Libmonster ID: UZ-683

А. Ю. ЯКОВЛЕВ

Кандидат политических наук

Ключевые словаИндиянаксалитытерроризм

28 мая 2010 г. в штате Западная Бенгалия был совершен чудовищный теракт. В искореженных вагонах поезда, следовавшего из Колкаты (Калькутты) в Мумбаи (Бомбей) погибли 138 человек, ранения разной степени получили более 160 человек.

Взрыв устроили т.н. наксалиты, которые ведут вооруженную борьбу во имя "социальной справедливости". Незадолго до этого они устроили 2 крупные засады. В одной при нападении на автобус погибли более 30 полицейских и гражданских лиц, в другой - 76 военнослужащих правительственных войск1.

Радикальное социально-политическое движение наксалитов, появившееся в конце 1960-х гг. в индийском штате Западная Бенгалия, за 30 лет своего существования превратилось из "движения за социальную справедливость", действовавшего под эгидой марксистско-ленинской Коммунистической партии (КПИ-мл), в террористическую организацию. Движение быстро распространялось и к настоящему времени охватило значительную часть территории страны.

Премьер-министр Индии Манмохан Сингх назвал наксализм "самой серьезной угрозой внутренней безопасности страны"2. Более того, по его словам, наксалиты являются потенциально "более опасными, чем боевики Джамму и Кашмира и террористы северо-востока страны"3.

"ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ", ИЛИ БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ

Движение наксалитов появилось довольно неожиданно - в марте 1967 г. - после того, как большая (около 150 человек) группа членов Коммунистической партии Индии "экспроприировала" запасы зерна местного землевладельца в деревне Наксалбари, расположенной неподалеку от г. Дарджилинг в штате Западная Бенгалия. Небольшой инцидент, произошедший в маленькой деревушке, положил начало движению, участники которого стали себя называть "наксалитами", а само движение - "наксализмом".

Индийский исследователь Суманта Банержи сравнил события в Наксалбари с "броском камня, вызвавшим многочисленные круги на воде"4.

Наибольшее распространение наксализм получил в самых бедных районах страны: в штате Орисса, где за чертой бедности проживает почти половина населения, а также в штатах Бихар, Мадхья Прадеш, Уттар Прадеш, Западная Бенгалия, Махараштра, Тамил-Наду и Карнатака5. Почти половина беднейшей части населения сосредоточена в трех штатах: Бихаре, Мадхья Прадеше и Уттар Прадеше. Среди контролируемых наксалитами округов - 55 наиболее экономически отсталых, из них: 13 - в Джаркханде, по 8 - в Андхра Прадеше и Бихаре, по 7 - в Чхаттисгархе и Ориссе, 4 - в Махараштре, по 3 - в Уттар Прадеше и Западной Бенгалии, 2 - в Мадхья Прадеше6. Именно эти районы стали базой для наксализма.

Как отмечал индийский исследователь этого явления Биплаб Дасгупта, "наксализм стал одной из форм проявления народного недовольства условиями жизни"7. С ним солидарен и другой индийский ученый - Пракаш Луис, который утверждал, что "вооруженное крестьянское движение привело к завоеванию беднотой и безземельными крестьянами своего места в обществе... Истощенные угнетением, обездоленные вступили в вооруженную борьбу с землевладельцами, чиновниками и консервативными политиками. Главная причина затянувшейся крестьянской борьбы - в нежелании индийских землевладельцев идти на компромисс с сельскохозяйственными работниками"8.

Нелишним было бы вспомнить и слова премьер-министра Джавахарлала Неру: "Если мы в конечном итоге не решим базовые проблемы обеспечения населения продовольствием, одеждой, жилищем и т.п., то... будем

стр. 30

сметены, а вместо нас придет кто-то другой"9.

Обнищание крестьян, среди главных причин которого - незначительный рост числа рабочих мест в сельском хозяйстве, сезонный характер занятости, постоянное и неоправданное дробление земельных наделов, деградация окружающей среды и сокращение фонда земель общественного пользования (пастбищ, полей и лесных угодий), предопределило то обстоятельство, что сельская местность, прежде всего, является питательной средой для наксализма.

В течение всего периода независимого развития Индии в стране сохранялся высокий уровень концентрации земель в руках крупных и средних собственников. Основная же масса сельских жителей либо испытывала нехватку земли, либо вообще ее не имела и была вынуждена работать на хозяйских наделах. Растущее давление на землю вело к ее быстрому истощению. Принцип распределения земли остается важнейшей составной частью аграрного вопроса, а земельная реформа - серьезным испытанием политической системы10.

Необходимость установления максимального размера участка земли, который мог бы находиться в частных руках, отмечалась еще в программных документах ИНК за 1947 - 1948 гг. В первые годы после обретения страной независимости решение этого вопроса было отодвинуто на второй план, но волна организованного крестьянского движения, поднявшаяся под влиянием Компартии Индии и других левых сил, вынудила правительство вновь вернуться к аграрной проблеме.

Установка центрального правительства на ограничение размеров земельных участков вызвала активное противодействие в законодательных собраниях штатов: провинциальные власти всячески защищали интересы землевладельцев. Между тем, в принятых законах оставалось множество лазеек, а долгий путь оформления законопроекта, затягивавшийся обычно на несколько лет, предоставлял крупным земельным собственникам достаточно времени для ее фиктивного раздела между родственниками и подставными лицами. В результате неполного завершения реформ крестьяне практически ничего не получили.

Обстановка в стране стала накаляться. Наметился новый подъем крестьянского движения. В конце 1969 г. в Дели состоялось совещание главных министров штатов, на котором был представлен подготовленный МВД специальный меморандум о положении в сельской местности. В этом получившем широкую огласку документе прямо указывалось на невыполнение принятой программы аграрных реформ, что явилось одной из причин резкого возрастания социальной напряженности в деревне, чреватой революционным взрывом. Тогдашний министр внутренних дел Я. Б. Чавана произнес ставшие в скором времени крылатыми слова о том, что "зеленая революция" может изменить свой цвет11.

Среди других причин популярности наксалитского движения можно отметить недовольство крестьян многочисленными недоработками и провалами в осуществлении социально-экономической политики.

Так, в стране практически отсутствуют сколько-нибудь эффективные программы по преодолению отсталости аграрных районов и борьбе с безработицей в сельской местности. Кроме того, финансовая помощь по ликвидации последствий частых стихийных бедствий обеспечивается в недостаточных объемах. Серьезной проблемой остается снабжение сельских районов питьевой водой и электроэнергией; не хватает больниц, школ и других социальных учреждений, а существующая транспортная инфраструктура не обеспечивает потребности в передвижения между районами. Не решена и проблема безопасности в сельской местности из-за недостаточного количества полицейских участков и слабой укомплектованности их персоналом, техникой и оружием; отчасти именно из-за этого представители правительства крайне редко посещают отдаленные регионы.

Таким образом, популярность движения в сельской местности обусловлена нерешенностью там основных социально-экономических проблем, бедностью, отсталостью и надеждой на возможность изменения ситуации путем вооруженной борьбы.

ПО МАОИСТСКИМ РЕЦЕПТАМ

В середине 1960-х гг. усилились стихийные выступления

стр. 31

сельской бедноты под руководством наксалитов в Западной Бенгалии, Андхра Прадеше и других штатах.

В этот же период усилилось влияние маоистской идеологии на наксалитское движение. Лидер наксалитов Чару Мазумдар утверждал, в частности, что "великие победы революционных масс Индии" в 60-е гг. XX в. осуществлялись благодаря "руководству председателя Мао Цзэдуна посредством радиопередач из Пекина"12.

22 апреля 1969 г., в очередную годовщину со дня рождения В. И. Ленина, на базе отколовшейся от КПИ маоистской фракции и наксалитского движения была создана новая марксистско-ленинская Коммунистическая партия Индии (КПИ/мл/). Вскоре руководители "наксалитской компартии" приступили к созданию партизанских зон в Западной Бенгалии, Уттар Прадеше и Андхра Прадеше, в результате чего на них обрушились жестокие репрессии правительства. 7 руководителей-наксалитов были убиты в мае и еще несколько в конце 1969 г.

В 1971 г. правительство направило в Западную Бенгалию войска, чтобы уничтожить движение в этом штате. В результате тысячи наксалитов и их сторонников были убиты, более 50 тысяч брошены в тюрьмы, многие лидеры уничтожены. Провал первых попыток начала "народной войны" привел к серьезным идеологическим противоречиям и хаосу в партии, а с 1971 г. - к множеству расколов в ее рядах. Ситуация особенно обострилась после того, как Ч. Мазумдар был убит в 1972 г.

Вначале, подстрекая наксалитов к активным действиям, китайское правительство обещало им всяческую поддержку, но вскоре из-за ограниченности ресурсов и нежелания идти на новый конфликт с соседом предложило опираться на собственные силы. Кроме того, наксализм рассматривался Пекином как бесперспективное движение, поэтому прямую материальную помощь получали лишь сепаратистские группировки пограничных районов, деятельность которых сулила Китаю немедленные стратегические и политические выгоды.

ИСКУССТВО "ПРОМЫВАНИЯ МОЗГОВ"

Существование в Индии множества организаций левого толка мешало образованию общенационального левого движения, которое могло бы действовать в рамках законодательства и выносить обсуждение острых социально-экономических и политических вопросов на парламентский уровень. Внутри КПИ также наблюдалось стремление отдельных фракций к автономным действиям.

В то же время, лозунги, рассчитанные на беднейшие слои населения, позволяли коммунистам и наксалитам, как справедливо утверждал индийский исследователь Б. Сен Гупта, привлекать к движению "новые кадры", в основном, впрочем, тяготевшие к экстремизму13.

Своей главной политической целью наксалиты объявили построение справедливого общества, что, как они полагают, требует мобилизации масс для борьбы против "реакционной", "проимпериалисгической" политики центрального правительства. Революционная идеология наксалитов базируется на учении Мао Цзэдуна об организации крестьянского восстания, являющегося первым этапом борьбы, которая, согласно Великому Кормчему, должна начаться во всем мире.

Один из активистов наксализма, Т. Митра, участвовавший в движении с момента его зарождения, утверждает, что оно превратило народ в политическую силу, претворило в жизнь выражение "винтовка рождает власть", подтвердило "идеализм, смелость и способность молодежи к самопожертвованию", представило "блестящие образцы новаторства

стр. 32

и тактической гибкости" и "сорвало маску с существующего политического режима"14.

Лидеры наксалитов и других левоэкстремистских организаций в целях пополнения своих рядов нередко играли и играют на неопытности, неграмотности и националистических настроениях потенциальных последователей. С учетом специфики аудитории ими были выработаны своеобразные пропагандистские приемы. Так, чтобы привлечь любопытных, митинги обычно проводятся под открытым небом и в наиболее людных местах. Мероприятия, как правило, длятся по несколько часов, ораторы сменяют друг друга, произнося длинные и эмоциональные речи... Как правило, выступающие владеют ораторским искусством и способны привлечь внимание слушателей. Накануне митинга активисты разъезжают по населенному пункту на автомобиле и через мегафон оповещают население о предстоящем действе, его целях, программе мероприятия, рассказывают об ораторах и т.д. Перед митингом устраивается демонстрация "сторонников" (часто это нанятые на день безработные), колонны которых с разных концов города движутся к месту его проведения. Шествие сопровождается скандированием лозунгов.

Отработаны и ораторские приемы. Сначала выступающий говорит медленно и сравнительно тихо, рассказывая об особенностях "текущего момента". Затем, когда он начинает описывать промахи и негативные поступки конкурентов, его речь становится громче и быстрее. Когда же доходит до конкретных призывов, она достигает максимальной скорости и оглушительной громкости. В конце речи слова выкрикиваются уже сорванным голосом. Различные приемы (музыка, выкрики, хлопки, скандирование и др.) позаимствованы из ритуальных храмовых действий и используются для того, чтобы привлечь и взволновать слушателя, внушить ему желаемые идеи, воздействовать на его подсознание, вызвать эмоциональный подъем...

Роль устной пропаганды в вербовке новых наксалитов весьма велика. В массе своей они никогда не читали маоистскую литературу и революционные идеи получают из уст ораторов.

Среди факторов, способствующих пополнению рядов движения, следует отметить и то обстоятельство, что на территориях, контролируемых наксалитами, строится, по их утверждению, общество, основанное на равенстве, отсутствии кастовой дискриминации и справедливом решении локальных проблем. Для претворения этих целей в жизнь создаются своего рода "правительственные" структуры (территориальные, субтерриториальные, региональные и деревенские комитеты) и народные суды, присвоившие даже право на вынесение смертных приговоров. Так, например, в районах, контролируемых одной из фракций движения - Маоистским коммунистическим центром - Индия (МКЦ-И), - в основном в штатах Бихар и Джарханд, насчитывается более 100 народных судов, только в 2004 г. приговоривших к смертной казни 15 человек15. МКЦ-И участвует в строительстве больниц, школ и водяных скважин. Центр насчитывает более 3,5 тыс. членов, действующих на легальной и нелегальной основе, а также симпатизирующих16.

Отчасти "культурная революция", вдохновляемая наксалитами, была вызвана стремлением отвлечь внимание полиции от актов терроризма в сельской местности, а также избежать отхода от активной деятельности тех участников движения, которые, отправившись в деревню с пропагандистскими целями, не сумели, однако, завоевать доверие крестьян и вынуждены были вернуться в города. Руководители наксалитов полагали, что привлеченная идеями "культурной революции" молодежь устремится в провинцию и послужит там орудием наксалитской политики.

Путем осуществления "культурной революции" и привлечения к ней внимания СМИ наксалиты стремились также заработать политический капитал и добиться финансовой поддержки Пекина. Действительно, акты вандализма широко освещались в прессе, пестрившей фотографиями разгромленных школ и разрушенных статуй.

ОТ ДЕМАГОГИИ К ТЕРРОРУ

Вооруженная партизанская борьба - главный тактический метод наксалитов. Они полагают, что индийское крестьянство давно готово к немедленному восстанию, а воевать можно "научиться в ходе сражения". Использование каких-либо легальных форм противодействия властям считается ими неэффективным17.

Наксалитскому движению с самого начала была свойственна структура, позволявшая отдельным группам боевиков сохранять относительную самостоятельность, при этом порождая личное соперничество лидеров.

Надо сказать, что в практике наксализма большую роль играет фактор личности руководителя, - возможно, даже большую, чем в каком-либо другом политическом движении Индии. Так, в конце 1960-х - начале 1970-х гг. противоречия и конфликты между фракциями в движении, зачастую приводившие к провалу тех или иных акций, в значительной степени были связаны с характером лидера и идеолога наксализма Ч. Мазумдара, который при решении стратегических задач полагался исключительно на свой опыт, игнорировал чужое мнение и никогда не был "в гуще масс". Индийский исследователь Б. Дасгупта отмечает, что с Мазумдаром "было трудно работать, и он страдал негибкостью во взглядах и позициях"18. Наксалиты широко используют тактику "индивидуального террора", то есть похищения и ликвидации отдельных лиц. Данный вид терроризма рассматривается ими в качестве важного элемента партизанской борьбы и средства для преодоления "экономического господства классового врага".

Для пропаганды своих идей левые радикалы, в том числе наксалиты, активно используют средства массовой информации. Уже к концу 1970-х гг. число печатных изданий достигало 20019.

стр. 33

Главными печатными органами наксалитов были газеты Deshabrati (на бенгальском языке) и Liberation. В одной из своих статей, опубликованных в Liberation под названием "Несколько слов о партизанских действиях", Мазумдар рассматривал террор в качестве "высшей формы классовой борьбы". Этот "печатный труд" по праву называют "руководством для убийц", потому что в нем даются подробные инструкции по подготовке и проведению терактов. "Того, кто не окропил своих рук кровью классовых врагов, - писал глава наксалитов, - вряд ли можно назвать коммунистом"20.

Мазумдар считал наиболее предпочтительным использование холодного оружия, так как оно требует физического контакта с жертвой и таким образом усиливает "революционную ненависть к эксплуататорам". Огнестрельное же оружие, полагал он, сдерживает революционную инициативу.

Террористические акции наксалитов направлены не только против крупных землевладельцев, то есть "классовых врагов", но и против коммунистов, идущих, по мнению экстремистов, на сделки с государственными органами и проправительственными партиями, а также активистов других партий, государственных чиновников и полицейских. Полицейские участки нередко подвергаются атакам наксалитов.

Стараясь воздействовать на настроения молодежи, еще в 60-х гг. XX в. наксалиты начали устраивать различные акции в учебных заведениях. По аналогии с "культурной революцией" в Китае сходная "деятельность" наксалитов в Индии получила то же название. Наксалитская "культурная революция", ударной силой которой послужили радикально настроенные студенты и школьники, выражалась в нападениях на учебные заведения и их разрушении, уничтожении изображений национальных героев и выдающихся деятелей культуры, а также в бойкоте экзаменов. Интересно, что атакам не подвергались аристократические школы, где преподавание велось на английском языке.

Важное место в тактике наксалитов занимает создание так называемых "революционных баз", большая часть которых расположена в труднодоступных горных или лесных районах, либо на границах между штатами. Подобное географическое распределение обусловлено тем, что в условиях пересеченной местности работа полиции наиболее затруднена. Кроме того, ее эффективность снижается из-за слабой координации действий силовых структур соседних штатов.

Между тем, численность боевиков растет. Только одна из фракций наксалитов - группа "Народная война" (ГНВ), созданная в 1980 г., насчитывает около 3 тыс. "подпольщиков" и 3 - 4 тыс. сочувствующих21. Целью ГНВ является передвижение "линии фронта" из сельской местности в городские районы.

Что касается вооружения наксалитов, то в последнее десятилетие оно активно обновляется и соответствует требованиям "современного повстанчества", будь то азиатского, африканского или латиноамериканского. Если еще в конце 1990-х гг. в наксалитском арсенале преобладали однозарядные винтовки, производившиеся на подпольных предприятиях Уттар Прадеша и Бихара, то в настоящее время многие наксалиты являются обладателями самого популярного среди "уважающих себя" мятежников оружия - автомата Калашникова. Движение располагает надежными каналами переброски оружия и взрывчатки из-за границы. А создание "красного коридора" (или, как его еще называют "компактной революционной зоны"), начинающегося в Непале и проходящего через Бихар, Джаркханд, Чхаттисгарх и Андхра Прадеш, должно обеспечить беспрепятственную транспортировку через границу оружия и других грузов, передислокацию наксалитских подразделений и базирование отрядов в лесах центральной Индии. По одним оценкам, создание "коридора" завершено на 75%, по другим - на 60%22. Некоторые боевики-на-

Рисунок 1. Динамика террористической деятельности наксалитов (1990 - 2007 гг.)

Источники: Singh P. The Naxalite Movement in India. New Delhi, 2006, p. 164, 299; Ministry of Home Affairs, Annual Report, 2006 - 2007. New Delhi, 2007; Ministry of Home Affairs, Annual Report, 2007 - 2008. New Delhi, 2008.

стр. 34

ксалиты прошли обучение в зарубежных лагерях подготовки террористов, в том числе на базах тамильского повстанческого движения - Тигры освобождения Тамил-Илама, где в основном обучались минно-подрывному делу.

НАКСАЛИЗМ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ

Количество жертв наксалитов исчисляется тысячами. Пик наксалитского терроризма приходился на начало 70-х гг. XX в. - период, когда лидером движения был Ч. Мазумдар. В 1971 г. наксалитами было совершено более 3650 терактов и убито 850 "классовых врагов" (землевладельцев, ростовщиков, полицейских информаторов и активистов других партий)23. Впрочем, движение не ослабило свою террористическую деятельность и в последующие годы (см. рис. 1).

Число регионов, где усиливается влияние наксалитов, постоянно растет: в 2003 г. они контролировали 55 районов в 9 штатах; в 2004 - 156 районов в 13 штатах24. В начале 2007 г. наксализм был распространен уже в 162 районах на территориях 14 штатов25 (см. табл. 1).

Таблица 1

Число районов, находящихся под влиянием или контролем наксалитов (2007 г.)

Название штата

Число районов, находящихся под влиянием

Число контролируемых районов

Андхра Прадеш

22

20

Бихар

28

24

Джаркханд

20

16

Западная Бенгалия

15

6

Карнатака

14

3

Керала

10

0

Мадхья Прадеш

1

1

Махараштра

9

2

Орисса

14

7

Тамилнад

2

0

Уттар Прадеш

3

2

Уттаранчал

9

0

Харьяна

5

1

Чхаттисгарх

10

8

Всего

162

90



Источник: Ramana P.V. Spreading Naxalism Napping Government // Indian Defense Review, Vol. (22)1, Jan.-March 2007.

Численность наксалитов в стране довольно высока и постоянно растет. Если в 1979 г. в Индии насчитывалось около 15 тыс. активистов движения26, то к 2005 г. число боевиков, постоянно готовых к участию в вооруженной борьбе, достигало 23 тыс.27

Таким образом, начавшееся как крестьянское движение за социально-экономические реформы, под влиянием маоизма, левого радикализма и экстремизма движение наксалитов трансформировалось в организацию боевиков, представляющую собой угрозу безопасности как рядовых граждан, так и представителей правящей элиты. Провозглашенные им цели и задачи предопределили получение движением массовой народной поддержки, а ориентация на вооруженные методы борьбы - превращение в террористическую организацию с опорой на беднейшие слои населения. Скорее всего, малочисленность активных участников движения и рассредоточенность их по отдаленным районам страны не позволят наксалитам превратиться в фактор, угрожающий существованию режима. Вместе с тем интенсивность их террористической деятельности позволяет утверждать, что они представляют собой серьезную дестабилизирующую политическую силу.


1 New York Times, 29.05.2010.

2 Цит. по: Hindustan Times, 05.10.2007.

3 Цит. по: Reddy M.S. A Political Approach to the Left Problem - in: The Naxal Challenge. Causes, Linkages, and Policy Options. New Delhi, 2008, p. 40 - 41.

4 Banerjee S. In the Wake of Naxalbari. A History of the Naxalite Movement in India. Calcutta, 1980, p. 18.

5 Singh P. The Naxalite Movement in India. New Delhi, 2006, p. 230.

6 Singh P. Op. at, p. 232.

7 Dasgupta B. The Naxalite Movement. Bombay, 1975, p. 211.

8 Louis P. The Naxalite Movement in Central Bihar. New Delhi, 2002, p. 259.

9 Цит. по: Gandhi I. Sharing with the Have-Nots // Years of Endeavour. Selected Speeches of Indira Gandhi. August 1969 - August 1972. New Delhi, 1975, p. 359.

10 Котовский Г. Г. Земельная реформа в Индии 50 - 60-х годов и проблема ограничения частного землепользования - в кн.: Индия: общество, власть, реформы: Памяти Г. Г. Котовского. М., 2003, с. 239.

11 Malaviya H.D. Implementation of Land Reforms: A Review and Immediate Programme. A Memorandum Submitted to the 73rd Session of the Indian National Congress at Bombay, Dec. 26 - 29, 1969. Delhi, 1969, p. 44.

12 Цит. по: Liberation. Kerala, 1970, N 4.

13 Sen Gupta B. Communism in Indian Politics. New Delhi, 1978, p. 401.

14 Stateman. Kolkata, 24.09.1990.

15 Ministry of Home Affairs, Annual Report, 2004 - 2005. New Delhi, 2005, p. 44.

16 Mallika J. Left Extremism in India: From Red Corridor to Red Land - in: Armed Conflicts and Peace in South Asia. New Delhi, 2006, p. 72.

17 Liberation, 1970, N 4.

18 Dasgupta B. Op. cit, p. 4.

19 Indian Express. Bombay, 25.07.1979.

20 Mazumdar C. A few words about guerilla actions // Liberation, 1970, N 4.

21 Ibid., p. 69.

22 Singh K.P. The Trajectory of the Movement - in: The Naxal Challenge. Causes, Linkages, and Policy Options. New Delhi, 2008, p. 16.

23 Singh K.P. Op. cit., 2008, p. 11.

24 Jha S.K. Political Bases and Dimensions - in: The Naxal Challenge. Causes, Linkages, and Policy Options. New Delhi, 2008, p. 67.

25 Ramana P.V. Spreading Naxalism Napping Government // Indian Defense Review. Vol. (22)1, Jan.-March 2007.

26 Indian Express, 25.07.1979.

27 Singh K.P. Op. cit., 2008, p. 15.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ИНДИЯ-ТЕРРОР-ВО-ИМЯ-СОЦИАЛЬНОЙ-СПРАВЕДЛИВОСТИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Ю. ЯКОВЛЕВ, ИНДИЯ. ТЕРРОР ВО ИМЯ "СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ" // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 12.08.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ИНДИЯ-ТЕРРОР-ВО-ИМЯ-СОЦИАЛЬНОЙ-СПРАВЕДЛИВОСТИ (date of access: 28.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. Ю. ЯКОВЛЕВ:

А. Ю. ЯКОВЛЕВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
68 views rating
12.08.2023 (290 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
23 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
28 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
28 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
41 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
60 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
96 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
101 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
113 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
117 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
118 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИНДИЯ. ТЕРРОР ВО ИМЯ "СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ"
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android