9 - 13 августа 2007 г. в Улан-Баторе (Монголия) состоялась международная научная конференция "Глобализация и социальная трансформация в развивающихся странах", проходившая в рамках постоянно действующего китайско-монгольско-российского научного семинара, посвященного социальным и культурным проблемам развивающихся стран в эпоху глобализации. Такие конференции проводятся ежегодно поочередно в Китае, Монголии и России. Семинар был организован на основе соглашения, заключенного между Колледжем гуманитарных и социальных исследований Университета нефти Китая, Институтом философии, социологии и права Монгольской Академии наук и Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (ИМБиТ). Прошлые конференции проходили в Улан-Баторе (Монголия), в Циндао (КНР), в Улан-Удэ (Россия).
Конференцию открыл директор Института философии, социологии и права МАН Г. Чулуунбаатар. С приветствиями к участникам конференции обратились: президент Монгольской Академии наук академик Б. Чадра, руководитель китайской делегации, вице-президент колледжа гуманитарных и социальных исследований Университета нефти Китая Цзи Гуансинь и руководитель российской делегации, заместитель директора ИМБиТ С. Ю. Лепехов.
Пленарное заседание открыл доклад директора Международного института изучения кочевых цивилизаций, вице-президент МАН акад. Б. Энхтувшина "Некоторые аспекты сравнительного изучения современного кочевого общества в пограничных областях Монголии, Китая и России". Основная тема доклада - изучение развития кочевых сообществ в современном мире в условиях глобализации. С этой целью Институт изучения номадических цивилизаций организовал серию экспедиций, таких как "Изменения в центральноазиатской кочевой цивилизации", "Сравнительные исследования культуры, антропологии и экологии кочевой жизни", "Культурное наследие центральноазиатских кочевников", "Культура, этнография и антропология на границах Монголии и Китая", "Сравнительные исследования культуры открытых степей". В экспедициях проводилась исследовательская работа по следующим направлениям: "История, культура, археология и этнография", "Духовная культура", "Развитие общества, экономики и цивилизации". Исследования проводились на границах Монголии, России (Республика Бурятия) и Китая в течение пяти лет с участием историков, археологов, антропологов, социологов, этнографов и лингвистов. Основной вывод, который можно сделать в результате проведенных работ: несмотря на то, что монгольские кочевники не избежали влияния как западной, так и восточной цивилизаций (проявившихся во внедрении некоторых форм земледелия), они все же не утратили основные черты своего традиционного образа жизни.
Совместный доклад Цзи Гуансиня и Цзяо Фанцзе был посвящен развитию Китая в контексте глобализации. Глобализация, как полагают авторы, - неизбежная ступень исторического развития. Поскольку глобализация неразрывно связана с социализацией, то современному Китаю придется столкнуться с этой проблемой, найти новые возможности дальнейшего развития страны. Китаю придется подчиниться требованиям времени, усовершенствовать систему управления, взять на вооружение стратегию развития и рассматривать возможности глобализации с позитивной точки зрения.
В докладе С. Ю. Лепехова "Последствия глобализации для социальных преобразований: проблема субъекта" ставится вопрос - кто же действительно является и должен являться субъектом социальных преобразований в современных развивающихся странах? Одно из распространенных представлений о глобализации состоит в том, отмечает докладчик, что она рассматривается как один из этапов всемирно-исторического прогресса, в ходе которого обеспечивается приращение благ для подавляющего большинства людей. В глобализации видят более рациональные подходы в области экономики, информационных технологий, образования, организации управления на всех уровнях социальной жизни. С этой точки зрения глобализация представляет собой безличностный естественный процесс как проявление действия объективных исторических законов. В этом случае все социальные изменения происходят "сами собой" в силу объективно складывающихся условий. Когда мы говорим о "социальных преобразованиях", то подразумева-
стр. 168
ем, что они происходят как реализация чьей-то сознательной воли в соответствии с определенной выбранной социальной политикой. В этом случае под глобализацией понимают обычно идеологию неолиберализма, сформулированную в доктрине так называемого Вашингтонского консенсуса, неформально принятого в 1992 г. ведущими западными странами и последовательно проводимую в жизнь Международным валютным фондом и Всемирным банком. При таком подходе именно последние организации и наиболее крупные ТНК являются субъектами всех экономических и социальных преобразований, ведущих на практике к ухудшению положения средних и бедных слоев населения во всех странах, охваченных этим процессом. Доктриной неолиберализма предусматривается: снижение роли государства как выразителя национальных общественных интересов; размывания самого понятия "нация", "народ"; изъятия у него функций субъекта исторического процесса и превращения в бесформенную массу наемных работников, лишенных политической воли, исторической памяти и традиций. Таким образом, народ из суверена национального государства и субъекта политического действия превращается в объект манипуляций ТНК. В связи с этим следует отметить, что культурно-исторические особенности каждой социальной общности, таких как "народ", "нация", "этнос" являются такими же естественными объективно сложившимися данностями, как и формирующиеся финансово-экономические сети, и не могут быть произвольно отменены в угоду каких-либо даже очень могущественных интересов. С этой точки зрения глобальные экономические преобразования должны производиться национальным государством, выражающим интересы всех социальных слоев, выступая в качестве противовеса ведущим ТНК. Такая глобализация уже не вписывается в модель неолиберальной доктрины, а должна учитывать реально складывающиеся экономические, политические, социальные и культурные связи и отношения, с учетом интересов всех действующих субъектов.
Доклад директора Университета "Тенгри" С. Даваадулам посвящен общественной и личной ценности в образовательном процессе традиционного и современного монгольского общества. Основная тема исследования - оценка современной системы образования в Монголии и перспектив ее дальнейшего развития. С этой точки зрения мы должны, полагает докладчик, изучить процесс образования в Монголии и дать оценку традиционной системе обучения; оценить современную монгольскую систему образования на основании современных международных стандартов и с учетом региональной специфики.
В докладе Э. А. Николаева (ИМБиТ) "Постмодерн и трансформация понимания развития российского общества в постсоветский период" рассматривались возможности осмысления российской истории в рамках постмодернистского дискурса. Когда мы говорим о постмодерне, полагает докладчик, то неизбежно "держим в уме" историческую схему развития человечества. Эту схему можно представить следующим образом: сакральное общество (традиционное общество) - эпоха начальной секуляризации - модерн (современность) - постмодерн. Начиная с этой схемы, вырабатывается "универсальная" система оценок, критериев и шаблонов - путь от традиционного общества к современному (и постсовременному), который прошел и продолжает проходить Запад. Этот путь считается универсальным для всех стран, культур и народов, и их история рассматривается только как процесс "модернизации" и (имплицитно) "вестернизации". "Вестернизация" и "модернизация" - не тождественны, но в то же время они тесно связаны между собой концептуально. "Современность" оценивается со знаком плюс только в прогрессистской западной парадигме, поэтому этот термин заведомо несет на себе ее отпечаток. Вне западной цивилизации есть "модерн", принесенный туда с Запада, и в какой-то момент это привитое явление (никто не умаляет его значения, но это колониальная парадигма) переходит (может перейти, перейдет) в новую стадию - в которую постепенно переходит само западное общество. Постмодерн основывается на предпосылке, что модернизация традиционного общества успешно завершена, что сакрального измерения в социально-политической и экономической сферах более не остается. Так или почти так обстоит дело на Западе. Евразийцы признавали за русскими возможность активного противостояния модерну, модернизации как вестернизации. Именно активный антимодерн в свою очередь вел к "модернизации" без "вестернизации", т.е. к такой модернизации, которая была бы направлена на противостояние парадигме Запада. Исторической иллюстрацией этого явления служит весь период советской истории, а максимальная рационализация обнаруживается в интуиции евразийцев. Постмодерн в российских условиях призван быть "эзотеризмом". Внешне провозглашаются классические принципы "модернизации" с ее специфической парадигмой ("права человека", "товар-деньги-товар", "открытое общество" и т.д.). В
стр. 169
западном контексте постмодерн размывает упругость модернизационной стратегии. В Азии постмодерн, вероятно, будет не понят, как не был понят модерн, перетолкованный по-своему. А в России постмодернистский эзотеризм, выйдя на улицы, грозит стать брешью в стихии западного "телоса", его "антитезой", его "темным дублем", отсюда возврат к архаике. В религии это - примитивные формы религиозности.
Доклад И. С. Урбанаевой (ИМБиТ) был посвящен раскрытию универсального смысла буддийских философско-этических принципов в эпоху глобализации и трансформации общественных систем. Буддизм, отмечает докладчик, это уникальная форма духовности. С одной стороны, это религия. И в качестве религии буддизм имеет принципиальное сходство со всеми существующими на нашей планете религиями: все они помогают человеку обрести подлинный смысл существования по эту сторону жизни и обосновать надежду на посмертное бытие в масштабе вечности, и поэтому каждая религия имеет принципиальным базисом своих этических учений веру. Но, с другой стороны, буддизм очень сильно отличается по объекту, содержанию и обоснованию веры от других религий: прежде всего здесь отсутствует вера в Бога-Творца, и поэтому буддизм можно считать даже атеистической формой духовности. Иначе, буддизм является не столько религией, сколько философией и наукой. Благодаря тому, что буддизм - это особое знание, которое содержит универсальные смыслы, он может приносить пользу людям независимо от их национально-культурной и религиозной самоидентификации. Благодаря буддийскому подходу современное человечество может глубже осознать, почему оно является единой семьей, почему каждый человек ответствен за сохранение нашей планеты и всех живущих на ней существ, почему все они также входят в эту большую семью, обитающую на земле. Благодаря духовной практике люди способны очистить свое восприятие реальности, перестроить отношение к самим себе и друг к другу, а также к живой природе, и тогда возникает точка роста нового, более совершенного мира вокруг. Тогда трансформация локальных обществ и целых общественных систем в контексте общей глобализации будет происходить в более "мягких" и "гармоничных" формах. Сфера духовного не должна считаться отделенной от остальной жизни общества областью, которая контролируется религиозными организациями. Духовное должно быть в действительности базисом всей общественной жизни.
В докладе Г. Е. Манзанова (ИМБиТ) "Религия в этнокультурном самоопределении бурятского народа" отмечается, что современная религиозная ситуация в этнической Бурятии на институциональном уровне характеризуется тем, что буддийские объединения, шаманские организации, в меньшей степени различные протестантские деноминации, православная и даже католическая церкви, новые культы заняли идеологическую нишу, образовавшуюся после крушения коммунистического режима, в массовом сознании современных бурят. Как показывают социологические исследования, религиозная ситуация на стыке XX и XXI вв. среди бурятского населения Байкальского региона становится стабильной, приостановился рост числа верующих. Среди части верующих распространена ситуативная религиозность, которая характеризует скорее не мировоззренческую позицию, а умонастроения, отличающиеся значительной подвижностью.
Д. С. Жамсуева (ИМБиТ) рассмотрела специфику современного буддизма (на примере Бурятии). Содержание буддийской цивилизации в Центральной Азии, отмечает докладчик, определяется этнической спецификой буддийской культуры, которая в Тибете, Монголии, Бурятии, Туве складывалась в процессе взаимодействия буддийской религии с автохтонными верованиями и обычаями традиционного общества. В итоге сложилось единство постулатов популярного вероучения, морального кодекса, миропонимания, храмового и бытового культа, общая структура пантеона и пандемониума. Сложилась единая система школьного образования и нравственного воспитания, развития письменной и книжной культуры, литературного, научного и художественного творчества. В рамках буддийской конфессии сформировались кадры национальной интеллигенции. Согласно данным социологического исследования межнациональных и религиозных отношений в Бурятии, проведенного Экспертно-аналитическим центром Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, почти 20% респондентов заявили, что они атеисты; к верующим себя отнесли около 50%. К глубоко верующим людям, посещающим все религиозные службы и соблюдающим все религиозные требования, себя отнесли только 1.4% опрошенных. Исследование также показало, что в отличие от женщин, среди мужчин больше убежденных атеистов и меньший процент верующих. На вопрос: "Какую роль играет религия в современных условиях?" - 34% опрошенных ответили, что религия способствует формированию
стр. 170
терпимости; почти 27% считают, что религия объединяет и консолидирует людей, и только около 5% опрошенных заявили, что религия - разъединяет людей и является пережитком прошлого. Идентифицировали себя как буддисты 26% опрошенных. В то же время положительно относятся к буддизму - 58%; к католицизму - 13%; к протестантизму - 13%; к православию - 11% и к шаманизму - 11%. Из чего можно сделать вывод, что большинство населения, независимо от своей этнической принадлежности, симпатизирует буддизму. Около 70% опрошенных полагают, что для межнациональных отношений в Бурятии характерна стабильность. Проведенное социологическое исследование позволило сделать также вывод о том, что, несмотря на рост религиозных организаций, религиозность населения не выросла значительно, по сравнению с прошлым периодом. В целом для населения характерен синкретизм, когда люди, при необходимости идут и в церковь, и в дацан, и к шаману.
Д. В. Аюшева (ИМБиТ) в докладе "Распространение буддизма на Западе" отмечала, что в период появления буддизма на Западе большую роль играли теософские общества. Главным итогом истории распространения на Западе стало то, что буддийские общества, центры и группы создали тенденцию толерантного отношения к нетрадиционным для Запада религиям. Преодолевая конфессиональные ограничения, они способствовали развитию широкой системы синкретизма, которые включали не только религиозные, но и секулярные элементы культуры.
В докладе вице-президента Колледжа гуманитарных и социальных наук Университета нефти Китая Лю Цзянхуа и профессоров Ван Юпина и Чжао Чжэнхуа анализировались философские аспекты научной концепции развития высшего образования. Обсуждалась проблема развития концепции научного образования с точки зрения философии. Авторы предлагают: использовать эпистемологию диалектического материализма для того, чтобы определить преимущества и недостатки дальнейшего развития высшего образования и применить на практике метод научного развития для успешного функционирования системы высшего образования.
Доклад вице-президента китайского Института исследования марксизма Цокжилту и доктора Колледжа гуманитарных и социальных наук Университета нефти Китая Лю Инхуэй "Глобализация и китайская культура" был посвящен дальнейшим перспективам развития Китая в ходе взаимодействия глобализации и китайской культуры. Способен ли Китай сохранить свою традиционную культуру в ходе неизбежного процесса интеграции в мировое сообщество? Результат, считают авторы, будет зависеть от оптимального сочетания модернизационных и традиционных аспектов в развитии культуры.
Тема доклада заведующего отдела социологии Института философии, социологии и права МАН Ц. Уртнасана - "Проблемы социального сектора в период трансформации в Монголии". К ним автор относит: падение авторитета правительства, безработицу, негативные настроения в обществе, социальные взаимоотношения.
Лю Цзянхуа в докладе "Глобализация и китайская бизнес-культура" отметил, что глобализация приводит к постепенному внедрению в китайский бизнес транснациональных корпораций. Соответственно, перед китайской деловой культурой стоят следующие требования: индивидуализация, инновация и интернационализация бизнеса в Китае.
В докладе заведующего отделом философии Института философии, социологии и права МАН Г. Сайнхишига внимание было уделено следующим аспектам влияния государства в обеспечении социальной справедливости: власти закона; решению проблемы социального неравенства; обеспечению эффективности судебной системы. В современной Монголии рост экономики в постсоветский период привел к возникновению олигархов во власти и в бизнесе, привлечению в страну иностранного капитала, что способствовало появлению коррупции. За последние 16 лет развития рыночной экономики доходы населения возросли, однако разрыв между обеспеченными и малоимущими слоями населения по-прежнему велик. До сих пор не решены проблемы безработицы, бедности и массовой миграции. Судебная система в Монголии, полагает автор, действует неэффективно, поскольку поражена коррупцией и взяточничеством.
Президент отделения юриспруденции Колледжа гуманитарных и социальных наук Университета нефти Китая Тянь Госин посвятил свой доклад формированию института суда присяжных в Китае. Он отметил, что система суда присяжных в Китае только внедряется в практику, еще не доработана окончательно и имеет свои недостатки.
В докладе директора юридического центра Колледжа гуманитарных и социальных наук университета нефти Китая Му Лися обсуждались перспективы образования и развития китайской юриспруденции с точки зрения законодательной глобализации. Он предложил реформировать
стр. 171
китайскую юриспруденцию на основе западных законодательных систем. Во-первых, полагает докладчик, юридическое образование должно быть либеральным, а методы обучения должны фокусироваться на профессии юриста. Во-вторых, юридическое образование должно стать более содержательным и осмысленным. В третьих, нужно включить курсы по международному праву и усовершенствовать законодательную систему.
Тема доклада Ю. Жабон (ИМБиТ) - "Необходимость развития буддийских ценностей для поддержания социальной гармонии в Монголии". Доклад вице-президента Центра литературы и эстетики Шаньдунского университета Ма Лунцяня был посвящен исследованию трансформации интерпретации учения Сюнь-цзы в эпоху глобализации. В процессе развития цивилизаций, отмечает докладчик, одни древние учения исчезают, в то время как другие продолжают жить, подвергнувшись некоторым изменениям. Учение Сюнь-цзы по-прежнему продолжает быть актуальным для китайского общества. Однако прежние конфуцианские постулаты о сыновней почтительности и разграничении прав старшего и младшего, отца и сына, жены и мужа и т.д. уже не могут быть актуальными в период глобализации, когда страны и народы вынуждены взаимодействовать теснее, чем когда-либо. В то же время глобализация отнюдь не означает окончательного исчезновения этнических и культурных особенностей различных народов. Поэтому некоторые аспекты философии Сюнь-цзы нуждаются в переосмыслении.
Заместитель директора Института философии, социологии и права МАН А. Жамбал в докладе "Некоторые аспекты теории и методологии изучения социальной трансформации в Монголии" исследовал процесс трансформации монгольского общества, используя качественный и количественный метод анализа, и сравнивал различные теории общественного развития для выявления причин и закономерностей социальных перемен в современной Монголии.
"Повествование как идеальное изучение "И цзин" в контексте глобализации" стало темой доклада Ван Вэнчэна (Центр литературы и эстетики Шаньдунского ун-та). "И цзин" - основа древнекитайской эстетики и литературы, отметил докладчик. Он представил анализ изучения "И цзин" в последние десять лет. Во-первых, в современной интерпретации "И цзина" наметились новые оригинальные подходы и трактовки. Во-вторых, появилась интроспекция и трансцендентность традиционной бинарной модели исследования субъективного и объективного. В третьих, исследователи ставят проблему модернизации и универсализации процесса исследования.
В докладе Ц. Пурэва (Ин-т философии, социологии и права МАН) прослежена трансформация оценки и восприятия скотоводческого труда коренным населением Монголии с 1989 по 2004 г. Отмечены также изменения в социальной структуре скотоводов, отношении к труду, возникновение новых социальных групп.
Ученый секретарь Института философии, социологии и права МАН О. Сарантуй обратился к тендерному вопросу в современной системе образования в Монголии. В конце XX - начале XXI в. около 97.6% монголов, отмечает докладчик, получили начальное образование и около половины (47.8%) продолжили обучение. Интересно то, что больше половины (51%) в этой группе составляют женщины. В то время как на долю мужчин приходится 44.5%. Это различие характерно как для больших городов, так и для сельской местности. В дальнейшем это соотношение может увеличиться.
Роль гуманитарной помощи в системе управления в Монголии рассматривалась магистром школы исследований международной политики Института международных исследований Монтерея Е сиэ А. Оя. Были представлены сведения о гуманитарной помощи, которую получала Монголия от западных стран с 1990 г. Предназначенные для восстановления экономики страны в постсоветский период гуманитарная помощь и иностранные инвестиции на практике привели к падению авторитета правительства, росту коррупции и произвола среди бюрократического аппарата, полагает докладчик.
О. Хатанболд (Ин-т философии, социологии и права МАН) в докладе "Объединение групп по интересам и демократия" выделил следующие политические группы: экономические, профессиональные, группы общественных интересов, политические движения и т.д. Группы по интересам появились в Монголии вскоре после падения советского режима на волне демократии и новых политических реформ. Эти группы должны представлять интересы различных социальных слоев общества в правительстве и действовать как источник различных идей по модернизации структуры общества. Однако их деятельность в Монголии осложняется тем, как считает до-
стр. 172
кладчик, что у власти в данный момент находится олигархия, которая препятствует развитию демократии в стране.
Конференция завершилась подписанием итоговых документов, в которых констатировалась плодотворность трехстороннего сотрудничества гуманитариев России, Китая и Монголии и предусматривалась организация следующего семинара в КНР по тематике "Глобализация и международные отношения".
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |