Многие ученые, занимавшиеся вопросом о последних годах правления иранской династии Сефевидов и закатом могущества этой державы, отмечают, что начало событиям, которые привели к афганскому завоеванию Исфахана (1722) и уничтожению государства Сефевидов, послужили действия беглярбека Кандагара Горгин-хана (принявшего ислам грузинского царя Картли из рода Багратионов Георгия XI).
После походов в Восточную Грузию шаха Аббаса I Великого в начале XVII в. в Гюрджистан-и Картил (Картли) и в Гюрджистан-и Кахит (Кахети) Сефевиды стали назначать вали (правителей) с титулом хан из грузинского царского рода Багратиони. После Касри-Ширинского договора 1639 г., завершившего длительный период турецко-иранских войн, Западная Грузия (Имерети, Мегрелия, Гурия, Аджар) стала сферой влияния Османской Турции, а восточные части Грузии, царства Картли и Кахетии, - Сефевидского Ирана. Именно эти две части "Гюрджистана" имеет в виду шахская разрядная книга "Тазкират ал-мулук", согласно которой в конце XVII в. в Сефевидской державе было четыре вали и 13 беглярбеков. В соответствии с достоинством их именовали в следующем порядке: первым считался вали Арабистана, за ним следовал вали Нуристана, а затем вали Грузии, т.е. цари Картли, Кахети и иногда просто Тбилиси [Tadhikat al-muluk, 1943, p. 44]. Из беглярбекств важнейшими считались Мешхед (Хорасан), Ширван, Кандагар, Казвин, Герат, Ереван, Кирман, Карабах, Гянджа, кроме того, были еще и наследственные ханства.
В 1675 г. скончался царь Картли Вахтанг V, который в Иране был насильственно обращен в ислам и получил имя Шахнаваз I. Персидский шаханшах не хотел отдавать трон Картли царевичу Георгию, поскольку тот не был мусульманином и всячески избегал поездки в Исфахан к шахскому двору. Все это раздражало шаха, и он сначала передал должность вали в Картли принявшему ислам царевичу Александру (1675 - 1676), но, когда смиривший свою гордыню царевич Георгий отправился в Исфахан, "припал к порогу Великого шахиншаха", пробыл там пять месяцев [Сехниа, 1976, с. 10], принял ислам и получил иранское имя Горгин-хан (под этим именем он и вошел во все иранские, турецкие и арабские летописи), стал царем Картли Георгием XI (вали Картил): 1676 - 1688, 1691 - 1695, 1703 - 1709 [Вахушти, 1976, с. 76]. Георгий получил традиционное для царевичей из фамилии Багратиони воспитание и образование и всю свою жизнь боролся за объединение Грузии. Он прекрасно владел саблей, копьем и пистолетом, разбирался в военной тактике и стратегии. Георгий XI, еще не будучи царем, проявлял себя как решительный и жестокий человек. Так, однажды, узнав о том, что знаменитый грузинский вельможа убил кинжалом его дворянина (азнаура) Павленишвили, царевич Георгий приказал тут же казнить этого вельможу [Вахушти, 1976, с. 74]. Тот же источник свидетельствует: царевич Георгий отличался доблестью и мужеством, прекрасным телосложением, радушием и мудрыми речами, щедростью к подданным и рыцарскими качествами [Вахушти, 1976, с. 76].
Первое царствование Георгия XI (перс. - Горгин-хан или Шахнаваз II) приходится на 1676 - 1688 гг. Он поддерживал дружеские и союзные отношения с царем Имерети Арчилом, что не понравилось иранцам, и в 1679 г. Георгий XI получил приказ изгнать Арчила из Имерети. Грузинские представители рода Багратиони договорились, и Арчил
стр. 41
через Осетию уехал в Россию к царю Федору Алексеевичу, где его радушно встретили. Георгий XI постоянно поддерживал связь с Арчилом, жившим в Москве, и выжидал удобного момента для его возвращения в Грузию. Георгий мечтал объединить под своим скипетром и Кахети и Имерети, и княжества Гурии, и Аджару, т.е. возродить Грузинское государство.
В Исфахане за ним пристально следили, и шаханшах потребовал прислать в заложники брата Левана и сына Баграта. Георгий XI был вынужден отправить в 1688 г. в Исфахан Левана и Баграта, а сам покинул свою столицу Тбилиси и удалился в летнюю резиденцию в Коджори. Шаханшах Сулейман заключил Левана и Баграта в крепости Герат [Сехниа, 1976, с. 11]. В Тбилиси стал править Назарали-хан, принявший мусульманство грузинский царевич Ираклий I, Георгию же было приказано явиться в Исфахан для получения новой должности в другом месте обширного иранского государства. Но царь Георгий ушел с верными ему воинами в Имерети. В это же время из России вернулся царь Арчил. Объединившись с Георгием XI, он разбил войска турецкого ставленника царя Александра и изгнал его из Имерети. После этого Георгий XI удалился в Ахалцихе, к турецкому паше, но в Исфахан не поехал. Персидские власти потребовали от турецкого султана выдачи непокорного Горгин-хана, но когда султанский приказ об этом дошел до Ахалцихе, то взбунтовались стоявшие там в гарнизоне янычары и отказались выдать Сефевидам грузинского царя. Царю Георгию XI предложили вступить в корпус янычар и принести присягу турецкому султану [Вахушти, 1976, с. 82 - 83]. Георгий XI, посовещавшись со знатными месхами - грузинами, принадлежавшими к старинным княжеским родам, решил бежать в Картли. Азнаур Доленджи Хмаладзе по веревке спустился вместе с царем ночью с высокой крепостной стены [Вахушти, 1976, с. 83; Сехниа, 1976, с. 12].
В 1691 г., через три года после отстранения от престола, Георгий XI снова вступил в Картли, крупнейшие феодалы которой (тавады и эриставы) признали его власть [Бердзенишвили, 1973, с. 280 - 282]. Назарали-хан (Ираклий I) заперся в тбилисской цитадели, надеясь получить помощь от гянджинского или карабахского ханов и посылая письма в Иран к шаханшаху с просьбой прислать войско. Столицей же Георгия стал Каджори. В боях под Тбилиси и Джвари, в Тианети и Гартискари Георгий XI разгромил кызылбашские отряды Назарали-хана, и, хотя последний продолжал сидеть в Тбилиси, вся остальная территория Картли подчинилась Георгию XI.
Так прошли четыре года. В Иране умер шах Сулейман, и на престол вступил шах Хусейн (1694). Держава Сефевидов находилась в упадке. Русский посланник Артемий Волынский отмечал резкое падение сбора налогов: если в середине XVII в. в Иране собиралось 15 млн. туманов, то при шахе Хусейне в начале XVIII в. - едва ли 6 млн. туманов [Бушев, 1978, с. 249]. Поляк Тадеуш Крушинский писал о том, как грабят население и творят произвол местные чиновники, уверенные в полной безнаказанности, что, на его взгляд, говорит о загнивании и скором падении державы Сефевидов [Rrusinski, 1729, р. 75, 93 - 94]. Он также отмечал, что в то время, как все в провинциях и в столице шло к упадку и полной смуте, шаханшах Хусейн "пребывал погребенным в гареме" и отдал государство на откуп своим чиновникам [Rrusinski, 1729, p. 99 - 100]. Артемий Волынский писал, что когда шах Хусейн в 1717 г. выступил из Исфахана в Казвин, то впереди шахского каравана заранее были высланы 700 верблюдов по "2 госпожи из гарема на каждом" [Бушев, 1978, с. 259].
В 1695 г. шах прислал смену для гарнизона кызылбашей, стоявших в крепости Тбилиси. Царь Георгий XI перекрыл в Дидгори дорогу кызылбашам и, отойдя к крепости Клдекари, готовился к решающей битве. Царские войска нападали на караульных и небольшие отряды кызылбашей. Но до решаюшей битвы дело не дошло - грузинские князья изменили Георгию XI и отказались биться с войсками Сефевидов, больше думая о своих имениях и имуществе, чем о стране [Вахушти, 1976, с. 87 - 88]. Царь Георгий XI со своей семьей снова укрылся в горной части Имерети. Назарали-хан с помощью казылбашей занял всю Картли.
стр. 42
В это время ереванский беглярбек Фарзали-хан предложил Георгию XI посредничество для примирения его с шаханшахом Хусейном [Захарий Канакерци, 1969, с. 193; The Chronicle..., 2004, p. 252]. Георгий принял это предложение и прибыл в Ереван. В 1696 г. посланник шаха Хусейна привез в Ереван фирман с требованием явиться в Исфахан, получить прощение и жалованье за годы опалы [Арутюнян, 1954, с. 130]. В подарок Георгию шах прислал в Ереван 500 туманов серебра, шелковый халат и "украшенную золотом лошадь" [Сехниа, 1976, с. 14; Захарий Канакерци, 1969, с. 193]. В конце того же, 1696 г. грузинский царь выехал в Исфахан в сопровождении ереванского беглярбека Фарзали-хана и в первых числах марта 1697 г. добрался до столицы Сефевидов. По сообщению грузинского источника, шаханшах Хусейн пожаловал Георгию XI дворец, а сопровождавшим его князьям (тавадам), азнаурам и другим грузинским вельможам - дома в Исфахане, и уже на четвертый день пребывания в столице Ирана грузинский царь был удостоен аудиенции у шаха [Сехниа, 1976, с. 15]. Спустя четыре месяца всем грузинам, приехавшим в Исфахан, было предложено перейти в ислам, после чего 400 из них вернулись в Картли, а 200 остались с царем Георгием XI.
Согласно армянскому источнику, царь Георгий проявил находчивость и хорошо подготовился к встрече с шахом: он явился на прием, обвязав шею веревкой, концы этой веревки перебросил через плечи, а на грудь себе повесил саблю. В ответ на удивление шаха Хусейна Горгин-хан ответил: "Я достоин смерти и виноват перед тобой. Либо повесь меня на этой веревке, либо убей вот этой саблей". Эти слова так растрогали молодого шаха, что он тут же приказал воздать почести грузинскому царю, проникся доверием к нему и назначил своим советником [Захарий Канакерци, 1969, с. 193 - 194; The Chronicle..., 2004, p. 214 - 216].
В ноябре 1697 г. шах предложил Горгин-хану на пиру в своем дворце принять бегляр-бекство Керман и защитить его от нападений белуджей. И хотя грузинский царь сначала счел свое новое назначение унижением, однако, поразмыслив, согласился [Сехниа, 1976, с. 15]. Брат Георгия, царевич Леван, через 20 дней достиг Кермана и разбил белуджей Мир-Хосров-хана. В битве погибло 1500 белуджей, остальные обратились в бегство, оставив награбленное добро. Персы же потеряли 102 воина убитыми [Сехния, 1976, с. 17]. Леван еще трижды разбивал грабительские отряды белуджей, а в 1699 г. в Керман отправился и сам Горгин-хан. Горожане с радостью встретили его, надеясь, что новый беглярбек избавит их от набегов белуджей. Через месяц царь Георгий XI на систанской дороге догнал белуджей и разбил их: 760 белуджей и 540 афганцев были убиты. Хан Систана в разгар сражения явился на помощь грузинскому царю [Сехниа, 1976, с. 20]. Вожди белуджей Хосров-хан и Шахдад явились в лагерь к Георгию с изъявлением покорности Сефевид-скому шаханшаху Хусейну и обещали больше не грабить иранские области [Вахушти, 1976, с. 92]. Шах Хусейн прислал Горгин-хану в Кирман перо, саблю, кинжал, украшенные жемчугами, коня с позолоченным седлом, 2 тыс. туманов и дорогой халат с собольим воротником [Сехниа, 1976, с. 21].
Шах пообещал Назарали-хана (Ираклия) перевести правителем в Кахетии, а Георгию XI вернуть престол Картли в награду за прекращение грабежей афганцев в округе Кандагара. Царь Георгий обратился к своему брату Левану, к тому времени вернувшемуся в Грузию. Леван набрал в Грузии 2 тыс. всадников [Вахушти, 1976, с. 93] во главе со знатным вельможей Вахушти Капланишвили. Эти войска прибыли в Керман в сентябре 1703 г. [Сехниа, 1976, с. 23; Очерки..., 1973, с. 399 - 100].
Шаханшах Хусейн торжественно вернул Георгию XI титул "вали Картин " ("правитель Картли"), пожаловал должность спасалара (полководца) Ирана и отправил его в 1704 г. в Кандагар в качестве беглярбека [Бердзенишвили, 1973, с. 283]. В Картли же должен был временно править в качестве джанишина (заместителя) царевич Вахтанг, сын Левана и племянник Георгия XI - будущий царь Картли Вахтанг VI. Георгий XI отправился через пустыню Дашт-и Мархо ("Пустыня смерти") в Кандагар в сопровождении 30 тыс. иранцев и 2 тыс. грузин [Picault, 1810, p. 119 - 120]. Ознакомившись с обстановкой, Горгин-хан стал разжигать вражду между афганскими племенами гильзаев и абдали [Арунова, 1958,
стр. 43
с. 155 - 156]. Чтобы ослабить позиции абдали в Кандагаре, он переселил в район Герата несколько тысяч их семей. В Кандагаре наступило затишье. Горгин-хан развлекался охотой и походами на непокорные афганские племена, приобретая все больше благосклонности у шаханшаха Хусейна. Это вызывало зависть у высших сановников Сефевидской державы. Шаху все чаще сообщали о суровых расправах грузинского царя с афганцами, что было несомненной правдой. Сопровождавший Горгин-хана историк Сехниа пишет, что бегляр-бек приказывал заживо хоронить непокорных афганцев; замуровывать их живыми в стены крепости; вырывать им зубы и втыкать их в головы; сбрасывать со скал и отрезать уши. Вожди племен абдали поплатились головой за непокорность: Даулат-хан, дед будущего основателя Дурранийской державы Ахмад-шаха, Насир Мухаммад-хан и Рустам-хан были убиты по приказу беглярбека, а отец Ахмад-шаха, Земан-хан, был захвачен в плен и содержался в неволе в Кандагарской крепости [Рейснер, 1954, с. 309]. Горгин-хану удалось наладить неплохие отношения с правителем Кабула Дараф-шахом и вождями белуджей Самандар-ханом и Хосров-ханом. Ослаблением абдали в результате репрессий Горгин-хана воспользовались племена гильзаев. В Кандагаре капантаром (градоначальником) стал богатый купец из рода гильзаев Мир-Вейс.
Именно гильзайские племена создали в XVII в. первое афганское государство-княжество Хушхаль-хана Хаттака, которое было разгромлено армией Великих Моголов в 70-е гг. XVII в. Хаттаки занимали территорию между Кандагаром и Пешаваром, и через их земли проходил важнейший торговый путь из Ирана в Индию через Хайберский перевал. Большая часть гильзаев была кочевниками-скотоводами, но многие хаттаки осели на землю и стали заниматься поливным богарным земледелием. Они также торговали солью, которую доставляли и в Иран, и в Индию. Вожди хаттаков в XVII в. получали от императоров Великих Моголов грамоту на управление своим племенем - санад [Lockhat, 1958, р. 139]. В случае войны хаттаки должны были отправить в армию падишаха Великих Моголов 1500 хорошо вооруженных всадников и 1000 простых воинов [Рейснер, 1954, с. 305]. Хотя независимое княжество хаттаков было разгромлено, память о нем жила среди гильзаев. Ведь именно Хушхаль-хан впервые заговорил о всех афганских племенах как о едином народе.
Гильзаи продолжали контролировать торговую магистраль из Кандагара в Пешавар, Хайберский перевал [Рейснер, 1951, с. 150] и другую важную дорогу - Кабул-Лахор. Положение афганцев в Кандагаре и Герате в начале XVIII в. резко ухудшилось. Там были проведены перепись и новое налоговое обложение (1698 - 1702), что увеличило в два раза объем налогов [Krusinskii, 1729, р. 211 ]. Это резко обострило обстановку - волнения среди афганцев следовали одно за другим. Чтобы справиться с афганцами, Горгин-хан совершал неожиданные налеты на кочевья скотоводов и горные деревни гильзаев, "все подвергались насилию и грабежу, у одних [кызылбаши] забирали лошадей и скот, у других - шатры, и никто не должен был роптать; женщин похищали прямо из супружеского ложа, а девушек вырывали из рук матерей" [Picault, 1810, р. 119]. Волнения охватили многие племена. На помощь Горгин-хану из Грузии прибыло подкрепление, а в 1707 г. приехали его брат Леван (Шахкули-хан) и его сын Кайхосро.
В Исфахане из-за злоупотреблений шахских чиновников вспыхнуло народное восстание. Напуганный шах Хусейн призвал Кайхосро, наделив его чрезвычайными полномочиями. Кайхосро за 12 дней покрыл расстояние от Кандагара до Исфахана (обычно путь занимал 40 дней) и прибыл в столицу Сефевидов. "Учинил он расправу невиданную и удивительную: иным распорол живот, иных ухом прибил к прилавкам, иных подковал гвоздями и подковами" [Сехниа, 1976, с. 26]. В том же, 1707 г. Георгий XI (Горгин-хан) торжественно встретил Кайхосро и своего племянника Александра, а Мир-Вейса отправил в Исфахан к шаху с просьбой задержать его там и не отправлять обратно в Кандагар.
В конце 1707 г. Мир-Вейс был принят шахом Хусейном, усыпил его бдительность и попросил разрешить ему совершить хадж в Мекку [Рейснер, 1954, с. 309]. Расстроганный шах даже дал ему провожатых в дорогу. Мир-Вейс вернулся из Мекки весной 1708 г., прожил еще несколько месяцев в Исфахане и сумел убедить шаха в своей преданности
стр. 44
[Рейснер, 1951, с. 152]. Он хорошо изучил обстановку и понял, что держава Сефевидов на пороге агонии. Мир-Вейс подкупил многих вельмож шахского двора и понял, что грузинского царя Георгия XI, ставшего в Иране Горгин-ханом, многие опасаются, а некоторые завидуют его военным и административным успехам. Вернувшись в Кандагар с охранной грамотой, осенью 1708 г. он собрал всех вождей гильзайских и белуджских племен на джиргу (совет вождей). Джирга приняла предложение Мир-Вейса о восстании против Сефевидов.
В апреле 1709 г. Мир-Вейс призвал гильзаев к восстанию. Царевич Александр с частью войск ушел к Герату покорять взбунтовавшиеся там афганских племена, а сам Горгин-хан находился в лагере под Кандагаром с несколькими десятками грузин и несколькими тысячами воинов из племен абдали. Мир-Вейс сначала напал на абдали, союзников Горгин-хана, отрубил голову их вождю, а рядовым воинам предложил разграбить лагерь и разойтись по домам. У Горгин-хана остались несколько сотен белуджей и абдалиев и верные ему грузины. На рассвете 21 апреля 1709 г. Мир-Вейс с несколькими тысячами своих воинов напал на грузинского царя, воины последнего отстреливались из луков и ружей, но гильзаи прорвались к шатру грузинского царя и убили его [Сехниа, 1976, с. 28; Вахушти, 1976, с. 96; Натрошвили, 1978, с. 158]. Мир-Вейс сорвал с груди убитого царя драгоценный крест и образок и приказал отправить их шаху Хусейну со словами: "Так грузинский царь обманывал тебя" [Вахушти, 1976, с. 96].
Затем Мир-Вейс занял Кандагар и разбил царевича Александра, которому удалось прорваться к крепости Гиришк с небольшим числом воинов [Сехниа, 1976, с. 28; Очерки..., 1973, с. 402]. К 1711 г. Мир-Вейс очистил от персидских гарнизонов Кандагарскую и Гератскую области и готовился к походу на Хорасан. Но в 1715 г. он умер. Его наследник, сын Мир-Махмуд, в 1717 г. призвал всех афганцев присоединиться к нему и вместе с гильзаями идти на Исфахан. Первый поход оказался неудачным, но в 1721 г. последовал новый, и в октябре 1722 г. Исфахан пал. Кандагарское восстание 1709 г. стало вехой на пути образования афганского государства, способствовав этнической консолидации афганских племен в XVIII в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арунова М. Р. Гератское восстание 1716 - 1732 гг. // Независимый Афганистан. М.: Наука, 1958.
Арутюнян П. Т. Освободительное движение армянского народа в первой четверти XVIII в. М.: Наука, 1954.
Бердзенишвили Н. А. Вопросы истории Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1973 (на груз. яз.).
Бушев П. П. Посольство Артемия Волынского в Иран в 1715 - 1718 гг. М.: Наука, 1978.
Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Пер., предисл., указат. Н. Т. Накашидзе. Тбилиси: Мецниереба, 1976.
Захарий Канакерци. Хроника. Пер., предисл. и комм. М. О. Дарбинян-Меликян. М.: Наука, 1969.
Натрошвили Т. Г. От Машрика до Магриба. М.: ГРВЛ, 1978.
Очерки истории Грузии. Т. 4. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1973 (на груз. яз.).
Рейснер И. М. Возникновение и распад Дурранийской державы // Очерки по новой истории стран Среднего Востока. М.: Наука, 1951.
Рейснер И. М. Развитие феодализма и образование государства у афганцев. М.: Наука, 1954.
Сехниа Чхеидзе. История Грузии. Жизнь царей. Пер., предисл., указат. Н. Т. Натрошвили. Тбилиси: Мецниереба, 1976.
The Chronicle of Deacon Zakaria ofKanaker. Annot., transl. and comm. by G. Bournoutian. Costa Mesa, California: Mazda publishers, 2004.
Krusinski Thadeush. Histoire des revolutions de Perse. T. I-II. P., 1729, 1742.
Lockhart L. Nadir Shah. A Critical Study Based Mainly on Contemporary Sources. L., 1938.
Lockhart L. The Fall of the Safari Dynasty and the Afghan Occupation of Persia. Cambridge: University Press, 1958.
Picault Ch. Histoire des revolutions de Perse pendant la duree du dix-huitieme siecle de Vere chretienne. T. I. P., 1810.
Tadhikat al-muluk. A Manual of Safavid Administration (circa 1137/1725). Persian text. Transl. and espl. by V. Minorsky. Cambridge: University Press, 1943.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |