Ключевые слова: Африка, прямые иностранные инвестиции, транснациональные корпорации, капитал, сбережения, кризис, развитие, модернизация, технология, структурные преобразования
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) значительно расширяют возможности африканских стран по созданию конкурентоспособного производства и осуществлению структурных преобразований в реальном секторе экономики. Подавляющее большинство проектов ПИИ реализуется транснациональными корпорациями (ТНК), которые обеспечивают высокую эффективность собственных инвестиционных решений. Однако структурная несбалансированность экономики и политическая нестабильность во многих государствах Африки южнее Сахары (АЮС) не стимулируют деятельность международных корпораций и сдерживают их капиталовложения.
Согласно данным ЮНКТАД, глобальный приток ПИИ увеличился в 2011 г. по сравнению с уровнем предыдущего года на 17% - до $1,5 трлн, несмотря на кризисные явления в экономике и финансах ряда ведущих государств. Превышен средний уровень, имевший место в предкризисный период 2005 - 2007 гг. Однако достижение пикового поступления ПИИ, зарегистрированного в 2007 г. ($1,9 трлн), прогнозируется лишь в 2013 г.
Рекордные денежные авуары, которыми располагают ТНК, продолжающаяся корпоративная реструктуризация, постепенный вывод средств государств из капитала финансовых и нефинансовых компаний, участие в котором использовалось в качестве мер поддержки во время кризиса, открывают новые инвестиционные возможности для международных корпораций.
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБЛАСТИ ПИИ
Оценивая финансовые возможности ТНК, эксперты ЮНКТАД полагают, что приток ПИИ в мировую экономику в 2012 г. будет расти умеренными темпами и достигнет примерно $1,6 трлн. Однако из-за макроэкономической неустойчивости, связанной с ростом в развитых странах внутреннего долга и отсутствием ясности относительно будущего евро, положение в сфере ПИИ в 2012 г. может ухудшиться по сравнению с ожидаемым уровнем1.
Сокращение в 2009 - 2010 гг. притока ПИИ в Африку продолжилось в 2011 г., хотя и менее активно, чем в предыдущие годы. Увеличение поступления ПИИ в ЮАР не смогло компенсировать их значительное сокращение в Северной Африке: Египет, Ливия и Тунис в связи с социально-политической нестабильностью столкнулись с резким падением интереса иностранных инвесторов к региону. В Центральной и Восточной Африке также было зарегистрировано уменьшение поступления ПИИ. Западная и Южная Африка сумели привлечь иностранный капитал в большем объеме, чем в 2010 г. Доля Африки в мировых потоках ПИИ продолжает оставаться на уровне всего 4% (см. табл. 1).
ТНК обоснованно хотят безопасности для своих капиталовложений и стремятся разместить их на континенте, в первую очередь, в политически и экономически стабильных странах, обладающих достаточными ресурсами (человеческий и финансовый капитал, новые технологии), чтобы найти свою нишу в глобализирующейся экономике. В этом смысле многочисленная группа наименее развитых стран АЮС - 34 (они в числе 49 наименее развитых государств мира) - остается непривлекательной для международных инвесторов (за исключением нескольких стран, обладающих крупными запасами энергоносителей и других ценных минералов).
Во многих исследованиях отмечается слабость рыночных сил в наименее развитых странах (НРС). Высвобождению сбережений из инертных зон экономики, переводу потенциального капитала в инвестиции препятствуют здесь традиционное преобладание потребления над сбережениями, многочисленные хозяйственные диспропорции, неразвитость рынков капитала и организованного кредита, слабая мобильность производственных факторов, повсеместная коррупция и бюрократические препоны2.
Таблица 1
Приток ПИИ в страны Африки, 2003 - 2011 гг. ($ млрд)
|
2003 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Африка |
18,51 |
46,26 |
63,13 |
73,41 |
60,17 |
54,70 |
54,40* |
в т.ч.: Северная Африка |
5,37 |
23,14 |
24,77 |
24,05 |
18,47 |
16,93 |
|
в т.ч.: Алжир |
0,63 |
1,80 |
1,66 |
2,59 |
2,76 |
2,29 |
|
Египет |
0,24 |
10,04 |
11,58 |
9,50 |
6,71 |
6,40 |
0,5* |
Ливия |
0,14 |
2,01 |
4,69 |
4,11 |
2,67 |
3,83 |
|
Марокко |
2,43 |
2,45 |
2,81 |
2,49 |
1,95 |
1,30х |
|
Судан |
1,35 |
3,53 |
2,43 |
2,60 |
2,68х |
1,60х |
|
Тунис |
0,58 |
3,31 |
1,62 |
2,76 |
1,69 |
1,51 |
|
АЮС |
13,14 |
23,12 |
38,37 |
49,37 |
41,70 |
38,11 |
|
в т.ч.: Ангола |
3,51 |
9,06 |
9,80 |
16,58 |
11,67 |
9,94 |
|
Нигерия |
2,17 |
4,90 |
6,09 |
8,25 |
8,65 |
6,10 |
6,80* |
ЮАР |
0,73 |
-0,53 |
5,70 |
9,01 |
5,37 |
1,2 |
4,5* |
Республика Конго |
0,32 |
1,93 |
2,28 |
2,48* |
2,08* |
2,82* |
|
ДРК |
0,16* |
0,26 |
1,81 |
1,73 |
0.66 |
2,94 |
|
Гана |
0,14 |
0,64 |
0,86 |
1,22 |
1,68 |
2,53 |
|
Мадагаскар |
0,09 |
0,30 |
0,77 |
1,17 |
1,07 |
0,86 |
|
Замбия |
0,17 |
0,62 |
1,32 |
0,94 |
0,70 |
1,04 |
|
Намибия |
0,15 |
0,39 |
0.73 |
0.72 |
0,52 |
0,86 |
|
* Оценка.
Источник: UNCTAD. World Investment Report 2006. FDI from Developing and Transition Economies: Implications for Development. N.Y., 2006, p. 299 - 300; Non-Equity Modes of International Production and Development. Annex table 1.1, 2011, p. 187 - 188; UNCTAD. Global Investment Trends Monitor. N.Y., 24 January 2012, N 8, p. 6.
В притоке ПИИ на континент продолжали доминировать инвестиции в первичный сектор, особенно в нефтяную промышленность. Именно это обусловило становление Ганы в качестве одной из ведущих принимающих стран наряду с Анголой, Нигерией, ЮАР, Демократической Республикой Конго (ДРК), Замбией, Намибией. Остальные страны привлекают значительно меньшие суммы, причем в 18 из них в 2010 г. было зарегистрировано снижение уровня притока ПИИ3.
Хотя продолжающийся поиск путей доступа к природным ресурсам, в частности со стороны азиатских ТНК, будет способствовать поддержанию притока ПИИ в страны АЮС, политическая неопределенность в Северной Африке, по всей видимости, приведет к тому, что 2012 г. станет очередным трудным годом для континента в целом.
Большая часть ПИИ поступает в Африку из США и европейских стран, среди которых лидируют Великобритания, Франция и Германия. Американские ТНК проявляют заметную активность в ЮАР, приобретая там свои бывшие филиалы, проданные в период апартеида, вкладывают значительные средства в разведку и разработку новых месторождений нефти и газа в Анголе и на всем западном побережье Африки, а также в Алжире, Нигерии, Судане, Мавритании.
Хотя на ТНК развитых государств приходится львиная доля поступающих в Африку ПИИ, значительную часть общего притока инвестиций в ряде стран континента составляют инвестиции из других развивающихся государств, прежде всего соседних.
Внутрирегиональные потоки ПИИ возрастают не только в отраслях, связанных с природными ресурсами, но и в других секторах экономики, развитию которых принимающие страны уделяют повышенное внимание, - в обрабатывающей промышленности, агробизнесе, телекоммуникационных услугах, информационных технологиях, финансовой сфере, туризме. Этому способствует процесс гармонизации инвестиционных соглашений между странами континента.
Так, например, ведущие африканские компании в сфере теле-
коммуникационных услуг - MTN (ЮАР), Orascom (Египет) и Seacom (Маврикий) - активно включились в региональную экспансию. Крупные нигерийские банки расширяют сеть отделений в странах Западной Африки, а кенийские компании и банки увеличивают инвестиции в ряд отраслей обрабатывающей промышленности и в финансовый сектор Танзании4.
По данным ЮНКТАД, более 60% всех ПИИ в Мозамбике, Ботсване, Свазиленде, Лесото, Малави, ДРК осуществляется южноафриканскими инвесторами.
Для ЮАР значение Африки в области ее заграничного инвестиционного бизнеса возрастает. Свою роль играют исторические связи, опыт, знание рынков, экономия на транспортных издержках, а также перспективы для вложений капитала, которые возникли в странах-соседях в ходе приватизации. Политика правительства ЮАР, направленная на укрепление регионального сотрудничества, привела к тому, что южноафриканские государственные предприятия стали инвестировать средства в регионе, направляя их на развитие инфраструктуры и поддержку возрождения Африки под девизом "Африканского Ренессанса"5.
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
Мировая экономика все еще пытается оправиться от наихудшей рецессии со времен "Великой депрессии". Скоординированные на глобальном уровне программы чрезвычайной денежно-кредитной поддержки в интересах восстановления финансовой стабильности имели определенный положительный эффект.
Эксперты ЮНКТАД подчеркивают, что нынешний кризис назревал на протяжении нескольких лет накопления колоссальных диспропорций в экономике ведущих мировых держав. Наиболее очевидными свидетельствами дисбалансов были крупные дефициты по счетам текущих операций в США, Великобритании, Испании, а также в ряде восточноевропейских стран, с одной стороны, и крупные и возраставшие активные сальдо в Китае, Японии, Германии и странах-нефтеэкспортерах - с другой.
В Соединенных Штатах и других развитых государствах в докризисные годы движущей силой роста в значительной степени являлось финансировавшееся за счет накопления долгов потребление домашних хозяйств, которое стало возможным из-за безответственной раздачи кредитов и роста финансовых пузырей на рынках недвижимости.
В ходе кризиса финансовые потрясения распространились непосредственно на рынки акций, облигаций и сырьевых товаров и начали оказывать давление на обменные курсы валют некоторых стран с формирующейся рыночной экономикой. Одинаковое поведение столь разных рынков может быть объяснено действием мощных спекулятивных сил, доминирующих над фундаментальными экономическими факторами6.
Важную роль в расширении масштабов кризиса, определившего его системный характер, сыграло шоковое снижение доходов банков и падение цен на их акционерный капитал. Сжатие кредита, последовавшее за полным или почти полным крахом крупнейших финансовых учреждений, затронуло и реальную экономику, ускорив падение частного спроса и вызвав масштабный экономический спад, который не мог не сказаться отрицательно на движении международного капитала.
РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
Африканские государства рассматривают ПИИ как важный ресурс для развития и модернизации экономики, преодоления технологического отставания от мировых хозяйственных центров.
Между тем, приток таких инвестиций в значительной степени определяется наличием у стран-реципиентов определенных преимуществ - достаточная емкость рынка, доступность дешевого сырья и других ресурсов, ценовые факторы, отвечающие потребностям организации высокорентабельного производства, соответствующий человеческий капитал, улучшенная инфраструктура. Некоторые из этих благоприятных предпосылок (особенно размеры рынка и ценовая конкурентоспособность) становятся еще более значимыми по мере экономического развития страны.
В период подъема экономики и роста доходов улучшаются и перспективы в сфере ПИИ. Пока страны не достигнут достаточной степени развития, ПИИ поступают в основном в первичный сектор экономики (что характерно для НРС) и, прежде всего, в добывающую промышленность. Когда условия для более широкого использования ПИИ в производственной сфере созданы, эти инвестиции могут сыграть существенную роль в достижении целей развития, в получении по каналам ТНК эффективных технологий и ноу-хау.
Импортируемый капитал в форме ПИИ пополняет внутренние источники финансирования капиталовложений (см. табл. 2). Он приводит в движение местные производительные силы. Вовлекая в хозяйственный оборот дополнительные материальные и трудовые ресурсы, ТНК способствуют абсолютному приращению экономического потенциала принимающих стран, создают высокотехнологичные виды производства (компьютеры, электронные компоненты, средства связи и т.п.), насыщают рынки новой продукцией.
Привлечение ПИИ в производства, работающие на экспорт, ведет к увеличению экспортных доходов принимающих стран. При этом иностранная фирма-экспортер нередко идет на сотрудничество с местными компаниями, открывая им выход на мировой рынок. ПИИ очень важны для стран, испытывающих трудности адаптации экспортного хозяйства к структурным сдвигам в международной торговле.
ТНК, безусловно, выгодно производить в развивающихся странах, располагающих квалифицированными кадрами и раз-
Таблица 2
Отношение объема притока ПИИ к валовым вложениям в основной капитал в странах Африки в 2006 - 2008 гг. (%)
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Африка |
27,3 |
27,0 |
29,0 |
в т.ч. Египет |
47,9 |
44,3 |
29,2 |
Тунис |
45,5 |
19,0 |
27,0 |
Гвинея |
27,7 |
61,9 |
198,3 |
Либерия |
141,9 |
133,1 |
127,7 |
Нигерия |
116,1 |
81,1 |
103,1 |
Чад |
42,6 |
45,0 |
43,7 |
ДРК |
66,5 |
46,4 |
60,6 |
Экваториальная Гвинея |
51,4 |
40,4 |
20,5 |
Сейшельские острова |
57,6 |
76,0 |
127,3 |
Ангола |
161,3 |
156,4 |
176,4 |
Намибия |
22.4 |
35,3 |
36,2 |
Замбия |
23,5 |
43.2 |
24,4 |
Источник: UNCTAD. World Investment Report 2009. Transnational Corporations, Agricultural Production and Development. N.Y., 2009, p. 257 - 259.
витой физической и финансовой инфраструктурами, многие виды готовой продукции (за счет дешевой рабочей силы) и вывозить ее в индустриальные центры. Объективно это ведет к включению этих стран в транснациональный конвейер производства и реализации товаров и услуг, к неизбежному усилению в них позиций ТНК.
В отличие от импорта капитала в ссудной форме ПИИ не создают в странах-реципиентах проблемы долгов, и в этом отношении обладают определенным преимуществом. Особое значение эксперты ЮНКТАД придают пакету фирменных активов ТНК, которые могут быть получены вместе с ПИИ. Прежде всего, они выделяют передачу технологии, торговые марки, специальные знания, способность организовывать производство в различных странах и обеспечивать его интеграцию, налаживать маркетинговые сети или получать преференциальный доступ к рынкам нефирменных активов (например, к финансовым ресурсам и оборудованию)7.
ТНК могут ввозить современные технологии, часть которых недоступна без ПИИ, способствовать повышению эффективности использования существующих технологий. Они могут содействовать их приспособлению к местным условиям, опираясь на опыт, накопленный в других странах. Оказываемое при этом влияние на процесс развития зависит от взаимодействия ряда факторов.
Важное значение для развития экономики имеет степень либерализации торговли и конкуренции в принимающих странах. Усиление конкуренции напрямую связано с технологической модернизацией. Протекционизм или жесткие ограничения для выхода на местный рынок или ухода с него сдерживают технологическую модернизацию и приводят к изоляции национальной экономики. Разумеется, защита новых видов экономической деятельности в момент их формирования со стороны государства необходима и может содействовать процессу накопления технологических знаний. Вместе с тем, важно учитывать, что новые отрасли экономики в интересах развития должны быстро начать функционировать в условиях международной конкуренции, чему могут помешать протекционистские меры. Это относится как к местным компаниям, так и к филиалам иностранных фирм.
Появление новых технологий усиливает конкуренцию и приводит к уходу с рынка неэффективных предприятий, но без введения новшеств экономика теряет динамизм и гибкость и со временем утрачивает конкурентоспособность. Однако на практике довольно сложно провести разграничение между законной конкуренцией и вытеснением местных предприятий. Если государственным органам не удастся это сделать, они могут длительное время поддерживать нерентабельные местные компании, что отрицательно скажется на экономическом росте.
Нахождение оптимального соотношения между регламентированием деятельности иностранных компаний и созданием возможностей для их конкуренции с местными фирмами - важная задача, которую приходится решать всем принимающим ПИИ странам. Лишь немногим развивающимся государствам удалось создать инновационную базу мирового уровня при ограничении доступа ТНК, что свидетельствует в пользу выборочного характера такого рода ограничительных мер.
Еще один фактор, с которым связаны возможности притока зарубежной технологии и знаний, - это состояние технологического потенциала и уровень подготовки кадров в развивающихся странах. Если не будут приложены усилия для повышения квалификации кадров и развития исследовательского потенциала, для ТНК могут оказаться слишком дорогостоящими импорт передовых технологий и организация сложных видов деятельности, осуществление инвестиций в проведение исследований и разработок на месте. Вместе с тем, существует опасность известного сдерживания технологического прогресса в развивающихся странах из-за нежелания ТНК пожертвовать технологическим превосходством и контролем над рынком.
Фирменным активам ТНК обеспечен доступ на международные рынки товарам и новым видам деятельности, основывающимся на использовании сравнительных преимуществ стран-реципиентов. Расширение экспорта позволяет, в свою очередь, получить такие преимущества, как накопление технологических знаний и стимулирование конкуренции.
Высоко оценивается кадровый потенциал ТНК. В современных учебных центрах проходят обучение и повышают квалификацию работающие в филиалах ТНК представители местного населения. Рост квалификации кадров, внедрение современных форм организации и управления производством обеспечивают конкретные преимущества зарубежным и национальным компаниям, помогают сохранить занятость в меняющихся экономических и технологических условиях8.
* * *
Итак, глобальные интересы ТНК и цели развития принимающих государств не всегда совпадают. Африканские правительства, проявляя объяснимую экономическими факторами готовность к компромиссам с ТНК, вместе с тем стремятся отыскать взаимоприемлемые формы сотрудничества с ними, направить их потенциал в русло национальных интересов.
1 UNCTAD. Global Investment Trends Monitor. N.Y., 24 January 2012, N 8, p. 5.
2 Бессонов С. А. Особенности хозяйственного механизма в странах Тропической Африки // Африка в начале XXI века. Проблемы экономического развития. М., 2005, с. 146 - 153.
3 UNCTAD. World Investment Report 2011. Non-Equity Modes of International Production and Development. N.Y.. 2011, p. 187 - 188.
4 Ibid., p. 42 - 44; БИКИ, 26 апреля 2011 г. N 47, с 1, 5, 16; БИКИ, 15 сентября 2011 г. N 105, с. 5.
5 UNCTAD. World Investment Report 2011.., p. 42 - 44; UNCTAD. Doc. TD/B/COM. 3/EM.26/2/ Add.5.2005. 26 October, p. 4 - 13; БИКИ, 15 сентября 2011 г. N 105, с. 5.
6 ЮНКТАД. Доклад о торговле и развитии, 2009. Нью-Йорк и Женева, 2009, с. 7 - 10.
7 UNCTAD. World Investment Report 1999. Foreign Direct Investment and the Challenge of Development. N.Y., 1999.
8 Ibid., p. 40 - 43.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |