Л. В. ШКВАРЯ
Доктор экономических наук
Ключевые слова: ССАГПЗ, ПИИ, инвестиционное законодательство, межарабские инвестиции
Глобализация мировой экономики, как показывает опыт последних десятилетий, оказывает существенное влияние на развитие процессов международной миграции капитала в направлении их активизации. Большинство стран мира, в т.ч. развивающиеся государства Азии и Африки, втягиваются в этот процесс, стремясь привлечь иностранные инвестиции.
Ярким примером здесь выступают государства Персидского залива (ССАГПЗ), которые последовательно принимают конкретные меры к либерализации притока иностранных инвестиций (особенно прямых - ПИИ) и формируют новый организационно-правовой механизм международного экономического и инвестиционного сотрудничества.
Каковы же условия, предпосылки и, главное, результаты предпринимаемых усилий?*
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СТРАНАХ ЗАЛИВА
Процесс привлечения иностранных инвестиций в страны ССАГПЗ начался после завоевания этими государствами независимости, т.е. в 1950-е - 1960-е гг. В тот же период принимались законодательные акты, регулирующие данную сферу деятельности.
Так, процесс привлечения капитала в крупнейшей стране региона - Королевстве Саудовская Аравия (КСА) - начался в 1956 г., тогда же был принят первый закон об иностранных инвестициях. Изменения в него вносились, соответственно, в 1962 и 1979 гг.1
Среди ограничений, общих для работы иностранных инвесторов во всех странах ССАГПЗ во второй половине XX в., можно отметить ограничения доли иностранного капитала (от 25 до 49%), более высокую ставку налогообложения, запрет на участие в операциях с акциями и др.
Из-за непривлекательной законодательной базы (жесткий налоговый климат, квотные и отраслевые ограничения и др.) на протяжении 1950-х - 1980-х гг. уровень ПИИ в странах Залива был крайне низок. Одной из причин также явились и внутренние социально-экономические проблемы.
В 1990-х гг. изменения, произошедшие на мировом рынке (переход нефте- и газодобывающих отраслей в разряд высокотехнологичных, обострение международной конкуренции, повышение инвестиционного порога и др.), сделали необходимым проведение реформ по либерализации инвестиционной сферы стран Залива для привлечения иностранного капитала, в т.ч. с целью диверсификации и модернизации национальных экономик.
В 1990-е - 2000-е гг. постепенно осуществлялась либерализация иностранных инвестиций - как институционального, так и законодательного характера - на страновом и региональном уровнях.
К первым - институциональным мерам либерализации - можно отнести создание в ОАЭ и Катаре фондовых бирж в 1995 г., т.к. необходимость в них до этого времени просто отсутствовала. Дубайский международный финансовый центр (DIFC), цель которого - превратить Дубай в региональный центр финансов, был основан в 2004 г.
В Саудовской Аравии в 2000 г. создан Генеральный комитет по делам капиталовложений в интересах "развития политики государства по поощрению инвестиций в национальную экономику". К середине 2010 г. общая сумма этих инвестиций составила 194 млрд. саудовских риалов, или $52 млрд2.
Что касается законодательных изменений, в апреле 2000 г. в стране был принят новый Закон об иностранных инвестициях, который опирается на политику тарифных и других мер поощрения и существенно расширяет возможности иностранных инвесторов по сравнению с Законом от 1979 г. (табл. 1).
Иностранным инвесторам теперь предоставляется право 100%-ной собственности на капитал в тех отраслях, куда допускаются иностранные инвестиции, снижается ставка налога на прибыль с 45 до 30% для компаний с прибылью более 100 тыс. сауд. риалов в год, гарантируется юридическая защищенность иностранных инвестиций от экспроприации, возможность участия в государственных проектах. Пре-
* Данная статья - вторая часть исследования (см.: Шкваря Л. В. Инвестиционный потенциал арабских стран Персидского залива // Азия и Африка сегодня, 2010, N 7), которое будет продолжено автором в одном из следующих номеров журнала.
Таблица 1
Инвестиционное законодательство Саудовской Аравии
|
Закон об иностранных инвестициях, 1979 г. |
Закон об иностранных инвестициях, 2000 г. |
Иностранные предприятия |
СП (не менее 25% - саудовский капитал) |
100% иностранный капитал (сохраняются отраслевые ограничения) |
Виды деятельности |
Технологии и экспертиза |
Большинство, за исключением нескольких стратегических |
Налог на прибыль |
40% |
30% |
Льготы |
Только для национальных инвесторов. Для иностранных инвесторов - лишь в обрабатывающей промышленности |
Иностранные инвесторы приравниваются к национальным |
Собственность на недвижимость |
Граждан Саудовской Аравии |
Компании |
Капитал |
Нет явных ограничений |
От 2 до 25 млн. саудовских риалов |
Разрешение |
Ряд министерств |
"Одно окно" |
Получение более 1 разрешения |
Один вид деятельности |
Не ограничивается |
Время, необходимое для начала бизнеса |
Не ограничено |
30 дней |
Составлена автором по: Foreign Capital Investment Law, Royal Order No. M/4 of 2.2.1399H (1 January 1979); Foreign Investment Law, Royal Decree No. M/1 of 5.1.1421H (9 April 2000) and implementing regulations issued 14.4.1423H (24 June 2002) (replacing the 1979 Foreign Capital Investment Law) // Saudi Arabian General Investment Authority (SAGIA) - www.sagia.gov.sa
доставляемые льготы, например, право на получение кредитов из Саудовского фонда промышленного развития3, вытекают из соглашений об избежании двойного налогообложения и поощрении и защите инвестиций, подписанных КСА с зарубежными странами4.
Реформы направлены и на сокращение времени, необходимого для начала бизнеса. Они - часть стратегии, направленной на вхождение Саудовской Аравии в 2010 г. в первую десятку стран мира с наиболее удобными условиями ведения бизнеса (в 2009 г. страна заняла 16-е место в рейтинге)5.
В 2009 г. приняты новые обязательства по ослаблению регулирования бизнеса и облегчению притока инвестиций в энергетическую отрасль6. В частности, в сфере телекоммуникаций до 70% увеличилась максимальная разрешенная доля иностранного капитала в предприятиях7.
В 2000 г. был принят закон "Об иностранных инвестициях"* в Катаре, который стремился к увеличению притока зарубежных капиталов в различные отрасли и к повышению их экономической эффективности.
В соответствии со ст. 2 закона допускается доля иностранного капитала от 51 до 100% в сельском хозяйстве, промышленности, здравоохранении, образовании, туризме, разведке и разработке минеральных ресурсов, энергетике, и при условии, что данные проекты согласуются с планами катарского правительства в области экономического и социального развития. При этом иностранцы не имеют права инвестировать в банковский, страховой секторы, приобретать недвижимость.
В Катаре предполагается снять ограничение на размер доли иностранцев в предприятиях, работающих в сфере консалтинга, информационных технологий, развлечений и спорта. С января 2010 г. снизился - с 35 до 10% - корпоративный налог, риски экспроприации очень малы.
В то же время в Катаре для иностранцев по-прежнему сохранен ряд административно-правовых барьеров, в т.ч. ограничения на собственность. Несмотря на недавние изменения, в стране нет эффективного закона о конкуренции, в юридической системе Катара зафиксировано дискриминационное отношение к иностранным инвесторам, чьи права ограничиваются по сравнению с катарскими компаниями. Это, например, касается процедур заключения госконтрактов на выполнение подрядных работ, для участия в которых иностранный партнер обязан работать на местном рынке через катарского агента. Кроме того, иностранцы не могут приобретать недвижи-
* Деятельность иностранных структур в Катаре регулируется законами от 1986, 1990, 2000 и 2002 гг., предусматривающими обязательное наличие у зарубежной компании, намеренной работать в стране, катарского агента или представителя (физического или юридического лица), который должен обеспечивать поиск каналов сбыта на местном рынке ее продукции и услуг. Исключение составляют зарубежные структуры, поставляющие продукцию вооруженным силам Катара и полиции.
мость в собственность (лишь недавно им было разрешено брать в долгосрочную аренду жилые помещения и только в специально отведенных районах). Более того, в отличие от катарских компаний и фирм из стран ССАГПЗ, зарубежные компании платят все налоги, если только они не действуют в свободных экономических зонах8.
В ОАЭ, в отличие от Катара и КСА, нет специального закона об иностранных инвестициях. Они регулируются рядом законодательных актов, к которым, прежде всего, относятся закон N 8 от 1984 г. о Коммерческих компаниях (закон о компаниях, последнее изменение от 7 июля 2009 г.); закон N 1 от 1979 г. - основной документ, регулирующий деятельность промышленных предприятий в ОАЭ; закон "О тендерах для государственных нужд" (Public Tenders Law) N 16 от 1975 г.
Эти и другие законы и подзаконные акты устанавливают следующие правила работы иностранных инвесторов в ОАЭ.
Доля местных производителей должна составлять не менее 25% от капитала компании. Это требование распространяется и на неправительственные проекты, нефте- и газодобычу и переработку, добычу и переработку минерального сырья, небольшие проекты с фиксированным капиталом менее 250 тыс. дирхамов (ок. $70 тыс.) и количеством работников менее 10. Исключением являются лишь свободные экономические зоны (СЭЗ) ОАЭ, где допускается 100%-ная доля в капитале иностранного инвестора, но товары, поступающие в ОАЭ из этих СЭЗ, имеют статус импортных.
Правительство ОАЭ поощряет иностранные инвестиции в промышленность, предлагая через Emirates Industrial Bank льготные кредиты и другие преференции частным финансовым структурам, желающим инвестировать в производственный сектор. С 2009 г. законодательно отменен минимальный размер капитала, необходимого для открытия бизнеса.
В настоящее время большое количество экономических законов находится в разработке. Эти законодательные акты, в соответствии с требованиями Совета по конкурентоспособности и предпринимательству ОАЭ, относятся к сфере регулирования деятельности акционерных компаний, конкурентоспособности и банкротства.
В Кувейте иностранные инвестиции регулируются законом N 8, принятым в марте 2001 г., - иностранным инвесторам разрешается владеть более 50% акционерного капитала и до 100% капитала в отдельных отраслях. К ним относятся: проекты в области инфраструктуры (вода, электроэнергия, очистка сточных вод и связь); создание инвестиционных и страховых компаний; сфера информационных технологий и разработки программного обеспечения; вложения в сфере здравоохранения и фармацевтическое производство; воздушный, наземный и морской фрахт; туризм, отели, развлечения, жилищное строительство и др.
Кувейт допускает иностранные компании к эксплуатации своих нефтяных месторождений и традиционно приватизирует часть автозаправочных станций. Иностранным инвесторам разрешено работать на фондовом рынке Кувейта, что существенно укрепляет статус страны как регионального финансового центра. При этом в Кувейте, как и в КСА, работа банков со 100%-ным иностранным капиталом запрещена.
В Законе об иностранных инвестициях в Кувейте предусмотрены также некоторые льготы иностранным инвесторам. К ним относятся: освобождение от уплаты налогов на срок до 10 лет, освобождение от таможенных пошлин и защита от национализации, право получать кредиты национальных банков.
Таблица 2
Потоки ПИИ в ССАГПЗ в 2005 - 2008 гг. ($ млн)
|
Приток ПИИ |
Отток ПИИ |
||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Бахрейн |
1 049 |
2915 |
1 756 |
1 794 |
1 135 |
980 |
1 669 |
1 620 |
Кувейт |
234 |
122 |
123 |
56 |
5 142 |
8 240 |
10 156 |
8 521 |
Оман |
1 623 |
1 688 |
3 125 |
2 928 |
234 |
275 |
243 |
329 |
Катар |
1 298 |
3 500 |
4 700 |
6 700 |
352 |
127 |
5 263 |
2 400 |
Саудовская Аравия |
12 097 |
18 293 |
24 318 |
38 223 |
53 |
1 257 |
13 139 |
1 080 |
ОАЭ |
16 900 |
12 806 |
14 187 |
13 700 |
3 750 |
10 892 |
14 568 |
15 800 |
Всего ССАГПЗ |
33 201 |
39 344 |
50 909 |
63 401 |
10 666 |
21 771 |
45 038 |
45 550 |
Западная Азия |
42 622 |
67 633 |
77 609 |
90 255 |
12271 |
23 203 |
48 342 |
33 684 |
Составлена и рассчитана автором по: UNCTAD, FDI/TNC database and annex table B.1. - 2008 & 2009.
Таблица 3
ПИИ и ВВП в странах ССАГПЗ в 2005 - 2008 гг. ($ млрд)
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Бахрейн |
||||
Приток ПИИ |
1 049 |
2915 |
1 756 |
1 794 |
ВВП |
13 460 |
15 828 |
19 664 |
22 531 |
ВВП на душу, долл. |
18 500 |
21 288 |
25 889 |
29 051 |
Кувейт |
||||
Приток ПИИ |
234 |
122 |
123 |
56 |
ВВП |
80 781 |
98 692 |
109 981 |
157 345 |
ВВП на душу, долл. |
29919 |
35518 |
38 575 |
53 902 |
Оман |
||||
Приток ПИИ |
1 623 |
1 688 |
3 125 |
2 928 |
ВВП |
30 923 |
35 729 |
40 345 |
52 553 |
ВВП на душу, долл. |
11 812 |
13 381 |
14 798 |
18 861 |
Катар |
||||
Приток ПИИ |
1 298 |
3 500 |
4 700 |
6 700 |
ВВП |
42 463 |
56 770 |
63 870 |
90 240 |
ВВП на душу, долл. |
47 957 |
56 736 |
56 146 |
70 453 |
Саудовская Аравия |
||||
Приток ПИИ |
12 097 |
18 293 |
24318 |
38 223 |
ВВП |
315 583 |
352 577 |
377 318 |
473 986 |
ВВП на душу, долл. |
13 365 |
14 598 |
15 288 |
18 809 |
ОАЭ |
||||
Приток ПИИ |
16 900 |
12 806 |
14 187 |
13 700 |
ВВП |
133 583 |
164 865 |
191 465 |
276 402 |
ВВП на душу, долл. |
32 669 |
38 952 |
43 875 |
61 629 |
ССАГПЗ |
||||
Приток ПИИ |
33 201 |
39 324 |
48 209 |
63 401 |
ВВП |
615 183 |
714 822 |
913 553 |
1 073 038 |
ВВП на душу, долл. |
17810 |
20 363 |
21979 |
28 655 |
МИР |
||||
Приток ПИИ |
958 697 |
1 411 018 |
1 833 324 |
1 697 353 |
Мировой ВВП |
45 102 992 |
48 786 093 |
54 635 982 |
60 443 638 |
ВВП на душу, долл. |
6 924 |
7 403 |
8 192 |
9 053 |
Составлена автором по: UNCTAD, World Investment Report 2009.
В Бахрейне с 1995 г. возможно создание компаний со 100%-ным иностранным капиталом во всех секторах экономики, включая находящиеся под контролем государства - нефтяную, газовую, алюминиевую, связь и телекоммуникации, транспорт, в форме акционерных обществ и др.
С февраля 2001 г. иностранным юридическим и физическим лицам было предоставлено право владения недвижимым имуществом на Бахрейне, но запрещено владеть землей в оговоренных законом районах и использовать ее не по целевому назначению.
В 1992 г. в Омане был создан особый орган - General Investment Committee (GIC), задачей которого стало содействие в привлечении инвестиций в страну через лицензирование инвестиционных проектов, а также помощь инвесторам в преодолении сложностей. Особое внимание GIC уделяет инвестиционным проектам в следующих секторах: сельское хозяйство, лов рыбы, туризм, здоровье, образование, техническое и профессиональное обучение на всех уровнях, транспорт, телесвязь, строительство жилья, промышленность.
Таким образом, страны Залива в последние 10 - 15 лет последовательно предпринимали конкретные шаги к улучшению инвестиционной привлекательности экономик и либерализации перемещения капитала. Каковы же результаты этих усилий?
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА
Страны Залива в 2000-е гг. активно привлекали значительные объемы иностранных финансовых ресурсов, в т.ч. в виде ПИИ. Приток ПИИ был связан, прежде всего, с высокими ценами на нефть и со значительными темпами экономического роста стран региона. Их рост начался в 2003 г., когда они составили около $8 млрд, и проходил на фоне либерализации режима регулирования ПИИ с акцентом на приватизацию и охватом, в первую очередь, сферы услуг. Например, таких ее сегментов, как электро- и водоснабжение, транспорт, связь и др. Эта политика имела ощутимые результаты в последующие годы (см. табл. 2).
Данные таблицы 2 показывают, что для стран ССАГПЗ в целом характерны:
1. Рост привлекаемых ПИИ, значительно усилившийся с 2005 г. За 2005 - 2008 гг. общий объем ПИИ в страны региона практически удвоился. Причинами этого, по нашему мнению, стали:
- 2005 - 2006 гг. - улучшение общего делового климата и усло-
Таблица
Индекс эффективности использования ПИИ в странах ССАГПЗ в 2005 - 2008 гг.
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Бахрейн |
||||
Доля ПИИ в мир. ПИИ |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
Доля ВВП в мир. ВВП |
0,03 |
0,03 |
0,04 |
0,04 |
Доля ПИИ в ВВП |
7,79 |
18,4 |
8,93 |
7,96 |
Кувейт |
||||
Доля ПИИ в мир. ПИИ |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
0,003 |
Доля ВВП в мир. ВВП |
0,18 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
Доля ПИИ в ВВП |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,04 |
Оман |
||||
Доля ПИИ в мир. ПИИ |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
Доля ВВП в мир. ВВП |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,09 |
Доля ПИИ в ВВП |
5,25 |
4,72 |
7,75 |
5,57 |
Катар |
||||
Доля ПИИ в мир. ПИИ |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
Доля ВВП в мир. ВВП |
0,09 |
0,12 |
0,12 |
0,15 |
Доля ПИИ в ВВП |
3,06 |
6,17 |
7,36 |
7,42 |
Саудовская Аравия |
||||
Доля ПИИ в мир. ПИИ |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
2,3 |
Доля ВВП в мир. ВВП |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
Доля ПИИ в ВВП |
3,83 |
5,19 |
6,44 |
8,06 |
ОАЭ |
||||
Доля ПИИ в мир. ПИИ |
1,8 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
Доля ВВП в мир. ВВП |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
Доля ПИИ в ВВП |
12,65 |
7,77 |
7,41 |
4,96 |
ССАГПЗ |
||||
Доля ПИИ в мир. ПИИ |
3,5 |
2,8 |
2,6 |
3,7 |
Доля ВВП в мир. ВВП |
1,4 |
1,5 |
1,7 |
1,8 |
Доля ПИИ в ВВП |
5,4 |
5,5 |
5,28 |
5,91 |
Мир |
||||
Доля ПИИ в ВВП |
2,13 |
2,89 |
3,36 |
2,81 |
Рассчитана автором по данным табл. 3.
вий инвестирования в целом в ССАГПЗ, в частности, траспарентности; приватизация в сфере услуг;
- 2007 - 2008 гг. - меньшая степень негативного влияния на ССАГПЗ глобального финансово-экономического кризиса и значительные внутрирегиональные инвестиции.
2. Различная степень привлекательности стран ССАГПЗ как
реципиентов ПИИ и неравномерность ПИИ в страны в различные годы.
Крупнейшим получателем ПИИ в регионе в 2005 - 2008 гг. оставались ОАЭ (для справки: в 2002 г. объем ПИИ в ОАЭ не превысил $1 млрд) и Саудовская Аравия. На долю этих двух стран в 2005 - 2008 гг. приходилось, соответственно, $29 млрд; 31,1; 38,5 и $51,9 млрд, т.е. 87,3%; 79; 75,6 и 81,9% общего притока ПИИ в страны ССАГПЗ.
При этом для Саудовской Аравии характерна устойчивая тенденция к росту объемов притока ПИИ. В 2008 г. в КСА главными сферами, привлекающими ПИИ, стали недвижимость, нефтехимия и нефтепереработка, строительство и торговля.
Для ОАЭ (2-е место по объемам привлекаемых ПИИ), как и для других стран ССАГПЗ, такая устойчивость и стабильность не характерны. Более того, приток ПИИ в ОАЭ в 2008 г. сократился на 3%, поскольку дубайские отрасли туризма, недвижимости и банковский сектор особенно серьезно пострадали от глобального кризиса. В 2009 г. отмечено дальнейшее снижение ПИИ в национальную экономику.
Наименее привлекательной для ПИИ в ССАГПЗ остается экономика Кувейта - из-за снижения темпов прироста ВВП и имеющихся ограничений в инвестиционной сфере.
3. Наблюдается высокий индекс эффективности использования ПИИ в странах региона* (см. табл. 3).
Из представленных данных видно, что положение стран и динамика рассматриваемых показателей неоднозначны и не однонаправленны. Так, за исследуемый период ВВП Катара удвоился, в то время как приток ПИИ увеличился более чем в 5 раз, что говорит о растущей привлекательности и устойчивости этой экономики.
По странам ССАГПЗ авторский расчет индекса эффективности ПИИ представлен в табл. 4.
* Индекс эффективности использования ПИИ - это отношение доли страны в мировом притоке ПИИ к ее доле в мировом ВВП и соответственно ранжирует страны по ПИИ, которые они получают относительно размера экономики. Он учитывает не только размер экономики, но и другие факторы, которые влияют на приток инвестиций (качество делового климата, экономическая и политическая стабильность, наличие природных ресурсов, инфраструктуры, качество человеческого капитала и уровень технологий).
Таблица 5
Объем накопленных ПИИ на душу населения в ССАГПЗ в 2005 - 2008 гг.
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Бахрейн |
||||
Накопленные ПИИ, млн. долл. |
8 276 |
11 191 |
12 947 |
14 844 |
Население, млн. чел. |
0,728 |
0,744 |
0,760 |
0,776 |
Накопленные ПИИ на душу населения, долл. |
11368,1 |
15 041,7 |
17 035,5 |
19 128,9 |
Кувейт |
||||
Накопленные ПИИ, млн. долл. |
645 |
773 |
943 |
991 |
Население, млн. чел. |
2,7 |
2,779 |
2,851 |
2,919 |
Накопленные ПИИ на душу населения, долл. |
238,9 |
278,2 |
330,8 |
339,5 |
Оман |
||||
Накопленные ПИИ, млн. долл. |
4 132 |
5 865 |
9 065 |
11993 |
Население, млн. чел. |
2,618 |
2,67 |
2,726 |
2,785 |
Накопленные ПИИ на душу населения, долл. |
1 578,3 |
2 196,6 |
3 325,4 |
4 306,3 |
Катар |
||||
Накопленные ПИИ, млн. долл. |
7 155 |
10 655 |
15 355 |
22 055 |
Население, млн. чел. |
0,885 |
1,001 |
1,138 |
1,281 |
Накопленные ПИИ на душу населения, долл. |
8 084,7 |
10 644,4 |
13 492,9 |
17 217,0 |
Саудовская Аравия |
||||
Накопленные ПИИ, млн. долл. |
33 535 |
51 828 |
76 146 |
114 277 |
Население, млн. чел. |
23,613 |
24,153 |
24,68 |
25,201 |
Накопленные ПИИ на душу населения, долл. |
1 420,2 |
2 145,8 |
3 085,3 |
4 534,6 |
ОАЭ |
||||
Накопленные ПИИ, млн. долл. |
28 727 |
41 533 |
55 720 |
69 420 |
Население, млн. чел. |
4,089 |
4,233 |
4,364 |
4,485 |
Накопленные ПИИ на душу населения, долл. |
7 025,4 |
9 811,7 |
12 768,1 |
15 478,2 |
ССАГПЗ |
||||
Накопленные ПИИ, млн. долл. |
140 074 |
177 244 |
262 735 |
197 670 |
Население, млн. чел. |
34,6 |
35,6 |
36,5 |
37,4 |
Накопленные ПИИ на душу населения, долл. |
4 048,4 |
4 978,8 |
7 198,2 |
5 285,3 |
МИР |
||||
Накопленные ПИИ, млн. долл. |
10 050 885 |
12 404 439 |
15 660 498 |
14 909 289 |
Население, млн. чел. |
6 512,3 |
6 591,5 |
6 670,8 |
6 750,06 |
Накопленные ПИИ на душу населения, долл. |
1 543,4 |
1 881,9 |
2 347,6 |
2 208,8 |
Составлена и рассчитана автором по: UNCTAD, World Investment Report 2009.
Данные показывают, что у всех стран региона (за исключением Кувейта) доля ПИИ в мировом показателе значительно выше, чем удельный вес ВВП каждой страны в мировом валовом продукте. Это говорит о высокой степени привлекательности прямого зарубежного инвестирования в страны региона (включая инвестиционный климат).
Объем накопленных в странах-реципиентах ПИИ на душу населения - важный показатель эффективности инвестиционной политики. Его расчет показывает, что уровень эффективности инвестиционной политики в странах ССАГПЗ выше (за исключением Кувейта), чем в среднем по миру (табл. 5). Хотя показатель накопленных ПИИ на душу населения значительно выше в регионе, чем в мире, это не означает, однако, что эффективность инвестиционной политики
стран ССАГПЗ не нуждается в дальнейшем повышении. На основе анализа данных табл. 4 и 5 можно сделать вывод и о сохранении определенных проблем в инвестиционной сфере стран ССАГПЗ. Об этом говорит дифференциация доли ПИИ в ВВП стран региона (табл. 4), а также неустойчивая динамика указанных показателей в национальных экономиках в различные годы.
Основной причиной некоторого ухудшения показателя ПИИ в ВВП в ряде государств Залива (прежде всего Кувейта) в 2008 г. следует считать внешний фактор, а именно - глобальный финансовый кризис (что подтверждает падение общемирового индикатора).
В то же время очевидны значительный потенциал для иностранных инвестиций и растущая инвестиционная привлекательность региона (во многом формируемая под влиянием внешнего фактора), особенно в условиях посткризисного развития и поиска инвесторами из различных стран, в т.ч. России, новых региональных возможностей для диверсификации зарубежных вложений национального капитала.
В настоящее время основные страны-доноры инвестиций, в т.ч. ПИИ в государствах Залива, - США, Япония и ЕС. За 2000 - 2008 гг. удельный вес американских инвестиций сокращался на фоне роста японских и западноевропейских. За это время только в экономику КСА приток неамериканских инвестиций возрос с 38% в 2000 г. до 47% от общего их объема в 2007 г.9
Растут инвестиции других развивающихся стран, например, Китая. Китайские вложения в регион в 6 раз превышают арабские в Китае, при этом последний считает, что "структура ССАГПЗ, по всей вероятности, недостаточно упорядочена, чтобы заключать всеобъемлющие договоры с другими странами. Поэтому Китай должен стремиться вести переговоры с отдельными странами"10.
Активно растут межарабские инвестиции - важнейшая составляющая стратегии инвестирования стран ССАГПЗ в условиях глобализации. Арабские государства ориентируются на взаимную поддержку, в т.ч. и в плане перекрестного инвестирования, на совместное противодействие давлению экономически развитых стран. Отмечается нарастание индивидуальных и объединенных действий в регионе в защиту национальных целей и приоритетов.
Наиболее значительный годовой прирост межарабских инвестиций в 2003 - 2008 гг. зафиксирован в Саудовской Аравии -329,8%; инвестиции в эту страну в 2008 г. достигли $7,1 млрд. (1-е место по объему полученных арабских инвестиций). КСА также вкладывает капитал в других арабских странах, в том числе - в Заливе.
Государства региона заинтересованы в диверсификации инвестиционных партнеров, особенно в сфере ПИИ. Это стремление вызвано как объективными тенденциями развития мирового финансового рынка (кризис и сокращение возможностей инвестирования со стороны стран Запада), необходимостью повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики, так и стремлением повысить уровень экономической безопасности стран региона в этой сфере. Странам Залива, как уже отмечалось, нужны новейшие технологии, особенно в сфере нефте- и газодобычи и переработки. Поэтому в настоящее время возможности третьих стран по наращиванию объемов вывоза своего капитала в регион расширяются.
Особый интерес представляет анализ сфер приложения иностранного капитала в экономике государств Персидского залива в 2005 - 2008 гг.
Поступившие в страны региона иностранные инвестиции направлялись главным образом в сектор услуг, в т.ч. в такие его сегменты, как туризм, недвижимость и финансы, транспорт. Было заключено несколько крупных соглашений в телекоммуникационной отрасли.
Активно привлекает иностранных инвесторов сфера недвижимости стран Залива. Наиболее крупным реципиентом стали ОАЭ. В 2005 - 2008 гг. строительство и рынок недвижимости формировали около 50% ВВП Дубая. В то же время, по данным Middle East Business Intelligence, стоимость вложений в строительство в ОАЭ сократилась с $3,1 млрд. в I квартале до $1,4 млрд. в IV квартале 2008 г. и составила $1,8 млрд. долл. по итогам года, что на 60% меньше, чем в 2007 г. ($2,5 млрд). Около 10% уже начатых строек в 2008 - 2009 гг. были заморожены из-за проблем с финансированием11.
Большинством специалистов объем заключенных контрактов в строительной отрасли в 2009 г. (примерно на уровне 2008 г. или несколько ниже) оценивается как "нормальное развитие" сектора12.
Значительная часть ПИИ в недвижимость осуществляется региональными инвесторами, что говорит об усилении взаимного сотрудничества рассматриваемых государств.
Странам Персидского залива удалось несколько расширить приток иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, особенно в нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия и в энергетическую сферу. По данным саудовского инвестиционного агентства Jadwa Investment, рост инвестиций связан с повышением внутреннего спроса, особенно в нефтехимической индустрии, транспортном и строительном секторах, которые оказывают стимулирующее воздействие на динамику экономического развития13.
В добывающем секторе объемы иностранных капиталовложений были невелики, поскольку в большинстве стран Залива они не допускаются, например, в Кувейте и в КСА. Здесь значительная часть добычи нефти и газа осуществляется с применением известных технологий и практически без участия иностранных компаний (и инвестиций).
В Катаре возможно иностранное участие в нефте- и газодобывающей сферах главным образом в виде Соглашений о разделе продукции (СРП). Но традиционные формы сотрудничества с иностранными партнерами в сфере добычи и переработки нефти, ограничивающиеся заключением подрядных контрактов и обеспечивающих получение технологий, ноу-хау, управленческих услуг, технической помощи, требуют развития новых форм взаимодействия.
По оценкам экспертов ОПЕК, арабским странам необходимо построить еще ряд нефтеперерабатывающих и газосжижающих предприятий для удовлетворения растущего спроса на соответствующую продукцию, что потребует инвестиций объемом не менее чем $30 млрд14.
Таким образом, в странах ССАГПЗ в 2000 - 2008 гг. произошли заметные изменения в отраслевом распределении иностранных инвестиций. Доля этих вложений в производственную сферу сократилась; отмечается значительное увеличение доли услуг как реципиента иностранного капитала при росте его общих объемов во все сферы национальных экономик.
Формы привлечения иностранного капитала - создание СП, акционерных обществ и других форм взаимодействия резидентов и иностранных инвесторов. Это связано с тем, что странам ССАГПЗ требуются преимущественно технологии, техника, программное обеспечение и пр.
Они стремятся привлекать иностранные инвестиции не столько в денежной форме, сколько в виде основного капитала, т.е. в виде ПИИ.
Мотивы привлечения ПИИ - повышение конкурентоспособности и роста эффективности нефтегазовой отрасли, экономическая диверсификация (отраслевая и региональная), улучшение (изменение) позиций в международном разделении труда и мировой торговле, рост производства и экспорта несырьевых отраслей национальной экономики. Это важнейшая современная особенность стран Залива как реципиентов ПИИ.
Доля портфельных инвестиций в регион в их суммарном объеме составляла на начало 2000-х гг., по данным ЮНКТАД, всего 0,3%15. Однако ситуация меняется. Так, акции арабских компаний стали лидерами роста на мировом фондовом рынке в 2005 г. Общая рыночная стоимость акций в странах ССАГПЗ увеличилась в 2005 - 2008 гг. более чем в два раза. При этом большинство страновых рынков в той или иной степени открыты для иностранных портфельных инвестиций - как частных юридических и физических лиц, так и официального капитала. Такими инвесторами выступают преимущественно частные субъекты хозяйствования из развитых стран. Но растут инвестиции и из стран с формирующимися рынками.
Таким образом, обладая только 0,55% населения Земли, страны региона производят порядка 2% ВВП планеты и привлекают около 4% мировых инвестиций. Уровень ВВП на душу населения в целом в ССАГП выше среднемирового более чем в 3 раза, что предопределяет возможность дальнейшего роста платежеспособного спроса в странах объединения. К тому же доля ПИИ в ВВП ССАГПЗ также выше среднемирового показателя - практически в 2 раза.
* * *
Диверсификация стран-доноров иностранных инвестиций в экономики региона имеет для стран Залива важное значение. В этой связи следует отметить, что ряд государств, прежде всего КСА и ОАЭ, рассматривают Россию в качестве потенциального партнера, что и для нашей страны может стать экономически и политически выгодным направлением сотрудничества16.
1 Global Investment House: Saudi Arabia economic and strategic outlook http://www.menareport.com
2 www.zawya.com/story.cfm/sid - Saudi Arabia General Investment Authority's economic site.
3 www.saudinf.com/main/c552.htm
4 The Foreign Investment Law, Royal Decree No. M/1 of 5.1.1421H (9 April 2000) and Implementing Regulations issued 14.4.1423H (24 June 2002) (replacing the 1979 Foreign Capital Investment Law) http://www.saudia-online.com/txtinvestment.htm
5 www.albawaba.com/en/business/global-investment-house-saudi-arabia-economic-and -strategic-outlook
6 Global Investment House: Kuwait-Saudi Economic and Strategic Outlook. Foreign Investment. March 2008 - http://www.mena-report.com
7 Батыршин И. М. О вступлении Саудовской Аравии в ВТО. М.: ИБВ, 2006.
8 Касаев Э. О. Инвестиционный климат Катара - http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/04 - 08 - 09.htm
9 http://www.arabianbusiness.com
10 Из выступления председателя КНР Ху Цзиньтао на встрече с генеральным секретарем Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) Абделя Рахмана бен Хамада аль-Атыии 11 февраля 2009 г. - http://russian.people.com.cn/31520/6590718.html
11 Middle East Business Intelligence (MEED)
12 См.: Ближневосточный спрос-2009: оттепель начнется осенью - www.cement-online.ru
13 Capital for Arabic Countries Handbook. International Business Publications, USA.
14 http://www.mideast.ru, March 9, 2006.
15 См.: Конференция ООН по торговле и развитию. Доклад о мировых инвестициях: 2003 г. Политика в области ПИИ в целях развития: национальные и международные аспекты. Обзор ООН. Нью-Йорк - Женева, 2003.
16 Это направление станет предметом отдельного исследования (прим. авт.).
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |