20 апреля 2011 г. в Институте востоковедения РАН состоялась всероссийская научная конференция "Интересы и позиции России в Азии и Африке в начале XXI в.", организованная сектором региональной безопасности и международных отношений. В конференции приняли участие научные работники и преподаватели высших учебных заведений Москвы и других городов РФ. С докладами выступили более 20 человек. Был обсужден широкий круг актуальных проблем, связанных с политикой России в отношении ряда ключевых стран Азии и Африки.
Открывая конференцию, заведующий сектором региональной безопасности и международных отношений ИВ РАН А. М. Хазанов определил задачи конференции: попытаться выяснить, в чем заключаются действительные, соответствующие интересам всего общества национальные интересы, цели и приоритеты России на Востоке; как взаимодействуют наши интересы и интересы других государств в Азии и Африке; каковы нынешние позиции России на этих континентах; в чем следует видеть угрозу нашим интересам и позициям и каковы возможные меры предотвращения этих угроз. А. М. Хазанов отметил: "У нас по существу до сих пор не разработана доктрина восточной политики России. Важная задача, стоящая перед востоковедами-международниками, помочь российскому руководству разработать такую доктрину. Я надеюсь, что конференция внесет свой вклад в решение этой важной государственной задачи".
Зам. директора ИВ РАН В. Я. Белокреницкий подчеркнул важность и актуальность проблем, обсуждаемых на конференции. Он отметил, что мусульманский мир переживает сейчас период бурной революционной трансформации, и это ставит перед российской внешней политикой ряд новых сложных вопросов.
А. В. Акимов (ИВ РАН) в докладе "Интересы России в странах Востока и мировая продовольственная проблема" рассказал об участии России в международных проектах, направленных на повышение продовольственной безопасности и решение мировой продовольственной проблемы. Он отметил, что помимо участия в многосторонних международных проектах, Россия выступила с инициативами по развитию международного сотрудничества в решении продовольственной проблемы. В начале июня 2009 г. в Санкт-Петербурге прошел первый всемирный зерновой форум. А. В. Акимов сделал следующий вывод: "В отличие от экспорта нефти и газа, являющихся невозобновляемыми природными ресурсами, продукция сельского хозяйства производится на основе использования возобновляемых природных ресурсов, которые имеются в России в изобилии, а современный научно-технический прогресс в агропромышленной сфере открывает перспективы превращения этой сферы хозяйства в высокотехнологическую отрасль экономики".
А. Л. Хлебников (Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского) в докладе "Роль мягкой силы в стратегии и тактике ближневосточной политики России" выделил три основных направления ближневосточной политики России в начале XXI в.: активизацию сотрудничества в военно-технической сфере; акцент на защиту интересов российских компаний (прежде всего ТЭК) на рынке БВ; усиление своего экономического и культурного присутствия в Палестине, Сирии, Ливане, Египте. Докладчик подчеркнул, что, несмотря на успешное сотрудничество России со
странами БВ в области ВПК и ТЭК, практически отсутствуют механизмы публичной дипломатии. Мы существенно уступаем европейским государствам и Китаю в этой сфере, что неизбежно приведет к ослаблению позиций по другим направлениям. Возрастает острая потребность в разработке стратегии публичной дипломатии для России. Требуется единый, рассчитанный на долгие годы подход, в основу которого должна быть положена культурно-историческая составляющая.
В. В. Евсеев (Центр общественно-политич. исслед.) в докладе "Российско-египетское военно-техническое сотрудничество: состояние и перспективы" проанализировал результаты многолетнего сотрудничества РФ и АРЕ в военно-технической сфере. Докладчик отметил, что в настоящее время Египет имеет значительное количество советской военной техники. Но нынешнее финансово-экономическое положение Египта остается крайне сложным. Массовые акции протеста, которые прошли в январе-феврале 2011 г., не только нанесли стране экономический урон, но и резко сократили поступление доходов от туризма. В феврале в окрестностях города Эль-Ариш в результате террористического акта на продолжительное время была прекращена работа трубопровода, по которому в израильский Ашкелон ежегодно поставлялось 1.7 млрд. куб. м природного газа. До сих пор в стране продолжаются забастовки. В этих условиях процесс технического переоснащения вооруженных сил возможен только за счет безвозмездной помощи со стороны США (до последнего времени она составляла 1.5 млрд. дол. в год). Это в значительной степени затрудняет как развитие собственного военного производства, так и осуществление диверсификации военно-технических связей Египта с иностранными государствами.
Докладчик сделал следующий вывод: "Нынешний уровень российско-египетского военно-технического сотрудничества достаточно низок ввиду крайней ограниченности в финансовых средствах и перехода ВС на западные образцы вооружений и военной техники. По сути, оно ограничивается поставками запасных частей, участием в модернизации отдельных образцов вооружений и обучением египтян в российских военно-учебных заведениях на коммерческой основе. Тем не менее сохраняются некоторые возможности по закупке или лицензионному производству в Египте российских систем ПВО. По-видимому, более реальна организация в этой сфере совместных предприятий, что предполагает передачу некоторых военных технологий".
А. В. Демченко (ИВ РАН) в докладе "Российско-иорданские отношения: достижения, проблемы и перспективы" проанализировал торгово-экономические связи, военно-техническое сотрудничество и гуманитарное сотрудничество между Россией и Иорданией. Он указал на некоторые трудности в экономическом взаимодействии, о чем свидетельствует то, что пик контрактов, проектов, новых идей пришелся на 2005-2007 гг. Торгово-экономические отношения строятся в основном на базе военно-технического сотрудничества. Выполнение соглашений в этой области идет медленными темпами из-за проблем в российском ВПК, необходимости крупных финансовых вложений в создание совместных предприятий, а также покупок Иорданией военной техники на российские же кредиты.
Г. И. Смирнова (ИВ РАН) в докладе "Роль Северного и Южного Судана как стратегически важных центров экономики арабского и африканского мира и интересы России" подчеркнула выгодное экономико-географическое положение Судана и его богатство природными и людскими ресурсами. После раздела страны 9 января 2011 г. на два государства, большая часть нефтяных полей осталась на юге, а трубопроводная система проходит в основном по территории Северного Судана до порта на побережье Красного моря. Перед Россией сейчас открываются большие возможности. По мнению докладчика, Россия могла бы оказать существенную помощь Северному Судану в проведении геологоразведочных работ, в развитии обрабатывающей промышленности, агрокомплекса, проведении ирригационных и мелиоративных работ. Взамен она могла бы получать высококачественный хлопок для своей текстильной промышленности, а также другие сельскохозяйственные продукты традиционного суданского экспорта. С Южным Суданом основными направлениями сотрудничества могут стать: геологоразведка, развитие транспорта, строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, подготовка кадров.
А. С. Матвеев (Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского) в докладе "Политика РФ и Исламской Республики Иран в отношении государств Закавказья: общие интересы и различные подходы" провел сравнительно-исторический анализ политики РФ и ИРИ по отношению к Грузии, Армении и Азербайджану. Докладчик пришел к выводу, что ИРИ проводит в Закавказье культурную и религиозно-идеологическую политику с целью создания позитивного образа Ирана. России, по мнению докладчика, необходимо развивать экономическое сотрудничество со странами Закавказья. Сейчас сотрудничество со странами региона осуществляется на ми-
нимальном уровне. Создание единого таможенного пространства могло бы способствовать его развитию. Однако не все государства региона готовы к этому. Кроме того, велика роль местных кланов, связанных с правительственными кругами, из-за чего возможности для развития российского бизнеса в регионе намного хуже, чем для развития армянского и азербайджанского бизнеса в России.
С. В. Рыбалко (Гос. ун-т - Высшая школа экономики) в докладе "Оценка эволюции роли Турции на рынке природного газа с точки зрения экономических интересов России" показал, что в настоящее время Турция прилагает большие усилия для качественного изменения своей роли на международном рынке природного газа - превращения из потребителя в транзитную страну или даже поставщика газа. Проект "Набукко" предполагает строительство газопровода для доставки газа через территорию Турции в Европу. Проект "Голубой поток 2" - вторая нитка газопровода по дну Черного моря - позволит Турции нарастить объемы экспорта газа в Европу. Как отметил докладчик, политика Турции на международном рынке природного газа затрагивает интересы России. Решая собственные геополитические и экономические задачи на международной энергетической арене, Турция естественным образом попадает в зону интересов России как ключевого поставщика природного газа в Европу.
Р. Р. Сикоев (ИВ РАН) в докладе "Афганский вектор во внешней политике России" дал краткий исторический экскурс отношений между Россией и Афганистаном с 1764 г., когда по приказу Екатерины II в Афганистан был направлен Богдан Асланов, которому, однако, не удалось установить дипломатические отношения. Говоря о сегодняшнем дне, докладчик сказал: "Центральный вопрос, который волнует многих как в самой стране, так и за ее пределами, заключается в следующем: что произойдет в Афганистане в 2014 г. после вывода основных сил международной коалиции?" Докладчик высказал мнение, что даже в случае развития событий по наихудшему сценарию (талибы наносят поражение правительственным войскам и захватывают Кабул), междоусобная война не кончится, а лишь перейдет в другой, более длительный и кровопролитный виток эскалации боевых действий.
Е. Я. Арапова (МГИМО(У) МИД РФ) в докладе "Стратегические интересы России в контексте присоединения к деятельности Восточноазиатского саммита" подчеркнула, что в результате углубления взаимодействия со странами Восточной Азии Россия ожидает значительного увеличения товарооборота и инвестиций, способствующих развитию инфраструктуры и переходу на инновационную модель развития российской экономики. В докладе были выделены и проанализированы приоритетные направления экономического сотрудничества РФ с Китаем, Японией, Республикой Кореей, Индией, а также со странами АСЕАН. Выступавшая отметила три стратегически важные основы развития сотрудничества между Россией и странами Восточной Азии: энергетика, транспорт и высокие технологии.
В. П. Курбатов (ИВ РАН) в докладе "КНР: стремительное наступление по всем направлениям" проанализировал успехи КНР за годы 11-й пятилетки (2006-2010). Чтобы преодолеть кризис, в экономику дополнительно вложили 585 млрд. дол. Китайскому правительству удалось сохранить доверие иностранных инвесторов, и общий объем иностранных инвестиций в 2010 г. достиг 105.74 млрд. дол., в то время как в России в том же году он составил 14 млрд. дол. Докладчик констатировал, что Россия стала одним из важнейших поставщиков энергоносителей в Китай. 1 января 2011 г. был запущен нефтепровод, по которому ежесуточно в КНР поступает 42 тыс. т нефти. По соглашению, заключенному на 20 лет, в КНР будет поступать 15 млн. т нефти в год, т.е. КНР получит 300 млн. т. Кроме того, Китай заинтересован в гарантированных поставках из России угля в объеме от 15 до 20 млн. т ежегодно. Учитывая, что в двусторонней российско-китайской торговле объем импорта промышленной продукции из России постепенно падает, сказал докладчик, нетрудно сделать вывод, что Россия шаг за шагом превращается в топливно-сырьевой придаток КНР. Это будет особенно заметно после того, как Китай притормозит сооружение своих атомных электростанций.
Ю. В. Чудодеев (ИВ РАН) в докладе "Процессы глобализации и перспективы партнерства России и Китая в АТР" рассмотрел проблемы, с которыми сталкиваются Россия и Китай в эпоху глобализации. По словам докладчика, "разрыв в экономической мощи и смена ролей в российско-китайском обмене продукцией новых и высоких технологий больно бьет по нашему самолюбию и является определенным вызовом России. Естественным российским ответом на этот серьезный вызов может и должно стать наше развитие - и экономическое и научно-техническое". Проанализировав ряд трудностей, существующих в отношениях между двумя странами, докладчик приходит к выводу о том, что глобализация открывает значительные возможности
для российско-китайского сотрудничества. Это планы создания грандиозного энергетического и трансконтинентального моста из России в Японию, Китай, Северную и Южную Корею, а в перспективе и в Юго-Восточную Азию. Реализация очевидных преимуществ России - наличие энергоносителей, обширной территории и возможность выполнения эффективных транзитных функций - позволяет ей на взаимовыгодной основе прочно войти в систему экономических отношений в АТР.
Д. А. Милеев (ИВ РАН) в докладе "Российский фактор в отношениях Японии и Европы" убедительно показал, что хотя в российско-японских отношениях существуют проблемы (вопрос о территориальных претензиях Японии на Южные Курилы), это не может быть препятствием для развития диалога при условии заинтересованности обоих участников в предмете дискуссии. По мнению докладчика, компромисс на основе уступок и передачи Южных Курил Японии не отвечает интересам РФ, так как ухудшает наши стратегические позиции в регионе, наносит ущерб экономике и международному престижу страны, открывает путь к переоценке итогов Второй мировой войны и роли СССР в ней, создает почву для территориальных споров с другими государствами.
Н. К. Семенова (ИВ РАН) в докладе "Формирование Азиатской энергетической стратегии РФ в зоне ШОС" подчеркнула, что в условиях глобализации топливно-энергетическая тематика становится частью международных отношений как фундаментальная проблема национальной безопасности. По мнению докладчика, ШОС способна в перспективе стать интернациональным механизмом по согласованию взаимовыгодного использования энергоресурсов. Уникальная особенность ШОС - отсутствие третьих стран на пути транспортировки энергоресурсов. С учетом стран-наблюдателей можно говорить о взаимодействии "оси" производителей (Россия, Казахстан, Узбекистан, Иран) и "оси" потребителей энергоресурсов (Китай, Таджикистан, Киргизия, Индия, Пакистан, Монголия). Это делает ШОС самодостаточной энергетической системой как в национальном, так и в глобальном плане.
А. В. Каримулпина (Гос. ун-т - Высшая школа экономики) в докладе "Торгово-экономическое сотрудничество России и Сингапура: проблемы и перспективы" отметила, что экономическое присутствие России в Сингапуре, впрочем, как и в Юго-Восточной Азии в целом, все еще незначительно, но об интенсификации внешнеэкономических связей между двумя странами свидетельствует активно создающаяся организационная основа для подобного сотрудничества. Так, в 2009 г. был учрежден российско-сингапурский деловой совет. Самым актуальным для российской стороны, по мнению докладчика, является научно-технологическое сотрудничество с Сингапуром. Опыт этой страны в построении комплексной инновационной системы, включающей в себя организационную и физическую инфраструктуру, подготовку кадров, поддержку инновационных малых и средних предприятий, развитое венчурное финансирование, налаженные механизмы коммерциализации НИОКР, разработанное законодательство в области интеллектуальной собственности, мог бы стать весьма полезным для России.
Е. Н. Корендясов (Ин-т Африки РАН) в докладе "Интересы и позиции России в Африке в начале XXI в." проанализировал основные проблемы и трудности, возникающие в развитии сотрудничества РФ со странами Африки. Для России основным препятствием является ограниченность материально-финансовых ресурсов, недооценка реального потенциала российско-африканского сотрудничества, отсутствие четкой государственной программы участия России в содействии развитию Африки; для африканцев - забота о сохранении приоритетности связей с западными экономиками, неуверенность в профессионализме и надежности молодого российского бизнеса. По словам докладчика, практика российско-африканских отношений в период 2000-2010 гг. подтверждает противоречивый характер их эволюции. С одной стороны, наблюдается расширение взаимодействия и партнерства. С другой - масштабы и глубина отношений отстают от имеющихся возможностей; отсутствует достаточная заинтересованность в развитии отношений и привлекательность их для политических и предпринимательских структур обеих сторон.
Ю. С. Скубко (Ин-т Африки) в докладе, посвященном экономическим связям России с ЮАР, отметил, что серьезного проникновения России в экономику самой развитой страны континента сегодня не наблюдается. И в ЮАР, и в России имеются огромные запасы угля на сотни лет, нефти в ЮАР практически нет, а наша добыча уже в ближайшие годы начнет сокращаться. В ЮАР корпорацией САСОЛ отработана и успешно действует технология переработки угля в жидкое топливо, газификации угля. При современных мировых ценах этот процесс уже рентабелен. САСОЛ строит или собирается строить свои заводы даже в Узбекистане.
Т. Н. Дейч (Ин-т Африки) рассмотрела возможности России в Африке в свете "наступления" Китая в странах континента. Она проанализировала современные позиции Китая и России в Африке. "Хотя дипломатия России в Африке в последние годы активизировалась, - отметила она, - сравнение ее в этой области с Китаем не в нашу пользу. Руководство КНР, включая председателя Ху Цзиньтао, регулярно посещает страны Африки. Так, министр иностранных дел традиционно начинает год с визита на континент: в феврале 2011 г. он посетил Зимбабве, Того, Гану и Чад". По мнению Т. Н. Дейч, приоритетными для интересов России странами Африки являются ЮАР, Нигерия, Ангола. Существенным является тот факт, что в Африке немало выпускников наших вузов, занимающих высокие государственные посты. Африканцы проявляют заинтересованность в развитии отношений с Россией. Учитывая традиционные дружественные связи, возможен решительный прорыв в расширении взаимовыгодного сотрудничества, нужны лишь объединенные усилия государства и бизнеса.
Н. Н. Цветкова (ИВ РАН) в докладе "Потенциальные сферы приложения российских инвестиций в странах Африки: Республика Кабо-Верде" отметила, что возможности сотрудничества России с африканскими странами во многом не реализованы. Сотрудничество с африканскими странами может стать взаимовыгодным, расширить рынки сбыта и приложения капитала для российских компаний.
А. А. Архангельская (Ин-т Африки) в докладе "Россия-ЮАР в формате БРИКС" проанализировала современное состояние отношений между Россией и ЮАР. Существует явный дисбаланс между политическими и экономическими отношениями обеих стран. Достаточно высокий уровень политического взаимодействия сохранился еще со времени поддержки Советским Союзом борьбы черного населения против режима апартеида. Но с точки зрения развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и ЮАР первые десять лет после прихода к власти правительства черного большинства можно считать потерянным десятилетием.
Ситуация начала меняться после визита в ЮАР В. В. Путина в 2006 г., когда был подписан Договор о дружбе и партнерстве. 12 ноября 2010 г. на саммите "двадцатки" в Сеуле ЮАР выразила желание присоединиться к БРИК. 21 декабря президент РФ Д. Медведев и премьер-министр Индии М. Мингх приняли совместное заявление, в котором одобрили идею подключения ЮАР к БРИК, и в апреле 2011 г. она была принята. Как отметил докладчик, ЮАР на фоне других стран БРИКС отличается низкими экономическими показателями. Однако российские экономисты считают и присутствие РФ в этой группе развивающихся стран искусственным, поскольку Россия не обладает избытком рабочей силы, который во многом и обеспечивает характерные для БРИКС высокие темпы роста экономики.
В целом конференцию "Интересы и позиции России в Азии и Африке в начале XXI в." следует признать плодотворной. В ходе ее были проанализированы сильные и слабые стороны внешней политики РФ на Востоке, а также наши успехи и неудачи, высказан ряд оригинальных идей и рекомендаций по укреплению позиций РФ в странах Азии и Африки.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |