Libmonster ID: UZ-1035

В сентябре 1978 г. в расположенной недалеко от Вашингтона загородной резиденции американских президентов Кэмп-Дэвид лидеры Египта и Израиля при посредничестве тогдашнего президента США Джеймса Картера подписали соглашение "Рамки мира на Ближнем Востоке", открывшее путь к заключению первого мирного договора между арабским государством и Израилем. В преддверие двадцатипятилетней годовщины этого исторического саммита в Соединенных Штатах были обнародованы документы, позволяющие значительно расширить представления о том, как велась подготовка к переговорам, как вырабатывался и согласовывался текст соглашения. Данная подборка содержит разнообразные материалы из архива Белого дома и из личного архива Дж. Картера, она датирована 1977 - 1979 гг. и включает в себя официальную переписку, меморандумы, отчеты о встречах главы Белого дома с израильским премьер-министром 1 , тексты выступлений, рабочие бумаги американского президента. Упомянутые документы доступны в отсканированном виде на сайте мемориальной библиотеки Дж. Картера, являющейся частью Национального архива Соединенных Штатов.


1 Отчеты о встречах Джимми Картера с президентом АРЕ Анваром Садатом не представлены.

стр. 143


ПОДХОД АДМИНИСТРАЦИИ ДЖИММИ КАРТЕРА К АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ

В первую очередь, хотелось бы отметить письмо президента Картера Анвару Садату, написанное 21 октября 1977 г. в условиях тяжелейшего кризиса мирного процесса2 . Оно показывает, насколько тесным было сотрудничество двух лидеров, и подтверждает доверительный характер их отношений. Тогда американский президент обратился к своему египетскому коллеге с просьбой о поддержке не просто как к главе государства, но как к другу и единомышленнику: "Когда мы встречались в Белом доме, на меня произвело глубокое впечатление... ваше обещание, что в критический момент, если наши совместные поиски мира на Ближнем Востоке столкнутся с препятствиями, я могу рассчитывать на вашу поддержку. Такой момент настал и мне нужна ваша помощь" [Carter, 1995, p. 302.] Это послание возымело эффект, и через месяц президент Садат предпринял чрезвычайно смелый политический ход: первым из руководителей арабских государств отправился в Иерусалим, где выступил с новой мирной инициативой.

Американское видение сложившейся ситуации и того, на каких условиях должно осуществляться ближневосточное урегулирование, нашло отражение в меморандуме, подготовленном для президента советником по национальной безопасности Зб. Бжезинским накануне очередной встречи Дж. Картера с израильским премьер-министром Бегином 1 мая 1978 г. Этот документ содержит рекомендации для президента о том, как держаться в ходе предстоящей беседы и на каких вопросах заострить внимание. Представляют особый интерес следующие пункты:

1) Приверженность США обеспечению безопасности Израиля остается неизменной. Мы полагаем, что практические меры безопасности могут быть выработаны в ходе переговоров. Садат совсем недавно обосновал свой призыв к выводу израильских войск готовностью арабов вести переговоры с Израилем о приемлемых для него мерах безопасности.

2) Садат заявил нам, что он сохраняет приверженность поискам мира и готов помочь в выработке промежуточного соглашения относительно Западного берега реки Иордан и сектора Газы. Но он настаивает, что для достижения дальнейшего прогресса ему необходимы гарантии готовности Израиля освободить оккупированные территории в обмен на мир, официальное признание и безопасность.

3) Идея пятилетнего промежуточного соглашения по Западному берегу и Газе становится приемлемой, и многие элементы предложения о самоуправлении могут быть включены в состав такого соглашения.

4) Дальнейшей доработки требует вопрос о средствах решения проблемы суверенитета после окончания пятилетнего периода. Наша идея о проведении референдума была подвергнута критике... Может ли Израиль обещать провести переговоры для выработки окончательного соглашения по Западному берегу и Газе, после подписания промежуточного пятилетнего соглашения, основанного на принципах резолюции N 2423 , к примеру, мир в обмен на освобождение территорий? [www.jimmycarter-library.org 26.09.2003].


2 На тот момент попытки президента Картера добиться возобновления работы мирной конференции в Женеве потерпели крах, и все стороны конфликта заняли предельно жесткую и бескомпромиссную позицию по отношению друг к другу.

3 Данная резолюция была принята СБ ООН 22 ноября 1967 г. и стала одним из основополагающих документов арабо-израильского урегулирования. В ней подчеркивается недопустимость приобретения территорий путем войны и выражается требование установить справедливый и прочный мир на Ближнем Востоке, основанный на соблюдении следующих принципов: вывод израильских вооруженных сил с территорий, оккупированных во время войны 1967 г.; прекращение всех претензий и состояний войны и уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе и их права жить в мире в безопасных и признанных границах, не подвергаясь угрозам силой или ее применению.

стр. 144


Этот текст показывает, сколь широкий круг вопросов требовал согласования и какие усилия для поиска мирного решения нужно было приложить американской администрации и лично президенту, которому пришлось выступать в качестве посредника между Садатом и Бегином еще задолго до встречи в Кэмп-Дэвиде. Перечислив основные составляющие американского подхода, Бжезинский вновь говорит о том, что нужно сделать президенту, как посреднику между Садатом и израильским премьер-министром: "Вам не следует ожидать от Бегина ответов на эти вопросы, но для него и его коллег будет важно знать, что мы считаем необходимым прояснить позиции по данным направлениям. Вам следует добиваться баланса между вашими утверждениями в пользу обеспечения безопасности Израиля и необходимостью принятия тяжелых решений в отношении Западного берега, чтобы добиться прогресса на переговорах с Египтом" [ibid.]. Весьма примечательно, что Бжезинский говорит о необходимости добиться уступок со стороны Израиля, что свидетельствует о большей сбалансированности американского подхода по сравнению с позицией Вашингтона первой половины 1970-х гг. В этом отразилось стремление администрации президента Картера развивать отношения не только с Израилем, но и с арабами, добиваясь урегулирования, которое учитывало бы интересы обеих сторон конфликта.

Изучение представленных документов показывает, что значительное влияние на политику США в отношении урегулирования арабо-израильского конфликта оказывал американский Конгресс, внося свои коррективы в действия исполнительной власти. Примером такого вмешательства может служить послание, направленное президенту Картеру девятью влиятельными членами Сената 28 июня 1977 г.

Начинается это послание с многозначительной оговорки, содержащей недвусмысленное указание на роль Сената в делах государства и формировании внешней политики: "Мы пишем Вам, поскольку Сенату предстоит в скором времени сыграть ведущую роль в принятии решений относительно Ближнего Востока, и Вы, как и любой президент, будете нуждаться в серьезной поддержке ваших усилий на службе делу мира на Ближнем Востоке".

Далее четко излагается позиция американских законодателей в отношении ближневосточного урегулирования и по пунктам идет перечисление принципов, которым должен следовать президент в своих попытках примирить враждующие стороны:

"Мы считаем, что ключевыми элементами Вашего подхода, который, как мы полагаем, соответствует резолюции Совета Безопасности ООН N 242, поддержанной всеми заинтересованными государствами, являются следующие:

1) Никаких изменений нашей исторической приверженности обеспечению безопасности Израиля, в то же время недопустимость использования нашей военной помощи в качестве средства давления на Израиль.

2) Стремление к всеобъемлющему и подлинному (genuine) миру, включая конкретные меры по нормализации отношений между государствами региона.

3) Установление взаимоприемлемых и безопасных границ, признаваемых всеми заинтересованными сторонами.

4) Справедливое и окончательное решение палестинской проблемы, которое способствовало бы установлению прочного мира" [www.jimmycarterlibrary.org 10.10.2003].

Нетрудно заметить, что условия, изложенные в данном послании, ограничивают возможности президента Картера по использованию особых связей США с Израилем для оказания давления на него как одного из ключевых участников процесса мирного урегулирования. Такая позиция Конгресса серьезно осложняла поиск компромисса, поскольку позволяла израильскому руководству проявлять несговорчивость, добиваясь уступок от США и арабских оппонентов. Однако если взглянуть на документ в целом, можно говорить о его определенной сбалансированности, поскольку в нем учитывались и интересы арабской стороны, о чем свидетельствовало наличие в списке

стр. 145


пунктов о принятии мер для нормализации отношении между странами региона и необходимости поиска путей справедливого решения палестинского вопроса. Значение данного документа заключается еще и в том, что он не только раскрывает подход американских конгрессменов к мирному процессу на Ближнем Востоке, но и наглядно демонстрирует стремление законодательной власти ускорить урегулирование арабо-израильского конфликта.

ИНИЦИАТИВА КАРТЕРА О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ МЕЖДУ ЛИДЕРАМИ АРЕ И ИЗРАИЛЯ

Отдельного упоминания заслуживают рассекреченные послания президента Картера, написанные от руки и направленные 3 августа 1978 г. израильскому премьер-министру Менахему Бегину и главе АРЕ Анвару Садату, поскольку в них наиболее ярко отражено американское видение сложившейся обстановки. Тогда, осознавая, что мирный процесс зашел в тупик, американский президент пошел на достаточно смелый в политическом смысле шаг, обратившись к главам двух противоборствующих государств с предложением прибыть в Кэмп-Дэвид для прямых переговоров и встретиться в приватной обстановке для выработки условий урегулирования.

Сам президент Картер полагал, что на тот момент в регионе сложилась обстановка, благоприятствующая достижению мира между Египтом и Израилем, и что подобный шанс нельзя упустить. Вот, например, какие аргументы в пользу прямых переговоров приводит Картер в послании израильскому премьер-министру: "Хотя дискуссии, происходившие в последнее время, дали минимальные результаты, все же имеет место и согласие по широкому кругу вопросов. Если мы не воспользуемся этой возможностью сейчас, те из нас, кто в настоящее время являются лидерами своих наций, могут более не получить подобного шанса продвинуть (to advance) дело мира на Ближнем Востоке". Далее американский президент развивает свою мысль следующим образом: "После подробных многочасовых дискуссий с Вами и президентом Садатом, приватно или же в составе делегаций, я убедился в вашем обоюдном стремлении к миру. Это стремление со всей очевидностью разделяют народы обеих стран".

Картер ободряет президента Садата следующими словами: "Вы осуществляете твердый контроль над правительством, пользуетесь лояльностью Ваших сподвижников и заслуженным доверием народа и вызываете восхищение всего мира. Не вызывает сомнений, что необходимо приложить все усилия для реализации этой беспрецедентной возможности и заключить мирный договор между Египтом и Израилем, заложив тем самым основы для всеобъемлющего и прочного мирного соглашения для всего региона. Последствия срыва этого процесса могут быть очень серьезными". Обращаясь к египетскому президенту, Джимми Картер не скрывал своей озабоченности теми трудностями, с которыми столкнулся мирный процесс, и подчеркивал, что только сплоченные усилия первых лиц государств, их решимость и политическая воля позволят выйти из тупика: "Если сейчас мы не будем действовать смело и конструктивно, то у нас может уже не быть такого шанса принести мир народам вашего региона ... Настало время предпринять новые усилия на самом высоком уровне и с максимальной решительностью ... Я бы хотел лично встретиться с Вами и премьер-министром Бегином для поиска дополнительных путей к миру..." [ibid.].

Справедливо опасаясь, что негативная реакция общественного мнения на сообщения о начале прямых переговоров может сделать лидеров Египта и Израиля менее сговорчивыми и помешать поиску компромисса, американский президент делал существенный акцент на необходимости сохранения информации о планируемом саммите в тайне. Это было обусловлено тем, что в Израиле на тот момент большинство в парламенте принадлежало правым, ратовавшим за жесткий курс в отношении арабских стран, а в Египте общественное мнение все еще было настроено крайне враж-

стр. 146


дебно в отношении еврейского государства. Ввиду подобных обстоятельств в послании президенту Садату Картер сделал следующую оговорку: "Важно держать данное предложение в полном секрете, чтобы не породить в обществе чрезмерных ожиданий, и чтобы подготовка, проведенная незаметно и в обстановке взаимного сотрудничества, заложила основу для успешной встречи" [ibid.].

ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ АМЕРИКАНСКОГО ПРЕЗИДЕНТА

Однако в ходе переговоров в Кэмп-Дэвиде возникли серьезные осложнения, вызванные нежеланием обеих сторон идти на уступки. В данном контексте особый интерес представляет рукописный проект мирного соглашения "Рамки для урегулирования на Синае", лично составленный и внесенный на рассмотрение президентом Картером 12 сентября 1978 г., позволивший избежать срыва переговоров и положенный затем в основу итогового документа, подписанного их участниками.

В преамбуле к своему проекту мирного соглашения президент Картер указывает, что "все принципы резолюции N 242 будут применены при разрешении конфликта между Израилем и Египтом". Далее имеется еще одна ссылка на резолюции ООН, где сказано, что "для установления мирных отношений... будущие переговоры между Израилем и любым из его соседей, готовым договариваться с ним о мире и безопасности, должны преследовать своей целью выполнение всех положений и принципов резолюций N 242 и N 338"4 .

Таким образом, американская сторона придавала резолюциям СБ ООН большое значение и рассматривала их как базис для заключения мира между еврейским государством и арабами. В этом аспекте американский подход к мирному урегулированию арабо-израильского конфликта совпадал с советским, который также брал за основу возможного примирения именно резолюции N 242 и N 338.

В своем проекте американский лидер предложил отсрочить на два-три года вступление соглашения в силу. Это было вполне оправданно, поскольку каждой из враждующих сторон требовалось провести значительную по объему предварительную работу, прежде чем приступить к реализации условий соглашения, в том числе подготовить общественное мнение своих стран. Такое решение фактически означало отказ от подхода, на котором долгое время настаивал СССР и его арабские союзники. Суть его сводилась к отводу израильских войск с оккупированных территорий как непременному условию для начала мирных переговоров. Данная позиция, в свою очередь, была абсолютно неприемлема для Израиля, руководство которого неоднократно заявляло о необходимости обезопасить собственные границы от внезапного вторжения. Отсутствие готовности к компромиссу по данному вопросу как с арабской, так и с израильской стороны делало на протяжении многих лет невозможными любые переговоры между ними.

По мнению американского президента, мирное соглашение непременно должно было затрагивать следующий круг вопросов:

1) Восстановление полного суверенитета АРЕ над территориями, входившими в его состав в рамках международно признанных границ между Египтом и подмандатной Палестиной;

2) Определение сроков вывода израильских сил с Синайского полуострова;


4 Резолюция N 338 СБ ООН, принятая 21 - 22 октября 1973 г., подтвердила необходимость немедленного выполнения положений резолюции N 242 СБ ООН. Она также призывала стороны конфликта безотлагательно начать мирные переговоры под соответствующим покровительством. Необходимо отметить, что резолюции N 242 и N 338 являются по настоящее время международно признанной основой для урегулирования на Ближнем Востоке [www.jimmycarterlibrary.org 26.09.2003].

стр. 147


3) Использование аэродромов в Эль-Арише, Рафахе, Рас-ан-Нагбе и Шарм-аш-Шейхе исключительно в гражданских целях;

4) Обеспечение права беспрепятственного прохода израильских судов, а также судов других наций, через Тиранский пролив, Суэцкий залив и Суэцкий канал;

5) Строительство международной автомагистрали с Синайского полуострова в Иорданию, которая должна пройти невдалеке от израильского порта Эйлат;

6) Размещение вооруженных сил сторон на Синайском полуострове и в районе Суэцкого канала [www.jimmycarterlibrary.org 26.09.2003].

Анализ данного перечня вопросов показывает стремление американской администрации добиться заключения мирного соглашения на основе баланса интересов Израиля и Египта. Здесь в равной мере присутствуют положения, отвечающие интересам как египетской, так израильской стороны. В то же время содержание этого списка дает возможность понять, в чем, по мнению тогдашнего руководства США, заключалась суть разногласий между Египтом и Израилем.

Для АРЕ, несомненно, первостепенное значение имело освобождение его территории от израильской оккупации, о чем говорится в двух первых пунктах. Отдельно в документе ставился вопрос о необходимости строительства международной автомагистрали, которая обеспечила бы связь Египта с Иорданией по суше. С другой стороны, США стремились путем заключения соглашения гарантировать военную безопасность Израиля и соблюдение его интересов в части использования морских коммуникаций региона, чему посвящены третий и четвертый пункты приведенного здесь списка. Вопрос о размещении войск был важен для обеих сторон, однако его решение, по всей видимости, зависело от договоренностей, достигнутых по предыдущим пунктам.

Необходимо также отметить, что именно эти пункты, в том же порядке и практически без изменений, вошли в текст подписанного в 1978 г. в Кэмп-Дэвиде соглашения "Рамки мира" в разделе "Рамки для заключения мирного договора между Египтом и Израилем".

Любопытным представляется тот факт, что в проекте президента Картера говорится о восстановлении суверенитета АРЕ над территориями "вплоть до международно признанных границ между Египтом и подмандатной Палестиной" [ibid.] Данное положение является отражением американского подхода к трактовке текста резолюции Совета безопасности ООН N 242: Израиль должен вывести свои войска с оккупированных территорий, но с каких именно, будет решено в процессе переговоров между сторонами конфликта. В подтверждение можно сослаться на комментарий, сделанный на пресс-конференции в июне 1977 г. официальным представителем американского государственного департамента: "В соответствии с условиями резолюции N 242, Израилю, в обмен на мир, вне всяких сомнений, следует уйти с оккупированных территорий. Мы полагаем, что эта резолюция требует вывода войск на всех трех фронтах - на Синае, Голанах, Западном берегу и в Газе. Точные границы и меры безопасности должны быть согласованы в ходе переговоров" [Department of State spokesman.. , 1977, p. 617 - 188].

Дальнейшее ознакомление с текстом проекта дает представление о том, какое значение придавали США безопасности Израиля - своего стратегического союзника в регионе. При рассмотрении вопроса о размещении войск противоборствующих сторон в документе не ставится никаких условий для дислокации израильских вооруженных сил на границе с Египтом. Этот вопрос даже не затрагивается, за исключением упоминания о промежуточном отводе израильских войск, речь о котором пойдет позднее. В предложенном проекте документа оговаривается лишь размещение частей египетской армии: "В пределах приблизительно 50 км к востоку от залива Суэц и Суэцкого канала будет размещено не более одной египетской механизированной или

стр. 148


пехотной дивизии". Если при этом вспомнить темпы израильского наступления на Синае в ходе военных кампаний 1967 и 1973 гг., то становится очевидным, что подобная диспозиция фактически ставила Египет в крайне уязвимое положение.

Как единственную уступку Египту можно рассматривать пункт, оговаривающий условия промежуточного отвода израильских войск: "В течение трех-девяти месяцев после подписания мирного договора все израильские силы будут отведены к востоку от линии Эль-Ариш - Рас-Мухаммад; точное прохождение данной линии должно быть определено взаимным соглашением".

В самом проекте отсутствуют прямые указания на то, что ООН будет каким-либо образом привлекаться к участию в мирном урегулировании между Египтом и Израилем, однако, описывая будущее размещение египетских вооруженных сил и формирований, Картер делает оговорку: "Только силы ООН и гражданская полиция, оснащенная легким вооружением для выполнения обычных полицейских функций, будут размещены в данном районе...". Согласно предложенному тексту документа намечалось также размещение сил ООН в районе Шарм-аш-Шейха для обеспечения свободы судоходства в Тиранском проливе. Причем, как указано в документе, вывод сил ООН мог быть осуществлен только с одобрения Совета Безопасности ООН. Таким образом, на этапе претворения будущего мирного соглашения в жизнь США не могли обойтись без опоры на международный авторитет ООН и без ее непосредственного содействия.

В дальнейшем, уже в тексте соглашения "Рамки мира", поясняется роль ООН в будущем урегулировании на Ближнем Востоке. Пункт 6 статьи "С" гласит: "Совету Безопасности ООН будет предложено одобрить мирные договоры и гарантировать соблюдение их положений" [www.mfa.gov.eg 4.11.2003].

В качестве цели мирного урегулирования в проекте указана нормализация отношений между Египтом и Израилем, включая полное взаимное признание, прекращение экономического бойкота, а также защита прав граждан обоих государств.

Всего за время переговоров между египетской и израильской сторонами, проводившихся при посредничестве президента США и его ближайших помощников, было рассмотрено двадцать три варианта будущего соглашения. Серьезные дискуссии потребовались для согласования формулировок, которые устраивали бы обе стороны конфликта. Эта полемика нашла отражение в личных записках президента Картера (также включенных в подборку документов), где тот описывает заключительный этап переговоров и сложности, возникшие при окончательном согласовании текста: "Наконец, мы пришли к соглашению относительно точных формулировок в части, затрагивающей поселения, и договорились, что соответствующий параграф будет исключен из части, касающейся Западного берега и Газы, и включен в письмо от Бегина мне. Я сказал ему, что это не может быть секретное письмо, и премьер-министр ответил, что текст станет достоянием общественности". Тут следует пояснить, что для израильтян некоторые темы, в частности, проблема оккупации палестинских территорий и дальнейшей судьбы Иерусалима, были исключительно болезненными, и во избежание краха переговоров президент Картер предложил не включать их в основной текст соглашений, а представить в виде писем сторон друг другу, чтобы подготовить общественное мнение в Израиле. В итоге, 17 сентября 1978 г. американская делегация все же выступила с проектом, устроившим и арабов, и израильтян.

ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ КАРТЕРА ПОСЛЕ КЕМП-ДЭВИДА

Отдельно в представленной подборке проиллюстрированы действия американской администрации по претворению в жизнь подписанных в сентябре 1978 г. соглашений. В частности, в нее с этой целью включен меморандум, подготовленный Збигневом Бжезинским для американского президента 21 ноября 1978 г., перед встречей

стр. 149


с израильским премьер-министром. В упомянутом меморандуме Бжезинский настойчиво говорит о необходимости определить направления дальнейших посреднических усилий США и продолжать переговоры о судьбе оккупированных Израилем палестинских территорий на Западном берегу реки Иордан и сектора Газа: "Есть еще один важный вопрос, который необходимо решить - обязательство сторон провести переговоры по проблеме Западного берега и Газы" [www.jimmycarterlibrary.org 10.10.2003]. Это свидетельствует о намерениях американского руководства не останавливаться на достигнутом и продолжать поиск путей всеобщего урегулирования на Ближнем Востоке.

Предположение о том, что президент Картер пытался подменить всеобъемлющее урегулирование сепаратным миром Израиля и Египта представляется в данной связи неверным. Архивные документы показывают, что американский лидер отдавал себе отчет в недостаточности предпринятых усилий и открыто признавал необходимость достижения дальнейшего прогресса. Направляясь 7 марта 1979 г. с визитом в Египет и Израиль для участия в переговорах о судьбе мирного договора, Дж. Картер заявил: "Настоящий мир не наступит после подписания одного договора - даже такого важного, как грядущий. Но договор между Египтом и Израилем является совершенно необходимым шагом на пути к более широкому и всеобъемлющему миру, к которому мы все стремимся" [ibid.].

В пользу подобного предположения может свидетельствовать отрывок из его речи по случаю подписания египетско-израильского мирного договора 26 марта 1979 г.: "Есть еще остальной арабский мир, чья поддержка и участие в мирном процессе необходимы и искренне приветствуются. Я убежден, что арабы нуждаются в мире и хотят его, но некоторые лидеры пока еще не готовы отвечать этим потребностям и желаниям. Мы должны сейчас продемонстрировать преимущества мира и сделать его плоды достоянием всех тех, кто страдал на Ближнем Востоке" [ibid.].

Дж. Картер был твердо убежден, что прочный мир на Ближнем Востоке отвечает интересам Соединенных Штатов, и египетско-израильское мирное соглашение - это лишь фундамент для его укрепления. Так, выступая 7 марта 1979 г., он подчеркивал: "Как друзья Египта и Израиля мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь им достичь мира, за который они уже неоднократно заплатили кровью. Поступая так - стремясь заложить основу стабильности и мира на Ближнем Востоке - мы также послужим нашим важнейшим национальным интересам и интересам всего человечества" [www.jimmycarterlibrary.org 10.10.2003].

Впоследствии соглашения, подписанные в Кэмп-Дэвиде, подвергались резкой критике, как противоречащие интересам арабов и тормозящие развитие мирного процесса. По сей день раздаются обвинения в адрес американской администрации и президента Картера, которого подозревают в лоббировании интересов Израиля и стремлении разрушить единство арабов. Однако изучение бумаг американского президента скорее указывает на то, что для него Кэмп-Дэвид был первым шагом на пути к окончательному примирению Израиля с соседними государствами, прецедентом, которому рано или поздно должны были последовать другие арабские страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Carter J. Keeping Faith. Arkansas, 1995.

Department of State spokesman, news conference. June 27, 1977, American Foreign Policy: Basic Documents, 1977 - 1980.

www.jimmycarterlibrary.org 26.09.2003.

www.jimmycarterlibrary.org 26.09.2003.

www.jimmycarterlibrary.org 26.09.2003.

www.jimmycarterlibrary.org 10.10.2003.

www.mfa.gov.eg, 04.11.2003.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ЗА-КУЛИСАМИ-КЕМП-ДЭВИДА-НЕИЗВЕСТНЫЕ-СТРАНИЦЫ-АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО-ДИАЛОГА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. Ю. СУРКОВ, ЗА КУЛИСАМИ КЕМП-ДЭВИДА. НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО ДИАЛОГА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 30.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ЗА-КУЛИСАМИ-КЕМП-ДЭВИДА-НЕИЗВЕСТНЫЕ-СТРАНИЦЫ-АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО-ДИАЛОГА (date of access: 20.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. Ю. СУРКОВ:

Н. Ю. СУРКОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Ilmira Askarova
Tashkent, Uzbekistan
8 views rating
30.06.2024 (20 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
11 hours ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
2 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
2 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
3 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЗА КУЛИСАМИ КЕМП-ДЭВИДА. НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО ДИАЛОГА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android