Е. БОГУЧАРСКИИ
Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса
Кандидат исторических наук
Дипломатия арабских стран молода. Немногие государства, обретшие независимость до Второй мировой войны, фактически участвовали в международных делах. Египет после отмены протектората в 1922 г. создал дипломатическое ведомство, но собственной дипломатии все же не имел, даже не мог заключить с другими государствами политические соглашения. В таком же положении находилась дипломатия Ирака, который получил формальную независимость в 1932 г., но обязался "консультироваться" с Англией по внешнеполитическим вопросам.
Саудовская Аравия и Йемен проявили известную самостоятельность, установив соответственно в 1926 и 1928 гг. дипломатические отношения с СССР. Но их монархические правительства стремились по возможности изолироваться от внешнего мира, чтобы сохранить в неприкосновенности традиционные порядки.
Страны Магриба, за исключением Алжира, обрели свою независимость в 50-е гг.: Ливия - 24 декабря 1951 г., Марокко - 2 марта 1956 г., Тунис - 20 марта 1956 г. Алжир стал независимым с 5 июля 1962 г.
В процессе развития независимой внешнеполитической деятельности арабских государств формировалась и дипломатическая служба, создавался национальный дипломатический аппарат.
До конца 50-х гг. XX столетия практически все арабские страны имели слаборазвитые центральный аппарат (ЦА) внешнеполитического ведомства и заграничную дипломатическую службу.
В декабре 1958 г. в МИД Иордании, например, работало 11 дипломатов - министр, один замминистра в ранге посла, 2 советника и 2 первых секретаря, стоявших во главе отделов, а также 2 вторых секретаря и 3 третьих секретаря. К концу 1958 г. Иордания имела 14 загранпредставительств, в которых работало 30 дипломатов.
Такое же положение существовало практически во всех арабских государствах. Ливия, например, в конце 1958 г. имела 8 посольств, в которых работало 30 дипломатов; Ирак - 20 представительств, 64 дипломата; Саудовская Аравия - соответственно 22 и 861.
На этом фоне выделялся Египет. МИД был создан в 1922 г., однако в течение последующих 30 лет центральный аппарат и его заграничные службы развивались относительно слабо и только с приходом к власти Гамаль Абдель Насера обстановка стала быстро меняться. Достаточно сказать, что если в январе 1957 г. в МИДе Египта было 387 дипломатов (из них 179 в ЦА), то в декабре 1959 г. эта цифра достигла 586. Число динмиссий за рубежом увеличилось с 36 в 1951 г. до 63 в 1959 г.2
При налаживании дипломатической службы арабские страны использовали опыт других государств. МИД Судана, например, в 1956 г. обратился к иностранным представительствам, аккредитованным в Хартуме, с просьбой прочитать курс лекций суданским дипломатам. Советское посольство просили осветить темы: "Протокол и дипломатическая служба", "Русская дипслужба за границей", а также процедуры по отправке и получению дипломатической почты.
Рассмотрим структуру и деятельность министерств иностранных дел некоторых арабских государств.
МИД ЕГИПТА
Министерство иностранных дел Арабской Республики Египет (АРЕ) - одно из старейших внешнеполитических ведомств на Арабском востоке. Учреждение правителем Египта Мохаммедом Али в 1826 г. Дивана торговли и иностранных дел принято считать годом его образования. Однако, по местной историографии новейшая история египетского МИДа ведет отсчет от 15 марта 1922 г., когда королевским указом было создано министерство иностранных дел3. Именно после этого указа МИД обрел свою структуру и начал создаваться загранаппарат. В дальнейшем в связи со все возрастающими задачами египетской дипломатии, особенно после июльской революции 1952 г., структура МИДа претерпела существенные изменения. В посленасеровский период эволюция МИДа происходила главным образом за счет появления в его структуре новых подразделений, что во многом явилось следствием многовекторного характера внешней политики АРЕ.
В настоящее время МИД АРЕ является органом исполнительной власти, напрямую подотчетным главе государства. Возглавляет министерство министр, который имеет первого заместителя и 13 заместителей, курирующих отдельные направления: по многосторонним отношениям, экономическим связям и международному сотрудничеству, межарабским делам и Ближнему Востоку, африканским, азиатским, европейским и американским делам, по международным правовым отношениям и договорам, консульским делам, делам иммигрантов, египетских экспатриантов и беженцев, культурному сотрудничеству, административно-финансовым вопросам, вопросам протокола, по дипломатическим кадрам. Главе МИДа подчиняется также госминистр по иностранным делам (курирует внешнеэкономические связи). При министре действует Консультативный совет (своего рода коллегия министерства), в который, помимо действующих и "отставных" руководителей МИДа, входят представители "мозговых центров". Повседневную работу министра обеспечивает его канцелярия (секретариат), глава которой с 2002 г. имеет должность заместителя министра.
Центральный аппарат МИДа Египта насчитывает 28 департаментов и управлений: 5 территориальных департаментов (межарабских отношений и Ближнего Востока, Африки, Азии, Европы, Америки) и 23 функциональных (международных экономических отношений, консульский, протокола, культурных связей, дипло-
матических и консульских кадров, правовой департамент, по делам печати и СМИ, политического и экономического планирования, документально-архивный департамент и др.).
МИД АРЕ имеет обширный загранаппарат, насчитывающий 123 посольства, 29 генеральных консульства и 4 постоянных представительства (в ООН, а также при отделении ООН в Женеве, международных организациях в Вене и ЮНЕСКО в Париже). Географически они распределяются следующим образом: в Европе - 34,8 и 3, соответственно; на Ближнем Востоке - 19 и 8; в Северной и Южной Америке - 16, 6 и 1; в Африке - 36 и 2; в Азии и Океании - 18 и 54
Египетский МИД не имеет специальных высших заведений внешнеполитического и внешнеэкономического профиля (типа МГИМО). Комплектование ведомства кадрами осуществляется путем конкурсного отбора выпускников вузов. Кандидаты сдают письменные экзамены по четырем предметам - иностранному языку (английский или французский как первый и на выбор один из наиболее распространенных языков, в т. ч. русский), современным политическим отношениям, политэкономии и международным экономическим отношениям, современной истории арабского мира и Африки.
Египетские дипломаты должны отвечать определенным требованиям, прописанным в законе N 45 от 1982 г. "О дипломатической и консульской службе". В частности, лица, один из родителей которого неегиптянин или же находящиеся в браке с иностранцами (родители супруга(и) также должны быть гражданами АРЕ), до участия в конкурсе не допускаются. В ряде случаев (если супруг(а) является гражданином одной из арабских стран и др.) министр в порядке исключения вправе дать такое разрешение, предварительно "завизировав" его в канцелярии президента АРЕ. Среди прочих условий - возрастной ценз (от 21 до 27 лет), отсутствие судимости, незапятнанная репутация, подтвержденная "справкой о хорошем поведении", и др.
Для повышения профессиональной и общеобразовательной подготовки мидовских кадров с 1966 г. в системе министерства действует Дипломатический институт (ДИ)5. В 1998 г. при ДИ созданы два отделения - по межконфессиональному и международному диалогу (египетский аналог диалога между цивилизациями) и истории египетской дипломатии. В институте обучаются и иностранные граждане (дипломаты, военные, функционеры региональных организаций), главным образом из арабских и африканских государств. Значительную роль в их подготовке играет действующий при институте Каирский центр по урегулированию конфликтных ситуаций и миротворчеству в Африке. Отдельные курсы организованы для жен дипломатических сотрудников.
МИД АЛЖИРА
Дипломатия Алжира и ее дипломатическая служба зародилась и начала формироваться в ходе борьбы алжирского народа за обретение государственной самостоятельности.
Прообразом алжирского министерства иностранных дел можно рассматривать Делегацию внешних сношений Фронта национального освобождения (ФНО), созданную уже в 1954 г. на базе бывшей Делегации внешних сношений Движения за триумф демократических свобод (ДТДС). Местом пребывания делегации был избран Каир, который к тому времени уже был фактическим центром политической жизни на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Когда в 1957 г. исполнительный и координационный комитеты ФНО обосновались в Каире, Делегация внешних сношений утратила свое значение и была заменена в начале 1958 г. департаментом иностранных дел. С момента формирования Временного правительства Алжирской республики (ВПАР) в сентябре 1958 г. название "департамент" было упразднено и заменено "министерством"6. Центральный аппарат министерства имел следующую структуру: генеральный секретариат и четыре региональных отдела - арабских стран, Азии, Африки и европейско-американский.
После сессии Национального совета революции в Триполи (декабрь 1959 - январь 1960 г.) 6 февраля 1960 г. был издан декрет об организации заграничных миссий. Принимая во внимание, что ВПАР было временным правительством, декретом предусматривалось, что политическое представительство Алжира в странах, признавших ВПАР, будет обеспечиваться миссиями, в обязанности которых входило решение с местными компетентными органами всех вопросов, затрагивающих интересы Алжира и выходцев из Алжира. В страны, которые не признавали ВПАР, но принимали во внимание его существование, направлялись делегации ФНО. Глава алжирской миссии в стране пребывания или там, где его принимали, практически имел прерогативы дипломатического представителя. На него распространялись дипломатический иммунитет и привилегии. На резиденции представителя вывешивался алжирский флаг и она, как и любое посольство, находясь под покровительством местных властей, была неприкосновенна.
Опыт создания и деятельности миссий ВПАР и делегаций ФНО имел чрезвычайно большое значение в последующем при образовании дипломатических органов независимого Алжира.
В системе государственных органов независимого Алжира МИД занимает особое место. Он напрямую подчиняется главе государства. Основополагающими документами, на базе которых строится его работа, являются декреты президента Алжира N 02 - 403 и N 02 - 404 от ноября 2002 г.7 Первый документ - это "Положение о Министерстве иностранных дел", а во втором рассматриваются вопросы организации работы центрального аппарата МИД.
Возглавляет внешнеполитическое ведомство член правительства - министр в ранге госминистра. Его заместителями являются три министра-делегата (участвуют в работе правительства) по вопросам национального сообщества за рубежом и регионального сотрудничества, по магрибским и африканским делам. Координацию работы внутри министерства осуществляет генеральный секретарь. В структуру министерства входят кабинет министра, генеральная инспекция, 5 главных территориальных управлений, 3 главных управления, а также административно-хозяйственное управление.
Из задач, стоящих перед министерством, вытекает целый ряд важных функций. На МИД возложено, в частности, не только изучение и анализ положения в мире, событий, могущих повлиять на интересы Алжира или на его международные контакты, но и разработка стратегии внешней политики, обеспечивающей взаимосвязь и эффективность развития международных связей Алжира.
Министерство иностранных дел Алжира обладает целым рядом прерогатив, дающих ему пра-
во координировать деятельность госучреждений за границей. Все государственные ведомства и учреждения обязаны согласовывать с МИД Алжира или его дипломатическими и консульскими представительствами за границей все свои соглашения и сделки с иностранными партнерами8.
Набор сотрудников в МИД осуществляется в основном на конкурсной основе. К кандидатам на должности секретарей предъявляется довольно высокий образовательный ценз, они должны владеть минимум двумя иностранными языками, иметь высшее образование и специализацию по одному из следующих направлений: право и административные науки, экономика, финансы и торговля, политика и международные отношения, филология и языки, информация и связь, история и география.
В 2002 г. при МИД Алжира создан Институт дипломатии и международных отношений9.
МИД СИРИИ
МИД Сирийской Арабской Республики (САР) является головным ведомством в системе государственных органов Сирии, отвечающим за выработку и проведение внешнеполитического курса страны, развитие торгово-экономических связей с зарубежными государствами. Особое место сирийского МИД в системе власти в САР определяется и тем, что наряду с силовыми структурами оно находится в непосредственном подчинении президенту САР.
По своей структуре МИД Сирии в целом мало чем отличается от внешнеполитических ведомств других стран. Главная его характерная особенность - исключительная компактность как центрального аппарата, так и диппредставительств за рубежом. Общая численность служащих ЦА МИД не превышает 180 человек, из них дипсостав насчитывает около 100 человек. Средний возраст дипломатов ЦА 40 - 45 лет.
Руководство МИД состоит из министра и трех заместителей, в министерстве имеется 5 территориальных департаментов (Европы, арабских стран, Африки, Азии и Америки) и 16 функциональных подразделений. Это департаменты: экономических связей с ЕС, водных проблем, внешней информации, безопасности, спецдокументации, правовой, финансовый, международных организаций, протокола, внутреннего контроля, культуры, спецсвязи, планирования и исследований, экономический, консульский и информатизации. Секретариат министра имеет права департамента.
Структурно департаменты состоят из директора (дипломат в ранге посла), одного заместителя и секретариата (2 - 3 сотрудника). Большинство департаментов министерства немногочисленны - один старший и несколько младших дипломатов. Из всех подразделений этого уровня четкое деление на отделы имеется только в Департаменте протокола (всего семь отделов). Это наиболее крупное функциональное подразделение в системе министерства. Здесь насчитывается более 30 сотрудников, примерно половина из которых женщины.
Сирия поддерживает дипломатические и консульские связи более чем с 90 странами, 11 межарабскими организациями в рамках Лиги арабских государств и 9 в рамках ООН, а также Красным крестом, Международной организацией по миграции и Международным центром сельскохозяйственных исследований засушливых районов. По имеющейся информации, в последнее время в загранучреждениях МИД САР наметилась тенденция роста числа дипломатических сотрудников.
Специализированных учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для системы МИД, среди вузов САР нет. Основная кадровая "подпитка" происходит за счет выпускников гуманитарных факультетов Дамасского университета, Высшего института политических проблем (основная "кузница" парткадров), а также других престижных высших учебных заведений. Ежегодно на конкурсной основе, после сдачи многоступенчатых экзаменов, министерство принимает не более 15 - 20 сотрудников.
ГЛАВНЫЙ НАРОДНЫЙ КОМИТЕТ ПО ВНЕШНИМ СВЯЗЯМ И МЕЖДУНАРОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ (ГНК ВСМС) ЛИВИИ
Нынешний ГНК ВСМС (МИД) Ливии был образован в июне 2003 г., когда в соответствии с решением Всеобщего народного конгресса (высший законодательный орган страны) произошло его слияние с Главным народным комитетом по делам африканского единства. Тогда же сложилась и новая структура внешнеполитического ведомства. ГНК ВСМС возглавляет секретарь, который имеет четырех заместителей - по вопросам сотрудничества, культуры и информации, по делам Африканского Союза и Союза арабского Магриба. Народный комитет состоит из 6 территориальных (включая отдельный департамент по сотрудничеству с Италией) и 8 функциональных департаментов10.
Кроме того, существует Главный аппарат протокола, который ранее являлся одним из департаментов, в настоящее время де-факто стал самостоятельной организацией. Его руководитель входит в состав секретариата ливийского лидера. Главный аппарат протокола, прежде всего, обслуживает ливийское руководство во главе с М. Каддафи и только во вторую очередь - непосредственно ГНК ВСМС.
Ливийские диппредставительства, т. н. народные бюро, имеются практически во всех арабских государствах, во многих странах Европы, а также в Африке. Функционирует несколько посольств в Азии и Латинской Америке, имеется миссия при ООН.
Сеть ливийских диппредставительств за рубежом значительно расширилась после 1999 г., когда были приостановлены санкции ООН, в частности, в странах Африки.
Подготовка дипломатических кадров проходит в специализированном учебном заведении - Дипломатическом институте. Зачисление проводится по результатам вступительных экзаменов. Необходимым условием для поступления является наличие высшего образования. Для приема на работу в МИД кандидаты должны сдать специальные экзамены.
1 Фараг Муса. Дипломатическая служба арабских государств. М., 1962, с. 79.
2 Там же, с. 76.
3 www.mfa.gov.eg/MFA_Portal/fr-FR/About_the_Ministry/hisloricalview
4 www.mfa.gov.cg/MFA_Portal/fr-FR/mfa_websits
5 www.mfa.gov.cg/MFA_Portal/fr-FR/instuite
6 Богучарский Е. Дипломатия и дипломатическая служба Алжира (1962 - 2006 гг.) М., 2007, с. 236 - 263.
7 www.mac.dz
8 Ibidem; www.193.194.78.233/ma_fr/stories.05/01/13
9 Ibidem.
10 www.foreign.gov.ly/online/secrelariat.php
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |