28 ноября 2007 г. в Центре социологических и политологических исследований Института Африки РАН состоялся "круглый стол" на тему "Проблемы становления гражданского общества в африканских странах".
Открывая заседание, зав. центром Ю. В. Потёмкин отметил, что в комплексе проблем социально-экономического, политического, культурного развития африканских стран заметное место в последние десятилетия занимают вопросы становления гражданского общества. На первый взгляд конкретные условия в большинстве государств региона исключают сколько-нибудь реальные возможности для постановки этих вопросов, особенно учитывая западное происхождение и рыхлое содержание самой концепции гражданского общества. Тем не менее на Западе имеется множество работ, так или иначе примеряющих его "одежды" к африканским и другим странам Юга. В документах ряда африканских стран и в программе Африканского Союза "Но-
стр. 163
вое партнерство для развития Африки" (НЕПАД) также признается актуальным вопрос формирования гражданского общества.
Принимая во внимание, что на современном этапе основным (или фактически единственным) признаком гражданского общества в Африке, во всяком случае Тропической, является наличие ряда неправительственных организаций, действующих как в страновых, так и в межстрановых рамках, следует учитывать крайнюю узость их социальной базы. Создание и функционирование "настоящих" гражданских организаций может обеспечиваться лишь относительно состоятельными и образованными людьми. Профессионально-корпоративный характер этих организаций (юристы, медики, предприниматели и др.) определяет их неспособность выражать интересы бедняцкой малограмотной массы населения. В связи с этим возникает необходимость анализа факторов, воздействующих, в основном негативно, на возможности эвентуального движения от рождающегося гражданского общества к более полному его формированию.
Проблемы возможности/невозможности развития гражданского общества в африканских странах обсуждались на VI Международной конференции африканистов (1994). Тогда лейтмотив большинства выступлений заключался в отрицании такой возможности, хотя и с некоторыми нюансами концептуального и странового (географического) порядка. Стоит ли вновь обсуждать эти вопросы по прошествии краткого по меркам истории периода? Представляется, что стоит, и вот почему.
Во-первых, эти годы отмечены значимыми институциональными процессами, связанными, в частности, с утверждением - неважно, спонтанным или вынужденным - господства либерально-демократической идеологии в умах африканской политической элиты.
Во-вторых, в этом же русле произошли заметные структурно-политические сдвиги. Менялись подходы к роли государства в общественном развитии. Соответственно менялся - правда, в основном по форме, но и по существу тоже (ЮАР, например) - характер политических режимов.
В-третьих, сама проблематика гражданское общество - применительно к социально-политическим, культурным, конфессиональным, экономическим и иным реалиям африканских стран - слабо разработана в отечественной африканистике.
Обо всем этом, думается, и должен идти разговор.
С докладом "Проблемы становления гражданского общества (ГО) в африканских странах" выступил Н. Д. Косухин (Ин-т Африки). Продвижение африканских стран по пути демократического развития, отметил он, происходит в атмосфере острых дискуссий относительно готовности современного африканского общества к демократическим преобразованиям. Демократия не просто делает гражданское общество насущно необходимым, но и создает условия для его возникновения и развития. В связи с этим возникает вопрос, каковы базовые характеристики гражданского общества и возможности их возникновения и становления в африканском регионе?
Прежде всего он подчеркнул, что гражданское общество - это показатель зрелости общества, его качественная характеристика, образ жизнедеятельности граждан, отстаивающих права и интересы, реализующих свой потенциал в экономике, частном бизнесе или общественно-политической деятельности.
Возможно ли появление таких качеств в современном традиционном африканском обществе, которое модернизируется в следующих направлениях: а) развитие рыночных отношений и распад натурального хозяйства, прогрессирующее социальное расслоение; б) ослабление внутриобщинных связей и усиление экономической и социальной самостоятельности малых семей; в) разложение традиционных структур африканской деревни, деградация традиционных культурных ценностей и общественной морали.
В этих условиях появление элементов гражданского общества непосредственно связано с деятельностью государственных институтов, которые стремятся развивать социальную активность населения своих стран. За последние годы возросла политическая и общественная активность населения в ходе политической либерализации. По отношению к некоторым африканским странам можно говорить о появлении элементов и принципов гражданского общества, в частности принципа разделения властей, развития парламентаризма, многопартийности, возникновения оппозиции, различных форм общественной активности населения, общественно-политических организации (профсоюзы) и движений, негосударственных средств массовой информации.
Вместе с тем в докладе было подчеркнуто, что развитие элементов гражданского общества зависит от того, какие социальные силы заинтересованы в его формировании. Известно, что активной силой и социальной базой формирования и становления демократических институтов и
стр. 164
гражданского общества являются средние слои. В африканских странах они представлены предпринимательской национальной буржуазией, служащими, лицами свободных профессий, студенчеством, техническим персоналом промышленных предприятий и др.
Эти слои африканского общества разобщены, далеки от общественной интеграции и консолидации, не имеют своих политических объединений и организаций. Их влияние на политический процесс проходит в рамках патримониальных отношений. В таких условиях важнейшая роль в развитии гражданского общества в Африке принадлежит интеллигенции. Это проявляется в деятельности политических партий как института гражданского общества и политической системы. Функционирование политических партий как агента двухсторонней связи между гражданским обществом и государством и деятельность по удовлетворению запросов населения посредством политических структур происходит через парламентскую работу, а также мобилизацию граждан для давления на властные структуры.
В африканских странах ростки гражданского общества обусловливаются влиянием традиционных, этнорелигиозных отношений. Это не означает, что западные образцы демократии и гражданского общества должны полностью копироваться.
В заключение Н. Д. Косухин подчеркнул, что центральной проблемой гражданского общества в африканских условиях является проблема человека, освобожденного от природных связей и привязанностей к роду, общине. Вместе с тем эта цивилизационная специфика континента обеспечивает выживание человека, вырабатывая формы приспособления к условиям свободного рынка.
Выступление А. А. Ткаченко (Ин-т Африки) было посвящено формированию гражданского общества как попытке преодоления цивилизационных тупиков в развитии общества.
Процессы формирования отдельных структур (или протоструктур) гражданского общества на континенте в настоящее время отличаются от тех, которые протекали в развитых демократиях и, вероятно, их своеобразие - в темпах, формах, степени вовлеченности разных социально-политических сил - будет усиливаться. Укоренение универсальных принципов демократии, как и формирование характерных для любого гражданского общества институтов и структур, вряд ли будет носить одномоментный, "линейный" и бесконфликтный характер.
Главная проблема становления гражданского общества - появление на политическом ландшафте в сверхэтатизированной и забюрократизированной среде неправительственных организаций (НПО), их взаимодействие с государственными институтами и структурами. От того, как сложится их судьба, зависит будущее гражданского общества. Как, впрочем, и от умения сочетать современные и традиционные формы и институты демократии. Искусство реформаторов, политическая воля и политическая культура в решающей мере будут влиять на процессы общественной модернизации в африканских странах.
Положительный опыт, инициативы Большой восьмерки по партнерству со странами Африки (Программа НЕПАД), Ближнего Востока (Инициатива саммита в Си-Айленде, 2004 г.) по поддержке социальных и экономических реформ, как и провальные попытки общественной модернизации, по крайней мере, за последние полвека внушают осторожный оптимизм. Важная сторона рассматриваемой проблемы - перспективы возможного "дрейфа" на обочину общественного и экономического развития.
В. И. Гусаров (Ин-т Африки), говоря об особенностях зарождения гражданского общества в странах Северной Африки, отметил, что его идея проникла в греческие колонии этого региона намного раньше, чем в другие части Африки, а именно еще во времена Аристотеля (384 - 322 до н. э.), чьи сочинения охватывали все сферы знаний. Он и сформулировал понятие гражданского общества. Но оно распространялось лишь на свободных людей рабовладельческого государства. А основная производительная сила такого государства - рабы - оставалась за его рамками.
В новейшее время элементы гражданского общества (партии, профессиональные объединения и разного рода общественные организации) вновь стали зарождаться в Северной Африке по мере захвата ее отдельных частей европейскими колонизаторами. Иногда эти элементы формировались самостоятельно на национальной основе, а во многих случаях появлялись как филиалы аналогичных партий и организаций метрополий. Причем происходило это не одновременно, а в разные исторические периоды. Так, в Египте и Тунисе они возникают в конце XIX в., в Алжире - в 20 - 30-е гг. XX в., в Марокко - в 30-е - 40-е гг. XX в., в Ливии, Мавритании и Судане - в 1940-е гг.
Во второй половине XX в. под прямым и косвенным воздействием мировой социалистической системы в Северной Африке распространяются социалистические идеи, трансформировав-
стр. 165
шиеся в регионе в разного рода "национальные социализмы" (исламский, дустуровский, арабский и др.). В таких условиях гражданскому обществу дозволялось выполнять лишь второстепенные функции постольку, поскольку они не вступали в открытое противостояние с существовавшими в большинстве случаев авторитарными режимами.
Крах мировой системы социализма и ее распад неизбежно вынудили страны Северной Африки пересмотреть прежние идеологические установки и отказаться от большинства их существовавших положений. Тогда вспомнилось и давно забытое понятие ГО, к которому надо стремиться в рамках современных тенденций демократизации общественной жизни. Примеры успешно и давно функционирующих систем ГО и демократии в мире имеются. В первую очередь - это Исландия со старейшим в Европе парламентом, а также Норвегия, Швеция и Финляндия. Именно на эти государства и их системы ГО могут теперь ориентироваться страны Северной Африки в поисках путей построения своих гражданских обществ.
Н. И. Высоцкая (Ин-т Африки) подчеркнула, что в Африке проблема формирования гражданского общества стала осознаваться как актуальная только в начале 1990-х гг. Учитывая недовольство африканцев авторитарными формами правления, Запад, озабоченный затянувшимся на континенте экономическим кризисом, предложил Африке демократизироваться. Демократизация рассматривалась как путь к ее экономическому выздоровлению. Предполагалось также, что после почти 30-летнего господства авторитаризма произойдут отказ от однопартийных режимов и возврат к скопированным в начале 1960-х гг. с метрополий политическим системам.
Политическая культура, начавшая формироваться здесь еще в колониальные времена, в постколониальном обществе отражала все его особенности - свойственную ему социальную разобщенность, сохраняющуюся клановость, усиливающиеся этнические противоречия. Первые шаги демократизации были связаны с проведением выборов законодательной, исполнительной и местной власти. Возникшие в условиях разрешенной многопартийности многочисленные партии не успели и не сумели обзавестись программами, способными заинтересовать избирателей, и для привлечения электората избрали метод политизации трибализма и использования племенных и клановых связей. Первые же избирательные кампании продемонстрировали, что даже вестернизированная часть верхушки африканского общества испытывает сильное давление традиций. Как станет ясно позднее, откликаясь на призывы модернизировать африканское общество, политическая элита в то же время постоянно апеллировала к традициям и обычаям. Тем самым она вольно или невольно подпитывала его архаические основы.
Последующие события показывают, что политическая элита, стремящаяся к власти и присвоению природных ресурсов, имеет и отстаивает свои особые, отдельные от масс интересы, которые определяют ее политическое поведение. Для достижения своих целей она по-прежнему нуждается в традиционной солидарности и потому культивирует патронажно-клиентельные отношения. Местные структуры сами африканцы нередко называют гражданским обществом. Действительно, самодостаточность общины, нередко подкрепляемая наличием собственных ресурсов, оставляет у нее возможность отстаивать свои интересы. Вышесказанное не означает, что в странах Тропической Африки нет общественных, независимых от государства, правозащитных организаций или они вовсе не нужны африканцам. Негосударственные организации разной направленности есть в каждой африканской стране. Но уровень социально-экономического и политического развития этих стран пока не благоприятствует созданию условий для формирования на их основе гражданского общества.
О. Б. Громова (Ин-т Африки) считает, что соблюдение прав человека - основа основ демократии, показатель зрелости гражданского общества. С распространением в Африке демократических ценностей, принципов и институтов вопрос о соблюдении и защите прав человека не мог оказаться вне поля зрения таких организаций, как НПО. В условиях демократизации на континенте пришло признание значимости проблемы прав человека для устойчивого развития и безопасности. Создаются правительственные и межправительственные комиссии по обеспечению прав человека, действуют Африканская комиссия по правам человека, созданный в 2004 г. Африканский суд по правам человека, что в целом благоприятствует правозащитной деятельности.
Но организации по защите прав человека молоды и пока слабы, хотя они предпринимают усилия по продвижению и защите основных прав - экономических, социальных, гражданских и политических - человека в Африке в соответствии с международными правовыми стандартами. Упор делается на правовую защиту, юридическую помощь, мониторинг нарушений прав челове-
стр. 166
ка, создание банка данных о нарушениях, передачу рекомендаций властям по их устранению, а также правовое просвещение широких масс населения, организацию учебных программ правовой грамотности, подготовку публикаций по проблеме.
В целом неправительственные организации по защите прав человека в Африке становятся все более заметным явлением в общественной жизни стран региона. Их деятельность - одна из составляющих глобального правозащитного движения.
По мнению Л. М. Садовской (Ин-т Африки), проблема взаимоотношения государства и гражданского общества признается актуальной в официальных документах ряда африканских стран, в программе Африканского Союза "Новое партнерство для развития Африки", декларациях разного рода международных форумов. В них подчеркивается, что правительства должны согласиться с тем, чтобы общественные организации участвовали в процессе управления в качестве партнеров по развитию и выработке законов, которые касаются непосредственно их деятельности.
Представители гражданского общества, используя парламентскую систему (через парламентские расследования), могут влиять на исполнительную власть, могут оказывать определенное воздействие и на судебную власть, пусть даже в ограниченном виде. Так, конституция ЮАР 1996 г. допускает участие общественных представителей в выдвижении кандидатур на судейское звание и присутствие в слушаниях по этому вопросу, проводимых Комиссией судебного обслуживания, но без права голоса.
Приоритетом государственной политики должна стать поддержка неправительственных организаций, содействующих нравственному, культурному и образовательному развитию широких слоев населения. Следовательно, только партнерские отношения, а не конфронтация между государством и гражданским обществом могут способствовать демократическому развитию.
Н. З. Фахрутдинова (Ин-т Африки) считает, что концепция гражданского общества зиждется на индивидуальном участии граждан в социальном развитии. Религия, и в частности ислам, обладает мощной мобилизационной силой такого участия. По мнению докладчика, мусульмане в большей степени, чем христиане, объединены понятием коллективной общности (умма). Временами именно ислам становился знаменем борьбы мусульман за свои права, а нередко на основе религии создавались неправительственные политические институты, впоследствии представлявшие собой единственные оппозиционные силы, на базе которых формировались ведущие политические партии (например, ордена Хатмийа и Ансарийа в Судане). Суннитская доктрина предписывает, чтобы глава государства непременно избирался. Так что демократические ценности не являются прерогативой западной цивилизации, как часто утверждается в мировой печати.
Между тем отношение западного общества к проблеме становления гражданского общества в мусульманских странах полно стереотипов. Так, Г. Фуллер в книге "Будущее политического ислама (Нью-Йорк, 2003 г.) среди трех основных "кризисных зон" арабского мира называет отсутствие политических свобод, препятствующих использованию человеческого потенциала; низкий уровень образования населения, делающий невозможным адаптацию к условиям современного мира; низкий социальный статус женщин.
Трудно не согласится со вторым положением Г. Фуллера, но в мусульманских странах идет борьба с неграмотностью, и ее решение - дело времени. А что касается политических свобод, то существование парламентов, профсоюзов, многопартийности, значительного количества неправительственных, культурологических и политических организаций, фондов и центров уже давно стало нормой жизни большинства мусульманских стран. Несправедливым кажется и его тезис в отношении женщин. Мусульманки - мощная политическая сила. Они - хранительницы домашнего очага и воспитатели нового поколения. В истории мусульманских стран много примеров борьбы женских организаций за свои права, они неоднократно выдвигали жизненно важные требования в интересах укрепления института семьи. Женские организации активны и сейчас и являются элементом гражданского общества. Они действуют как на территории своих стран, так и в международном масштабе. Достаточно назвать WLUML (Женщины, живущие под мусульманским правом). По существу это интернациональная сеть солидарности мусульманок.
Безусловно, формирование гражданского общества - длительный процесс. Но его осуществление или даже подходы к нему являются фактором стабилизации, той силой, которая приведет к пониманию необходимости согласия и толерантности, столь необходимых Африке.
По мнению Н. Г. Алабужиной (Ин-т Африки), за последние два с половиной десятилетия в странах Африки наблюдался рост активного членства в общественных организациях. Напри-
стр. 167
мер, в Гане и Нигерии к 2000 г. показатели активного членства в среднем составили 25.1% - по религиозным организациям, 8.5% - по политическим партиям и 6.2% - по экологическим организациям. В Южной Африке (хотя в течение ряда лет и не проводились обследования), линия тренда демонстрирует быстрый рост этих показателей за 20 лет, начиная с 1981 г.: соответственно с 20 до 60% с лишним, почти с 2 до 8% и с 3 почти до 12%. За исследуемый период эти организации стали более влиятельными. Среди таких организаций - молодежные клубы, обеспечивающие поддержку проектам повышения общественного благосостояния и развития в целом; различные ассоциации экологически безопасной технологии, которые организовывали сотрудничество фермеров, университетских ученых и государственных учреждений с целью снижения уровня отравления химическими удобрениями, в том числе пестицидами.
Гражданское общество и средства массовой информации играют важную роль в обеспечении мониторинга, например, по оценке ответственности правительства и снижения стимулов для коррупции. В ряде стран безудержная нелегальная торговля природными ресурсами (например, алмазами), исчезающими биологическими видами процветает благодаря работникам таможни в отсутствие надлежащего контроля за таможенной службой. Активное гражданское общество облегчает природоохранным и другим ведомствам публикацию фактов о плохом управлении. Например, в Камеруне оно сыграло важную роль в контроле за новым порядком лесозаготовительных концессий.
Е. Н. Корендясов (Ин-т Африки) считает, что создание гражданского общества в странах Африки должно идти по пути синтеза и конвергенции. Например, в Мали - стране, которая считается маяком демократизации, насчитывается 72 партии. Но представители лишь 15 из них вошли в правительство. Остальные могут функционировать в качестве элементов гражданского общества.
Э. Е. Лебедева (ИМЭМО РАН) затронула как общетеоретические проблемы динамики и самого существования гражданского общества, так и использования этого понятия применительно к Африке, особенно в условиях глобализации. И. В. Следзевский (Ин-т Африки), в частности, отметил, что в оценках ситуации в Африке не следует подменять собственно африканскую действительность нашими представлениями о ней. Особенно важно учитывать эмпирические аспекты. Если говорить о будущем, то на смену гражданскому обществу может придти мультикультурализм. При этом, если в первом приоритеты имеет гражданин, то мультикультурализм это отрицает. Л. Я. Прокопенко (Ин-т Африки) затронула тему отношения ООН к гражданскому обществу. Придавая концепции такого общества большое значение, ООН в процессе подготовки к Всемирному саммиту по информационному обществу (Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г.) признала, что гражданское общество является необходимым шагом для использования значительных возможностей (и решения проблем), связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Современная практика показывает, что эффективное использование ИКТ требует совместных действий бизнеса, правительства и гражданского общества.
В. Г. Шубин (Ин-т Африки) при изучении проблем становления гражданского общества в Африке призвал больше внимания уделять конкретике отдельных стран. Это позволит яснее увидеть процесс формирования тех его элементов, которые в будущем могут возникнуть на всем континенте. Л. В. Гевелинг (ИСАА при МГУ) считает, что при изучении данного явления не следует упускать из виду такие вопросы: насколько гражданское общество необходимо Африке? являются ли гражданственность и гражданское общество синонимами? можно ли считать последнее определенным этапом развития государства?
В целом обсуждение показало, что участники "круглого стола" не расходились принципиально по основному предмету дискуссии. И хотя были представлены различные точки зрения относительно гражданского общества (одни считают, что в ряде африканских стран уже имеются отдельные его элементы, другие - что эти элементы лишь зарождаются, а третьи - что для их появления условия еще не сложились) выступавшие были едины в том, что одним из основных приоритетов африканских государств, претендующих на существование в них элементов гражданского общества, должна быть поддержка тех неправительственных организаций, которые содействуют нравственному, культурному и образовательному развитию широких слоев населения.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |