Libmonster ID: UZ-759

Е. В. ДУНАЕВА

Кандидат экономических наук Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: политическая система Иранарелигиозные партииисламская революция 1979 г.

14 июня 2013 г. в Иране состоятся президентские выборы. Активное участие в предвыборной борьбе принимает шиитское духовенство. Шиитские богословы стоят во главе ряда институтов власти и контролируют деятельность выборных органов. Так, из 686 претендентов Совет стражей конституции зарегистрировал лишь восемь кандидатов, сняв с гонки ряд ключевых фигур. Среди них - экс-президент Али Акбар Хашеми Рафсанджани и бывший глава администрации президента Махмуда Ахмадинежада - Эсфандияра Рахима Машаи.

Установление исламской республики, более чем 30-летнее функционирование особой системы государственного устройства Исламской Республики Иран (ИРИ), которая отражает идею исламского правления в современном мире, - все это показывает, как духовенство может осуществлять политическое руководство страной.

Специфика политической системы Ирана заключается в тесном переплетении демократического и теократических принципов, в закреплении реальной политической власти за духовенством. Шиитские богословы стоят во главе ряда институтов власти и контролируют деятельность выборных органов. Однако духовенство участвует в общественно-политической жизни страны не только через традиционные или властные структуры. Религиозные партии и организации стали неотъемлемой составляющей самой политической системы ИРИ.

ТРАДИЦИЯ ИРАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА

Активное участие в политических процессах шиитского духовенства обусловлено его относительной политической и экономической независимостью, а также прочной организационной структурой. Такие особенности его положения, тесная связь с народными массами и доктринальные особенности шиизма позволяли ему активно вмешиваться в политическую жизнь. Одним из постулатов шиитского учения является догмат о 12-м скрытом имаме, который, уйдя в сокрытие, продолжает опосредованно управлять шиитской общиной: наиболее авторитетные представители духовенства выполняют его волю, т.е. выступают его доверенными лицами*.

Так, духовенство стало вдохновителем и организатором народных масс в борьбе с английской табачной монополией, носившей характер антиколониального движения в середине XIX в. Высшие шиитские авторитеты принимали активное участие в конституционном движении, которое развернулось в Иране в 1906 - 1911 гг., и на отдельных его этапах стояли во главе революционного процесса. В годы Второй мировой войны, в 50-е гг., в ходе борьбы за национализацию нефти духовенство представляло собой значимую политическую силу.

Шахи династии Пехлеви всячески пытались ограничить влияние богословов на все сферы жизни общества. Под нажимом властей высшие религиозные деятели согласились на отделение религии от политики и выразили готовность следовать запрету для духовных лиц вступать в политические партии и организации. Однако на практике клерикалы не отказались от продолжения политической деятельности. Это наглядно показали события начала 60-х гг. XX в., оцениваемые в Иране как предтеча исламской революции. В конце 1961 г. на базе семинаров, проводившихся аятоллой Хомейни, его учениками нелегально было создано Общество преподавателей Кумского теологического центра (ОП КТЦ).

Среди основателей этого Общества были будущие великие аятоллы Хосейн Али Монтазери и Фазель Ленкарани. В Уставе организации было заявлено, что основные цели ее деятельности - это защита и распространение ислама и Корана, подготовка религиозных пропагандистов и направление их в различные районы страны, борьба за внедрение исламских норм в политику, экономику, судебную систему, социальную и культурную сферы. Кроме того, Устав требовал включиться в беспощадную борьбу с деспотизмом и социальным злом, оказывать всестороннюю поддержку угнетенным и неимущим1.

Впервые Общество проявило себя как организатор выступлений против шахских реформ летом 1963 г. в Куме, Тегеране, ряде других городов страны, известных как "белая революция". Опираясь на тесные связи с высшими шиитскими богословами Ирана и других стран, Общество инициировало кампанию по признанию Хомейни марджа ат-таклидом**,


* Согласно учению о 12 имамах, после смерти 11-го имама Хасана ал-Аскари сторонники передачи имамата по прямой линии признали своим 12-м имамом его малолетнего сына Мухаммада, который, однако, скоро исчез (или "скрылся"). Он был провозглашен "скрытым" имамом и "ожидаемым Махди", который должен вернуться и наполнить мир справедливостью (прим. ред.).

** Марджа ат-таклид (тот, кому подражают, образец для подражания) - глава духовенства и руководитель всей шиитской общины, главный религиозный авторитет. Исключительность положения марджа ат-таклида, необходимость подчинения его приказам и подражание (таклид) ему признаются всеми членами общины, в т.ч. высшим духовенством. Помимо обладания знаниями и качествами, которые присущи всем ведущим муджтахидам (ученые и судьи, достигшие наивысшей степени знания мусульманского права), марджа ат-таклид должен быть непогрешимым и способным воздерживаться от неверного поступка. Он должен быть также защитником веры и неуклонно следовать религиозному долгу, быть верным истине и абсолютно покорным Богу, и только Богу (прим. ред.).

стр. 29

что помогло ему избежать более жестких репрессий со стороны властей, т.к., согласно Конституции шахского Ирана, лицо, носящее такой титул, юридически неприкосновенно2.

После жестокого подавления выступлений в 1963 г. духовенство осознало необходимость проведения большей организационной работы в народных массах и взяло курс на создание политической организации, которая смогла бы координировать действия всех происламских сил. Такой структурой стало Общество борющегося духовенства Тегерана (ОБД), созданное в 1973 г. по инициативе Кумского общества группой религиозных деятелей, близких к Хомейни. Среди них были А. Хаменеи, А. А. Хашеми Рафсанджани, М. Бехешти и др.

ОБД была сформирована как закрытая политическая организация духовенства, насчитывавшая 95 религиозных деятелей, которые сумели взять под свое руководство деятельность большинства мечетей и культовых мест и направить ее на мобилизацию масс на антишахскую борьбу. Основными методами их деятельности стали: распространение обращений к верующим, проповеди на пятничных намазах, поддержание постоянных контактов с Хомейни, находящимся в эмиграции, тиражирование его писем и речей, оказание помощи малоимущим.

Оба общества стали рупором идей Хомейни в Иране и, по сути, штабом религиозно настроенных сил накануне и в период революционных событий. Высокий уровень организованности духовенства способствовал тому, что оно сумело включиться в антишахскую борьбу и встать во главе массовых народных выступлений в 1978 г.

ДУХОВЕНСТВО В БОРЬБЕ ЗА ВЛАСТЬ: СОЗДАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ПАРТИИ

После победы революции зимой 1979 г. обе организации активно продолжили свою политическую деятельность. Сразу после февральского восстания встал вопрос о создании новой системы власти в стране. Часть религиозно-политических деятелей и некоторые представители либеральной буржуазии поддерживали идею создания исламской республики, однако рассматривались и другие проекты республиканского устройства.

После назначения М. Базаргана - представителя либерально-буржуазных кругов - премьер-министром Временного революционного правительства духовенство попыталось перехватить инициативу действий и развернуло борьбу за преобладание во вновь создаваемых органах власти. Оно остро ощущало необходимость объединения всех исламских сил, т.к. было обеспокоено угрозой быть отодвинутым от власти либерально-националистическими или левыми силами, действовавшими в рамках сложившихся еще в 40-е - 60-е гг. политических объединений.

Планы формирования массовой партии во главе с духовенством были разработаны аятоллой М. Бехешти еще накануне революции3. В первые дни установления новой власти но инициативе Центрального совета ОБД была создана первая религиозная политическая партия - Партия исламской республики (ПИР). Заручившись согласием Хомейни, пять религиозных деятелей - М. Дж. Бахонар, М. Бехешти, А. Хаменеи, А. Мусави Ардебели и А. А. Хашеми Рафсанджани - стали инициаторами создания политической организации, которая и поставила своей целью способствовать установлению исламского режима в стране и обеспечить политическое лидерство духовенства. Характеризуя новое политическое объединение, ирановед Н. М. Мамедова писала, что эта партия была "не исламской или исламистской, а именно партией духовенства"4.

По мнению иранского политолога, автора работ по истории исламской революции и политических партий А. Шадлу, "после победы исламской революции руководители исламского течения осознавали необходимость взятия власти в свои руки. Они считали, что причиной поражения двух предыдущих народных движений - Конституционной революции* и Движения за национализацию нефти** - стал тот факт, что духовенство, активно участвуя в них, не встало у руля власти"5.

Основной задачей партии, так же, как и ОБД, стало объединение па единой платформе всех исламских сил и мобилизация их на обеспечение политической власти духовенства на всех уровнях. Согласно уставу ПИР, совет из 5 богословов определял соответствие решений и действий партии с нормами шариата. Генеральным


* Конституционная революция 1905 - 1911 гг. - буржуазно-демократическая революция в Иране, совпавшая с национально-освободительным движением. Была вызвана засильем иностранцев в стране, особенно в финансово-экономической сфере (прим. ред.).

** Движение за национализацию нефти 1951 - 1953 гг. Второе массовое социальное движение во главе с премьер-министром Ирана Мохаммедом Мосаддыком (прим. ред.).

стр. 30

секретарем был избран аятолла М. Бехешти, занимавший пост председателя Верховного суда. Наиболее активной организационной силой партии стало духовенство среднего и низшего уровня, имевшее прочные позиции в сельских районах и среди традиционных городских слоев.

Пропагандируя идеи Хомейни о неразрывности религии и политики и необходимости духовенству встать у руля государства, они сумели мобилизовать массы верующих на осуществление этих задач. Преданность исламской революции стала основным критерием при приеме новых членов. Запись в партийные ячейки происходила, как правило, на собраниях в мечетях. Факта участия в революционных событиях было достаточно, чтобы быть внесенным в списки ее членов6. На местах быстро были созданы территориальные структуры партии, во главе которых стояло духовенство.

Формирование ПИР можно рассматривать как отражение идей модернизма в исламе, поскольку создаваемая организация представляла собой институт современной политической практики, руководителями и членами которого были представители религиозного сословия. Помимо руководящих органов, над партией стоял совет из пяти высших богословов (они же были и ее учредителями), одобренный имамом. Совет должен был выносить свои суждения относительно соответствия решений и деятельности партии нормам шариата, что было данью традиции, закрепленной еще в Конституции шахского Ирана*.

В ПИР вошли представители различных исламских течений и группировок7, и вскоре она превратилась в коалиционное объединение исламских сил, начиная от сторонников А. Шариати - светского пропагандиста леворадикальных исламских идей, до последователей Партии исламской коалиции (ПИК), представлявшей интересы консервативных групп исламского течения.

Благодаря деятельности ПИР и двух Обществ духовенству удалось закрепить в Конституции страны принцип велаят-е-факих**. В кратчайшие сроки были обеспечены лидирующие позиции клерикалов во всех властных структурах и практически вытеснены с политической арены националистические и левые силы. Среди членов Совета экспертов, утверждавшего Конституцию ИРИ, депутатов первого меджлиса (130 из 245), Наблюдательного совета - большинство были членами этой партии. В том числе: генеральный секретарь ПИР М. Бахонар, руководитель партии с 1984 г. А. Хаменеи, занимавший пост президента. За первые три года деятельности ПИР сумела обеспечить полный контроль над тремя ветвями власти. Дальнейшая работа партии была сосредоточена на всестороннем упрочении исламского государства. ПИР удалось поставить под свой контроль рабочие профсоюзы. При партии были созданы исламские профессиональные организации. Они формировались во всех государственных учреждениях и контролировались ячейками ПИР. Эта партия стала составной частью огромной политико-управленческой системы, созданной духовенством для упрочения своей власти, в которую также вошли Корпус стражей исламской революции (КСИР), религиозные фонды, организация Созидательный джихад и другие институты. В первое десятилетие революции эта религиозно-политическая структура (представлявшая собой массовую политическую партию, управляемую духовенством, стоящим у власти) превратилась в основной инструмент мобилизации народных масс, осуществлявшейся на основе популистских исламско-радикальных идей.

Как результат влияния ПИР на внутриполитические процессы страны стало фактическое прекращение с 1981 г. деятельности других политических партий. К 1983 г. либерально-буржуазные и левые силы были вытеснены с политической арены ИРИ, и единственным идеологическим течением осталось исламское, а ПИР стала единственной официально действующей партией.

В иранской историографии создание этой партии расценивается как первый опыт участия духовенства в структурах гражданского общества8, хотя вряд ли можно согласиться с такой оценкой, т.к. эта партия уже с самого


* По Конституции Ирана, принятой в 1906 - 1907 гг., комиссия из 5 высших духовных лиц решала вопрос о соответствии духу ислама вносимых в меджлис законов (прим. авт.).

** По Конституции ИРИ, "исламское правление" основывается на власти факиха (знающий человек, знаток исламского права), конституционно закрепленной в виде принципа велаят-е-факих и исламских установок. Валийе факих - верховный толкователь божественных законов, одновременно осуществляющий наивысший контроль над светской государственной властью, армией и силами безопасности. Над ним же самим лишь власть Бога и "сокрытого" имама Махди. Практическая же суть принципа велаят-е-факих состоит в контроле со стороны факиха и подчиненных ему напрямую религиозных структур над светскими институтами государства, с точки зрения их соответствия исламским принципам (прим. ред.).

стр. 31

начала своей деятельности стала партией власти.

РАСКОЛ ИСЛАМСКИХ СИЛ: ПРАВЫЕ И ЛЕВЫЕ

Как отмечалось выше, с первых дней существования ПИР не была единой сплоченной организацией, поскольку вобрала в себя представителей различной религиозно-идеологической направленности. Внутри нее постепенно стали проявляться различия взглядов и развивался фракционизм.

Весной 1984 г., в период выборов во второй меджлис, внутрипартийные разногласия настолько усилились, что можно говорить об обособлении двух фракций, а по сути, о расколе внутри ПИР. Такая ситуация сложилась и в других организациях духовенства, что не могло не отразиться на всем исламском течении, внутри которого выделились два идеологических направления. Одно из них стало называться правым, другое - левым.

Основу правого крыла составили представители партии Исламская коалиция (ИК), которая хотя и вошла в состав ПИР, но сохранила свою организационную структуру. ИК опиралась на базар, на мелкий и средний капитал, т.е. на представителей традиционных слоев. Левое крыло было представлено Организацией моджахедов исламской революции, исламской интеллигенцией и частью студенчества, поддерживающего линию организации Бюро укрепления единства - участника захвата в ноябре 1979 г. американского посольства. Наиболее известным представителем левого крыла ПИР был М. Мусави, назначенный в 1981 г. премьер-министром страны. Генеральный секретарь партии М. Бахонар прилагал активные усилия по восстановлению единства, однако после его гибели в результате взрыва, произошедшего во время конференции ПИР в 1984 г., обособление двух направлений скрывать стало невозможно.

Разногласия внутри фракций касались экономического и внутриполитического развития страны, сферы внешней политики. Правые поддерживали систему политического устройства ИРИ как режим велаят-е-факих в том виде, как он был закреплен в Конституции ИРИ, и не поднимали вопрос о необходимости развития демократических институтов. Они выступали за свободу экономической деятельности, требовали возвращения владельцам отчужденных в ходе революции земель и собственности, не поддерживали широкомасштабное вмешательство государства в экономику, т.е., по сути, основывались на идее свободного рынка, частной собственности и капиталистического развития.

Левые, также поддерживая идею велаят-е-факих, подчеркивали необходимость развития исламской демократии, реализации идеи справедливости, выступали против имущественного неравенства, были сторонниками государственной или кооперативной собственности, развития системы субсидий, всесторонней поддержки малоимущих слоев. В сфере внешней политики левые призывали к экспорту революции, помощи всем угнетенным, в то время как правые не скрывали интереса к развитию связей с Западом и даже с США.

В сфере теологии правое крыло выступало за строгое следование всем традициям шариата и фикха*. Именно поэтому правых стали называть традиционалистами, или консерваторами, и это понятие до сих пор сохраняется в политической литературе страны.

Левые выступали сторонниками развития фикха и наделяли духовного лидера правом пересмотра некоторых норм шариата и толкования их согласно требованиям времени, т.е. были приверженцами исламского модернизма. При этом оба течения акцентировали верность имаму и исламской революции. Стоит отметить, что сам Хомейни, хотя и демонстрировал свою позицию политического лидера, стоящего над этими разногласиями, однако на практике чаще склонялся к тому, чтобы поддерживать левых.

Усиливавшееся соперничество флангов вышло за пределы партии и охватило все государственные структуры. Руководство ПИР стало осознавать невозможность продолжения деятельности. Почти половина ее представительств в различных городах была закрыта.

С середины 1985 г. представители правого крыла стали выпускать газету "Растахиз", в которой открыто пропагандировали свою позицию и критиковали взгляды левых. Различия позиций проявлялись в меджлисе во время обсуждения практических вопросов и затрудняли принятие решений, что сказывалось на работе правительства и других структур. Положение усугублялось тем, что большинство депутатов меджлиса и членов правительства, а также руководство судебной власти разделяли позиции левого фланга, в то время как члены Наблюдательного совета и Совета экспертов относились к правому лагерю.

Отсутствие единства угрожало стабильности внутреннего положения страны, находившейся в условиях войны с Ираком (1980 - 1988 гг.). В 1987 г. А. Хаменеи и А. А. Хашеми Рафсанджани как соучредители партии отправили имаму Хомейни письмо с просьбой о ее роспуске, в котором отметили необходимость формирования широкой партийной системы. Поскольку противоречия напрямую касались деятельности самого Хомейни и вопросов о его преемнике, духовный лидер поддержал предложение руководства партии, отметив в то же время возможность восстановления ПИР в случае необходимости.

ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЮЩЕГОСЯ ДУХОВЕНСТВА (ОБД) - ЛИДЕР КОНСЕРВАТИВНОГО ЛАГЕРЯ

Раскол в исламских силах не мог не сказаться на деятельности обществ духовенства, которые после революции открыто вышли на политическую арену и значительно упрочили свои позиции. Основной целью своей деятельности оно определило защиту и продвижение идеи исламской революции. ОБД поставило следующие задачи: контроль над сферой государственного управления с целью укрепления правовых основ и справедливости, упрочение связей с информационно-пропагандистскими центрами внутри и за пределами страны, создание исследовательских центров по культурно-религиозным проблемам и анализу задач внешней и внутриполитической ситуа-


Фикх (араб. - "понимание", "знание") - 1) мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция); 2) комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле). Если шариат - мусульманское право в широком смысле, то фикх - нормативно-правовая часть шариата (прим. ред.).

стр. 32

ции, оказание помощи в укреплении организаций и структур, защищающих завоевания исламской революции. Для осуществления этих серьезных задач при Обществе были созданы специальные управления - социально-политическое, культурно-религиозное, учебно-воспитательное, исламской пропаганды, по делам мечетей, обеспечения, научно-исследовательское и религиозных учебных заведений.

Всей деятельностью ОВД руководит Центральный совет во главе с генеральным секретарем. Общество позиционирует себя как религиозное, политическое и социокультурное объединение духовенства и подчеркивает, что не считает необходимым возложить на себя задачи политической партии. Как подчеркивает спикер ОВД ходжат-олъ-эслам* Г. Месбахи Могаддам, Общество никогда не ставило своей целью борьбу за власть, не создавало подразделений, не расширяло состава своих членов. В то же время он признает, что в отдельные временные периоды деятельность этой организации можно рассматривать как партийную9. Ряд западных и российских исследователей эту организацию рассматривают как политическую партию.

В первое десятилетие после революции ОВД и Общество преподавателей Кумского теологического центра (ОП КТЦ) держали бразды правления страны в своих руках. Эти две организации возглавляли выборные кампании, выдвигая кандидатов в меджлис и на пост президента, их члены занимали высшие государственные посты и оказывали значительное влияние на внешнюю и внутреннюю политику.

ОВД представляет позиции умеренно консервативного духовенства. Члены этой организации - наиболее влиятельные богословы, входящие в высшие органы власти: Совет экспертов, Наблюдательный совет, Совет по целесообразности, меджлис, Высший совет национальной безопасности, Высший совет культурной революции и руководящие органы судебной власти. ОВД до сих пор продолжает оставаться одной из наиболее влиятельных политических структур и, хотя и заявляет о том, что проводит свою линию и не ориентируется на какое-либо политическое течение, практически определяет идеологическую платформу и направляет деятельность целого ряда политических партий консервативного фланга. Из наиболее известных деятелей Общества, занимавших государственные посты, можно назвать А. А. Хашеми Рафсанджани, Х. Рухани, А. А. Натег Нури, М. Эмами Кашани, М. Пурмохаммади.

Общество за свою историю пережило несколько внутренних кризисов, но остается лидером политических организаций ИРИ умеренно консервативной направленности, т.е. традиционалистов. После развала ПИР и появления в стране ряда политических партий и групп ОВД направляет деятельность целого ряда организаций, объединившихся во "Фронт последователей линии имама и духовного лидера". Оно представляло собой штаб по выработке программ и тактики действий консервативного крыла на политической арене ИРИ в ходе выборных кампаний, формировало списки кандидатов от Тегерана. Так, ОВД совместно с Обществом преподавателей Кумского теологического центра (ОП КТЦ) выступали основной силой правого фланга на выборах в меджлисы 3-го, 4-го и 5-го созывов (1988, 1992 и 1996 гг.). Если в 1988 г. противостоящая им коалиция левых под предводительством Ассоциации борющегося духовенства сумела провести в меджлис большее количество депутатов, то в двух последующих меджлисах большинство представляло интересы ОВД и примкнувших к ней организаций.

Под руководством ОВД было сформировано несколько исламских организаций но профессиональному признаку. Наиболее крупные и политически активные среди них - Исламское общество инженеров, Исламское общество Зейнаб (женская организация), Исламское общество врачей, Общество ваэзов (проповедников), Исламское общество представителей цеховых и рыночных организаций Тегерана, Исламское общество учителей и др.

ЗАРОЖДЕНИЕ РЕФОРМАТОРСКОГО ТЕЧЕНИЯ

Усиление противоборства в религиозных кругах в середине 80-х гг. серьезно отразилось на деятельности Общества борющегося духовенства и привело к его расколу. Группа религиозных деятелей, бывших учредителями Общества, во главе с аятоллой Мохаммадом Мусави Хоэниха (духовным лидером студентов, захвативших американское посольство в 1979 г.), Мохаммадом Хатами и Мехди Кяруби выступила инициатором выхода из ОБР.

Получив согласие Хомейни, 29 членов Общества, пропагандировавшие идеи левого фланга, вышли из Общества, и в марте 1988 г. в преддверии выборов в 3-й меджлис создали новое объединение - Ассоциацию борющегося духовенства (АБД) Тегерана (эту организацию в некоторых русскоязычных изданиях называют "Ассамблеей борющихся улемов"). М. Кяруби был избран ее руководителем. Эта структура стала идеологом левого, популистского направления. АБД с первых дней своего существования позиционировала себя как политическая организация и, подобно политическим партиям, в 1989 г. прошла официальную регистрацию. Печатным органом Ассоциации стало издание Салом, позднее - Афтаб-е йазд.

Сторонники правого крыла обвинили левых в расколе исламских сил. Однако позиции левых поддержал Хомейни, в своем обращении заявив, что "врата идж-тихада (толкования ислама) открыты для всех, и разные точки зрения на вопросы жизни общества возможны и полезны, если направлены на укрепление исламского государства"10.

В конце 80-х гг. АБД пользовалась большой популярностью как идеолог левых сил. Вокруг нее стали возникать многочисленные профсоюзные и общественные организации, позиционирующие себя как сторонники левых, которые в свое название включили слово ассоциация. Так, появились Ассоциация исламских женщин, Ассоциация исламских врачей, Ассоциация исламских студентов и т.д.11

Однако окончание ирано-иракской войны и необходимость восстановления страны требовали пересмотра внутренней и внешней политики. Курс на такой пересмотр начал проводить А. А. Хашеми Рафсанджани, избранный в 1988 г. президентом страны. Представители левого фланга не разделяли позицию


Ходжат-олъ-эслам (персид. - доказательство ислама) - один из высших шиитских религиозных титулов, примерно соответствует епископу в христианстве (прим. ред.).

стр. 33

президента. Они активно критиковали его линию в меджлисе, настаивая на сохранении государством своих позиций в экономике страны и выступая против свободного рынка и политики открытых дверей в отношениях с зарубежными странами. Изменение внутренней ситуации в стране после ухода из жизни в 1989 г. имама Хомейни привело к постепенному снижению авторитета левых среди населения страны. В период 1992 - 1996 гг. они оказались вытесненными из всех институтов власти. Отказавшись от участия в выборной кампании в меджлис 5-го созыва, Ассоциация временно приостановила свою деятельность. Это означало практический распад коалиции левых сил. В эти годы ход развития политического процесса в ИРИ определяло Общество борющегося духовенства.

Тем не менее, представители левого течения, вытесненные из высших сфер государственного аппарата, сохранили прочные позиции в исследовательских центрах, Организации изучения наследия Хомейни, Национальной библиотеке. Осознавая опасность концентрации власти в руках одного фланга, стремясь восстановить свои властные позиции, теоретики левых проанализировали свои действия и, признав некоторые из них ошибочными, постепенно стали пересматривать свои взгляды.

Неоднородность позиций левого духовенства, в т.ч. членов Ассамблеи, проявлялась еще с самого начала ее деятельности. Далеко не все ее члены стояли на позициях популизма и левого исламского радикализма. Благодаря им организация обрела новые силы, что помогло ей восстановить свои позиции.

К 1997 г. АБД вернулась на политическую арену страны. К этому времени несколько изменился состав ее членов. Часть оставшихся старых кадров дистанцировалась от идеологии исламского левого радикализма, поддержав идеи свободного рынка, приватизации, развития гражданских свобод, изменения политической системы ИРИ, выступила за пересмотр функций Наблюдательного совета, политику расширения связей с западным миром и допуск культурных достижений западной цивилизации в исламское общество.

Накануне президентских выборов (1997 г.) АБД заявила о стремлении вернуться во власть. Вступление Ассоциации в коалицию сил, выступивших против сил, руководимых ОБД, придало дополнительный импульс этой кампании. Прагматически настроенные круги правого лагеря, объединившись с организациями левого спектра, выдвинули кандидатуру С.М. Хатами, который был одним из учредителей Ассоциации и относился к умеренному крылу12.

Победа этих сил, которых позже стали называть "Фронт 2 хордада" (хордад - месяц иранского календаря, соответствующий нашему 22 мая - 22 июня), или реформаторы, привела к изменению внутриполитической ситуции. Левые стали контролировать исполнительную, а с 2000 г. и законодательную власть. Спикером меджлиса был избран руководитель Ассоциации М. Кяруби. С конца 90-х гг. термины "правые" и "левые" перестали употребляться в политическом словаре, за основными идейно-политическими течениями закрепились названия реформаторы и консерваторы (фундаменталисты).

АБД разделяла наиболее умеренные позиции в лагере реформаторов. Многие ее представители занимали высшие посты в государстве, однако руководство этим флангом в период 1997 - 2005 гг. взяла в свои руки новая светская организация - Партнерство (Мошаракат). К концу 90-х гг. роль религиозных организаций постепенно стала изменяться, что было связано с выходом на политическую арену новых сил, представляющих интересы средних слоев.

Либерализация политической жизни, ослабление исламской составляющей в социально-культурной сфере, расширение связей с мировым сообществом способствовали некоторому снижению влияния религиозных институтов на общество. В то же время надо подчеркнуть, что процесс формирования партий и организаций в каждом из двух политических флангов, активно начавшийся в эти годы, происходил вокруг этих объединений духовенства, и они продолжали оставаться ядром и реформаторского, и консервативного лагеря.

ОБД, опасавшееся дальнейшего усиления демократических тенденций в ИРИ, приложило максимальные усилия к объединению консервативных сил в период выборов в 7-й меджлис (2004 г.) и президента в 2005 г. Благодаря деятельности Высшего совета Общества фундаменталистам удалось захватить большинство мест в парламенте, а затем выиграть президентские выборы.

ВЛИЯНИЕ ОСЛАБЕВАЕТ

Однако приход к власти М. Ахмадинежада, которого выдвинуло Общество борющегося духовенства, ускорил начавшийся процесс сокращения влияния этого религиозного объединения на политические институты страны. Политика президента вызывала противодействие традиционных авторитетов - членов ОБД и ОП КТЦ. Действия Ахмадинежада, по мнению религиозных деятелей, могли привести к выдавливанию духовенства из всех органов власти. Обе организации открыто критиковали линию президента. Однако уважение к духовному лидеру, выказавшему свое предпочтение М. Ахмадинежаду на выборах в 2009 г., не позволило членам ОБД выступить в поддержку другого кандидата, хотя некоторые высказывались довольно резко против его переизбрания.

Общество борющегося духовенства в этот период провело внутреннюю реорганизацию. Пытаясь укрепить свою социальную опору, оно расширило географические рамки своей деятельности и внесло изменения в Устав, допустив создание отделений Общества в останах*, работой которых руководит региональный совет. Из названия было изъято слово Тегеранское. Были подтверждены цели деятельности организации: координация деятельности шиитского духовенства, укрепление основ исламской революции и защита ее завоеваний, всесторонняя поддержка принципа велаят-е-факих и идей имама (Хомейни), контроль за действиями государственных деятелей, поддержание связей с представителями других мазхабов и сотрудничество со всеми исламскими центрами, установление контактов с представителями других религий с целях укрепления мира13. В Уставе подчеркивалось, что бюджет Общества формируется за счет членских взносов, пожерт-


Останы - административно-территориальные единицы Ирана верхнего уровня (прич. ред.).

стр. 34

вовании и подарков, взносов юридических лиц, средств, выплачиваемых духовным лидером и поступающих от использования шариатских инструментов.

Возвращение консервативного фланга к власти в 2005 г. и полное вытеснение реформаторов из всех властных структур осложнило положение в АБД, которую, как и весь лагерь реформаторов, раздирали серьезные противоречия. После поражения на президентских выборах 2005 г. генеральный секретарь М. Кяруби, который был одним из семи кандидатов на этот второй по значению пост, вышел из Ассоциации и основал новую партию. Новым руководителем АБД был избран Мохаммад Мусави Хоэниха, один из основателей этого объединения. Внутренние разногласия и сильнейшее давление со стороны консервативно настроенного Наблюдательного совета* практически свели на нет усилия реформаторов укрепиться в меджлисе в 2008 г.

Ассоциация и весь реформаторский лагерь питали надежды восстановить свои позиции, участвуя в президентской кампании 2009 г., поскольку видели сильный потенциал у своего электората. Первоначально была сделала ставка на М. Хатами, возглавлявшего Центральный комитет Ассоциации. Однако в последний момент бывший президент отказался выставлять свою кандидатуру в пользу М. Х. Мусави, одного из лидеров левого фланга первых послереволюционных лет и последнего премьер-министра ИРИ, с именем которого связывали стабилизацию экономического положения в стране в тяжелейший период ирано-иракской войны.

Как известно, кандидаты от оппозиции не признали итоги выборов, что привело к массовым акциям протеста, устроенных их избирателями, которые были жестоко подавлены правительством. Власти развернули кампанию по осуждению действий оппозиционных сил, идентификации всех, недовольных результатами выборов, как врагов режима. Ассоциация борющегося духовенства попала под тяжелейший прессинг проправительственного лагеря. Ее обвиняли в связях с диссидентами и в попытках организации мятежа против власти. Партии, с которыми она напрямую координировала свои действия, были объявлены вне закона. Раздавались призывы привлечь к суду религиозных деятелей - членов Ассоциации. Она была вынуждена приостановить свою деятельность. Эти события заложили основу для развития внутриполитического кризиса, выразившегося в усилении разногласий внутри правящей элиты страны.

За прошедшие с 2009 г. три года предпринимались попытки активизировать деятельность Общества борющегося духовенства и Общества преподавателей Кумского религиозного центра. Так, под их эгидой накануне парламентских выборов 2012 г. планировалось создать единый фронт консерваторов, ориентированный на противостояние любым попыткам проведения политических преобразований в стране.

Представители этих двух обществ как хранители традиций консерватизма разработали Устав консерваторов, который должен был стать идеологической основой для объединения различных течений консервативной направленности. Несмотря на многочисленные попытки договориться, а также посредническую деятельность религиозных обществ и личные усилия генерального секретаря ОБД Махдави Кяни, собрать все силы в единый блок так и не удалось. Итоги выборов 2012 г. показали, что кандидаты, выставляемые партиями, ориентирующимися на Общества, набирают меньше голосов, чем представители других объединений.

Накануне президентской выборной кампании 2013 г. вновь была сделана попытка консолидировать основные силы консерваторов вокруг двух религиозных обществ. Однако их поддержал лишь Фронт последователей линии имама и рахбара - коалиция организаций умеренно консервативной направленности. Другие силы консервативного лагеря отказались ориентироваться на традиционные политические институты духовенства и выдвинули своих лидеров.

Очевидно, система сплочения сил вокруг религиозных структур, зарекомендовавшая себя в первые два десятилетия ИРИ, плохо вписывается в текущий внутриполитический контекст, хотя современные политические партии в ИРИ еще до конца не сложились в полной мере и не обрели необходимого влияния и веса в иранском обществе.

В условиях раздробленности политических сил и углубления процессов фракционности организации духовенства, хотя и сохраняют некоторые позиции на политической сцене и откликаются на все события внутренней и международной жизни, уже не могут найти механизм, который бы способствовал сплочению в политическом сообществе.


1 www.jameehmodarresin.org

2 Интервью М. Йазди журналу "Панжаре" - http://www.bbc.co.uk/persian/lg/iran/ 2010/10/101012_117

3 Мохтари Эсфахани. Опыт первой религиозной партии // Народное доверие (Этемад-е мели). 22.01.2008.

4 Мамедова Н. М. Исламское государство: соотношение государственных и идеологических приоритетов // Иран: ислам и власть. М., ИВ РАН, 2001. С. 15.

5 Шадлу А. Фракционизм в исламском течении. Исторические недомолвки относительно появления правых и левых. Тегеран, Изд-во Возара. 2002. С. 281.

6 Мохтари Эсфахани. Опыт первой религиозной партии... 19.02.2008.

7 Накануне и в ходе революции в Иране возникло несколько происламских организаций как право-консервативного, так и левого толка. Среди них можно упомянуть Организацию моджахедов исламской революции, Исламскую организацию фаджр, партию Тоухид, Хезболла, Движение борющихся мусульман, партию Исламская коалиция и др.

8 Мохтари Эсфахани. Партия исламской республики: от создания до роспуска // Народное доверие. 24.02.2008.

9 Интервью Г. Месбахи Могаддама корреспонденту "Мехр" - http://www.rohaniat-mobarez.com/portal/home/

10 Мамедова Н. М. Указ. соч. С. 17.

11 Список основных политических организаций ИРИ см.: Раванди-Фадаи Л. М. Политические партии и группировки в Иране. М., ИВ РАН, 2010. С. 205 - 208.

12 Накануне выборов ОБД настоятельно потребовала, чтобы президентом страны был выбран представитель религиозных кругов. Эта идея получила одобрение духовного лидера.

13 http://www.rohaniatmobarez.com/ Portal/Home/ShowPage.aspx?Object-Regula tion& (26.01.2011)

___

* Наблюдательный совет отказал в доверии большинству кандидатов от Ассамблеи борющегося духовенства (прим. авт.).


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ИРАН-религиозные-организации-на-политическом-поле

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. В. ДУНАЕВА, ИРАН: религиозные организации на политическом поле // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 21.01.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ИРАН-религиозные-организации-на-политическом-поле (date of access: 22.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. В. ДУНАЕВА:

Е. В. ДУНАЕВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
193 views rating
21.01.2024 (183 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
2 days ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
4 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
4 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
5 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИРАН: религиозные организации на политическом поле
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android