В Институте востоковедения РАН 8 и 9 декабря 2008 г. прошла научная конференция на тему "Исламский фактор в истории и современном развитии региона стран Ближнего и Среднего Востока (Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, этнический Курдистан) и сопредельного с ним ареала". Это была шестая конференция по исламской проблематике в ряду проводимых Отделом стран БСВ института с периодичностью раз в два года. На этот раз обсуждались вопросы истории взаимодействия ислама с различными элементами общественной и политической жизни в обширном ареале от Османской империи до Индии, особенности исламизации на современном этапе, в XX и XXI столетиях, социально-экономические, культурно-демографические и общественно-политические процессы в исламском ареале. Особое внимание привлекла международно-политическая роль исламского фактора.
Конференцию открыл директор ИВ РАН Р. Б. Рыбаков. Он отметил широту проблематики, охватываемой программой конференции, и актуальность изучения ислама, упомянув о состоявшейся в октябре 2008 г. международной конференции на эту тему в Египте с участием большого числа ученых из Института востоковедения РАН.
На пленарном заседании с докладами выступили директор ИСАА МГУ М. С. Мейер, Р. Г. Ланда (ИВ РАН) и Г. И. Мирский (ИМЭМО РАН).
В докладе, посвященном эволюции исламской цивилизации, М. С. Мейер проследил исторические этапы ее становления, отметив особенности ранних, средних и поздних стадий и доведя анализ до крушения Османского халифата.
Р. Г. Ланда в докладе "Культурно-исторические истоки исламизма" остановился на глубинных основах, корнях такого широко распространенного явления, как политический ислам. Докладчик подчеркнул ответственность колониальных держав и лидеров постколониального мироустройства за возникновение питательной среды, делающей возможным проявления радикализма на исламской почве, и заключил, что Западу предстоит проявить понимание сложившихся реалий, чтобы избежать дальнейшего отчуждения от него масс мусульман и всплесков насилия со стороны исламистов.
В докладе Г. И. Мирского был поставлен вопрос, имеет ли место кризис в исламе и кризис в исламском сообществе, умме. На оба эти вопроса докладчик дал отрицательный ответ. Ни о каком кризисе ислама не может идти речь, так как эта религия остается одной из самых уверенных в себе, увеличивающих число своих сторонников, привлекательных даже для некоторых людей, не родившихся в мусульманской среде. Мусульманская идеология остается едва ли не единственной общемировой идеологией на фоне кризиса гуманистической традиции и материалистических идеологий социализма и капитализма. Г. И. Мирский выразил несогласие с теорией С. Хантингтона о столкновении мусульманской и христианской цивилизаций, утверждая, что речь идет лишь о позиции исламских фундаменталистов, сторонников традиционных ценностей, "пришедших в ужас" от порядков, господствующих на Западе. Для теоретиков исламизма, подчеркнул докладчик, это борьба не с христианством, а с его искажением, деформированностью.
Далее работа конференции проходила в рамках трех секций.
На первой из них "Исламский фактор в современных международно-политических и экономических процессах" было заслушано 17 докладов.
В. Я. Белокреницкий (ИВ РАН) в докладе "Демографическое будущее исламского мира" отметил тенденции ускоренного роста численности последователей пророка Мухаммада и их удельного веса в мировом населении. Если в начале XX в. к мусульманам относилось 11 - 14% жителей планеты, то в его конце они составляли 20 - 23, а в середине нынешнего столетия могут составить 30 - 35%. Причинами будущего роста числа и доли мусульман являются повышенная рождаемость и так называемый популяционный момент (накопленная масса населения). Охарактеризовав причины более высокой рождаемости среди мусульман, докладчик подчеркнул, что их следует искать не в господствующих нормах регулирования рождаемости, а в типе семейно-социальных отношений.
В докладе А. В. Акимова (ИВ РАН) был поставлен вопрос об устойчивости исламских банков в условиях современного финансового кризиса. Он отметил, что исламские банки, существующие на беспроцентной основе, ныне функционируют более чем в 50 странах мира. При этом крупные банки, взаимодействующие с общераспространенной финансовой системой, оказались в немалой степени подвержены рискам мирового кризиса 2008 г. Более надежными в кризисных условиях являются мелкие исламские банки, и их число, очевидно, будет возрастать, в том числе в России.
Д. Б. Малышева (ИМЭМО) охарактеризовала некоторые стороны современных отношений между государствами Центральной Азии и их соседями с юга - Турцией, Ираном, Афганистаном и Пакистаном, уделив особое внимание вопросу исламской солидарности и исламорадикализма.
Продолжая эту тему, В. Т. Коргун (ИВ РАН) проанализировал особенности участия региональных государств в "афганском проекте", т.е. в попытках восстановления экономики и нормализации жизни в современном Афганистане. Им была отмечена заметная активность Тегерана в экономической помощи соседней стране. Особенно это касается развития ее западных, граничащих с Ираном провинций. Наиболее крупным торговым партнером Афганистана остается Пакистан, выделяющий немалые для себя средства на афганские проекты. Большую активность в Афганистане проявляет и Индия, причем это с настороженностью воспринимается в Пакистане. Помощь КНР восстановлению афганской экономики пока невелика по объему, но имеет тенденцию к росту. Центральноазиатские государства крайне заинтересованы в развитии связей с Афганистаном, но сделать это без участия третьих сил они, как отметил докладчик, не в состоянии из-за ограниченности финансовых и капитальных ресурсов.
P. P. Сикоев (ИВ РАН) в докладе "От панисламизма к радикальному исламу" подчеркнул преемственность между идеями основателя панисламизма Дж. Афгани и мировоззрением современных джихадистов (радикал-исламистов). Характерно при этом, что вышедшая из Афганистана в конце XIX в. идеология, описав "османо-арабский" круг, в начале XXI в. вернулась туда же. Главный центр джихадистов, по мнению докладчика, сегодня находится именно в Афганистане и в пограничных с ним северо-западных, пуштунских районах Пакистана.
Ю. Н. Паничкин (Рязань) в докладе, посвященном истории сложных, временами конфликтных, афгано-пакистанских отношений, показал, что граница между двумя государствами, проходящая в горах по территории так называемых свободных пуштунских племен, не имеет "срока давности". Установленная в 1893 г. "линия Дюранда", разделившая тогда полосу племен на афганскую и англо-индийскую, а ныне - пакистанскую части, в ряде современных отечественных работ ошибочно квалифицируется как временная, учрежденная на 100 лет.
Доклад молодого исследователя из Санкт-Петербурга Д. Павлова был посвящен детальному анализу ставшей недавно доступной исследователям переписки президента Ирака С. Хусейна с президентом Ирана А. А. Хашеми-Рафсанджани летом-осенью 1990 г. накануне и в самом начале "войны в Заливе".
Е. С. Мелкумян (ИВ РАН) охарактеризовала политику Европейского Союза в отношении мусульманских государств. Подчеркнув, что Европа придает исламским странам большое значение, она показала это на примере связей Европы с наиболее прочной и богатой экономической структурой в мусульманском мире - Советом сотрудничества арабских стран Залива. Основным выводом из доклада можно считать сдвиг в приоритетах в политике ЕС от экономических к политическим.
Аспирант ИВ РАН А. Искандеров представил доклад об исламских банках в кредитно-денежной системе Пакистана. Докладчик выделил два этапа в развитии исламского банковского дела в стране. Первый начался при генерале М. Зия-уль-Хаке в начале 1980-х гг., имел характер политической кампании и в основном закончился в 1990-х гг. Второй этап пришелся на начало
нынешнего десятилетия и сопровождался созданием достаточно жизнеспособной сети исламских банков, хотя их доля в кредитовании еще незначительна (около 5%).
Н. Ю. Ульченко (ИВ РАН) в докладе "Демографический статус мусульманской Турции в Европе" проанализировала основные демографические тенденции, характерные для турецкого общества начала XXI в.: постепенное снижение рождаемости почти до уровня, означающего в перспективе стабилизацию численности населения; продолжающийся рост удельного веса населения рабочего возраста, который после 2020 г. в силу наблюдающихся демографических процессов сменится тенденцией старения населения. Таким образом, промедление с решением о принятии Турции в полноправные члены ЕС означает для последнего, с одной стороны, возможность избежать демографического давления Турции на совокупное население Евросоюза, а с другой - потерю шансов наиболее полно использовать потенциал турецкой рабочей силы.
Б. В. Долгов (ИВ РАН) исследовал роль исламского фактора в социально-политическом развитии арабского мира. Отмечалось, что такие сравнительно преуспевающие арабские государства, как Кувейт, Саудовская Аравия, не признают на официальном уровне исламский экстремизм. Свое общественно-политическое развитие эти страны стремятся регулировать, допуская возможность расхождения мнений, но при этом в них не приемлются крайности, различие позиций стремятся сочетать с умеренностью в их выражении и пропаганде, недопустимым считается идеологический раскол в арабском мире. Поэтому на государственном уровне в этих странах не поддерживаются экстремистские исламские организации, в частности "Аль-Каида".
Г. Г. Косач (РГГУ) предпринял попытку создать портрет саудовского дипломата, а именно: происхождение, место получения образования, особенности карьерного роста. Основной вывод докладчика - отсутствие связи дипломатической элиты с королевской семьей, сравнительно независимый демократический характер ее формирования, как и всей саудовской интеллигенции.
В докладе Е. И. Уразовой (ИВ РАН) "Некоторые аспекты участия Турции в нефтегазовом транзите" отмечалось, что реализация западными странами концепции диверсификации источников импорта энергоресурсов, в рамках которой предполагается уделить особое внимание сокращению их закупок в РФ и Иране, привела к повышению роли Турции в качестве транзитной страны. В дополнение к уже действующему нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум намечено сооружение трансевразийского газопровода "Набукко". Этот проект активно лоббируется Турцией в тюркских республиках бывшего СССР, обладающих большими запасами энергетического сырья, а также в странах ближневосточного региона. Речь идет о мобилизации необходимых для заполнения "Набукко" объемов природного газа. Тем самым неизбежно обостряется конкуренция с российским "Газпромом", который намерен реализовать проект "Южный поток", также предусматривающий доставку газа в страны Южной и Центральной Европы.
В докладе Г. И. Старченкова (ИВ РАН) "Нефть и газ Каспийско-Кавказского региона" отмечалось, что после распада СССР образовавшиеся прикаспийские государства стали вновь делить Каспийское море, нарушая ранее установленные границы. К компромиссу им не удалось прийти и по сей день. Остроту вопросу придают рыбные и нефтяные богатства Каспия. Действительно, в период независимого развития в прикаспийских государствах значительно возросли объемы добычи сырья. Лидером по добыче нефти является Казахстан, за ним следуют Азербайджан и Туркменистан. Лишившись поддержки России, обремененной сложными политическими и экономическими проблемами, они вынуждены обратиться к помощи западного капитала. Наладив доставку энергосырья на мировые рынки, прикаспийские государства сумели существенно повысить свою валютную выручку и ускорить темпы экономического роста. В нынешней энергетической стратегии Запада важное место занимают усилия, направленные на то, чтобы стать основным потребителей нефти Каспия, получаемой по надежным маршрутам транспортировки в обход России.
В докладе "Причины усиления роли ислама в Центральной Азии" И. Д. Звягельская (ИВ РАН) высказала мнение о том, что в послесоветский период ислам в странах Центральной Азии стал способом выражения национальной идентичности их народов. В период существования СССР в этих республиках была создана система государственно-общественных институтов "универсального" советского характера. Нынешний период отмечен ростом национализма, стремлением построить самобытное национальное государство, базирующееся на массовой национальной культуре, обрядности, в том числе религиозной. Кроме того, по мере развития своеобразного капитализма в центральноазиатских обществах усиливается имущественная и социальная
поляризация, что в свою очередь также усиливает тягу к исламу с его лозунгами социальной справедливости. Наконец, религиозность поощряется и определенными предпринимательскими кругами, например компаниями, организующими паломнические поездки, бизнес которых тесно связан с исламской обрядностью.
В. А. Надеин-Раевский (ИМЭМО) в докладе "Тюркизм во внешней политике Турции" отметил, что после распада СССР Запад с пониманием отнесся к турецкой мечте об объединении всех тюрок, полагая, что ее реализация может стать надежной защитой от влияния шиитского Ирана. В итоге Турция "вошла" в Центральную Азию с разнообразными образовательными и культурными программами. Но экономически она не могла ответить на запросы тюркских государств Центральной Азии. К тому же, освободившись из-под советского влияния, они достаточно осмотрительно вели себя в отношении попыток новых покровителей лишить их политической самостоятельности. Усиление в последнее время позиций ислама в Турции рассматривается руководством центральноазиатских государств крайне настороженно.
Б. М. Поцхверия (ИВ РАН) проанализировал основные разногласия между Турцией и ЕС. В позиции Евросоюза доминирует нежелание принимать Турцию в члены Европейского Союза, стремление сохранить ее статус ассоциированного члена с привилегированными отношениями. В качестве дополнительной компенсации ей предлагается членство в планируемом Средиземноморском союзе. Подобная альтернатива резко негативно оценивается в Турции, настаивающей на полноправном членстве в объединенной Европе.
На секции "Процессы исламизации и роль ислама в общественной и политической жизни стран региона" было заслушано 25 докладов.
Наиболее полно и компактно была освещена ситуация в Турции, Иране и Пакистане, а также в Центральной Азии. Более фрагментарное, хотя и яркое, представление сложилось по арабским странам. Что касается роли и места ислама в общественно-политической жизни стран, где мусульмане составляют большинство, то в обсуждении этого вопроса главное внимание было уделено перспективам процесса исламизации и тем болевым точкам, которые могут его сопровождать. Отмечены были и позитивные тенденции укоренения умеренного, отрицающего экстремизм, исламизма.
Проблемы Ближнего Востока были рассмотрены в докладах М. А. Сапроновой (МГИМО(У) МИД РФ), Т. В. Носенко (ИВ РАН), Н. А. Семенченко (ИВ РАН), О. И. Жигалиной (ИВ РАН) и К. М. Труевцева (ГУ- ВШЭ).
О. И. Жигалина в докладе "Национальный и исламский факторы в политическом процессе в Иракском Курдистане" обратила особое внимание на политическую раздробленность курдского общества в Ираке, проявляющиеся тенденции использования исламского фактора, а также влияние внешних сил.
К. М. Труевцев в докладе "Развитие этноконфессиональной ситуации в Ираке" рассмотрел такую актуальную проблему, как размежевание между суннитами и шиитами. Проведенное им исследование демографических процессов выявило тенденцию к заметному изменению структуры населения в сторону увеличения доли шиитов, которые уже сегодня составляют 58% жителей страны. На этом основании докладчик предположил, что в перспективе может произойти вытеснение арабов-суннитов из Ирака. Такая точка зрения вызвала дискуссию, причем большинство согласилось с тем, что уменьшение численности суннитского населения повлияет главным образом на политические реалии, но значительная эмиграция суннитов маловероятна.
М. А. Сапронова в докладе "Место и роль совета "шуры" в современном механизме осуществления власти в арабских монархиях" рассмотрела модель становления новых государственных форм власти на основе традиционных исламских принципов. Сравнительный анализ общих черт функционирования исламских советов с европейскими парламентами позволил докладчику охарактеризовать эти органы власти как "протопарламенты", постепенно трансформирующиеся в законодательные органы европейского типа.
Особенности состояния мусульманских арабских общин в Израиле, противоречивость интересов арабов, живущих крупными анклавами или среди еврейского населения, отсутствие явной тенденции к мирному разрешению палестинской проблемы были отмечены Т. В. Носенко в докладе "Ислам в Израиле: статус и межрелигиозные противоречия". Интересным и неожиданным штрихом в эту тематику, демонстрирующим возможность адаптации мусульманского населения в Израиле, его "вписанности" в военно-политическую структуру страны, стал доклад Н. А. Семенченко о положении черкесов в Израиле.
Проблемы исламизации весьма актуальны для современного Пакистана. В. Н. Москаленко (ИВ РАН) объяснил внутренние и внешние причины исламского бума, уделив главное внимание происшедшему во многом по этой причине обострению ситуации в зоне проживания горных пуштунских племен на северо-западе страны. Е. А. Пахомов (РИА "Новости") рассказал о кризисе вокруг Красной мечети в Исламабаде, контроль над которой с начала 2007 г. осуществляли радикально настроенные исламисты, и выявил связь между подавлением очага сопротивления правительственными войсками и последующим обострением ситуации в полосе племен. Сообщение было проиллюстрировано видеоматериалом о штурме мечети в июле 2007 г. А. Л. Филимонова (ИСАА) затронула вопрос об исламском факторе в этническом движении пуштунов в Пакистане. По ее мнению, главное значение для движения имеет не исламский, а этнический компонент. Тема выступления Н. А. Замараевой (ИВ РАН) - политика режима в Пакистане, возглавляемого президентом А. А. Зардари. Политическая ситуация в Пакистане была оценена докладчиком как переходная, что связано, в частности, с непростым характером взаимодействия религиозных и светских сил.
Большое число докладов было посвящено Турции. Н. Г. Киреев (ИВ РАН) осветил вопрос создания ныне правящей в стране происламской Партии справедливости и развития. Б. М. Ягудин (Казань) отметил специфику политической системы современной Турции и влияния исламского фактора. В докладе Ю. А. Ли (ИВ РАН) были выявлены особенности современного религиозного образования в Турции.
Весьма острые вопросы были затронуты в докладе К. В. Вертяева (ИВ РАН), который акцентировал внимание на том, что в парадигме политического развития Турции выявляются достаточно сильные позиции так называемых либеральных исламистов. Это обстоятельство осложняет европейскую интеграцию Турции, несмотря на постепенное совпадение параметров экономического развития страны с критериями Европейского Союза. В докладе аспиранта ИСАА Г. М. Зиганшиной анализировалось общественно-политическое развитие Турции после выборов 2007 г., которое также дает основание говорить о сохраняющейся возможности усиления исламского фактора.
В докладе А. А. Сотниченко (СПб.) был рассмотрен такой феномен в идеологической и политической жизни Турции, как "евразийство". Анализ различных интерпретаций этого термина, связь каждого из идейных течений с определенными политическими силами представляют, по мнению докладчика, не только научный, но и практический интерес с точки зрения России. А именно, если течение, связывающее понятие "Евразии" только с тюркоязычными странами и народами, может стать фактором противоречий между Турцией и Россией, то подход к "евразийству" на основе исторических и идеологических традиций византийства может оказаться фактором сближения.
Тема влияния ислама на политическое и общественное развитие наиболее тесно связана с Ираном как государством с исламским правлением. Общим итогам влияния исламского фактора на развитие страны был посвящен доклад Н. М. Мамедовой (ИВ РАН). Она охарактеризовала исламские принципы, с позиций которых критиковалось правление шаха Ирана, их эволюцию за 30-летний период существования исламского режима, отличительные черты, особенности целей и методов, используемых Тегераном в настоящее время. Анализ внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политики дал основание говорить не только об эволюции исламских взглядов и применяемых на практике принципов, но и о двояком - как положительном, так и негативном - их влиянии на положение страны. Если позитивное влияние проявляется в укреплении экономического потенциала, усилении социальной направленности экономической политики, росте регионального влияния, то негативное - в сохранении авторитарности режима, росте напряженности отношений с мировым сообществом из-за поддержки радикальных шиитских движений.
Доклад С. Б. Дружиловского (МГИМО (У) МИД РФ) был посвящен соотношению религиозного и светского факторов в общественно-политическом развитии Ирана. Особое внимание докладчик уделил исламу шиитского толка, который всегда позволял иранскому духовенству занимать самостоятельную позицию по отношению к светской власти. Наибольший интерес и споры вызвало утверждение о том, что шиизм как религиозное направление ислама находится до сих пор в развитии, примером чего явилась теория Хомейни о "велайяте-факих". Несмотря на отмечаемую многими эволюцию и несовпадение взглядов, шиитское духовенство, по мнению С. Б. Дружи-
ловского, постарается сохранить за собой руководящие позиции в структуре власти и не допустить доминирования светских сил.
В. И. Сажин (ИВ РАН) рассмотрел военный потенциал Ирана. Докладчик относит иранскую политическую систему не к авторитарному, а к тоталитарному типу. Благодаря этому, по его мнению, произошел значительный рост иранского военного потенциала. Исламский фактор придал также немалую специфику всему комплексу вооруженных сил страны.
Усиление экономических позиций Ирана в отношениях с мусульманскими странами, в первую очередь с соседними, было отмечено в докладе М. Р. Аруновой (ИВ РАН). Л. М. Кулагина (ИВ РАН) в докладе "Особенности внешней политики ИРИ" главное внимание уделила эволюции исламских принципов в проведении внешней политики, подчеркнув роль шиитского фактора в связях с Сирией и Ираком. И. Е. Федорова (ИВ РАН) попыталась сделать прогноз политики нового президента США Барака Обамы в отношении Ирана, считая этот фактор одним из самых значимых в будущем развитии страны.
Н. А. Филин (РГГУ), пожалуй, впервые в российской и зарубежной иранистике дал характеристику пятничных намазов (молитв) как важного инструмента поддержания устойчивости политического режима ИРИ, примера исламской формы воздействия на общественно-политическое сознание общества.
В докладе аспиранта ИВ РАН А. Н. Федосеенковой были освещены некоторые современные концепции модернизации исламских обществ на примере теорий иранского идеолога А. Соруша и турецкого - Ф. Гюлена. При обсуждении этого и других докладов выявилось различие точек зрения по вопросу о тенденциях изменения роли исламского фактора на Ближнем и Среднем Востоке, о путях его эволюции и снижения радикального характера идеологии. Особенно актуальной (хотя и маловероятной) участникам дискуссии показалась возможность замены в Иране концепции Хомейни, в основе которой лежит сосредоточение политической власти в руках религиозного лидера, на концепцию А. Соруша, делающую упор на демократических принципах ислама.
Различные аспекты сложной этноконфессиональной обстановки, сложившейся в странах Центральной Азии, были освещены в докладах Д. Вилковски (Берлин), Н. М. Емельяновой (ИВ РАН), К. С. Васильцова и Н. С. Терлецкого (СПб.).
В докладе Д. Вилковски "Арабо-мусульманские организации в Казахстане" был отмечен их значительный рост после распада СССР, причем особую активность они проявляли в области образования. В дальнейшем, по мере укрепления экономического положения в стране и совершенствования государственной системы управления, их влияние ослабевало.
Н. М. Емельянова, опираясь на материалы своей недавно вышедшей книги "Дарваз. Религиозная и культурная жизнь таджикско-афганского приграничья", показала тенденции усиления роли религии на территории Горно-Бадахшанской автономной области после образования Республики Таджикистан. Проведенные ею полевые обследования в памирской области Дарваз позволили конкретизировать представления о замене светского образа жизни религиозным с характерными для зоны распространения исмаилизма особенностями.
Доклад К. С. Васильцова и Н. С. Терлецкого был основан на материалах этнографической экспедиции в Таджикистан в 2007 - 2008 гг. и сопровождался показом слайдов и фотографий.
На секции "Фактор ислама в новой и новейшей истории" были заслушаны 10 докладов.
Тема доклада И. В. Зайцева (ИВ РАН) - "Проблемы удостоверения клятвенных обязательств мусульман перед христианской властью в России в XVI - начале XX в.". Л. З. Танеева-Саломатшина (ИВ РАН) посвятила свое выступление истории суфийского братства чиштия в Индии в раннее Новое время. Она подчеркнула, что в современной историографии наблюдается усиление внимания к проблемам суфизма, что отражает рост общественного интереса к суфийским идеям. Все суфийские братства следовали одной обязательной традиции, заключающейся в постулате о том, что познав самого себя, человек познает Бога. Хотя ислам пришел в Индию в VIII в., лишь к ХII - ХIII вв. она стала центром суфийской мысли.
Л. Д. Машьянова (Рязань) представила доклад об индийских исмаилитах в Восточной Африке, появившихся там в начале XX в. Ими была образована партия "Мусульманская лига", издававшая свой печатный орган. Индийские исмаилиты в Восточной Африке, главным образом в Уганде, Кении и Танганьике, были заняты в различных сферах (на почте, строительстве горных дорог, в администрации и армии), но не на руководящих постах, против чего выступали некоторые африканские вожди и местное население.
К. А. Демичев (Нижний Новгород) посвятил свой доклад проблемам интеграции мусульман в военно-политическую систему сикхской державы Ранджит Сингха (1799 - 1839). Докладчик отметил, что правитель был заинтересован в развитии этого процесса, в связи с чем были предприняты шаги по уравниванию прав мусульман с правами сикхов, например, в вознаграждении за военную службу. К концу правления Ранджит Сингха изменился и принцип формирования властных структур - в результате мусульмане получили равные возможности с сикхами.
Исламский фактор в новой и новейшей истории Турции был освещен в докладах А. В. Болдырева (ИВ РАН), С. Ф. Орешковой (ИВ РАН), Н. И. Черниченкиной (ИВ РАН) и В. И. Шлыкова (ИСАА).
А. В. Болдырев подробно осветил роль исламского фактора в решении проблемы Константинополя, как она трактовалась российскими публицистами консервативного крыла на завершающем этапе русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. По их мнению, в национальных интересах России того времени было необходимо оставить Константинополь в пределах Турции.
С. Ф. Орешкова, рассматривая роль ислама как организующего ближневосточный регион фактора в Османское время, сделала вывод о том, что мусульманам-тюркам удалось создать новую структуру государства, использовав некоторые византийские образцы в сочетании с мусульманской и османской спецификой. Ислам при этом стал главным интегрирующим элементом в данной системе. Некоторые затронутые в ее докладе аспекты получили развитие в сообщении Н. И. Черниченкиной, проанализировавшей доктрину исламской экономики в Османской империи. На основе тщательной проработки имеющейся литературы она пришла к заключению, что в традиционные исламские положения была привнесена османская, тюркская традиция, определившая специфику социально-экономической доктрины империи.
В. И. Шлыков в докладе "Исламский фактор в национально-освободительной борьбе турецкого народа в 1919 - 1923 гг." выделил значимость мусульманского духовенства в пропагандистской работе среди масс городского и сельского населения, поскольку прямое обращение турецких националистов оказалось неэффективным.
А. Б. Оришев (Елец) и В. С. Бойко (Барнаул) в основу своих докладов положили документы российских архивов. А. Б. Оришев рассказал о проблеме использования ислама в пропаганде нацистской Германии на Иран. Результатом этой политики было создание в высших эшелонах иранской власти основательного прогерманского лобби, нацеленного на борьбу с советским и английским влиянием. В докладе В. С. Бойко "Мусульманское духовенство Афганистана между религией и политикой (конец 1940-х - 1960-е гг.)" было продемонстрировано, что богословы оказывали серьезное влияние на массы населения и пользовались большими привилегиями. Ведущие богословы и главы суфийских орденов становились участниками политической борьбы и вовлекали в нее своих последователей.
А. Ш. Кадырбаев (ИВ РАН) сделал доклад о мусульманах Западного Китая. Представив детальный этнокультурный и исторический обзор мусульманских народов различных частей региона, докладчик отметил напряженную современную обстановку в ряде из них, обострение противоречий между этническими китайцами (ханьцами) и мусульманами.
В заключение была отмечена плодотворность обсуждения участниками конференции проблем ислама в самом широком контексте и выражена надежда на то, что такие научные мероприятия будут проводиться и в дальнейшем.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |