Libmonster ID: UZ-1120

28 ноября 2007 г. в Центре социологических и политологических исследований Института Африки РАН состоялся "круглый стол" на тему "Проблемы становления гражданского общества в африканских странах".

Открывая заседание, зав. центром Ю. В. Потёмкин отметил, что в комплексе проблем социально-экономического, политического, культурного развития африканских стран заметное место в последние десятилетия занимают вопросы становления гражданского общества. На первый взгляд конкретные условия в большинстве государств региона исключают сколько-нибудь реальные возможности для постановки этих вопросов, особенно учитывая западное происхождение и рыхлое содержание самой концепции гражданского общества. Тем не менее на Западе имеется множество работ, так или иначе примеряющих его "одежды" к африканским и другим странам Юга. В документах ряда африканских стран и в программе Африканского Союза "Но-

стр. 163
вое партнерство для развития Африки" (НЕПАД) также признается актуальным вопрос формирования гражданского общества.

Принимая во внимание, что на современном этапе основным (или фактически единственным) признаком гражданского общества в Африке, во всяком случае Тропической, является наличие ряда неправительственных организаций, действующих как в страновых, так и в межстрановых рамках, следует учитывать крайнюю узость их социальной базы. Создание и функционирование "настоящих" гражданских организаций может обеспечиваться лишь относительно состоятельными и образованными людьми. Профессионально-корпоративный характер этих организаций (юристы, медики, предприниматели и др.) определяет их неспособность выражать интересы бедняцкой малограмотной массы населения. В связи с этим возникает необходимость анализа факторов, воздействующих, в основном негативно, на возможности эвентуального движения от рождающегося гражданского общества к более полному его формированию.

Проблемы возможности/невозможности развития гражданского общества в африканских странах обсуждались на VI Международной конференции африканистов (1994). Тогда лейтмотив большинства выступлений заключался в отрицании такой возможности, хотя и с некоторыми нюансами концептуального и странового (географического) порядка. Стоит ли вновь обсуждать эти вопросы по прошествии краткого по меркам истории периода? Представляется, что стоит, и вот почему.

Во-первых, эти годы отмечены значимыми институциональными процессами, связанными, в частности, с утверждением - неважно, спонтанным или вынужденным - господства либерально-демократической идеологии в умах африканской политической элиты.

Во-вторых, в этом же русле произошли заметные структурно-политические сдвиги. Менялись подходы к роли государства в общественном развитии. Соответственно менялся - правда, в основном по форме, но и по существу тоже (ЮАР, например) - характер политических режимов.

В-третьих, сама проблематика гражданское общество - применительно к социально-политическим, культурным, конфессиональным, экономическим и иным реалиям африканских стран - слабо разработана в отечественной африканистике.

Обо всем этом, думается, и должен идти разговор.

С докладом "Проблемы становления гражданского общества (ГО) в африканских странах" выступил Н. Д. Косухин (Ин-т Африки). Продвижение африканских стран по пути демократического развития, отметил он, происходит в атмосфере острых дискуссий относительно готовности современного африканского общества к демократическим преобразованиям. Демократия не просто делает гражданское общество насущно необходимым, но и создает условия для его возникновения и развития. В связи с этим возникает вопрос, каковы базовые характеристики гражданского общества и возможности их возникновения и становления в африканском регионе?

Прежде всего он подчеркнул, что гражданское общество - это показатель зрелости общества, его качественная характеристика, образ жизнедеятельности граждан, отстаивающих права и интересы, реализующих свой потенциал в экономике, частном бизнесе или общественно-политической деятельности.

Возможно ли появление таких качеств в современном традиционном африканском обществе, которое модернизируется в следующих направлениях: а) развитие рыночных отношений и распад натурального хозяйства, прогрессирующее социальное расслоение; б) ослабление внутриобщинных связей и усиление экономической и социальной самостоятельности малых семей; в) разложение традиционных структур африканской деревни, деградация традиционных культурных ценностей и общественной морали.

В этих условиях появление элементов гражданского общества непосредственно связано с деятельностью государственных институтов, которые стремятся развивать социальную активность населения своих стран. За последние годы возросла политическая и общественная активность населения в ходе политической либерализации. По отношению к некоторым африканским странам можно говорить о появлении элементов и принципов гражданского общества, в частности принципа разделения властей, развития парламентаризма, многопартийности, возникновения оппозиции, различных форм общественной активности населения, общественно-политических организации (профсоюзы) и движений, негосударственных средств массовой информации.

Вместе с тем в докладе было подчеркнуто, что развитие элементов гражданского общества зависит от того, какие социальные силы заинтересованы в его формировании. Известно, что активной силой и социальной базой формирования и становления демократических институтов и

стр. 164
гражданского общества являются средние слои. В африканских странах они представлены предпринимательской национальной буржуазией, служащими, лицами свободных профессий, студенчеством, техническим персоналом промышленных предприятий и др.

Эти слои африканского общества разобщены, далеки от общественной интеграции и консолидации, не имеют своих политических объединений и организаций. Их влияние на политический процесс проходит в рамках патримониальных отношений. В таких условиях важнейшая роль в развитии гражданского общества в Африке принадлежит интеллигенции. Это проявляется в деятельности политических партий как института гражданского общества и политической системы. Функционирование политических партий как агента двухсторонней связи между гражданским обществом и государством и деятельность по удовлетворению запросов населения посредством политических структур происходит через парламентскую работу, а также мобилизацию граждан для давления на властные структуры.

В африканских странах ростки гражданского общества обусловливаются влиянием традиционных, этнорелигиозных отношений. Это не означает, что западные образцы демократии и гражданского общества должны полностью копироваться.

В заключение Н. Д. Косухин подчеркнул, что центральной проблемой гражданского общества в африканских условиях является проблема человека, освобожденного от природных связей и привязанностей к роду, общине. Вместе с тем эта цивилизационная специфика континента обеспечивает выживание человека, вырабатывая формы приспособления к условиям свободного рынка.

Выступление А. А. Ткаченко (Ин-т Африки) было посвящено формированию гражданского общества как попытке преодоления цивилизационных тупиков в развитии общества.

Процессы формирования отдельных структур (или протоструктур) гражданского общества на континенте в настоящее время отличаются от тех, которые протекали в развитых демократиях и, вероятно, их своеобразие - в темпах, формах, степени вовлеченности разных социально-политических сил - будет усиливаться. Укоренение универсальных принципов демократии, как и формирование характерных для любого гражданского общества институтов и структур, вряд ли будет носить одномоментный, "линейный" и бесконфликтный характер.

Главная проблема становления гражданского общества - появление на политическом ландшафте в сверхэтатизированной и забюрократизированной среде неправительственных организаций (НПО), их взаимодействие с государственными институтами и структурами. От того, как сложится их судьба, зависит будущее гражданского общества. Как, впрочем, и от умения сочетать современные и традиционные формы и институты демократии. Искусство реформаторов, политическая воля и политическая культура в решающей мере будут влиять на процессы общественной модернизации в африканских странах.

Положительный опыт, инициативы Большой восьмерки по партнерству со странами Африки (Программа НЕПАД), Ближнего Востока (Инициатива саммита в Си-Айленде, 2004 г.) по поддержке социальных и экономических реформ, как и провальные попытки общественной модернизации, по крайней мере, за последние полвека внушают осторожный оптимизм. Важная сторона рассматриваемой проблемы - перспективы возможного "дрейфа" на обочину общественного и экономического развития.

В. И. Гусаров (Ин-т Африки), говоря об особенностях зарождения гражданского общества в странах Северной Африки, отметил, что его идея проникла в греческие колонии этого региона намного раньше, чем в другие части Африки, а именно еще во времена Аристотеля (384 - 322 до н. э.), чьи сочинения охватывали все сферы знаний. Он и сформулировал понятие гражданского общества. Но оно распространялось лишь на свободных людей рабовладельческого государства. А основная производительная сила такого государства - рабы - оставалась за его рамками.

В новейшее время элементы гражданского общества (партии, профессиональные объединения и разного рода общественные организации) вновь стали зарождаться в Северной Африке по мере захвата ее отдельных частей европейскими колонизаторами. Иногда эти элементы формировались самостоятельно на национальной основе, а во многих случаях появлялись как филиалы аналогичных партий и организаций метрополий. Причем происходило это не одновременно, а в разные исторические периоды. Так, в Египте и Тунисе они возникают в конце XIX в., в Алжире - в 20 - 30-е гг. XX в., в Марокко - в 30-е - 40-е гг. XX в., в Ливии, Мавритании и Судане - в 1940-е гг.

Во второй половине XX в. под прямым и косвенным воздействием мировой социалистической системы в Северной Африке распространяются социалистические идеи, трансформировав-

стр. 165
шиеся в регионе в разного рода "национальные социализмы" (исламский, дустуровский, арабский и др.). В таких условиях гражданскому обществу дозволялось выполнять лишь второстепенные функции постольку, поскольку они не вступали в открытое противостояние с существовавшими в большинстве случаев авторитарными режимами.

Крах мировой системы социализма и ее распад неизбежно вынудили страны Северной Африки пересмотреть прежние идеологические установки и отказаться от большинства их существовавших положений. Тогда вспомнилось и давно забытое понятие ГО, к которому надо стремиться в рамках современных тенденций демократизации общественной жизни. Примеры успешно и давно функционирующих систем ГО и демократии в мире имеются. В первую очередь - это Исландия со старейшим в Европе парламентом, а также Норвегия, Швеция и Финляндия. Именно на эти государства и их системы ГО могут теперь ориентироваться страны Северной Африки в поисках путей построения своих гражданских обществ.

Н. И. Высоцкая (Ин-т Африки) подчеркнула, что в Африке проблема формирования гражданского общества стала осознаваться как актуальная только в начале 1990-х гг. Учитывая недовольство африканцев авторитарными формами правления, Запад, озабоченный затянувшимся на континенте экономическим кризисом, предложил Африке демократизироваться. Демократизация рассматривалась как путь к ее экономическому выздоровлению. Предполагалось также, что после почти 30-летнего господства авторитаризма произойдут отказ от однопартийных режимов и возврат к скопированным в начале 1960-х гг. с метрополий политическим системам.

Политическая культура, начавшая формироваться здесь еще в колониальные времена, в постколониальном обществе отражала все его особенности - свойственную ему социальную разобщенность, сохраняющуюся клановость, усиливающиеся этнические противоречия. Первые шаги демократизации были связаны с проведением выборов законодательной, исполнительной и местной власти. Возникшие в условиях разрешенной многопартийности многочисленные партии не успели и не сумели обзавестись программами, способными заинтересовать избирателей, и для привлечения электората избрали метод политизации трибализма и использования племенных и клановых связей. Первые же избирательные кампании продемонстрировали, что даже вестернизированная часть верхушки африканского общества испытывает сильное давление традиций. Как станет ясно позднее, откликаясь на призывы модернизировать африканское общество, политическая элита в то же время постоянно апеллировала к традициям и обычаям. Тем самым она вольно или невольно подпитывала его архаические основы.

Последующие события показывают, что политическая элита, стремящаяся к власти и присвоению природных ресурсов, имеет и отстаивает свои особые, отдельные от масс интересы, которые определяют ее политическое поведение. Для достижения своих целей она по-прежнему нуждается в традиционной солидарности и потому культивирует патронажно-клиентельные отношения. Местные структуры сами африканцы нередко называют гражданским обществом. Действительно, самодостаточность общины, нередко подкрепляемая наличием собственных ресурсов, оставляет у нее возможность отстаивать свои интересы. Вышесказанное не означает, что в странах Тропической Африки нет общественных, независимых от государства, правозащитных организаций или они вовсе не нужны африканцам. Негосударственные организации разной направленности есть в каждой африканской стране. Но уровень социально-экономического и политического развития этих стран пока не благоприятствует созданию условий для формирования на их основе гражданского общества.

О. Б. Громова (Ин-т Африки) считает, что соблюдение прав человека - основа основ демократии, показатель зрелости гражданского общества. С распространением в Африке демократических ценностей, принципов и институтов вопрос о соблюдении и защите прав человека не мог оказаться вне поля зрения таких организаций, как НПО. В условиях демократизации на континенте пришло признание значимости проблемы прав человека для устойчивого развития и безопасности. Создаются правительственные и межправительственные комиссии по обеспечению прав человека, действуют Африканская комиссия по правам человека, созданный в 2004 г. Африканский суд по правам человека, что в целом благоприятствует правозащитной деятельности.

Но организации по защите прав человека молоды и пока слабы, хотя они предпринимают усилия по продвижению и защите основных прав - экономических, социальных, гражданских и политических - человека в Африке в соответствии с международными правовыми стандартами. Упор делается на правовую защиту, юридическую помощь, мониторинг нарушений прав челове-

стр. 166
ка, создание банка данных о нарушениях, передачу рекомендаций властям по их устранению, а также правовое просвещение широких масс населения, организацию учебных программ правовой грамотности, подготовку публикаций по проблеме.

В целом неправительственные организации по защите прав человека в Африке становятся все более заметным явлением в общественной жизни стран региона. Их деятельность - одна из составляющих глобального правозащитного движения.

По мнению Л. М. Садовской (Ин-т Африки), проблема взаимоотношения государства и гражданского общества признается актуальной в официальных документах ряда африканских стран, в программе Африканского Союза "Новое партнерство для развития Африки", декларациях разного рода международных форумов. В них подчеркивается, что правительства должны согласиться с тем, чтобы общественные организации участвовали в процессе управления в качестве партнеров по развитию и выработке законов, которые касаются непосредственно их деятельности.

Представители гражданского общества, используя парламентскую систему (через парламентские расследования), могут влиять на исполнительную власть, могут оказывать определенное воздействие и на судебную власть, пусть даже в ограниченном виде. Так, конституция ЮАР 1996 г. допускает участие общественных представителей в выдвижении кандидатур на судейское звание и присутствие в слушаниях по этому вопросу, проводимых Комиссией судебного обслуживания, но без права голоса.

Приоритетом государственной политики должна стать поддержка неправительственных организаций, содействующих нравственному, культурному и образовательному развитию широких слоев населения. Следовательно, только партнерские отношения, а не конфронтация между государством и гражданским обществом могут способствовать демократическому развитию.

Н. З. Фахрутдинова (Ин-т Африки) считает, что концепция гражданского общества зиждется на индивидуальном участии граждан в социальном развитии. Религия, и в частности ислам, обладает мощной мобилизационной силой такого участия. По мнению докладчика, мусульмане в большей степени, чем христиане, объединены понятием коллективной общности (умма). Временами именно ислам становился знаменем борьбы мусульман за свои права, а нередко на основе религии создавались неправительственные политические институты, впоследствии представлявшие собой единственные оппозиционные силы, на базе которых формировались ведущие политические партии (например, ордена Хатмийа и Ансарийа в Судане). Суннитская доктрина предписывает, чтобы глава государства непременно избирался. Так что демократические ценности не являются прерогативой западной цивилизации, как часто утверждается в мировой печати.

Между тем отношение западного общества к проблеме становления гражданского общества в мусульманских странах полно стереотипов. Так, Г. Фуллер в книге "Будущее политического ислама (Нью-Йорк, 2003 г.) среди трех основных "кризисных зон" арабского мира называет отсутствие политических свобод, препятствующих использованию человеческого потенциала; низкий уровень образования населения, делающий невозможным адаптацию к условиям современного мира; низкий социальный статус женщин.

Трудно не согласится со вторым положением Г. Фуллера, но в мусульманских странах идет борьба с неграмотностью, и ее решение - дело времени. А что касается политических свобод, то существование парламентов, профсоюзов, многопартийности, значительного количества неправительственных, культурологических и политических организаций, фондов и центров уже давно стало нормой жизни большинства мусульманских стран. Несправедливым кажется и его тезис в отношении женщин. Мусульманки - мощная политическая сила. Они - хранительницы домашнего очага и воспитатели нового поколения. В истории мусульманских стран много примеров борьбы женских организаций за свои права, они неоднократно выдвигали жизненно важные требования в интересах укрепления института семьи. Женские организации активны и сейчас и являются элементом гражданского общества. Они действуют как на территории своих стран, так и в международном масштабе. Достаточно назвать WLUML (Женщины, живущие под мусульманским правом). По существу это интернациональная сеть солидарности мусульманок.

Безусловно, формирование гражданского общества - длительный процесс. Но его осуществление или даже подходы к нему являются фактором стабилизации, той силой, которая приведет к пониманию необходимости согласия и толерантности, столь необходимых Африке.

По мнению Н. Г. Алабужиной (Ин-т Африки), за последние два с половиной десятилетия в странах Африки наблюдался рост активного членства в общественных организациях. Напри-

стр. 167
мер, в Гане и Нигерии к 2000 г. показатели активного членства в среднем составили 25.1% - по религиозным организациям, 8.5% - по политическим партиям и 6.2% - по экологическим организациям. В Южной Африке (хотя в течение ряда лет и не проводились обследования), линия тренда демонстрирует быстрый рост этих показателей за 20 лет, начиная с 1981 г.: соответственно с 20 до 60% с лишним, почти с 2 до 8% и с 3 почти до 12%. За исследуемый период эти организации стали более влиятельными. Среди таких организаций - молодежные клубы, обеспечивающие поддержку проектам повышения общественного благосостояния и развития в целом; различные ассоциации экологически безопасной технологии, которые организовывали сотрудничество фермеров, университетских ученых и государственных учреждений с целью снижения уровня отравления химическими удобрениями, в том числе пестицидами.

Гражданское общество и средства массовой информации играют важную роль в обеспечении мониторинга, например, по оценке ответственности правительства и снижения стимулов для коррупции. В ряде стран безудержная нелегальная торговля природными ресурсами (например, алмазами), исчезающими биологическими видами процветает благодаря работникам таможни в отсутствие надлежащего контроля за таможенной службой. Активное гражданское общество облегчает природоохранным и другим ведомствам публикацию фактов о плохом управлении. Например, в Камеруне оно сыграло важную роль в контроле за новым порядком лесозаготовительных концессий.

Е. Н. Корендясов (Ин-т Африки) считает, что создание гражданского общества в странах Африки должно идти по пути синтеза и конвергенции. Например, в Мали - стране, которая считается маяком демократизации, насчитывается 72 партии. Но представители лишь 15 из них вошли в правительство. Остальные могут функционировать в качестве элементов гражданского общества.

Э. Е. Лебедева (ИМЭМО РАН) затронула как общетеоретические проблемы динамики и самого существования гражданского общества, так и использования этого понятия применительно к Африке, особенно в условиях глобализации. И. В. Следзевский (Ин-т Африки), в частности, отметил, что в оценках ситуации в Африке не следует подменять собственно африканскую действительность нашими представлениями о ней. Особенно важно учитывать эмпирические аспекты. Если говорить о будущем, то на смену гражданскому обществу может придти мультикультурализм. При этом, если в первом приоритеты имеет гражданин, то мультикультурализм это отрицает. Л. Я. Прокопенко (Ин-т Африки) затронула тему отношения ООН к гражданскому обществу. Придавая концепции такого общества большое значение, ООН в процессе подготовки к Всемирному саммиту по информационному обществу (Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г.) признала, что гражданское общество является необходимым шагом для использования значительных возможностей (и решения проблем), связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Современная практика показывает, что эффективное использование ИКТ требует совместных действий бизнеса, правительства и гражданского общества.

В. Г. Шубин (Ин-т Африки) при изучении проблем становления гражданского общества в Африке призвал больше внимания уделять конкретике отдельных стран. Это позволит яснее увидеть процесс формирования тех его элементов, которые в будущем могут возникнуть на всем континенте. Л. В. Гевелинг (ИСАА при МГУ) считает, что при изучении данного явления не следует упускать из виду такие вопросы: насколько гражданское общество необходимо Африке? являются ли гражданственность и гражданское общество синонимами? можно ли считать последнее определенным этапом развития государства?

В целом обсуждение показало, что участники "круглого стола" не расходились принципиально по основному предмету дискуссии. И хотя были представлены различные точки зрения относительно гражданского общества (одни считают, что в ряде африканских стран уже имеются отдельные его элементы, другие - что эти элементы лишь зарождаются, а третьи - что для их появления условия еще не сложились) выступавшие были едины в том, что одним из основных приоритетов африканских государств, претендующих на существование в них элементов гражданского общества, должна быть поддержка тех неправительственных организаций, которые содействуют нравственному, культурному и образовательному развитию широких слоев населения.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ГРАЖДАНСКОЕ-ОБЩЕСТВО-В-АФРИКЕ-ОЧЕРЕДНАЯ-УТОПИЯ-ИЛИ-ОПРЕДЕЛЕННОЕ-БУДУЩЕЕ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. И. ГУСАРОВ, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В АФРИКЕ: ОЧЕРЕДНАЯ УТОПИЯ ИЛИ ОПРЕДЕЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ? // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 12.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ГРАЖДАНСКОЕ-ОБЩЕСТВО-В-АФРИКЕ-ОЧЕРЕДНАЯ-УТОПИЯ-ИЛИ-ОПРЕДЕЛЕННОЕ-БУДУЩЕЕ (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. И. ГУСАРОВ:

В. И. ГУСАРОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В АФРИКЕ: ОЧЕРЕДНАЯ УТОПИЯ ИЛИ ОПРЕДЕЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ?
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android