В последние двадцать лет в российской африканистике все более отчетливо вырисовывается новая для отечественной гуманитарной науки проблематика - гендерные исследования, основанные на социально и культурно маркированной специфике пола. Однако следует признать, что отдельные ростки этого научного направления прорастали за много десятилетий до этого, еще на заре становления африканистики в нашей стране, как самостоятельной отрасли знания. "Женская тема" присутствовала и в более ранних работах советских ученых, посвятивших свои изыскания народам Африканского континента. В основном это относится к трудам таких известных исследователей, как Д. А. Ольдерогге, И. И. Потехин, Л. Е. Куббель, А. С. Орлова, И. А. Сванидзе [Куббель, 1974; Ольдерогге, 1960; Орлова, 1958; Орлова, 1968; Потехин, 1958; Потехин, 1956; Сванидзе, 1972, с. 323 - 324].
Изучение места и роли женщин в архаичном и современном африканском обществе первоначально появилось в рамках традиционных академических дисциплин: истории, этнологии, культурологи, социологии, политологии, права. Наибольшее внимание африканкам как объектам научного исследования уделялось при анализе системы родства и семейно-брачных отношений, которые являлись цементирующей основой всех африканских обществ на различных этапах истории. Особенно эта тема была характерна для представителей ленинградской школы этнографов и филологов, до сих пор успешно продолжающих дело, начатое выдающимся отечественным африканистом член-корр. АН СССР Д. А. Ольдерогге. В его эпохальный труд "Эпигамия" [Ольдерогге, 1983] были включены статьи разных лет, в которых изложены идеи автора по общетеоретическим и конкретным проблемам общественного строя народов Тропической Африки доколониального периода, включая взаимоотношение полов и поколений в контексте системы родства, брачных обычаев и норм обычного права. Среди значительных работ его последователей, написанных в том же ключе, книги петербургских ученых В. Р. Арсеньева и В. А. Попова, в которых на примере народов бамбара (Мали) [Арсеньев, 1997] и аканов (Гана) [Попов, 1990] показана роль и значение системы родства (как по женской, так и по мужской линии) во всех сферах жизни африканцев, заключающаяся в том, что без понимания специфики этих связей очень часто невозможно понять суть традиционных хозяйственных и социально-политических отношений.
Идею о том, что систему родства и семейно-брачные отношения нужно рассматривать как главную пружину "механизма" всех африканских культур, задающую ритм во многих сферах человеческой деятельности и в социальных структурах от семьи до государственных образований, успешно продвигали и представители московской школы африканистов. Так, Н. Б. Кочакова в монографии "Города-государства йорубов" [Кочакова, 1968], рассматривая доколониальную историю этого нигерийского народа и делая выводы о характере социальных и политических структур переходного периода от бесклассового общества к классовому, указывает на тесную связь властно-иерархической политической системы с общинно-родовыми институтами. И хотя в их основе лежало кровное родство по мужской линии, внутри кровнородственного коллектива идиле женщины все же играли важную роль как жены вождей и царей, так и жрицы родовых культов и члены тайных союзов.
В книге Н. А. Ксенофонтовой "Народ Зимбабве" [Ксенофонтова, 1974] подробно анализируется общинно-племенная организация народа шона (Южная Родезия, ныне - государство Зимбабве) с X до середины XX в. На обширном фактическом материале показано неразрывное пе-
стр. 184
реплетение различных видов социальных и хозяйственных связей и форм зависимости со структурой семейно-родовых отношений. Особый акцент в работе сделан на взаимоотношении полов и поколений в контексте социализации, морально-этических, правовых и религиозных норм с выводом, что для этого общества, как и для других этносов Африки, характерно строгое разграничение "женских", "мужских" и "детских" ролей, которые общество навязывает индивиду с раннего детства и строго контролирует их исполнение в течение всей его жизни. Предпринята попытка выявить всю сложность взаимоотношений между мужским и женским населением как в рамках традиционного, так и в системе колониального общества.
Тема межпоколенных отношений и половозрастного разделения труда была продолжена и подробно разработана в монографии К. П. Калиновской "Возрастные группы народов Восточной Африки. Структура и функции" [Калиновская, 1976] на примере скотоводческих народов галла и консо (Эфиопия), нуэр (Судан), масаи (Кения, Танзания), джиэ (Уганда) и ньякюса (Танзания). Показывая историческую эволюцию возрастных систем от эпохи первобытно-общинного строя до XX в., автор приходит к заключению, что указанные возрастные объединения, как и тайные союзы, школы инициации, мужские и женские дома - звенья одной цепи в развитии многих обществ и отражают закономерный период в их истории. Кроме того, К. П. Калиновская поддержала тех исследователей, которые пытались опровергнуть мнение большинства зарубежных этнографов о том, что возрастная система должна рассматриваться только исключительно как мужской институт. Она приводит сведения ученых, которые зафиксировали формирование женских возрастных групп и наличие особых женских домов у ряда племен, и доказывает, что действие возрастной системы и ее норм не ограничивалось лишь ритуальной стороной, а затрагивало все сферы человеческой деятельности и межличностного общения.
Системе родства по женской линии и действию норм материнского права, обеспечивающих преемственность королевской крови и законность получения власти, посвящены многие главы книги А. С. Орловой и Э. С. Львовой "Страницы истории великой саванны" [Орлова, Львова, 1978], описывающие обычаи, традиции и основные вехи доколониальной истории государств Конго (XIII-XIX вв.), Куба (XVI - начало XX в.), Луба (XVI-XIX вв.) и Лунда или Мвата-Ямво (XVI - 2-я половина XIX в.).
Подробные описания обрядов жизненного цикла, которые проходила африканка от рождения до смерти, приведены в учебном пособии Э. С. Львовой "Этнография Африки" [Львова, 1984], где обобщены результаты исследований народов Африки южнее Сахары многими отечественными и зарубежными учеными. Этот фундаментальный этнографический обзор, написанный доступным для широкого читателя языком, позволяет составить четкое представление о месте и роли женщины в системе родства и семейно-брачных отношениях, ее участии в организации и передаче власти, ее вкладе в развитие национальной культуры и искусства, в формирование духовных ценностей, религиозных культов и представлений. Особенно автором подчеркивалось значение культа материнских предков-покровителей.
Попытку более глубокого осмысления традиционной жизни африканской общины посредством детального анализа ее структуры, роли и функций каждого его члена (как мужчины, так и женщины) через призму обычного права предприняла в своих фундаментальных монографиях правовед И. Е. Синицына, которая совершенно справедливо полагала, что проблемы обычно-правовой традиции имеют прямое отношение не только к правоведению, но и к историко-культурному развитию народов. В работе "Обычай и обычное право в современной Африке" [Синицына, 1978], применяя комплексный подход и используя материалы правового и этнографического характера, официальные документы и своды норм обычного права народов Танзании, Кении, Камеруна и других стран, труды историков и записки путешественников, автор подробно разбирает семейные обычаи и характер внутрисемейных связей мужских и женских родственников, статус личности, положение женщин, правила наследования. Эти изыскания И. Е. Синицына продолжила в книге "Человек и семья в Африке" [Синицына, 1989], в которой тема "женской" судьбы в контексте семейно-брачных связей получила свое дальнейшее развитие. Особый акцент здесь сделан на вопросе имущественных отношений и прав наследования, вскрыта неоднозначность, эластичность и изменчивость ролевых функций женщин на правовом поле семейной общины, которые могут принять самые неожиданные очертания в зависимости от интересов и потребности членов малой либо большой семьи. В частности, это относится к таким особым формам брака, как "брак женщины с женщиной", когда бездетная вдова, уже неспособная к деторождению, заключает союз с другой соплеменницей, рожающей ребенка от постороннего
стр. 185
мужчины, и это дитя считается ребенком покойного мужа вдовы. Тем самым африканка, принявшая условную функцию мужа, сохраняет за собой и этим новорожденным семейное имущество и статус малой семьи.
Поскольку семейно-брачные связи и система родства, где женщины занимают свою нишу, неразрывно вплетены в ткань общественных отношений, почти во всех упомянутых работах обнаруживаются небольшие отрывки, в которых есть описания деятельности африканок в контексте исторических событий. Можно констатировать, что в работах, опубликованных в 1950-е-1980-е гг., "женская тематика" не имела самостоятельной ценности, а представляла собой фрагментарные сведения и носила скорее служебный, подчиненный для "мужской" истории характер [Кочакова, 1986; Куббель, 1974; Новиков, 1987; Орлова, 1958; Орлова, Львова, 1978, Фадеев, 1962].
Все же предпринимались отдельные попытки провести полноценные исследования, где бы место и роль африканской женщины в истории и в политической системе рассматривались во всей их многогранности.
Так, монография P. M. Смирновой "Положение женщин в странах Африки" [Смирнова, 1967] представляет собой первое в советской и зарубежной литературе обобщающее исследование судеб африканок, особенностей их деятельности и положения в социальной структуре африканских обществ. Описывая высокий статус женщин в далекие исторические времена, автор дает портреты выдающихся личностей, которые стояли во главе государственных образований многих африканских народов: правительница хауса Амина, королевы ашанти Гуеби Саа Абабио Ванкин и Яаа Асантьева, королевы Замбии (дбемба) и Зимбабве (дшона) руководили отрядами амазонок в таких средневековых государствах, как Дагомея, Ашанти, Мономотапа, возглавляли антиколониальные восстания, как, например, сестра правителя Анголы Зинга Мбанди Нгола. Особое внимание P. M. Смирнова уделяет положению женского населения в первые десятилетия становления независимых государств, поскольку, как она считает, африканки призваны сыграть важную роль в развитии стран Африки по пути экономического и социального прогресса. Помимо характеристики роли и значения женщин в политических событиях в книге много места уделяено анализу условий женского труда в национальных экономиках, общего и профессионального образования, положения в области охраны материнства и т.п.
Одна из острейших проблем, стоявших перед молодыми государствами Тропической Африки и перед отечественными исследователями в конце 1970-х - начале 1980-х гг., - социальное освобождение женщин, самой многочисленной социально-демографической группы населения, подвергавшейся наибольшему угнетению и эксплуатации в колониальный период. Этому и посвящена была книга С. И. Швецовой "Тропическая Африка. Проблемы социального освобождения женщин" [Швецова, 1982], в которой она проводит тщательный анализ программных установок, политики и идеологии революционно-демократических партий и правительств стран, выбравших для себя в качестве стратегии развития путь социалистической ориентации, в области решения женского вопроса и роли женского движения на континенте как реальной силы в борьбе за фактическое равноправие полов.
Опубликованные до середины 1990-х гг. исследования полов были написаны в рамках исторической феминологии - научного направления, получившего за рубежом название "Women Studies" - "изучение женщин", "женские исследования". В основе этого подхода лежало стремление показать особенности семейно-родственного, экономического, общественно-политического и правового статуса женщин и ее места в истории. К числу подобных исследований можно отнести статьи Е. А. Брагиной и И. А. Улановской в коллективной монографии "Женщины в современном мире. К итогам X-летия женщин ООН" [Женщины..., 1989].
Несмотря на недостатки, недоговоренности и фрагментарность в разработке "женской" тематики, все рассмотренные труды сыграли важную роль, послужив толчком, приведшим к становлению и оформлению нового научного направления в африканских исследованиях. Отцами-прародителями в этом плане можно, на мой взгляд, считать выдающихся советско/российских африканистов Л. Е. Куббеля и В. Б. Иорданского.
Хотя со дня выхода статьи Л. Е. Куббеля "Древнейшее сообщение об обычае соправления брата и сестры у африканских народов" [Куббель, 1961] прошло почти 50 лет, выводы, сделанные в ней, до сих пор не потеряли своей актуальности и глубины. Автор вводит в научный оборот данные Г. Нахтигаля и П. Погге, описавших обычай, бытовавший у лунда Анголы (XVI-XIX вв.) и получивший в этнографической литературе название лукокеша. Лукокеша - это титул одной
стр. 186
из сестер Мвато-Ямво, которая символически считалась матерью всех царей страны. Она была равноправной их соправительницей, обладала полной и неограниченной властью над жизнью и смертью подданных, от ее мнения зависел выбор нового царя. Она имела собственный дворец и двор, обладала обширными владениями, с которых получала налог, ей принадлежали символы власти (браслет из слоновой кости - лукано) и многочисленные рабы. Сравнивая этот институт с подобными явлениями у других народов в различных регионах Африканского континента, Л. Е. Куббель полагал, что они свидетельствуют о большом значении матрилинейного счета родства при наследовании власти для многих африканских правителей. Он показал, что в большинстве случаев имя, титул или талисман женских предков, стоявших во главе рода или государства, нередко превращались в титулатуру царской власти и для мужских наследников престола. Иначе говоря, налицо тесное сосуществование и переплетение матриархатных и патриархатных норм обычного права.
То, что соотношение мужского и женского во всех областях материальной, общественной и духовной жизни составляет основу всего мироощущения человека традиционного африканского общества, наглядно и со всей полнотой показал В. Б. Иорданский в книгах "Хаос и гармония" [Иорданский, 1982] и "Звери, люди, боги" [Иорданский, 1991]. На основе личных впечатлений при посещении разных уголков Африки и большого количества научных разработок западных и африканских авторов, анализируя виды и жанры устного народного творчества (мифы, сказки, легенды, пословицы и поговорки), автор исследует малоизученные мировоззренческие системы современных жителей континента, имеющие глубокие корни во тьме веков. Как показывает В. Б. Иорданский, тема взаимодействия полов, их дополняемость и противоречия лежат в основе всех представлений о времени, пространстве, мифах, магии, реальной и загробной жизни, о личности.
Однако, как считает автор, одинаковые обстоятельства, в которых жили африканки и африканцы, не всегда приводили к идентичным проявлениям потребностей и интересов мужчин и женщин, их представлений об окружающем мире (о природе и обществе) и о своем месте в нем. И в этом, как полагает В. Б. Иорданский, проявлялся антагонизм между полами. Данные мысли получили свое развитие в его статье "Оппозиция мужчина-женщина в африканской мифологии" [Иорданский, 1986].
Идеи, выдвинутые Л. Е. Куббелем и В. Б. Иорданским, были подтверждены и работами В. А. Бейлиса, который рассматривал жизнь культурных традиций на значительном временном отрезке, проводя обзор исследований как западных, так и африканских ученых. Особое внимание он уделил динамике культуры в таких ее сферах, как ритуал, религиозные системы, художественная литература, городская жизнь и т.п. [Бейлис, 1986]. Как подчеркивал автор, в ритуальном пространстве особенно рельефно проявляется антагонизм между мужчиной и женщиной, наиболее ярко видна разница в их общественном положении. Анализируя исследование английского этнографа В. Тэрнера "Символ и ритуал", В. А. Бейлис особенно выделяет его описание важного для поддержания социальной стабильности в обществе обычая "перемены статуса". Для снятия напряжения в отношениях между полами в определенные периоды года совершались особые ритуалы, когда представители "сильного" пола на время отказывались от своих функций (хозяйственных и общественных), а женщины перехватывали их роли и власть. В этот момент главная, руководящая роль отводилась последним, а подчиненная - их отцам, братьям, мужьям, старейшинам.
Выводы перечисленных авторов со всей убедительностью подчеркивали мысль о необходимости реконструировать "женскую историю" не как подчиненную часть "мужской истории", а как самоценную объективную реальность. Становилось совершенно очевидным, что подход "просто добавить женщину", т.е. механически включить сведения о ней в общую ткань африканистических исследований, выглядит совершенно недостаточным.
В середине 1980-х гг. сотрудницы Института Африки РАН Н. П. Космарская, Н. А. Ксенофонтова и И. Г. Рыбалкина пришли к убеждению о необходимости выделения женских исследований в самостоятельное научное направление в рамках африканистики. В своих монографиях и статьях, вышедших в 1990-х гг., они, проводя идею о существовании особой женской субъективности и женского социального опыта, не ограничивались только изучением жизни женщин, а ставили вопрос шире: их интересовали проблемы гендера - особенностей развития общества посредством глубокого анализа взаимоотношения и взаимодействия полов и поколений в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни [Космарская, 1983; Космарская, 1997; Ксенофонтова, 1990; Ксенофонтова, 1992; Ксенофонтова, 1994; Ксенофонтова, 1999; Ксенофонтова, Рыбалкина, 2000; Рыбалкина, 1993; Рыбалкина, 1994; Рыбалкина, 1999; Мир африканской деревни..., 1997, с. 140 - 153].
стр. 187
Примерно в это же время на повестке дня возникает еще очень интересная с научной точки зрения и актуальная для повседневной российской жизни тема - судьбы российских женщин, в разное время вышедших замуж за африканских граждан и поселившихся в Африке. Пионером в разработке данной проблемы стала Н. Л. Крылова, опубликовавшая монографию "Русские женщины в Африке. Проблемы адаптации" [Крылова, 19961, написанную на основе результатов анкетирования нескольких сот наших соотечественниц - жен африканцев, которые проживают в России и на Африканском континенте.
Все изыскания и выводы, сделанные в них упомянутыми учеными, закономерно привели к созданию в 1991 г. в структуре Института Африки РАН межсекторской группы гендерных исследований, которую до настоящего времени возглавляют Н. Л. Крылова и Н. А. Ксенофонтова. Группа стала центром, объединившим не только специалистов внутри Института, но и российских исследователей из других академических учреждений (Института востоковедения, Института этнологии и антропологии, Института государства и права, Кунсткамеры), учебных заведений (МГУ, ИСАА, РГГУ, УДН), ученых из Адыгеи, Ярославля, Ростова, африканских студентов и аспирантов.
Все, кто интересуется проблемой взаимоотношения полов на Африканском континенте, раз в три года постоянно устраивают совместные дискуссии в рамках специальной гендерной секции и заседаний "круглых столов" на конференциях африканистов [Африка в контексте..., 2002; Африка на пороге..., 1999; Безопасность Африки..., 2005; Развитие Африки..., 2008]. Итоги подобных обсуждений оформляются в виде коллективных трудов.
С 1999 г. силами участников группы стали издаваться сборники и индивидуальные монографии в формате серии "Гендерные исследования Института Африки РАН" под общей редакцией Н. А. Ксенофонтовой. К участию в подобных совместных работах привлекаются не только коллеги из России, но и специалисты из других стран: США и Канады, Великобритании, Италии, Франции, Индии, Гвинеи, Замбии, Мали, Нигерии, Сьерра-Леоне, Сомали, Того, ЮАР. К 2008 г. вышло 10 томов серии [Гендер и власть, 2008; Гендерные исследования..., 2000; Гендерные проблемы..., 2003; Гришина, 2007; Крылова, Прожогина, 2002; Крылова, Прожогина, 2004; Крылова, Прожогина, 2007; Ксенофонтова, 1999; Мужчина и женщина..., 2004; Мужчина и женщина..., 2007].
Серия открывается монографией Н. А. Ксенофонтовой "Африканки. Гендерный аспект общественного развития" [Ксенофонтова, 1999], получившей положительную оценку в научной печати. Выход этой книги послужил началом качественно нового этапа в освещении "женской" тематики в востоковедном дискурсе. Впервые в африканистике в научный оборот были введены такие понятия, как "гендер" и "гендерные исследования". Монография представляет собой комплексное научное изучение гендерного аспекта общественных отношений в традиционном африканском обществе. Сделана попытка дать широкомасштабную картину жизни обоих полов в контексте исторических событий, их взаимоотношений в рамках семьи, социальной среде, сфере духовной культуры и в области религиозного ритуала.
В подобном ключе написаны и другие работы указанной серии, для которых характерен отход от описания чисто "женских историй", укрупнение проблемных тем, стремление к стереоскопичности описания действительности. Вот название некоторых тематических блоков, составляющих структуру гендерных сборников: "Изменение систем ценностей и статусно-ролевых функций мужчин и женщин на переломных этапах истории и культуры"; "Изменение гендерного сознания и борьба женщин за равные права и возможности"; ""Женские" и "мужские" интересы в контексте социально-политических и экономических изменений"; "Женщины в политической системе общества и правовой аспект гендерных отношений"; ""Смешанные браки" и проблемы отцов и детей" и т.п.
Начав с исследования феномена разнорасовых семейно-брачных отношений и самоидентификации метисов, Н. Л. Крылова, Э. С. Львова, С. В. Прожогина, Е. Б. Деминцева, Т. В. Кудрявцева и ряд других авторов расширили круг своих научных интересов, выпустив несколько книг и статей, посвященных анализу взаимоотношения полов на перекрестке культур. Ценность этих исследований была усилена помещением рядом с ними работ наших соотечественниц, много лет назад вышедших замуж за африканцев и сделавших успешную научную карьеру на далеком континенте (З. Огундоволе, С. Рубайло-Кудоло) или некоторое время проживших в разнорасовых семьях (А. Дэвис, Л. Иванова, Т. Кудрявцева). Вскрывая сложность взаимоотношения между полами при "встрече" разных цивилизаций (африканской и русской, африканской и европейской),
стр. 188
авторы показывают, что это не только ведет к взаимообогащению и взаимопроникновению культур, но и нередко создает, по образному выражению С. В. Прожогиной, глубокий "диссонанс" между ними [Мужчина и женщина..., 2004]. Эта тема особенно тщательно проанализирована отечественными специалистами в области африканской художественной литературы - С. В. Прожогиной, Н. Ю. Ильиной, А. В. Мильто, усилиями которых было создано самостоятельное историко-филологическое направление в гендерных исследованиях в рамках африканистики.
В последние годы все больший акцент делается на изучение положения женщин в семье и в социуме в политико-правовом аспекте в контексте мусульманских культур. Взаимоотношению полов и деятельности государства по поиску путей гармонизации между ними посвящены статьи и главы монографии A. M. Васильева, Е. Б. Деминцевой, С. В. Прожогиной, Н. Г. Романовой, С. Н. Турк, Н. З. Фахрутдиновой [Васильев, 2008; Гендер и власть..., 2008, с. 21 - 43, 123 - 137, 290 - 358; Гендерные исследования..., 2000, с. 97 - 108, 130 - 146; Деминцева, 2008; Мужчина и женщина..., 2004, с. 173 - 180].
Вне рамок серии "Гендерные исследования" российскими африканистами за последние годы выпущено немало работ, в которых есть фрагменты, посвященные разнообразным аспектам места и роли мужчин и женщин в самых различных сферах жизни и деятельности: в истории и политике [Бондаренко, 1995; Емельянов, Мыльцев, 1990; Кочакова, 2007; Ксенофонтова, Рыбалкина, 2000; Львова, 2002; Ранние формы..., 2000; Символы..., 1996; Чернецов, 1991], в контексте ритуала и стереотипных форм мужского и женского поведения ГАрсеньев, 1991; Калиновская, 1989; Лапкина, 2005; Синицына, 1997], во взаимоотношении человека с окружающей средой [Африка: экологический кризис..., 2001, с. 17 - 74, 132 - 171, 211 - 220].
Отличительная черта многих коллективных работ состоит в том, что в них часто используются сравнительные материалы, касающиеся как российского, так и африканских обществ. Оказалось, что в экономических, социальных и политических процессах, происходящих в настоящее время на Африканском континенте и в России, можно обнаружить немало общего, поскольку и там и здесь мы стали свидетелями смены общественно-экономических формаций, перехода от колониального к постколониальному состоянию социума, от советского к постсоветскому обществу [Гендер и власть..., 2008, с. 376 - 430; Гендерные проблемы..., 2003, с. 102 - 124; Мужчина и женщина..., 2004, с. 345 - 423; Мужчина и женщина..., 2007, с. 225 - 330].
Существенное отличие российских исследователей от многих западных феминологов состоит в том, что они активно откликаются на запросы времени и ряда представителей афроамериканской культуры, которые часто упрекают американских и европейских феминистов в том, что они в своей практике и в построении научных концепций зачастую игнорируют социальные, расовые и этнические различия среди женщин. Известная черная исследовательница и писательница, пишущая под псевдонимом белл хуке, говорит о несправедливости и необъективности того, что все подобные теории выстроены исключительно на основе белых женщин - представительниц среднего класса [Антология..., 2000, с. 236 - 253].
Российские африканисты И. Г. Большое, Н. В. Гришина, Н. А. Ксенофонтова, Н. Ф. Матвеева, Э. С Львова, И. Г. Рыбалкина и многие другие, учитывая все эти требования, в своих статьях и книгах анализируют положение африканок, принадлежащих ко всем слоям общества - от деревенских и городских низов до представителей интеллигенции и политической элиты.
Одна из актуальных проблем, вставшая перед учеными в последние годы, - проблема властных отношений, которые являются универсальным феноменом и составляют сердцевину не только политических систем, но и всех межличностных связей, включая гендерные. Власть в традиционном и современном африканском обществе, как убедительно показали В. В. Бочаров, Н. М. Гиренко, Н. А. Ксенофонтова и другие африканисты, отражает принцип иерархичности между различными социальными группами людей и представителями обоих полов. Проблема властвования не всегда связана с насилием и принуждением. Прежде всего, она раскрывается как волевое доминирование, лидерство и авторитет, посредством которых индивид стремится обрести и проявить свою идентичность, зафиксировать свою роль в целостной общественной системе [Антропология..., 2006, с. 347 - 359, 377 - 381, 417 - 431; Гендер и власть..., 2008; Ксенофонтова, 2005; Ксенофонтова, 2008(1); Ксенофонтова, 2008(2)].
Раскрывая проблемы власти сквозь призму гендерных отношений, российские африканисты приходят к пониманию необходимости рассматривать африканские реалии в контексте общемировой истории. И это предполагает их повышенный интерес к общетеоретическим проблемам науки о гендере, что получило свое отражение в ряде статей Л. А. Андреевой, М. Л. Бутовской,
стр. 189
А. А. Казанкова, Н. Н. Ксенофонтовой, О. Б. Максимовой [Гендер и власть..., 2008, с. 9 - 17; Ксенофонтова, 2004; Ксенофонтова, 2007; Мужчина и женщина..., 2007; с. 9 - 46, 78 - 118, 134 - 143, 225 - 248, 270 - 288].
В конце прошлого века и в текущие годы отечественные африканисты, в той или иной степени интересующиеся гендерными проблемами, получили возможность добыть собственный полевой материал, выезжая в командировки и экспедиции в страны Африки, что значительно обогатило источниковедческую базу гендерных исследований. Нашим ученым удалось побывать: в Мали (В. Р. Арсеньев), Нигерии (И. Г. Большов, Н. Б. Кочакова), Танзании (Д. М. Бондаренко, М. Л. Бутовская, Э. С. Львова), Тунисе и Марокко (Е. Б. Деминцева, Н. Л. Крылова, С. В. Прожогина, Н. Г. Романова), Эфиопии (Э. С. Львова), ЮАР (Н. В. Гришина). Результаты их наблюдений были опубликованы в монографиях и сборниках [Гришина, 2007; Межрасовые и межэтнические отношения..., 2008, с. 138 - 194; Мужчина и женщина..., 2007, с. 249 - 269; Мусульмане. ..,2005, с. 71 - 115].
Завершая обзор трудов по гендерным проблемам в рамках отечественной африканистики за прошедшие 20 лет, можно заключить, что российские ученые в своих изысканиях по этой теме прошли те же этапы в становлении науки о гендере, что и их коллеги за рубежом и в смежных общественных науках. Достижения наших специалистов в этой области, выразившиеся в значительном количестве опубликованных работ, разнообразии тем, фундированности их разработок и выводов, свидетельствуют о том, что гендерные исследования вполне закономерно получили статус самостоятельного научного направления, которое характеризуется как многосоставная и междисциплинарная отрасль знания, включающая в себя практически весь спектр взаимодействия мужчин и женщин как на уровне глобального общества, так и в приватной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000.
Антропология власти. Т. 1. Власть в антропологическом дискурсе. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006.
Арсеньев В. Р. Бамбара: люди в переходной экономике (очерк традиционной организации хозяйственной деятельности). СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 1997.
Арсеньев В. Р. О воспроизводстве стереотипов полоролевого поведения бамбара // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.
Африка в контексте отношений Север-Юг. IX конференция африканистов (Москва, 21 - 23 мая 2002 г.). Тезисы. М.: Ин-т Африки РАН, 2002.
Африка на пороге третьего тысячелетия. VIII Конференция африканистов (Москва, 28 - 30 сентября 1999 г.). Тезисы. М.: Ин-т Африки РАН, 1999.
Африка: экологический кризис и проблемы выживания. М.: Ин-т Африки РАН, 2001.
Безопасность Африки: внутренние и внешние аспекты. X Конференция африканистов (Москва, 24 - 26 мая 2005 г.). Тезисы. М.: Ин-т Африки РАН, 2005.
Бейлис В. А. Доминантные черты африканских культур - признаки цивилизационной общности // Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып. 3. М.: ИНИОН РАН, 1991.
Бейлис В. А. Традиция в современных культурах Африки (по материалам западной и африканской литературы). М.: Наука, 1986.
Бондаренко Д. М. Бенин накануне первых контактов с европейцами. Человек. Общество. Власть. М.: Ин-т Африки РАН, 1995.
Васильев A. M. Египет и египтяне. М.: Вост. лит-ра, 2008.
Гендер и власть. Семья, общество, государство. М.: Ин-т Африки РАН, 2008.
Гендерные исследования в африканистике. М.: Ин-т Африки РАН, 2000.
Гендерные проблемы переходных обществ. М.: Ин-т Африки РАН, 2003.
Гришина Н. В. Гендерные аспекты урбанизации (на примере африканского населения ЮАР). М.: Ин-т Африки РАН, 2007.
Деминцева Е. Быть "арабом" во Франции. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
Емельянов А. Л., Мыльцев П. А. Забытая история великого острова. М.: Наука, 1990.
Женщины в современном мире. К итогам Х-летия женщин ООН. М.: Наука, 1989.
стр. 190
Иорданский В. Б. Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии. М.: Наука, 1991.
Иорданский В. Б. Оппозиция мужчина-женщина в африканской мифологии // Народы Азии и Африки. 1986. N 4.
Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982.
Калиновская К. П. Возрастные группы народов Восточной Африки. М.: Наука, 1976.
Калиновская К. П. Скотоводы Восточной Африки в XIX-XX вв. Хозяйство и социальная организация. М.: Наука, 1989.
Космарская Н. П. Незнакомая африканка (женщина в традиционных земледельческих обществах Тропической Африки // Мир африканской деревни. М.: Наука, 1997.
Космарская Н. П. Деревня Тропической Африки. Особенности эволюции традиционных форм хозяйства. М.: Наука, 1983.
Кочакова Н. Б. Города-государства йорубов. М.: Наука, 1968.
Кочакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации (Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея). М.: Наука, 1986.
Кочакова Н. Б. Священный Иле-Ифе: идеализированный образ и историческая реальность. М.: Ин-т Африки РАН, 2007.
Кочакова Н. Б. Традиционные институты управления и власти. М.: Вост. лит-ра, 1993.
Крылова Н. Л. Афророссияне: брак, семья, судьба. М.: РОССПЭН, 2006.
Крылова Н. Л. Дети в русско-африканских браках. Судьба. Культура. Будущее. Нью-Йорк: Эдвин Мелвин-Пресс, 1999.
Крылова Н. Л., Прожогина СВ. Женщина и Чужбина. М.: Ин-т Африки РАН, 2007.
Крылова Н. Л., Прожогина С. В. Метисы: кто они? Проблемы социализации и самоидентификации. М.: Ин-т Африки РАН, 2004.
Крылова Н. Л. Русские женщины в Африке. Проблемы адаптации. М.: РОССПЭН, 1996.
Крылова Н. Л., Прожогина С. В. "Смешанные браки". Опыт межцивилизационного общения. М.: Ин-т Африки РАН, 2002.
Ксенофонтова Н. А. Африканки. Гендерный аспект общественного развития. М.: Ин-т Африки РАН, 1999.
Ксенофонтова Н. А. Африканское крестьянство: перемены в общественном сознании. М.: Наука, 1990.
Ксенофонтова Н. А. Власть как центральный вопрос во взаимоотношении полов и в гендерных исследованиях // Гендер и власть. Семья, общество, государство. М.: Ин-т Африки РАН, 2008.
Ксенофонтова Н. А. Война полов, или поиск и обретение идентичности. Очерк первый // Мужчина и женщина. Кн. 1. Диалог или соперничество? М.: Ин-т Африки РАН, 2004.
Ксенофонтова Н. А. Война полов, или поиск и обретение идентичности. Очерк второй. Женщины в мире мужчин. Реалии и фантазмы // Мужчина и женщина. Кн. 2. Эволюция отношений. М.: Ин-т Африки РАН, 2007.
Ксенофонтова Н. А. Гендер и власть // Африканский калейдоскоп. (Ученые записки Института Африки РАН. Вып. 27). М.: Ин-т Африки РАН, 2005.
Ксенофонтова Н. А. Женщина как действующее лицо африканской истории (Взгляд сквозь пространство и время) // Околдованная реальность (Мир африканской менталъности). М.: Вост. лит-ра, 1994.
Ксенофонтова Н. А. Власть - главный аспект во взаимоотношении полов в традиционных африканских обществах // Азия и Африка сегодня. 2008. N 12.
Ксенофонтова Н. А. Женщины африканской деревни: синтез и противоречие традиционного и современного в общественном сознании // Место и роль крестьянства в современной Африке. Материалы "Круглого стола", проведенного в Институте Африки РАН 19 - 20 апреля 1990 г. М.: Ин-т Африки РАН, 1992.
Ксенофонтова Н. А. Народ Зимбабве (Очерки социально-экономической истории). М.: Наука, 1974.
Ксенофонтова Н. А. Оппозиция "мужчина-женщина" в традиционном африканском обществе // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. Т. II. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999.
Ксенофонтова Н. А. Статус женщины в системе межличностных отношений в традиционных африканских обществах // Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы международной конференции 1993 г. М.: Наука, 1994.
Ксенофонтова Н. А., Рыбалкина И. Г. Положение женщин и их роль в современной Африке. Доклад на конференции, посвященной Дню Африки 30 мая 2000 г. М.: Ин-т Африки РАН, 2000.
стр. 191
Куббель Л. Е. Древнейшее сообщение об обычае соправления брата и сестры у африканских народов // Советская этнография. 1961. N 1.
Куббель Л. Е. Сонгайская держава. М.: Наука, 1974.
Лапкина Н. А. Практики жертвоприношения у народов Тропической Африки как модель социокультурной регуляции традиционных обществ. Гендерный аспект // Африканский калейдоскоп. Ученые записки Института Африки РАН. Вып. 27. М.: Ин-т Африки РАН, 2005.
Львова Э. С. История Африки в лицах. Биографические очерки. Вып. I. Африка в доколониальную эпоху. М.: Муравей, 2002.
Львова Э. С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействия культур и тенденция развития. М.: Логос, 1996.
Львова Э. С. Этнография Африки. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
Межрасовые и межэтнические отношения в современной Танзании. Труды российской комплексной экспедиции в Объединенной Республике Танзания (сезон 2005 г.). М.: URSS, 2008.
Мир африканской деревни. Динамика развития социальных структур и духовная культура. М.: Вост. лит-ра, 1997.
Мусульмане и христиане в современной Танзании. Труды участников российской экспедиции. М.: Ин-т Африки РАН, 2005.
Мужчина и женщина. Кн. / Диалог или соперничество? М.: Ин-т Африки РАН, 2004.
Мужчина и женщина. Кн. 2. Эволюция отношений. М.: Ин-т Африки РАН, 2007.
Новиков В. Культ женщины // Азия и Африка сегодня. 1987. N 3.
Ольдерогге Д. Западный Судан в XV-XIX вв. Очерки по истории и истории культуры (ТИЭ. Новая серия. Т. LII.I). М. -Л: Изд-во Академии наук СССР, 1960.
Ольдерогге Д. А. Эпигамия. М.: Наука, 1983.
Орлова А. С. История государства Конго (XVI-XVII вв.) М.: Наука, 1968.
Орлова А. С. Общественный строй мальгашей в XIX в. (из истории острова Мадагаскар) //Африканский этнографический сборник. Т. II. М.: Из-во Академии наук СССР, 1958.
Орлова А. С, Львова Э. С. Страницы истории великой саванны. М.: Наука, 1978.
Попов В. А. Этносоциальная история аканов в XVI-XIX веках. М.: Наука, 1990.
Потехин И. И. Родовые отношения в системе социальных отношений современной африканской деревни. Доклад на V МКАЭН. М., 1956.
Потехин И. И. Формирование национальной общности южно-африканских банту (ТИЭ. Т. XXIX). М.: Наука, 1955.
Развитие Африки. Возможности и препятствия. XI Конференция африканистов (М., 22 - 24 мая 2008 г.). М.: Ин-т Африки РАН, 2008.
Ранние формы социальной организации. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2000.
Рыбалкина И. Г. Дети в Африке: социодемографический аспект. М.: Ин-т Африки РАН, 1993.
Рыбалкина И. Г. Женщины современной Африки // Ученые записки Института Африки РАН. Вып. П. М.: Ин-т Африки РАН, 1999.
Рыбалкина И. Г. Женщины в социальной истории Африки. М.: Ин-т Африки РАН, 1994.
Сванидзе И. А. Сельское хозяйство Тропической Африки. М.: Мысль, 1972.
Символы и атрибуты власти. Генезис, семантика, функции. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 1996.
Синицына И. Е. В мире обычая. М.: Вост. лит-ра, 1997.
Синицына И. Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М.: Вост. лит-ра, 1978.
Синицына И. Е. Человек и семья в Африке. М.: Вост. лит-ра, 1989.
Смирнова P. M. Положение женщины в странах Африки. М.: Вост. лит-ра, 1967.
Фадеев Л. А. Мономотапа. Древняя африканская цивилизация в междуречье Замбези-Лимпопо // Африканский этнографический сборник. Т. IV. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.
Чернецов С. Б. Нарушительница норм женского поведения в Эфиопии XVII в. - героиня "Житие матери нашей Валата Петрос" // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.
Швецова С. И. Тропическая Африка. Проблемы социального освобождения женщин (на примере стран социалистической ориентации). М.: Наука, 1982.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |