Libmonster ID: UZ-837

Ключевые слова: ОРТ, Занзибар, Союзное государство, федерализм, конституция

2015-й - год проведения референдума по новой конституции, президентских и парламентских выборов в Объединенной Республике Танзания (ОРТ) и на Занзибаре, который является автономной единицей в составе ОРТ. В этот год союзные отношения в Танзании проходят очередную проверку на прочность.

Современная Танзания предстает в качестве квазифедеративной системы, де-юре - унитарной. Была ли ОРТ при этом де-факто федеративным государством, вопрос дискуссионный. Планируется превращение Союза в федерацию уже в соответствии с "буквой закона". Цель преобразований - путем официального признания федерализма удовлетворить требования оппозиции, нейтрализовать занзибарский сепаратизм, удержать архипелаг* в составе Объединенной Республики и, в конечном итоге, сохранить Союз.

Однако предусматривает ли конституционная реформа изменение структуры государственного устройства Танзании "по существу"?

Ситуация в сегодняшней Танзании и её островной части - на Занзибаре - по накалу политических страстей позволяет провести аналогию с "временем политики" (суах. - Zama za Siasa) на рубеже 1950-х - 1960-х гг. Это - период меж- и внутрипартийной борьбы в канун независимости и январской революции 1964 года на архипелаге, который стал прологом к образованию союза Занзибара с Танганьикой и созданию Объединенной Республики в 1964 г.1 Теперь, как и тогда, решается будущее Занзибара. И это в ситуации, когда многие занзибарцы ставят под сомнение легитимность образования ОРТ, жители материковой части Союза требуют возвращения официального статуса Танганьике, и все больше танзанийцев выступают за переход страны к "настоящему" федерализму.

Весь период существования союзного государства его руководители настаивали на том, что ОРТ - не федерация2. Однако сам характер и смысл Союза, по выражению президента Танзании Джулиуса Ньерере (1922 - 1999), оставался "самым неправильно понятым аспектом" политического развития страны3. Фрэнк Карлуччи (в середине 1960-х гг. - генконсул США на Занзибаре) полагал, что и после подписания в апреле 1964 г. документа об объединении архипелага с "мейнлендом" занзибарский президент Абейд Амани Каруме (1905 - 1972) находился под впечатлением, что соглашается на создание федерации двух автономных государств, а не на централизованный союз, который предполагали "Статьи о Союзе" {Articles of Union) 1964 г.4

Занзибар сопротивлялся инкорпорации в общее танзанийское пространство в качестве "лишь одного из" регионов Объединенной Республики5. На протяжении истории союзных отношений в Танзании сущность, "наполнение" автономного статуса Занзибара менялись. Занзибарцам представлялось, что автономия архипелага постоянно сужается. Их оппоненты на материке полагали, что Занзибар, напротив, постепенно добился положения де-факто суверенного государства в рамках Союза.

До 1977 г. занзибарская Партия Афро-Ширази (Afro-Shirazi Party, АШП) сохраняла независимость от правящего в материковой части ОРТ Африканского национального союза Танганьики (Tanganyika African National Union, ТАНУ). После убийства А. А. Каруме в апреле 1972 г.6 вторым президентом Занзибара стал Абуд Джумбе (госминистр в канцелярии А. А. Каруме). В годы его руководства архипелагом (1972 - 1984) в результате слияния ТАНУ и АШП в 1977 г. в единую Революционную партию (суах. - Chama cha Mapinduzi / Чама ча Мапиндузи - ЧЧМ) и вследствие конституционного признания правящей партии главным действующим субъектом политики в стране начался новый этап интеграции Занзибара, его включения в политическую и экономичес-


* Занзибар - это архипелаг, включает в себя собственно о-в Занзибар (суах. - Unguja), острова Пемба, Тумбату и несколько других (прим. авт.).

стр. 34

кую систему Объединенной Республики.

Политическая деятельность в Танзании, согласно конституции, осуществлялась непосредственно партией или под ее руководством и контролем. ЧЧМ обладала правом выносить "окончательное решение по любому вопросу"7 внешней и внутренней политики, включая союзные отношения. Однопартийная система, таким образом, служила одним из столпов союза двух субъектов Объединенной Республики. С годами этот факт стал еще более очевидным, когда с введением многопартийности в Танзании в 1995 г. и с утратой ЧЧМ монопольного положения Союз стал "трещать по швам"...

КРИЗИС СОЮЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СЕРЕДИНА 1980-х

При А. Джумбе произошла заметная либерализация политической жизни на островах. В 1979 г., по-прежнему располагая собственными парламентом и правительством, Занзибар получил конституцию, предусматривавшую создание отдельного законодательного органа - Палаты представителей (до этого архипелаг управлялся декретами Революционного совета).

Представители нового поколения занзибарских руководителей стремились к более тесной интеграции с "мейнлендом". Но раздавались и голоса недовольных политикой на сближение архипелага с материковой Танзанией, которую они считали ответственной за деградацию некогда процветавшей аграрной экономики Занзибара. Это, в известной мере, миф.

Экономика Занзибара всегда была уязвима и по причине ее опоры на монокультуру (производство гвоздики), и в связи с внешними факторами. При этом население к середине 2000-х гг. выросло более чем в 4 раза (1,3 млн человек, в начале 1960-х - чуть более 300 тыс.). Доходы от гвоздики - главной экспортной культуры архипелага - во многом зависели от колебания мировых цен. В последние годы заметна тенденция к снижению производства этой культуры. Занзибар, как и вся Танзания, испытывает недостаток ресурсов, экономические трудности и острую зависимость от внешней помощи.

...Продолжались и дискуссии по вопросу о Союзе. 1983 - 1984 гг. ознаменовались спадом танзанийской экономики, который повлек обострение политической обстановки и кризис союзных отношений. В результате раскола в партии, вызванного дискуссиями вокруг природы союза между Танганьикой и Занзибаром, А. Джумбе лишился своих постов.

Он считал, что Союз носит не унитарный, а федеративный характер и должен управляться не двумя, а тремя правительствами - помимо существующих союзного и занзибарского, должно быть сформировано правительство и для Танганьики - континентальной части страны8.

Занзибарский руководитель пытался также оспорить законность положения Конституции, согласно которому вся государственная деятельность в стране подчинена решениям партии. Пафос документа, составленного Джумбе и его единомышленниками, заключался в том, что упразднение танганьикского правительства в результате образования союзного государства было не столько актом великодушия со стороны "большего партнера", готового поступиться своим суверенитетом, сколько средством превращения Танганьики в Танзанию. Аналогичным образом

стр. 35

верховенство ЧЧМ было, по мнению Джумбе, ни чем иным, как верховенством ТАНУ в делах Союза, что, в конечном итоге, сводило на нет автономию Занзибара.

Власти островной части Объединенной Республики открыто потребовали большей самостоятельности для Занзибара. Однако глава партии и государства Джулиус Ньерере не мог допустить подобного "загрязнения политической атмосферы"9. Считая необходимым сохранять в Танзании статус-кво, т.е. существующую структуру государственного устройства с двумя правительствами, он расценивал действия занзибарского президента как угрозу союзным отношениям. И на съезде ЧЧМ в Додоме в 1984 г. Абуду Джумбе был объявлен импичмент.

"ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ" ЗАНЗИБАРА

После смещения А. Джумбе на должности первого вице-президента ОРТ, председателя Революционного совета и президента Занзибара вступил Али Хасан Мвиньи - сторонник сохранения Союза, и более уступчивый, чем Джумбе. Сменив Джулиуса Ньерере, ушедшего в отставку с поста президента, А. Х. Мвиньи стал главой государства (1985 - 1995). На место Мвиньи четвертым президентом Занзибара (1985 - 1990) был избран Идрис Абдул Вакил. Пятым президентом (1990 - 2000) Занзибара стал Салмин Амур.

С начала 1990-х гг. начались кардинальные изменения в экономической и политической жизни ОРТ, наступил новый этап истории союзного государства.

В 1990 г. Ньерере оставил и пост председателя ЧЧМ - его сменил Мвиньи, получивший, тем самым, еще больше полномочий для проведения реформ. В 1991 г. президент инициировал деятельность "Комиссии Ньялали" (по имени главного судьи Фрэнсиса Ньялали), эксперты которой предложили конституционно закрепить принцип многопартийности, что и было осуществлено в 1992 г. "Комиссия Ньялали" также рекомендовала правительству перейти к системе трех правительств, т.е. принять федеративную модель для Танзании, однако эта идея не получила поддержки.

В 1993 г. группа из 55 депутатов от материковой части внесла на обсуждение в Национальном собрании (парламент) билль о формировании третьего правительства - для материковой Танзании, что стало реакцией "мейнлендеров" на одностороннюю попытку Занзибара вступить в Организацию исламская конференция (с 2011 г. - Организация исламского сотрудничества).

Ньерере расценил этот документ как угрозу единству страны, потребовал рассмотреть вопрос с участием всех членов ЧЧМ, и билль был отменен в 1994 г. В 1999 г. рекомендация комитета во главе с судьей Робертом Кисангой (Kisanga Committee) о переходе к системе трех правительств была снова проигнорирована руководством страны.

До сегодняшнего дня все президенты как Танзании, так и Занзибара являются выдвиженцами правящей партии, а ее установка остается прежней - сохранение Союза и системы двух правительств. Впрочем, внутри Революционной партии не прекращалась борьба между группировками, и некоторые танзанийские оппозиционеры вышли именно из ее рядов.

Конъюнктурная смена "политической ориентации", переход из одного политического лагеря в другой, нарушение партийной дисциплины - обычная практика. Так, в свое время член ЧЧМ Сейф Шариф Хамад в период кризиса 1980-х гг. критиковал Абуда Джумбе и выступал за укрепление Союза и за двухправительственную систему. В настоящее время лидер занзибарской оппозиции С. Ш. Хамад, занимающий с 2010 г. пост первого вице-президента Занзибара, отстаивает принцип трех правительств10.

В 1990-х гг. усилились политическая конфронтация и трения в руководстве Занзибара. Активизировались различные группировки, в т.ч. религиозной направленности, требовавшие пересмотра модели отношений в союзном государстве. Среди вновь образованных партий, ставших в оппозицию к ЧЧМ, - Гражданский объединенный фронт (ГОФ, суах. - Chama cha Wananchi / Civic United Front), который выступает за расширение самостоятельности Занзибара11. Костяк ГОФ составили бывшие члены самораспустившейся после революции 1964 г. па Занзибаре партии Умма, которые формировали диссидентскую группу внутри АШП, а затем внутри ЧЧМ.

С середины 1990-х гг. ситуация на архипелаге определяется противостоянием ЧЧМ и ГОФ: участились конфликты, демонстрации и столкновения по политическим и религиозным мотивам, вследствие нарушений на парламентских и президентских выборах и недовольства их результатами.

Начиная с первых многопартийных выборов 1995 г., электоральные кампании на островах проходили в напряженной обстановке. Трижды кандидаты от ЧЧМ в ходе борьбы за пост президента Занзибара побеждали выдвиженца ГОФ Сейфа Шарифа Хамада лишь с незначительным перевесом (50,2% - 53%) В начале 2000-х президент Танзании Бенджамин Мкапа (1995 - 2005), сторонник сильного союзного государства, санкционировал применение репрессивных мер для прекращения беспорядков и выступлений исламистов.

Шестой президент Занзибара (2000 - 2010) Амани Абейд Каруме, сын первого президента Абейда Амани Каруме, в предвыборной агитации использовал лозунг сохранения союза между остров-

стр. 36

ной и материковой частями ОРТ. При нем в 2001 г. были инициированы переговоры между ЧЧМ и ГОФ и заключено второе мирное соглашение (суах. Mwafaka/Muafaka/Муафака. Первое относится к 1999 г.). В соответствии с договоренностями, в конституцию и избирательное законодательство Занзибара внесены поправки, на которых настаивала оппозиция12.

Третья попытка добиться "национального примирения" на Занзибаре стала результатом продолжавшихся дебатов по поводу статуса архипелага и споров о том, должен ли пункт о нефтегазовых ресурсах* входить в число вопросов Союзного ведения (Union Matters). В 2009 г. было заключено устное "джентльменское соглашение" о взаимопонимании между Амани Каруме и С. Ш. Хамадом13. Оно открыло дорогу к всезанзибарскому референдуму в июле 2010 г., по результатам которого на Занзибаре было сформировано правительство национального единства (ПНЕ)14. В его состав вошли деятели оппозиции.

Учреждение ПНЕ и порядок его формирования оговорены в одобренной Палатой представителей Занзибара в августе 2010 г. 10-й поправке к занзибарской Конституции 1984 г. Значение этой конституционной реформы выходит далеко за рамки рутинного процедурного вопроса, касающегося внутренних дел Занзибара.

Самостоятельно, в одностороннем порядке изменив конституцию в ее важнейшем пункте - об исполнительной власти, Занзибар позиционировал себя в качестве суверенного государства в составе ОРТ. В очередном раунде политического "перетягивания каната" победа осталась за Занзибаром15.

Его Основной закон вошел в противоречие с союзной конституцией, что порождает юридическую коллизию и фактически аннулирует Союз. ЧЧМ требует пересмотреть 10-ю поправку, поскольку она подрывает примат союзной конституции16. В свою очередь, оппозиция в континентальной части Танзании увидела в политическом маневре занзибарцев пример, которому должны последовать танганьикцы.

Противники правящей партии предложили использовать сложившуюся ситуацию как повод для реформирования союзной конституции, создания самостоятельного правительства для Танганьики, что превратило бы Танзанию в конфедерацию, состоящую из равностатусных партнеров17. Впрочем, то, что ОРТ - "страна, состоящая из двух государств" (A Two State Country), кажется для некоторых оппозиционных политиков свершившимся фактом18.

Таким образом, происходящее на Занзибаре вызывает цепную


* В Танзании активно ведется разведка нефтегазовых ресурсов. Газ обнаружен на южном побережье Танганьики: разрабатывается месторождение в районе Линди (о. Сонго-Сонго), открыты запасы к юго-востоку от Дар-эс-Салама - в Кимбиджи. Наличие и объем нефтегазовых ресурсов в других регионах ОРТ окончательно не подтверждены. Об обнаружении нефти сообщалось неоднократно, однако разработки пока не начаты (прим. авт.).

стр. 37

реакцию на материке, а значит - и в союзных отношениях. Несмотря на достижение определенного внутреннего консенсуса, говорить о стабилизации социально-политической обстановки на Занзибаре преждевременно.

Возросла активность мусульманских радикальных организаций, провоцирующих общественное недовольство существующим режимом и применяющих насильственные методы. Так, выступающая за отделение Занзибара Ассоциация за мобилизацию и распространение ислама (Uamsho / Уамшо) усилила свою деятельность после создания ПНЕ, выражая несогласие с тем, что ГОФ пошел на сближение с ЧЧМ19. В риторике самого Гражданского объединенного фронта причудливым образом сочетаются религиозно-фундаменталистские и либерально-прозападные идеи, а цель - шантаж правящей власти. По словам одного из видных деятелей партии, Исмаила Джуссы, если на Занзибаре не будет обеспечена демократия западного образца, граждане будут искать альтернативу в шариате и политическом исламе20.

Впрочем, наметившееся в последнее время сотрудничество между ГОФ и занзибарским отделением ЧЧМ является прагматичным шагом ввиду открывающихся перспектив изменения структуры государства с принятием федеративной модели и предоставлением архипелагу большей автономии.

Речь идет о создании "самостоятельной экономики" на островах и возможности для местных политических элит, в случае обнаружения запасов углеводородов у берегов Занзибара, делить "ресурсный пирог" без участия "мейнленда". Любой политический шаг имеет экономическую подоплеку, но всякий раз получает историко-культурное обоснование: под обнаружившиеся у оппозиции и местного крыла правящей партии общие интересы на архипелаге подводится идеологическая база в виде концепции "занзибарскости" (Zanzibariness), представлений об "особом пути" Занзибара21.

НОВОЕ "ВРЕМЯ ПОЛИТИКИ"

Сторонники пересмотра основ союзных отношений в Танзании располагают весьма сильными формально-юридическими аргументами. Имеются документальные подтверждения того, что танганьикская легислатура утвердила "Статьи о Союзе". Касательно занзибарской стороны, некоторые источники ставят под сомнение, что все юридические формальности были соблюдены и документ действительно ратифицирован Революционным советом Занзибара22.

Члены Ревсовета, вслед за руководителями Занзибара, были согласны с заключением Союза и приняли его без возражений23. Однако в глазах сегодняшних поборников независимости Занзибара этот факт уже не является достаточным для признания Союза легитимным: поскольку документ не был подписан, он не имеет обязательной силы. В 2000-х гг. островитяне безуспешно пытались в Высоком суде Занзибара добиться признания Союза недействительным.

Споры о том, является ли договор об объединении вступившим в законную силу "с молчаливого согласия" (ratification by acquiescence) занзибарских парламентариев или он все же прошел необходимые процедуры, продолжаются. Впрочем, юридическое закрепление "Статьи о Союзе" получили в "Актах о Союзе" - двух законах, которые были в 1964 г. ратифицированы полномочными органами обеих частей нового государства.

Выступая с речью по случаю 40-летия создания ОРТ в 2004 г., президент Б. Мкапа, называвший себя "верным танзанийцем" и "преданным африканским националистом"24, подчеркнул, что Танзания - это Союз, а не федерация. Сомневающимся он напомнил, что идея федерализма как механизма, делающего Союз более "рыхлым", с самого начала обсуждалась "отцами-основателями" и была отвергнута, а причины отказа от федеративной модели "остаются в силе вплоть до сего дня"25.

Региональные экономические интересы определяют, в конечном итоге, развитие политической ситуации на Занзибаре, на материковой части, а также в отношениях между участниками Союза. Именно они скрываются за внешней формой занзибарского сепаратизма, за дискуссиями о структуре правительства и неравном распределении полномочий в Союзе, о справедливом разделе издержек и выгод, включая распределение государственных доходов и зарубежной помощи.

Между тем, рассуждая о "диспропорциях", "перекосах" и "асимметрии" в Союзе, важно иметь в виду некоторые формальные показатели. По данным переписи 2012 г., население Танзании составляет почти 45 млн. человек, в т.ч. жителей архипелага - 1,3 млн26, или примерно 3%, при этом Занзибар получает 4,5% от доходов ОРТ, а требует 10%27.

Асимметрия танзанийской модели заключается в наличии разностатусных субъектов: в союзном государстве лишь Занзибар располагает набором институтов, обеспечивающих его правовой статус как субъекта объединения.

Президент Занзибара возглавляет правительство Занзибара, в его полномочиях - внутренние дела островов, не относящихся, в соответствии с Non-union matters, к компетенции Союза. Часть членов Палаты представителей Занзибара назначаются президентом Занзибара.

В однопалатном парламенте ОРТ, по итогам всеобщих выбо-

стр. 38

ров 2010 г., из 357 мест 5 дополнительно, т.е. помимо отведенных для избранных на общих основаниях по округам, резервируется за депутатами от Палаты представителей Занзибара28. Внутренние дела Танганьики регулируются союзной конституцией и законодательством ОРТ. Национальное собрание Танзании "законодательно обслуживает" не только Объединенную Республику, но и материковую Танзанию, для которой в политической системе страны не предусмотрена должность президента, а также отсутствует такой институт, как парламент.

Полномочия президента Объединенной Республики распространяются на все вопросы, касающиеся ОРТ, и на все другие, относящиеся к Танганьике. С 1964 по 1995 гг. фактически существовали должности первого и второго вице-президентов. Это были, соответственно, президент Занзибара и премьер-министр Танзании (в 1964 - 1985 гг.), премьер-министр Танзании и президент Занзибара (с 1985 по 1995 гг.). Премьер-министр Танзании помогал президенту ОРТ в осуществлении исполнительной власти на материковой части страны29.

На сегодняшний день наиболее обсуждаемыми в ОРТ являются - изменение структуры исполнительной власти и проблема Union matters30. Проект новой Конституции (июнь 2013 г.) вводил систему трех правительств - союзного, занзибарского и танганьикского. Вместо прежних 22 предусматривались 8 Union matters: внешняя политика, оборона, гражданство, денежное обращение, регистрация политических партий, подоходный налог, налог на корпорации, таможенные пошлины и акцизные сборы.

Вторая редакция проекта Основного закона 30 декабря 2013 г. была вручена Дж. Вариобой, председателем Комиссии по конституционной реформе, союзному президенту Джакая Киквете.

Его текст по-прежнему содержал предложение о введении трех правительств. Новая конституция призвана "внести улучшения в структуру Союза" с целью укрепить его31.

Раскритикованная главой ОРТ вторая редакция Основного закона в начале 2014 г. подверглась кардинальным изменениям с учетом официальной позиции правящей партии32. После двух президентских сроков Дж. Киквете покидает свой пост с намерением провести новую конституцию и решить "союзный вопрос" до президентских выборов, намеченных на октябрь 2015 г.

Оппозиционные деятели полагают, что течение и исход конституционного процесса в 2013 - 2014 гг. были заранее предопределены, поскольку среди участников Учредительного собрания численно доминировали представители ЧЧМ33.

Одобренный большинством его членов и обнародованный в сентябре 2014 г. третий, окончательный вариант конституции вынесен на референдум, который пока откладывается34. В этом тексте положение о трех правительствах отсутствует. Остается в силе двухуровневая структура (союзное и занзибарское правительства), но при этом сохранен и появившийся в первой редакции термин "федерация". К имеющимся семи добавлены новые Union matters (воздушный транспорт, полиция, Высокий суд и Апелляционный суд, высшее образование, Национальный экзаменационный совет, метеорология, правительственные служащие Объединенной Республики), и в результате их количество достигает 1435.

Нефтегазовые ресурсы не вошли в перечень вопросов союзного ведения, чего и добивались занзибарцы36. Также Занзибар получает возможность самостоятельно привлекать внешние финансовые заимствования, вступать в региональные и международные организации. Возвращается назначение президента Занзибара вторым вице-президентом Танзании (ст. 96)37, в соответствии с практикой 1985 - 1995 гг.38

С момента образования ОРТ танзанийское руководство убеждает общественность страны, что федерализм - предприятие более затратное, чем нынешняя система управления союзным государством. По данным опроса, проведенного в марте-апреле 2014 г. столичной газетой "Дэйли мэйл", почти 54% респондентов ответили "да" на вопрос, согласны ли они с мнением действующего президента о том, что "система с тремя правительствами - более дорогостоящая для бюджета". 42% опрошенных дали отрицательный ответ, 4% не определились39.

На церемонии представления второй редакции конституции в декабре 2013 г. глава государства Дж. Вариоба привел данные, собранные Комиссией по конституционной реформе. На материковой части Танзании 61% опрошенных граждан одобряют переход к трехправительственной структуре, за сохранение прежней системы двух правительств высказались 24%. На Занзибаре - соответственно, 60% и 34%40. Статистика отражает противоречия в танзанийском обществе по вопросу о дальнейшей судьбе Союза: мнения разделились в оценке как "дороговизны", так и целесообразности введения федеративной модели.

Изъятие принципа трех правительств из конституции, в обход мнения танзанийцев, вынудило часть несогласных депутатов, в феврале 2014 г. объединившихся в группу UKAWA (Союз за народную конституцию, суах. - Umoja wa Katiba ya Wananchi), бойкотировать работу Учредительного собрания, а также вызвало волну протестов оппозиционных сил как в материковой, так и островной частях страны41.

стр. 39

Сторонники входящих в состав UKAWA партий CHADEMA (Партия за демократию и прогресс, суах. - Chama cha Demokrasia na Maendeleo), ГОФ и NCCR-Mageuzi* (Национальный конвент за преобразования и реформы - National Convention for Construction and Reform) недовольны тем, что Танзания получает "не тот" федерализм, которого требовали оппоненты правящей партии42. Прежняя система с двумя правительствами, которую ранее представители официальных кругов отказывались называть федерацией, сохранена. Более того, в тексте новой конституции она называется "федеративной".

Таким образом, термин "федерация" в Танзании отныне получает формальное признание, и власть признает, что ОРТ и была де-факто федерацией. Создание же отдельного правительства для Танганьики, как минимум, не имеет смысла, поскольку не решает стоящих перед страной проблем, и как максимум - вредно, поскольку ведет Союз к распаду.

Сторонники ЧЧМ не сомневаются, что весь период существования Объединенной Республики отмечен стабильным улучшением социально-экономической ситуации на архипелаге. Занзибар способен превратиться в "еще один Дубай" в качестве важного транспортного узла, морской и воздушной гавани, центра торговли для Восточной Африки и соседних регионов43. Деятели правящей партии уверены: островитяне всегда только выигрывали от членства в Союзе, и даже в большей степени, чем танганьикцы.

Призывая занзибарцев голосовать за новый проект Основного закона, Али Каруме - сын первого президента Занзибара и младший брат Амани Каруме - утверждает, что этот текст вполне учитывает чаяния жителей архипелага44. Представители официальных кругов призывают при проведении разъяснительных мероприятий среди сельских и городских жителей в канун референдума игнорировать используемую некоторыми оппозиционными политиками риторику, направленную на разделение танзанийцев, а также призывы к разрыву союзных отношений. Как можно "распустить" Союз, если более половины жителей островной части ОРТ происходят с "мейнленда", а на территории материковой Танзании проживают тысячи выходцев с Занзибара45?

Дж. Ньерере подчеркивал важность давних контактов двух территорий: именно благодаря этим связям единство Танганьики и Занзибара считалось "естественным"46. Близость эта, указывал Ньерере, - не только географическая, но и историческая, лингвистическая, культурная, политическая.

В XIX в. архипелаг и прибрежная часть Танганьики управлялись из одного центра - власть принадлежала султану Занзибара. Лишь по "случайному стечению исторических обстоятельств" эти территории перестали быть одним политическим целым: Великобритания сохранила за собой Занзибар, а вся Танганьика, включая побережье, отошла к Германии. И даже когда после Первой мировой войны британцы завладели всей Восточной Африкой, Танганьика и Занзибар остались разделенными и развивались отдельно друг от друга.

Ньерере полагал, что получение обеими территориями независимости давало возможность исправить эту "случайность". И если два дружественных, близких братских государства смогут создать Союз и сохранить его, то есть надежда на объединение и всех стран континента47. Этой идее соответствует официальная точка зрения на перспективы Союза.

Сохранение Союза в его прежнем, двухправительственном виде означает для правящей партии следование заветам Мвалиму** Ньерере. Вместе с тем, первый президент ОРТ перестает быть безусловным авторитетом для всех танзанийцев. Если на "Мейнленде" его считают "отцом нации", то для многих на Занзибаре он - "враг нации"48.

Речь идет о разном понимании "нации", о "разных нациях" и "национализмах" (танганьикском, танзанийском, занзибарском). Островитяне не могут смириться с тем, что присоединенный к Танганьике и ставший частью Танзании Занзибар оказался в статусе периферии по отношению к африканскому материку. Ведь когда-то было наоборот: в XVII-XIX вв. Занзибар был политическим и экономическим центром региона, а занзибарцы гордились своей принадлежностью к "высокой арабской культуре" и, по словам уроженца Пембы С. Ш. Хамада, считали себя более цивилизованными, чем их братья в остальной Восточной Африке49...

Асимметричный федерализм иногда применяется как вынужденная уступка центра требованиям местных элит, как инструмент для "умиротворения региона" и предотвращения сецессии. Дальнейшее развитие событий в Танзании представляет интерес с точки зрения теории и практики федерализма. А именно, будут ли в дополнение к формальным использоваться и неформальные способы для сохранения Союза.


* Mageuzi (суах.) - изменения (прим. ред.).

** Mwalimu (суах.) - учитель. Так уважительно танзанийцы называли президента Дж. Ньерере (прим. авт.).

стр. 40


1 Об этом периоде подробнее см.: Тетерин О. И. Социально-политическое развитие Занзибара. Дис.... к.и.н. М., Институт Африки АН СССР. 1972, с. 74 - 111. (Teterin O.I. 1972. Zanzibar: Socio-political development. PhD (History) thesis. M., Institute for African Studies) (in Russian)

2 Турьинская Х. М. Федерализм в Восточной Африке: "Один народ, одна судьба"? // Азия и Африка сегодня. 2014, N 4, с. 32. (Turinskaya Kh.M. 2014. Federalism in East Africa: "One People, One Destiny"? // Asia and Africa today. N 4) (in Russian)

3 Nyerere J.K. Freedom and Development: Uhuru na Maendeleo: A Selection from Writings and Speeches 1968 - 1973. L., 1973, p. 176.

4 Wilson A. US Foreign Policy and Revolution: The Creation of Tanzania. L., Pluto Press, 1989, p. 79.

5 Тетерин О. И. Абейд Амани Каруме // История Африки в биографиях. М, РГГУ, 2012. (Teterin O. I. 2012. Abeid Amani Karume // History of Africa in Biographies. M.) (in Russian)

6 Подробнее см.: Тетерин О. И. Почему и кто убил первого президента Занзибара? // Азия и Африка сегодня. 2012, N 4. (Teterin O.I. 2012. Why and Who Killed the First President of Zanzibar? // Asia and Africa today. N 4) (in Russian)

7 Конституция Объединенной Республики Танзания. М., 1980. С. 29.

8 Constitutional and Legal System of Tanzania: A Civics Sourcebook / Issa G. Shivji, Hamudi I. Majamba, Robert V. Makaramba, Chris M. Peter. Dar es Salaam, Mkuki na Nyota Publishers Ltd. 2004, p. 72.

9 Shivji I.G. Pan-Africanism or Pragmatism? Lessons of the Tanganyika-Zanzibar Union / OSSREA. Dar es Salaam, Mkuki na Nyota Publishers. 2008, p. 206 - 212.

10 Come Back, CA Urges Ukawa Members [23.04.2014] - http://archive.dailynews.co.tz/index.php/local-news/30641-come-back-ca-urges-ukawa-memb ers

11 Brown A. Political Tensions in Zanzibar: Echoes from the Revolution? // Canadian Journal of Development Studies. 2010. N 3 - 4, p. 631.

12 Шлёнская С. М. Объединённая Республика Танзания: Справочник. М., ИАфр РАН, 2014, с. 58 - 67. (Shlyonskaya S.M. 2014. United Republic of Tanzania. M.) (in Russian)

13 Uki A. Maridhiano and the Government of National Unity, its Impact on Elections and Constitutionalism in Tanzania http://www.kituochakatiba.org...pdf

14 Zanzibar: 2010 Constitutional Referendum Results - http://www.content.eisa.org.za/old-page/zanzibar-2010-constitutional-referendum-results

15 Constitution has no Religion or Political Party - it Belongs to All of Us [19.12.2010] - http://www.ippmedia.com/frontend/Pb24210

16 CCM Wants Zanzibar Constitution Reviewed [27.02.2014] - http://www.thecitizen.co.tz/News/CCM-wants-Zanzibar-Constitution-reviewed/-/1840392/22 23398/-/x6x9g4z/-/index.html

17 Zanzibar: New Constitution an Example for Tanzania as a Whole [30.03.2011] - http://unpo.org/article/12455

18 Tanzania: CA Members Form Union to Defend Draft Constitution - http://www.constitutionnet.org/news/tanzania-ca-members-form-union-defend-draft-constituti on

19 Contagion of Discontent: Muslim Extremism Spreads Down East Africa's Coastline [03.11.2012] - http://www.economist.com/news/ middle-east-and-africa/21565641-muslim-extremism-spreads-down-east-africa's-coastline-co ntagion-discontent?zid=304&ah-e5690753dc 78ce91909083042ad12e30

20 Taking the Spice out of Politics [12.11.2009] - http://www.economist.com/node/14861561?zid=304&ah=e5690753dc78ce91909083042ad12 e30

21 Shivji I., Rutinwa B. Assessment of Thirty Years of the Zanzibar House of Representatives: 1979 - 2010: Report. University of Dar es Salaam. 2010, p. 29 - 30.

22 Mussa A. Ubwa. The Union between Tanganyika and Zanzibar: Legality of Additional Matters outside the Articles of Union. Research Paper Submitted to the Faculty of Law. Zanzibar University, Faculty of Law and Shariah. 2005.

23 Constitutional and Legal System of Tanzania.., p. 50.

24 Whither Africa? Mkapa Breathes Fire [06.04.2014] - http://w\vw.sundaymail.co.zw/?p=2029

25 Haule R.R. Torturing the Union? An Examination of the Union of Tanzania and its Constitutionality // Zeitschrift fiir auslandisches offentliches Recht und Volkerrecht: Max-Planck-Institut fur auslandisches offentliches Recht und Volkerrecht - http://www.zaoerv.de/66_2006/66_2006_1_b_215_234.pdf. P. 223.

26 Tanzania in Figures 2012 - http://www.nbs.go.tz/nbs/takwimu/references/Tanzania_in_figures2012.pdf

27 Шлёнская С. М. Танзания: 50 лет социально-экономического и политического развития // Азия и Африка сегодня. 2014, N 7, с. 56. (Shlyonskaya S.M. 2014. Tanzania: 50 Years of Socio-economic and Political Development // Asia and Africa today. N 7) (in Russian)

28 Structure - http://www.parliament.go.tz/index.php/home/ pages/4

29 Leaders who Held the Position of the Vice President Since 1964: Government of the United Republic of Tanzania: The Vice President's Office, 2010 - http://www.vpo.go.tz/document_storage/leaders.pdf

30 Турьинская Х. М. Политическая система Танзании: от союза к федерации? // Азия и Африка сегодня. 2014, N 7, с. 62 - 63. (Turinskaya Kh.M. 2014. Tanzania Political System: From Union to Federation? // Asia and Africa today. N 7) (in Russian)

31 Tanzania: Shein - New Constitution is for Stronger Union [14.02.2014] - http://allafrica.com/stories/201402140081.html

32 Tanzania's Katiba Process Dogged by Lack of Trust, Boycotts, Wrangling and Deceit [30.08.2014] - http://www.theeastafrican.co.ke/OpEd/comment/Tanzania-s-Katiba-process-dogged-by-lack-o f-trust/-/434750/2435332/-/pji0dn/-/index.html

33 Political Battle Heats up in Tanzania over Constitutional Review Bill [30.09.2013] - http://sabahionline.com/en_GB/articles/hoa/articles/features/2013/09/30/feature-01

34 Ikulu Reaffirms Katiba Vote Date [21.01.2015] - http://dailynews.co.tz/index.php/local-news/40616-ikulu-reaffirms-katiba-vote-date

35 The Proposed Draft Constitution of Tanzania (September, 2014) - http://www.constitutionnet.org/files/the_proposed_constitution_of_tanzania sept_2014.pdf

36 bar's CCM, CUF to Push for Gas, Oil to be Taken off Current Law [13.09.2014] - http://www.theeastafrican.co.ke/news/-/2558/2451588/-/5jmepqz/-/index.html

37 The Proposed Draft Constitution of Tanzania (September, 2014)...

38 Chenge Unveils Proposed Constitution in Dodoma [25.09.2014] - http://www.thecitizen.co.tz/News/Chenge-unveils-proposed-Constitution-in- Dodoma/-/1840392/2464678/-/qmrjpo/-/index.html

39 Daily News Polls - http://archive.dailynews.co.tz/ index.php/polls/48-president-jakaya-kikwete-says-running-three-governments-is-more-expens ive-do-you-agree-with-this

40 Why Katiba Team has Proposed Three-Tier Union Again [31.12.2013] - http://www.thecitizen.co.tz/News/Warioba-Why-we-have-proposed-3-govts-again/-/1840392/ 2130038/-/gd0klf/-/index.html

41 UKAWA Threatens to Organize Countrywide Demonstrations [15.08.2014] - http://www.pesatimes.co.tz/news/governance/ukawa-threatens-to-organize-countrywide-demo nstrations

42 Zanzibar: Tanzania Opposition Party Calls for Protests after Rejection of Federalist Reform [25.09.2014] - http://unpo.org/article/17551

43 Zanzibar Could Become 'Another Dubai' in EA [14.01.2015] - http://www.dailynews.co.tz/index.php/features/40393-zanzibar-could-become-another-dubai-i n-ea

44 Zanzibar Urged to Vote for 'Beneficial' Constitution [09.01.2015] - http://www.dailynews.co.tz/index.php/local-news/40529-zanzibar-urged-to-vote-for-beneficia l-constitution

45 Tanzania: Proposed Katiba Roadmap to Country's Development [18.01.2015] - http://allafrica.com/stories/201501190244.html

46 Shivji I.G. Op. cit., p. 83.

47 Nyerere J.K. Freedom and Unity: Uhuru na Umoja: a Selection from Writings and Speeches, 1952 - 65. L., 1967, p. 292.

48 Fouere M. - A. Recasting Julius Nyerere in Zanzibar: the Revolution, the Union and the Enemy of the Nation // Journal of Eastern African Studies. 2014. Vol. 8. Issue 3.

49 Burgess G.T. Race, Revolution, and the Struggle for Human Rights in Zanzibar: the Memoirs of Ali Sultan Issa and Seif Sharif Hamad. Athens, Ohio, Ohio University Press. 2009, p. 183.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ЗАНЗИБАР-И-СОЮЗНЫЙ-ВОПРОС-В-ТАНЗАНИИ-НОВОЕ-ВРЕМЯ-ПОЛИТИКИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Х. М. ТУРЬИНСКАЯ, ЗАНЗИБАР И СОЮЗНЫЙ ВОПРОС В ТАНЗАНИИ: НОВОЕ "ВРЕМЯ ПОЛИТИКИ" // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 20.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ЗАНЗИБАР-И-СОЮЗНЫЙ-ВОПРОС-В-ТАНЗАНИИ-НОВОЕ-ВРЕМЯ-ПОЛИТИКИ (date of access: 23.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Х. М. ТУРЬИНСКАЯ:

Х. М. ТУРЬИНСКАЯ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
3 days ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
5 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
5 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
5 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЗАНЗИБАР И СОЮЗНЫЙ ВОПРОС В ТАНЗАНИИ: НОВОЕ "ВРЕМЯ ПОЛИТИКИ"
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android