Libmonster ID: UZ-1112

В последнее время возрос интерес к процессам глобализации в мире и порождаемым ими проблемам. При этом актуальным и важным остается изучение позиций отдельных стран, анализ эволюции их роли и места в международных и региональных системах, через которые они взаимодействуют с государствами, расположенными в других частях планеты, и активно участвуют в жизни мирового сообщества. В силу характера борьбы и путей, которым следовал Алжир, добиваясь независимости, а затем укрепления политической и экономической самостоятельности, он занял одно из лидирующих мест среди стран "третьего мира".

С момента достижения независимости внешнеполитический курс Алжира основывался на принципах позитивного нейтралитета, неприсоединения к блокам, поддержки национально-освободительных движений, был направлен на развитие двусторонних отношений со всеми государствами на основе полного и реального равноправия, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела других. Его дипломатия отличалась напористостью, целеустремленностью, занимала активные позиции по актуальным региональным и международным проблемам. Можно даже сказать, что внешняя политика и дипломатия Алжира - явление неординарное в истории международных отношений и потому заслуживает глубокого, всестороннего изучения.

При рассмотрении алжирской дипломатии большой интерес представляют ее контакты с российской дипломатией, та помощь и поддержка, которую оказывает Россия алжирскому народу в его борьбе за упрочение политической независимости, за социальный и экономический прогресс.

Анализ основных направлений эволюции внешней политики и деятельности дипломатии Алжира помогает глубже понять общие для большинства развивающихся государств процессы формирования внешней политики, дипломатии и выработки решений в данной сфере, получить более четкое представление о группах политического влияния.

* * *

Дипломатия и дипломатическая служба современного Алжира возникли не с провозглашением независимости страны, а значительно раньше. Они зародились в ходе антиколониальной борьбы алжирского народа.

Когда в 1957 г. Исполнительный и координационный комитет ФНО обосновался в Каире, его делегация была заменена в начале 1958 г. департаментом иностранных дел. С момента формирования Временного правительства Алжирской республики (ВПАР) в сентябре 1958 г. название "департамент" было упразднено и заменено "министерством".

стр. 123
С 1954 по сентябрь 1958 г. ФНО открыл несколько бюро за границей. Некоторые из представителей ФНО пользовались дипломатическими привилегиями. Эти привилегии распространялись на алжирцев, работавших в бюро ФНО в арабских государствах (из уважения), а также на алжирского представителя в Нью-Йорке, который пользовался "заимствованным" дипломатическим статусом, так как официально был дипломатом посольства Йемена.

6 февраля 1960 г. был издан декрет об организации заграничных миссий, в обязанности которых входило решение вопросов, затрагивавших интересы Алжира и взаимоотношения выходцев из Алжира с местными органами власти. Глава миссии назначался ВПАР по предложению министра иностранных дел; на него у правительства страны, при котором он аккредитовался, запрашивался агреман. Глава алжирской миссии практически обладал всеми прерогативами дипломатического представителя в стране пребывания.

Деятельность алжирских миссий, по нашему мнению, представляла собой своеобразный феномен в истории и практике дипломатии, поскольку она знаменовала появление нового института представительства, который впоследствии вошел в употребление как "секция интересов".

* * *

В ныне действующей Конституции Алжира определены конституционные, внешнеполитические органы Алжира, их задачи и функции. В гл. 1 раздела "Об организации власти" записано, что Президент Республики "определяет и проводит внешнюю политику страны". Он представляет государство в стране и за рубежом (ст. 70), объявляет о состоянии войны (ст. 95) и подписывает соглашения о перемирии и мирные договоры (ст. 97), принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей, "назначает и отзывает послов и чрезвычайных посланников Республики за границей" [цит. по: Сапронова, с. 130 - 154].

Законодательная власть - Национальное народное собрание (парламент) и Национальный совет (сенат) - имеет ограниченные полномочия в решении вопросов внешней политики. Согласно ст. 130 Конституции страны, парламент может по просьбе президента или одного из председателей палат начать дебаты по внешней политике. При этом дебаты заканчиваются принятием общей резолюции обеих палат парламента на их совместном заседании. Эта резолюция передается президенту страны. Соглашения о перемирии, мирные договоры, договоры о союзе в соответствии со ст. 131 Конституции ратифицируются им после их утверждения каждой из палат парламента.

В Конституции Алжира полномочия правительства в области внешней политики не определены, поскольку она очерчивает его сферу деятельности только как органа исполнительной власти, полностью подчиненного главе государства.

Особое место в системе государственных органов Алжира занимает министерство иностранных дел. МИД Алжира является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Алжира с иностранными государствами и международными организациями. Министерство является элитарным ведомством, напрямую подчиняющимся главе государства. Компетенция министерства, направления его деятельности, а также полномочия руководящего состава определяются Конституцией и специальными президентскими декретами. На МИД возложены не только изучение и анализ положения в мире, в частности событий, могущих повлиять на интересы Алжира или на его международные связи, но и разработка внешнеполитической стратегии, обеспечивающей взаимосвязь и эффективность развития международных связей страны (ст. 4) [Декрет..., 2002].

стр. 124
Министерство иностранных дел Алжира обладает целым рядом прерогатив, дающих ему право координировать деятельность государственных учреждений за границей. Все они обязаны согласовывать с МИД Алжира или его дипломатическими и консульскими представительствами за границей заключаемые ими соглашения, сделки и принимаемые программы сотрудничества с иностранными партнерами.

В последние годы алжирское руководство стало придавать большее значение дипломатической службе страны, подготовке дипломатических кадров и работе с ними. Обновление и укрепление дипломатического аппарата рассматриваются руководством министерства как весьма важные и актуальные. Предпринимаются шаги по формированию системы управления министерства, написанию внутренних регламентов, создан Центр анализа и прогнозирования, в 2002 г. образован Институт дипломатии и международных отношений при МИД Алжира, установлено сотрудничество министерства со столичным университетом и т.д. В этой работе первостепенное внимание уделяется человеческому фактору, в частности начала проводиться в жизнь практика разработки планов профессионального роста и продвижения дипломатических сотрудников.

В первые годы борьбы за независимость деятельность нарождающейся алжирской дипломатии была направлена прежде всего на противодействие попыткам Франции изолировать алжирских патриотов на мировой арене, мобилизацию мировой общественности на поддержку борьбы алжирского народа против французского господства, обеспечение постоянных контактов с дружественными государствами, создание благоприятных международных условий для национально-освободительной революции.

В 1960 - 1970-е гг. Алжир переживал период становления независимости, и это, безусловно, определяющим образом сказывалось на его внешней политике и дипломатии: с одной стороны, придавало остроту его отношениям с Францией и другими европейскими государствами, а с другой - сближало Алжир с Советским Союзом.

В 1980-е гг., когда у власти находился президент Шадли Бенджедид, внешнеполитические приоритеты Алжира несколько изменились. На повестку дня встал вопрос деидеологизации внешней политики государства, поиска путей улучшения отношений с Францией и другими европейскими странами.

Со второй половины 1980-х гг. и по настоящее время Алжир прошел через серьезные внутриполитические кризисы, неоднократную смену руководства страны. Все это сказывалось на внешней политике Алжира и деятельности алжирской дипломатии, двусторонних связях с Францией, Россией и странами Евросоюза, обусловливало спады и подъемы в отношениях с ними.

Особенности формирования внешней политики и функционирования алжирской дипломатической службы в разные исторические периоды следует рассматривать с учетом значительного влияния на них субъективного фактора в лице Президента. Роль главы государства в переходных обществах велика, и ее недооценка привела бы к неполному пониманию исторических особенностей страны.

Серьезное влияние на внешнюю политику и дипломатию Алжира оказал и оказывает Абдельазиз Бутефлика. Алжирцы называют период начиная с 1999 г. "золотым веком алжирской дипломатии" [El Moudjahid. 18.03.2006]. С его приходом к власти была не только выработана новая концепция внешней политики страны, но и проведена перестройка работы дипломатической службы с целью ее адаптации к деятельности в новых международных условиях.

* * *

Каковы же принципы и главные направления внешней политики и дипломатической деятельности Алжира?

стр. 125
Внешнеполитический курс, основанный на принципах позитивного нейтралитета, неприсоединения к блокам, поддержки национально-освободительных движений неизменно проводился Алжиром после завоевания им политической независимости. Отношения со всеми странами алжирская дипломатия стремилась строить на основе полного и реального равноправия, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.

Тем не менее в 1960 - 1970-е гг. названые принципы и цели во многом определялись под влиянием идеологем антиимпериализма и антиколониализма, вытекавших из социалистической ориентации страны. В начале 1980-х гг. стала происходить смена приоритетов, которую можно охарактеризовать как поворот к большему политическому прагматизму. Это проявило себя прежде всего в том, что несколько снизился интерес алжирской дипломатии к общеарабским и африканским вопросам, к проблемам "третьего мира" в целом. Эта тенденция проявилась и в стремлении к рассмотрению внешней политики главным образом сквозь призму внутренних проблем.

С середины 1980-х и практически все 1990-е гг. в условиях серьезного политического и социально-экономического кризиса, переживаемого страной, идет процесс дальнейшей деидеологизации дипломатического курса Алжира, снижение активности алжирской дипломатии на мировой арене. С учетом этого Алжир начинает стремиться к равноудаленности в своих отношениях как с социалистическими, так и с капиталистическими государствами, хотя и с постепенно увеличивающимся креном в сторону последних.

С приходом в начале 1999 г. к власти нового главы государства внешняя политика АНДР претерпела ряд существенных изменений, была выработана практически ее новая концепция. Этот период на рубеже веков интересен с точки зрения появления новых концептуальных подходов к обеспечению национальных интересов, поворота в сторону укрепления и развития региональной интеграции, активной вовлеченности в многостороннюю дипломатию, превращения сотрудничества с членами Лиги арабских государств, Африканского союза и Союза Арабского Магриба в основной приоритет алжирской внешней политики.

Тем не менее в выступлениях алжирских руководителей подчеркивается неизменность принципов дипломатической деятельности страны, часто звучат заявления, что Алжир выступал и выступает за укрепление международного сотрудничества, за развитие дружественных отношений между государствами на основе равенства, взаимных интересов и невмешательства во внутренние дела. Заявления о необходимости "постоянного укрепления уз дружбы и сотрудничества с дружественными странами и партнерами" не только постоянно звучат в устах руководителей, но и прослеживаются в действиях алжирской дипломатии. Подтверждением этого служат подписанные Алжиром в последние годы с Россией, КНР, Южной Кореей, Вьетнамом и рядом других государств договоры о дружбе и стратегическом сотрудничестве. Министр иностранных дел М. Беджауи неоднократно подчеркивал, что руководство страны хотело бы преодолеть негативные последствия предшествующего "черного десятилетия" и во внутриполитическом, и во внешнеполитическом плане. Алжир, по его словам, хотел бы "упрочить отношения дружбы и сотрудничества со всем ансамблем дружественных стран и партнеров", "установить со всеми образцовые связи". "Ведутся переговоры и будут подписаны договоры о дружбе и стратегическом сотрудничестве, - подчеркивал министр, - с теми странами, с которыми это возможно будет сделать" [http://www.mae.dz, 25.06.05]. Выступая в Институте дипломатии и международных отношений в декабре 2005 г., министр иностранных дел подчеркивал, что "сегодня больше, чем когда бы то ни было, дипломатия призвана поднимать имидж страны, ее культуру и достоинство" [http://www.mae.dz, 25.12.2005].

В деятельности алжирской дипломатии прослеживается стремление к более активному участию Алжира в работе международных организаций, к масштабному обсуж-

стр. 126
дению актуальных проблем, интересующих мировое сообщество. К ним относятся такие, как установление нового мирового экономического порядка, диалог между народами и цивилизациями, борьба с международным терроризмом, роль Движения неприсоединения в современном мире и т.д.

* * *

За годы независимого развития Алжира сформировались следующие главные направления и приоритеты его внешней политики и дипломатической деятельности, отражающие основные интересы алжирского государства. В двусторонних связях алжирская дипломатия приоритетное внимание уделяла арабскому, в том числе магрибскому, и африканскому направлениям, а также развитию отношений с Францией, США, Россией и европейскими странами.

На межарабской арене алжирская дипломатия провозгласила своими основными целями достижение арабского единства и прекращение внутриарабских распрей, выработку единой стратегии, поддержку и укрепление роли Лиги арабских государств (ЛАГ). Алжир занимал и занимает четкую позицию по таким важнейшим проблемам, как ближневосточный конфликт, агрессия Ирака против Кувейта и операция США в Ираке. Появление нового феномена - экстремистских сил под флагом ислама - создало предпосылки для координации действий в борьбе против него с рядом арабских государств, и прежде всего с Египтом и Тунисом. До второй половины 90-х гг. прошлого столетия Алжир наиболее тесно сотрудничал с арабскими странами, в которых установлен республиканский режим, а среди них с теми, кто относился к так называемым прогрессивным странам. После прихода к власти президент А. Бутефлика проявил инициативу в вопросах активизации, расширения и укрепления сотрудничества с монархическими государствами Персидского залива. Улучшение отношений Алжира с этими государствами давало возможность руководству страны проводить политику изоляции алжирских радикальных исламистов на международной арене, лишения их финансовой поддержки из-за рубежа.

В отношении арабского мира алжирская дипломатия выступает за глубокие структурные и не навязанные извне преобразования, учитывающие местную специфику. Алжирцы являются активными сторонниками реформирования ЛАГ, переживающей, как они считают, глубокий кризис и нуждающейся в адаптации к современным реалиям, без чего она не сможет эффективно отстаивать общеарабские интересы. Политическая реформа ЛАГ, считают в Алжире, должна проложить путь к экономической интеграции с выходом на образование в конечном счете самостоятельного арабского полюса в мире.

Важное место в действиях алжирской дипломатии занимали вопросы укрепления сотрудничества АНДР с арабскими государствами Северной Африки. Алжирские руководители довольно часто заявляют о приверженности Алжира идее строительства Великого Арабского Магриба. В 60 - 80-е гг. XX столетия отношения между странами региона не были ровными, переживали подъемы и спады. В основе трудностей, существовавших в отношениях между ними, были проблемы границ как наследие колониальных времен, различные подходы к путям решения региональных, международных вопросов и т.д. Приход к власти А. Бутефлики дал толчок к активизации связей Алжира со странами Магриба. Алжирская дипломатия пытается реанимировать деятельность созданного в 1989 г. Союза Арабского Магриба (САМ). Алжир участвует во всех мероприятиях, проводимых по линии этого Союза. Однако ввиду сохраняющихся серьезных противоречий, обусловленных прежде всего различием в их государственных устройствах, подходах к решению социально-экономических, внутренних и внешнеполитических проблем, в частности алжиро-марокканских разногласий по западносахар-

стр. 127
ской проблеме, механизм этой субрегиональной организации продолжает функционировать в вялотекущем режиме.

Говоря в целом о политике Алжира в отношении арабских стран, следует отметить, что алжирская дипломатия придавала значение поддержанию и развитию отношений с арабскими странами, занимала активную позицию в поисках решения актуальных межарабских и межмагрибских проблем. В основе этой активности было несколько причин. Среди них следует назвать в первую очередь дух панарабизма, арабского единства. Алжир является арабской страной, в которой, как и в большинстве из них, арабизм, идеи арабского единства широко распространены среди различных слоев населения, имеют глубокие исторические, культурные, этнические и языковые корни. Безусловно, что все это не могло не учитывать алжирское руководство и не могло не предпринимать определенные дипломатические шаги, направленные на укрепление единства арабских стран, развитие сотрудничества между ними, на поддержку позитивного решения проблем, волнующих арабский мир. Этому направлению алжирской дипломатии способствовала и мелкобуржуазная революционность, присущая руководству страны. Лозунги антиимпериализма, антиколониализма, поддержки национально-освободительной борьбы арабских народов против иностранного господства, использовавшиеся алжирской дипломатией, были популярны в арабском мире. Поэтому ее действия воспринимались благожелательно в арабском мире и способствовали росту престижа Алжира. Немаловажной причиной, побуждавшей алжирскую дипломатию к активности, было и стремление руководства страны к лидерству в арабском мире.

Африканский континент всегда занимал одно из приоритетных мест во внешней политике Алжира. В связи с этим следует отметить, что уже в декларации 1 ноября 1954 г., возвестившей миру о начале национально-освободительной войны против французских колонизаторов, ФНО заявлял, что эта война является частью войны, ведущейся в Африке и в "третьем мире" за освобождение от колониализма. К концу 1990-х гг. Алжир имел дипломатические представительства в 29 странах Африки, с 28 из них были подписаны соглашения о создании смешанных межправительственных комиссий.

Избрание А. Бутефлики на пост президента страны ознаменовало новый этап деятельности алжирской дипломатии на Африканском континенте. Именно в знак признания заслуг страны в решении общеафриканских проблем в 1999 г. в алжирской столице и была проведена очередная, XXXV сессия Ассамблеи Организации Африканского Единства (ОАЕ).

Алжирцы принимали активное участие в чрезвычайной встрече ОАЕ на высшем уровне в г. Сирте (Ливия) в сентябре 1999 г., на которой было принято решение о создании Африканского союза (АС), и на очередном саммите ОАЕ в столице Того г. Ломе в июле 2000 г., где был одобрен Учредительный акт Африканского союза [Constitutive Act..., 2000]. Все эти и другие меры, разрабатываемые на общеафриканских саммитах, по мнению алжирцев, имеют целью поиск путей выхода Африки из того социально-политического и финансово-экономического кризиса, в котором она находится, ускорения ее социально-экономического прогресса.

В последние годы значительно усилилась африканская составляющая внешней политики Алжира, особенно в области миротворчества (Эфиопия-Эритрея, Судан-Дарфур). Политический капитал, накопленный им в период председательства в ОАЕ в 1999 - 2000 гг., подкрепляет претензии алжирского руководства на превращение страны в один из "центров силы" в Африке. В правительстве АНДР была введена специальная должность министра-делегата по делам Африки. Алжирцы явно стремятся к образованию неформальной "тройки" Алжир-ЮАР-Нигерия. Одной из главных ее задач должно стать воздействие на развитые страны по вопросам задолженности и помощи африканским странам. Последним примером стала амбициозная "Программа возрождения Африки в новом тысячелетии", нынешнее название которой - "Новое парт-

стр. 128
нерство для развития Африки" (НЕПАД), выработанная президентами Алжира, Нигерии и ЮАР и представленная в январе 2001 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Алжирская дипломатия проявляет растущую напористость в деле институционализации НЕПАД, добиваясь скорейшего запуска ее механизмов [Выступление А. Бутефлики... Банжул (Гамбия)]. Задействуя рычаги участия в руководящих структурах НЕПАД, алжирцы, по сути, выступают одними из координаторов выработки панафриканской стратегии (в том числе в сфере обороны и безопасности). Они настойчиво выступают в пользу облегчения долгового бремени стран континента, предоставления им более щедрой финансовой помощи, стимулирования прямых инвестиций в Африку и поощрения экспорта сельскохозяйственной продукции из стран континента. Приняв встречу на высшем уровне комитета по имплементации этой программы, АНДР активно участвовала в согласовании общеафриканской платформы к саммиту "большой восьмерки" в Глениглсе.

Претендуя на статус одного из лидеров Африки и одного из ведущих выразителей озабоченностей стран континента, алжирская дипломатия пытается ускорить процесс становления АС, старается "задавать тон" на его саммитах [Выступление А. Бутефлики на 7-й встрече..., 2006].

Особое место в деятельности алжирской дипломатии в течение рассматриваемого периода, естественно, занимали отношения с бывшей метрополией - Францией, которые были подвержены спадам и подъемам. Такая ситуация была связана прежде всего с тем, что алжирская дипломатия последовательно проводила политический курс на перестройку алжиро-французских отношений на основе равноправия, независимости и взаимной выгоды в целях укрепления политической и экономической независимости страны. Несмотря на фактически прямо противоположные цели, преследовавшиеся сторонами, существовал и существует целый ряд политических, экономических и других факторов, определяющих обоюдную заинтересованность Алжира и Франции в поддержании и расширении двустороннего сотрудничества.

Действия алжирской дипломатии по упрочению сотрудничества с Францией были обусловлены сохранявшейся зависимостью бывшей колонии от метрополии в экономической и торговой областях. Это было вызвано привязанностью алжирской экономики к французским рынкам, потребностью в получении кредитов для финансирования развивающейся промышленности, наличием большого количества алжирских иммигрантов во Франции, что не только способствовало уменьшению числа безработных в Алжире, но и являлось одним из дополнительных источников получения конвертируемой валюты и т.д.

Политику Франции в Алжире следует рассматривать в общем контексте ее курса в отношении развивающихся стран, который учитывал постоянное усиление их влияния на международную обстановку и расстановку сил в мире. При этом Франция, проводя "глобальную политику", стремилась к максимальному сохранению и, по возможности, расширению своего "присутствия" в наиболее важных частях мира. А такими, по ее мнению, в "третьем мире" являются Алжир и Северная Африка в целом, Ближний Восток и ряд других. Большое значение имеет и экономический аспект. Франция заинтересована в Алжире как в рынке сбыта своих товаров, прежде всего промышленного оборудования, потребности Алжира в котором постоянно возрастают. Алжир, со своей стороны, обладает большими потенциальными возможностями для поставки во Францию нефти, газа и ряда других сырьевых товаров. Французские правящие круги вынуждены учитывать и тот факт, что алжирские иммигранты составляют 20% от общего числа иностранных рабочих, находящихся во Франции.

Эти моменты и сыграли важнейшую роль в том, что, хотя позиции Франции были серьезно подорваны в Алжире, тем не менее она сохранила за собой довольно большие

стр. 129
возможности в этой стране для осуществления влияния на ее политику и экономику. Достаточно напомнить, что Франция продолжает занимать первое место в экспорте Алжира и второе в его импорте [Le Monde, 30.10.2004]. Именно поэтому, рассматривая перспективы развития отношений между двумя странами, есть основание предполагать, что проводимый алжирской дипломатией курс на укрепление двустороннего ал-жиро-французского сотрудничества на основе равноправия, независимости и взаимной выгоды, хотя, возможно, и с определенными трудностями, будет продолжаться и в будущем.

В силу объективно существующих условий внешнеэкономические связи Алжира всегда были ориентированы в значительной степени на промышленно развитые страны Европы. Начавшаяся в 1999 г. нормализация отношений с Парижем позволила алжирцам интенсифицировать двусторонние связи со многими западноевропейскими странами, которые в той или иной степени продолжают в своем подходе к Алжиру ориентироваться на Францию. Динамично развиваются отношения с Италией, ФРГ, Испанией, Великобританией, Бельгией и др. Западные европейцы, по примеру французов, начали преодолевать "зашоренность" в отношении Алжира и готовы всерьез вступить в борьбу за сохранение своих позиций, с которых их в последнее время успешно вытесняют американцы.

Вопрос о связях Алжира с европейскими странами возник еще до завоевания им независимости. Даже оставаясь французской колонией, Алжир в силу своих колоссальных природных богатств вызывал большой интерес со стороны европейских государств. Именно поэтому ст. 227 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, с 1992 г. - Европейский союз) предусматривала распространение на Алжир основных положений договора [La documentation...]. После получения Алжиром в 1962 г. независимости его отношения с ЕЭС строились на условиях "временного статус-кво".

Выступая за развитие отношений со странами ЕЭС, алжирская дипломатия ясно видела и те негативные моменты, которые могла бы иметь эта ассоциация для своей страны. Однако постоянно растущие потребности Алжира в современном оборудовании и технологиях и необходимость расширения экспорта объясняли его заинтересованность в соглашении с ЕЭС.

В последние годы алжирской дипломатии удалось добиться серьезного поворота в контактах с ЕС. В ходе этих контактов обсуждалась база для подписания окончательного соглашения об ассоциации Алжира с ЕС. Признавая алжирскую специфику, ЕС настойчиво стремился приспособить условия сотрудничества с Алжиром к особенностям собственного законодательства, деловой практики и политических ценностей. Принятие государством-партнером законодательных норм по образцу европейских в огромной степени облегчает фирмам ЕС ведение бизнеса с алжирскими контрагентами. Данная тенденция улучшает условия обеспечения Западной Европы сырьем, а также доступ к рынкам сбыта готовой продукции.

Соглашение об ассоциации Алжира с ЕС было подписано в апреле 2002 г. Первая часть этого Соглашения, касающаяся торговли, вступила в фазу реализации 1 сентября 2005 г. Процесс снижения торговых пошлин рассчитан до 2017 г. Руководство ЕС приветствует "прогресс, достигнутый в Алжире по проведению политических, экономических и социальных реформ", что свидетельствует, по его мнению, "о желании алжирского руководства довести эти реформы до успешного завершения, в частности в вопросах создания правового государства и государства с рыночной экономикой" [http://www.mae.dz, 16.06.2005].

В ходе контактов по вопросам реализации Соглашения об ассоциации обычно рассматривается большой круг вопросов как двустороннего сотрудничества, так и координации внешнеполитических усилий участников процесса ассоциации. Руководство

стр. 130
ЕС стремится поднять на "должную высоту уровень сотрудничества с Алжиром", который рассматривается им "как важный компонент безопасности, стабильности и сотрудничества в районе Средиземного моря". Именно исходя из этого, стороны обмениваются также мнениями по актуальным международным вопросам, в частности обсуждают ситуацию в Магрибе, западносахарскую проблему, в решении которой ЕС "поддерживает усилия ООН", положение на Ближнем и Среднем Востоке и др.

В последние годы алжирской дипломатии удалось добиться серьезного поворота в контактах с ЕС. Выступая на семинаре дипломатических и консульских работников в июне 2005 г., министр иностранных дел М. Беджауи назвал реализацию Соглашения об ассоциации с Европейским союзом и решение вопроса о вступлении в ВТО среди приоритетов алжирской дипломатии [http://www.mae.dz, 25.06.2005]. В будущем дипломатия страны, по словам министра, должна действовать более активно для укрепления ее экономического потенциала. При этом она должна использовать возможности, предоставляемые международным сотрудничеством и партнерством, а также оказывать поддержку в вопросах продвижения продукции национальной промышленности на внешние рынки.

Алжир является активным сторонником Евросредиземноморского процесса (ЕСП). Алжирская дипломатия принимала участие практически во всех средиземноморских форумах, выступила одним из инициаторов выработки евросредиземноморской Хартии мира и стабильности. Алжирцы проявляют повышенный интерес к активизации взаимодействия в западном Средиземноморье по формуле "5 + 5" (в том числе в плоскости налаживания военных связей), хотя потенциал и этого механизма, по их мнению, используется неоправданно слабо. Внимание к ЕСП во многом продиктовано стремлением АНДР "потуже пристегнуться" к ЕС.

Последние годы в рамках своей европейской политики алжирская дипломатия стала уделять внимание вопросам установления контактов с НАТО. Долгие годы Алжир рассматривался членами Североатлантического альянса как союзник СССР и стран Варшавского договора. После роспуска этой организации и исчезновения СССР АНДР стремится к сотрудничеству с НАТО. Алжирские дипломаты заявляют о нежелании их страны стать членом НАТО. Они скептически относятся к численному увеличению его рядов и расширению "зоны ответственности", хотя по-прежнему признают необходимость установления дозированного (особенно в свете событий вокруг Ирака и Югославии) прямого диалога с НАТО "в интересах адаптации к новым реалиям расстановки сил в Средиземноморье".

Серьезное внимание алжирская дипломатия уделяла взаимоотношениям с США. Ей приходилось вести борьбу за упрочение политической и экономической независимости страны в сложной обстановке, когда Алжиру противостояла не только бывшая метрополия, но и объединенный фронт западных государств, и прежде всего США.

Главным объектом интересов США в Алжире служила добыча нефти и газа. Американский капитал выискивал наиболее выгодные и надежные формы эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. Алжирское правительство, заинтересованное в увеличении доходов от нефти и в освобождении от невыгодной и обременительной опеки бывшей метрополии, использовало экспансионистские устремления США для постепенного сокращения доли Франции в добыче нефти.

Идеологические водоразделы, существовавшие до распада СССР в ориентации руководства двух стран, сдерживали прямую политическую экспансию США. Однако выискивались окольные пути. Проникновению американского капитала в Алжир в немалой мере способствовала деятельность определенных элементов в правительстве и госаппарате АНДР, стремящихся противопоставить сближению Алжира с СССР сотрудничество с США и другими западными странами.

стр. 131
На алжиро-американские отношения серьезное влияние оказывали политические факторы. Алжирская дипломатия возлагала на Соединенные Штаты ответственность за сохраняющиеся очаги напряженности на Ближнем Востоке и в других районах земного шара, критиковала их позицию по энергетическим проблемам. Официальная линия действий алжирской дипломатии в отношении США оставалась долгие годы неизменной, что наглядно проявлялось в выступлениях руководителей страны, в материалах прессы, радио, телевидения, которые, как правило, носили четко выраженный антиамериканский характер. Несмотря на это, экономическое сотрудничество между ними продолжало развиваться.

Во второй половине 1980-х гг. Алжир вступил в полосу серьезных испытаний. А аннулирование результатов второго тура парламентских выборов в январе 1992 г. поставило дилемму перед США. В 1992 - 1995 гг. Соединенные Штаты давали понять, что они занимают позицию относительного дистанцирования по отношению к правительству Алжира, и продолжали поддерживать время от времени конфиденциальные контакты с руководителями Исламского фронта спасения (ИФС) в Европе или в США. Однако в конце 1995 г. американская политика по отношению к Алжиру начала меняться. На протяжении многих лет встречи на высоком уровне были довольно редки, но после избрания Л. Зеруаля президентом страны госдепартамент США решил возобновить контакты с алжирским руководством.

Наиболее важные изменения в двусторонних отношениях произошли после избрания А. Бутефлики президентом Алжира. Первоначально более чем сдержанная реакция Вашингтона на избрание А. Бутефлики постепенно сменилась демонстрацией поддержки курса нового алжирского президента и готовностью развивать с Алжиром партнерские отношения. Стратегия США направлена на постепенное проникновение в Алжир, приобщение его к зоне своего влияния путем тесной привязки в политическом, экономическом, а в последние годы и в военном плане.

В целом алжирская дипломатия продолжает занимать активную и самостоятельную позицию по важнейшим международным проблемам, однако это не сказывается на алжиро-американских отношениях, которые расширяются и углубляются. Алжирская дипломатия стремилась к извлечению для своей страны максимальной выгоды от сотрудничества с США, особенно в области экономики и финансов, хотя одновременно и старалась не допустить укрепления политических позиций США в стране и в регионе. Тенденция к интернационализации мирового хозяйства и международных отношений, особенно усилившаяся в последнее десятилетие, также содействовала сближению двух стран, поддерживала заинтересованность Алжира в развитии отношений с США.

В деятельности алжирской дипломатии одним из приоритетных направлений всегда были отношения с Советским Союзом, а затем с Россией. С первых дней после достижения независимости Алжир стал устанавливать и наращивать связи с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Этому способствовало то, что алжирский народ и его руководители в период борьбы за независимость получали моральную поддержку и материальную помощь со стороны Советского Союза и других государств социалистического содружества. После подписания Эвианских соглашений и провозглашения независимости в 1962 г. Алжир нуждался в помощи для ликвидации последствий колониализма и длительной войны, для восстановления экономики и развития ее на независимой основе. Среди первых, кто оказал Алжиру помощь в этом деле, были Советский Союз и другие социалистические страны.

В 1960 - 1980-е гг. советско-алжирское сотрудничество успешно развивалось в политике, экономике, науке, культуре, военно-технической сфере и в других областях. Расширение и укрепление двусторонних связей отвечало интересам обеих стран. Алжир исходил прежде всего из своих прагматических интересов. Как было сказано выше, он видел в СССР силу, которая могла служить ему политической, экономической и воен-

стр. 132
ной опорой в борьбе за укрепление независимости страны, против засилья французов во всех областях жизни и деятельности. Курс Алжира на укрепление своей политической и экономической независимости, намерения алжирского руководства направить страну по так называемому пути некапиталистического развития, проведение социально-экономических реформ, курс на неприсоединение во внешней политике - все это отвечало и геополитическим интересам Советского Союза.

Вместе с тем ставка СССР на постепенное "подтягивание" алжирских националистов к социалистическим ценностям оказалась не жизненной по многим объективным и субъективным причинам. "Социалистический этап" послеколониального развития Алжира не состоялся. Постепенно пошел на убыль и постколониальный романтизм. Очищенный от него арабский национализм, по сути, отказался от революционных социальных преобразований. К тому же окончательно идею общеарабского единства победил "страновой национализм". Все это плюс обнаружившаяся неспособность алжирского руководства обеспечить политическую стабильность и экономическую динамику способствовали активизации экстремистских исламских сил в Алжире.

Процессы, происходившие в Алжире и СССР после 1989 г., привели к деградации двусторонних отношений. Однако, несмотря на крайне тяжелые условия, российско-алжирское сотрудничество продолжалось. Отдавая приоритет отношениям с Западом, Алжир в то же время был заинтересован в восстановлении связей со своими "традиционными" партнерами, и в первую очередь с Россией, что связано с соображениями прагматического характера, с расчетами на то, что наша страна будет играть роль противовеса в отношениях с Западом. Россия, в свою очередь, также имеет в Алжире свои политические и экономические интересы, поэтому после довольно длительного перерыва, вызванного осложнением внутриполитической ситуации в Алжире, российско-алжирские связи начали активизироваться.

Объективным результатом потепления в отношениях между Россией и Алжиром, наметившегося в конце прошлого и в начале нынешнего столетия, стал официальный визит президента Алжира А. Бутефлики в Россию в начале апреля 2001 г. Важным итогом визита явилась совместная Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Алжиром. АНДР была первой арабской страной, с которой новая Россия подписала соглашение о стратегическом партнерстве. Подписание Декларации явилось подтверждением готовности сторон вывести отношения между ними на более высокий уровень, отвечающий потребностям нынешнего этапа развития обеих стран и задаче укрепления взаимодействия участников мирового сообщества в деле поиска оптимальных ответов на вызовы современности. Подписанный документ явился серьезным толчком к укреплению и развитию сотрудничества между двумя государствами в политической, торгово-экономической, военной, научной и культурной областях.

Знаменательным событием в двустороннем российско-алжирском сотрудничестве стал визит российского президента в эту страну в марте 2006 г. В ходе состоявшихся переговоров в центре внимания находились вопросы приоритетных направлений взаимодействия с Алжиром. Важной составляющей российско-алжирского диалога был обмен мнениями по актуальным международным вопросам, который подтвердил близость или совпадение позиций сторон по многим из них. Особое значение придавалось рассмотрению, вполне естественно, практических вопросов двустороннего сотрудничества, а также перспективных планов российско-алжирских контактов на различных уровнях, включая высший. Еще раз был подтвержден высокий уровень и статус наших отношений как в политической, так и в экономической, энергетической и военно-технической сферах. Подчеркивалась важность укрепления связей в области культуры, по линии молодежи и спорта, а также в такой традиционной сфере двустороннего взаимодействия, как образование. В ходе визита были подписаны соглашения о торгово-экономических и финансовых отношениях и об урегулировании задолженности АНДР пе-

стр. 133
ред РФ, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также конвенция об избежании двойного налогообложения.

Результаты визита В. В. Путина позволили алжиро-российскому сотрудничеству обрести в стратегическом плане не только реальную перспективу, но и ощутимое наполнение. Стороны смогли найти оптимальное, взаимоприемлемое и качественное решение проблемы алжирского долга, заложив на ближайшую и среднесрочную перспективу основу для военно-технического сотрудничества (ВТС) двух стран. Особенно важным представляется пакетное решение проблем развития ВТС и возможности кооперации России и Алжира в энергетической сфере. Военные контракты были увязаны с перспективами совместного экспорта сжиженного газа в Европу на условиях взаимозачета. Российские компании получили хорошие шансы выйти на рынки южной Европы, а алжирские - северной. В связи с подписанием вышеназванных соглашений и фактически окончательным закрытием проблемы задолженности на первый план стали выдвигаться вопросы чрезвычайно важного и перспективного, стратегического партнерства между нашими странами в энергетической области.

История алжиро-российских отношений более чем за полувековой период говорит о взаимной заинтересованности Алжира и России в развитии и укреплении всесторонних связей между нашими странами. Для России Алжир является прежде всего традиционным политическим и экономическим партнером, завоевавшим значительный международный авторитет как один из лидеров развивающихся стран. Расширение и упрочение связей России с Алжиром будет способствовать восстановлению ее влияния в арабских странах, особенно в тех, которые имеют богатый опыт сотрудничества с нашей страной [Концепция..., 2000].

* * *

Заметную роль играет Алжир в деятельности целого ряда авторитетных международных и региональных организаций, занимает активную позицию по актуальным международным и региональным проблемам. Амбициозности алжирской дипломатии способствовало и геополитическое положение Алжира, принадлежащего одновременно Средиземноморью, арабскому и африканскому мирам, а в экономическом плане и к кругу нефтедобывающих стран. Алжирская дипломатия проявляла и проявляет активность в деятельности международных и региональных организаций, имеет в них репутацию серьезного и надежного партнера. С 1962 г. Алжир является членом Организации Объединенных Наций. С 1963 г. АНДР - член Организации Африканского Единства. Как одна из стран арабского мира Алжир - член Лиги арабских государств - участвует в Движении неприсоединения, в работе Организации "Исламская конференция", в "группе 77 + Китай", играет важную роль в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и др.

На рубеже столетий позиция алжирской дипломатии характеризуется сбалансированными подходами к большинству актуальных международных и региональных вопросов. Проводя внешнеполитический курс, основанный на принципах позитивного нейтралитета, оставаясь членом Движения неприсоединения, АНДР выступает за перестройку международных отношений, за создание Нового мирового экономического порядка. АНДР неизменно выступает за создание неконфронтационного мироустройства, базирующегося на безусловном соблюдении общепризнанных норм и принципов международного права. Алжир привержен поиску широкого консенсуса относительно схемы модернизации ООН. Рассматривая поддержание мира в качестве одной из важнейших функций ООН на нынешнем этапе, алжирцы выступают за укрепление миротворческого потенциала этой организации.

стр. 134
В вопросах разоружения Алжир - сторонник объявления Африки и Ближнего Востока безъядерными зонами, превращения в зоны мира районов Средиземного и Красного морей, Персидского залива и Индийского океана. В ряду "новых" угроз международной безопасности начиная с 90-х гг. прошлого столетия Алжир регулярно упоминает терроризм и войны с "врагом без границ". Бутефлика называет "бичом века слепой, не признающий границ терроризм" [El Moudjahid, 9.11.2005]. Алжир поддержал российский проект Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма (МКБАЯТ), которая была принята консенсусом на Генассамблее ООН 13 апреля 2005 г. Заявляя о верности своим международным обязательствам, Алжир не остается индифферентным "к проявлениям насилия, которые потрясают мир сегодня". "Перед лицом проявлений экстремизма и ксенофобии, порождающих чувства зла и ненависти, Алжир, - неоднократно заявлял А. Бутефлика, - выступает за диалог цивилизаций, призывая к лучшему взаимному познанию и уважению, к терпимости по отношению друг к другу".

На международных форумах, посвященных борьбе с терроризмом, алжирская дипломатия выступает не только за использование силы, но и за принятие мер, направленных на искоренение причин терроризма, прежде всего социальной отсталости и бедности. С учетом этого инициативы алжирской дипломатии ориентированы на ликвидацию неравенства между Югом и Севером, на поощрение развития партнерства, учитывающего интересы развивающихся государств. Все это, по мнению алжирцев, должно способствовать ликвидации источников насилия. Призывая к борьбе против терроризма, Бутефлика твердо заявляет, что он против попыток некоторых государств причислить к нему "законное сопротивление отдельных народов иностранному господству", и в качестве примера ссылается на "движение палестинского сопротивления израильской оккупации" [El Moudjahid, 20.09.2005].

Внешнеполитическая деятельность Алжира в рассматриваемый период способствовала дальнейшему укреплению политической и экономической независимости государства, была направлена на поднятие и упрочение его международного авторитета, сохранение страны в числе лидеров развивающихся стран и Движения неприсоединения.

После избрания А. Бутефлики президентом Республики в 1999 г. алжирская дипломатия достигла существенных успехов. Ей удалось восстановить и упрочить международный авторитет Алжира. Расширились приоритетные направления дипломатии, которая стала комплексной, многополюсной и многоуровневой. На рубеже столетий Алжир привел свои внешнеполитические связи в соответствие с динамикой развития экономических интересов и требованиями проведения самостоятельной прагматической внешней политики. Стремясь к обеспечению интересов страны, алжирская дипломатия овладела искусством маневрирования между различными центрами силы и влияния.

Есть все основания полагать, что, исходя из прагматически понимаемых интересов, руководство страны будет продолжать и в обозримом будущем осуществлять дипломатическую деятельность, направленную на поиск взаимопонимания и сотрудничества между странами и народами независимо от географического положения, их политической, экономической, социальной и культурной ориентации. Деятельность, основанную на принципах укрепления всеобщего мира и международной безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выступление А. Бутефлики на 15-й Сессии комитета глав государств и правительств НЕПАД в г. Банжул (Гамбия) [http://www.mae.dz 03.07.2006; http://www.mae.dz 17.07.2006 и т.д.].

Выступление А. Бутефлики на 7-й встрече глав государств и правительств стран - членов Африканского союза [http://www.mae.dz 03.07.2006].

стр. 135
Декрет Президента Алжира N 02 - 403 от 26 ноября 2002 г. "Положение о Министерстве иностранных дел" (http://www.mae.dz)

Концепция внешней политики РФ 2000 г. Основополагающие документы по внутренней и внешней политике России, www.mid.ru

Сапронова М. Политика и конституционный процесс в Алжире (1989 - 1999). М., 1999.

http://www.mae.dz 25.06.05.

http://www.mae.dz 25.12.2005.

http://www.mae.dz

Constitutive Act of the African Union. http://www.oau-oua.org.lome2000.

La documentation francaise. Articles et documents. P., 1962 - 1968.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

El Moudjahid.

Le Monde.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ДИПЛОМАТИЯ-И-ВНЕШНЯЯ-ПОЛИТИКА-НЕЗАВИСИМОГО-АЛЖИРА-ЭВОЛЮЦИЯ-ГЛАВНЫХ-НАПРАВЛЕНИЙ-И-ПРИОРИТЕТОВ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. М. БОГУЧАРСКИЙ, ДИПЛОМАТИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НЕЗАВИСИМОГО АЛЖИРА: ЭВОЛЮЦИЯ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРИОРИТЕТОВ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 11.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ДИПЛОМАТИЯ-И-ВНЕШНЯЯ-ПОЛИТИКА-НЕЗАВИСИМОГО-АЛЖИРА-ЭВОЛЮЦИЯ-ГЛАВНЫХ-НАПРАВЛЕНИЙ-И-ПРИОРИТЕТОВ (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. М. БОГУЧАРСКИЙ:

Е. М. БОГУЧАРСКИЙ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ДИПЛОМАТИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НЕЗАВИСИМОГО АЛЖИРА: ЭВОЛЮЦИЯ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРИОРИТЕТОВ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android