицына, 1997], во взаимоотношении человека с окружающей средой [Африка: экологический кризис..., 2001, с. 17 - 74, 132 - 171, 211 - 220].

Отличительная черта многих коллективных работ состоит в том, что в них часто используются сравнительные материалы, касающиеся как российского, так и африканских обществ. Оказалось, что в экономических, социальных и политических процессах, происходящих в настоящее время на Африканском континенте и в России, можно обнаружить немало общего, поскольку и там и здесь мы стали свидетелями смены общественно-экономических формаций, перехода от колониального к постколониальному состоянию социума, от советского к постсоветскому обществу [Гендер и власть..., 2008, с. 376 - 430; Гендерные проблемы..., 2003, с. 102 - 124; Мужчина и женщина..., 2004, с. 345 - 423; Мужчина и женщина..., 2007, с. 225 - 330].

Существенное отличие российских исследователей от многих западных феминологов состоит в том, что они активно откликаются на запросы времени и ряда представителей афроамериканской культуры, которые часто упрекают американских и европейских феминистов в том, что они в своей практике и в построении научных концепций зачастую игнорируют социальные, расовые и этнические различия среди женщин. Известная черная исследовательница и писательница, пишущая под псевдонимом белл хуке, говорит о несправедливости и необъективности того, что все подобные теории выстроены исключительно на основе белых женщин - представительниц среднего класса [Антология..., 2000, с. 236 - 253].

Российские африканисты И. Г. Большое, Н. В. Гришина, Н. А. Ксенофонтова, Н. Ф. Матвеева, Э. С Львова, И. Г. Рыбалкина и многие другие, учитывая все эти требования, в своих статьях и книгах анализируют положение африканок, принадлежащих ко всем слоям общества - от деревенских и городских низов до представителей интеллигенции и политической элиты.

Одна из актуальных проблем, вставшая перед учеными в последние годы, - проблема властных отношений, которые являются универсальным феноменом и составляют сердцевину не только политических систем, но и всех межличностных связей, включая гендерные. Власть в традиционном и современном африканском обществе, как убедительно показали В. В. Бочаров, Н. М. Гиренко, Н. А. Ксенофонтова и другие африканисты, отражает принцип иерархичности между различными социальными группами людей и представителями обоих полов. Проблема властвования не всегда связана с насилием и принуждением. Прежде всего, она раскрывается как волевое доминирование, лидерство и авторитет, посредством которых индивид стремится обрести и проявить свою идентичность, зафиксировать свою роль в целостной общественной системе [Антропология..., 2006, с. 347 - 359, 377 - 381, 417 - 431; Гендер и власть..., 2008; Ксенофонтова, 2005; Ксенофонтова, 2008(1); Ксенофонтова, 2008(2)].

Раскрывая проблемы власти сквозь призму гендерных отношений, российские африканисты приходят к пониманию необходимости рассматривать африканские реалии в контексте общемировой истории. И это предполагает их повышенный интерес к общетеоретическим проблемам науки о гендере, что получило свое отражение в ряде статей Л. А. Андреевой, М. Л. Бутовской,

стр. 189
А. А. Казанкова, Н. Н. Ксенофонтовой, О. Б. Максимовой [Гендер и власть..., 2008, с. 9 - 17; Ксенофонтова, 2004; Ксенофонтова, 2007; Мужчина и женщина..., 2007; с. 9 - 46, 78 - 118, 134 - 143, 225 - 248, 270 - 288].

В конце прошлого века и в текущие годы отечественные африканисты, в той или иной степени интересующиеся гендерными проблемами, получили возможность добыть собственный полевой материал, выезжая в командировки и экспедиции в страны Африки, что значительно обогатило источниковедческую базу гендерных исследований. Нашим ученым удалось побывать: в Мали (В. Р. Арсеньев), Нигерии (И. Г. Большов, Н. Б. Кочакова), Танзании (Д. М. Бондаренко, М. Л. Бутовская, Э. С. Львова), Тунисе и Марокко (Е. Б. Деминцева, Н. Л. Крылова, С. В. Прожогина, Н. Г. Романова), Эфиопии (Э. С. Львова), ЮАР (Н. В. Гришина). Результаты их наблюдений были опубликованы в монографиях и сборниках [Гришина, 2007; Межрасовые и межэтнические отношения..., 2008, с. 138 - 194; Мужчина и женщина..., 2007, с. 249 - 269; Мусульмане. ..,2005, с. 71 - 115].

Завершая обзор трудов по гендерным проблемам в рамках отечественной африканистики за прошедшие 20 лет, можно заключить, что российские ученые в своих изысканиях по этой теме прошли те же этапы в становлении науки о гендере, что и их коллеги за рубежом и в смежных общественных науках. Достижения наших специалистов в этой области, выразившиеся в значительном количестве опубликованных работ, разнообразии тем, фундированности их разработок и выводов, свидетельствуют о том, что гендерные исследования вполне закономерно получили статус самостоятельного научного направления, которое характеризуется как многосоставная и междисциплинарная отрасль знания, включающая в себя практически весь спектр взаимодействия мужчин и женщин как на уровне глобального общества, так и в приватной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000.

Антропология власти. Т. 1. Власть в антропологическом дискурсе. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006.

Арсеньев В. Р. Бамбара: люди в переходной экономике (очерк традиционной организации хозяйственной деятельности). СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 1997.

Арсеньев В. Р. О воспроизводстве стереотипов полоролевого поведения бамбара // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.

Африка в контексте отношений Север-Юг. IX конференция африканистов (Москва, 21 - 23 мая 2002 г.). Тезисы. М.: Ин-т Африки РАН, 2002.

Африка на пороге третьего тысячелетия. VIII Конференция африканистов (Москва, 28 - 30 сентября 1999 г.). Тезисы. М.: Ин-т Африки РАН, 1999.

Африка: экологический кризис и проблемы выживания. М.: Ин-т Африки РАН, 2001.

Безопасность Африки: внутренние и внешние аспекты. X Конференция африканистов (Москва, 24 - 26 мая 2005 г.). Тезисы. М.: Ин-т Африки РАН, 2005.

Бейлис В. А. Доминантные черты африканских культур - признаки цивилизационной общности // Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып. 3. М.: ИНИОН РАН, 1991.

Бейлис В. А. Традиция в современных культурах Африки (по материалам западной и африканской литературы). М.: Наука, 1986.

Бондаренко Д. М. Бенин накануне первых контактов с европейцами. Человек. Общество. Власть. М.: Ин-т Африки РАН, 1995.

Васильев A. M. Египет и египтяне. М.: Вост. лит-ра, 2008.

Гендер и власть. Семья, общество, государство. М.: Ин-т Африки РАН, 2008.

Гендерные исследования в африканистике. М.: Ин-т Африки РАН, 2000.

Гендерные проблемы переходных обществ. М.: Ин-т Африки РАН, 2003.

Гришина Н. В. Гендерные аспекты урбанизации (на примере африканского населения ЮАР). М.: Ин-т Африки РАН, 2007.

Деминцева Е. Быть "арабом" во Франции. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

Емельянов А. Л., Мыльцев П. А. Забытая история великого острова. М.: Наука, 1990.

Женщины в современном мире. К итогам Х-летия женщин ООН. М.: Наука, 1989.

стр. 190
Иорданский В. Б. Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии. М.: Наука, 1991.

Иорданский В. Б. Оппозиция мужчина-женщина в африканской мифологии // Народы Азии и Африки. 1986. N 4.

Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982.

Калиновская К. П. Возрастные группы народов Восточной Африки. М.: Наука, 1976.

Калиновская К. П. Скотоводы Восточной Африки в XIX-XX вв. Хозяйство и социальная организация. М.: Наука, 1989.

Космарская Н. П. Незнакомая африканка (женщина в традиционных земледельческих обществах Тропической Африки // Мир африканской деревни. М.: Наука, 1997.

Космарская Н. П. Деревня Тропической Африки. Особенности эволюции традиционных форм хозяйства. М.: Наука, 1983.

Кочакова Н. Б. Города-государства йорубов. М.: Наука, 1968.

Кочакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации (Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея). М.: Наука, 1986.

Кочакова Н. Б. Священный Иле-Ифе: идеализированный образ и историческая реальность. М.: Ин-т Африки РАН, 2007.

Кочакова Н. Б. Традиционные институты управления и власти. М.: Вост. лит-ра, 1993.

Крылова Н. Л. Афророссияне: брак, семья, судьба. М.: РОССПЭН, 2006.

Крылова Н. Л. Дети в русско-африканских браках. Судьба. Культура. Будущее. Нью-Йорк: Эдвин Мелвин-Пресс, 1999.

Крылова Н. Л., Прожогина СВ. Женщина и Чужбина. М.: Ин-т Африки РАН, 2007.

Крылова Н. Л., Прожогина С. В. Метисы: кто они? Проблемы социализации и самоидентификации. М.: Ин-т Африки РАН, 2004.

Крылова Н. Л. Русские женщины в Африке. Проблемы адаптации. М.: РОССПЭН, 1996.

Крылова Н. Л., Прожогина С. В. "Смешанные браки". Опыт межцивилизационного общения. М.: Ин-т Африки РАН, 2002.

Ксенофонтова Н. А. Африканки. Гендерный аспект общественного развития. М.: Ин-т Африки РАН, 1999.

Ксенофонтова Н. А. Африканское крестьянство: перемены в общественном сознании. М.: Наука, 1990.

Ксенофонтова Н. А. Власть как центральный вопрос во взаимоотношении полов и в гендерных исследованиях // Гендер и власть. Семья, общество, государство. М.: Ин-т Африки РАН, 2008.

Ксенофонтова Н. А. Война полов, или поиск и обретение идентичности. Очерк первый // Мужчина и женщина. Кн. 1. Диалог или соперничество? М.: Ин-т Африки РАН, 2004.

Ксенофонтова Н. А. Война полов, или поиск и обретение идентичности. Очерк второй. Женщины в мире мужчин. Реалии и фантазмы // Мужчина и женщина. Кн. 2. Эволюция отношений. М.: Ин-т Африки РАН, 2007.

Ксенофонтова Н. А. Гендер и власть // Африканский калейдоскоп. (Ученые записки Института Африки РАН. Вып. 27). М.: Ин-т Африки РАН, 2005.

Ксенофонтова Н. А. Женщина как действующее лицо африканской истории (Взгляд сквозь пространство и время) // Околдованная реальность (Мир африканской менталъности). М.: Вост. лит-ра, 1994.

Ксенофонтова Н. А. Власть - главный аспект во взаимоотношении полов в традиционных африканских обществах // Азия и Африка сегодня. 2008. N 12.

Ксенофонтова Н. А. Женщины африканской деревни: синтез и противоречие традиционного и современного в общественном сознании // Место и роль крестьянства в современной Африке. Материалы "Круглого стола", проведенного в Институте Африки РАН 19 - 20 апреля 1990 г. М.: Ин-т Африки РАН, 1992.

Ксенофонтова Н. А. Народ Зимбабве (Очерки социально-экономической истории). М.: Наука, 1974.

Ксенофонтова Н. А. Оппозиция "мужчина-женщина" в традиционном африканском обществе // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. Т. II. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999.

Ксенофонтова Н. А. Статус женщины в системе межличностных отношений в традиционных африканских обществах // Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы международной конференции 1993 г. М.: Наука, 1994.

Ксенофонтова Н. А., Рыбалкина И. Г. Положение женщин и их роль в современной Африке. Доклад на конференции, посвященной Дню Африки 30 мая 2000 г. М.: Ин-т Африки РАН, 2000.

стр. 191
Куббель Л. Е. Древнейшее сообщение об обычае соправления брата и сестры у африканских народов // Советская этнография. 1961. N 1.

Куббель Л. Е. Сонгайская держава. М.: Наука, 1974.

Лапкина Н. А. Практики жертвоприношения у народов Тропической Африки как модель социокультурной регуляции традиционных обществ. Гендерный аспект // Африканский калейдоскоп. Ученые записки Института Африки РАН. Вып. 27. М.: Ин-т Африки РАН, 2005.

Львова Э. С. История Африки в лицах. Биографические очерки. Вып. I. Африка в доколониальную эпоху. М.: Муравей, 2002.

Львова Э. С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействия культур и тенденция развития. М.: Логос, 1996.

Львова Э. С. Этнография Африки. М.: Изд-во Московского университета, 1984.

Межрасовые и межэтнические отношения в современной Танзании. Труды российской комплексной экспедиции в Объединенной Республике Танзания (сезон 2005 г.). М.: URSS, 2008.

Мир африканской деревни. Динамика развития социальных структур и духовная культура. М.: Вост. лит-ра, 1997.

Мусульмане и христиане в современной Танзании. Труды участников российской экспедиции. М.: Ин-т Африки РАН, 2005.

Мужчина и женщина. Кн. / Диалог или соперничество? М.: Ин-т Африки РАН, 2004.

Мужчина и женщина. Кн. 2. Эволюция отношений. М.: Ин-т Африки РАН, 2007.

Новиков В. Культ женщины // Азия и Африка сегодня. 1987. N 3.

Ольдерогге Д. Западный Судан в XV-XIX вв. Очерки по истории и истории культуры (ТИЭ. Новая серия. Т. LII.I). М. -Л: Изд-во Академии наук СССР, 1960.

Ольдерогге Д. А. Эпигамия. М.: Наука, 1983.

Орлова А. С. История государства Конго (XVI-XVII вв.) М.: Наука, 1968.

Орлова А. С. Общественный строй мальгашей в XIX в. (из истории острова Мадагаскар) //Африканский этнографический сборник. Т. II. М.: Из-во Академии наук СССР, 1958.

Орлова А. С, Львова Э. С. Страницы истории великой саванны. М.: Наука, 1978.

Попов В. А. Этносоциальная история аканов в XVI-XIX веках. М.: Наука, 1990.

Потехин И. И. Родовые отношения в системе социальных отношений современной африканской деревни. Доклад на V МКАЭН. М., 1956.

Потехин И. И. Формирование национальной общности южно-африканских банту (ТИЭ. Т. XXIX). М.: Наука, 1955.

Развитие Африки. Возможности и препятствия. XI Конференция африканистов (М., 22 - 24 мая 2008 г.). М.: Ин-т Африки РАН, 2008.

Ранние формы социальной организации. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2000.

Рыбалкина И. Г. Дети в Африке: социодемографический аспект. М.: Ин-т Африки РАН, 1993.

Рыбалкина И. Г. Женщины современной Африки // Ученые записки Института Африки РАН. Вып. П. М.: Ин-т Африки РАН, 1999.

Рыбалкина И. Г. Женщины в социальной истории Африки. М.: Ин-т Африки РАН, 1994.

Сванидзе И. А. Сельское хозяйство Тропической Африки. М.: Мысль, 1972.

Символы и атрибуты власти. Генезис, семантика, функции. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 1996.

Синицына И. Е. В мире обычая. М.: Вост. лит-ра, 1997.

Синицына И. Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М.: Вост. лит-ра, 1978.

Синицына И. Е. Человек и семья в Африке. М.: Вост. лит-ра, 1989.

Смирнова P. M. Положение женщины в странах Африки. М.: Вост. лит-ра, 1967.

Фадеев Л. А. Мономотапа. Древняя африканская цивилизация в междуречье Замбези-Лимпопо // Африканский этнографический сборник. Т. IV. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.

Чернецов С. Б. Нарушительница норм женского поведения в Эфиопии XVII в. - героиня "Житие матери нашей Валата Петрос" // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.

Швецова С. И. Тропическая Африка. Проблемы социального освобождения женщин (на примере стран социалистической ориентации). М.: Наука, 1982.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ГЕНДЕРНЫЕ-ИССЛЕДОВАНИЯ-В-РОССИЙСКОЙ-АФРИКАНИСТИКЕ-ОСНОВНЫЕ-ЭТАПЫ-ТЕНДЕНЦИИ-И-НАПРАВЛЕНИЯ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. А. КСЕНОФОНТОВА, ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ АФРИКАНИСТИКЕ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 13.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ГЕНДЕРНЫЕ-ИССЛЕДОВАНИЯ-В-РОССИЙСКОЙ-АФРИКАНИСТИКЕ-ОСНОВНЫЕ-ЭТАПЫ-ТЕНДЕНЦИИ-И-НАПРАВЛЕНИЯ (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. А. КСЕНОФОНТОВА:

Н. А. КСЕНОФОНТОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ АФРИКАНИСТИКЕ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android