Libmonster ID: UZ-1303

12 и 14 ноября в Институте востоковедения РАН проходила научная конференция, посвященная изучению государства, общества и безопасности в Турции, Иране, Афганистане, Пакистане, этническом Курдистане и соседних с ними мусульманских регионах Арабского Востока и Центральной Азии. Открывая конференцию, зам. директора ИВ РАН и руководитель Центра изучения стран БСВ (ЦИСБСВ) В.Я. Белокреницкий отметил, что она является восьмой в серии проводимых Центром с 1999 г. общероссийских и международных конференций по исламской и региональной проблематике. Главной темой конференции, отметил он, являются вопросы функционирования и взаимодействия государства и общества в странах широкого региона с преимущественно мусульманским населением. Кроме того, специальное внимание уделено проблемам безопасности и международных отношений, а также некоторым аспектам истории.

Выступая с докладом "Современное государство, гражданское общество и локальные сообщества в странах региона", В.Я. Белокреницкий выделил в качестве наиболее характерных черт современного государственного устройства в странах региона власть немногих - олигократию и авторитаризм. Правящая олигархия может быть различной по составу с точки зрения представленных в ней носителей государственных институтов и ветвей власти, профессиональных корпораций и групп интересов. Неизменным является использование правящими кругами по преимуществу авторитарных форм и способов правления, включая открытые репрессии и подавление гражданских свобод. Вместе с тем олигархат сочетает их с мерами, направленными на равенство доходов и социальную справедливость, используя при этом популярные среди основной массы населения исламские лозунги, нормы и традиции. Наряду с государством в странах региона спонтанно и под воздействием извне укрепились гражданские институты, неправительственные и некоммерческие организации (НПО и НКО). Гражданское общество может быть подразделено на политизированный сегмент, чаще всего противостоящий политике государства, и неполитизированный, основу которого составляют организации, сфокусированные на защите прав женщин, борьбе с бедностью, неграмотностью и т.п. Среди них в странах региона имеются как либеральные, связанные с международными правительственными и неправительственными структурами, так и консервативные, опирающиеся на традиционную общинную и религиозную солидарность государственные общества. Таким образом, государственное общество в странах региона отличается дуализмом традиционного и современного, а также сложным сочетанием того и другого. Одной из причин такой гетерогенности служит сохранение на периферии стран и региона в целом досовременных или лишь отчасти преобразованных отношений в рамках локальных сообществ (племен, кланов, деревенских общин, городских кварталов).

P.P. Сикоев (ИВ РАН) в докладе "Афганистан: государство и традиционное общество" затронул вопросы создания централизованного афганского государства в конце XIX в. и его попытки модернизировать сверху традиционное по большей части сельско-общинное и кланово-племенное общество. Подчеркнув тщетность этих попыток, докладчик заметил, что чем радикальнее были преобразовательные усилия, тем сильнее оказывалось сопротивление им и разрушительнее последствия реформ. Наиболее демократическая конституция была принята в 1964 г. по инициативе короля Захир Шаха. Она привела к поляризации политических сил в стране и использованию ими традиционных институтов в межпартийной борьбе, разросшейся со временем до масштабов гражданской междоусобицы. Вмешательство внешних сил лишь усугубило ситуацию, создав условия для "перетекания" внутреннего конфликта за пределы страны.

стр. 143
Проводя параллели между доисламским и исламским периодами в истории Ирана, Н.М. Мамедова (зав.сектором Ирана ЦИСБСВ) в докладе "Социальная политика ИРИ в исламском контексте" отметила, что, хотя Иран в период шахских реформ добился значительных результатов в экономическом развитии, социальная политика шаха оказалась недостаточно эффективной. Она не смогла предотвратить растущее расслоение общества, и в результате массового протестного движения монархия была свергнута. Новое исламское руководство провозгласило основной целью своей социальной политики поддержку "обездоленных" (мостаззефин). В официальных планах развития главным объектом социальной помощи с тех пор являются три низшие по доходам децили (10-процентные когорты) населения. Социальная поддержка осуществляется как путем использования общепринятых мер (через систему социального страхования, пенсионную систему, развитие образования и здравоохранения и т.п.), так и с помощью специфических механизмов, основанных на исламской традиции. Наиболее наглядно последнее проявляется в приобщении населения к общественно-экономическим процессам по принципу соучастия, или мошареккят, одному из основных в исламской этико-правовой системе. В стране реализуются программы по участию малоимущего населения в приватизации (акции "справедливости"), в различных экономических проектах (выпуск исламских бумаг сукук, называемых в ИРИ "акциями участия"), по выплате значительных по размерам компенсаций за отмену субсидий на ряд товаров и услуг населению с низкими доходами, согласно исламскому принципу справедливости адалят. Социальная поддержка осуществляется прежде всего государственными органами. Но значительную долю помощи, сопоставимую с официальной, население получает от различных религиозных организаций - исламских фондов, благотворительных обществ, вакфов, мечетей.

В докладе Н.Ю. Ульченко (зав. сектором Турции ЦИСБСВ) "Проблема сохранения экономической стабильности в борьбе групп интересов в Турции" проанализированы причины несостоявшейся попытки закрепить достигнутую в последнее время в стране финансовую стабилизацию путем использования так называемого денежного, или бюджетного правила - законодательно закрепленных лимитов бюджетной политики, что способствовало завершению в 2008 г. периода кредитного сотрудничества Турции с МВФ, в результате чего и возникла потребность в альтернативных формах закрепления приверженности правительства ограничительной фискальной политике. Будучи подготовленным и разработанным, проект закона о денежном правиле так и не был вынесен правительством на голосование парламента. Причину этого докладчик пытался выявить, основываясь на анализе позиции политических и общественных сил страны, выступивших противниками данной меры фискальной политики, а также учитывая основные приоритеты действующего правительства в сфере социально-экономической политики.

В докладе С.Н. Каменева (зав. сектором Пакистана ЦИСБСВ) "Российско-пакистанские отношения: проблемы и перспективы" внимание было уделено их состоянию в начале XXI в. и потенциальному развитию в ближайшие годы. Отмечено, в частности, что вплоть до конца первого десятилетия века уровень двусторонних связей оставлял желать лучшего - ни визит в Россию в феврале 2003 г. президента Пакистана П. Мушаррафа, ни визит премьер-министра РФ М.Е. Фрадкова в Пакистан в апреле 2007 г. не принесли ожидаемого обеими сторонами оживления. Лишь с начала регулярных четырехсторонних саммитов (Россия, Пакистан, Афганистан, Таджикистан) наметился определенный прорыв. За 2009-2011 гг. президенты Д.А. Медведев и А.А. Зардари встречались шесть раз, возобновилась работа межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, наметились конкретные сферы сотрудничества в области энергетики, железнодорожного транспорта, финансов, образования, культуры и др. Вместе с тем объем двусторонней торговли в период мирового экономического кризиса заметно сократился (по сравнению с 2008 г. на 40% - до 350 млн дол. в 2011 г.). Докладчик подчеркнул, что, не снижая уровень стратегического партнерства с Индией, необходимо расширять сотрудничество с Пакистаном в различных сферах, в том числе в военнотехнической.

О.И. Жигалина (зав. сектором курдоведения и региональных проблем ЦИСБСВ) в докладе "Некоторые особенности национального развития курдов стран Западной Азии" проанализировала проблемы этнических сообществ на примере курдов Ирака, Турции, Сирии и Ирана. Были рассмотрены взаимоотношения курдов с властью и их роль в структуре самоуправления Иракского Курдистана, влияние внешних факторов на курдские ареалы упомянутых стран. По мнению докладчика, курдское национальное движение развивается в локальных рамках. В разных частях этнографического Курдистана периоды его подъема и упадка не совпадают, что указывает на неравномерность их этнонационального развития. В последнее время благодаря новым сред-

стр. 144
ствам коммуникации усилился процесс глобализации и трансграничного общения курдов, что способствует усилению единой курдской идентичности и этнополитической солидарности.

На секции "Государство и общество" было заслушано 25 докладов.

Н.Г. Киреев (ИВ РАН) в докладе "Власть умеренного ислама в Турции: предпосылки консолидации и источники противоречий" затронул проблему конфликта между двумя школами исламизма. Оформившийся в последнее десятилетие симбиоз государственной власти Турции в лице правящей партии "умеренного ислама" - Партии справедливости и развития (ПСР) - и джемаата (религиозного сообщества) под лидерством имама-проповедника Фетхуллаха Гюлена стал общеизвестным в Турции фактом, хотя и сейчас джемаат не стремится афишировать свою активную политическую роль во власти. Попытки сотрудничества "в верхах" исламистских движений наблюдались и ранее. Так, заметный успех в середине 1990-х гг. Н. Эрбакана - лидера исламистского движения Милли гёрюш, тогда весьма радикального, частично, по мнению докладчика, был возможен благодаря поддержке умеренных нурджистов (исламистов) всех школ. Подобно этому, добиться решительной победы на выборах 2002 г. ПСР не смогла бы без поддержки религиозных орденов и джемаатов, в частности без принятия давно исповедуемой Поленом и поддерживаемой США концепции умеренного ислама. В течение десятилетия нынешнего правления ПСР ее партнерство с Гюленом сохранялось, хотя не было безоблачным. Н.Г. Киреев отметил, что неприязнь между сторонами, переходящая порой во враждебность, смягчается, по-видимому, американскими дипломатами. Готовность правящей ПСР к вынужденному сотрудничеству проявляется, в частности, в фактах преследования журналистов, пытающихся выступить с разоблачениями подковерной деятельности в кулуарах власти имама-пропроведника и руководимого им джемаата.

В докладе П.В. Шлыкова (ИСАА МГУ) "Народно-республиканская партия в контексте трансформации политической системы Турции 2000-х гг.: поиски новой стратегии?" рассмотрены основные направления трансформации партийно-политической системы Турции в 1980-2000-е гг. Анализ показал снижение "волатильности" (изменчивости в поведении) электората, а также уровня политической фрагментации, что свидетельствует об определенной стабилизации партийно-политической системы, сложности для новых партий найти свою электоральную нишу и стать реальной альтернативой четырем ныне действующим парламентским партиям. А вероятность перемещения электоральной поддержки между ними, напротив, повышается. Автором выявлена тенденция к четкому региональному распределению электората. Выигрывает от этого правящая партия, поскольку для оппозиции дробность электората сокращает диапазон возможных стратегий политической борьбы и фронт конкурентного противостояния с ПСР. В условиях трансформации партийно-политической системы перед главной оппозиционной партией - НРП - встала задача поиска новых стратегий политической борьбы и подходов к работе с электоратом. Проект "Новой НРП" означает радикальный пересмотр программных принципов партии, которая ныне стремится стать "всеохватывающей партией" с обновленной левоцентристской идеологией, максимально приемлемой для разных слоев турецкого общества.

Н.И. Черниченкша (ИВ РАН) в докладе "Проблемы власти в свете эволюции конституционного процесса в Турции в 1920-2000-х гг." показала, как на протяжении истории Турецкой Республики изменялись полномочия главы государства, парламента и правительства. Власть народа, выразителем которой, согласно Конституциям 1921 и 1924 гг., являлся исключительно парламент, по Конституции 1961 г. оказалась разделена с другими уполномоченными органами, не избиравшимися всенародно, например с Конституционным судом. Особое внимание в докладе уделено проблеме подготовки изменений действующей Конституции 1982 г. По мнению докладчика, развернувшаяся сегодня в турецком обществе дискуссия относительно целесообразности введения президентской формы правления схожа с той, что происходила в стране еще при разработке конституции 1924 г. В докладе были приведены аргументы сторонников и противников усиления президентской власти в сегодняшней Турции.

Д.А. Савин (Яр.ГУ) в докладе "Тургут Озал и ислам" рассмотрел политику правительства Т. Озала (1983-1988) в отношении ислама в Турции, которая во многом поддержала и обеспечила развитие тенденций, оформившихся еще в годы правления военных (1980-1983). После переворота 12 сентября 1980 г. в рамках начавшегося процесса изменения государственной идеологии была разработана и начала реализовываться концепция тюрко-исламского синтеза. Так, правительство военных во главе с генералом К. Эвреном ввело обязательное изучение религиозной культуры и нравственности в начальных и средних учебных заведениях, что было закреплено в Конституции 1982 г. В годы правления Т. Озала увеличилось число религиозных

стр. 145
школ и мечетей по всей стране. Активизировали свою экономическую деятельность различные религиозные ордены, вакфы, занимавшиеся финансированием учебных заведений и выплатой стипендий малоимущим студентам. Начали получать поддержку предприниматели, являвшиеся представителями так называемого зеленого (исламского) капитала. Перемены в отношении к исламу внутри страны сказались и на внешней политике - был взят курс на сближение с исламскими странами, как арабскими (Ливия, Ирак, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар), так и неарабскими (Иран, Малайзия, Индонезия), которые активно инвестировали денежные средства в турецкую экономику. Турция активизировала свое участие в Организации Исламская конференция (ныне - Организация Исламского сотрудничества). Хотя использование ислама во внешней политике имело больше тактический и декларативный характер, оно обусловило повышение значимости Турции в ближневосточном регионе и среди мусульманских стран.

И.Г. Саетов (Ин-т востоковедения и междунар. отношений Казанского Приволжского федерального ун-та) рассказал об истории возникновения, деятельности турецкого джемаата "Исмаил ага", географии отделений и численности общины, ее основателе Махмуде Устаосманоглу. Докладчик проанализировал особенности этого джемаата, рассмотрел его основные религиозные, политические и институциональные характеристики, отличительные черты внешнего облика членов общины, антимодернистский дискурс, исламистские политические предпочтения. И.Г. Саетов также представил результаты проведенного им интервьюирования руководителя федерации ассоциаций и фондов при джемаате и описание их конкретной деятельности.

В.И. Шлыков (ИСАА МГУ) в докладе "Турция: формирование новой модели военно-гражданских отношений (2002-2012)" рассмотрел процесс трансформации военно-гражданских отношений в рамках десятилетнего правления ПСР, в результате которой формируется их новая модель, в большей степени соответствующая "Копенгагенским критериям" вступления в ЕС. Отличительная черта турецкой демократии 1990-х - начала 2000-х гг., считает докладчик, заключалась в неспособности гражданских политиков контролировать армию. Приход к власти ПСР в 2002 г. сразу поставил на повестку дня вопрос о характере военно-гражданских отношений. Действия администрации Р.Т. Эрдогана свидетельствовали о стремлении максимально понизить институциональный статус армии, лишив ее важных инструментов влияния на политику правительства. Провал попыток армии и прежней кемалистской элиты воспрепятствовать избранию А. Гюля президентом Турции в 2007 г. и добиться запрета ПСР в 2008 г. открыл дорогу новому наступлению на военную элиту, ознаменованному началом следствия по так называемому делу Эргенекон. В ноябре 2012 г. почти 20% от общей численности турецких действующих и отставных генералов находились под арестом. Кроме того, создана комиссия меджлиса по расследованию военных переворотов. Однако в современном мире степень взаимопроникновения и взаимопереплетения военной и политической сфер объективно возросла. Военно-гражданские отношения в Турции не могут долго оставаться полем конфликта. От политических и военных лидеров ожидают сотрудничества не только по вопросам обороны и безопасности, но также и по выстраиванию их взаимоотношений в рамках государства и общества. С учетом этого обстоятельства, а также условий горячей фазы противостояния с курдскими боевиками и обострения на турецко-сирийской границе вытеснение армии из сферы политики и лишение ее роли "хранителя кемалистских традиций", по мнению докладчика, имеют свои пределы.

Доклад П.М. Попова (Челябинский гос. ун-т) "Турецкая военная элита в XXI в." был посвящен комплексному исследованию одного из важнейших субъектов политической системы Турции, военной элиты, которая всегда оказывала заметное влияние на развитие политического процесса в стране. Автор, раскрыв содержание понятия "турецкая военная элита", проанализировал такие ее характеристики, как социальный состав, политические предпочтения, система идеологических взглядов и мировоззренческих концепций. Особое внимание докладчик уделил изменению восприятия военной элиты турецким обществом и роли вооруженных сил в общественно-политической жизни Турции на современном этапе.

В докладе "Роль силовых структур в арабских революционных движениях на Ближнем Востоке" В.М. Ахмедов (ИВ РАН) отметил, что по сравнению с периодом 1950-1960 гг. характер вмешательства силовых структур в политику в ходе арабских революций заметно изменился. В условиях "арабской весны" участие военных в политике (за исключением Ливии и Сирии) сводилось к выполнению функции "арбитра". Они не столько стремились к захвату политической власти и длительному управлению государством, сколько к "наведению порядка" в нем. Поэтому армии превратились в важный, а в ряде случаев и решающий фактор с точки зрения успеха или неуспеха этих революций, определив их рамки и пределы, а также сценарий развития событий.

стр. 146
Иными словами, позиция военных стала одним из главных факторов успешного перехода к новой власти и общего характера итогов революционных движений. В случае если армия вставала на сторону восставших, то успех революции был обеспечен; если же армия выступала против революции, то противостояние сторон затягивалось, превращаясь нередко в пролог масштабной гражданской войны или осуществления контрреволюции.

Н.А. Замараева (ИВ РАН) в докладе "Усиление роли армии в политической жизни Пакистана" подчеркнула, что на протяжении 65-летней истории страны армия играла исключительно важную роль в жизни пакистанского общества. Высшее военное руководство оказывало и оказывает влияние на внутри- и внешнеполитическую жизнь, армия четырежды захватывала власть в стране в результате военных переворотов. В начале 2008 г. после парламентских выборов на смену военно-парламентскому режиму генерала-президента П. Мушаррафа пришло гражданское правление. Власть сосредоточилась в руках ответственного перед парламентом коалиционного правительства. За время своего правления последнее инициировало кампанию "очистки" государственных институтов от присутствия военных; со своей стороны генералитет подтвердил выполнение функций в рамках конституции. На современном этапе Пакистан стоит перед необходимостью решения ряда острых внешних и внутренних проблем: участия в антитеррористической кампании в Афганистане, преодоления последствий наводнений 2010 и 2011 гг., борьбы с исламистским экстремизмом на территории страны, урегулирования конфликтов между судебной, законодательной и исполнительной ветвями власти и т.д. Именно на плечи военных, по мнению докладчика, легла основная тяжесть их решения. Сферы безопасности также контролирует армия, действуя в рамках конституции. Поэтому, учитывая данные обстоятельства, вряд ли можно говорить о снижении влияния армии в обществе.

А.Л. Филимонова (ИСАА МГУ) в докладе "Предпосылки политической влиятельности Верховного суда Пакистана" подчеркнула, что Верховный суд - один из немногих государственных институтов, который функционировал непрерывно с момента своего создания в 1948 г., включая периоды военного положения. Хотя для военных администраторов он нередко служил инструментом легитимизации их действий по захвату власти, в обществе сохранялось уважение к институту, и его решения зачастую были барометром общественных настроений. В силу того что ВС пользовался достаточно большим кредитом доверия в последнее время, начиная с 2008 г., он смог усилить свое политическое влияние и, выйдя за рамки формально обозначенных полномочий, бросил вызов не только представителям законодательной и исполнительной власти, но и армии и генералитету.

В докладе О.П. Чекризовой (МГИМО(У) МИД РФ) "Современный этап эволюции исламского радикализма и экстремизма в Пакистане" была сделана попытка выявить и систематизировать общие черты и тенденции развития экстремистских течений в горном, граничащем с Афганистаном особом районе Пакистана - Территории племен федерального управления (ТПФУ), известном в литературе как зона "свободных" пуштунских племен. Докладчик отметила, в частности, ориентацию местных экстремистов из пакистанского движения Талибан (Техрик-е талибан Пакистан) на талибские структуры Афганистана, поддержку боевиков местным населением на фоне размывания доверия к пакистанской армии, подрыв основ социальной жизни из-за ведения властями переговоров и заключения мирных соглашений напрямую с боевиками, в обход племенных старейшин, антиамериканскую и антизападную направленность действий и пропаганды экстремистских группировок. В докладе были рассмотрены особенности ситуации в каждом из семи политических агентств ТПФУ и определены некоторые основные линии противостояния: суннито-шиитская вражда в агентствах Оракзай и Куррам, столкновение приверженцев двух суннитских школ - деобанди и барелви - в агентстве Хайбер, противодействие местных племен "талибанизации" в агентстве Моманд, борьба между различными боевыми группировками и между ними и правительственными войсками в агентствах Южный Вазиристан, Северный Вазиристан и Баджаур.

Тема доклада Е.В. Дунаевой (ИВ РАН) "Религиозные организации на политической арене ИРИ". Шиитское духовенство, отметила она, активно воздействует на общественно-политическую жизнь страны не только через традиционные институты и органы власти, но и путем участия в религиозных партиях и политических организациях. Уже в первые годы после революции 1978-1979 гг. политические организации духовенства стали инструментом установления его власти в рамках Исламской Республики. В 1990-е гг. они превратились в стержень формирования новых партий, политических и общественных организаций. Соперничество между двумя сформировавшимися тогда основными, хотя и не антагонистическими идейными течениями - левым

стр. 147
(радикально исламским) и правым (умеренно исламским), представителей которых сразу стали называть традиционалистами и консерваторами, определяло в последующие два десятилетия суть политического процесса в ИРИ. В последние годы ввиду усиления фракционности внутри каждого из этих течений значимость религиозных организаций сокращается, что проявляется в снижении поддержки электоратом. Попытки восстановить их роль не приводят к успеху. В итоге возникает необходимость перестройки всей партийной системы.

Л.М. Раванди-Фадаи (ИВ РАН) в докладе "Конфессиональные проблемы современного Ирана" отметила, что Иран в конфессиональном отношении более един, чем в национальном (этническом). Более 90% населения исповедуют ислам. Основными религиозными меньшинствами в Иране являются христиане (армяне, ассирийцы, халдеи, русские и другие), иудеи, зороастрийцы. Наиболее ассимилированы в иранское общество зороастрийцы (50-60 тыс. человек), которые этнически родственны основному населению Ирана. В XX-XXI вв. не было зарегистрировано конфликтных ситуаций среди религиозных меньшинств. Но после победы Исламской революции, в 1981-1983 гг., межконфессиональные отношения обострились. Докладчик обратила внимание на бахаитов (150-300 тыс. человек), в большинстве своем этнических персов, которые в XIX в. стали придерживаться отдельного течения в исламе. Они не только не признаны государством как члены религиозной общины, но и подвергаются гонениям и вынуждены скрывать свою конфессиональную принадлежность, особенно после того, как их религиозный центр переместился в Израиль.

Махмуд Шах (МГИМО(У) МИД РФ) выступил с докладом "Пуштунский национализм сегодня и перспективы развития ситуации в регионе Афганистана и Пакистана". В результате проведения руководством обеих стран непродуманной политики и сохраняющейся на протяжении длительного времени нестабильности в регионе по обе стороны от "линии Дюранда" (афганопакистанской границы) там появились и окрепли многочисленные партии с националистической (панпуштунской) идеологией. В мае 2012 г. в Пешаваре (Пакистан) была созвана джирга (племенное совещание) под руководством Афзал Хана Лала, где были приняты решения по борьбе с движением Талибан и провозглашалось стремление покончить с 30-летней братоубийственной войной в Афганистане. Участники джирги заявили, что единственный способ для достижения этих целей состоит в создании нового государства "Единый Великий Пуштунистан", в котором объединились бы все земли пуштунов. По мнению докладчика, такие настроения необходимо воспринимать как новую попытку разыграть карту общепуштунского национализма, способную в случае пока маловероятного успеха серьезно изменить геополитическое положение во всем регионе к югу от границ Центральной Азии.

В докладе И.В. Жмуйды (ИВ РАН) рассматривались проблемы коррупции, непотизма и казнокрадства в Пакистане. Отмечалось, что Пакистан является одной из самых коррумпированных стран мира. Коррупция охватила госаппарат и политические сферы. Борьба с ней провозглашалась практически при всех режимах, но именно личная коррупция вменялась в вину их лидерам при смене власти. В 1982 г. началась кампания по внедрению исламского принципа ислам-и-муашира, предполагавшего избавление общества от взяточничества. Спустя четыре года была предпринята попытка вести борьбу с коррупцией законодательным путем 15 лет тюрьмы и даже смертная казнь. Жесткие меры, объявленные военным режимом М. Зия уль-Хака, не помогли. За четверть века, прошедшие с тех пор, победить коррупцию также не удалось, поскольку она имеет глубокие корни, связанные с общественной моралью, этикой, крайней неравномерностью в распределении доходов, слабостью и одновременно чрезмерной "раздутостью" государства.

В докладе "Женское образование как фактор становления гражданского общества в Пакистане" И.Н. Серенко (ИВ РАН) подчеркнула, что важным элементом повышения образовательного уровня населения является охват образованием женщин. Специфика формирования гражданского общества в Исламской Республике Пакистан обусловлена наличием в нем традиционных и современных элементов. Достижение определенного сочетания обоих компонентов общества (гибридизации), прежде всего через национальную систему образования, способно принести долговременные плоды. Пакистан в результате может включиться в общемировое поликультурное пространство, сохранив характерные для себя национально-религиозные нормы и обычаи.

Тема доклада М. С. Каменевой (ИВ РАН) - "Этно-культурная характеристика еврейской общины в современном Иране". Хотя ее численность составляет всего 20 30 тыс. человек, изучение этого вопроса приобретает особое значение ввиду сложившихся между Ираном и Израилем непростых отношений. Докладчик затронула важные для выживания иранских евреев в ИРИ проблемы функционирования системы традиционного и современного образования, остано-

стр. 148
вилась на возможности использования и развития языка повседневного общения, который, по мнению ученых, относится к группе центральных диалектов или говоров Ирана. Особой проблемой стало существование литературы на еврейско-персидском языке. Специально в докладе были рассмотрены отдельные аспекты социально-бытовой жизни современных иранских евреев, такие как возможность заключения смешанных браков, общение с родственниками, проживающими в Израиле, и некоторые другие.

Доклад И. Ф. Сафаргшшева (Ин-т диаспор и интеграции, Москва) был посвящен деятельности суфийского турука (направления) тариката накшбандийа-муджаддидийа, возглавляемого пакистанским шейхом Ахмадом Зульфикаром. Как отметил докладчик, последний является одним из влиятельных суфийских наставников, проживающих в настоящее время в Пакистане (г. Джанг, провинция Пенджаб). Отличительной особенностью данного течения является жесткое следование нормам шариата в соответствии с деобандийской правовой школой. Последнее обстоятельство наряду с полной аполитичностью турука и его сосредоточенностью на пропаганде методов нравственного самосовершенствования верующего позволяет при соответствующих условиях и обеспечении непосредственного дискуссионного контакта с представителями радикальных исламских течений обращать последних в деполитизированных и абсолютно "неопасных" для общества суфиев. Многочисленные примеры такого рода трансформаций были отмечены как в трудах самого Ахмада Зульфикара, так и в ходе полевых исследований, проводимых Институтом диаспоры и интеграции в течение двух последних лет на территории России и за рубежом.

A.M. Полищук (ИВ РАН) в докладе "Власть и общество в Иране в XVI начале XX в." подчеркнул, что особенностями государственного устройства в Иране в рассматриваемый исторический период были: монархическая форма правления; решающая роль государства во всех сферах жизни общества; сильное влияние религиозного фактора и борьба шиитского духовенства за власть; многонациональный состав общества, наличие полунезависимых и независимых племен; сохранение феодальных отношений и борьба за модернизацию общества. Конституционная революция 1905-1911 гг., отметил докладчик, способствовала появлению совершенно новых для Ирана общественных институтов - меджлиса (парламента), провинциальных и местных советов (анджоменов), профсоюзов и общественных организаций разного типа (прообраза нынешних НПО, неправительственных организаций), партий и общественных течений, независимой прессы. Базовые сдвиги в политической системе, социальной и общественной жизни в результате Конституционной революции были настолько значительными, что продолжают оказывать влияние на общественно-политическую жизнь страны и поныне.

О.П. Бибикова (ИВ РАН) посвятила свой доклад турецкой иммиграции в Германии. К началу 2011 г. в Германии проживало более 4 млн турок, из них только 40% имели немецкое гражданство. Между тем в 2000 г. Германия приняла закон, фиксирующий гражданство по месту рождения, что позволит детям, родившимся в турецких семьях в ФРГ, получить немецкое гражданство. Турецкие гастарбайтеры, политэмигранты и беженцы способствовали увеличению численности населения страны. При этом среди турок рождаемость выше, чем в немецких семьях. Но образование остается слабым местом турецкой молодежи. В Берлине лишь один из 12 турецких школьников успешно сдает экзамены за полный курс средней школы, что связано с отсутствием у родителей установок на получение детьми полного образования. Германия требует от своих граждан знания немецкого языка, объясняя, что только таким образом можно рассчитывать на успешное продвижение в немецком обществе. В то же время премьер-министр Турции ТР. Эрдоган считает, что изучение только немецкого языка приведет к ассимиляции турок. Очевидно, Турция не заинтересована в утрате диаспорой в Германии национальной самоидентификации.

В.П. Кириченко (ИВ РАН) рассмотрел племенной и религиозный факторы в политической жизни Йемена. Он отметил, что в январе 2011 г. на фоне переворотов в Тунисе и Египте и антиправительственных выступлений на Ближнем Востоке в Йемене начался политический кризис. Десятки тысяч людей требовали отставки президента и правительства Йемена. Анализ событий, происшедших за последние два года в Йемене, свидетельствует о том, что религиозная ситуация в стране не является главной причиной политического кризиса. Ею стало ухудшение экономической и социально-политической обстановки. Экономическое положение в стране ухудшилось после высылки 850 тыс. йеменских рабочих из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива из-за поддержки йеменским руководством агрессии Ирака против Кувейта в 1990 г. Кроме экономических осложнений возвращение рабочих-мужчин привело к росту рождаемости, эффект от которого сказался через 20 лет. Свою роль сыграл и племенной фактор. Власть в Йемене,

стр. 149
пояснил докладчик, на протяжении десятилетий была сосредоточена в руках представителей конфедерации племен хашид. Между ними и президентом А.А. Салехом обострились противоречия. Совокупность этих факторов и вызвала волну протестов среди населения и привела к смене руководства страны. На ситуацию в ней ныне оказывает растущее влияние "Аль-Каиды", что может привести к непредсказуемым последствиям.

В докладе М.Ю. Морозовой (ИВ РАН) "Племенная структура и система местного самоуправления: на примере пакистанского Белуджистана" отмечалось, что традиционные племенные структуры в этой провинции постепенно теряют силу под влиянием внутренних и внешних факторов. Вместе с тем требования национальных белуджистанских организаций увеличения степени их участия в федеральных и провинциальных органах власти и повышения ренты на добычу полезных ископаемых (прежде всего природного газа) не выполняются. Центр силой подавляет все оппозиционные движения, стремится подкупить племенную верхушку и осуществлять контроль через выборные органы самоуправления. Внешние силы (богатые страны Персидского залива), скупая в провинции природные ресурсы (в том числе землю), одновременно придают большое значение культурно-просветительской работе с молодежью через различные благотворительные фонды и гранты.

Кроме того, на заседаниях секции были заслушаны доклады А.А. Суворовой (ИВ РАН) "Религиозные меньшинства в Пакистане на современном этапе", В.Г. Коргуна (ИВ РАН) "Влияние внешнего фактора на трансформацию афганского общества", В.В. Орлова (ИСАА МГУ) "Исламистские партии Марокко на парламентских выборах XXI в.: успехи и неудачи", Ю.В. Томиловой (МГИМО(У)МИД РФ) "Трансформация политической роли армии в современном турецком обществе", Н.В. Мелехиной (МГИМО) "Этнонациональные проблемы пакистанского общества: социальные и экономические аспекты", Н.А. Филина (РГГУ) "Следование фетвам религиозного авторитета (таклид) в современном Иране", К.В. Вертяева (ИВ РАН) «"Протестантский ислам" - новая политическая парадигма Турции».

На трех заседаниях секции "Безопасность, международные отношения, история" было заслушано 16 докладов.

В докладе Л.М. Кулагиной и В.М. Ахмедова (оба - ИВ РАН) «Влияние "арабской весны" на внешнюю политику Ирана» отмечалось, что события "арабской весны" оказали неоднозначное влияние на политику ИРИ в регионе. Первоначально революционное движение в арабских странах было позитивно встречено в Иране. Но жесткое подавление шиитского восстания в Бахрейне вооруженными силами Саудовской Аравии и Омана, и в особенности вооруженная борьба в Сирии против режима Б. Асада, который Тегеран поддержал, усложнили отношение в Иране к событиям в регионе. Из-за этих событий обостряются его отношения с арабскими соседями и в результате значительно ослабляются позиции на Ближнем Востоке.

Е.И. Уразова (ИВ РАН) выступила с докладом "Участие Турции в интеграционных объединениях (экономический аспект)". Одной из особенностей внешнеполитического курса Анкары является активное участие в интеграционных союзах и объединениях Запада и Востока. Однако лишь Евросоюз, в который на правах ассоциированного члена входит Турция, отвечает требованиям экономической интеграции. Евросоюз в настоящее время доминирует как в сфере торговли, так и в поступлении в турецкую экономику прямых инвестиций. Но наметилась тенденция перемещения вектора торгово-экономической активности Турции на Восток.

Тема доклада И.И. Ивановой (МГИМО(У) МИД РФ) - "Турция и азиатские региональные организации (ОИС, ОЭС, ШОС)". Турция придает большое значение участию в этих организациях, поскольку оно помогает расширять и сохранять влияние в исламском и азиатском регионах и способствует ее превращению во влиятельную региональную державу. Участие Турции в ОИС (до 2011 г. - ОИК) прошло ряд этапов, и в настоящее время Турция выступает за обновление и продвижение организации по пути реформ и демократии. Деятельность ОЭС (Организации экономического сотрудничества) пока не стала действенным инструментом реализации сотрудничества его членов. Определенные надежды Турция связывала с прошедшим в октябре 2012 г. саммитом этой организации в Баку, который принял документы развития до 2015 г. В июне 2012 г. Турции был предоставлен статус партнера по диалогу ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), что даст ей возможность быть не только наблюдателем процессов, проходящих на огромных пространствах Азии, но и играть в них достаточно активную роль.

А.Г. Гаджиев ("Голос России") рассмотрел роль Сирии в рамках ближневосточной политики Турции. Анкара занимает весьма недружественную позицию в отношении режима Б. Асада, обусловленную главным образом двумя причинами: турецкие власти опасаются дестабилизации

стр. 150
обстановки в районах компактного проживания курдов; Турция стремится продемонстрировать свою роль ведущей региональной державы. Однако в жесткой позиции Анкары есть потенциально опасные моменты и для самой Турции. Она рискует быть втянутой в боевые действия вблизи собственных границ. На Ближнем Востоке Турция может восприниматься в качестве младшего партнера США, утратившего свою внешнеполитическую самостоятельность. Кроме того, могут ухудшиться отношения с Россией, которые в последние в 10 лет развивались в русле многопланового партнерства. Хотя через турецко-сирийскую границу идет беспрерывный поток оружия, подпитывающий оппозиционные силы, Анкара, по мнению докладчика, отнюдь не стремится вступить в бой с Сирией. Ее сдерживают осторожность Вашингтона и Брюсселя, позиции Тегерана и Москвы, а также вероятность развития ситуации в Сирии по иракскому сценарию, что осложнит курдский вопрос.

И.А. Свистунова (Российский ин-т стратегич. исслед.) исследовала этнические и конфессиональные аспекты турецко-иракских отношений после вывода американских войск из Ирака. Она констатировала, что вывод основной части войск США, официально завершившийся в декабре 2011 г., привел к обострению внутриполитических противоречий в Ираке, в основе которых лежал раскол по двум линиям "сунниты-шииты" и "арабы-курды". Для турецко-иракских отношений вывод войск стал началом нового этапа. Наблюдается отход Турции от принципа "равноудаленноcти" от этноконфессиональных групп Ирака, который обеспечивал Анкаре статус внешней силы, способной служить объединению расколотого иракского общества. Вовлечение Турции в конфессиональные и этнические конфликты в Ираке сужает возможности Анкары на иракском направлении и усиливает в турецком обществе дискуссию о правильности внешнеполитической стратегии Партии справедливости и развития.

В.И. Сажин (ИВ РАН) свое выступление посвятил геополитической обстановке в Ближневосточном регионе и проблеме ядерной безопасности. Ближний Восток является ныне наиболее взрывоопасным районом на планете, здесь сконцентрированы практически все "горячие точки". На первое место по рискам вышли две из них, связанные между собой сложными взаимосвязями, - Сирия и Иран. Тегеран оказывает непосредственное влияние на ситуацию в Сирии и регионе в целом, пытаясь создать условия для своего регионального доминирования. "Иранский атом" (ядерная программа) служит инструментом в его руках, деструктивно влияющим на геополитическую систему не только региона, но и мира. В экспертном сообществе, отметил В.И. Сажин, рассматриваются различные варианты решения иранской ядерной проблемы. Наиболее конструктивный из них предполагает убеждение и принуждение Ирана к прекращению создания промышленной инфраструктуры для обогащения урана, а по сути, для создания научно-технической базы по производству ядерного оружия. Пока давление на Иран ограничивается политикодипломатическим прессингом и финансово-экономическими санкциями. Однако результатов такого рода давление не приносит. Вероятность возникновения крупного вооруженного конфликта в регионе должна быть воспринята всерьез, так как десятилетняя история переговоров с Ираном по его ядерной программе не позволяет с оптимизмом смотреть на будущее переговорного процесса. В случае его безрезультативности до лета 2013 г., отметил докладчик, не исключено, что западные участники диалога, в первую очередь США, согласятся на проведение мер по силовому решению иранской ядерной проблемы.

И.Е. Федорова (ИВ РАН) в докладе "Влияние глобальных и региональных факторов на внешнюю политику Ирана" отметила, что политика США, Израиля и стран Евросоюза в отношении Ирана в 2012 г. оказалась теснейшим образом связанной с внутриполитической и экономической ситуацией в названных странах. Ни в Израиле, ни в США нет единства взглядов среди политической и военной элиты относительно необходимости проведения военной операции против Ирана и сроков ее начала. В США это был один из важнейших внешнеполитических вопросов, обсуждавшихся на дебатах во время кампании по выборам президента. После победы Б. Обамы нужно ожидать, что основное направление политики США будет по-прежнему заключаться в ужесточении режима санкций. В Израиле иранский вопрос являлся одним из основных вопросов предвыборной кампании по внеочередным выборам в Кнессет в январе 2013 г. В условиях сокращения расходов, в том числе и на оборону, логично предположить, что без поддержки США руководство Израиля не решится на начало военных действий. Лидеры стран Евросоюза выступают за расширение санкций против Ирана, но не считают своевременным вариант военной операции. Ответ Ирана на политику усиления его политической и экономической изоляции состоит в чрезвычайной активизации международной деятельности Тегерана. Крупным событием в этом ряду стало проведение в конце августа 2012 г. саммита Движения неприсоединения

стр. 151
(ДН) в Тегеране, в котором приняли участие более 100 государств, а также поддержка Ираном общеисламских проектов. По мнению докладчика, в связи со сложившейся внутриполитической и экономической ситуацией в США, Израиле и странах Евросоюза не следует ожидать резких изменений в их политике в отношении Ирана.

М.А. Арунова (ИВ РАН) посвятила свой доклад отношению арабских стран к афганской проблеме. До 1978-1979 гг. лидеры этих государств считали, что события в Афганистане напрямую не затрагивают их интересы. После ввода в страну советских войск на Чрезвычайной сессии ГА ООН в январе 1980 г., большинство из них (кроме Сирии, Южного Йемена, Ливии и Алжира) осудили акцию СССР. Тогда же было приостановлено членство Афганистана в ОИК (Организации Исламская конференция). Официально арабские воинские контингенты в страну не направлялись. Помощь афганской оппозиции шла через благотворительные фонды ряда мусульманских стран. Многие тысячи исламистских арабских добровольцев пополнили ряды вооруженной оппозиции. После вывода советских войск часть исламистов осталась в Афганистане и в афгано-пакистанском приграничье, другие обосновались в странах Центральной Азии, Чечне, Нагорном Карабахе, Боснии и Герцеговине. Во время операции США/НАТО "Несокрушимая свобода" спецслужбы Омана оказывали поддержку военным контингентам США, Великобритании и Франции. Что касается ОИК (с 2011 г. - Организация Исламского сотрудничества), то на совещаниях разного уровня принимались документы о необходимости мирного урегулирования афганской проблемы и борьбы с наркобизнесом. Однако эти документы имели чисто декларативный характер. В настоящее время некоторые страны ОИС оказывают незначительную финансовую поддержку экономическому развитию Афганистана на двусторонней основе. В Кабуле открыто представительство ОИС. На последнем совещании министров иностранных дел стран ОИС в ноябре 2012 г. афганский вопрос практически не поднимался.

Б.М. Волхонский (Российский ин-т стратегич. исслед.) в докладе "Гидроресурсы и трансграничные водотоки как фактор геополитики в Южной и Центральной Азии" подчеркнул, что вода, являясь важнейшим ресурсом человечества, многими политологами рассматривается как главная причина предстоящих войн XXI в. Проблемы водопользования лежат в основе многих застарелых конфликтов, в первую очередь арабо-израильского и индийско-пакистанского. Кроме того, планы строительства гидросооружений и отвода вод в верховьях многих трансграничных рек вызывают трения в отношениях между Таджикистаном и Узбекистаном, Китаем и Индией, Китаем и Казахстаном, Китаем и странами АСЕАН. С наибольшей остротой проблемы водопользования стоят в обширном регионе от Среднего Востока и Центральной Азии до Юго-Восточной Азии. Решению проблемы, отметил докладчик, препятствуют слабая правовая база (отсутствие единого для всех кодекса правил водопользования) и стремление стран, расположенных выше по течению, решать свои проблемы исключительно на двусторонней основе, диктуя свои условия странам, расположенным ниже. Очевидно, что поиски решения вопроса могут лежать на путях подключения к этой проблеме международных и региональных организаций.

Г.И. Старченков (ИВ РАН) рассмотрел курдский фактор в гражданской войне в Сирии. Первоначально почти все курды приветствовали "арабскую весну", полагая, что восстания арабов смогут снести авторитарные режимы, которые не предоставляют им автономии. Гражданская война в Сирии, а также приход к власти в ряде североафриканских государств исламистских партий создали условия для пересмотра многими курдами отношения к последствиям "арабской весны". Еще больше на курдов Сирии повлияло участие в повстанческом сирийском движении сторонников "Аль-Каиды", салафитов и ваххабитов из других стран. В создавшейся новой обстановке перед сирийскими курдами встала проблема выживания. Многие из них, отказываясь от нейтралитета, встали на защиту режима Б. Асада. Этому способствовала и позиция руководителя Курдского автономного района Ирака М. Барзани, который пытался объединить два блока сирийских курдов с целью создания уже при нынешних властях полуавтономного курдского региона в Сирии. Гражданская война в Сирии продолжается, что может привести к свержению нынешнего режима. Но уже сейчас можно говорить, что курды Сирии сделали важный шаг на пути к самоуправлению и автономии.

В докладе С.М. Иванова (ИВ РАН) "Курды и гражданская война в Сирии" отмечалось, что определенные силы внутри Сирии и за рубежом стремятся втянуть курдов в вооруженный конфликт и таким образом разыграть "курдскую карту" в своих интересах. Сегодня борьбу за власть в Сирии ведут в основном арабы. С одной стороны, сторонники правящего режима Б. Асада (алавитское меньшинство, баасистская партийная верхушка и силовые структуры), с другой - разрозненные отряды оппозиции, представляющие суннитское большинство, а также добровольцы

стр. 152
и наемники из других арабских и исламских государств. Силы оказались примерно равны, и ни одна из сторон пока не может добиться решающего перевеса в свою пользу, несмотря на мощную поддержку оппозиции извне (Саудовская Аравия, Катар, Турция и др.). В этой ситуации выступление курдов в пользу одной из противоборствующих сторон могло бы нарушить сложившийся на сегодня баланс политических и военных сил в стране и повлиять на ход дальнейших событий.

Тема выступления Э.В. Ратниковой (ИСАА МГУ) "Политические альтернативы развития экономики Северного Кипра". Отмечалось, что существуют три основных сценария возможного экономического развития Северного Кипра: сохранение статус-кво, улучшение отношений Турецкой Республики Северный Кипр с ЕС и остальным миром и сближение двух частей острова и создание федеративного государства. Наиболее благоприятные возможности сулит третий вариант, но он же расценивается как наименее вероятный.

А.В. Болдырев (ИВ РАН) в докладе «Россия и Турция в "зеркале" русской прессы в период Парижской мирной конференции» рассмотрел, как ведущие русские газеты оценивали перспективы русско-турецких отношений после Крымской войны 1853-1856 гг. Русская пресса писала о несамостоятельности Османской империи как субъекта тогдашней международной политики и о невозможности достижения ею компромисса с великими европейскими державами, при отказе от планов выстраивания особых отношений с Турцией.

Были заслушаны еще три доклада на исторические темы С. Ф. Орешковой (ИВ РАН) "Османская империя: вассалитет и имперский центр - движение в сторону Европы", Ю.Н. Тихонова (Липецкий госуниверситет) "Авантюра Керим-хана Белуджа (1920-1932). Архивные документы о белуджах и Белуджистане" и К.А. Демичева (Нижегородский пед. ун-т) "Формы зависимости и статус мусульманских провинций в составе сикхского государства Саркар Хальсаджи (первая половина XIX в.)".

На заключительном заседании были отмечены высокий уровень большинства заслушанных докладов и польза от обмена мнениями по основным вопросам, поднятым в них. Принято решение о подготовке сборника статей по итогам конференции и продолжении разработки актуальных научных тем и проблем.

стр. 153


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ГОСУДАРСТВО-ОБЩЕСТВО-БЕЗОПАСНОСТЬ-НА-БЛИЖНЕМ-И-СРЕДНЕМ-ВОСТОКЕ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Я. БЕЖЖРЕНИЦКИЙ, С. Н. КАМЕНЕВ, Н. М. МАМЕДОВА, Н. Ю. УЛЬЧЕНКО, ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО, БЕЗОПАСНОСТЬ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 22.11.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ГОСУДАРСТВО-ОБЩЕСТВО-БЕЗОПАСНОСТЬ-НА-БЛИЖНЕМ-И-СРЕДНЕМ-ВОСТОКЕ (date of access: 17.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. Я. БЕЖЖРЕНИЦКИЙ, С. Н. КАМЕНЕВ, Н. М. МАМЕДОВА, Н. Ю. УЛЬЧЕНКО:

В. Я. БЕЖЖРЕНИЦКИЙ, С. Н. КАМЕНЕВ, Н. М. МАМЕДОВА, Н. Ю. УЛЬЧЕНКО → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
44 views rating
22.11.2024 (87 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
Yesterday · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
3 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
3 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
6 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
7 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
9 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
16 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
16 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
18 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
19 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО, БЕЗОПАСНОСТЬ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android