Т. А. КАРАСОВА
Кандидат исторических наук
Ключевые слова: Израиль, арабские революции, демократические реформы, безопасность, нестабильность
В начале 2011 года мусульманский мир Ближнего Востока и Севера Африки был буквально взорван стремительным развитием массового протестного движения, которое опрокинуло или же поколебало, казалось бы, устойчивые и благополучные режимы в ряде стран этого региона. Внезапность этих событий взволновала общественное мнение и политическую мысль в глобальном масштабе.
Причины возникновения протестного движения в арабских странах различны и имеют свою национальную почву, но, в то же время, имеют ярко выраженные общие черты социально-экономического и политического характера, а также единую движущую силу в лице молодежи этих стран, которая сыграла ключевую роль. Развитие Ближнего Востока и Северной Африки вступило в новую фазу, и это самым кардинальным образом влияет и будет влиять на расстановку сил в регионе и на развитие каждого государства в этой части мира. Израиль не является исключением.
МЕСТО ИЗРАИЛЯ В РЕГИОНЕ
Государство Израиль занимает в этом регионе особое место. В геополитической структуре Ближнего Востока Израиль географически, политически и экономически принадлежит к ядру ближневосточного региона1. Однако в силу исторических, культурно-цивилизационных и политических факторов своего развития Израиль в глазах арабского мира считался чужеродным элементом. Даже мирный "процесс Осло"*, который способствовал некоторой нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами, не смог в целом изменить существующего положения.
Вместе с тем, к началу XXI века стало очевидным, что, несмотря на неурегулированность палестино-израильского конфликта, угрозы военных столкновений между Израилем и соседними арабскими государствами практически не существует, по крайней мере, до тех пор, пока у власти в этих государствах сохраняются существующие режимы2. Однако в настоящее время, в силу революционных изменений в регионе, когда правящие режимы зашатались и возникла угроза прихода к власти более радикальных сил, геополитическое положение этого государства может измениться.
В Израиле ко всем событиям в регионе Большого Ближнего Востока существует двойственное отношение. С одной стороны, особой симпатии к авторитарным мусульманским режимам там, конечно, нет. С другой стороны, есть вполне понятное опасение, что альтернатива может быть намного хуже. Официальный Израиль предпочитает сохранять видимость нейтралитета и сдержанно комментирует происходящее. Только в своем первом заявлении, в конце марта, по поводу событий в регионе премьер-министр Б. Нетаньяху заявил, что "весь арабский и в значительной степени мусульманский мир сегодня переживает землетрясение". Он также подчеркнул, что Израиль еще не знает, чем это закончится, надеется на лучшее, надеется расширить круг мира, сохранить и упрочить существующие отношения, но он готов и "к другим вариантам"3.
Вместе с тем, израильское руководство осознает, что мир в связи событиями на Большом Ближнем Востоке и, прежде всего, в связи с переворотом в Египте изменился. Соответственно, изменилось и представление Израиля о том, что собой представляет стабильность в регионе. Регион стал неспокойным и менее предсказуемым в диапазоне от Марокко до Афганистана.
В условиях нарастающей нестабильности сохранять спокойствие становится все сложнее. Политическая элита Израиля не исключает вероятность развития революционного процесса, например, в русле иранской революции 1979 года. По ее мнению, существует и другая вероятность - ливанского образца, поскольку пять лет назад протестное движение за демократию, за прогрессивный Ливан завершилось усилением "Хезболлы".
В связи с непредсказуемостью ситуации в странах, охваченных движением за демократические
* "Процесс Осло" - этап конфиденциальных палестино-израильских переговоров на территории Норвегии, завершившихся в сентябре 1993 г. в Вашингтоне подписанием Рабиным и Арафатом Декларации принципов ("Осло-I"), предусматривавшей проведение выборов на Западном берегу и в секторе Газа и вывод израильских войск с части оккупированных территорий (Газы и Иерихона). В сентябре 1995 г. в Вашингтоне было подписано Промежуточное соглашение ("Осло II"), предусматривавшее практический план проведения выборов и вывода войск из ряда населенных пунктов Западного берега. При этом Израиль сохранял за собой 73% территорий, 80% водных ресурсов и 97% гарантий безопасности. См.: Звягельская И. Д., Карасова Т. А., Федорченко А. В. Государство Израиль. М" ИВ РАН, 2005, с. 268 - 270.
реформы, премьер-министр Израиля охарактеризовал текущий момент как "неопределенное и опасное время"4.
ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ИЗРАИЛЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
В политических кругах Израиля нынешняя внешнеполитическая ситуация рассматривается в трех измерениях: ситуация в странах внешнего кольца - от Марокко до Пакистана; обстановка в непосредственной близости от израильских границ - Палестинская администрация (ПА), Газа, Египет, Ливан, Иордания; израильская внутриполитическая обстановка и ее влияние на внешнеполитический курс страны.
События в странах внешнего кольца, естественно, вызывают тревогу израильтян. Они считают, что, несмотря на все различия, события, притом, что Израиль практически не упоминался, носят явно антизападный и антиизраильский характер. Тайными симпатиями к Израилю попрекали оппозиционеры и президента Мубарака, и предыдущего короля Марокко, и нынешнего диктатора Ливии. Рассчитывать на потепление отношений с этими странами ни в случае победы оппозиции, ни в случае ее поражения, по мнению израильских политиков, не приходится. Даже если умеренные режимы в арабских странах и удержатся у власти, то они, скорее всего, придут к мысли об отказе от установления каких бы то ни было отношений с Израилем.
Израиль в своих оценках исходит из того, что эмоциональное неприятие Израиля в арабском мире столь велико, что любые перемены будут означать усиление антиизраильской направленности политики.
Больше всего Тель-Авив тревожит усиление роли Ирана в регионе, который сразу же попытался использовать создавшуюся обстановку для демонстрации своей силы в новых условиях. Факт прохождения двух иранских боевых кораблей через Суэцкий канал в Средиземное море оценивается израильскими специалистами именно с этой точки зрения. Этот маневр, по их мнению, имеет несколько причин. Первая - показать своим сторонникам-исламистам, что они могут рассчитывать на любую форму помощи со стороны Исламской республики, вторая - посыл Израилю и США, третья - сигнал в расчете на внутреннее употребление: "Иран по-прежнему в авангарде исламского мира"5. Этот сигнал необходим для Тегерана, в котором тоже не стихают волнения.
Была и еще одна причина - практическая - проверить, как поведут себя нынешние власти Египта в новой ситуации6. В ответ Каир подтвердил, что готов восстановить дипломатические отношения с Тегераном после более чем 30 лет перерыва. Об этом заявил министр иностранных дел Египта Набиль аль-Араби, обозначив таким образом изменения во внешней политике страны после падения режима президента Хосни Мубарака. "Египетский и иранские народы заслуживают добрых отношений, отражающих их историю и цивилизованность", - заявил он после встречи с иранским коллегой. "Египет открыт для всех стран мира", - добавил аль-Араби на первой официальной встрече представителей Египта и Ирана со времени свержения Мубарака. Иран, в свою очередь, приветствовал инициативу Египта7. Эта новость не могла не насторожить Тель-Авив.
Подливают масло в огонь и высказывания президента Ирана. "Волна арабских революций не оставила ни малейшего шанса на выживание сионистского режима", - такое мнение выразил на пресс-конференции, которая состоялась 4 апреля с.г. в Тегеране, президент Исламской Республики Иран Махмуд Ахмадинежад8.
В ответ израильское руководство требует ужесточения международных санкций против Ирана. Премьер-министр Б. Нетаньяху даже выступил с требованием, чтобы международное сообщество приняло такие же жесткие меры против Ирана, как и против Ливии. "Как Ливия, так и Иран систематически нарушают права человека и не заслуживают иммунитета", - сказал Нетаньяху. "Если международное сообщество оказывает особое давление на Ливию и предостерегает ее вождей и солдат не нарушать права человека, такое предостережение должно быть направлено также против лидеров и войск Ирана", - потребовал премьер-министр. Он добавил: "Пока Каддафи убивает сейчас своих противников, режим аятолл в Иране систематически казнит несогласных. Поэтому реакция Запада должна быть направлена против этих двух стран"9. В общем, все более активное вторжение Ирана в глобальную политическую игру в Средиземноморье и на Ближнем Востоке на фоне арабских революций не может не напрягать Израиль.
Неоднозначна реакция Тель-Авива на положение дел в Ливии. Сразу после начала операции коалиционных сил в Ливии со стороны официальных кругов Израиля прозвучали слова озабоченности: вмешательство вооруженных сил западных стран может нанести ущерб легитимности гражданского движения в Ливии, а также в других арабских странах. И почему при этом бомбежки Триполи вызывают одобрение, а бомбардировки Газы - гнев мирового сообщества10.
Показательно, что и простые израильтяне неоднозначно относятся к действиям против Ливии. По данным опросов общественного мнения, видно, что хотя 52% опрошенных считают действия ЕС и НАТО оправданными, 43% израильтян выступают против. Интересно, что поддержка интервенции со стороны израильских арабов значительно выше: 62% опрошенных высказались в поддержку сил НАТО и только 34% - против11. В целом, новая обстановка в странах внешнего регионального кольца (включая такие важные страны, как Саудовская Аравия, Бахрейн и др.) находится в центре внимания Тель-Авива, так как она во многом определяет
геополитическую роль Израиля, которая на сегодняшний день может непредсказуемо измениться.
ИЗРАИЛЬ И СИТУАЦИЯ В СОСЕДНИХ СТРАНАХ
Ситуация вблизи израильских границ наиболее взрывоопасна для Израиля. Несмотря на заверения нынешнего руководства Египта о том, что все предыдущие мирные договоры Египта с другими странами сохранятся в силе, в Израиле существует озабоченность, что сплочение египетского общества против Израиля - вопрос времени12.
В настоящий момент Тель-Авив тревожит и тот факт, что хорошо подготовленная и вооруженная египетская армия, считающаяся сильнейшей в арабском мире как по численности личного состава, так и по боеготовности, может когда-нибудь оказаться под управлением людей, отрицающих возможность мирных соглашений с Израилем. Таким образом, египетская армия из "холодного друга" может превратиться во врага - и это спустя 30 лет, в течение которых она соблюдала нейтралитет, не вмешиваясь в ход палестино-израильского конфликта13.
Обеспокоил израильское руководство и подрыв газопровода, трасса которого проходит из Египта в Иорданию, так как Израиль получает примерно половину используемого в стране газа именно от своего южного соседа14.
Даже если новое правительство Египта не разорвет мирный договор, военные расходы Израиля, несомненно, возрастут из-за гипотетически растущей угрозы военных столкновений на юге. В любом случае, если "Братья-мусульмане" станут частью нового политического порядка в Египте, они, несомненно, будут поддерживать ХАМАС, который считается частью их движения15.
Особо пессимистически настроенные политики предсказывают изматывающие террористические акции и обстрелы с четырех сторон по границам Израиля, предполагая, что израильское общество не сможет ни морально, ни физически, ни экономически вынести состояние такого перенапряжения. Ранее израильские военные полагали, что потенциальные угрозы террористических акций исходят с трех основных направлений - Ливан, Сирия и сектор Газа. В свете последних событий у них появились серьезные опасения, что теперь им, воз-
можно, предстоит иметь дело и с четвертым фронтом, который сопоставим с другими тремя, вместе взятыми, - Египтом.
Опасения израильтян насчет трансформации позиции нового египетского руководства в отношении Израиля базируются на следующих фактах: египетские авиалинии прекратили полеты в Израиль; выпущены из тюрем все задержанные при режиме Мубарака члены ХАМАС. Министр иностранных дел Египта категорически высказался против возможных силовых акций в отношении сектора Газа. Более того, в настоящее время идут неофициальные контакты между новым египетским руководством и ХАМАСом, о характере которых в Рамалле ничего не знают. Это тревожные для Израиля признаки. Такой дрейф нового египетского режима чреват не только изменением позиции по палестинской проблеме, но и затрагивает напрямую вопросы безопасности Израиля, в т.ч. и надежность контроля над египетским сектором совместной границы.
То же самое справедливо и по отношению к Сирии. Как ни парадоксально, но хаос в Сирии израильтянам абсолютно не выгоден, так как совсем не факт, что в результате к власти придут "демократически настроенные элементы", а не исламисты. А такой вариант возможен. Волна массовых протестов и демонстраций в Сирии, потенциально способная основательно поколебать кажущуюся стабильной власть в стране, вызывает беспокойство в Израиле. В Тель-Авиве давно привыкли к политическим методам управления вначале Хафеза Асада, стоявшего у руля три десятилетия, а затем и сменившего его сына Башара. Израиль привык к покою и порядку на границе с Сирией, длящиеся более трех десятилетий. Если вдруг в Дамаске сменится режим, трудно предсказать, как это скажется на его взаимоотношениях с еврейским государством. В феврале с.г. из Ирака в Сирию перебрасывались караваны с оружием (причем и с тяжелым), часть которых была перехвачена сирийскими военными. То, что оружие предназначалось для оппозиции, в Дамаске уже не секрет. Нынешние волнения в Сирии происходят в районах компактного проживания этнических иорданцев и палестинцев. В Израиле прогнозируют и важность курдского фактора на севере страны16.
Хотя в Сирии, в целом, ситуация пока находится под относительным контролем правительства, израильское руководство настораживает, что Сирия в настоящий момент укрепила свои позиции в Ливане. Израиль считает, что она будет провоцировать там антиизраильские настроения и способствовать дальнейшему усилению "Хезболлы". Вслед за этим, весьма очевидно, будет накаляться обстановка в Газе и в Палестинской администрации.
В этих условиях израильтяне просчитывают возможности обострения палестино-израильского конфликта, а более всего - третьей интифады. Израильские политики концентрируют свое внимание на недавней эскалации террористических актов на границе с Газой и на возможности провозглашения Палестинского государства в сентябре этого года. На фоне смены власти в Египте ослаблен контроль над "Филадельфийским коридором" (граница Газы и Египта), что делает возможным не только увеличение объемов контрабанды оружия через Синай в сектор Газа, но также проникновение на Синай групп вооруженных боевиков с целью осуществления терактов против израильтян - как на Синайском полуострове, так и в южных районах Израиля17.
Некоторые эксперты считают, что арабская революция подрывает значимость Израиля для Западного мира как единственного форпоста демократии в регионе. Они опасаются, что у западных столиц теперь, возможно, не останется главного аргумента, согласно которому Израиль является единственной демократией на Ближнем Востоке, и их поддержка будет ослабевать.
Израиль всегда считал себя бастионом современной демократии западного образца, окруженным менее развитыми странами, далекими от демократических ценностей. Сегодня, однако, он больше заинтересован в стабильности арабского мира, чем в его достижениях по пути развития демократии.
В свое время Нетаньяху постоянно подчеркивал ключевое значение демократии для достижения регионального мира в регионе. В своей известной книге "Место под Солнцем" он писал: "...Существуют два совершенно различных способа установления и поддержания мира между государствами; выбор правильного способа зависит от того, какая форма внутреннего правления имеет место в той стране, с которой заключается мир. В отношениях между демократиями уместно полное примирение, доверие и всестороннее сотрудничество. Мир с диктаторскими режимами может быть заключен только с позиции силы и устрашения"18. Однако сегодня он больше предпочитает говорить о региональной стабильности и предупреждает о рисках продвижения демократии на практике в арабских странах19. Главное, что тревожит израильских лидеров, это непредсказуемость дальнейшего развития событий.
СИТУАЦИЯ В ИЗРАИЛЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ
По очевидным причинам израильтяне боятся беспорядков среди арабских граждан страны на улицах собственных городов. Израильские арабы вполне могут подхватить эстафету протестов в соседних странах. Боязнь арабских волнений на территории ПА и внутри Израиля по примеру тех, которые сбросили в Тунисе диктатора Бен Али, охватил израильское общество. Этот сценарий, который израильские исследователи Ш. Мишаль и Д. Маца назвали "белая интифада", может быть реализован в августе-сентябре текущего года, после наступления даты, которую Палес-
тинская администрация назначила для провозглашения независимого государства20.
Военные предупреждают, что ничего нельзя будет сделать, если начнется восстание, подобное тому, что произошло в Тунисе или Египте. Армия подчеркивает, что не будет заниматься разгоном демонстраций, даже если в них примут участие десятки тысяч людей, до тех пор, пока не возникнет реальная угроза еврейским поселениям. Нападения на КПП и армейские блокпосты также будут безжалостно отбиты21.
Вместе с тем, некоторые обозреватели считают, что бояться серьезных беспорядков со стороны арабского населения Израиля и жителей Палестинской администрации не стоит. Так, израильский автор Й. Эттингер пишет о том, что хотя израильские арабы осуждают политику Израиля, они предпочитают жить в еврейском государстве, а не при арабском режиме. Арабские граждане Израиля также полностью отрицают какие-либо планы обмена территориями между Израилем и Палестинской администрацией, которые предусматривали бы переселение арабов в ПА и лишение их израильского гражданства22. Массовые демонстрации в Рамалле также маловероятны.
На сегодняшний день в отношении оценки событий в регионе и их последствий для Израиля наблюдается широкий разброс мнений. На вопрос: "Как может Израиль ответить на резко меняющуюся обстановку вокруг нас?" в стране существуют различные подходы. Премьер Б. Нетаньяху и его окружение продолжают полагаться на силу. Его ответ: показать мощь Израиля и продолжать убеждать Запад, что Израиль - "единственная демократия на Ближнем Востоке", островок стабильности в море дикой враждебности, форпост Запада в "столкновении цивилизаций"23. На этих позициях стоит практически все израильское правительство и проправительственный лагерь.
Израильское общество не выработало единого подхода к арабскому движению. Аналитики отмечают, что в Израиле существуют как минимум два основных подхода к этому явлению. М. Варшавский, один из основателей израильского Центра альтернативной информации, считает, что первый подход - недооценка важности событий в Египте и во всем арабском мире. Появился новый актор, который израильское руководство никогда прежде не принимало в расчет, - арабский народ, арабские массы. Израильский истеблишмент не привык считаться с волей и интересами арабской улицы.
Второй подход базируется на привычной реакции на более широкое определение арабских масс - мусульмане. Простые израильтяне и элита страны привыкли относиться к мусульманам как к потенциальной угрозе, хотя в ходе демонстраций и в Тунисе, и в Йемене, и в Египте антиизраильская тема не была общемобилизационной. Израиль там почти не упоминался, что, кстати, тоже настораживает израильское общество, которое по привычке воспринимает это как политический трюк24.
По результатам опросов общественного мнения, проведенных в конце марта с.г. Тель-авивским университетом и Израильским институтом демократии, только 28% еврейского населения Израиля считают, что перемены на Ближнем Востоке создадут новые возможности и Израиль должен предпринять новые усилия по достижению мира в регионе. Большинство же - 70% евреев страны - признают, что ситуация в настоящий момент неясная, и Израилю лучше оставаться пассивным и ничего не предпринимать. При этом более половины опрошенных (52%) считают, что народная борьба против диктаторских режимов является позитивным фактором для народов Ближнего Востока, и 47% опрошенных считают, что это позитивно и для Израиля25.
В создавшейся ситуации наиболее левая часть израильского общества приходит к выводу, что события в регионе сближают интересы трех светских прозападных государственных образований - Иордании, Израиля и Палестинской администрации. Их характеризуют политическая сдержанность и противодействие мусульманскому фундаментализму, что дает новые возможности для урегулирования палестино-израильского конфликта. Левые силы Израиля настаивают на том, что Израиль должен в течение кратчайшего времени подписать окончательный мирный договор с ПА. Новая ситуация в регионе усиливает мотивацию лидеров палестинской автономии завершить переговоры. Среди израильтян, с учетом меняющихся реалий, подобные настроения должны окрепнуть26.
Левый лагерь настаивает, что у Израиля есть, возможно, последний шанс разрешить конфликт, не выходя за рамки международных договорённостей, - это признание принципа "два государства для двух народов". Этот принцип сможет гарантировать надёжное будущее для государства евреев на Ближнем Востоке и большие преимущества, и самое главное из которых - интеграция Израиля в многообразный и демократический Ближний Восток. И лишь отсутствие политической воли мешает реализовать последние шаги к решению затянувшегося конфликта. Все другие возможности, как, например, планы создания единого еврейско-арабского государства, куда хуже, и пользуются ещё меньшей поддержкой как в Израиле, так и у его соседей. Этот путь открывает возможности не только "холодного мира" между правительствами, но и мира между народами Ближнего Востока.
Группа видных израильских политиков, в числе которых бывшие руководители силовых министерств и ведомств, подготовили проект мирного урегулирования, который они намерены использовать для давления на правительство Нетаньяху с целью принудить его к возобновлению палестино-израильских переговоров. Представители группы авторов утверждают, что этот план базируется на арабской инициативе, выдвинутой в 2002 г. и за-
бракованной Израилем, поскольку там содержалось требование о восстановлении границ 1967 года и возвращении палестинских беженцев. Авторы этого проекта призывают Израиль признать палестинское государство на территории сектора Газы и почти всего Западного берега, включая Восточный Иерусалим, совместный контроль над еврейской столицей. От большинства палестинских беженцев, по мнению инициаторов, следует откупиться, выдав им денежную компенсацию, а небольшой части из них позволить вернуться на территории Израиля. Данная инициатива, помимо этого, включает также отступление израильских войск с Голанских высот и передачу их Сирии - в обмен на гарантии безопасности и совместные экономические проекты.
Полностью этот план поддержали 40 израильских политиков, в т.ч. бывшие главы внешней разведки (Моссад) и контрразведки (ШАБАК). Авторы инициативы подчеркивают, что этот проект вызван к жизни "драматическими событиями", происходящими сегодня в регионе, а именно падением тоталитарных режимов в ряде арабских стран, что, по их мнению, должно послужить сигналом к возобновлению мирного процесса27. Надо признать, что этот путь не пользуется поддержкой большинства израильтян.
Существует и другое мнение. Некоторые израильские авторы правого толка считают, что события в Египте и общая тенденция социально-демографических процессов в арабском мире дают основания для прогноза, что в ближайшие 10 - 15 лет весь арабский мир превратится в такие же "недогосударства", какими сейчас являются Ливан или Сомали. По их мнению, это дает основания полностью изменить свой подход к арабо-израильскому конфликту, в части планов создания ещё одного арабского государства на Западном берегу Иордана, помимо Иордании28.
* * *
В целом можно констатировать, что хотя израильских лидеров беспокоит уходящий старый (привычный) порядок в арабском мире и пугают неизбежные перемены, привычный политический дискурс в стране не претерпевает никаких существенных изменений29.
Главным внутриполитическим результатом египетских событий для Израиля является объективно необходимое ужесточение оборонной политики Израиля и готовность принять предельно жёсткие меры в случае фактического расторжения Египтом мирного договора (оккупация Синая, строительство там защитной стены, оккупация Газы и т.д.). Официальный Израиль и премьер-министр Нетаньяху настаивают на дальнейшем строительстве защитной стены теперь уже на границах с Египтом и Иорданией и т.д.30 Естественно, такие шаги не могут не повлиять на внешнеполитические ориентиры этого государства.
1 Подробнее см.: Усова Ю. Израиль в системе международных отношений ближневосточного региона в первое десятилетие XXI века. Новые тенденции и перспективы - см.: Израиль в современном мире. Сборник научных статей (отв. ред. Т. Карасова). М.: Изд-во "Риалтекс", 2009. С. 159.
2 Там же. С. 170.
3 http://sms.cup2002.ru/news/lenta/2011/03/24/n_1761729.shtml
4 Берг И. Визит израильского премьер-министра в Германию - http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/10 - 02 - 11c.htm
5 http://svpressa.ru/society/article/39415/
6 Ibidem.
7 Арабские революции не оставили шанса для выживания Израиля - http://pda.regnum.ru/1391968.html
8 Там же.
9 Новак Д. Нетаньяху требует решительных мер против Ирана и Ливии - http://israelreport.ru/polytics/2487/netanyakhu-trebuet-reshitelnykh-mer-protiv-irana-i-livii
10 Haaretz, 28.03.2011.
11 The Peace Index is a Project of the Evens Program for Conflict Resolution at Tel Aviv University and the Israel Democracy Institute. This month's survey was conducted by telephone on March 23 - 24, 2011 by the Dahaf Institute - http://www.peaceindex.org; http://www.imra.org.il/story.php3?id=51728; http://www.echo.msk.ru/blog/rozis/753135-echo/
12 Benn Aluf. Overcoming fear and anxiety in Tel Aviv. How Israel can turn Egypt's unrest into an opportunity - http://www.news-land.ru/news/detail/id/627708/cat/94/
13 Haaretz, 21.02.2011.
14 http://www.rian.ru/world/20110214/334264608.html
15 Worried Israel. Chaos could come this close // The Economist. Jerusalem, February 3, 2011.
16 Щегловым Ю. Б. Размышления о позабытом БВУ http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/24 - 03 - 11c.htm; Месамед В. И. Демонстрации в Сирии: беспокойство в Иране и Израиле - http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/26 - 03 - 11b.htm
17 http://www.regnum.ru/news/polit/1378492.html#ixzz1Hn9F4 Ayr
18 Беньямин Нетаниягу. Место под солнцем. Ассоциация "Алия за Эрец Исраэль", 1996. С. 382.
19 Israel blind to Arab revolution - http://www.dawn.com/2011/03/24/israel-blind-to-arab-revolution.html/print/
20 Benn Aluf. Israel is blind to the Arab revolution - http://oko-planet.su/politik/politikdiscussions/print: page,l,58085-belaya-intifada-scenariy-arabskoy-revolyucii-v-izraile-haaretz-izrail.html
21 Армия изучает методы "арабских революций": Израиль сегодня - http://www.regnum.ru/news/polit/1382544.html#ixzz1K2vYKprv
22 Ettinger Yoram. Arabs prefer life in Israel - http://emet-news.org/analysis/arabs-prefer-life-in-israel.php
23 Дорфмаи Михаэль. Израиль-Египет: на южном фронте перемены - http://sensusnovus.ru/analytics/2011/02/17/5489.html
24 Israeli leadership fears Arab popular democracy - http://there-alnews.com/t2/index.php?option-com_content&task-view&id-31&Ite mid=74&jumival=6292
25 The Peace Index is a project...
26 Foreign Affairs, February 8, 2011 - http://www.foreign-affairs.com/articles/67353/aluf-benn/overcoming-fear-and-anxiety-in-tel- aviv
27 План израильских "экс-силовиков": отступление с Голан и отказ от Восточного Иерусалима - http://www.newsru.co.il/israel/05apr2011/am ram4546_print.html
28 Сарно Эдмонд. Внутриполитические последствия событий в Египте для Израиля - http://edmond-sarno.livejournal.com/116398.html
29 Israel blind to Arab revolution..; Klein Halevi Yossi. Israel, alone again? // New York Times. February 1, 2011 - http://www.nytimes.com/2011/02/02/opinion/02Halevi.htmi
30 Ibidem.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |