Libmonster ID: UZ-1114

9 - 13 августа 2007 г. в Улан-Баторе (Монголия) состоялась международная научная конференция "Глобализация и социальная трансформация в развивающихся странах", проходившая в рамках постоянно действующего китайско-монгольско-российского научного семинара, посвященного социальным и культурным проблемам развивающихся стран в эпоху глобализации. Такие конференции проводятся ежегодно поочередно в Китае, Монголии и России. Семинар был организован на основе соглашения, заключенного между Колледжем гуманитарных и социальных исследований Университета нефти Китая, Институтом философии, социологии и права Монгольской Академии наук и Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (ИМБиТ). Прошлые конференции проходили в Улан-Баторе (Монголия), в Циндао (КНР), в Улан-Удэ (Россия).

Конференцию открыл директор Института философии, социологии и права МАН Г. Чулуунбаатар. С приветствиями к участникам конференции обратились: президент Монгольской Академии наук академик Б. Чадра, руководитель китайской делегации, вице-президент колледжа гуманитарных и социальных исследований Университета нефти Китая Цзи Гуансинь и руководитель российской делегации, заместитель директора ИМБиТ С. Ю. Лепехов.

Пленарное заседание открыл доклад директора Международного института изучения кочевых цивилизаций, вице-президент МАН акад. Б. Энхтувшина "Некоторые аспекты сравнительного изучения современного кочевого общества в пограничных областях Монголии, Китая и России". Основная тема доклада - изучение развития кочевых сообществ в современном мире в условиях глобализации. С этой целью Институт изучения номадических цивилизаций организовал серию экспедиций, таких как "Изменения в центральноазиатской кочевой цивилизации", "Сравнительные исследования культуры, антропологии и экологии кочевой жизни", "Культурное наследие центральноазиатских кочевников", "Культура, этнография и антропология на границах Монголии и Китая", "Сравнительные исследования культуры открытых степей". В экспедициях проводилась исследовательская работа по следующим направлениям: "История, культура, археология и этнография", "Духовная культура", "Развитие общества, экономики и цивилизации". Исследования проводились на границах Монголии, России (Республика Бурятия) и Китая в течение пяти лет с участием историков, археологов, антропологов, социологов, этнографов и лингвистов. Основной вывод, который можно сделать в результате проведенных работ: несмотря на то, что монгольские кочевники не избежали влияния как западной, так и восточной цивилизаций (проявившихся во внедрении некоторых форм земледелия), они все же не утратили основные черты своего традиционного образа жизни.

Совместный доклад Цзи Гуансиня и Цзяо Фанцзе был посвящен развитию Китая в контексте глобализации. Глобализация, как полагают авторы, - неизбежная ступень исторического развития. Поскольку глобализация неразрывно связана с социализацией, то современному Китаю придется столкнуться с этой проблемой, найти новые возможности дальнейшего развития страны. Китаю придется подчиниться требованиям времени, усовершенствовать систему управления, взять на вооружение стратегию развития и рассматривать возможности глобализации с позитивной точки зрения.

В докладе С. Ю. Лепехова "Последствия глобализации для социальных преобразований: проблема субъекта" ставится вопрос - кто же действительно является и должен являться субъектом социальных преобразований в современных развивающихся странах? Одно из распространенных представлений о глобализации состоит в том, отмечает докладчик, что она рассматривается как один из этапов всемирно-исторического прогресса, в ходе которого обеспечивается приращение благ для подавляющего большинства людей. В глобализации видят более рациональные подходы в области экономики, информационных технологий, образования, организации управления на всех уровнях социальной жизни. С этой точки зрения глобализация представляет собой безличностный естественный процесс как проявление действия объективных исторических законов. В этом случае все социальные изменения происходят "сами собой" в силу объективно складывающихся условий. Когда мы говорим о "социальных преобразованиях", то подразумева-

стр. 168
ем, что они происходят как реализация чьей-то сознательной воли в соответствии с определенной выбранной социальной политикой. В этом случае под глобализацией понимают обычно идеологию неолиберализма, сформулированную в доктрине так называемого Вашингтонского консенсуса, неформально принятого в 1992 г. ведущими западными странами и последовательно проводимую в жизнь Международным валютным фондом и Всемирным банком. При таком подходе именно последние организации и наиболее крупные ТНК являются субъектами всех экономических и социальных преобразований, ведущих на практике к ухудшению положения средних и бедных слоев населения во всех странах, охваченных этим процессом. Доктриной неолиберализма предусматривается: снижение роли государства как выразителя национальных общественных интересов; размывания самого понятия "нация", "народ"; изъятия у него функций субъекта исторического процесса и превращения в бесформенную массу наемных работников, лишенных политической воли, исторической памяти и традиций. Таким образом, народ из суверена национального государства и субъекта политического действия превращается в объект манипуляций ТНК. В связи с этим следует отметить, что культурно-исторические особенности каждой социальной общности, таких как "народ", "нация", "этнос" являются такими же естественными объективно сложившимися данностями, как и формирующиеся финансово-экономические сети, и не могут быть произвольно отменены в угоду каких-либо даже очень могущественных интересов. С этой точки зрения глобальные экономические преобразования должны производиться национальным государством, выражающим интересы всех социальных слоев, выступая в качестве противовеса ведущим ТНК. Такая глобализация уже не вписывается в модель неолиберальной доктрины, а должна учитывать реально складывающиеся экономические, политические, социальные и культурные связи и отношения, с учетом интересов всех действующих субъектов.

Доклад директора Университета "Тенгри" С. Даваадулам посвящен общественной и личной ценности в образовательном процессе традиционного и современного монгольского общества. Основная тема исследования - оценка современной системы образования в Монголии и перспектив ее дальнейшего развития. С этой точки зрения мы должны, полагает докладчик, изучить процесс образования в Монголии и дать оценку традиционной системе обучения; оценить современную монгольскую систему образования на основании современных международных стандартов и с учетом региональной специфики.

В докладе Э. А. Николаева (ИМБиТ) "Постмодерн и трансформация понимания развития российского общества в постсоветский период" рассматривались возможности осмысления российской истории в рамках постмодернистского дискурса. Когда мы говорим о постмодерне, полагает докладчик, то неизбежно "держим в уме" историческую схему развития человечества. Эту схему можно представить следующим образом: сакральное общество (традиционное общество) - эпоха начальной секуляризации - модерн (современность) - постмодерн. Начиная с этой схемы, вырабатывается "универсальная" система оценок, критериев и шаблонов - путь от традиционного общества к современному (и постсовременному), который прошел и продолжает проходить Запад. Этот путь считается универсальным для всех стран, культур и народов, и их история рассматривается только как процесс "модернизации" и (имплицитно) "вестернизации". "Вестернизация" и "модернизация" - не тождественны, но в то же время они тесно связаны между собой концептуально. "Современность" оценивается со знаком плюс только в прогрессистской западной парадигме, поэтому этот термин заведомо несет на себе ее отпечаток. Вне западной цивилизации есть "модерн", принесенный туда с Запада, и в какой-то момент это привитое явление (никто не умаляет его значения, но это колониальная парадигма) переходит (может перейти, перейдет) в новую стадию - в которую постепенно переходит само западное общество. Постмодерн основывается на предпосылке, что модернизация традиционного общества успешно завершена, что сакрального измерения в социально-политической и экономической сферах более не остается. Так или почти так обстоит дело на Западе. Евразийцы признавали за русскими возможность активного противостояния модерну, модернизации как вестернизации. Именно активный антимодерн в свою очередь вел к "модернизации" без "вестернизации", т.е. к такой модернизации, которая была бы направлена на противостояние парадигме Запада. Исторической иллюстрацией этого явления служит весь период советской истории, а максимальная рационализация обнаруживается в интуиции евразийцев. Постмодерн в российских условиях призван быть "эзотеризмом". Внешне провозглашаются классические принципы "модернизации" с ее специфической парадигмой ("права человека", "товар-деньги-товар", "открытое общество" и т.д.). В

стр. 169
западном контексте постмодерн размывает упругость модернизационной стратегии. В Азии постмодерн, вероятно, будет не понят, как не был понят модерн, перетолкованный по-своему. А в России постмодернистский эзотеризм, выйдя на улицы, грозит стать брешью в стихии западного "телоса", его "антитезой", его "темным дублем", отсюда возврат к архаике. В религии это - примитивные формы религиозности.

Доклад И. С. Урбанаевой (ИМБиТ) был посвящен раскрытию универсального смысла буддийских философско-этических принципов в эпоху глобализации и трансформации общественных систем. Буддизм, отмечает докладчик, это уникальная форма духовности. С одной стороны, это религия. И в качестве религии буддизм имеет принципиальное сходство со всеми существующими на нашей планете религиями: все они помогают человеку обрести подлинный смысл существования по эту сторону жизни и обосновать надежду на посмертное бытие в масштабе вечности, и поэтому каждая религия имеет принципиальным базисом своих этических учений веру. Но, с другой стороны, буддизм очень сильно отличается по объекту, содержанию и обоснованию веры от других религий: прежде всего здесь отсутствует вера в Бога-Творца, и поэтому буддизм можно считать даже атеистической формой духовности. Иначе, буддизм является не столько религией, сколько философией и наукой. Благодаря тому, что буддизм - это особое знание, которое содержит универсальные смыслы, он может приносить пользу людям независимо от их национально-культурной и религиозной самоидентификации. Благодаря буддийскому подходу современное человечество может глубже осознать, почему оно является единой семьей, почему каждый человек ответствен за сохранение нашей планеты и всех живущих на ней существ, почему все они также входят в эту большую семью, обитающую на земле. Благодаря духовной практике люди способны очистить свое восприятие реальности, перестроить отношение к самим себе и друг к другу, а также к живой природе, и тогда возникает точка роста нового, более совершенного мира вокруг. Тогда трансформация локальных обществ и целых общественных систем в контексте общей глобализации будет происходить в более "мягких" и "гармоничных" формах. Сфера духовного не должна считаться отделенной от остальной жизни общества областью, которая контролируется религиозными организациями. Духовное должно быть в действительности базисом всей общественной жизни.

В докладе Г. Е. Манзанова (ИМБиТ) "Религия в этнокультурном самоопределении бурятского народа" отмечается, что современная религиозная ситуация в этнической Бурятии на институциональном уровне характеризуется тем, что буддийские объединения, шаманские организации, в меньшей степени различные протестантские деноминации, православная и даже католическая церкви, новые культы заняли идеологическую нишу, образовавшуюся после крушения коммунистического режима, в массовом сознании современных бурят. Как показывают социологические исследования, религиозная ситуация на стыке XX и XXI вв. среди бурятского населения Байкальского региона становится стабильной, приостановился рост числа верующих. Среди части верующих распространена ситуативная религиозность, которая характеризует скорее не мировоззренческую позицию, а умонастроения, отличающиеся значительной подвижностью.

Д. С. Жамсуева (ИМБиТ) рассмотрела специфику современного буддизма (на примере Бурятии). Содержание буддийской цивилизации в Центральной Азии, отмечает докладчик, определяется этнической спецификой буддийской культуры, которая в Тибете, Монголии, Бурятии, Туве складывалась в процессе взаимодействия буддийской религии с автохтонными верованиями и обычаями традиционного общества. В итоге сложилось единство постулатов популярного вероучения, морального кодекса, миропонимания, храмового и бытового культа, общая структура пантеона и пандемониума. Сложилась единая система школьного образования и нравственного воспитания, развития письменной и книжной культуры, литературного, научного и художественного творчества. В рамках буддийской конфессии сформировались кадры национальной интеллигенции. Согласно данным социологического исследования межнациональных и религиозных отношений в Бурятии, проведенного Экспертно-аналитическим центром Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, почти 20% респондентов заявили, что они атеисты; к верующим себя отнесли около 50%. К глубоко верующим людям, посещающим все религиозные службы и соблюдающим все религиозные требования, себя отнесли только 1.4% опрошенных. Исследование также показало, что в отличие от женщин, среди мужчин больше убежденных атеистов и меньший процент верующих. На вопрос: "Какую роль играет религия в современных условиях?" - 34% опрошенных ответили, что религия способствует формированию

стр. 170
терпимости; почти 27% считают, что религия объединяет и консолидирует людей, и только около 5% опрошенных заявили, что религия - разъединяет людей и является пережитком прошлого. Идентифицировали себя как буддисты 26% опрошенных. В то же время положительно относятся к буддизму - 58%; к католицизму - 13%; к протестантизму - 13%; к православию - 11% и к шаманизму - 11%. Из чего можно сделать вывод, что большинство населения, независимо от своей этнической принадлежности, симпатизирует буддизму. Около 70% опрошенных полагают, что для межнациональных отношений в Бурятии характерна стабильность. Проведенное социологическое исследование позволило сделать также вывод о том, что, несмотря на рост религиозных организаций, религиозность населения не выросла значительно, по сравнению с прошлым периодом. В целом для населения характерен синкретизм, когда люди, при необходимости идут и в церковь, и в дацан, и к шаману.

Д. В. Аюшева (ИМБиТ) в докладе "Распространение буддизма на Западе" отмечала, что в период появления буддизма на Западе большую роль играли теософские общества. Главным итогом истории распространения на Западе стало то, что буддийские общества, центры и группы создали тенденцию толерантного отношения к нетрадиционным для Запада религиям. Преодолевая конфессиональные ограничения, они способствовали развитию широкой системы синкретизма, которые включали не только религиозные, но и секулярные элементы культуры.

В докладе вице-президента Колледжа гуманитарных и социальных наук Университета нефти Китая Лю Цзянхуа и профессоров Ван Юпина и Чжао Чжэнхуа анализировались философские аспекты научной концепции развития высшего образования. Обсуждалась проблема развития концепции научного образования с точки зрения философии. Авторы предлагают: использовать эпистемологию диалектического материализма для того, чтобы определить преимущества и недостатки дальнейшего развития высшего образования и применить на практике метод научного развития для успешного функционирования системы высшего образования.

Доклад вице-президента китайского Института исследования марксизма Цокжилту и доктора Колледжа гуманитарных и социальных наук Университета нефти Китая Лю Инхуэй "Глобализация и китайская культура" был посвящен дальнейшим перспективам развития Китая в ходе взаимодействия глобализации и китайской культуры. Способен ли Китай сохранить свою традиционную культуру в ходе неизбежного процесса интеграции в мировое сообщество? Результат, считают авторы, будет зависеть от оптимального сочетания модернизационных и традиционных аспектов в развитии культуры.

Тема доклада заведующего отдела социологии Института философии, социологии и права МАН Ц. Уртнасана - "Проблемы социального сектора в период трансформации в Монголии". К ним автор относит: падение авторитета правительства, безработицу, негативные настроения в обществе, социальные взаимоотношения.

Лю Цзянхуа в докладе "Глобализация и китайская бизнес-культура" отметил, что глобализация приводит к постепенному внедрению в китайский бизнес транснациональных корпораций. Соответственно, перед китайской деловой культурой стоят следующие требования: индивидуализация, инновация и интернационализация бизнеса в Китае.

В докладе заведующего отделом философии Института философии, социологии и права МАН Г. Сайнхишига внимание было уделено следующим аспектам влияния государства в обеспечении социальной справедливости: власти закона; решению проблемы социального неравенства; обеспечению эффективности судебной системы. В современной Монголии рост экономики в постсоветский период привел к возникновению олигархов во власти и в бизнесе, привлечению в страну иностранного капитала, что способствовало появлению коррупции. За последние 16 лет развития рыночной экономики доходы населения возросли, однако разрыв между обеспеченными и малоимущими слоями населения по-прежнему велик. До сих пор не решены проблемы безработицы, бедности и массовой миграции. Судебная система в Монголии, полагает автор, действует неэффективно, поскольку поражена коррупцией и взяточничеством.

Президент отделения юриспруденции Колледжа гуманитарных и социальных наук Университета нефти Китая Тянь Госин посвятил свой доклад формированию института суда присяжных в Китае. Он отметил, что система суда присяжных в Китае только внедряется в практику, еще не доработана окончательно и имеет свои недостатки.

В докладе директора юридического центра Колледжа гуманитарных и социальных наук университета нефти Китая Му Лися обсуждались перспективы образования и развития китайской юриспруденции с точки зрения законодательной глобализации. Он предложил реформировать

стр. 171
китайскую юриспруденцию на основе западных законодательных систем. Во-первых, полагает докладчик, юридическое образование должно быть либеральным, а методы обучения должны фокусироваться на профессии юриста. Во-вторых, юридическое образование должно стать более содержательным и осмысленным. В третьих, нужно включить курсы по международному праву и усовершенствовать законодательную систему.

Тема доклада Ю. Жабон (ИМБиТ) - "Необходимость развития буддийских ценностей для поддержания социальной гармонии в Монголии". Доклад вице-президента Центра литературы и эстетики Шаньдунского университета Ма Лунцяня был посвящен исследованию трансформации интерпретации учения Сюнь-цзы в эпоху глобализации. В процессе развития цивилизаций, отмечает докладчик, одни древние учения исчезают, в то время как другие продолжают жить, подвергнувшись некоторым изменениям. Учение Сюнь-цзы по-прежнему продолжает быть актуальным для китайского общества. Однако прежние конфуцианские постулаты о сыновней почтительности и разграничении прав старшего и младшего, отца и сына, жены и мужа и т.д. уже не могут быть актуальными в период глобализации, когда страны и народы вынуждены взаимодействовать теснее, чем когда-либо. В то же время глобализация отнюдь не означает окончательного исчезновения этнических и культурных особенностей различных народов. Поэтому некоторые аспекты философии Сюнь-цзы нуждаются в переосмыслении.

Заместитель директора Института философии, социологии и права МАН А. Жамбал в докладе "Некоторые аспекты теории и методологии изучения социальной трансформации в Монголии" исследовал процесс трансформации монгольского общества, используя качественный и количественный метод анализа, и сравнивал различные теории общественного развития для выявления причин и закономерностей социальных перемен в современной Монголии.

"Повествование как идеальное изучение "И цзин" в контексте глобализации" стало темой доклада Ван Вэнчэна (Центр литературы и эстетики Шаньдунского ун-та). "И цзин" - основа древнекитайской эстетики и литературы, отметил докладчик. Он представил анализ изучения "И цзин" в последние десять лет. Во-первых, в современной интерпретации "И цзина" наметились новые оригинальные подходы и трактовки. Во-вторых, появилась интроспекция и трансцендентность традиционной бинарной модели исследования субъективного и объективного. В третьих, исследователи ставят проблему модернизации и универсализации процесса исследования.

В докладе Ц. Пурэва (Ин-т философии, социологии и права МАН) прослежена трансформация оценки и восприятия скотоводческого труда коренным населением Монголии с 1989 по 2004 г. Отмечены также изменения в социальной структуре скотоводов, отношении к труду, возникновение новых социальных групп.

Ученый секретарь Института философии, социологии и права МАН О. Сарантуй обратился к тендерному вопросу в современной системе образования в Монголии. В конце XX - начале XXI в. около 97.6% монголов, отмечает докладчик, получили начальное образование и около половины (47.8%) продолжили обучение. Интересно то, что больше половины (51%) в этой группе составляют женщины. В то время как на долю мужчин приходится 44.5%. Это различие характерно как для больших городов, так и для сельской местности. В дальнейшем это соотношение может увеличиться.

Роль гуманитарной помощи в системе управления в Монголии рассматривалась магистром школы исследований международной политики Института международных исследований Монтерея Е сиэ А. Оя. Были представлены сведения о гуманитарной помощи, которую получала Монголия от западных стран с 1990 г. Предназначенные для восстановления экономики страны в постсоветский период гуманитарная помощь и иностранные инвестиции на практике привели к падению авторитета правительства, росту коррупции и произвола среди бюрократического аппарата, полагает докладчик.

О. Хатанболд (Ин-т философии, социологии и права МАН) в докладе "Объединение групп по интересам и демократия" выделил следующие политические группы: экономические, профессиональные, группы общественных интересов, политические движения и т.д. Группы по интересам появились в Монголии вскоре после падения советского режима на волне демократии и новых политических реформ. Эти группы должны представлять интересы различных социальных слоев общества в правительстве и действовать как источник различных идей по модернизации структуры общества. Однако их деятельность в Монголии осложняется тем, как считает до-

стр. 172
кладчик, что у власти в данный момент находится олигархия, которая препятствует развитию демократии в стране.

Конференция завершилась подписанием итоговых документов, в которых констатировалась плодотворность трехстороннего сотрудничества гуманитариев России, Китая и Монголии и предусматривалась организация следующего семинара в КНР по тематике "Глобализация и международные отношения".


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ГЛОБАЛИЗАЦИЯ-И-СОЦИАЛЬНАЯ-ТРАНСФОРМАЦИЯ-В-РАЗВИВАЮЩИХСЯ-СТРАНАХ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. Ю. ЛЕПЕХОВ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 11.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ГЛОБАЛИЗАЦИЯ-И-СОЦИАЛЬНАЯ-ТРАНСФОРМАЦИЯ-В-РАЗВИВАЮЩИХСЯ-СТРАНАХ (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. Ю. ЛЕПЕХОВ:

С. Ю. ЛЕПЕХОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android