Ключевые слова: Великобритания, Манчестер, Пенджаб, пакистанцы, иммиграция
По Карри Майл брожу, как будто это Дели! Тюрбаны и платки, как будто это Дели! Я слов не нахожу, вдыхаю ароматы Рву розы лепестки, как будто это Дели. И речи здесь: урду, пенджаби, будто в Дели. И кухни: там кебаб, тут карри, будто в Дели. И даже таракан спит черносливом в плове, И пиво "Кобра" здесь, конечно это Дели! Индийский квартал. Карри Майл.
Манчестер и его пригороды наряду с Бирмингемом были колыбелью промышленной революции на Британских островах. И в настоящее время Большой Манчестер сохраняет свое положение крупнейшего промышленного, финансового, научного и образовательного центра северной Англии. В нем и вокруг него сосредоточено 80% работающих в хлопчатобумажной промышленности и 85% произведенных пряжи и тканей.
С производством и продажей текстиля связана судьба индо-пакистанской общины города - одной из старейших в Англии. Уже в 1930-е гг. несколько десятков пенджабцев-мусульман прибыло учиться в Манчестерский университет. Здесь же, на Оксфорд-роуд, в районе университета и технологического института селились пенджабцы, занимавшиеся розничной торговлей.
Лондонский "трущобный бунт" в августе 2011 г. перекинулся и на Манчестер. Разбушевавшаяся молодежь грабила магазины и поджигала машины. Во время беспорядков пострадали и некоторые представители индо-пакистанской общины. Но сведений об участии их молодежи в беспорядках не имеется.
И. Ю. КОТИН
Доктор исторических наук
Группа мусульман-разносчиков товаров из Джаландхара - округа в индийском штате Пенджаб - появилась в Манчестере в 30-е годы прошлого столетия. Английская исследовательница П. Вербнер отмечает их принадлежность к касте арайн1.
Вторая волна иммиграции из Джаландхара, зачастую транзитом через Фейсалабад или даже Малайзию и Сингапур, где они проходили военную службу, наблюдалась в 1947-1950-х гг.
Третья волна мигрантов, преимущественно из пенджабского города Гуджранвала (Пакистан) и соседних деревень, в основном была представлена членами касты ткачей - джулаха, ранее служившими в британских войсках на Кипре, а после предоставления в 1960 г. островной республике независимости оказавшимися в Англии.
В настоящее время пакистанцы и другие группы южно-азиатских мусульман компактно проживают в районах Рушолм, Левешулм, Виктория-Парк к югу от центра Манчестера, а также в северном пригороде Рочдейл.
Наименее обеспеченные пенджабцы-мусульмане оседают в районах наибольшей концентрации пакистанских иммигрантов, в то время как их более преуспевающие земляки по возможности переезжают в престижные "белые" пригороды. Подобная практика характерна и для индийцев, главным образом индусов, число которых в районах первоначального расселения в британских городах сокращается по мере улучшения их экономического положения и повышения социального статуса, прежде всего, благодаря получению ими высшего образования.
Неподалеку от Манчестерского университета, вокруг одноэтажного здания мечети, проживают и представители мусульманской секты Ахмадие*.
Районы сосредоточения пенджабцев-мусульман и сикхов в Манчестере не совпадают. Сикхи расселяются к северу от центра города, а не к югу, как мусульма-
* Мусульманская секта, отделившаяся от ислама. Отрицает джихад, отвергает концепцию завершенности откровений Аллаха, изложенных в Коране. Наибольшее распространение взгляды идеологов Ахмадие, прежде всего Мирзы Гулама Ахмада Кадиани (1835-1908), получили в Пакистане, Иране, Афганистане и Индии.
не. Однако большинство и тех, и других живет в типичных недорогих домах викторианской эпохи и содержит магазины и рестораны. Особой популярностью у манчестерцев пользуется район Рушольм, где расположено более сотни пакистанских и индийских ресторанов, рассчитанных как на азиатов, так и на коренных британцев.
В последние годы наметилась тенденция к дальнейшему развитию Рушольма как "азиатского анклава": в дневное время он остается оживленным местом для трапезы и прогулок студентов и туристов, а вечером переходит под "власть" индийцев, пакистанцев и бангладешцев, для которых он стал и районом, престижным для проживания.
С 1980-х гг., когда правительство Маргарет Тэтчер оказало поддержку мелкому бизнесу, способствуя при этом "тихой смерти" ряда больших и нерентабельных предприятий, многие индийцы и пакистанцы, уволенные с текстильных фабрик, решили попытать счастье в ресторанном бизнесе. Они присоединились к пионерам и ветеранам отрасли, таким, как владельцы уже полвека существующего в пригороде Вилмслоу ресторана "Тадж Махал", который несколько раз исчезал и возрождался, отражая периоды увлечения "индийской кухней" и ее забвения.
В 1950-е гг. наличие недорогого жилья и работы в текстильном производстве предопределило привлекательность для иммигрантов района Вилмслоу-роуд, где появились недорогие индийские и пакистанские кафе2.
По словам Абдула Санама, основателя процветающей ныне фирмы "Санам свит Хаус и Индийский ресторан", в 1960-е гг., когда в Рушольм хлынули "азиаты", здесь еще было множество традиционных английских магазинов и пабов. 1970-е гг. стали временем активного превращения Рушольма в "азиатский анклав". Результаты индо-пакистанской иммиграции сюда стали особенно заметны в 1980-е гг., когда в районе остались лишь несколько семей неазиатского происхождения3. Тем более, что район заселялся не только напрямую прибывавшими из Южной Азии, но и переселенцами из старых британских "азиатских анклавов" - Брэдфорда, Дерби и др.
Среди наиболее популярных индийских ресторанов Рушольма - "Лал Хавели" ("Красный терем"). Название отражает соперничество его с расположенным напротив и более известным "Лал Кила" ("Красный форт"). Многие называют "Лал Хавели", специализирующийся на блюдах индийской и непальской кухонь, лучшим в Рушольме. В свою очередь, "Лал Кила" - заведение с богатой историей, интересным меню и отделениями в соседних городках - Болтон и Хэндфорт.
Другой фаворит жителей Манчестера - "Спайси Хат", само название которого - "Дом специй" - напоминает о национальных особенностях индийской и пакистанской кухни.
Возрождение Рушольма как "азиатского анклава" имеет свои отличия от, например, развития лондонского Ист-Энда, называемого "Банглатаун" или "маленький Бангладеш"4. В последнем бангладешские рестораторы готовы использовать индусскую символику для привлечения "белых" клиентов, в Рушольме же акцент сделан на продукты, обработанные в соответствии с мусульманскими нормами.
В последние годы Рушольм переживает процессы радикализации молодых мусульман южноазиатского происхождения, которые стремятся превратить район в зону с преобладанием здесь "мусульманских порядков". В определенной степени это противоречит интересам представителей старшего поколения, владеющих здесь предприятиями, в том числе ресторанами и магазинами.
Молодежь требует запрета на продажу алкогольных напитков в "азиатских" районах, что может грозить разорением их "отцам". Пока своеобразным компромиссом можно считать наличие в ассортименте индийских и пакистанских ресторанов пива (как правило, индийского производства - "Кингфишер", "Кобра" и др.) и отказ от предоставления клиентам более крепких напитков. Страсти особенно накаляются во время мусульманских праздников.
Проживающие в Рушольме пенджабцы используют традиционный мусульманский календарь. Летосчисление они ведут от года хиджры - переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г. н.э.). Распространенным является добавление в местных газетах, публицистических и пропагандистских изданиях к европейской дате мусульманской; даты мусульманских праздников, скользящие по отношению к европейским числам, указываются в центральных газетах и различных справочниках.
В основе календаря лунной хиджры - год, состоящий из 12 месяцев. Лунный месяц, ограниченный двумя новолуниями, составляет 29 суток 12 часов 44 мин. 3,8 сек. Для простоты исчис-
ления некоторые месяцы имеют 30 дней, другие - 29.
Мусульмане южноазиатского происхождения, подобно другим последователям ислама, традиционно придерживаются поста в месяц рамадан, по окончании которого они отмечают праздник разговения.
Беспорядки в Манчестере в начале 2000-х гг. предопределили то обстоятельство, что во время праздников полиция и администрация города всеми силами стремятся ограничить доступ мусульман из других районов Манчестера в Рушольм5. В то же время в самом Манчестере лейбористы и консерваторы борются за "этнический голос", стремясь не терять избирателей-радикалов, при этом по возможности не допуская на выборы депутатов - выходцев из иммигрантских семей.
БОРЬБА ЗА "ЭТНИЧЕСКИЕ ГОЛОСА"
На национальной конференции лейбористской партии в 1994 г. в Манчестере было положено начало разработке программы действий в отношении избирателей и кандидатов от меньшинств, прежде всего "азиатов", поводом к чему послужили выявленные факты подкупа и других проявлений "нечестной игры" при назначении кандидатов от лейбористов в округе Манчестер-Гортон, преимущественно населенного пакистанцами. Так, член парламента, министр иностранных дел в теневом правительстве лейбористов Джералд Кауфман сообщил руководству, что осенью 1992 и зимой 1993 гг. в его округе было подано 625 прошений о вступлении в партию. До этого в партийной организации состояло 900 человек. 625 новых кандидатов оказались азиатами. Поскольку при выборе кандидата в парламент каждый член партии имел один голос, новые члены могли сразу повернуть ситуацию в пользу своего представителя. Кауфман расценил случившееся как факт лоббирования кого-то из новых кандидатов-пакистанцев. Однако партийная комиссия признала 492 заявления действительными, тем самым допустив появление азиатского мусульманского лобби.
Как выяснилось позже, людей не столько просили вступить в лейбористскую партию, сколько вступлением в нее поддержать конкретного кандидата. Предполагалось, что кампанию лоббирования организовал крупный пакистанский бизнесмен Брент Ахмед Шахзад, намеревавшийся выставить свою кандидатуру от округа на очередных парламентских выборах6. Именно это раскрыло механизм лоббирования пакистанских кандидатов и опасность связанных с этим нарушений.
В период избирательной кампании в популярной англо-пакистанской газете "Джанг" появилось сообщение о политике пакистанских кандидатов по мобилизации голосов избирателей-пакистанцев в Англии в поддержку земляков. В связи с этой публикацией и обвинением в лоббизме член брэдфордского городского совета Рангзеб и ряд других потенциальных кандидатов-пакистанцев были вынуждены отказаться от предвыборной борьбы. Бывший мэр Брэдфорда Мухаммад Аджиб и ряд других британских политиков из числа мусульман усмотрели в действиях лейбористов проявление исламофобии.
Политическая активизация избирателей в период выборов сменяется наступлением некоторой апатии в промежутках между ними, однако "азиатское чрево" Манчестера - Рушольм - напоминает о себе многочисленными пропагандистскими объявлениями, а в последнее время и выступлениями в городском совете с требованиями придать Рушольму статус, сопоставимый с положением лондонского Банглатауна, то есть официально признать его этническим анклавом в британском городе.
1 Werbner P. The Migration Process. Capital, Gifts and Offerings among British Pakistanis. Oxford, 1996.
2 Goswami N.. The Making of the 'Currv Mile'// BBC News, 06.08.2009.
3 Ibidem.
4 Пич К., Котин И. Ю. Этноконфессиональные группы южноазиатского происхождения в трех городах Англии // Этнографическое Обозрение, 2009, N 5, с. 3-14.
5 Rusholm Aid 'not cancelled' // BBC News, January 1, 2002.
6 Daily Times. 30.01.1996.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |