Libmonster ID: UZ-1254

Борьба черного большинства населения Южной Африки за ликвидацию системы расизма и расовой дискриминации, начавшаяся в современных формах 100 лет назад с созданием 8 января 1912 г. Южноафриканского туземного национального конгресса (в 1925 г. переименованного в Африканский национальный конгресс Южной Африки - АНК), завершилась успехом лишь через 82 года. 27 апреля 1994 г. на первых в истории этой страны всеобщих выборах победу одержал союз демократических сил во главе с АНК. Это означало ликвидацию системы апартеида.

Ключевые слова: апартеид, Африканский национальный конгресс, ЮАР, бантустан, Панафриканистский конгресс.

Какие изменения в социальной структуре черного населения Южной Африки произошли в XX в. и в какой мере эти изменения способствовали успеху борьбы против режима белого меньшинства? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо понять, что представляла собой система апартеида.

СУЩНОСТЬ АПАРТЕИДА КАК ОСОБОЙ ФОРМЫ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Апартеид обрел особенно печальную известность, пожалуй, после расстрела мирной демонстрации африканцев в поселке Шарпевиль 21 марта 1960 г. Однако бесчеловечный характер апартеида, как формы рабства, выявился гораздо раньше. В обыденном сознании апартеид, как правило, воспринимался через его внешние проявления в виде запрета на проживание черных южноафриканцев в "белых" городах и районах, запрета на браки между представителями различных этнических групп, а также наличия кинотеатров, больниц, автобусов, скамеек в парках "только для белых". Именно эта, внешняя сторона привлекала всеобщее внимание. Однако апартеид - более сложное явление. Это не просто система расовой дискриминации. В мире были (да и сейчас есть) страны, где при закрепленном в конституции равенстве всех граждан тем не менее, существует негласная дискриминация отдельных групп населения по этническим и конфессиональным признакам. Апартеид - это институционализированная, т.е. возведенная в ранг закона, система расовой дискриминации.

Именно в ЮАР впервые после поражения гитлеровской Германии была узаконена расовая классификация людей. Основным признаком, по которому жителей Южной Африки относили к той или иной группе (белые, цветные, индийцы, африканцы) был цвет кожи. Слово "апартеид"1 в буквальном смысле означает "раздельность". В ЮАР это означало раздельное экономическое, социальное и культурное развитие различных


1 На африкаанс - языке потомков белых поселенцев, выходцев из Голландии - "Apartheid".

стр. 63

этнических групп Южной Африки. Идея апартеида заключалась в том, что разные группы населения, находясь на одной территории, одновременно живут и развиваются в разных зонах и как бы в разных реальностях. В основе апартеида лежали Закон о расселении по этническим группам и Закон о классификации по расовым признакам. В политическом плане апартеид означал лишение черного населения страны политических прав в общенациональном масштабе2. Оно не могло избирать членов законодательных органов ЮАР и быть избранным в эти органы. Таким образом, черные, составлявшие подавляющее большинство населения, были лишены возможности влиять на внутреннюю и внешнюю политику, выработку и принятие решений, непосредственно затрагивавших их интересы. Разумеется, создание столь сложной системы было подчинено прежде всего экономическим целям - сохранению полного контроля белого меньшинства над природными и человеческими ресурсами Южной Африки для их использования в интересах белого населения. Все территории с наиболее плодородными землями, со сколько-нибудь значительными запасами полезных ископаемых, развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой подпадали под категорию "белых" районов.

Между тем правительство белого меньшинства не могло делать вид, что черного населения просто не существует. В сложившихся условиях необходимо было найти форму сосуществования, в которой черные получали некоторую основу собственного государственного устройства и могли развиваться отдельно от "белого" государства. Однако для режима апартеида было опасно появление единого "черного" государства, которое неизбежно объединяло бы всех африканцев, индийцев и цветных. А выживание режима белого меньшинства во многом определялось его способностью сохранить раздробленность черного большинства. В этих целях была изобретена система "национальных государств" для африканцев - бантустанов (от слова "банту" - обобщенного названия в "белой" Южной Африке всех африканцев, вне зависимости от конкретной этнической группы, к которой они принадлежали). Причем каждый бантустан представлял собой псевдогосударство, на территории которого доминировала одна из этнических групп африканцев. Таких "государств-бантустанов" было создано десять - по числу основных этнических групп африканцев. Индийцы и цветные получили не "государства", а обособленные районы для проживания. В этих псевдогосударствах африканцы имели некое самоуправление, могли избирать представительные органы власти (парламенты) и президента. Те, в свою очередь, могли создавать правительства, принимать бюджет. Возникли государственные символы (флаги и гимны). Бантустаны могли развивать национальную культуру. То есть там были созданы все внешние атрибуты государственного суверенитета. Разумеется, о подлинной независимости и речи идти не могло. Выборы, как и практически все аспекты экономической, политической и социальной жизни бантустанов, жестко контролировались центральным "белым" правительством. В этих целях существовал институт представителей правительства, которые реально управляли бантустанами. Репрессивные органы и вооруженные силы этих псевдогосударств находились под полным контролем белых офицеров. И в экономическом отношении бантустаны были практически нежизнеспособны, ибо под их территории выделялись наиболее бедные районы, со скудными почвами, лишенные полезных ископаемых и современной промышленности.

По сути, бантустаны выполняли две основные функции: в политическом плане они демонстрировали наличие независимых государств, в которых африканцы якобы могли развиваться отдельно от белых, в экономическом - представляли собой резервуары дешевой рабочей силы для "белой" экономики и "отстойники" для семей рабочих-от-


2 Здесь и дальше под "черным населением" подразумеваются африканцы, индийцы и цветные - выходцы из Юго-Восточной Азии, некогда завезенные для работы на плантациях Капской колонии, потомки смешанных браков с ними, а также с коренными жителями Южной Африки - "бушменами" и "готтентотами".

стр. 64

ходников и нетрудоспособных рабочих, отдавших силы и здоровье шахтам и заводам "белой" Южной Африки.

Бантустаны и были главной несущей конструкцией системы апартеида. Именно они составляли основу так называемого большого апартеида, тогда как внешние признаки расовой дискриминации - автобусы, пляжи, скамейки "только для белых" и другие аналогичные формы дискриминации - назывались "малым апартеидом". Не приходится говорить и о том, что столь несправедливое государственное устройство, превращавшее основную массу населения в людей второго сорта, лишенных политических, экономических и социальных прав, могло существовать только в условиях жесткого подавления всех форм сопротивления. В этих целях режим апартеида создал мощный военно-полицейский аппарат, который обеспечивал как подавление сил протеста внутри страны, так и "нейтрализацию" соседних африканских стран, которые могли бы в той или иной мере представлять угрозу существованию системы апартеида.

Свое идеологическое обоснование система апартеида получала от Голландской реформаторской церкви, которая обосновывала коренные различия между "богоизбранными" белыми и черными жителями Южной Африки. Ее приверженцами в основном являлись африканеры. В этих же целях функционировал мощный информационно-пропагандистский аппарат, который расхваливал достоинства системы раздельного развития, а также запугивал белых южноафриканцев "черной" опасностью и доведенной до абсурда мнимой угрозой "коммунистического захвата" Южной Африки (по законам ЮАР любое проявление сопротивления системе апартеида квалифицировалось как "пособничество коммунизму" и наказывалось тюремным заключением). Жесткость контроля над СМИ была доведена до такой степени, что в прессе запрещалась публикация фотографий Нельсона Манделы и других лидеров АНК, находившихся в пожизненном заключении. Такое политическое устройство ЮАР получило определение "колониализм особого типа". В "классической" схеме колониализма угнетающая нация живет на отдельной территории от угнетаемой нации, как правило, на другом континенте - в Европе. Примерами "классического колониализма" были империи, созданные Великобританией, Францией и Португалией, а также более мелкие колониальные державы: Бельгия, Голландия, Италия. Особенностью Южной Африки было то, что и господствующая, и угнетаемая нация жили на одной территории.

После 1960 г. режим апартеида начал резко ужесточаться. Это было вызвано началом процесса деколонизации Африки под влиянием разгрома фашизма и связанного с этим усилением движения сопротивления внутри Южной Африки. Как выразился премьер-министр Великобритании Макмиллан, над Африкой начал дуть "ветер перемен". Это вынуждало лидеров режима апартеида предпринимать дополнительные, более энергичные меры для сохранения господства белого меньшинства. Однако усилившиеся репрессии дали только кратковременный с исторической точки зрения результат. Они смогли примерно на десять лет заморозить антиапартеидную борьбу. Но именно сам режим апартеида с жесткой экономической, политической, социальной и культурной дискриминацией основной массы населения страны неизбежно порождал стремление черных к ликвидации системы, обрекавшей их на положение людей - второго сорта.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЮЖНОАФРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Характер и формы политической борьбы демократических сил были во многом предопределены переменами в социальной структуре южноафриканского общества. Особенности социальной структуры населения ЮАР, характер ее изменения и причины, вызывавшие эти изменения, достаточно хорошо освещены в советской/российской и зарубежной научной литературе. Важные оценки социально-экономических основ южноафриканского общества содержатся в работах А. Б. Давидсона, В. П. Городнова, А. А. Макарова [Городнов, 1983; с. 213. Городнов, 1969, с. 153; Давидсон, 1984, с. 357; 3 Восток, N 5

стр. 65

Давидсон, 1972, с. 614; Макаров, 1981, с. 205]. Обстоятельно рассматриваются эти вопросы в книге Л. А. Демкиной "Социальная структура южноафриканского общества" [Демкина, 1986, с. 237]. Интересный материал на эту тему содержится в книге южноафриканских ученых Р. Дэвиса, Д. О'Меара и С. Дламини "Борьба за Южную Африку" [Davies, O'Meara, Dlamini, 1986]. Большим подспорьем в понимании проблем, возникших в южноафриканском обществе к концу 1970-х гг., была книга известных деятелей демократического движения А. Брукса и Дж. Брикхилла "Вихрь перед бурей" [Brooks, Brickhill, 1980]. Политические позиции средних городских слоев, составлявших важную часть демократического движения, были предметом анализа и лидеров освободительного движения. Этой проблематике уделяли серьезное внимание лидеры освободительной борьбы в Южной Африке Дж. Слово [Slovo, 1985], Х. Уолпе [Wolpe, 1988], П. Джордан [Jordan, 1984]. В работах этих ученых отмечалось, что Южная Африка не проходила через процесс последовательной смены формаций. Производственные отношения, характерные для развитых стран Европы, были перенесены в Южную Африку и утверждались одновременно с быстрым разрушением традиционного африканского уклада.

Этому способствовало открытие в Южной Африке во второй половине XIX столетия алмазов и золота. Развитие горнорудной промышленности вызвало к жизни в этой стране капиталистические производственные отношения. Именно в горнодобывающей промышленности были созданы специфические для Южной Африки формы и институты эксплуатации и расового угнетения: система отходников, общежитий-компаундов, контроля над передвижением черных и пропусков, которые затем были перенесены на все отрасли экономики и сферы общественной жизни.

Вторая мировая война и вызванные ею ограничения поставок различных товаров в ЮАР из традиционных источников в Англии и из других стран Британской империи вызвали сокращение импорта и развитие собственной обрабатывающей промышленности. Это привело к быстрому росту африканского пролетариата, сопровождавшемуся повышением уровня его квалификации и организованности. К 1945 г. 40% африканских промышленных рабочих являлись членами профсоюзов. В самое крупное профобъединение - Совет неевропейских профсоюзов - входило 119 профсоюзов общей численностью 158 тыс. рабочих. Их упорная забастовочная борьба привела к росту зарплаты в период с 1938 по 1948 г. на 50% [Brooks, Brickhill, 1980, p. 17]. Эти же процессы вели и к росту политизации черных рабочих. В тот же период ускорилось разорение черного крестьянства. В 1936 г. 51% трудоспособного африканского населения находился в категории крестьянства, к 1946 г. эта цифра снизилась до 17%, а в 1951 г. она упала до 8%. Сравнительно небольшая по численности африканская мелкая буржуазия (примерно 60 тыс. человек в 1939 г.3) находилась в социальном и политическом смысле в том же положении, что и черный рабочий класс [Brooks, Brickhill, 1980, p. 16-17].

Основа процветания белых в Южной Африке (и соответственно, их упорство в защите системы расовой дискриминации) заключалась в том, что в первой половине XX в. эта система обеспечивала высокую норму прибыли за счет сверхэксплуатации черного населения. В 1960-х гг. запрет АНК и Панафриканистского конгресса (ПАК), прочие репрессивные меры помогли правительству подавить начавшее было усиливаться сопротивление черных и создать условия для экономического бума, который продолжался с 1963 по 1973 г. В эти годы был достигнут рекордный ежегодный рост ВВП в 6-8%. Сдерживаемый репрессиями рост заработной платы черных рабочих позволил обеспечить и рекордные нормы прибыли в 11-12% [Davies, O'Meara, Dlamini, 1986, p. 28].

Однако в 1970-х гг. в связи с быстрой модернизацией экономики резко возросли требования к профессиональному уровню рабочих, возникла необходимость в повы-


3 Что составляло около 0.6% от общей численности населения.

стр. 66

шенной мобильности рабочего класса. В этих условиях апартеид с его политикой резервирования рабочих мест за белыми рабочими, ограничения притока черных южно-африканцев в "белую" Южную Африку и контроля над их передвижением превратился в тормоз развития капиталистических отношений. Южноафриканский капитал, стремившийся к выходу на мировые рынки, стал испытывать серьезные трудности в борьбе за сбыт продукции даже в своей традиционной "вотчине" - на юге Африки.

До середины XX в. Южная Африка по своим экономическим характеристикам относилась скорее к развивающимся странам, экспортировавшим сельскохозяйственную продукцию и сырье и ввозившим промышленные товары и оборудование. В 1970-х гг. южноафриканский капитал предпринял серьезные усилия, чтобы превратиться из импортера в экспортера промышленных товаров. Все эти факторы способствовали возникновению новой классовой структуры черного населения Южной Африки и формированию социальной базы антиапартеидных организаций. Этой базой стал городской пролетариат вместе с сельским рабочим классом и средними городскими слоями, тяготевшими к пролетариату.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЧЕРНОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

С середины XX в. в ЮАР шел быстрый рост африканского городского населения. Между 1946 и 1960 г. его численность увеличилась с 1.9 млн. (или 24.3% всего африканского населения) до 3.5 млн. (31.8%). Во второй половине 1960-х и начале 1970-х гг. ежегодный рост экономики на 8% привел к дальнейшему увеличению численности городского африканского населения до 4.4 млн. в 1970 и до 5.6 млн. в 1980 г. [Brooks, Brickhill, 1980, p. 167].

Рост черного городского населения был обусловлен объективными экономическими требованиями. Переход от трудоемкой к капиталоемкой экономике привел к росту потребности в стабильной, высококвалифицированной рабочей силе. Белое население не могло более удовлетворять спрос на квалифицированных рабочих не только в силу демографических причин, но и в силу крупных перемен в его социальной структуре. С модернизацией экономики и усилением режима апартеида возрос спрос на административный персонал. Белые начали перемещаться из сферы непосредственного производства на управленческие позиции. Вертикальная мобильность белых создала вакуум, который не мог быть удовлетворен только за счет притока белых в Южную Африку. Это создало предпосылки для роста доли черного квалифицированного труда. Одновременно происходил и еще один важный процесс: увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре экономики Южной Африки привело к росту внутреннего потребительского рынка. Поскольку экспорт промышленной продукции был ограничен конкуренцией со стороны западных стран и экономическим бойкотом, значение внутреннего рынка увеличивалось. Это вело к признанию роли черных покупателей в структуре потребления, поскольку покупательский потенциал белых был в основном исчерпан. Все эти явления создавали потребность в стабильных и высококвалифицированных, а следовательно, и высокооплачиваемых черных рабочих, и способствовали качественному изменению их численности, организованности и активности. Если численность ведущего профобъединения КОСАТУ в момент его создания 1 декабря 1985 г. составляла 450 тыс. человек, то ко времени 3-го конгресса КОСАТУ в июле 1989 г. в него входило уже 950 тыс. человек [UDF News, 22.7.1989].

Однако доктрина апартеида требовала обратного: максимального снижения числа африканцев в "белых" районах, к которым относились все промышленные центры. Формула идеологов апартеида заключалась в том, что черные находятся в белых районах временно, сколько бы они там реально ни жили. Концепция "постоянной временности" означала, что власти не считали необходимым заботиться о предоставлении семьям рабочих жилья, заниматься организаций общественного транспорта и комму-

стр. 67

нальных услуг. Попытка переложить на плечи африканцев все расходы по поддержанию социальной инфраструктуры в поселках привела к быстрому росту социальной напряженности.

Надо отметить, что одновременно с ростом численности черного городского населения происходило изменение его качественного состава и возрастание роли в политической борьбе. В 1950-х и 1960-х гг. основную часть городского черного населения составляли недавние выходцы из сельской местности, еще сохранявшие крестьянские умонастроения. Но к середине 1970-х на политическую сцену начали выходить их дети - второе поколение городских черных. По данным Д. Сикингса, "рост городского населения между 1960 и 1980 г. практически полностью был результатом естественного прироста - превышением рождаемости над смертностью. Доля "городских" африканцев, родившихся после 1950 г., составляла одну треть в 1960 г., половину в 1970 г. и две трети в 1980 г. Эти городские жители во втором поколении обладали совершенно иным жизненным опытом, нежели их родители. Именно это поколение в 1980-х гг. выдвинуло большинство руководителей антиапартеидной борьбы провинциального и национального уровня" [Seekings, 2000, p. 10]. Этот процесс сопровождался постепенным расширением числа начальных и средних школ для черных в городских районах, ростом числа африканцев, получивших среднее образование. Так, по данным К. Банди, в крупнейшем "черном" пригороде Йоханнесбурга - Соуэто в 1962 г. было 8 средних школ. К 1972 г. их было уже 20. А число школьников возросло по сравнению с 1962 г. в три раза. К концу 1984 г. в Соуэто было 55 средних школ.

Таким образом, черная городская молодежь отличалась от своих родителей не только жизненным опытом, но и существенно более высоким общеобразовательным уровнем. Средние школы, по оценке южноафриканского ученого К. Глейзера, сыграли очень важную роль в развитии освободительной борьбы. По его мнению, "к середине 1970-х гг. средние школы получили уникальную возможность возглавить политическое движение в Соуэто. Там в больших количествах собиралась образованная молодежь со сходным жизненным опытом и сходными проблемами... Школьники, обладающие энергией и независимостью, наполненные уверенностью, внушенной им движением черного самосознания, заполнили политический вакуум, возникший после запрета конгрессов" [Seekings, 2000, p. 111].

Черные получали и больший доступ к высшему образованию. В 1960 г. в университетах ЮАР было лишь 800 черных студентов. К 1983 г. их число увеличилось до 20 тыс. К этому нужно добавить 12 700 африканцев, обучавшихся заочно в Университете Южной Африки [Исследование Южноафриканского института расовых отношений, 1972; То же, 1983]. Черные южноафриканцы, попадавшие в университеты, интенсивно впитывали идеологию освобождения. В середине 1970-х гг. это была идеология "черного самосознания". С начала 1980-х гг., по мере роста активности и укрепления влияния АНК, стала преобладать "чартеристская" идеология (т.е. идеология сторонников "Хартии свободы", принятой в 1955 г. Конгрессом народов, в котором ведущую роль играл АНК). После завершения учебы многие черные выпускники университетов становились учителями школ, разворачивая там пропаганду освободительных идей. Аналогичные процессы быстрого роста образовательного и профессионального уровней происходили и в среде рабочего класса. Если в 1960-х гг. практически все черные рабочие принадлежали к категории неквалифицированных, то к 1980-м гг. в промышленном районе Йоханнесбурга от половины до двух третей африканцев были квалифицированными или полуквалифицированными рабочими.

Анализ социальной структуры Южной Африки будет неполным, если не упомянуть еще один социальный слой - люмпен-пролетариат. В условиях социальной нестабильности черного населения, вызванной воздействием таких элементов апартеида, как система отходничества, бантустаны, насильственные переселения, численность маргинального населения была весьма высока. Высокий уровень безработицы, дохо-

стр. 68

дивший по некоторым оценкам до 37% от всего трудоспособного черного населения, также способствовал росту численности "деклассированных" элементов [Race Relations Survey..., 1988, p. 293]. Точной статистики на этот счет нет, но число безработных и уровень преступности в стране позволяли сделать вывод, что речь идет о сотнях тысяч людей. Именно из этой прослойки малообразованных, деклассированных элементов полиция ЮАР создавала группы так называемых бдительных и политические формирования, раскалывавшие демократическое движение.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРНОЙ МЕЛКОЙ БУРЖУАЗИИ

Анализ позиции средних городских слоев представляет определенную сложность. В условиях Южной Африки формирование среднего класса имело свои особенности. Африканская мелкая буржуазия не возникла как социальный слой периода перехода от феодализма к капитализму, а появилась в Южной Африке уже после того, как капиталистические отношения стали преобладающими в этой стране. Она формировалась практически полностью "снизу", за счет тех элементов пролетариата и крестьянства, которые поднимались вверх. Процесс "опускания" в ряды мелкой буржуазии представителей средней и крупной буржуазии, столь характерный для Европы, в Южной Африке практически отсутствовал. Африканская мелкая буржуазия возникла как продукт британской политики в Капской провинции и Натале в XIX столетии. Английские власти поощряли развитие мелкотоварного сельскохозяйственного производства в целях создания рынка для английских товаров. Это была, пожалуй, единственная возможность для первичного накопления капитала африканцами.

Разорение черного крестьянства в интересах горнодобывающей промышленности и белых фермеров вело к его пролетаризации. Земельный Акт 1913 г. ликвидировал возможность возникновения черного мелкого товаропроизводителя как класса. Таким образом, тот средний слой, который мог бы составить социальную опору для реформ 1980-х гг. (вынужденно начатых режимом апартеида), был уничтожен в зародыше. По оценке члена Исполкома АНК П. Джордана, "изгнанная с земли и из промышленности... африканская мелкая буржуазия выжила путем обретения профессиональных знаний. Именно из этого слоя профессионально подготовленных африканцев возникла торговая буржуазия после Второй мировой войны ... Для того, чтобы процветать, эта мелкая буржуазия должна была находить и использовать те области, которые белый коммерческий капитал или был неспособен, или не хотел использовать... Ирония истории в том, что именно расистское законодательство позволяло этой прослойке в течение длительного времени иметь хотя и непрочную, но базу в африканских сегрегированных поселках для накопления капитала" [Jordan, 1984, p. 4].

Особенно быстро рост этой социальной прослойки шел в 1950-х гг. К 1960 г. были зарегистрированы 6202 владельца мелкого бизнеса. Однако это начало представлять серьезную угрозу мелкобуржуазному сектору африканеров. Черный бизнес был вновь подавлен правительством Националистической партии в интересах африканерского мелкого бизнеса.

Решающий перелом в положение черной мелкой буржуазии внесло в июне 1976 г. восстание школьников Соуэто, протестовавших против замены английского языка на африкаанс в качестве основного языка системы образования. Давление событий в Соуэто и крупного бизнеса вынудило правительство признать, что наиболее перспективной стратегией было бы сотрудничество с черной буржуазией в целях создания буфера между белой общиной и освободительным движением. Число мелких предпринимателей только в Соуэто выросло с 1233 в 1977 г. до 1585 в 1980 г. [Jordan, 1984, p. 13].

Появились и новые возможности для роста черной мелкой буржуазии, определяемые в первую очередь значительным ростом рынка среди самих черных в 1960-х и

стр. 69

1970-х гг. в результате быстрого развития обрабатывающей промышленности. К концу 1983 г. покупательная способность черных только в районе Йоханнесбурга (с прилегающими поселками) оценивалась в 650 млн. рандов [The Citizen, 1983]. Исследование, проведенное Стелленбошским университетом в 1983 г., показало, что совокупная покупательная способность черного населения в 1985 г. должна была сравняться с покупательной способностью белых [Jordan, 1984, p. 14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, к середине 1970-х гг. социальная структура черного населения определялась параметрами, перечисленными ниже.

1) Быстрый рост промышленного и сельскохозяйственного пролетариата. В 1976 г. в различных отраслях экономики страны по найму работало около 4800 тыс. африканцев, индийцев и цветных. Причем в 1977 г. число квалифицированных и полуквалифицированных черных рабочих составило уже более 1 млн. 700 тыс. человек (без сельского хозяйства) [Южно-Африканская Республика..., 1982, с. 280].

Доля черных в структуре трудоспособного населения в 1976 г. составила 82.1%. Таким образом, черный рабочий класс стал ведущей силой общественного производства. Это имело принципиальное значение для изменения баланса сил в стране в 1980-е гг.

2) Резкое снижение численности черных крестьян, а следовательно, и снижение политического потенциала крестьянства как класса мелких собственников.

3) Ускоряющийся рост черной городской мелкой и средней буржуазии (в основном в торговом секторе), которая подвергалась сильным ограничениям со стороны государства, направленным на защиту интересов белой мелкой буржуазии, и тому же расовому угнетению, которому подвергались другие социальные группы черных.

Социальная структура Южной Африки все больше приобретала характер, соответствующий современному индустриальному обществу. Однако сохранявшееся расовое угнетение вступало в столь глубокое противоречие с местом черных в экономике страны, что возник мощный потенциал социального взрыва. Недовольство народных масс ухудшением условий их жизни привело к активизации движения сопротивления. Усиливавшаяся политическая нестабильность, в свою очередь, привела к нежеланию западных инвесторов делать новые капиталовложения. Таким образом, к середине 1980-х гг. Южная Африка начала вступать в период многостороннего экономического, политического и идеологического кризиса. Изменения в социальной структуре черного населения ЮАР в значительной степени способствовали ускорению политических процессов. Объективные предпосылки перемен назрели, преобразования стали неизбежными. В стране значительно активизировалась деятельность подпольных политических и военных структур АНК. Начался быстрый рост профсоюзов, стали выкристаллизовываться факторы, которым суждено было оказать решающее влияние на исход политической борьбы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Городнов В. П. Черные жители "белого " города: жизнь и борьба африканского гетто. М., 1983.

Городнов В. П. Южно-африканский рабочий класс в борьбе против реакции и расизма (50-60-е годы XX в.). М., 1969.

Давидсон А. Б. Сесиль Родс и его время. М., 1984.

Давидсон А. Б. Южная Африка. Становление сил протеста. М., 1972.

Демкина Д. А. Социальная структура южноафриканского общества и основные направления ее трансформации. М., 1986.

Исследование Южноафриканского института расовых отношений. 1972, 1983 гг.

Макаров А. А. Борьба африканского населения ЮАР (70-е годы XX в.). М., 1981.

Южно-Африканская Республика. Экономический справочник. М., 1982.

стр. 70

Brooks A., Brickhill J. Whirlwind Before the Storm // International Defence and Aid Fund for Southern Africa. L., 1980.

Davies R., O'Meara D., Dlamini S. The Struggle for South Africa. L., 1986.

Jordan P. The African Petty Bourgeoisie: a Case Study of NAFCOC 1964-1984. Lusaka, 1984.

Race Relations Survey 1987/1988. Johannesburg, 1988.

Seekings J. The UDF. Cape Town, 2000.

Slovo J. "Reforms" and Revolution in South Africa. Sechaba, 1985.

The Citizen. Johannesburg.

UDF News. National Newsletter of the United Democratic Front. Johannesburg.

Wolpe H. Aspects of the Present Situation in South Africa // Seminar at St Antonv s CollegeOxford. September 24-25, 1988.

стр. 71

© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ИЗМЕНЕНИЯ-В-СОЦИАЛЬНОЙ-СТРУКТУРЕ-ЧЕРНОГО-НАСЕЛЕНИЯ-ЮАР-КАК-ФАКТОР-ЛИКВИДАЦИИ-АПАРТЕИДА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Н. ТЕТЁКИН, ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ЧЕРНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮАР КАК ФАКТОР ЛИКВИДАЦИИ АПАРТЕИДА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 18.11.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ИЗМЕНЕНИЯ-В-СОЦИАЛЬНОЙ-СТРУКТУРЕ-ЧЕРНОГО-НАСЕЛЕНИЯ-ЮАР-КАК-ФАКТОР-ЛИКВИДАЦИИ-АПАРТЕИДА (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. Н. ТЕТЁКИН:

В. Н. ТЕТЁКИН → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
26 views rating
18.11.2024 (93 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ЧЕРНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮАР КАК ФАКТОР ЛИКВИДАЦИИ АПАРТЕИДА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android