Libmonster ID: UZ-1066

После обретения независимости Индия последовательно шла по пути проведения экономических реформ, придавая при этом особое значение быстрой модернизации всех отраслей экономики. Важная роль в решении этой задачи отводилась иностранному инвестированию на основе изучения опыта зарубежных стран в данной сфере, на базе которого разрабатывались и предпринимались меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Ряд индийских ученых и дипломатов, таких как Ж. Н. Дикшит [Dixit, 2005], Кишан Рана [Rana, 2000, 2002, 2005], Хариш Капур [Карт, 2004] и другие, исследовали роль экономической политики в осуществлении реформ в стране, однако проблема привлечения иностранных инвестиций раскрыта ими недостаточно. В данной статье делается попытка анализа некоторых аспектов инвестиционной политики Индии на современном этапе.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ И ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Важным шагом начала модернизации экономики в первые годы независимости стало принятие правительством Индии промышленной политики [The Industries Development.., 1951], которая постоянно модифицировалась в 1956, 1973, 1976, 1980 гг. и послужила базой и отправной точкой для разработки инвестиционной политики. Сменявшие друг друга правительства Индии продолжали последовательно расширять и углублять этот процесс, сосредоточив основное внимание на вопросах модернизации отраслей экономики и либерализации иностранного инвестирования, выработки приоритетных направлений привлечения иностранных инвестиций, разработки законодательной и институциональной базы инвестиционной политики.

Обращает на себя внимание, что в этот период довольно часто под модернизацией индийской экономики имелась в виду политика индустриализации. Во многих документах, в которых говорится о промышленной политике, мы находим разделы и по реформам в других отраслях [Sengupta Arjun.., 1992, р. 120 - 121].

Программа новых экономических реформ, начатая в Индии в 1991 г. принятием новой промышленной политики [Statement.., 24.07.1991], позволила выработать основополагающие приоритеты модернизации отраслей экономики и направления иностранного инвестирования. Эта политика позволила добиться больших успехов по созданию благоприятного климата для иностранных инвестиций и, в свою очередь, по продвижению реформ. Законодательные и нормативные акты, принимаемые в Индии, с каждым разом облегчали проведение политики в области инвестирования. В этой связи уже в 1998 г. тогдашний премьер-министр Индии И. К. Гуджрал подчеркивал: "Правительство Индии предлагает привлечь около 10 млрд. дол. прямых иностранных инвестиций в следующем году" [Gujral, 1998, р. 67]. Для этих целей "был создан новый Совет по содействию иностранным инвестициям и повторно учрежден Комитет по привлечению иностранных инвестиций".

стр. 79

В середине 2000 г. была проведена очередная либерализация условий для осуществления иностранных капиталовложений, которая в последующем ежегодно совершенствовалась [Manual on.., 2003]. Эта мера коснулась прежде всего многонациональных компаний в 22 отраслях [Destination India, 2004], в частности в автомобилестроении, производстве бытовой электроники, пищевой, кожевенной и табачной промышленности. Разрешив многонациональным компаниям свободно репатриировать свои дивиденды, правительство надеялось привлечь в эти отрасли иностранный капитал. До этого вышеназванным компаниям было разрешено это делать лишь в тех случаях, когда они могли доказать, что получают валюту именно от экспортных операций.

Объединенный прогрессивный альянс (ОПА) Индии, пришедший к власти в 2004 г., в своей Общей программе [National Common Minimum Programme.., 2004] также определил перспективные и стратегические цели экономических реформ, включая направления привлечения инвестиций. Об этом заверила в интервью и Соня Ганди, лидер ОПА, подчеркнув, что "политика экономических реформ будет иметь приоритетное значение" [The Policy of.., 2004, p. 6]. При этом правительство ОПА придавало исключительное значение совершенствованию либерализации и созданию модернизированной нормативно-правовой базы [Investing in India, Secretarial.., 2005] в области иностранного инвестирования.

Начав реализацию экономической политики ОПА, премьер-министр Индии Манмохан Сингх в одном из интервью отмечал: "Мы нуждаемся в инвестициях приблизительно в 150 млрд. дол. в ближайшие 7 - 8 лет для реализации наших амбициозных планов и обеспечения в стране такой инфраструктуры, которая отвечала бы экономическим и социальным вызовам, с которыми мы сталкиваемся" [India's economic.., 2005]. Базируясь на общей Программе ОПА, правительство разработало новый модифицированный свод процедур и правил по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) [Investing in India, Foreign.., 2005], что значительно облегчало практическое осуществление политики в области привлечения инвестиций. Согласно этим правилам иностранное инвестирование в Индии разрешено практически в каждый сектор, кроме тех, которые имеют стратегическое значение.

Многие отрасли промышленности, ранее принадлежавшие государственному сектору, теперь большей частью были открыты для участия инвестиций из-за рубежа. В настоящее время большинство предприятий освобождены от получения лицензии на производство; им необходимо лишь зарегистрироваться в Списке промышленных предпринимателей (IEM - Industrial Entrepreneur Memoranda) [Industrial Entrepreneur..] в Секретариате по оказанию содействия развитию промышленности (SIA - Secretariat of Industrial Assistance) Департамента промышленной политики министерства торговли и промышленности.

Правительство Индии считает приоритетным и развитие инфраструктуры: "прямые иностранные инвестиции в инфраструктуру должны быть другим специальным приоритетом" [Indian Foreign Policy, 1997', p. 228]. Этому направлению в настоящее время уделено особое внимание в индийском законодательстве [Investment Opportunities in Infrastructure Sectors, 2005], где разрешены особые меры, стимулирующие приток иностранных инвестиций.

Значительный толчок политике в этой области дало совершенствование налогового и таможенного законодательства применительно к иностранным инвестициям, которое постоянно модифицировалось в сторону либерализации, но с учетом защиты экономических интересов страны. Так, в 2003 г. были приняты серьезные поправки в налоговое законодательство [The Taxation Laws.., 8.08.2003], которые значительно усовершенствовали предыдущие нормативно-правовые документы [The Income-tax Act, 1961] в вопросах как прямых, так и косвенных налогов. Изменения были внесены и в таможенное законодательство, в настоящее время базирующееся на нормативно-пра-

стр. 80

вовых документах и актах в области таможенных, акцизных, торговых и других налогов и пошлин, общее количество которых превышает 150. Так, только таможенные сборы и пошлины базируются на Таможенном тарифном акте [Customs Tariff Act, 1975], Таможенном акте [Customs Act, 1962] и других связанных актах (более 10), а также на базе таможенных правил (более 20) и таможенных процедур (более 30).

Отмеченные меры по совершенствованию законодательной базы иностранного инвестирования значительно способствовали продуктивной работе индийской дипломатии во главе с МИДом [Investment and Trade Promotion..], причем как за рубежом через дипломатические представительства, так и внутри страны с посольствами иностранных государств. МИД Индии также активно координировал свои действия в реализации политики иностранного инвестирования с другими министерствами и ведомствами, а также активно подключал к этой работе торгово-промышленные палаты.

Важным аспектом осуществляемой МИД Индии экономической политики стало в настоящее время создание условий для распространения информации об инвестиционном климате в Индии: это и подготовка соответствующих презентаций, организация симпозиумов, семинаров и конференций по поощрению инвестиций, содействие в получении необходимых разрешений, улаживание возникающих проблем с привлечением различных правительственных учреждений [Implementation of Right to Information Act 2005. Department of..]. Созданная сейчас законодательная база в области реализации инвестиционной политики стала намного проще, либеральнее и носит более открытый характер.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЛЬГОТЫ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРАМ

Статус автоматического разрешения. С возрастающей либерализацией индийской экономики сегодня, как правило, не возникает необходимости получать официальное разрешение правительства на новые прямые иностранные инвестиции (ПИИ), следует лишь подать заявку в Резервный банк Индии (Reserve Bank of India - RBI). Однако в отдельных случаях и в случаях инвестирования в некоторые особые секторы экономики требуется предварительное разрешение. К ним относится гражданская авиация, разведка и переработка нефти, жилищное строительство, атомная энергетика и связанные с ней отрасли, производство вооружений, периодическая печать, телевидение и почтовая служба.

В соответствии с законодательством Резервный банк Индии предоставляет автоматическое разрешение (иногда называется "автоматическое одобрение") в том случае, когда процент ПИИ не превышает определенной нормы. Эта норма составляет 74% в нескольких областях 9 промышленных групп [Foreign Investment Policy.., 2004]: добыча полезных ископаемых; цветные металлы и сплавы; производство медицинского и лабораторного оборудования; производство и передача электроэнергии; нетрадиционные виды производства электроэнергии; строительство; трубопроводы, исключая трубопроводы для сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа; водный транспорт; хранение и складирование. Для других производств эта норма составляет 51%. Сюда относятся: металлургия, транспорт, производство генераторов, электро- и промышленного оборудования, производство сельскохозяйственной техники, печатных станков, пищевых продуктов, хлопка, текстиля, шерсти и шелка, основных химических продуктов, производство металлических изделий и деталей (за исключением деталей для продукции машиностроения), здравоохранение и медицинские услуги, наземный и водный транспорт. Для таких производств, как добыча железной руды и других полезных ископаемых, за исключением группы урана, норма составляет 50%. Следует также отметить, что иностранные инвестиции в Индии регулируются и Постановлением о контроле иностранной валюты (FEMA) [Foreign Exchange.., 1999].

стр. 81

В принятии статуса "автоматического одобрения", значительно облегчившего бюрократические и процедурные вопросы для иностранного инвестирования, большая заслуга принадлежит индийской дипломатии, которая способствовала использованию здесь зарубежного опыта.

ПИИ для новых предприятий. Согласно законодательству Индии все новые предприятия с прямыми иностранными инвестициями от индийцев-нерезидентов (NRI -Non-Resident Indians) и представительств за границей (ОСВ - Overseas Corporate Bodies) подпадают под автоматическое одобрение до 100% [Guide to NRI.., 2003], кроме тех, которые требуют отдельного разрешения правительства. Инвестор может сам выбрать - подавать ли ему заявку в Комитет по привлечению иностранных инвестиций (FIPB - Foreign Investment Promotion Board) или не использовать путь "автоматического одобрения". Подробности в отношении возможностей, предоставляемых NRI, регулируются нормативными документами Резервного банка Индии [http://www.rbi.org.in/home.aspx].

Инвестиции в предприятия государственного сектора, а также в объединения, принадлежащие экспорториентированным предприятиям (EOU - Export Oriented Units) или находящиеся в экспортно-производственных зонах (EPZ - Export Processing Zones), специальных экономических зонах (SEZ - Special Economic Zones), парках электротехнологического оборудования (ЕНТР - Electronic Hardware Technology Parks) или парках по производству программного обеспечения - ПО (STP - Software Technology Parks), также имеют статус "автоматического одобрения" и регулируются рядом законодательных актов [Special Economic Zones in India..].

ПИИ для уже существующих предприятий также получают статус "автоматического одобрения", если инвестирование осуществляется со стороны NRI и ОСВ с целью привлечения их собственных средств. Однако для таких предприятий имеются дополнительные требования: увеличение доли акций должно привести к расширению акционерной базы существующей компании без поглощения ее доли со стороны NRI, ОСВ и иностранными инвесторами и ряд других. Участие международных финансовых институтов в местных предприятиях разрешается автоматически в соответствии с законодательными актами Индийского совета по валютной безопасности (SEBI - Securities Exchange Board of India) [The Securities and Exchange Board.., 1992], RBI и специальными правилами для секторов с ПИИ [The Securities and Exchange Board.., 2005].

Актуальнейшей задачей для Индии сегодня стало и привлечение иностранных инвестиций в сектор малых предприятий, которое координируется министерством малого предпринимательства в промышленности - МПП (Ministry of Small Scale Industries -SSI) [Ministry of Agro..] и министерством аграрного и промышленного производства в сельской местности - АППСМ (Ministry of Agro and Rural Industries - ARI) [Ministry of Small..]. Руководствуясь принятыми законодательными актами [Handbook on Right.., 2005], эти ведомства выражают и защищают интересы малых предприятий (МП), представляют их в различных органах власти, других министерствах (в том числе в МИД), администрациях штатов, сотрудничают с международными и неправительственными организациями, заинтересованными в развитии МП. Политика по отношению к малым предприятиям предусматривает, что участие в них других предприятий, включая иностранные, допустимо до доли в 24%. Однако, если предприятие намеревается выйти из статуса малого, верхний предел иностранного участия не предусмотрен. В таком случае должна быть получена промышленная лицензия, предусматривающая экспортное налогообложение в 50%.

Иностранное инвестирование в торговой деятельности стало сегодня одной из важных составляющих экономической политики. На базе Внешнеторгового акта [Foreign Trade.., 1992] с 1 апреля 1997 г. вступила в силу разработка "Экспортно-импортная политика Индии на период 1997 - 2002 гг." [Export and Import.., 1997], вошедшая в состав девятого пятилетнего плана развития страны [Ninth Five Year Plan 1997 - 2002]. Для сти-

стр. 82

мулирования внешней торговли с 1 апреля 2002 г. вступила в силу программа "Экспортно-импортная политика Индии на 2002 - 2007 гг." [Exim Policy 2002 - 2007, 2002], которая, вместе с рядом новых инициатив, закрепляла и развивала принятые ранее решения, направленные не только на развитие экспорта, но на привлечение инвестиций и повышение конкурентоспособности индийских товаров.

Иностранное инвестирование в торговлю разрешается автоматическим путем, если иностранная акционерная собственность не превышает 51%, а при превышении этой цифры - только при наличии правительственного разрешения, при котором 100% ПИИ разрешено при проведении торговых операций в определенных секторах, таких как сектор высокотехнологической медицины и диагностики, социальный сектор, экспортная продукция, оптовый импорт, а также в деятельности, связанной с торговлей электронной продукцией.

Поощрение иностранных инвестиций в штатах Индии позволило вести целенаправленную работу по привлечению ПИИ в конкретные штаты страны. По законодательству обычно штат финансирует определенную часть затрат на инвестиционный проект [India 2003 - 04.., 2003]. Различные штаты распределены по категориям "А", "В" и "С" в соответствии с уровнем их развития. Степень участия штата в инвестиционном проекте варьируется в зависимости от характера индустрии, в развитии которой штат заинтересован больше всего. Некоторые штаты предлагают льготы для предприятий или приоритетных отраслей в соответствии с их промышленной политикой. Подобные инициативы включают, например, ценовые привилегии для товаров, производимых малыми предприятиями, при закупке их правительственными организациями, освобождение от выплаты таможенной пошлины на определенный период и др. Также имеются различные льготы на энергетические тарифы, предлагаемые правительствами штатов. Реальные поощрения различаются для разных штатов и для разных отраслей промышленности и зависят от сферы деятельности, в которой работает данное предприятие.

В проведении и разъяснении этой политики инвестирования в штаты широко и активно задействованы все дипломатические представительства Индии, получающие информацию об инвестиционном потенциале штатов через МИД и другие министерства. За рубежом дипломатические представительства Индии ведут работу не только с официальными государственными структурами, но и с крупными торгово-промышленными палатами, что приносит несомненный успех стране.

ИНСТИТУТЫ, СОЗДАННЫЕ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

С целью привлечения иностранных инвестиций в Индии создана и функционирует целая система государственных структур по содействию в этом вопросе. Правительство Индии предпринимает необходимые шаги с тем, чтобы эта институциональная инфраструктура, министерства и ведомства, а также система промышленных палат Индии активно содействовали реализации политики правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций. К таким основным структурам в Индии относятся:

1) Департамент промышленной политики и поддержки (ДППП) Министерства коммерции и промышленности Индии, созданный в 1995 г., занимается формулированием и выработкой политики привлечения прямых иностранных инвестиций; формулированием и реализацией промышленной политики и стратегией промышленного развития; оценкой и прогнозом развития промышленности и привлечения ПИИ; координирует работу Комитета по привлечению иностранных инвестиций и Управления реализацией иностранных инвестиций; ведет работу с международными организациями в области привлечения инвестиций; координирует головные торгово-промышленные палаты

стр. 83

Индии; координирует свои действия с Отделом по содействию развития инвестиций и торговли МИД Индии и др.

2) Комитет по привлечению иностранных инвестиций (FIPB - Foreign Investment Promotion Board) образован как специальный орган в составе экономического департамента министерства финансов Индии [Foreign Investment Promotion Board..], главным образом для привлечения ПИИ и рассмотрения всех предложений, которые касаются прямых иностранных инвестиций и не подпадают под "автоматическое одобрение" [Investing in India, Foreign.., 2005]. Комитет использует гибкую систему целенаправленных переговоров с инвесторами и рассматривает предложения целиком, независимо от отдельных параметров. Он подготавливает рекомендации по каждому предложению, одобренному правительством, которые затем передаются Секретариату по содействию промышленности (SIA - Secretariat for Industrial Assistance), который действует как секретариат FIPB.

3) Секретариат по содействию промышленности (SIA) был создан в департаменте промышленной политики министерства торговли и промышленности Индии с целью оказания поддержки, помощи инвесторам; получения и обработки всех заявок, требующих одобрения правительства, помощи инвесторам в создании проектов (включая установление связи с другими организациями и правительствами штатов) и контроля над исполнением проектов [SIA..]. Он также доводит до общего сведения все решения правительства, касающиеся инвестиций и использования современных технологий.

4) Управление по реализации иностранных инвестиций (FIIA - Foreign Investment Implementation Authority) [Implementation of Right.., 2005] было создано в составе ДППП с целью упрощения процесса осуществления одобренных проектов ПИИ. Управление помогает иностранным инвесторам в получении необходимых разрешений, улаживает возникающие проблемы и добивается привлечения различных правительственных учреждений к поискам решения возникающих проблем. В функции FIIA также входит поддержание контактов с министерством иностранных дел, чтобы информировать дипломатические миссии Индии за рубежом относительно реализации одобренных проектов ПИИ. FIIA - единственное связующее звено между инвестором и правительственными учреждениями, включая министерства, правительства штатов, органы государственного регулирования, налоговые ведомства, законодательный совет по компаниям, и т. д. Практически во всех министерствах и ведомствах созданы соответствующие комитеты, которые осуществляют мониторинг и информируют FIIA о поступлениях и реализации ПИИ.

5) Секция поощрения инвестиций и развития инфраструктуры ("Investment Promotion and Infrastructure Development Cell") [Investment Opportunities in Infrastructure, Roads.., 2005], являясь структурным подразделением SIA, выполняет следующие функции: распространение информации об инвестиционном климате в Индии; обработка и распределение материалов презентаций и других публикаций; организация симпозиумов, семинаров по поощрению инвестиций; контакты с правительствами штатов по вопросу поощрений инвестиций; координация развития секторов инфраструктуры, подходящих для вливания инвестиций; поощрение частного инвестирования, включая инфраструктуру; составление планов и перспектив развития секторов инвестирования как в Индии, так и за рубежом.

6) Отдел по содействию развития инвестиций и торговли министерства иностранных дел Индии был создан специально для активизации привлечения ПИИ, а также продвижения индийских инвестиций за рубежом. Отдел непосредственно и через другие департаменты МИД поддерживает постоянные контакты со своими посольствами и зарубежными миссиями в Индии, а также тесно сотрудничает с иностранными инвесторами и поддерживает их инициативы и участие в различных проектах в Индии. Ведется также активная работа с индийскими гражданами за рубежом для привлечения

стр. 84

ПИИ. Отдел содействует подготовке и доставке в зарубежные страны информации об инвестиционном климате в стране, а также изучению инвестиционных возможностей потенциальных инвесторов.

7) Совет по содействию иностранным инвестициям (FIPC - Foreign Investment Promotion Council) был создан для осуществления связи правительственных структур с торгово-промышленными палатами и деловыми кругами в Индии. Председательство в Совете осуществляет компания Industrial Credit and Investment Corporation of India Limited (ICICI). Президенты трех крупнейших палат (Конфедерация индийских промышленных предприятий, Федерация индийских торгово-промышленных палат и Объединение торгово-промышленных палат Индии) являются членами этого Совета, а заместитель министра по промышленности - также членом Совета и одновременно заместителем председателя Совета.

8) Институционализация на уровне штатов является важным связующим звеном между предприятиями на местах и министерствами и ведомствами, осуществляющими политику инвестирования на уровне штатов [India 2003 - 04 - Reliable Business Partner Attractive FDI Destination. 2003]. В большинстве штатов существуют организации по индустриальному содействию и поддержке инвестиций, такие как Агентство по обеспечению инвестиций (IPA - Investment Promotion Agencies); Корпорация штата по индустриальному развитию (SIDC - State Industrial Development Corporation); Корпорация по развитию малых промышленных предприятий (SSIDC - Small Scale Industries Development Corporation); Финансовая корпорация штата (SFC - State Financial Corporation); Промышленные центры дистриктов (DIC - District Industries Centre); Службы упрощения выдачи разрешений. Некоторые правительства штатов учредили службы "одного окна" (SWS - single window services) и службы содействия инвесторам (ES - escort services). SWS обеспечивают инвестору возможность пройти все формальные процедуры в одном месте и там же получить необходимую поддержку. ES обслуживает крупно- и среднемасштабные проекты и стремятся помочь инвестору в сборе информации, идентификации проектов, изучении возможности их исполнения, разъяснении проекта финансовыми организациями и т. д.

9) Взаимодействие с деловыми кругами - это также важный шаг современной политики Индии в области иностранного инвестирования, который в конечном счете направлен на обеспечение интересов национального бизнеса [India Finance & Investment Guide..]. Активную роль в проведении инвестиционной политики осуществляют головные торговые организации и промышленные палаты: Конфедерация индийских промышленных предприятий, Федерация индийских торгово-промышленных палат, Объединение торгово-промышленных палат Индии и другие центральные и региональные палаты. Координация деятельности крупных палат осуществляется через соответствующие ассоциации с выходом на Департамент промышленной политики и поддержки министерства коммерции и промышленности Индии, а также через Совет по содействию иностранным инвестициям (FIPC).

Как видно из вышесказанного, в реализации инвестиционной политики значительная роль отводится созданию соответствующих институтов. Эффективно скоординированная деятельность правительственных, дипломатических и бизнес-структур по созданию благоприятного инвестиционного климата в Индии стимулирует активность зарубежных компаний в стране и приток инвестиций. Говоря об актуальности вопроса институционализации, бывший заместитель министра иностранных дел и советник по вопросам национальной безопасности правительства Индии Ж. Н. Дикшит в разделе "Экономическая дипломатия" своей книги подчеркивает "важность эффективной координации деятельности департаментов министерств финансов, торговли и МИД с офисом премьер-министра в вопросах экспорта продукции и инвестиций.." [Dixit, 1996, р. 391] и далее отмечает: "Взаимодействие между правительственными департа-

стр. 85

ментами и частным сектором становится все более тесным, более частым и более позитивным. Руководители Федерации индийских торгово-промышленных палат, Конфедерации индийских промышленных предприятий и Объединения торгово-промышленных палат Индии играют очень важную роль в этой трансформации" [Dixit, 1996, р. 392].

УСПЕХИ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Анализ данных Плановой комиссии Индии по ПИИ [Foreign Investment, India.., 2002], и других официальных источников [Reports on Investment Approval.., 2004] показывает, что политика правительства Индии по привлечению ПИИ дает свои положительные результаты. ПИИ поступают в Индию в размере $ 3 - 4 млрд. ежегодно. По данным Резервного банка Индии [Asia Pulse News.., 19.12.2005], за шесть месяцев 2005 - 2006 фин. г. (апрель-сентябрь) в Индию поступило ПИИ на сумму 2.86 млрд. дол. США, а с учетом инвестиций через офшорные фонды и другие источники они составили 5.10 млрд. дол.

В табл. 1 представлены данные о поступлении ПИИ за 2002 - 2005 гг.:

Таблица 1

Поступления ПИИ по странам (млн. дол. США)

Страна

2004 - 2005 гг. (Предварительно)

2003 - 2004 гг.

2002 - 2003 гг.

Всего ПИИ

2320

1462

1658

Маврикий

820

381

534

США

469

297

268

Великобритания

84

157

224

Германия

143

69

103

Нидерланды

196

197

94

Япония

122

67

66

Франция

44

34

53

Сингапур

64

15

39

Швейцария

64

5

35

Южная Корея

14

22

15

Другие страны

300

218

227


-----

Источник: [Reserve Bank of India. Annual Report 2004 - 2005].

Основными донорами ПИИ являются страны, от которых за период с 1991 по январь 2004 г. правительством Индии было одобрено инвестиций в размере: США -$12.934 млрд., Маврикий - $7.952 млрд., Великобритания - $5.268 млрд., Япония - $2.613 млрд., Южная Корея - $2.198 млрд., Нидерланды - $2.123 млрд., Германия - $2.086 млрд., Австралия - $1.513 млрд., Франция - $1.464 млрд., Малайзия - $1.355 млрд.

В табл. 2 представлены данные о распределении поступивших ПИИ по направлениям за за 2002 - 2005 гг.:

За период с 1991 по январь 2004 г. ПИИ вложены в следующие основные сферы: электрооборудование - 13.9% ($2.448 млрд.); телекоммуникации - 12.9% ($2.259 млрд.); транспорт- 10.8% ($1.984 млрд.); энергетический комплекс - 10.4% ($1.813 млрд.); сфера услуг (гостиницы, туризм и др.) - 8.3% ($1.573 млрд.); химическое производство - 6.7% ($1.316 млрд.); переработка продуктов - 4.0% ($0.788 млрд.); текстиль - 1.5% ($0.290 млрд.); металлургия - 1.4% ($0.252 млрд.); туризм и гостиницы - 0.8% ($0.138 млрд.) и другие отрасли.

Анализ инвестиционной политики и достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что в Индии создана законодательная база, обеспечивающая благоприятный

стр. 86

Таблица 2

Распределение ПИИ по направлениям (млн. дол.)

2004 - 2005 гг. (Предварительно)

2003 - 2004 гг.

2002 - 2003 гг.

Рыбный промысел

10

2

9

Горнодобывающая отрасль

11

18

9

Промышленное производство

924

426

480

Пищевая промышленность

183

64

39

Энергетика

14

90

48

Строительство

209

172

237

Торговля, гостиницы, рестораны

22

67

39

Транспорт

70

20

12

Финансовый, страховой и бизнес сервис

363

206

223

Компьютерный сервис

372

166

297

Образование

2

0

1

Исследовательский и научный сервис

5

1

0

Сервис медицины и здравоохранения

25

15

28

Другой сервис

10

2

18

Другие сектора

100

213

218


-----

Источник: [Reserve Bank of India. Annual Report 2004 - 2005].

климат для иностранных инвестиций: свободу инвестирования, выбора технологий, импорта и экспорта, ускорение приватизационного процесса, реструктуризации государственных предприятий и т. д. По данным опроса менеджеров инвестиционных компаний, проведенного агентством Reuter, в настоящее время Индия является наиболее привлекательным объектом для инвестиций в Азии. В качестве основного фактора, обусловливающего инвестиционную привлекательность Индии, опрошенные Reuter менеджеры назвали идущие в этой стране экономические реформы [Индия - чемпион Азии.., 14.06.2005].

Следует отметить также и то, что сегодня Индия, являясь обширным рынком с миллионами потребителей среднего класса с возрастающей покупательной способностью [Indian Investment Centre..], имеет и следующие преимущества при вложении инвестиций: ставка на высокие технологии и инновации; значительные запасы неиспользованных природных ресурсов; перспективное будущее в сфере информационных технологий и биотехнологической промышленности. Созданию хорошего институционального климата для иностранных инвесторов способствуют развитая банковская система, сеть коммерческих банков, поддерживаемых рядом международных банков, страхованием, совместными предприятиями и финансовыми учреждениями национального и государственного значения, динамичный рынок капитала и др.

Выступая на совместном заседании палат парламента, президент Индии А. П. Дж. Абдул Калам, говоря о достижениях и перспективах Индии в инвестиционной сфере, подчеркнул, что "все основные экономические показатели растут, и инвесторы вновь поверили в наш потенциал. Правительство создало Инвестиционный комитет, призванный и впредь ускорять инвестиционную деятельность, устраняя политические и операционные препятствия" [Address by the President of India.., 25.02.2005]. Следует отметить и то, что во многих публикациях говорится об огромной роли экономической дипломатии Индии в создании инвестиционного климата. Так, специальный корреспондент газеты "The Hindu" подчеркивает возможности и успехи Индии в использовании различных инструментов для продвижения этой страны как перспективной сферы вложения иностранных инвестиций" [Economic diplomacy.., 2002]. Одна из ведущих специалистов Индии в области экономической дипломатии Кишан С. Рана от-

стр. 87

мечает, что "в эпоху экономических реформ, экономическая дипломатия, осуществляющая свои функции через МИД и индийские миссии, играет важную содействующую роль, которая заслуживает внимания и дальнейшего развития" [Rana, 2002].

В целом опыт и достижения Индии в привлечении иностранных инвестиций свидетельствуют о том, что добиться существенного успеха в этой сфере ей позволило стремление правительства и парламента постоянно придерживаться политики преемственности и систематически принимать и своевременно совершенствовать законодательные акты, направленные на содействие в проведении политики иностранного инвестирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Индия - чемпион Азии по инвестиционной привлекательности. Деловая пресса. Номер 22 (276) от 14.06.2005. http://businesspress.ru/newspaper/article_mld_21960_aid_343164.html

Address by the President of India to Parliament. Article 17. 25/02/2005. New Delhi.

Asia Pulse News. Monday. 19.12.2005.

Customs Act, 1962. New Delhi.

Customs Tariff Act, 1975. New Delhi.

Destination India. 2004. Issue N 2. SIA (Secretariat for Industrial Assistance), Department of Industrial Policy and Promotion, Ministry of Commerce and Industry, Government of India, New Delhi, (http://www.dipp.nic.in/inv_opp_nw/inv_opp_sector.pdf)

Dixit J. N. My South Block Years. Memoirs of a Foreign Secretary. New Delhi: UBS Publishers' Distributors Ltd, 1996.

Dixit J. N. The Indian Foreign Service: History and Challenge. New Delhi: Konarak, 2005.

Economic Diplomacy, the New Vantra // The Hindu, 25.08.2002.

Exim Policy 2002 - 2007. Government of India, Ministry of Commerce and Industry, Department of Commerce, 2002. New-Delhi, (http://exim.indiamart.com/indian-exim-policy/exim-policy-2002-07/contents.html)

Export and Import Policy for the period 1997 - 2002. Government of India. New-Delhi, 1997 (http://exim.indiama-rt.com/indian-exim-policy/introduction.html)

Foreign Exchange Management Act (FEMA), 1999, India.

Foreign Investment, India. Planing Commission Government of India. New Delhi, August 2002.

Foreign Investment Policy by Investment Division and Report of the Committee on Liberalization of Foreign Institutional Investment by Department of Economic Affairs, Ministry of Finance, Government of India. New Delhi, June 2004. (http://finmin.nic.in/the_ministry/dept_eco_affairs/investment_div/fip.htm)

Foreign Investment Promotion Board, Department of Economic Affairs, Ministry of Finance, Government of India. New Delhi, (http://finmin.nic.in/the_ministry/dept_eco_affairs/fipb/fipb_index.htm)

Foreign Trade (Development and Regulation Act). 1992. N 22. Government of India, New-Delhi.

Guide to NRI - Investment, Taxation & FEMA I Ed. by K. K. Ramani, N. C. Jain & Sunil Ramani, 4th edition. New Delhi, 2003.

Gujral J. K. A Foreign Policy for India. New Delhi: External Publicity Division, Ministry of External Affairs, Government of India, 1998.

Handbook on Right to Information Act, 2005. Ministry of Small Scale Industries, Government of India. New Delhi, 2005 (http://www.rbi.org.in/home.aspx)

Implementation of Right to Information Act 2005. Department of Industrial Policy and Promotion, Ministry of Commerce and Industry of India (http://www.dipp.nic.in/rti/rti_index.htm)

Implementation of Right to Information Act 2005. Manual of Information in respect of Department of Industrial Policy & Promotion (DIPP), Ministry of Commerce & Industry, Government of India (http://www.dipp.nic.in/dippsub.htm)

The Income-tax Act. New Delhi, 1961.

India 2003 - 04 - Reliable Business Partner Attractive FDI Destination. Investment and Technology Promotion (ITP) Division, Ministry of External Affairs, Government of India: Graphic Point Pvt. Ltd., 2003.

India Finance & Investment Guide (http://finance.indiamart.com)

Indian Foreign Policy. Agenda for the 21 st Century. Vol. 1. - Foreign Service Institute in association with Konark Publishers PVT Ltd. New Delhi, 1997.

Indian Investment Centre (http://iic.nic.in/iic2_a.htm)

India's Economic Agenda: PM's McKinsey Quarterly Interview. The McKinsey Quarterly, 2005 Special Edition: Fulfilling India's promise, New-Delhi (http://www.indianembassy.Org/press_release/2005/August/5.htm)

Industrial Entrepreneur Memoranda, India Watch Reports, (http://www.indianinvest.com/iem.htm)

The Industries Development and Regulation (IDR) Act. New Delhi, 1951 (http://www.exim.indiamart.com/ssi-regulations/idr-act.html)

стр. 88

Investing in India, Foreign Direct Investment Policy & Procedures, Department of Industrial Policy and Promotion, Ministry of Commerce & Industry, Government of India. New Delhi, November 2005.

Investing in India, Secretarial for Industrial Assistance (SIA), Department of Industrial Policy & Promotion, Ministry of Commerce and Industry of India, 2005. (http://siadipp.nic.in)

Investment and Trade Promotion (ITP) Division, Ministry of External Affairs, Government of India (http://meaindia.nic.in/)

Investment Opportunities in Infrastructure, Roads, Investment Promotion and Infrastructure Development Cell, Secretariat for Industrial Assistance, Department of Industrial Policy and Promotion, Ministry of Commerce & Industry, Government of India. New Delhi. 2005.

Investment Opportunities in Infrastructure Sectors. Investing in India, Foreign Direct Investment-Policy & Procedures. Department of Industrial Policy & Promotion, Ministry of Commerce & Industry, Government of India. New Delhi, March 2005.

Kapur Harish. Diplomatic Journey: Emerging India. New Delhi: Manas Publications, 2004.

Manual on Foreign Direct Investment in India - Policy and Procedures. May 2003, SIA (Secretariat for Industrial Assistance), Department of Industrial Policy and Promotion, Ministry of Commerce and Industry, Government of India. New Delhi, 2003.

Ministry of Agro and Rural Industries. Government of India, (http://ari.nic.in/)

Ministry of Small Scale Industries. Government of India, (http://ssi.nic.in/)

National Common Minimum Programme of the Government of India. New-Delhi, May 2004.

Ninth Five Year Plan 1997 - 2002 // Development goals, strategy and policies. Vol. I // Thematic issues and Sectoral Programmes. Vol. II // New Delhi: Government of India, Planning Commission.

The Policy of Continuing with Economic Reforms // The Indian Express. May 16, 2004.

Rana Kishan S. Inside Diplomacy. New Delhi: Manas Publication. 2000.

Rana Kishan S. Bilateral Diplomacy. New Delhi: Manas Publications, 2002.

Rana Kishan S. The 21st Century Ambassador: Plenipotentiary to Chief Executive. New Delhi: Oxford University Press, 2005.

Reports on Investment Approval and FDI in India, Academic Foundation (Compiler). New Delhi, 2004.

Reserve Bank of India. Annual Report 2004 - 2005. (http://rbidocs.rbi.org.in/rdocs/AnnualReport/PDFs/65516.pdf)

The Securities and Exchange Board of India. Procedure for Holding Enquiry by Enquiry Officer and Imposing Penalty (Amendment) Regulations. 2005, New Delhi.

The Securities and Exchange Board of India Act, 1992. New Delhi, November, 1992. (http://www.sebi.gov.in/)

Sengupta Arjun. Fifty Years of Development Policy in India // Independent India: The First Fifty Years. New Delhi: Oxford University Press, 1992.

SIA (http://siadipp.nic.in)

Special Economic Zones in India. Department of Commerce, Ministry of Commerce and Industry of India. http://sezindia.nic.in/

Statement on Industrial Policy, Government of India, Ministry of Industry. New Delhi, 24.07.1991.

The Taxation Laws (Amendment) Ordinance, 2003. Legislative Department, Ministry of Law and Justice. New Delhi, 8.09.2003. (http://incometaxindia.gov.in/archive/ordinance.pdf)


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ИНДИЯ-ПОЛИТИКА-ПРИВЛЕЧЕНИЯ-ИНОСТРАННЫХ-ИНВЕСТИЦИЙ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. Р. МАВЛОНОВ, ИНДИЯ: ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 06.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ИНДИЯ-ПОЛИТИКА-ПРИВЛЕЧЕНИЯ-ИНОСТРАННЫХ-ИНВЕСТИЦИЙ (date of access: 20.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. Р. МАВЛОНОВ:

И. Р. МАВЛОНОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Ilmira Askarova
Tashkent, Uzbekistan
11 views rating
06.07.2024 (14 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
10 hours ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
2 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
2 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
3 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИНДИЯ: ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android