Libmonster ID: UZ-686

Л. В. ШКВАРЯ

Доктор экономических наук

Ключевые слова: ССАГПЗ, ПИИ, инвестиционное законодательство, межарабские инвестиции

Глобализация мировой экономики, как показывает опыт последних десятилетий, оказывает существенное влияние на развитие процессов международной миграции капитала в направлении их активизации. Большинство стран мира, в т.ч. развивающиеся государства Азии и Африки, втягиваются в этот процесс, стремясь привлечь иностранные инвестиции.

Ярким примером здесь выступают государства Персидского залива (ССАГПЗ), которые последовательно принимают конкретные меры к либерализации притока иностранных инвестиций (особенно прямых - ПИИ) и формируют новый организационно-правовой механизм международного экономического и инвестиционного сотрудничества.

Каковы же условия, предпосылки и, главное, результаты предпринимаемых усилий?*

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СТРАНАХ ЗАЛИВА

Процесс привлечения иностранных инвестиций в страны ССАГПЗ начался после завоевания этими государствами независимости, т.е. в 1950-е - 1960-е гг. В тот же период принимались законодательные акты, регулирующие данную сферу деятельности.

Так, процесс привлечения капитала в крупнейшей стране региона - Королевстве Саудовская Аравия (КСА) - начался в 1956 г., тогда же был принят первый закон об иностранных инвестициях. Изменения в него вносились, соответственно, в 1962 и 1979 гг.1

Среди ограничений, общих для работы иностранных инвесторов во всех странах ССАГПЗ во второй половине XX в., можно отметить ограничения доли иностранного капитала (от 25 до 49%), более высокую ставку налогообложения, запрет на участие в операциях с акциями и др.

Из-за непривлекательной законодательной базы (жесткий налоговый климат, квотные и отраслевые ограничения и др.) на протяжении 1950-х - 1980-х гг. уровень ПИИ в странах Залива был крайне низок. Одной из причин также явились и внутренние социально-экономические проблемы.

В 1990-х гг. изменения, произошедшие на мировом рынке (переход нефте- и газодобывающих отраслей в разряд высокотехнологичных, обострение международной конкуренции, повышение инвестиционного порога и др.), сделали необходимым проведение реформ по либерализации инвестиционной сферы стран Залива для привлечения иностранного капитала, в т.ч. с целью диверсификации и модернизации национальных экономик.

В 1990-е - 2000-е гг. постепенно осуществлялась либерализация иностранных инвестиций - как институционального, так и законодательного характера - на страновом и региональном уровнях.

К первым - институциональным мерам либерализации - можно отнести создание в ОАЭ и Катаре фондовых бирж в 1995 г., т.к. необходимость в них до этого времени просто отсутствовала. Дубайский международный финансовый центр (DIFC), цель которого - превратить Дубай в региональный центр финансов, был основан в 2004 г.

В Саудовской Аравии в 2000 г. создан Генеральный комитет по делам капиталовложений в интересах "развития политики государства по поощрению инвестиций в национальную экономику". К середине 2010 г. общая сумма этих инвестиций составила 194 млрд. саудовских риалов, или $52 млрд2.

Что касается законодательных изменений, в апреле 2000 г. в стране был принят новый Закон об иностранных инвестициях, который опирается на политику тарифных и других мер поощрения и существенно расширяет возможности иностранных инвесторов по сравнению с Законом от 1979 г. (табл. 1).

Иностранным инвесторам теперь предоставляется право 100%-ной собственности на капитал в тех отраслях, куда допускаются иностранные инвестиции, снижается ставка налога на прибыль с 45 до 30% для компаний с прибылью более 100 тыс. сауд. риалов в год, гарантируется юридическая защищенность иностранных инвестиций от экспроприации, возможность участия в государственных проектах. Пре-


* Данная статья - вторая часть исследования (см.: Шкваря Л. В. Инвестиционный потенциал арабских стран Персидского залива // Азия и Африка сегодня, 2010, N 7), которое будет продолжено автором в одном из следующих номеров журнала.

стр. 39

Таблица 1

Инвестиционное законодательство Саудовской Аравии

 

Закон об иностранных инвестициях, 1979 г.

Закон об иностранных инвестициях, 2000 г.

Иностранные предприятия

СП (не менее 25% - саудовский капитал)

100% иностранный капитал (сохраняются отраслевые ограничения)

Виды деятельности

Технологии и экспертиза

Большинство, за исключением нескольких стратегических

Налог на прибыль

40%

30%

Льготы

Только для национальных инвесторов. Для иностранных инвесторов - лишь в обрабатывающей промышленности

Иностранные инвесторы приравниваются к национальным

Собственность на недвижимость

Граждан Саудовской Аравии

Компании

Капитал

Нет явных ограничений

От 2 до 25 млн. саудовских риалов

Разрешение

Ряд министерств

"Одно окно"

Получение более 1 разрешения

Один вид деятельности

Не ограничивается

Время, необходимое для начала бизнеса

Не ограничено

30 дней



Составлена автором по: Foreign Capital Investment Law, Royal Order No. M/4 of 2.2.1399H (1 January 1979); Foreign Investment Law, Royal Decree No. M/1 of 5.1.1421H (9 April 2000) and implementing regulations issued 14.4.1423H (24 June 2002) (replacing the 1979 Foreign Capital Investment Law) // Saudi Arabian General Investment Authority (SAGIA) - www.sagia.gov.sa

доставляемые льготы, например, право на получение кредитов из Саудовского фонда промышленного развития3, вытекают из соглашений об избежании двойного налогообложения и поощрении и защите инвестиций, подписанных КСА с зарубежными странами4.

Реформы направлены и на сокращение времени, необходимого для начала бизнеса. Они - часть стратегии, направленной на вхождение Саудовской Аравии в 2010 г. в первую десятку стран мира с наиболее удобными условиями ведения бизнеса (в 2009 г. страна заняла 16-е место в рейтинге)5.

В 2009 г. приняты новые обязательства по ослаблению регулирования бизнеса и облегчению притока инвестиций в энергетическую отрасль6. В частности, в сфере телекоммуникаций до 70% увеличилась максимальная разрешенная доля иностранного капитала в предприятиях7.

В 2000 г. был принят закон "Об иностранных инвестициях"* в Катаре, который стремился к увеличению притока зарубежных капиталов в различные отрасли и к повышению их экономической эффективности.

В соответствии со ст. 2 закона допускается доля иностранного капитала от 51 до 100% в сельском хозяйстве, промышленности, здравоохранении, образовании, туризме, разведке и разработке минеральных ресурсов, энергетике, и при условии, что данные проекты согласуются с планами катарского правительства в области экономического и социального развития. При этом иностранцы не имеют права инвестировать в банковский, страховой секторы, приобретать недвижимость.

В Катаре предполагается снять ограничение на размер доли иностранцев в предприятиях, работающих в сфере консалтинга, информационных технологий, развлечений и спорта. С января 2010 г. снизился - с 35 до 10% - корпоративный налог, риски экспроприации очень малы.

В то же время в Катаре для иностранцев по-прежнему сохранен ряд административно-правовых барьеров, в т.ч. ограничения на собственность. Несмотря на недавние изменения, в стране нет эффективного закона о конкуренции, в юридической системе Катара зафиксировано дискриминационное отношение к иностранным инвесторам, чьи права ограничиваются по сравнению с катарскими компаниями. Это, например, касается процедур заключения госконтрактов на выполнение подрядных работ, для участия в которых иностранный партнер обязан работать на местном рынке через катарского агента. Кроме того, иностранцы не могут приобретать недвижи-


* Деятельность иностранных структур в Катаре регулируется законами от 1986, 1990, 2000 и 2002 гг., предусматривающими обязательное наличие у зарубежной компании, намеренной работать в стране, катарского агента или представителя (физического или юридического лица), который должен обеспечивать поиск каналов сбыта на местном рынке ее продукции и услуг. Исключение составляют зарубежные структуры, поставляющие продукцию вооруженным силам Катара и полиции.

стр. 40

мость в собственность (лишь недавно им было разрешено брать в долгосрочную аренду жилые помещения и только в специально отведенных районах). Более того, в отличие от катарских компаний и фирм из стран ССАГПЗ, зарубежные компании платят все налоги, если только они не действуют в свободных экономических зонах8.

В ОАЭ, в отличие от Катара и КСА, нет специального закона об иностранных инвестициях. Они регулируются рядом законодательных актов, к которым, прежде всего, относятся закон N 8 от 1984 г. о Коммерческих компаниях (закон о компаниях, последнее изменение от 7 июля 2009 г.); закон N 1 от 1979 г. - основной документ, регулирующий деятельность промышленных предприятий в ОАЭ; закон "О тендерах для государственных нужд" (Public Tenders Law) N 16 от 1975 г.

Эти и другие законы и подзаконные акты устанавливают следующие правила работы иностранных инвесторов в ОАЭ.

Доля местных производителей должна составлять не менее 25% от капитала компании. Это требование распространяется и на неправительственные проекты, нефте- и газодобычу и переработку, добычу и переработку минерального сырья, небольшие проекты с фиксированным капиталом менее 250 тыс. дирхамов (ок. $70 тыс.) и количеством работников менее 10. Исключением являются лишь свободные экономические зоны (СЭЗ) ОАЭ, где допускается 100%-ная доля в капитале иностранного инвестора, но товары, поступающие в ОАЭ из этих СЭЗ, имеют статус импортных.

Правительство ОАЭ поощряет иностранные инвестиции в промышленность, предлагая через Emirates Industrial Bank льготные кредиты и другие преференции частным финансовым структурам, желающим инвестировать в производственный сектор. С 2009 г. законодательно отменен минимальный размер капитала, необходимого для открытия бизнеса.

В настоящее время большое количество экономических законов находится в разработке. Эти законодательные акты, в соответствии с требованиями Совета по конкурентоспособности и предпринимательству ОАЭ, относятся к сфере регулирования деятельности акционерных компаний, конкурентоспособности и банкротства.

В Кувейте иностранные инвестиции регулируются законом N 8, принятым в марте 2001 г., - иностранным инвесторам разрешается владеть более 50% акционерного капитала и до 100% капитала в отдельных отраслях. К ним относятся: проекты в области инфраструктуры (вода, электроэнергия, очистка сточных вод и связь); создание инвестиционных и страховых компаний; сфера информационных технологий и разработки программного обеспечения; вложения в сфере здравоохранения и фармацевтическое производство; воздушный, наземный и морской фрахт; туризм, отели, развлечения, жилищное строительство и др.

Кувейт допускает иностранные компании к эксплуатации своих нефтяных месторождений и традиционно приватизирует часть автозаправочных станций. Иностранным инвесторам разрешено работать на фондовом рынке Кувейта, что существенно укрепляет статус страны как регионального финансового центра. При этом в Кувейте, как и в КСА, работа банков со 100%-ным иностранным капиталом запрещена.

В Законе об иностранных инвестициях в Кувейте предусмотрены также некоторые льготы иностранным инвесторам. К ним относятся: освобождение от уплаты налогов на срок до 10 лет, освобождение от таможенных пошлин и защита от национализации, право получать кредиты национальных банков.

Таблица 2

Потоки ПИИ в ССАГПЗ в 2005 - 2008 гг. ($ млн)

 

Приток ПИИ

Отток ПИИ

2005

2006

2007

2008

2005

2006

2007

2008

Бахрейн

1 049

2915

1 756

1 794

1 135

980

1 669

1 620

Кувейт

234

122

123

56

5 142

8 240

10 156

8 521

Оман

1 623

1 688

3 125

2 928

234

275

243

329

Катар

1 298

3 500

4 700

6 700

352

127

5 263

2 400

Саудовская Аравия

12 097

18 293

24 318

38 223

53

1 257

13 139

1 080

ОАЭ

16 900

12 806

14 187

13 700

3 750

10 892

14 568

15 800

Всего

ССАГПЗ

33 201

39 344

50 909

63 401

10 666

21 771

45 038

45 550

Западная Азия

42 622

67 633

77 609

90 255

12271

23 203

48 342

33 684



Составлена и рассчитана автором по: UNCTAD, FDI/TNC database and annex table B.1. - 2008 & 2009.

стр. 41

Таблица 3

ПИИ и ВВП в странах ССАГПЗ в 2005 - 2008 гг. ($ млрд)

 

2005

2006

2007

2008

Бахрейн

Приток ПИИ

1 049

2915

1 756

1 794

ВВП

13 460

15 828

19 664

22 531

ВВП на душу, долл.

18 500

21 288

25 889

29 051

Кувейт

Приток ПИИ

234

122

123

56

ВВП

80 781

98 692

109 981

157 345

ВВП на душу, долл.

29919

35518

38 575

53 902

Оман

Приток ПИИ

1 623

1 688

3 125

2 928

ВВП

30 923

35 729

40 345

52 553

ВВП на душу, долл.

11 812

13 381

14 798

18 861

Катар

Приток ПИИ

1 298

3 500

4 700

6 700

ВВП

42 463

56 770

63 870

90 240

ВВП на душу, долл.

47 957

56 736

56 146

70 453

Саудовская Аравия

Приток ПИИ

12 097

18 293

24318

38 223

ВВП

315 583

352 577

377 318

473 986

ВВП на душу, долл.

13 365

14 598

15 288

18 809

ОАЭ

Приток ПИИ

16 900

12 806

14 187

13 700

ВВП

133 583

164 865

191 465

276 402

ВВП на душу, долл.

32 669

38 952

43 875

61 629

ССАГПЗ

Приток ПИИ

33 201

39 324

48 209

63 401

ВВП

615 183

714 822

913 553

1 073 038

ВВП на душу, долл.

17810

20 363

21979

28 655

МИР

Приток ПИИ

958 697

1 411 018

1 833 324

1 697 353

Мировой ВВП

45 102 992

48 786 093

54 635 982

60 443 638

ВВП на душу, долл.

6 924

7 403

8 192

9 053



Составлена автором по: UNCTAD, World Investment Report 2009.

В Бахрейне с 1995 г. возможно создание компаний со 100%-ным иностранным капиталом во всех секторах экономики, включая находящиеся под контролем государства - нефтяную, газовую, алюминиевую, связь и телекоммуникации, транспорт, в форме акционерных обществ и др.

С февраля 2001 г. иностранным юридическим и физическим лицам было предоставлено право владения недвижимым имуществом на Бахрейне, но запрещено владеть землей в оговоренных законом районах и использовать ее не по целевому назначению.

В 1992 г. в Омане был создан особый орган - General Investment Committee (GIC), задачей которого стало содействие в привлечении инвестиций в страну через лицензирование инвестиционных проектов, а также помощь инвесторам в преодолении сложностей. Особое внимание GIC уделяет инвестиционным проектам в следующих секторах: сельское хозяйство, лов рыбы, туризм, здоровье, образование, техническое и профессиональное обучение на всех уровнях, транспорт, телесвязь, строительство жилья, промышленность.

Таким образом, страны Залива в последние 10 - 15 лет последовательно предпринимали конкретные шаги к улучшению инвестиционной привлекательности экономик и либерализации перемещения капитала. Каковы же результаты этих усилий?

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА

Страны Залива в 2000-е гг. активно привлекали значительные объемы иностранных финансовых ресурсов, в т.ч. в виде ПИИ. Приток ПИИ был связан, прежде всего, с высокими ценами на нефть и со значительными темпами экономического роста стран региона. Их рост начался в 2003 г., когда они составили около $8 млрд, и проходил на фоне либерализации режима регулирования ПИИ с акцентом на приватизацию и охватом, в первую очередь, сферы услуг. Например, таких ее сегментов, как электро- и водоснабжение, транспорт, связь и др. Эта политика имела ощутимые результаты в последующие годы (см. табл. 2).

Данные таблицы 2 показывают, что для стран ССАГПЗ в целом характерны:

1. Рост привлекаемых ПИИ, значительно усилившийся с 2005 г. За 2005 - 2008 гг. общий объем ПИИ в страны региона практически удвоился. Причинами этого, по нашему мнению, стали:

- 2005 - 2006 гг. - улучшение общего делового климата и усло-

стр. 42

Таблица

Индекс эффективности использования ПИИ в странах ССАГПЗ в 2005 - 2008 гг.

 

2005

2006

2007

2008

Бахрейн

Доля ПИИ в мир. ПИИ

0,1

0,2

0,1

0,1

Доля ВВП в мир. ВВП

0,03

0,03

0,04

0,04

Доля ПИИ в ВВП

7,79

18,4

8,93

7,96

Кувейт

Доля ПИИ в мир. ПИИ

0,02

0,01

0,01

0,003

Доля ВВП в мир. ВВП

0,18

0,2

0,2

0,3

Доля ПИИ в ВВП

0,3

0,1

0,1

0,04

Оман

Доля ПИИ в мир. ПИИ

0,2

0,1

0,2

0,2

Доля ВВП в мир. ВВП

0,07

0,07

0,07

0,09

Доля ПИИ в ВВП

5,25

4,72

7,75

5,57

Катар

Доля ПИИ в мир. ПИИ

0,1

0,2

0,3

0,4

Доля ВВП в мир. ВВП

0,09

0,12

0,12

0,15

Доля ПИИ в ВВП

3,06

6,17

7,36

7,42

Саудовская Аравия

Доля ПИИ в мир. ПИИ

1,3

1,3

1,3

2,3

Доля ВВП в мир. ВВП

0,7

0,7

0,7

0,8

Доля ПИИ в ВВП

3,83

5,19

6,44

8,06

ОАЭ

Доля ПИИ в мир. ПИИ

1,8

0,9

0,8

0,8

Доля ВВП в мир. ВВП

0,3

0,3

0,4

0,5

Доля ПИИ в ВВП

12,65

7,77

7,41

4,96

ССАГПЗ

Доля ПИИ в мир. ПИИ

3,5

2,8

2,6

3,7

Доля ВВП в мир. ВВП

1,4

1,5

1,7

1,8

Доля ПИИ в ВВП

5,4

5,5

5,28

5,91

Мир

Доля ПИИ в ВВП

2,13

2,89

3,36

2,81



Рассчитана автором по данным табл. 3.

вий инвестирования в целом в ССАГПЗ, в частности, траспарентности; приватизация в сфере услуг;

- 2007 - 2008 гг. - меньшая степень негативного влияния на ССАГПЗ глобального финансово-экономического кризиса и значительные внутрирегиональные инвестиции.

2. Различная степень привлекательности стран ССАГПЗ как

реципиентов ПИИ и неравномерность ПИИ в страны в различные годы.

Крупнейшим получателем ПИИ в регионе в 2005 - 2008 гг. оставались ОАЭ (для справки: в 2002 г. объем ПИИ в ОАЭ не превысил $1 млрд) и Саудовская Аравия. На долю этих двух стран в 2005 - 2008 гг. приходилось, соответственно, $29 млрд; 31,1; 38,5 и $51,9 млрд, т.е. 87,3%; 79; 75,6 и 81,9% общего притока ПИИ в страны ССАГПЗ.

При этом для Саудовской Аравии характерна устойчивая тенденция к росту объемов притока ПИИ. В 2008 г. в КСА главными сферами, привлекающими ПИИ, стали недвижимость, нефтехимия и нефтепереработка, строительство и торговля.

Для ОАЭ (2-е место по объемам привлекаемых ПИИ), как и для других стран ССАГПЗ, такая устойчивость и стабильность не характерны. Более того, приток ПИИ в ОАЭ в 2008 г. сократился на 3%, поскольку дубайские отрасли туризма, недвижимости и банковский сектор особенно серьезно пострадали от глобального кризиса. В 2009 г. отмечено дальнейшее снижение ПИИ в национальную экономику.

Наименее привлекательной для ПИИ в ССАГПЗ остается экономика Кувейта - из-за снижения темпов прироста ВВП и имеющихся ограничений в инвестиционной сфере.

3. Наблюдается высокий индекс эффективности использования ПИИ в странах региона* (см. табл. 3).

Из представленных данных видно, что положение стран и динамика рассматриваемых показателей неоднозначны и не однонаправленны. Так, за исследуемый период ВВП Катара удвоился, в то время как приток ПИИ увеличился более чем в 5 раз, что говорит о растущей привлекательности и устойчивости этой экономики.

По странам ССАГПЗ авторский расчет индекса эффективности ПИИ представлен в табл. 4.


* Индекс эффективности использования ПИИ - это отношение доли страны в мировом притоке ПИИ к ее доле в мировом ВВП и соответственно ранжирует страны по ПИИ, которые они получают относительно размера экономики. Он учитывает не только размер экономики, но и другие факторы, которые влияют на приток инвестиций (качество делового климата, экономическая и политическая стабильность, наличие природных ресурсов, инфраструктуры, качество человеческого капитала и уровень технологий).

стр. 43

Таблица 5

Объем накопленных ПИИ на душу населения в ССАГПЗ в 2005 - 2008 гг.

 

2005

2006

2007

2008

Бахрейн

Накопленные ПИИ, млн. долл.

8 276

11 191

12 947

14 844

Население, млн. чел.

0,728

0,744

0,760

0,776

Накопленные ПИИ на душу населения, долл.

11368,1

15 041,7

17 035,5

19 128,9

Кувейт

Накопленные ПИИ, млн. долл.

645

773

943

991

Население, млн. чел.

2,7

2,779

2,851

2,919

Накопленные ПИИ на душу населения, долл.

238,9

278,2

330,8

339,5

Оман

Накопленные ПИИ, млн. долл.

4 132

5 865

9 065

11993

Население, млн. чел.

2,618

2,67

2,726

2,785

Накопленные ПИИ на душу населения, долл.

1 578,3

2 196,6

3 325,4

4 306,3

Катар

Накопленные ПИИ, млн. долл.

7 155

10 655

15 355

22 055

Население, млн. чел.

0,885

1,001

1,138

1,281

Накопленные ПИИ на душу населения, долл.

8 084,7

10 644,4

13 492,9

17 217,0

Саудовская Аравия

Накопленные ПИИ, млн. долл.

33 535

51 828

76 146

114 277

Население, млн. чел.

23,613

24,153

24,68

25,201

Накопленные ПИИ на душу населения, долл.

1 420,2

2 145,8

3 085,3

4 534,6

ОАЭ

Накопленные ПИИ, млн. долл.

28 727

41 533

55 720

69 420

Население, млн. чел.

4,089

4,233

4,364

4,485

Накопленные ПИИ на душу населения, долл.

025,4

9 811,7

12 768,1

15 478,2

ССАГПЗ

Накопленные ПИИ, млн. долл.

140 074

177 244

262 735

197 670

Население, млн. чел.

34,6

35,6

36,5

37,4

Накопленные ПИИ на душу населения, долл.

4 048,4

4 978,8

7 198,2

5 285,3

МИР

Накопленные ПИИ, млн. долл.

10 050 885

12 404 439

15 660 498

14 909 289

Население, млн. чел.

6 512,3

6 591,5

6 670,8

6 750,06

Накопленные ПИИ на душу населения, долл.

1 543,4

1 881,9

347,6

2 208,8



Составлена и рассчитана автором по: UNCTAD, World Investment Report 2009.

Данные показывают, что у всех стран региона (за исключением Кувейта) доля ПИИ в мировом показателе значительно выше, чем удельный вес ВВП каждой страны в мировом валовом продукте. Это говорит о высокой степени привлекательности прямого зарубежного инвестирования в страны региона (включая инвестиционный климат).

Объем накопленных в странах-реципиентах ПИИ на душу населения - важный показатель эффективности инвестиционной политики. Его расчет показывает, что уровень эффективности инвестиционной политики в странах ССАГПЗ выше (за исключением Кувейта), чем в среднем по миру (табл. 5). Хотя показатель накопленных ПИИ на душу населения значительно выше в регионе, чем в мире, это не означает, однако, что эффективность инвестиционной политики

стр. 44

стран ССАГПЗ не нуждается в дальнейшем повышении. На основе анализа данных табл. 4 и 5 можно сделать вывод и о сохранении определенных проблем в инвестиционной сфере стран ССАГПЗ. Об этом говорит дифференциация доли ПИИ в ВВП стран региона (табл. 4), а также неустойчивая динамика указанных показателей в национальных экономиках в различные годы.

Основной причиной некоторого ухудшения показателя ПИИ в ВВП в ряде государств Залива (прежде всего Кувейта) в 2008 г. следует считать внешний фактор, а именно - глобальный финансовый кризис (что подтверждает падение общемирового индикатора).

В то же время очевидны значительный потенциал для иностранных инвестиций и растущая инвестиционная привлекательность региона (во многом формируемая под влиянием внешнего фактора), особенно в условиях посткризисного развития и поиска инвесторами из различных стран, в т.ч. России, новых региональных возможностей для диверсификации зарубежных вложений национального капитала.

В настоящее время основные страны-доноры инвестиций, в т.ч. ПИИ в государствах Залива, - США, Япония и ЕС. За 2000 - 2008 гг. удельный вес американских инвестиций сокращался на фоне роста японских и западноевропейских. За это время только в экономику КСА приток неамериканских инвестиций возрос с 38% в 2000 г. до 47% от общего их объема в 2007 г.9

Растут инвестиции других развивающихся стран, например, Китая. Китайские вложения в регион в 6 раз превышают арабские в Китае, при этом последний считает, что "структура ССАГПЗ, по всей вероятности, недостаточно упорядочена, чтобы заключать всеобъемлющие договоры с другими странами. Поэтому Китай должен стремиться вести переговоры с отдельными странами"10.

Активно растут межарабские инвестиции - важнейшая составляющая стратегии инвестирования стран ССАГПЗ в условиях глобализации. Арабские государства ориентируются на взаимную поддержку, в т.ч. и в плане перекрестного инвестирования, на совместное противодействие давлению экономически развитых стран. Отмечается нарастание индивидуальных и объединенных действий в регионе в защиту национальных целей и приоритетов.

Наиболее значительный годовой прирост межарабских инвестиций в 2003 - 2008 гг. зафиксирован в Саудовской Аравии -329,8%; инвестиции в эту страну в 2008 г. достигли $7,1 млрд. (1-е место по объему полученных арабских инвестиций). КСА также вкладывает капитал в других арабских странах, в том числе - в Заливе.

Государства региона заинтересованы в диверсификации инвестиционных партнеров, особенно в сфере ПИИ. Это стремление вызвано как объективными тенденциями развития мирового финансового рынка (кризис и сокращение возможностей инвестирования со стороны стран Запада), необходимостью повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики, так и стремлением повысить уровень экономической безопасности стран региона в этой сфере. Странам Залива, как уже отмечалось, нужны новейшие технологии, особенно в сфере нефте- и газодобычи и переработки. Поэтому в настоящее время возможности третьих стран по наращиванию объемов вывоза своего капитала в регион расширяются.

Особый интерес представляет анализ сфер приложения иностранного капитала в экономике государств Персидского залива в 2005 - 2008 гг.

Поступившие в страны региона иностранные инвестиции направлялись главным образом в сектор услуг, в т.ч. в такие его сегменты, как туризм, недвижимость и финансы, транспорт. Было заключено несколько крупных соглашений в телекоммуникационной отрасли.

Активно привлекает иностранных инвесторов сфера недвижимости стран Залива. Наиболее крупным реципиентом стали ОАЭ. В 2005 - 2008 гг. строительство и рынок недвижимости формировали около 50% ВВП Дубая. В то же время, по данным Middle East Business Intelligence, стоимость вложений в строительство в ОАЭ сократилась с $3,1 млрд. в I квартале до $1,4 млрд. в IV квартале 2008 г. и составила $1,8 млрд. долл. по итогам года, что на 60% меньше, чем в 2007 г. ($2,5 млрд). Около 10% уже начатых строек в 2008 - 2009 гг. были заморожены из-за проблем с финансированием11.

Большинством специалистов объем заключенных контрактов в строительной отрасли в 2009 г. (примерно на уровне 2008 г. или несколько ниже) оценивается как "нормальное развитие" сектора12.

Значительная часть ПИИ в недвижимость осуществляется региональными инвесторами, что говорит об усилении взаимного сотрудничества рассматриваемых государств.

Странам Персидского залива удалось несколько расширить приток иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, особенно в нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия и в энергетическую сферу. По данным саудовского инвестиционного агентства Jadwa Investment, рост инвестиций связан с повышением внутреннего спроса, особенно в нефтехимической индустрии, транспортном и строительном секторах, которые оказывают стимулирующее воздействие на динамику экономического развития13.

стр. 45

В добывающем секторе объемы иностранных капиталовложений были невелики, поскольку в большинстве стран Залива они не допускаются, например, в Кувейте и в КСА. Здесь значительная часть добычи нефти и газа осуществляется с применением известных технологий и практически без участия иностранных компаний (и инвестиций).

В Катаре возможно иностранное участие в нефте- и газодобывающей сферах главным образом в виде Соглашений о разделе продукции (СРП). Но традиционные формы сотрудничества с иностранными партнерами в сфере добычи и переработки нефти, ограничивающиеся заключением подрядных контрактов и обеспечивающих получение технологий, ноу-хау, управленческих услуг, технической помощи, требуют развития новых форм взаимодействия.

По оценкам экспертов ОПЕК, арабским странам необходимо построить еще ряд нефтеперерабатывающих и газосжижающих предприятий для удовлетворения растущего спроса на соответствующую продукцию, что потребует инвестиций объемом не менее чем $30 млрд14.

Таким образом, в странах ССАГПЗ в 2000 - 2008 гг. произошли заметные изменения в отраслевом распределении иностранных инвестиций. Доля этих вложений в производственную сферу сократилась; отмечается значительное увеличение доли услуг как реципиента иностранного капитала при росте его общих объемов во все сферы национальных экономик.

Формы привлечения иностранного капитала - создание СП, акционерных обществ и других форм взаимодействия резидентов и иностранных инвесторов. Это связано с тем, что странам ССАГПЗ требуются преимущественно технологии, техника, программное обеспечение и пр.

Они стремятся привлекать иностранные инвестиции не столько в денежной форме, сколько в виде основного капитала, т.е. в виде ПИИ.

Мотивы привлечения ПИИ - повышение конкурентоспособности и роста эффективности нефтегазовой отрасли, экономическая диверсификация (отраслевая и региональная), улучшение (изменение) позиций в международном разделении труда и мировой торговле, рост производства и экспорта несырьевых отраслей национальной экономики. Это важнейшая современная особенность стран Залива как реципиентов ПИИ.

Доля портфельных инвестиций в регион в их суммарном объеме составляла на начало 2000-х гг., по данным ЮНКТАД, всего 0,3%15. Однако ситуация меняется. Так, акции арабских компаний стали лидерами роста на мировом фондовом рынке в 2005 г. Общая рыночная стоимость акций в странах ССАГПЗ увеличилась в 2005 - 2008 гг. более чем в два раза. При этом большинство страновых рынков в той или иной степени открыты для иностранных портфельных инвестиций - как частных юридических и физических лиц, так и официального капитала. Такими инвесторами выступают преимущественно частные субъекты хозяйствования из развитых стран. Но растут инвестиции и из стран с формирующимися рынками.

Таким образом, обладая только 0,55% населения Земли, страны региона производят порядка 2% ВВП планеты и привлекают около 4% мировых инвестиций. Уровень ВВП на душу населения в целом в ССАГП выше среднемирового более чем в 3 раза, что предопределяет возможность дальнейшего роста платежеспособного спроса в странах объединения. К тому же доля ПИИ в ВВП ССАГПЗ также выше среднемирового показателя - практически в 2 раза.

* * *

Диверсификация стран-доноров иностранных инвестиций в экономики региона имеет для стран Залива важное значение. В этой связи следует отметить, что ряд государств, прежде всего КСА и ОАЭ, рассматривают Россию в качестве потенциального партнера, что и для нашей страны может стать экономически и политически выгодным направлением сотрудничества16.


1 Global Investment House: Saudi Arabia economic and strategic outlook http://www.menareport.com

2 www.zawya.com/story.cfm/sid - Saudi Arabia General Investment Authority's economic site.

3 www.saudinf.com/main/c552.htm

4 The Foreign Investment Law, Royal Decree No. M/1 of 5.1.1421H (9 April 2000) and Implementing Regulations issued 14.4.1423H (24 June 2002) (replacing the 1979 Foreign Capital Investment Law) http://www.saudia-online.com/txtinvestment.htm

5 www.albawaba.com/en/business/global-investment-house-saudi-arabia-economic-and -strategic-outlook

6 Global Investment House: Kuwait-Saudi Economic and Strategic Outlook. Foreign Investment. March 2008 - http://www.mena-report.com

7 Батыршин И. М. О вступлении Саудовской Аравии в ВТО. М.: ИБВ, 2006.

8 Касаев Э. О. Инвестиционный климат Катара - http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/04 - 08 - 09.htm

9 http://www.arabianbusiness.com

10 Из выступления председателя КНР Ху Цзиньтао на встрече с генеральным секретарем Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) Абделя Рахмана бен Хамада аль-Атыии 11 февраля 2009 г. - http://russian.people.com.cn/31520/6590718.html

11 Middle East Business Intelligence (MEED)

12 См.: Ближневосточный спрос-2009: оттепель начнется осенью - www.cement-online.ru

13 Capital for Arabic Countries Handbook. International Business Publications, USA.

14 http://www.mideast.ru, March 9, 2006.

15 См.: Конференция ООН по торговле и развитию. Доклад о мировых инвестициях: 2003 г. Политика в области ПИИ в целях развития: национальные и международные аспекты. Обзор ООН. Нью-Йорк - Женева, 2003.

16 Это направление станет предметом отдельного исследования (прим. авт.).


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ИНОСТРАННЫЙ-КАПИТАЛ-В-СТРАНАХ-ПЕРСИДСКОГО-ЗАЛИВА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. В. ШКВАРЯ, ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 13.08.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ИНОСТРАННЫЙ-КАПИТАЛ-В-СТРАНАХ-ПЕРСИДСКОГО-ЗАЛИВА (date of access: 28.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Л. В. ШКВАРЯ:

Л. В. ШКВАРЯ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
40 views rating
13.08.2023 (289 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
24 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
29 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
29 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
42 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
61 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
97 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
102 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
114 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
118 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
119 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android