Крупное обострение обстановки на Корейском полуострове, которое было вызвано потоплением южнокорейского фрегата "Чхонан" в марте 2010 г., повлекшим человеческие жертвы обстрелом спорного о. Ёнпхёндо в ноябре 2010 г. и американо-южнокорейскими маневрами в Желтом море, а также инцидент с захватом китайского рыболовного судна в районе о. Дяоюйдао (Сэнкаку), высветили подспудное соперничество Вашингтона и Пекина в борьбе за военно-политическое влияние в Восточной Азии. Судя по всему, этот регион становится центром мирового политического противоборства великих держав - КНР и Соединенных Штатов, с которыми связана договором безопасности Япония.
Эти события оказали цементирующее воздействие на японо-американский договор безопасности и принятые в последние годы меры по усилению роли Японии в качестве ведомого партнера США в Северо-Восточной Азии. Рухнули планы Токио, касающиеся выстраивания более равноправных отношений с США в рамках японо-американского союза безопасности и полного вывода американских войск с о. Окинава.
В этой связи представляют интерес перипетии не всегда гладких союзнических японо-американских отношений в первом десятилетии XXI в., о которых говорится в статье к.полит.н. А. В. Семина.
Как представляется, крупнейшая со времен Второй мировой войны катастрофа в Японии, связанная с небывалым землетрясением, цунами и авариями на атомных электростанциях в Фукусиме, не внесет существенные изменения в расстановку сил в Северо-Восточной Азии.
А. В. СЕМИН
Кандидат политических наук
Ключевые слова: Япония, США, японо-американский договор безопасности
В июне 2010 г. исполнилось 50 лет со времени ратификации японским парламентом японо-американского Договора о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности. Договором 1960 г. был заменен предшествующий Договор безопасности 1951 г., а также ряд последовавших за ним соглашений. По нему США получили от Японии подтверждение права иметь на японской территории свои вооруженные силы и базы. Было также подписано Соглашение о средствах обслуживания, территории и статусе вооруженных сил США в Японии. Договор был заключен фактически на неопределенный срок, т.е. не требует формального продления.
Токио рассматривает японо-американский альянс в качестве важнейшего средства противодействия таким потенциальным угрозам национальной безопасности извне, как "реализация ракетно-ядерной программы Северной Кореи, форсированное строительство и модернизация Народно-освободительной армии Китая (НОАК), активизация деятельности китайских ВМС в прилегающей к Японии акватории"1.
Для Вашингтона укрепление союза с Японией является составной частью "Программы совершенствования системы передового базирования вооруженных сил США на Тихоокеанском театре военных действий". Главная цель этой программы - противодействие "новым угрозам", под которыми подразумеваются "угроза со стороны Северной Кореи" и "потенциальная угроза", связанная с военно-экономическим усилением Китая.
В течение последних лет происходило укрепление союзнических отношений: военное сотрудничество Японии с США углублялось и расширялось. В то же время периодически в двусторонних отношениях возникала напряженность, вызванная необходимостью в уточнении взаимных обязательств в рамках альянса.
ТАЙВАНЬСКАЯ ЗАНОЗА
С приходом к власти премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми (2001 - 2006) произошли значительное углубление и расширение военного сотрудничества с США.
В этот период японо-американский консультативный коми-
тет по вопросам безопасности, куда входят главы дипломатических и военных ведомств двух стран (комитет 2+2), принял целый ряд важных решений, реализация которых ведет к принципиальному изменению характера союза, включая расширение зоны его действия.
В феврале 2005 г. в Вашингтоне комитет принял программный документ "Общие стратегические цели". В нем подчеркивалась исключительная значимость сотрудничества двух стран в обеспечении безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а также общность стратегических целей партнеров по альянсу. В совместном заявлении по итогам встречи был поставлен вопрос о необходимости распределения задач между вооруженными силами США и силами самообороны Японии, передислокации войск США на японской территории.
Специалисты оценили принятые решения как качественный сдвиг в развитии американо-японского альянса. Данный документ "знаменует эволюцию отношений двух стран", Япония как страна-союзник США трансформируется в "Британию Дальнего Востока и становится ключевым аванпостом безопасности в оборонительной системе США в АТР", - отмечала Asia Times2.
Особое внимание наблюдателей в заявлении, сделанном по итогам работы консультативного комитета, привлек пункт, касавшийся Тайваня. Тайваньский пролив был назван в числе "общих стратегических объектов". Комментируя это положение, гонконгский эксперт по международным проблемам Дж. Лоуб подчеркивал: "Таким образом, Япония, имеющая давние тесные, хотя и неофициальные, связи с Тайванем, впервые отнесла район пролива к объектам стратегической важности"3.
За изменением акцентов в военной стратегии Японии пристально следили в Пекине. Там не прошла незамеченной проявленная Токио готовность к дальнейшему усилению военно-политического взаимодействия с США на том направлении, которое затрагивает существенные интересы КНР. "Что встревожило Пекин, так это беспрецедентная ясность, с которой Вашингтон и Токио определили свои интересы в области обеспечения безопасности и "периметр безопасности", который, очевидно, включает Тайваньский пролив.
Это рассматривается Китаем как выход за юридические рамки японо-американского пакта безопасности, целью которого изначально ставилась защита Японии", - отмечал специалист по международным отношениям Монтерейского института международных проблем (Калифорния) профессор Цзиньдон Юань4.
Действительно, для беспокойства у Пекина имеются веские основания, учитывая двусмысленную позицию Токио в отношении суверенитета КНР над Тайванем. При восстановлении дипломатических отношений между Японией и КНР японская сторона заявила, что понимает и уважает позицию Китая о принадлежности Тайваня КНР, но не признает ее*.
РАСШИРЯЯ ЗОНУ ДЕЙСТВИЯ АЛЬЯНСА
В октябре 2005 г. в развитии принятых ранее японо-американским консультативным комитетом решений был сделан еще один важный шаг по согласованию взаимодействия Японии и США в военной области. Комитет одобрил доклад, озаглавленный "Японо-американский альянс: трансформация и перестройка с расчетом на будущее".
Документ предусматривал более тесную координацию разведывательной деятельности, усиление взаимодействия на уровне командования соединениями, а
* Подробнее см.: Русаков Е. М. Ни права (международного), ни здравого смысла // Азия и Африка сегодня, 2010, N 3 (прим. ред.).
также совместное использование ряда военных баз на японской территории вооруженными силами США и силами самообороны Японии. Определены были также задачи американских вооруженных сил и сил самообороны Японии в случае нападения на Японию и возникновения военных инцидентов в регионе5.
В ноябре 2005 г. Вашингтон и Токио подписали соглашение, которое подвело прочную, как оценивали наблюдатели, основу под процесс передислокации американских войск в Японии и перемещения центров управления этими войсками в целях повышения эффективности их действий в чрезвычайной ситуации. В соглашении было подтверждено, что США обеспечат "ядерный зонтик" для Японии. Были также оговорены меры по усилению оперативного взаимодействия войск союзников, необходимость разработки и отработки планов взаимодействия в чрезвычайной ситуации. На пресс-конференции по итогам встречи глава военного ведомства Японии Оно подчеркнул важное изменение характера союзнических отношений: "Прежде целью альянса была защита Японии, теперь же японские и американские войска смогут осуществлять совместные операции за ее пределами"6.
В мае 2006 г. японо-американский консультативный комитет принял план передислокации войск США в Японии.
Основные мероприятия плана предусматривалось осуществить до конца 2014 г. Наиболее трудоемким и финансово затратным мероприятием является перемещение 3-го экспедиционного корпуса морской пехоты с о. Окинава на о. Гуам. Предстоит передислоцировать 8 тыс. морских пехотинцев (с членами семей - 17 тыс. чел.). Перемещению также подлежало подразделение вертолетов морской пехоты США на Окинаве с базы Футемма в окрестностях г. Генован на базу Кэмп-Шваб в районе г. Наго. Общие расходы на передислокацию составят, по расчетам, $10,27 млрд, из них 75% возложено на Японию.
Ключевым пунктом плана является ускоренное совершенствование оперативного взаимодействия и интеграции функций вооруженных сил союзников7.
В соответствии с этим планом, армейское командование США в 2007 г. перевело вновь созданную армейскую структуру - командование Unit of Employment X (UEX) из состава 1-го армейского корпуса в штате Вашингтон (на Западном побережье США) в Кэмп-Дзама (японская префектура Канагава). UEX предусматривается использовать, в частности, в случае возникновения чрезвычайной обстановки на Корейском полуострове. Там же, в Кэмп-Дзама, к 2012 г. планируется разместить Центральное командование готовности сухопутных сил самообороны Японии. В Кэмп-Дзама также будет создан совместный американо-японский Центр оперативного управления сухопутными войсками. А на авиабазе Йокота в районе Токио планируется создать единый Центр оперативного управления ВВС США и Японии8.
Продолжалась работа по согласованию взаимодействия вооруженных сил двух стран на случай возникновения чрезвычайной ситуации в регионе, в частности на Корейском полуострове.
По сути, речь шла об уточнении действовавшего до последнего времени американского оперативного плана под кодовым названием CONCEPT Plan 5055. Этот документ предусматривает обеспечение Японией поддержки вооруженным силам США при возникновении чрезвычайной ситуации на Корейском полуострове, а также в случае принятия превентивных мер против "террористических акций северокорейских агентов".
В обновленный план включено использование в чрезвычайной ситуации американским командованием аэродромов и морских портов, находящихся в частном владении на японской территории. Японская сторона должна будет выделить до 30 аэродромов и портов. Планируется также использование создаваемой при сотрудничестве двух стран системы противоракетной обороны9.
ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ РАКЕТЫ С НАСТУПАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ
Японское правительство приняло решение о создании системы противоракетной обороны театра военных действий (ПРО
ТВД) в сотрудничестве с США в декабре 2003 г. На эти цели было запланировано выделить 1 трлн иен (около $8,5 млрд. по тогдашнему курсу).
Систему предусматривается сделать двухуровневой. На первом уровне будут использоваться средства ВМС Японии и США - корабли, оснащенные модернизированной в интересах ПРО системой "Иджис" для запуска противоракет SM-3 (Standard Missile-3), на втором уровне - зенитные ракетные комплексы "Пэтриот-3" (PAC-3). Японские силы самообороны должны получить четыре эскадренных миноносца с системой ПВО "Иджис", противоракетами SM-3, а также с 16 ракетными установками PAC-3. Будет создан единый Центр оперативного управления ПРО и ПВО на авиабазе Йокота10.
Вначале PAC-3 для Японии должны поступать из США, в дальнейшем ею будет налажено собственное производство.
Первый комплекс PAC-3 поступил в марте 2007 г. на авиабазу сил самообороны Ирума (префектура Сидзуока). Еще три комплекса в 2007 г. были размещены на авиабазах других центральных префектур - Нарасино (преф. Тиба), Касугаура (преф. Ибараки), Такэяма (преф. Канагава). Позднее комплексы PAC-3 были размещены еще в семи пунктах: в 2008 г. - на авиабазе Хамамацу (преф. Сидзуока), в 2009 г. - на авиабазе Гифу (преф. Гифу), базах подводных лодок Хакусан (преф. Миэ) и Аибано (преф. Сига), в 2010 г. - на трех базах подводных лодок (преф. Фукуока)11.
США начали устанавливать средства ПРО на своих базах на японской территории с 2006 г. В конце 2006 г. ракетный комплекс PAC-3 был размещен на авиабазе ВВС США Кадэна (Окинава). На конец 2007 г. в составе сил ВМС (база в Иокосука) в Японии имелось девять кораблей с системой "Иджис" и противоракетами SM-3.
В сентябре 2006 г. США ввели в действие мощную радиолокационную станцию (X-band) на авиабазе японских ВВС Сярики (преф. Аомори). Станция является ключевым элементом совместной системы ПРО двух стран: она предназначена для слежения за траекториями полетов баллистических ракет. В 2007 г. американцы также разместили на авиабазе ВВС США Мисава (преф. Аомори) мобильную установку системы обработки информации (JTAGS), предназначенную для раннего предупреждения о пусках баллистических ракет.
ТОКИЙСКАЯ "ФРОНДА" Ю. ХАТОЯМЫ
Создание на Японских островах системы противоракетной обороны вызвало обеспокоенность в Китае.
Относительно причин этой обеспокоенности весьма точный ответ дает китайский эксперт по вопросам военной стратегии Пэн Гуанцянь: "Система ПРО только на словах предназначена для оборонительных целей, а в действительности, это - комплекс современных вооружений, обладающий как оборонительными, так и наступательными возможностями. С помощью ПРО можно не только поражать ракеты, но и атаковать самолеты и космические объекты на орбите. ...Используя возможности системы ПРО, можно решать разведывательные задачи, держать под контролем обстановку в регионах повсеместно и в любое время. Создание системы ПРО в АТР имеет важное значение для США, которые ставят перед собой глобальные цели. Она станет американским форпостом в данном регионе, составной частью национальной системы ПРО США, сети глобального слежения за обстановкой в мире. ... Противоракетная система является одним из новейших способов укрепления позиций США, но она не служит интересам обеспечения безопасности и стабильности в регионе"12.
Пекин расценил происходившее в 2001 - 2006 гг. укрепление японо-американского союза как "составную часть американской стратегии сдерживания Китая с очевидной целью - сохранить превосходство США над КНР, которая Вашингтоном рассматривается в качестве потенциального противника"13.
Представляется неслучайным, что одновременно в этот период резко ухудшились отношения Токио с Пекином.
После ухода Коидзуми в отставку в период 2006 - 2009 гг. отношения между Токио и Пекином были не просто нормализованы, стороны достигли согласия развивать "стратегическое взаимовыгодное сотрудничество"*.
Япония вступала в неустойчивую фазу балансирования между двумя центрами силы - США и Китаем.
В сентябре 2009 г. в Японии произошло крупное внутриполитическое событие - в результате парламентских выборов к власти пришла Демократическая партия Японии (ДПЯ), прежде находившаяся в оппозиции. Новый кабинет министров возглавил лидер ДПЯ Юкио Хатояма.
Накануне его избрания на пост премьер-министра, в соответствии с утверждающейся в Японии традицией, была опубликована его работа "Моя политическая философия". В ней центральное место занял анализ состояния и перспектив развития международной обстановки, отношений Японии с другими странами, прежде всего с США и Китаем.
В своей работе Хатояма откровенно указал на важнейшую глобальную тенденцию: "Как результат провала войны в Ираке и финансового кризиса эра глобализации, направляемой Соединенными Штатами, приближается к своему концу... Мы движемся от однополярного мира под эгидой США к многополярности"14.
Другой не менее важной тенденцией японский политик назвал превращение Китая "в одну из ведущих экономических держав, которая продолжает наращивать свою военную мощь". Хатояма выразил обеспокоенность ситуацией, которая складывается для его страны: "Как Японии сохранить свою политическую и экономическую независимость и защитить свои национальные интересы, находясь между Соеди-
* Подробнее см.: Семин А. В. Китай - Япония: лед тронулся // Азия и Африка сегодня, 2010, N 9 (прим. ред.).
ненными Штатами, которые борются за сохранение положения господствующей державы, и Китаем, стремящимся стать таковой?"15
Заявленное в ходе избирательной кампании стремление Хатоямы развивать "равноправные" отношения с Соединенными Штатами встретило поддержку в общественных и политических кругах Японии. Так, профессор университета Бункё на о. Хоккайдо М. Ватанабэ отмечал: "Соединенные Штаты критически воспринимают новые тенденции в Японии, но мы не являемся американской колонией и должны иметь возможность отстаивать свои убеждения. Отношения между Японией и США останутся главными во внешней политике нашей страны, но если при прежних правительствах Япония всегда говорила Вашингтону "да", то последние события говорят о том, что происходит здоровая перемена к лучшему"16.
В результате такой "перемены" у Токио и Вашингтона возникли разногласия по поводу уже согласованного в 2006 г. плана передислокации американских баз на японской территории.
Наиболее острые споры разгорелись вокруг проблемы перевода в другое место авиабазы подразделения вертолетов морской пехоты ВМС США Футэмма.
Окинава стала камнем преткновения неслучайно. На территории, составляющей менее 1% общей площади страны, сосредоточены три четверти всех баз, свыше половины численности контингента военнослужащих США в Японии. Все послевоенные годы военное присутствие США на острове, который до 1972 г. был оккупирован американцами, создает многочисленные проблемы, периодически вызывая протесты местного населения.
Бюджет префектуры Окинава несет немалое бремя расходов на содержание баз. Экономические потери также связаны с тем, что базы занимают значительные площади в зонах сельскохозяйственных угодий и курортов. Пребывание на острове военного контингента США сопровождается серьезным загрязнением окружающей среды и высоким уровнем преступности. Широкий резонанс среди населения Окинавы имели неоднократные случаи тяжких преступлений американских военных.
Футэмма, по сути, стала индикатором состояния японо-американских отношений. Хатояма в ходе избирательной кампании заявил о намерении убрать базу Футэмма с острова. Но Вашингтон, со своей стороны, настаивал на выполнении достигнутых в 2006 г. договоренностей о ее перемещении в пределах Окинавы.
Наряду с проблемой базы Футэмма, напряженность в отношениях Токио с Вашингтоном усилилась после опубликования в японской печати (по решению правительства Хатоямы) секретных соглашений, заключенных при подписании японо-американского договора безопасности в 1960 г.
Одним из соглашений, в нарушение широко известных "трех безъядерных принципов", провозглашенных правительством Японии, допускался ввоз ядерного оружия на японскую территорию17. Другое соглашение позволяло США использовать без предварительных консультаций с японским руководством свои военные базы в Японии в случае возникновения чрезвычайной обстановки на Корейском полуострове. Также существовало соглашение, по которому без подобных консультаций допускались заходы в японские порты американских кораблей с ядерным оружием на борту18.
В Японии эти факты вызвали большой резонанс. Правительство Хатоямы заявляло о намерении не допускать впредь повторения этой практики в отношениях с США19.
Стремясь оказать воздействие на позицию Токио, американская сторона на неопределенное время отложила проведение японо-американского саммита с обсуждением перспектив укрепления альянса. Подавались и другие сигналы недовольства США действиями Японии. Так, американский сенат проголосовал за сокращение на 70% финансирования плана перевода 3-го экспедиционного корпуса морской пехоты США с Окинавы на Гуам, увязав свое решение с нерешенностью проблемы Футэмма20.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА КРУГИ СВОЯ
Однако твердо следовать заявленному курсу на выстраивание
равноправных отношений с США Ю. Хатояме не удалось.
Последней каплей стало обострение обстановки на Корейском полуострове, связанное с потоплением южнокорейского фрегата "Чхонан" вместе с 48 моряками*. В условиях ухудшения военно-политической обстановки в Северо-Восточной Азии и усиления давления Вашингтона премьер-министр Хатояма вынужден был отказаться от выполнения своего обещания соотечественникам.
4 мая 2010 г. он публично заявил "о невозможности полного вывода ключевой базы морской пехоты США с Окинавы"21.
Погрязший во внутриполитических проблемах и дрязгах и публично признавший неспособность выполнить обязательство о выводе базы Футэмма с Окинавы, Хатояма вынужден был уйти в отставку в июне 2010 г., всего через 9 месяцев после избрания премьер-министром.
Покидая пост премьер-министра в начале июня 2010 г., Хатояма оставил своему преемнику Наото Кану письменное напутствие, в котором призвал сохранять курс на укрепление отношений с США, КНР и Южной Кореей. Выступая перед депутатами правящей Демократической партии, Кан заявил, что будет соблюдать соглашение о сохранении американской военной базы на Окинаве и добиваться углубления доверия с США, но в "равной степени" развивать отношения с Китаем22.
В ходе подготовки к выборам в палату советников парламента после ухода в отставку Хатоямы ДПЯ из своей программы уже исключила тезис "двигаться в направлении пересмотра роли военных баз США в Японии". По вопросу передислокации базы Футэмма партия обязалась "сделать максимум для уменьшения бремени, какое несет префектура Окинавы в связи с действием японо-американского договора"23.
Для правительства во главе с Каном проблема Футэмма сохраняет актуальность, несмотря на достигнутую между Токио и Вашингтоном договоренность следовать согласованному в 2006 г. плану. Перспектива сохранения базы на Окинаве по-прежнему вызывает неприятие местного населения и властей: предвидится новое противостояние между жителями острова и правительством.
Однако сейчас руководство Японии вновь особо подчеркивает важность укрепления военно-политического союза с США. Выступая с речью на параде сил самообороны в октябре 2010 г. в пригороде Токио, премьер-министр Кан заявил о возросшей в последнее время угрозе безопасности Японии. Особую тревогу, по словам премьера, вызывают ядерная программа Северной Кореи и рост военной мощи Китая24.
То, что для Японии сохраняют актуальность проблемы национальной безопасности, а значит и японо-американский договор безопасности, подтвердили недавние события, связанные с инцидентом в Восточно-Китайском море.
В сентябре 2010 г. силами охраны морского побережья Японии было задержано в прибрежных водах островов Дяоюйдао (Сэнкаку) китайское рыболовное судно. Ход разрешения конфликта со всей очевидностью показал, что в отношениях Японии с Китаем остается значительный конфликтный потенциал, включающий спор о суверенитете на указанные острова, разногласия вокруг морской границы и несовпадение подходов к совместному освоению нефтегазовых ресурсов в Восточно-Китайском море25.
Сделанное в связи с инцидентом госсекретарем США Х. Клинтон заявление в октябре 2010 г. о том, что действие японо-американского договора безопасности распространяется на Дяоюйдао (Сэнкаку), вызвало "категорическое недовольство и серьезную озабоченность" у Китая26.
На данном этапе Токио не удается выстраивать сбалансированную политику по отношению к США и КНР.
А дальнейшее обострение обстановки на Корейском полуострове в связи с обстрелом северо-корейцами о. Ёнпхёндо по сути загнало в угол правительство Кана**. Возможности для маневрирования между США и КНР существенно сузились. И прежде всего - в рамках военно-политического союза с США.
Похоже, до тех пор, пока Корейский полуостров будет оставаться пороховой бочкой с ядерным запалом, будет преобладать тенденция к дальнейшему углублению и расширению японо-американского альянса и усилению роли Японии как тыловой базы или даже второго эшелона американских войск в Южной Корее.
1 The Daily Yomiuri. 20.06.2010 - http://www.yomiuri.co.jp/dy/editorial/20100620TDY02T03
2 Asia Times. 24.02.2005 - www.atimes/com/atimes/china/GB24 Ad01.html
3 Ibidem.
4 Ibid.
5 Иомиури симбун. 23.10.2005.
6 The Japan Times. 17.11.2005.
7 The Japan Times. 5.05.2006.
8 The Daily Yomiuri. 5.01.2007.
9 Ibidem.
10 Asia Times. 12.03.2005 - www.ati-mes/com/asia-paci/GC 12Ad03.html
11 The Japan Times. 2.03.2010.
12 Жэньминь жибао. 15.07.2006 - http://www.russian.people.com.cn/31521/5861432.html
13 Там же.
14 Hatoyama Yu. My Political Philosophy // Voice, September Issue, 10.08.2009.
15 Ibidem.
16 Kyodo News. 11.03.2010.
17 Ibidem.
18 Ibid.
19 Иомиури симбун. 10.03.2010.
20 The Daily Yomiuri. 19.11.2009.
21 World News. MSNBC. 4.05.2010 - http://artticle.wn.com/view/2010/05/04
22 Washington Post, 4.06.2010; New York Times, 4.06.2010.
23 The Daily Yomiuri. 19.06.2010 - http://www.yomiuri.co.jp/dy/editorial/2010. 06.19TDY02T02.html
24 RBC. 24.10.2010 - http://top.rbc.politics/24/10/2010/487259.shtml
25 Mainichi Daily. 9.09.2010.
26 Жэньминь жибао. 29.10.2010 - http://russian.people.com.en/31521/7182184. html
* Подробнее см.: Русаков Е. М. Призраки возвращаются из "холода" // Азия и Африка сегодня, 2010, N 10 (прим. ред.).
** Подробнее см.: Русаков Е. М. "...держа в руках большую дубинку" // Азия и Африка сегодня, 2011, N 3 (прим. ред.).
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |