Еще 15 - 20 лет назад внятно объяснить, что означает слово "джихад" могли только ученые-востоковеды. Наиболее распространенное толкование "джихада" было таким: это понятие из Корана, ассоциирующееся в основном со "священной войной" против иноземных захватчиков, пришедших из Европы на земли мусульман во время крестовых походов. С конца прошлого века слово "джихад" как бы само собой "открепилось" от Корана. "Джихадом" стали называть любое противоборство мусульман против любого другого "иноверного" (причем не обязательно христианского) сообщества.
В этом контексте название книги историка М. Ю. Крысина "Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка" (ООО "Издательский дом "Вече", 2005 г., 480 с.) более или менее точно отражает существо вопроса. Вооруженное противостояние индусов и мусульман в начале прошлого века, спровоцированное англичанами при разделе южноазиатской части Британской империи, вполне можно рассматривать (по крайней мере, с позиции мусульман Британской Индии) как разновидность джихада.
Ценность работы М. Ю. Крысина в том, что он, в отличие от многих других современных исследователей, пытается, с одной стороны, проанализировать исторические корни джихада, но с другой - не углубляется слишком уж далеко в историю. Он ставит перед собой весьма сложную задачу: найти ту временную "точку отсчета", когда джихад стал приобретать современные черты - черты международного терроризма, и проследить его историю, начиная именно с этой точки.
В части 1-й книги, озаглавленной "От Кашмира до Египта", приводится множество эпизодов борьбы радикальных группировок мусульман - уже в первой половине XX в. их называли "исламистами" - против тех, кого они считали "иноверцами", причем не только в сугубо религиозном, но и в политическом плане. Индия первой столкнулась с крупномасштабным джихадом: мусульманские экстремисты были инициаторами резни в Пенджабе, Бенгалии, а затем в Кашмире. Затем исламский фундаментализм набрал силу в Пакистане.
Мощными стимуляторами идей джихада стали вторжение советских войск в Афганистан в 80-е гг., а также исламская революция в Иране. Радикалы от ислама получили в лице русских (в Афганистане) и американцев (в Иране) зримых и всем понятных врагов - с иным оттенком кожи, с иной верой, с иными нравственными установками и т. д. М. Ю. Крысин посвящает роли Афганистана в укреплении идей мирового джихада целый раздел - "Большая игра" в Афганистане", в котором автор рассказывает как американцы и открыто, и тайно поддерживали противостоящих СССР идеологов джихада, сами того не подозревая, какие проблемы для себя в будущем они создают.
По мнению автора, начало джихада на Ближнем Востоке -16 октября 1981 г., когда было совершено покушение на президента Египта Анвара Садата. Убийцы принадлежали к исламским экстремистским организациям "Ат-Такфир валь-Хиджра" и "Аль-Джихад", исповедовавшим крайний радикализм - вооруженный джихад. Автор книги подробно рассказывает, как готовились этот и другие акты радикалов от ислама, совершенные впоследствии под руководством ООП, движения ХАМАС и др.
Наконец, заключительная глава работы посвящена современному джихаду, получившему невиданное развитие после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. При чтении этой главы не покидает ощущение, что знакомишься с историей какой-то очень крупной корпорации, "ворочающей" миллиардами долларов.
Книга М. Ю. Крысина отвечает далеко не на все вопросы, которые возникают у тех, кто интересуется международным исламским терроризмом. Где проходит граница между джихадом и справедливой национально-освободительной войной? Как правильно оценить, что представляют собой наиболее известные террористические группировки, исповедующие идеи джихада? Кто является подлинным "верховным" организатором и координатором их деятельности? Сейчас уже совершенно ясно, что "сваливать" все на Усаму бен Ладена, по меньшей мере, наивно.
Впрочем, достоинств в книге М. Ю. Крысина явно больше, чем недостатков. Отмечу два из них. Хотя она вышла в популярной, даже, можно сказать, массовой серии "Особый архив. Рассекречено", это серьезная работа, о чем, в частности, свидетельствует перечень источников - их 1062 (!), причем по большей части иностранных.
Второе достоинство в том, что она представляет собой не только увлекательное "беллетризованное" чтение, но и в значительной степени справочное издание. В книге приводятся биографические данные нескольких десятков политических и общественных деятелей, так или иначе имеющих отношение к теме работы: Г. Хекматьяра, С. А. Гелани, М. Н. Мохаммади, С. Моджаддеди, А. Садата, А. Шарона, М. Бегина, А. Р. Дустума, Дж. Буша, принца Филиппа и многих других. Кроме того, приводятся подробные сведения об истории и текущей деятельности множества организаций: центров вербовки террористов "Бейт-уль-Ансар" ("Дом последователей"), "Исламское Пешаварское бюро", "Национальное Исламское движение Афганистана" (НИДА) - "Джумбиш-и-Милли", "Хезболла" ("Партия Аллаха"), "Палестинский исламский джихад", вооруженные силы "Фатх", "Бригады мучеников "Аль-Аксы" и др.
Вот почему для исследователей международного терроризма книга М. Ю. Крысина вполне может стать полезным пособием в повседневной работе.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |