НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
В. В. СЕНЬКОВИЧ
Аспирант Института Африки РАН
Ключевые слова: исламские финансы, ССАГПЗ, сукук
Фундаментальное отличие исламского финансирования от традиционного заключается в запрете всех форм процентных выплат. Кроме этого, необходимо упомянуть иную основу распределения рисков, а именно: клиент и банк совместно несут риски по любой инвестиции на ранее обговоренных условиях, а также делят между собой как прибыли, так и убытки. Исламскому банку запрещается давать ссуды другим банкам под процент, а инвестиционная деятельность должна соответствовать требованиям шариата.
За последние десятилетия государства Персидского залива добились впечатляющих результатов по всеобъемлющей модернизации, включая и финансовую сферу. Власти аравийских монархий извлекли уроки из периодически возникавших колебаний в ценах на нефть, а потому с 1980-х гг. прилагают усилия для диверсификации своих экономик, развития обрабатывающей промышленности и сферы услуг, в том числе и финансовых.
За сравнительно небольшой отрезок времени в государствах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) удалось создать достаточно конкурентоспособную на мировом рынке отрасль финансовых услуг. Однако стоит заметить, что комплексное формирование национальных финансовых и экономических систем до конца не завершено.
Стремительное развитие исламской банковской системы с середины 1970-х гг. стало следствием роста цен на нефть.
Несмотря на то, что внедрение исламской финансовой модели началось значительно позже, чем в Иране или Малайзии, в ССАГПЗ рост финансовой индустрии, соответствующей нормам шариата, за последние годы впечатляет. Более половины вкладов в Саудовской Аравии и около 40% в других государствах ССАГПЗ управляются по законам шариата1.
Существенный рост исламских финансов в ССАГПЗ был достигнут, в том числе, благодаря государственной поддержке, масштабы которой значительно варьируются в различных странах Персидского залива. Так, в Омане государство практически не поддерживает исламское финансирование, в то время как должностные лица в Бахрейне и Кувейте очень благосклонны к этому роду деятельности. Примечательно, что в Бахрейне благодаря государственной поддержке функционируют крупнейшие исламские финансовые институты ССАГПЗ: 24 исламских банка и 11 такяфуль-компаний*.
РОЛЬ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ
В банковских сегментах экономик стран ССАГПЗ исламские банки имеют достаточно большое значение2. По различным оценкам, на них приходится от 13 до 26% активов, вкладов, а также кредитов. За последние годы в большинстве крупных традиционных банков государств ССАГПЗ создаются специальные отделения, принцип работы в которых основан на нормах шариата. А крупнейший в арабском мире банк "Нэшнел Коммершел Банк" (Саудовская Аравия) с 2004 г. осуществляет операции по приему вкладов исключительно в соответствии с экономическими принципами шариата3.
По данным Всемирного банка, во всем мире исламские услуги уже предлагают свыше 300 финансовых учреждений4. Немаловажно, что такие банки, как "Ситигруп", "Дойче Банк", "Стэндард Чартерд", "Эй Би Эн АМРО", не только открывают свои новые отделения, оказывающие исламские финансовые услуги, но и формируют свои так называемые шариатские советы, следящие за тем, чтобы работа по предоставлению "исламских" услуг соответствовала религиозным предписаниям.
Стоит заметить, что власти Саудовской Аравии, "колыбели ислама", в свое время неохотно поощряли развитие исламского банкинга в Королевстве. Например, "Аль-Раджи Банк" получил право на свою деятельность только в 1987 г., хотя был организован в 1978 г. А такие банки, как "Дубай Исламик Банк", "Кувейт Файнэнс Хаус" и "Бахрейн Исламик Банк", начали функционировать в своих странах с 1975 г., 1977 г. и 1978 г. соответственно.
Кроме того, Центральный банк Бахрейна и Центральный банк Кувейта принимают активное участие в интеграции исламских банков во внутреннюю финансовую систему.
Невмешательство со стороны государства позволяет частным структурам развивать в ССАГПЗ свой бизнес и помогать становлению исламского финансового рынка в целом. Исламские банки в государствах Залива считаются более новаторскими в плане разработки новых банковских продуктов в сравнении с их иранскими коллегами. Так, исламские банки этого региона предоставляют гораздо более привлекательные услуги, что, возможно, вызвано необходимостью конкурировать с традиционными банками на своих внутренних рынках.
Тем не менее, учитывая сложность финансовых продуктов, структурированных по шариату, необходимость государственного вмешательства не может быть игнорирована. В качестве обязательных органов контроля и надзора за работой финансового сектора функционируют шариатские советы. Однако стандартизация фетв5, оглашаемых этими советами, пока отсутствует.
Для вступления в силу сделки либо договора необходимо разрешение религиозного совета бан-
* Такяфуль-компания - страховая компания, деятельность которой соответствует нормам шариата.
ка6. Банкам в ССАГПЗ было разрешено широко использовать фетвы, способствующие развитию бизнеса. Стоит заметить, что большая часть фетв касается исламских облигаций сукук*, а значит, приводит к широкой реализации исламской продукции в регионе. В отличие от традиционных западных кредитных учреждений организации и банки, выпускающие сукук, получают свой процент не от выданной суммы, а от полученного заемщиком дохода7. Примечательно, что иногда фетвы, вынесенные различными шариатскими советами исламских банков относительно одного и того же вопроса, существенно отличаются друг от друга.
Исламское банковское дело уже считается одним из основных направлений финансовой деятельности не только в арабских государствах Персидского залива, оно переживает бурный рост по всему миру.
Например, уже к 2010 г. 1/5 часть всех банков Малайзии будет соответствовать требованиям шариата8. Благодаря тому, что ипотечный кризис, приведший к мировому финансово-экономическому кризису в 2008 г., не отразился на исламской банковской системе, эта отрасль завоевала особое доверие. В настоящее время во многих мусульманских странах исламские банки успешно конкурируют с традиционным банковским сектором.
Отделения исламских банков уже функционируют в 75 странах мира9. Как ожидают эксперты, в ближайшие годы расширение клиентской базы, пользующейся исламскими банковскими услугами, может произойти за счет выхода на рынки европейских стран. "Исламик Банк оф Катар", "Кувейт Файнэнс Хаус" и "Исламик Банк Аль-Барака" из Бахрейна подали заявления об аккредитации во Франции10.
ИСЛАМСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Помимо обычных повседневных операций, депозитных программ и потребительских кредитов, исламские банки в регионе ССАГПЗ выступают и в роли инвестиционных банков. Инвестиционная банковская деятельность распространяется в Персидском заливе в основном потому, что является наиболее совместимой с требованиями шариата. Большая часть доходов инвестиционных банков формируется за счет взносов, а не из займов и начисления процентов.
Кроме того, характер инвестиций в регионе Залива отличается от общепринятой во всем остальном мире системы инвестирования. Так, значительная часть исламской инвестиционной деятельности приходится на синдицированное** финансирование и кредитование.
Тем не менее, отсутствие организационных навыков и опыта привело к тому, что организаторами так называемых "исламских синдикатов" стали крупные международные банки, такие как "Эйч-Эс-Би-Си", "Барклайз Кэпитал" и "Стэндард Чартерд".
На сегодняшний день Саудовская Аравия является самым активным участником исламского синдицированного финансирования проектов в регионе. На втором месте - ОАЭ.
Как отмечает "Интернэшнел Файнэншел Сервис, Лондон" (IFSL), в настоящее время мировым лидером по объему финансовых активов, соответствующих нормам шариата, является Иран ($154,9 млрд). Далее следуют Саудовская Аравия ($70 млрд) и Малайзия ($65,2 млрд). В первую десятку также входят Кувейт, Бахрейн, Пакистан, Ливан, Турция. Великобритания занимает 9-е место в мире по объему "исламских" активов ($10,4 млрд). Это единственная европейская страна, где этот показатель превышает $10 млрд11.
Исламские финансовые учреждения превратились в надежные альтернативные источники капитала.
В то время как для традиционных банков последствия финансового кризиса оказались достаточно серьезными, мусульманские банки пострадали в гораздо меньшей степени.
Эксперт по Арабскому Востоку д-р Аббас Халаф Кунфуд отмечает, что "деньги (вложенные в исламские банки. - В. С.) работают в реальном секторе экономики, а не в бумажных мифических проектах, как это принято на Западе"12.
Своего рода подтверждением этих слов можно рассматривать заявление замминистра финансов Малайзии Мухаммада Нур Якупа, в котором он выразил мнение, что владельцы исламских облигаций были защищены от последствий общемирового кредитного кризиса, и ни один из исламских банков в его стране не пострадал от крупномасштабных списаний по ипотечным кредитам13. Кроме того, на его взгляд, интерес к исламским финансовым инструментам активно растет не только в Малайзии, но и в Китае, Южной Корее.
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
С каждым годом влияние исламских финансовых институтов на мировую экономику усиливается. По расчетам всемирно известного рейтингового агентства "Стэндард энд Пурс", в начале 2008 г. около $750 млрд. управлялись в соответствии с шариатом14. Особенно это интересно наблюдать на примере США и Великобритании, внедряющих отдельные исламские принципы в свои экономические модели. Так, техасская нефтяная компания "Ист Кэмерон Гэз Компани" взяла в долг $165 млн. на основе сукук под гарантию своих запасов углеводородов в Мексиканском заливе15. Инвесторы из арабских государств Ближнего Востока вместе с партнерами из США приобрели у "Форд" производство автомобилей "Астон Мартин" за $848 млн, причем по требованию кувейтской стороны, сделка была проведена в соответствии с исламскими законами16. А французский банк "БНП Париба" и компания "Натиксис Транспорт Файнэнс" заключили с компанией "ЭйрЭйшиа" исламский договор финансового лизинга*** - "иджара" на сумму $336 млн. о финанси-
* Сукук (ед. ч. - сакк) - ценные бумаги, удостоверяющие долю в праве собственности на базовый актив, который генерирует прибыль (как правило, от сдачи в аренду), а также право на получение прибыли, которую приносит данный актив.
** Синдицированный кредит - это кредит, привлекаемый одним заемщиком из нескольких источников.
*** Финансовый лизинг - операция по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдачей его во временное пользование.
ровании приобретения 8 самолетов "Эйрбас 320 - 200"17. Использование "нестандартных" финансовых инструментов продиктовано желанием привлечь инвесторов из ССАГПЗ.
Таким образом, исламские финансовые институты становятся какой-то незначительной составляющей мировой экономической системы.
По мнению председателя Центрального банка Бахрейна Рашида аль-Мараджа, "кризис на ипотечном рынке США привлечет инвесторов, которые захотят "переложиться" из обычных финансовых инструментов в исламские, учитывая тяжелую ситуацию с ценообразованием на западные активы"18. Кроме того, он предположил, что исламские банки станут "тихой гаванью" для западных инвесторов19.
Как полагают эксперты "Стэндард энд Пурс", активы исламских банков могут вырасти до $4 трлн уже к 2013 г.20 Конечно, мировой финансово-экономический кризис сказался на деятельности исламских банков, ввиду того, что в реальной экономике снизился покупательский спрос. Но в целом прибыль таких банков уменьшилась всего на 10 - 15%, что существенно ниже показателей западных банковских учреждений. "Ни один исламский банк не обанкротился во время кризиса и не потребовал значительной помощи со стороны государства", - отметил автор доклада по кувейтской программе развития Лондонской школы экономики и политических наук (LSE) профессор Уилсон21.
"По итогам 2008 г. можно сказать, что крупнейшие исламские банки находятся в значительно более устойчивом финансовом положении, чем крупнейшие американские. В частности, четверка крупнейших исламских банков в среднем продемонстрировала вдвое большую рентабельность продаж, чем пятерка крупнейших банков США. Также у исламских банков оказалась существенно выше рентабельность активов и капитала", - утверждает финансовый аналитик Зарина Саидова22.
"Для западного человека исламские финансовые продукты в определенной степени напоминают этические финансовые продукты", - говорит Штефан Жумански, профессор по экономике лондонской "Кэсс бизнес-школы". - Существует спрос на инвестиционные инструменты, правильные, с точки зрения морали, и исламское финансирование является исламской версией такого инвестирования"23.
Однако, по мнению ряда экспертов, более широкое кредитование по шариату невозможно ввиду некоторых политических факторов. "Повышенному привлечению исламских инвестиций мешает существующая политическая нестабильность на Ближнем Востоке. Все это затрудняет привлечение европейским бизнесом кредитов из мусульманских финансовых институтов", - считает Вероник Риш-Флор, глава отдела европейских экономических исследований "Сосьете Женераль"24.
Аравийские монархии планируют продолжить политику экономического сближения - создать валютный союз (зона свободной торговли создана в 1983 г., таможенный союз - в 2003 г., общий рынок - в 2008 г.). Обсуждается вопрос и о создании валютного союза и единой валюты в Персидском заливе, но финансовый рынок региона по-прежнему остается разобщенным.
* * *
В настоящее время изучение опыта исламской банковской системы представляется крайне необходимым. Важно заметить, что если бы традиционные западные банки предупреждали друг друга обо всех рисках, как того требуют законы шариата, то вполне вероятно, что процент "плохих" кредитов был бы значительно ниже.
Можно согласиться с распространенным мнением, что любой кризис - это объективное явление, которое может периодически повторяться и часто позволяет экономике оздоровиться, освободиться от балластов, которые не давали ей энергично и гармонично развиваться25.
Примечательно, что в современных условиях этические нормы начинают приобретать значение, особенно в корпоративной среде. Таким образом, есть основания полагать, что в ближайшей перспективе продолжится расширение и распространение по всему миру основанных на принципах шариата исламских финансовых институтов.
1 Амир Риман, Назим Али. Исламские финансы завоевывают глобальный рынок - http://www.hbr-russia.ru/issue/36/76
2 За исключением Омана, в котором исламские банки еще не представлены.
3 http://www.alahli.com/arabic/index.asp
4 Амир Риман, Назим Али. Указ. соч.
5 Фетва (араб.) - не подлежащее пересмотру, обсуждению и критике определение, выносимое религиозным советом, функционирующим при каждом исламском банке, о соответствии конкретной сделки (договора) нормам ислама, в частности, правилам и обычаям шариата. См.: Павлов В. В. Исламские банки в исламском финансовом праве. М.: "Анкил". 2003, с. 72.
6 См. подробнее: Павлов В. В. Указ. соч.
7 См. подробнее: Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. М.: ИД Марджани, 2009, с. 302.
8 Амир Риман, Назим Али. Указ. соч.
9 Финансы под сенью полумесяца - http://www.halalpages.ru/analytical%20survey/finansi/
10 Les banques islamiques arrivent en France - http://www.leparisienir/economie/les-banques-islamiques-arrivent-en-france-27-11-2008-323 377.php
11 http://www.parlam.kz/NewsPrev.aspx?page=2&lan=ru-RU&idloc=1&idkom=1&uid=1866
12 Легко ли быть предпринимателем? // Деловой квартал - Нижний Новгород, N 13(111), 29.06.2009, с. 24.
13 Арабы выигрывают от мирового финансового кризиса - http://www.halalpages.ru/analytical%20survey/arabi/
14 Амир Риман, Назим Али. Указ. соч.
15 Никонов А. Мировому бизнесу также сложно обойтись без исламских инвестиций, как и без ближневосточной нефти - http://www.islam.ru/pressclub/smi/slobiz/
16 Амир Риман, Назим Али. Указ. соч.
17 Финансы под сенью полумесяца...
18 Арабы выигрывают...
19 Там же.
20 Прорыв исламских банков в Казахстане прогнозируется на конец следующего года - http://www.zakon.kz/122752-proryv-islamskogo-bankinga-v.html
21 http://www.islamnews.ru/news-18928.html
22 Урок ислама для мировой финансовой системы - http://halalpages.ru/analytical%20survey/adfgdfg/
23 Исламские финансы обеспечивают университетам дополнительную прибыль, 7.08.2009 - http://www.halal.kg/main/bank/1534-islamskie-finansy-obespechivayut-universitetam.html
24 Никонов А. Указ. соч.
25 Рафиков Ильдус. Глобальный финансовый кризис с точки зрения исламской экономики - http://www.islam.ru/pressclub/tema/clofikroz/
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |