Libmonster ID: UZ-1317

Можно ли исламизировать национальное общество, где мусульмане составляют абсолютное большинство? История последних десятилетий и самого недавнего времени показывает, что это осуществляется на деле. Впрочем, возрождение религии ("реванш Бога") охватило не только мусульманский мир, но и другие религиозно-циви-лизационные ареалы, в частности православный и индуистский. Однако исламизация по своим масштабам и последствиям не идет в сравнение с тем, что происходит, например, в России или Индии, и вопрос о степени типологического сходства этих явлений требует особого изучения. В задачу статьи входит рассмотрение основных особенностей и последствий для государственной власти процесса исламизации, давно начавшегося в одной из крупнейших стран мусульманского Востока - Пакистане. При всех различиях между пакистанским вариантом исламизации и подобным феноменом в других государствах у них много общего. Назову вначале лишь одно - протестный характер движения за исламизацию, отталкивание с его помощью от утвердившегося в большинстве стран мусульманского мира либерализма секуляристского западного образца, а на определенном историческом этапе и от авторитаризма советско-социалистического типа.

Насколько исторически длительна тенденция исламизации, ставшая заметной почти полвека назад? Многие известные зарубежные авторы1 давно предсказывали скорый конец исламизма, особенно в его радикальной форме, но оба феномена продолжают существовать. При этом на фоне и по причине исламизации наблюдаются ужесточение политической борьбы и диффузия: рассеивание контроля над ситуацией в сфере безопасности, ослабление позиций государства как легитимного института по наведению порядка.

Ключевые слова: политика исламизации, раскол среди мусульман, Пакистан, негосударственные центры силы и влияния, диффузия, ослабление государственной власти.

Историю Пакистана с точки зрения исламизации общества логично разделить на пять периодов. Первый из них - начальный, либерально-секуляристский, охватывал четверть века существования страны, сформированной в 1947 г. на обломках Британской Индии из двух удаленных друг от друга территорий в западной и восточной частях Индостана. Второй этап можно назвать переходным, продолжавшимся с момента образования в конце 1971 г. Пакистана в его нынешних границах2 до военного переворота в июле 1977 г. На этом этапе администрация З.А. Бхутто сменила свой первоначально левый популизм на правый, происламский. Третий период охватывает время исламиза-

1 В частности, французы О. Руа и Ж. Кспсль.

2 На восточной территории возникло государство Бангладеш.

стр. 5
ции, осуществленной военными во главе с генералом-узурпатором М. Зия уль-Хаком. Вопрос о сроке его завершения остается открытым. Некоторые авторы считают, что он не закончился до сих пор, несмотря на гибель в результате теракта самого инициатора исламизации в августе 1988 г. Больше оснований считать, что после смерти генерала наметились новые этапы, связанные не только с внутренней политической ситуацией, но и с вовлеченностью в конфликт с Индией в 1989-2002 гг. из-за волнений в индийском штате Джамму и Кашмир и в противостояние в Афганистане. Втягивание Пакистана в афганский конфликт, начавшееся еще на рубеже 1970-1980-х гг., заметно усилилось после военного вмешательства США и их союзников в конце 2001 г. Таким образом, выделяются еще два периода, совпадающие в основном с последним десятилетием XX и первой, а также началом второй декады XXI в.

СЕКУЛЯРНЛЯ ПРОТОИСЛАМИЗЛЦИЯ

Пакистанское государство возникло на основе, лишенной исторического прецедента и единой этногенеалогии. Сначала появилась идея нового политического образования, казавшегося многим искусственным и нежизнеспособным, а затем уже - ее реальное воплощение. Важно отметить, что пакистанский национализм сложился как идеология, опирающаяся на религиозный, территориальный и надэтнический компоненты3.

В планы "отца-основателя" Пакистана М.А. Джинны (1876-1948) входило создание страны с относительным мусульманским большинством. Джинна не предвидел появления государства, где мусульмане имели бы абсолютное превосходство и пользовались особыми правами. Недаром накануне раздела колониальной Индии, 11 августа 1947 г., он произнес перед членами Учредительного собрания нового доминиона Пакистан часто цитируемые слова о том, что "...с течением времени вы обнаружите, что индусы перестанут быть индусами, а мусульмане перестанут быть мусульманами, не в религиозном смысле, потому что это вопрос личной веры, но в политическом, как граждане государства" [Quaid-i-Azam, 1948, р. 9; Wolpert, 1989, р. 340].

Предвидение Джинны оправдалось лишь отчасти. Гражданская общность получила формальное закрепление, но граждане, исповедующие разные конфессии, оказались не вполне равноправными. Первое ущемление прав религиозных меньшинств связано с принятием конституции 1956 г. В основном законе, разработанном после долгих дебатов и закулисной борьбы мнений, провозглашалось создание Исламской Республики4. В конституции было записано дискриминационное положение о том, что президентом страны может быть только мусульманин. Она содержала и некоторые другие положения "исламского" характера, что дало основание для утверждений о превращении ислама, по сути, в государственную религию [Ганковский, Москаленко, 1975, с. 30].

Вместе с тем Пакистан на протяжении первого периода сохранял характер вполне светского государства, где существовала свобода вероисповедания. Ее обеспечивала как первая, так и вторая конституция, принятая в 1962 г. после военного переворота 1958 г. Президент страны - генерал, а затем фельдмаршал М. Айюб Хан - инициировал проведение ряда социально-экономических преобразований либерально-прогрессивного толка. Помимо аграрной реформы, принятия нового законодательства по труду, реформирования сферы образования и административной системы определенные изменения были внесены в такую чувствительную с позиций ислама область, как семейное право. В 1961 г. президентом был подписан указ, запрещавший полигамию и вступление в брак девушкам моложе 16 лет. Обязательной была объявлена регистрация браков в местных органах власти. Реформа семейного права, как замечает В.Н. Москаленко, не

3 О теории вопроса и различии понятий см.: [Национализм, 2007, с. 5, 7-13].

4 Надо отмстить, такое название государства появилось впервые.

стр. 6
была ломкой традиционных мусульманских норм, так как она опиралась на принципы и дух Корана и старалась не выходить за рамки обычного права [Белокреницкий, Москаленко, 2008, с. 192-194].

Либеральная интерпретация исламских принципов была характерной особенностью всей политики властей в области религии и идеологии на первом этапе существования страны. Нужно при этом иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, общую обстановку в мире в первые послевоенные десятилетия - восстановление экономики, почти повсеместное повышение уровня жизни, наглядные проявления научно-технического прогресса, распространение секуляристских и атеистических идей. Э. Хобсбаум назвал эти годы "золотыми" [Хобсбаум, 2004, с. 278-309]. Во-вторых, наличие в Восточном Пакистане довольно значительного немусульманского меньшинства (порядка 20%). Представители индусского населения на первых порах принимали активное участие в работе выборных органов Пакистана, а также правительства, как центрального, так и восточнобенгальского. С их голосами и влиянием нельзя было не считаться [Ганковский, Гордон-Полонская, 1961, с. 198-203].

Между тем значение второго фактора с течением времени падало. Доля немусульманского населения, главным образом индусов высших и низших каст, сократилась с 22 до 18% за десятилетие между 1951 и 1961 г. [Пакистан..., 1966, с. 42-43]. Исход немусульман, начавшись в 1946-1947 гг., продолжался, то усиливаясь, то ослабевая, на всем протяжении четвертьвекового существования страны в "двукрылом" виде. Из восточной провинции в Индию эмигрировали представители политической и экономической элиты индусов - богатые купцы и банкиры, увозя с собой (буквально "на себе") деньги и драгоценности.

Одновременно шел процесс переезда в страну из Индии мусульман, в том числе людей глубоко верующих, представителей сословия богословов, религиозных политических деятелей. Долго не принимавший идею раскола Индии по конфессиональному признаку видный теоретик исламского фундаментализма и автор концепции "теодемократии" А.А. Маудуди в 1948 г. перебрался в Пакистан. Тогда же туда переехали некоторые крупные богословы из Деобанда, города в Северной Индии, известного как центр консервативной, пуристской школы суннитского (ханифитского) ислама. С 1948 г. ведут отсчет своего существования в Пакистане основные религиозные партии - Джамаат-е ислами (ДИ)5, Джамиат-е-улама-е ислам (ДУИ)6 и Джамиат-е-улама Пакистан (ДУП)7 [Энциклопедия Пакистана, 1998, с. 102, 103].

Звонком, возвестившим о выходе воинствующего ислама на авансцену страны, стали события 1953 г. Две силы - ДИ и Маджлис-е-ахрар8 организовали погромы ахмадийцев, представителей секты, обвиненной ими в отступлении от ислама. Первые беспорядки на религиозной почве были подавлены с помощью армии и завершились громким судебным процессом, привлекшим внимание к фигуре Маудуди. Он был сначала приговорен к смертной казни, затем помилован, но провел несколько лет в тюрьме9.

Политику военного режима Айюб Хана можно назвать секулярным протоисламизмом. С одной стороны, военные оттеснили исламистов, как, впрочем, и других представителей политических сил, на обочину политической жизни, с другой - активно использовали ислам в целях консолидации полиэтнического общества, распадавшего-

5 Общество ислама во главе с Маудуди.

6 Общество исламских богосяовов-деобанди.

7 Пакистанское общество богословов, принадлежащих к менее ортодоксальной, более народной, "для низов", школе барелви.

8 Собрание борцов за свободу, возникшее в 1931 г. в самоуправляемом княжестве Джамму и Кашмир на волне выступлений против правления индусского махараджи.

9 Подробнее см.: [Плешов, 2003, c. 73-75; Jamal, 2011, р. 15-16].

стр. 7
ся на большинство - восточнобенгальцев10 - и меньшинство — жителей Западного Пакистана, принадлежащих к различным этническим группам: пенджабцам, пуштунам, синдхам, белуджам и др. Ислам как синтез религии и идеологии и стержневой элемент пакистанского национализма поддерживался военными, особенно на первом этапе после прихода к власти [Haqqani, 2005, Ch. 3; Cohen, 2004, p. 169; Talbot, 2012, p. 83-84]. Пропаганду ислама среди военных, первые поколения которых были воспитаны в западных традициях, взял на себя сам Айюб Хан, написавший в 1959 г. специально для распространения среди офицерства памфлет "Исламская идеология Пакистана" [Gauhar, 1995, р. 93].

В течение первого периода в истории страны мусульманские религиозные партии рассчитывали добиться успеха через демократические процедуры. Религиозные деятели приняли участие в работе Учредительного собрания по выработке основ конституции, и именно под их влиянием она приобрела отмеченную выше исламскую окраску. Срединное место в исламском идеологическом поле с середины 1950-х г. заняла Мусульманская лига Пакистана (МЛП), наследница Всеиндийской мусульманской лиги М.А. Джинны. В 1950-е г. она постепенно приобрела менее светский характер, блокируясь с исламистскими партиями. С 1956 г. МЛП уступила роль правящей партии в центре и в обеих провинциях партиям подчеркнуто светского типа: Республиканской, Национальной народной и др. Тогда же в условиях обостряющегося политического кризиса впервые создается блок исламских партий: Ислам махаз11, ведущую роль в котором играла партия Маудуди и идеологически близкие к ней организации [Белокреницкий, Москаленко, 2008, с. 131-134].

Запрет после военного переворота в 1958 г. и возобновление вслед за принятием конституции в 1962 г. деятельности партий пошел в целом на пользу происламским силам. Они сумели провести достаточно большое количество своих сторонников в парламент и законодательные собрания провинций, которые были сформированы путем непрямых многоступенчатых выборов. Характерно, что в первой поправке к конституции 1962 г. парламент возвратил стране название Исламской Республики12. Отражением постепенно усиливающихся позиций коммуналистских сил стали результаты непрямых13 президентских выборов в январе 1965 г. По инициативе Маудуди исламисты поддержали альтернативного кандидата на выборах, хотя им была женщина, сестра "отца-основателя" государства Фатима Джинна, и добились поддержки более трети избирателей [Talbot, 1998, р. 160].

Не слишком убедительная победа Айюб Хана на выборах продемонстрировала помимо прочего углубляющийся разрыв между военно-гражданской бюрократией и партийно-политическими структурами, опиравшимися в то время на этнолингвистический регионализм и коммуналистские лозунги. Популярность последних усиливались в Пакистане известиями об индусско-мусульманских столкновениях в Индии, достигших в 1963 и 1964 гг. пиковых значений для периода после раздела [Brass, 1994, р. 240].

В пакистанском партийно-политическом спектре 1962-1969 гг. центральное положение занимали две конкурирующие партии, претендовавшие на наследство: МЛП - проправительственная, имевшая английскую приставку Convention14, и оппозиционная - Council15. Первая из партий была более светской по программе, вторая - более религиозной, тяготевшей к правым конфессиональным партиям.

10 55% населения.

11 Исламский фронт.

12 Согласно разработанному администрацией Айюб Хана основному чакону, Пакистан провозглашался Республикой.

13 Голосами избранных членов местных органов самоуправления, так называемых базовых демократов.

14 Создана на конференции в 1962 г.

15 Появилась по решению Совета лиги в 1963 г.

стр. 8
В период массовых оппозиционных выступлений в 1968 - начале 1969 г. правое крыло оппозиции в целом уступало левому, усилившемуся благодаря созданию в 1967 г. З.А. Бхутто, бывшим министром иностранных дел в правительстве Айюб Хана, Пакистанской народной партии (ПНП)16. Боязнь победы левоцентристских и левых сил, видимо, повлияла на решение Айюб Хана отменить собственную конституцию и передать власть в марте 1969 г. в руки военных. Сняв напряжение временным запретом на политическую деятельность, военным пришлось согласиться на проведение давно откладывавшихся всеобщих выборов. Кроме того, они расформировали единую провинцию Западный Пакистан и воссоздали четыре этнорегиональные: Пенджаб, Синд, Северо-Западную пограничную и Белуджистан. Решение о расформировании единой провинции ослабило леводемократические силы вследствие их раскола по этнонациональному признаку и усилило правые, опиравшиеся на ислам и традиционалистские местные элиты.

Религиозно-политические партии приняли активное участие в первых всеобщих выборах, состоявшихся в декабре 1970 г. Однако большого успеха не добились: ДУИ и ДУП получили по 7 мест из 300 в Национальном собрании единого Пакистана, а ДИ завоевала всего 4 места [Шерковина, 1983, с. 148]. Особенно чувствительным было поражение происламских партий в Восточном Пакистане. В 1971 г. в условиях гражданской войны, охватившей провинцию в связи с провозглашением независимости от центра, были созданы первые боевые организации ДИ. Истоки воинствующего исламизма оказались связаны с фактором, который из внутреннего для Пакистана превратился во внешний. И в дальнейшем внешние, прежде всего заграничные, явления будут оказывать стимулирующее воздействие на радикально-исламистские течения.

Неудача "легальных исламистов" на выборах 1970 г. в масштабах единого Пакистана представляется относительной. Если брать результаты только по западной части страны, которая спустя год с небольшим преобразовалась в новое государство, то полученные тремя религиозными партиями 18 мест (12%) долгое время будут недостижимым для них результатом17. Понимая ограниченность своей электоральной базы, исламские организации, в первую очередь ДИ во главе с Маудуди, прибегли к "уличным" формам политической мобилизации. В 1974 г. они воспользовались случаем для обострения ситуации в отношении секты "Ахмадийа" и взяли реванш за поражение, которое потерпели за 20 лет до того, в 1953 г. Решением парламента секта была объявлена неисламской, а ее члены законодательно причислены к религиозным меньшинствам [Oxford Companion..., 2012, p. 13].

Парламентское решение было оформлено как поправка к конституции 1973 г., принятой уже после раскола страны, последовавшего непосредственно за безоговорочным поражением пакистанской армии от индийской в декабрьской войне 1971 г. После капитуляции армейской группировки в Восточном Пакистане высшее офицерство заставило генерала A.M. Яхья Хана уйти в отставку с поста президента18, передав президентские полномочия З.А. Бхутто, лидеру партии, завоевавшей на выборах более 80% мест в западной части страны [Burki, 1980, р. 69].

Действующая до сих пор конституция 1973 г. провозглашала существование Исламской Республики Пакистан как демократического государства с парламентской формой правления. Исламским положениям в третьей конституции было отведено более значительное место, чем в предыдущих двух. Ислам объявлялся государственной религией при свободе вероисповедания для всех граждан [Ганковский, Москаленко, 1975, с. 112].

16 Pakistan People's Party.

17 Только в 2002 г. доля мандатов, полученных ими, превысила эту цифру.

18 Занимал его около трех лет.

стр. 9
Под воздействием внешних факторов, связанных с арабо-израильской войной 1973 г. и превращением государств Аравийского полуострова в обладателей огромных запасов не только нефти, но и долларов от ее продажи, правительство З.А. Бхутто усилило внешнеполитическую ориентацию на исламский мир. В феврале 1974 г. в Лахоре, столице крупнейшей провинции Пенджаб, состоялся второй саммит Организации Исламской конференции19. Среди собственно исламских мероприятий нужно отметить проведение в 1976 г. первого международного конгресса, посвященного жизни и учению пророка Мухаммада (сират), и аналогичную национальную конференцию, состоявшуюся в феврале следующего года [Wolpert, 1993, р. 264, 282].

Последние годы правления З.А. Бхутто можно считать началом процесса исламизации. Проведенные в марте 1977 г. вторые всеобщие выборы спровоцировали острый внутриполитический кризис. Оппозиционные партии объединились в избирательный блок Пакистанский национальный альянс, где главную идеологическую функцию выполняли исламские организации. После оглашения результатов выборов ПНА обвинила правительство в их подтасовке и призвала массы к сопротивлению. Объявленная ПНА национальная забастовка парализовала жизнь в стране. З.А. Бхутто в стремлении лишить исламистов популярных лозунгов объявил о введении ряда новых законов - о полном запрете потребления алкоголя, игорного бизнеса, ночных клубов, баров и кинотеатров. В течение шести месяцев он обещал привести все законы в "полное соответствие с Кораном и Сунной" [Wolpert, 1993, р. 280].

ПОЛИТИКА ИСЛАМИЗАЦИИ И БРУТАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ

Однако судорожные усилия З.А. Бхутто спасти положение, опираясь на меры по исламизации, не помогли. Затянувшимся политическим кризисом воспользовались военные. Совершив государственный переворот 5 июля 1977 г., они использовали растущую популярность исламских идей для легитимизации своей власти.

В проведении генералами во главе с начальником штаба армии М. Зия уль-Хаком политики исламизации выделяются несколько этапов. Первый из них, предварительный, относится ко времени судебных процессов над З.А. Бхутто, обещаний военного руководства провести парламентские выборы и опоры на непосредственную поддержку религиозных партий, в первую очередь ДИ и ДУИ. Наиболее активный этап начался в конце 1979 г. после решения Зия уль-Хака о временной (как оказалось, на долгий период) приостановке действия конституции и запрете на политическую деятельность. Используя теоретические наработки и лозунги исламистов, военные провели насаждение "сверху" исламских норм и порядков. Главные из них состояли в следующем:

в политике - учреждение консультативного совета, маджлис-е шура, при правителе-президенте, табу на партийно-политическую систему;

в юридической сфере - применение исламских процессуальных норм (кисас, дийят, шахадат), наказаний (худуд), учреждение шариатских судов;

в экономике - взимание государством исламских налогов (закат и ушр), запрет ростовщического процента (риба), создание исламских беспроцентных банков;

в образовании и культуре - обязательный курс ислама в школах и высших учебных заведениях, отведение мест для молитвы (намаза) в госучреждениях и общественных местах, запрет на неисламские развлечения и праздники20.

ДИ и другие религиозно-политические организации первоначально целиком поддерживали военный режим, но после запрета на политическую деятельность отстранились от него, чтобы не потерять поддержку в обществе21. К 1984 г. отношения между

19 Ныне - Организация исламского сотрудничества.

20 Подробнее см.: [Жмуйда, 1988, с. 171-186; Плешов, 2003, с. 116-119; Novossyolov, 1993, р. 160-174; Talbot, 1998, р. 275-279].

21 Заметим, что в 1979 г. в США после продолжительной болезни скончался А.А. Маудуди.

стр. 10
бывшими партнерами (военными и клириками) серьезно ухудшились, о чем, в частности, свидетельствовал введенный правительством запрет на деятельность студенческих союзов, сильнейшим из которых была тогда молодежная структура ДИ - Ислами джамиат-е тулаба22. Впрочем, запрет Зия уль-Хака был направлен в первую очередь против левых студенческих организаций [Oxford Companion..., 2012, p. 500].

Основная часть шагов но исламизации предпринималась между 1979 и 1986 гг. Одной из последних мер было ужесточение существующего с колониальных времен Закона о богохульстве, по которому оскорбление Аллаха и веры в него карается смертной казнью или пожизненным заключением [Talbot, 1998, р. 282].

Большинство нововведений военных властей пережило гибель Зия и связанную с ней замену военно-парламентской формы правления на президентско-парламентскую. В целом они оказали глубокое воздействие на общественную и политическую жизнь и существенно преобразили культуру и быт страны. Причем сначала многим наблюдателям казалось, что навязанные меры по исламизации не укоренятся и не изменят уклад жизни и массовую психологию. Однако позднее стало понятно, что исламские преобразования нашли благодатную почву и изменили общество23. Важными следствиями исламизации стали "брутализация" (огрубление и ужесточение форм и методов борьбы за власть и влияние) и усиление общественно-политических расколов и трений. Политические преследования, развернутые режимом Зия уль-Хака, были нацелены в основном на подавление левых и левоцентристских сил. Главным объектом атаки была партия осужденного и казненного в апреле 1979 г. З.А. Бхутто. Преследованиям и тяжелым испытаниям подверглись его жена и дочь, тысячи функционеров партии оказались за решеткой, многие были подвергнуты публичным наказаниям. Помимо ПНП пострадали активисты других левых сил - коммунисты, социалисты, активисты профсоюзного и студенческого движения. Из списка, составленного на основании газетных сообщений, а также официальных сводок и данных правозащитных организаций, следует, что с 1978 по 1985 г. наказания понесли 19 804 человека. Они прошли через тюрьмы, пытки или "исчезли", т.е. были тайно убиты [Iqtidar, 2011, р. 180].

Весь левый фланг пакистанской гражданской активности и политики был "зачищен", причем самым безжалостным и кровавым способом. На правом фланге тоже испытывали определенный страх, ибо от преследований и гонений со стороны военных властей не были застрахованы и отдельные его представители. В то же время, чтобы обезопасить себя и утвердить свою идентичность и оппозиционность к правящему центру, правые религиозные силы выступали обычно с крайних, радикальных позиций.

Характерным примером расправы по религиозным мотивам представляется дальнейшая судьба ахмадийцев, на которую Зия уль-Хак пошел под прямым давлением религиозно-ортодоксальных сил. В 1985 г. генерал обнародовал указ, касавшийся секты "Ахмадийа". Согласно ему, членам секты запрещалось называть себя мусульманами, свои молельные дома - мечетями, пользоваться исламской терминологией. Нарушения указа сурово карались [Плешов, 2003, с. 181-183; Talbot, 1998, р. 282-283]. После издания указа основная часть ахмадийцев покинула Пакистан, центр общины переместился из пенджабского местечка Рабвах в Лондон.

Исламизация по Зия уль-Хаку проводилась с опорой на каноны суннизма и ханифитского (ханафитского) мазхаба. Это, естественно, вызвало возражения со стороны шиитского меньшинства (15-20% пакистанских мусульман). В 1980 г. сотни тысяч шиитов вышли на митинг в столичном Исламабаде в знак протеста против проводимой властями политики исламизации. Тогда же появилась первая влиятельная шиитская партия Техрик-е-нифаз-е-фикх-е-джафария24 [Hussain, 2007, р. 92]. Осуществлявшаяся

22 ИДТ, Исламское общество студентов.

23 См. в частности: [Kurin, 1993, р. 175-189; Qadccr, 2006 Ch. 7].

24 Движение за установление джафаритского фикха, т.е. основною шиитского мазхаба, позднее переименованное в Тсхрик-с-джафария Пакистан (ТДП).

стр. 11
военными исламизация наряду с известиями о шиитской революции в соседнем Иране способствовали политизации и радикализации шиитов, появлении острых трений между радикалами-шиитами25 и суннитскими экстремистами. Глубокая трещина в отношениях между общинами пролегла из-за убийства в 1988 г. духовного лидера пакистанских шиитов X. аль-Хусейни, ученика и последователя имама Хомейни [Jamil, 2011, р. 21; Talbot, 2012, р. 129]. Шииты заподозрили в убийстве суннитскую радикальную организацию Сипах-е сахаба Пакистан (ССП)26 и убили в 1990 г. его руководителя Х.Н. Джангви. Отколовшаяся от основной организации боевая группировка Лашкар-е Джангви (ЛД)27 провела серию антишиитских терактов в Пенджабе.

Бурные вспышки суннито-шиитской борьбы совпадали с обострением партийнополитической схватки между двумя основными партиями постзияульхаковского периода - Пакистанской народной во главе с дочерью З.А. Бхутто Беназир и Пакистанской мусульманской лигой Н. Шарифа. Наиболее драматическим эпизодом стало нападение на шиитское кладбище в Лахоре в январе 1998 г. В результате расстрела собравшихся там людей на месте погибли 22 человека и более 50, в том числе женщины и дети, серьезно пострадали. После этого на несколько дней центральные улицы второго по величине города страны перешли под контроль протестующей, разгневанной беспомощностью властей толпы. В ряде мест в Пенджабе шииты в ответ совершили акты возмездия, а сами стали жертвами новых нападений и погромов. В 1990-1998 гг. в суннито-шиитских столкновениях погибли 623 человека: 411 шиитов и 212 суннитов [Jamil, 2011, р. 23-24].

Политика насаждаемой сверху исламизации обострила противоречия и между суннитами, приверженцами двух основных богословских школ, деобанди и барелви. Рост антагонизма между богословами (улемами) двух школ был связан с борьбой за контроль над мечетями и учебными заведениями (медресе). Наиболее острые формы конфликт принял в 2000-е гг. и охватил прежде всего Карачи. В октябре 2003 г. там был убит глава Сунни техрик, организации суннитов-барелви, С. Кадри, а в мае 2004 г. - деобандский духовный лидер, шейх уль-хадис (знаток священного предания) мечети Джамиа-бинориа М. Шамзаи. За месяц до этого убийства на крупнейший деобандский центр обучения в Карачи, расположенный в районе Бинори-таун, было совершено вооруженное нападение, в результате которого погибли 10 и были ранены 40 человек. Последовавшие вслед за тем беспорядки в городе привели к многочисленным жертвам [Белокреницкий, 2005, с. 427].

Большую роль в брутализации внутриполитической борьбы в Пакистане сыграли связанные с политикой исламизации внешние факторы. В 1980-е гг. главным среди них был афганский. Как известно, военные власти страны всеми доступными им средствами поддерживали борьбу исламистских сил против просоветской власти в Кабуле. Особенно значительными стали их возможности после ввода советских войск в конце 1979 г., поскольку западный альянс во главе с США, мусульманское сообщество, в первую очередь Саудовская Аравия и Египет, и даже коммунистический постмаоистский Китай увеличили военно-экономическую помощь Исламабаду и афганским муджахедам.

С возрастающим влиянием Саудовской Аравии связано усиление нового полюса пакистанского радикального исламизма - организации Маркази джамаат дават-вальиршад28, с начала 2000-х гг. оно известно под названием Джамаат-уд-Дава (ДД). Направление, которое оно представляет, восходит к индийским неоваххабитам (салафитам), традиционное самоназвание которых - "люди предания" (ахл-е хадис) [Милославский, 2001, с. 79-80; Oxford Companion..., 2012, p. 7-8]. Хорошо документированы факт об-

25 Главная их организация - Сипах-с Мухаммад (воины Мухаммада).

26 Пакистанские воины сподвижников пророка.

27 Армия им. Джангви.

28 Центральное общество призыва к очищению и наставлению.

стр. 12
учения в Саудовской Аравии лидера организации Х.М. Саеда и его участие в афганской войне в составе спонсируемой Эр-Риядом группировки А.Р. Сайяфа [Iqtedar, 2011, р. 122-123]. ДД служит "фасадом" для террористической группировки Лашкар-и тоиба (ЛТ)29, превратившейся в 2000-2010-х гг. в одну из главных по активности и дерзости атак боевых групп. К "подвигам" ЛТ относится, в частности, нападение на крупнейший индийской город Мумбаи (Бомбей) в конце ноября 2008 г., жертвами которого стали свыше 160 человек.

Индия заняла место Афганистана в 1990-х гг. Сменявшие друг друга партийнополитические администрации Пакистана поддерживали мятежные выступления в индийском штате Джамму и Кашмир, способствуя тому, что они приняли характер еще одного джихада - против "индусов", "незаконно оккупировавших" исконно мусульманские земли.

Не углубляясь в достаточно хорошо известные особенности международных конфликтов, связанных с ситуацией в Афганистане и Кашмире, подчеркну еще раз, что процессы исламизации, продолжавшиеся в Пакистане и после активного этапа навязывания ее сверху военными, сопровождались ужесточением норм и правил ведения политической борьбы, разгулом террора и насилия.

ДИФФУЗИЯ ВЛАСТНОГО КОНТРОЛЯ

Параллельно с исламизацией общества в Пакистане на всем протяжении его существования происходило распространение и рассеивание контроля в сфере обеспечения общественной и личной безопасности. Этот процесс можно назвать диффузией власти, происходившей одновременно с попытками ее консолидации.

Усиление институтов и эффективности государственного контроля шло по нарастающей вплоть до 1970-х гг. Государство становилось сильнее общества, активно вмешиваясь в его более или менее автономное существование в рамках сельских и традиционных городских сообществ.

Аккумуляция госконтроля началась с первых лет существования Пакистана, когда центральные власти решительно подчинили окраинные территории запада и крайнего северо-запада страны - Белуджистан и горную полосу пуштунских племен30. Существенным шагом в этом отношении стала проведенная в 1955 г. административная реформа, объединившая четыре провинции западной части страны и почти все самоуправляемые княжества (четыре белуджских во главе с Калатом, синдское - Хайрпур и пенджабское - Бахавалпур) в единую провинцию Западный Пакистан. Попытки отколоться от центра предпринимались на окраинных территориях и в дальнейшем (в 1959, 1961, 1973-1977 гг.), однако центр каждый раз жестко и решительно подавлял сепаратистские поползновения.

С 1970-х гг. на смену преобладавшим до того тенденциям к укреплению государства как органа, имеющего законные права и полномочия на наведение порядка, приходит иной тренд, заключающийся в ослаблении государственной монополии на власть в ее функции контроля и силового господства. Едва ли не в первую очередь он связан с политикой исламизации. Выше уже отмечались примеры усиления как официозного, так и иротестного ислама на политическом уровне.

Не менее глубокое воздействие исламизация оказала на средние и нижние этажи социальной пирамиды. На общественно-гражданском уровне в Пакистане стали активно действовать начиная с 1970-1980-х гг. разнообразные благотворительные и просветительские организации. Среди них стоит отметить самую крупную деобандскую рели-

29 Армия чистых.

30 Они составляют 15.42% населения. Административно территории пуштунов в Пакистане входят в Северо-Западную пограничную провинцию и в Федеральную территорию племен, которая лишь в малой степени подчиняется законам Пакистана.

стр. 13
гиозно-просветительскую организацию Таблиг-и джамаат (ТД)31. С течением времени она приобрела громадную популярность в Пакистане и в окружающем его суннитском ареале. Ежегодные конгрегации ТД в местечке Муридке под Лахором регулярно собирали и собирают от одного до двух-трех миллионов человек и считаются вторыми по массовости в исламском мире после хаджа. Деятельность ТД, ведущей активную прозелитскую деятельность, вызывает подозрение властей в государствах Центральной Азии, так же как и активность аналогичной ей, арабо-палестинской по корням, Хизб ут-тахрир аль-ислами32 [Наумкин, 2011, с. 258-260; Rashid, 2002, р. 115-136].

Соединение просветительского и политического начал характерно и для других происламских организаций. Как бы ни относиться к их активности, они представляют собой отдельные, формально или реально независимые от государства, центры силы и влияния.

Диффузии власти в ее функции организатора социального действия способствуют организации исламизированного гражданского общества (ГО) - независимые по источникам финансирования, хотя и зарегистрированные государством дин-и-мадарис (учебные заведения - школы и семинарии), фонды отдельных религиозных общин, такие как Фонд Ага Хана (общины исмаилитов-ходжа), благотворительные организации: С. Идхи и др. [Серенко, 2006, с. 116-127; Iqtedar, 2011, р. 127-132].

Помимо того, диффузия власти нашла яркое отражение в росте коррупции и непотизма, распространении практики дачи взяток и культуры "связей". Как отмечает М.А. Кадир, получить элементарные документы и совершить законные сделки редко кому удается без взятки или использования блата. С помощью денег и знакомств, по убеждению пакистанцев, можно добиться всего. Если кому-то не удается задуманное, неудача объясняется недостатком задействованных "ресурсов". Коррумпированность и кумовство охватили, по его наблюдениям, все звенья и ступени государственной системы [Qadeer, 2006, Ch. 7].

Неудивительно при этом, что Пакистан занимает одно из самых высоких мест в мировом табеле коррупции [Каменев, 2012, с. 60]. Теневая экономика страны давно стала "притчей во языцех". Еще в конце 1980-х гг. считалось, что она равна половине или более чем половине официального ВВП. Массовое уклонение от уплаты налогов стало нормой для большого числа состоятельных лиц и ведущих компаний. Считается, что прямые налоги (на прибыль и сверхприбыль, недвижимость, наследство, дарения и пр.) уплачивает приблизительно треть юридических и физических получателей подлежащих обложению доходов. Низкая собираемость налогов - одна из хронических слабостей пакистанской экономики. Однако среди представителей среднего класса отношение к этой проблеме далеко не однозначно. Автору этих строк во время пребывания в Карачи удалось недавно услышать мнение, что повышение собираемости прямых налогов стало бы еще большим бедствием для страны, так как государственные средства были бы неминуемо расхищены и растрачены чиновниками.

Такие суждения свидетельствуют о недостатке доверия к государству и диффузии, распылении экономического контроля. Нет сомнения, что ей способствовали меры по исламизации экономики, принятые в начале 1980-х гг. Увеличив на первых порах перераспределяемую с помощью государства через исламские налоги долю частных доходов, они по прошествии некоторого времени "вытолкнули" прибыли и доходы в "серую" экономику. Беспроцентная банковская система способствовала распространению практики сокрытия прибылей с помощью различного рода уловок и договоренностей, а наиболее надежной и распространенной формой кредитования стала веками существовавшая практика доверительного займа хавала [Ballard, 2006, р. 8-9].

31 Общество призыва.

32 Партии исламского возрождения.

стр. 14
Одновременно с созданием институтов по расширению контроля над территорией и проживающим на ней населением правящие режимы Пакистана укрепляли институты наблюдения за выполнением норм законности и расширяли пенитенциарную систему. Сеть государственных тюрем была унаследована Пакистаном от колониального режима. Наряду с нею существовали частные тюрьмы - их имели наследственные правители полунезависимых княжеств, предводители крупных племен в пустынных районах Белуджистана, традиционная земельная знать в заповедных районах Синда и южного Пенджаба. С течением времени, по-видимому, происходило сокращение числа частных тюрем, хотя полного исчезновения вековой практики не произошло. Известно, например, что у предводителей крупных белуджских племен тюрьмы сохранились до начала нынешнего века [Плешов, 2003, с. 48].

Между тем расходы на содержание государственных тюрем, находящихся в ведении провинциальных властей, хронически отставали от потребностей в них. По отрывочным данным, появляющимся в прессе, ситуация с местами заключений в Пакистане в целом удручающая и мало отличается от провинции к провинции. В 26 тюрьмах Синда в конце 2012 г. содержались 14 тыс. заключенных при числе мест, равном 12 тыс. [Sindh Jails...]. Тюремный персонал получал низкую зарплату, а помещения нуждались в капитальном ремонте.

Нередки в Пакистане случаи побега из тюрем, которые плохо охраняются. Порядки внутри тюрем регулируются, как правило, самими заключенными, которые прибегают к расправам и насилиям над сокамерниками. Только редкие случаи такого рода становятся достоянием гласности.

Особенно заметным кризис исправительной системы стал с 1970-1980-х гг., когда произошел связанный во многом с последствиями исламизации взрыв насилия в обществе. По подсчетам М.А. Кадира, число инцидентов с насилием в 1950-е гг. было относительно небольшим и росло медленно. На протяжении следующего десятилетия оно снижалось, затем возросло в 1970-е гг. и круто пошло вверх в период с 1985 по 1996 г. Пики насилия пришлись на 1986, 1988, 1990 и 1995 гг. Среднее число убийств в Пакистане в 1948-1970 гг., равнялось 2848 в год, в 1971-1977 гг. этот показатель вырос на 63% до 4633 в год, в 1978-1983 гг. упал33 до 4381, но затем вновь резко возрос до 7321 в 1984-1996 гг. Если принимать во внимание рост численности населения, то в первый из выделенных периодов одно убийство приходилось на 16 700 человек, во втором - уже на 13 007 человек, в третьем - на 17 970 человек, а в четвертом этот показатель вновь, как во втором периоде, достиг максимума: одно убийство на 13 235 человек [Qadeer, 2006, р. 243-244].

Хотя сопоставимых данных за более поздний период нет, по ряду признаков можно считать, что уровень насилия в дальнейшем существенно вырос. Это связано в значительной мере с участием Пакистана в глобальной войне с терроризмом, проще говоря, с его вовлеченностью в афганский конфликт на его последнем этапе борьбы коалиционных сил США и НАТО с талибами. Пакистан оказался главной жертвой затяжного кризиса, связанного с подъемом воинствующего радикального исламизма в Афганистане и на пограничных с ним пакистанских территориях. По данным секретных пакистанских служб, представленным Верховному суду в марте 2013 г., в результате террористических операций за 2001-2013 гг. погибло 49 тыс. человек, из них жертвами в период до 2008 г. стали 24 тыс., а позднее - еще 25 тыс. В боевых действиях против отрядов исламских радикалов, прежде всего из пакистанского движения талибов Техрик-е Талибан Пакистан (ТТП), за 2009-2013 гг. погибло почти 16 тыс. военнослужащих. Потери среди их противников оказались на порядок ниже - лишь более 3 тыс. убитыми. Почти 6 тыс. гражданских лиц лишились жизни за последние четыре года в результате взрывов бомб и атак террористов-самоубийц. Пик потерь пришелся на 2009 г., когда

33 Вследствие, очевидно, запуганности расправами военного режима и неполной информации в СМИ.

стр. 15
пакистанской армии удалось сломить сопротивление талибов и их союзников, лишив их контроля над высокогорными политическими агентствами полосы племен (прежде всего Северным и Южным Вазиристаном) и прилегающими к ним округами тогдашней Северо-Западной пограничной провинции и провинции Белуджистан [The Express Tribune].

По приводимым ведущей пакистанской газетой Доон сведениям авторитетного индийского портала, посвященного терроризму в Южной Азии, в Пакистане между маем 2010 и апрелем 2011 г. в результате терактов погибли 2178 гражданских лиц и 493 служащих контртеррористических сил. Потери среди боевиков-террористов оценены в 4200 человек. За последующий период вплоть до апреля 2013 г. жертвами стали почти 6 тыс. мирных жителей, около 2 тыс. служащих армии и военизированных подразделений, включая полицию, и 5.5 тыс. боевиков. Общее число жертв за три года превысило 20 тыс. человек [Haider].

Только за первые четыре месяца 2013 г. погибли 3 тыс. человек. Сохранение такой тенденции привело бы к потерям за год, вдвое превышающим уровень трех последних лет. По этим собранным Пакистанским центром анализа безопасности данным, продолжалось увеличение случаев насилия со смертельным исходом в крупнейшем, почти 20-миллионном городе Карачи, в Белуджистане и пуштунском ареале: Территории племен федерального управления и провинции Хайбер-Пахтунхва. Главными жертвами насилия являлись мирные жители, на втором месте - потери контртеррористических сил и лишь на третьем - боевиков и террористов [Wasim, 2013].

Карачи в последние годы превратился в самый беспокойный и небезопасный район страны. Число убитых в городе увеличилось с 1083 в 2010 г. до 2192 в 2012 г. Каждый день в результате преступлений на этнической, политической и мафиозной почве в среднем погибает 6 человек, в отдельные дни - до 15. Резко выросло и количество других преступлений - разбойных нападений, краж, похищения людей [Rafique, 2013].

Число преступлений, связанных с борьбой за городскую недвижимость, получением отступных за похищенных, продажей в рабство, проституцией среди малолетних, выросло в Пакистане скачкообразно в начале нынешнего столетия. За 2000-2008 гг. общее число зарегистрированных преступлений возросло округленно с 400 до 600 тыс., случаи похищения участились более чем вдвое, а нападения бандитских групп (свыше 5 человек) - в три с половиной раза [Waheed, р. 139]. Тенденция к росту организованной преступности сохраняется, ставя под вопрос способность государства обеспечить законность и порядок. Профессии полицейского и других правоохранителей превратились в одни из самых опасных. "Плату за страх" в условиях дефицита бюджетных средств обеспечивают разного рода коррупционные схемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявляя наиболее существенные исторические тренды, можно утверждать, что консолидация власти, естественно происходящая вслед за появлением нового государственного организма, достигла максимума в 1970-е гг. Тогда после распада "первого Пакистана" вследствие отделения Бангладеш возник усеченный, но территориально компактный и достаточно гомогенный в этнокультурном отношении "второй Пакистан". Центральная власть, опираясь на армию и внешнюю поддержку (со стороны шахского Ирана и США), решительно подавила попытки мятежа на окраинах, прежде всего в Белуджистане, проводя исламо-модернистскую, социально-ориентированную внутреннюю политику. С конца десятилетия исламская модернизация под социальными лозунгами уступила место фундаменталистской исламизации, и начался процесс распыления, диффузии власти за счет фрагментации социально-политической среды, усиления негосударственных институтов и агентов влияния и контроля.

стр. 16
Исламизация суннитского образца способствовала обособлению шиитов и ухудшению их положения, вытеснению и маргинализации религиозных меньшинств - ахмадийцев, христиан, индусов, а также привела к узаконенной дискриминации женщин. Ответная реакция в виде активного и пассивного сопротивления (бегства за рубеж представителей меньшинств, протестов женских и правозащитных организаций) ослабили государство и его социально-экономический фундамент. Иначе говоря, введенный военными при Зия уль-Хаке порядок, став исключительно жестким, дал течь, углубил трещины и расколы, вызвал диффузию как принуждения (твердой силы), так и убеждения (силы мягкой).

На примере Пакистана хорошо видно, как исламизация мусульманского общества, т.е. укрепление базирующейся на исламе идеологии, обращение массы людей к более строгому и ревностному исполнению норм и требований религии, расширение сети исламских центров просвещения и образования и т.п., меняет культурный облик людей и населенных ими исторических областей, сказывается на быте и мировоззрении.

Происламские черты приобретает, в частности, гражданское общество (ГО), состоящее из неправительственных и некоммерческих организаций, а также ассоциаций единомышленников и волонтеров. Исламизированное ГО в Пакистане появляется одновременно с подобными гибридными (исламо-гражданскими) феноменами в других ареалах мусульманского Востока. Их укоренение обусловлено, по-видимому, кризисом либеральной модели модернизации и поисками путей для более адекватного оформления рецептов общественного прогресса.

Исламизацию Пакистана поэтому ни в коей мере нельзя считать исключением - подобные явления давно охватили Турцию, а в последнее время и многие арабские государства. Весьма далеко продвинулся на этом пути Иран, где в результате революции 1978-1979 гг. установилось исламское правление, окутавшее плотным религиозным покрывалом всю политическую и общественную жизнь. При власти талибов но самой крайней траектории исламизации двигался Афганистан. Отдельные попытки развернуть ось эволюции в этом направлении предпринимались в республиках Центральной Азии, Малайзии и Индонезии.

Исламизация во всех этих случаях предстает преимущественно средством защиты, поиска новой, соотнесенной с исторической, идентичности. Возрождение религии в мусульманском мире (и не только в нем) укрепляет особую национальную (местную) самодостаточность. В сложных полиэтнических обществах центра и юга Азии оно подводит базу под национализм надэтнической территориальной общности наподобие пакистанской. Хотя исламизация сопровождается диффузией власти, раскалывая мусульманскую общину и обостряя конфликты внутри нее, она одновременно способствует укреплению общественных (горизонтальных) связей и формирует во многом новую, весьма противоречивую и сложную социальную ткань.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бслокрсницкий В.Я. Этнические, религиозные и сектантские конфликты в Пакистане // Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО, "Навона", 2005.

Бслокрсницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана. XX век. М.: ИВ РАН, Крафт+, 2008.

Ганковский Ю.В., Гордон-Полонская Л.Р. История Пакистана. М., 1961.

Ганковский Ю.В., Москаленко В.Н. Три конституции Пакистана. М., 1975.

Жмуйда И.В. Пакистан. Внутренние и внешние факторы экономического развития (70-80-е годы). М.: Наука. 1988.

Каменев С.Н. Природные катастрофы в Пакистане и перспективы экономическою развития // Мусульманское пространство по периметру границ Кавказа и Центральной Азии. М.: Крафт+. 2012.

Милославский Г.В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран // Ислам и политика. М., Крафт+,2001.

стр. 17
Наумкин В.В. Ближний Восток в мировой политике и культуре. Избранные статьи, лекции, доклады 2009-2011 гг. М., 2011.

Национализм в мировой истории / Под ред. В.Л. Тишкова и В.А. Шнирсльмана. М.: Наука, 2007.

Пакистан. Справочник / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М., 1966.

Плсшов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократии в Пакистане. М.: Крафт+, 2003.

Плешов О.В. Ислам и политическая культура в Пакистане. М.: 2005.

Ссрснко И.Н. Система образования в Исламской Республике Пакистан. М.: Научная книга, 2006.

Шсрковина Р.И. Политические партии и политическая борьба в Пакистане. М., 1983.

Хобсбаум Э. Эпоха крайностей. Короткий двадцатый век 1914 -1991. М.: Изд-во "Независимая газета", 2004.

Энциклопедия Пакистана. / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М., 1998.

Ballard R. Hawala // HAS Newsletter 42, Autumn 2006.

Brass P. R. The Politics of India Since Independence. Cambridge, Cambridge University Press, 1994.

Burki S.J. Pakistan under Bhutto 1971-1977. L.: Macmillan, 1980.

Cohen S.P. The Idea of Pakistan. Washington: Brookings, 2004.

Haider M. Osama bin Laden: More fatal in death // http://x.dawn.com/2013/05/01/osama-bin-ladcn-morc-l'atal-in-dcath/

Haqqani H. Pakistan between Mosque and Military. Washington: Carnegie, 2005.

Hussain Z. Frontline Pakistan: The Struggle with Militant Islam. N.Y.: Columbia University Press, 2007.

Gauhar A. Ayub Khan: Pakistan's First Mlitary Ruler. Karachi: Oxford University Press, 1996.

Iqtidar H. Secularising Islamists? Jamaat-e-Islami and Jamaat-ud-Dawa in Pakistan. Chicago: University of Chicago Press, 2011.

Jamal A. A History of Islamist Militancy in Pakistani Punjab. Washington: Jamestown Foundation, 2011.

Kurin R. Islamization in Pakistan: The Sayyid and the Dancer // Russia's Muslim Frontiers. Indianapolis: Indiana University Press, 1993.

Novossyolov D.B. The Islamization of Welfare in Pakistan // Russia's Muslim Frontiers. Indianapolis: Indiana University Press, 1993.

Rafiquc D. Crime rate surged in 5 years of PPP // www.dailytimcs.com.pk/2013/03/17

Rashid A. Jihad: The Rise of Militant Islam in Central Asia. New Haven: Yale University Press, 2002.

Oxford Companion to Pakistan History / Ed. A. Jalal. Oxford: Oxford University Press, 2012.

Qadeer M.A. Pakistan: Social and Cultural Transformations in a Muslim Nation. N.Y.: Routlcdge, 2006.

Quaid-i-Azam Mahomed Ali Jinnah. Speeches as Governor-General of Pakistan 1947-1948. Karachi, s.a.

Sindh Jails Overcrowded // http://pakistan.oncpakistan.com.pk/ncws/city/karachi/15l429-sindh-jails-ovcrcrowdcd-l3833-prisoncrs-lodged-in-26-iails-against-capacitv-of-11937.html

Talbot 1. Pakistan: A Modern History. N.Y.: St. Martin's Press, 1998.

Talbot I. Pakistan: A New History. Karachi: Oxford University Press, 2012.

Waheed M.A. Victims of Crime in Pakistan // http://www.unafci.or.jp/cnglish/pdf/RS_No81/No81_14PAWaheed.pdf

Wasim A. 2670 People killed in Pakistan in four Months / www.dawn.com/2013/05/05.

Wolpert S. Jinnah of Pakistan. Delhi: Oxford University Press, 1989 (1st ed. - 1984).

стр. 18


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ИСЛАМИЗАЦИЯ-ОБЩЕСТВА-И-ДИФФУЗИЯ-ВЛАСТИ-В-ПАКИСТАНЕ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В.Я. БЕЛОКРЕНИЦКИЙ, ИСЛАМИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ДИФФУЗИЯ ВЛАСТИ В ПАКИСТАНЕ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 24.11.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ИСЛАМИЗАЦИЯ-ОБЩЕСТВА-И-ДИФФУЗИЯ-ВЛАСТИ-В-ПАКИСТАНЕ (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В.Я. БЕЛОКРЕНИЦКИЙ:

В.Я. БЕЛОКРЕНИЦКИЙ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
59 views rating
24.11.2024 (87 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИСЛАМИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ДИФФУЗИЯ ВЛАСТИ В ПАКИСТАНЕ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android