Libmonster ID: UZ-1183

В Институте востоковедения РАН 8 и 9 декабря 2008 г. прошла научная конференция на тему "Исламский фактор в истории и современном развитии региона стран Ближнего и Среднего Востока (Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, этнический Курдистан) и сопредельного с ним ареала". Это была шестая конференция по исламской проблематике в ряду проводимых Отделом стран БСВ института с периодичностью раз в два года. На этот раз обсуждались вопросы истории взаимодействия ислама с различными элементами общественной и политической жизни в обширном ареале от Османской империи до Индии, особенности исламизации на современном этапе, в XX и XXI столетиях, социально-экономические, культурно-демографические и общественно-политические процессы в исламском ареале. Особое внимание привлекла международно-политическая роль исламского фактора.

Конференцию открыл директор ИВ РАН Р. Б. Рыбаков. Он отметил широту проблематики, охватываемой программой конференции, и актуальность изучения ислама, упомянув о состоявшейся в октябре 2008 г. международной конференции на эту тему в Египте с участием большого числа ученых из Института востоковедения РАН.

На пленарном заседании с докладами выступили директор ИСАА МГУ М. С. Мейер, Р. Г. Ланда (ИВ РАН) и Г. И. Мирский (ИМЭМО РАН).

В докладе, посвященном эволюции исламской цивилизации, М. С. Мейер проследил исторические этапы ее становления, отметив особенности ранних, средних и поздних стадий и доведя анализ до крушения Османского халифата.

Р. Г. Ланда в докладе "Культурно-исторические истоки исламизма" остановился на глубинных основах, корнях такого широко распространенного явления, как политический ислам. Докладчик подчеркнул ответственность колониальных держав и лидеров постколониального мироустройства за возникновение питательной среды, делающей возможным проявления радикализма на исламской почве, и заключил, что Западу предстоит проявить понимание сложившихся реалий, чтобы избежать дальнейшего отчуждения от него масс мусульман и всплесков насилия со стороны исламистов.

В докладе Г. И. Мирского был поставлен вопрос, имеет ли место кризис в исламе и кризис в исламском сообществе, умме. На оба эти вопроса докладчик дал отрицательный ответ. Ни о каком кризисе ислама не может идти речь, так как эта религия остается одной из самых уверенных в себе, увеличивающих число своих сторонников, привлекательных даже для некоторых людей, не родившихся в мусульманской среде. Мусульманская идеология остается едва ли не единственной общемировой идеологией на фоне кризиса гуманистической традиции и материалистических идеологий социализма и капитализма. Г. И. Мирский выразил несогласие с теорией С. Хантингтона о столкновении мусульманской и христианской цивилизаций, утверждая, что речь идет лишь о позиции исламских фундаменталистов, сторонников традиционных ценностей, "пришедших в ужас" от порядков, господствующих на Западе. Для теоретиков исламизма, подчеркнул докладчик, это борьба не с христианством, а с его искажением, деформированностью.

Далее работа конференции проходила в рамках трех секций.

На первой из них "Исламский фактор в современных международно-политических и экономических процессах" было заслушано 17 докладов.

стр. 136

В. Я. Белокреницкий (ИВ РАН) в докладе "Демографическое будущее исламского мира" отметил тенденции ускоренного роста численности последователей пророка Мухаммада и их удельного веса в мировом населении. Если в начале XX в. к мусульманам относилось 11 - 14% жителей планеты, то в его конце они составляли 20 - 23, а в середине нынешнего столетия могут составить 30 - 35%. Причинами будущего роста числа и доли мусульман являются повышенная рождаемость и так называемый популяционный момент (накопленная масса населения). Охарактеризовав причины более высокой рождаемости среди мусульман, докладчик подчеркнул, что их следует искать не в господствующих нормах регулирования рождаемости, а в типе семейно-социальных отношений.

В докладе А. В. Акимова (ИВ РАН) был поставлен вопрос об устойчивости исламских банков в условиях современного финансового кризиса. Он отметил, что исламские банки, существующие на беспроцентной основе, ныне функционируют более чем в 50 странах мира. При этом крупные банки, взаимодействующие с общераспространенной финансовой системой, оказались в немалой степени подвержены рискам мирового кризиса 2008 г. Более надежными в кризисных условиях являются мелкие исламские банки, и их число, очевидно, будет возрастать, в том числе в России.

Д. Б. Малышева (ИМЭМО) охарактеризовала некоторые стороны современных отношений между государствами Центральной Азии и их соседями с юга - Турцией, Ираном, Афганистаном и Пакистаном, уделив особое внимание вопросу исламской солидарности и исламорадикализма.

Продолжая эту тему, В. Т. Коргун (ИВ РАН) проанализировал особенности участия региональных государств в "афганском проекте", т.е. в попытках восстановления экономики и нормализации жизни в современном Афганистане. Им была отмечена заметная активность Тегерана в экономической помощи соседней стране. Особенно это касается развития ее западных, граничащих с Ираном провинций. Наиболее крупным торговым партнером Афганистана остается Пакистан, выделяющий немалые для себя средства на афганские проекты. Большую активность в Афганистане проявляет и Индия, причем это с настороженностью воспринимается в Пакистане. Помощь КНР восстановлению афганской экономики пока невелика по объему, но имеет тенденцию к росту. Центральноазиатские государства крайне заинтересованы в развитии связей с Афганистаном, но сделать это без участия третьих сил они, как отметил докладчик, не в состоянии из-за ограниченности финансовых и капитальных ресурсов.

P. P. Сикоев (ИВ РАН) в докладе "От панисламизма к радикальному исламу" подчеркнул преемственность между идеями основателя панисламизма Дж. Афгани и мировоззрением современных джихадистов (радикал-исламистов). Характерно при этом, что вышедшая из Афганистана в конце XIX в. идеология, описав "османо-арабский" круг, в начале XXI в. вернулась туда же. Главный центр джихадистов, по мнению докладчика, сегодня находится именно в Афганистане и в пограничных с ним северо-западных, пуштунских районах Пакистана.

Ю. Н. Паничкин (Рязань) в докладе, посвященном истории сложных, временами конфликтных, афгано-пакистанских отношений, показал, что граница между двумя государствами, проходящая в горах по территории так называемых свободных пуштунских племен, не имеет "срока давности". Установленная в 1893 г. "линия Дюранда", разделившая тогда полосу племен на афганскую и англо-индийскую, а ныне - пакистанскую части, в ряде современных отечественных работ ошибочно квалифицируется как временная, учрежденная на 100 лет.

Доклад молодого исследователя из Санкт-Петербурга Д. Павлова был посвящен детальному анализу ставшей недавно доступной исследователям переписки президента Ирака С. Хусейна с президентом Ирана А. А. Хашеми-Рафсанджани летом-осенью 1990 г. накануне и в самом начале "войны в Заливе".

Е. С. Мелкумян (ИВ РАН) охарактеризовала политику Европейского Союза в отношении мусульманских государств. Подчеркнув, что Европа придает исламским странам большое значение, она показала это на примере связей Европы с наиболее прочной и богатой экономической структурой в мусульманском мире - Советом сотрудничества арабских стран Залива. Основным выводом из доклада можно считать сдвиг в приоритетах в политике ЕС от экономических к политическим.

Аспирант ИВ РАН А. Искандеров представил доклад об исламских банках в кредитно-денежной системе Пакистана. Докладчик выделил два этапа в развитии исламского банковского дела в стране. Первый начался при генерале М. Зия-уль-Хаке в начале 1980-х гг., имел характер политической кампании и в основном закончился в 1990-х гг. Второй этап пришелся на начало

стр. 137

нынешнего десятилетия и сопровождался созданием достаточно жизнеспособной сети исламских банков, хотя их доля в кредитовании еще незначительна (около 5%).

Н. Ю. Ульченко (ИВ РАН) в докладе "Демографический статус мусульманской Турции в Европе" проанализировала основные демографические тенденции, характерные для турецкого общества начала XXI в.: постепенное снижение рождаемости почти до уровня, означающего в перспективе стабилизацию численности населения; продолжающийся рост удельного веса населения рабочего возраста, который после 2020 г. в силу наблюдающихся демографических процессов сменится тенденцией старения населения. Таким образом, промедление с решением о принятии Турции в полноправные члены ЕС означает для последнего, с одной стороны, возможность избежать демографического давления Турции на совокупное население Евросоюза, а с другой - потерю шансов наиболее полно использовать потенциал турецкой рабочей силы.

Б. В. Долгов (ИВ РАН) исследовал роль исламского фактора в социально-политическом развитии арабского мира. Отмечалось, что такие сравнительно преуспевающие арабские государства, как Кувейт, Саудовская Аравия, не признают на официальном уровне исламский экстремизм. Свое общественно-политическое развитие эти страны стремятся регулировать, допуская возможность расхождения мнений, но при этом в них не приемлются крайности, различие позиций стремятся сочетать с умеренностью в их выражении и пропаганде, недопустимым считается идеологический раскол в арабском мире. Поэтому на государственном уровне в этих странах не поддерживаются экстремистские исламские организации, в частности "Аль-Каида".

Г. Г. Косач (РГГУ) предпринял попытку создать портрет саудовского дипломата, а именно: происхождение, место получения образования, особенности карьерного роста. Основной вывод докладчика - отсутствие связи дипломатической элиты с королевской семьей, сравнительно независимый демократический характер ее формирования, как и всей саудовской интеллигенции.

В докладе Е. И. Уразовой (ИВ РАН) "Некоторые аспекты участия Турции в нефтегазовом транзите" отмечалось, что реализация западными странами концепции диверсификации источников импорта энергоресурсов, в рамках которой предполагается уделить особое внимание сокращению их закупок в РФ и Иране, привела к повышению роли Турции в качестве транзитной страны. В дополнение к уже действующему нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум намечено сооружение трансевразийского газопровода "Набукко". Этот проект активно лоббируется Турцией в тюркских республиках бывшего СССР, обладающих большими запасами энергетического сырья, а также в странах ближневосточного региона. Речь идет о мобилизации необходимых для заполнения "Набукко" объемов природного газа. Тем самым неизбежно обостряется конкуренция с российским "Газпромом", который намерен реализовать проект "Южный поток", также предусматривающий доставку газа в страны Южной и Центральной Европы.

В докладе Г. И. Старченкова (ИВ РАН) "Нефть и газ Каспийско-Кавказского региона" отмечалось, что после распада СССР образовавшиеся прикаспийские государства стали вновь делить Каспийское море, нарушая ранее установленные границы. К компромиссу им не удалось прийти и по сей день. Остроту вопросу придают рыбные и нефтяные богатства Каспия. Действительно, в период независимого развития в прикаспийских государствах значительно возросли объемы добычи сырья. Лидером по добыче нефти является Казахстан, за ним следуют Азербайджан и Туркменистан. Лишившись поддержки России, обремененной сложными политическими и экономическими проблемами, они вынуждены обратиться к помощи западного капитала. Наладив доставку энергосырья на мировые рынки, прикаспийские государства сумели существенно повысить свою валютную выручку и ускорить темпы экономического роста. В нынешней энергетической стратегии Запада важное место занимают усилия, направленные на то, чтобы стать основным потребителей нефти Каспия, получаемой по надежным маршрутам транспортировки в обход России.

В докладе "Причины усиления роли ислама в Центральной Азии" И. Д. Звягельская (ИВ РАН) высказала мнение о том, что в послесоветский период ислам в странах Центральной Азии стал способом выражения национальной идентичности их народов. В период существования СССР в этих республиках была создана система государственно-общественных институтов "универсального" советского характера. Нынешний период отмечен ростом национализма, стремлением построить самобытное национальное государство, базирующееся на массовой национальной культуре, обрядности, в том числе религиозной. Кроме того, по мере развития своеобразного капитализма в центральноазиатских обществах усиливается имущественная и социальная

стр. 138

поляризация, что в свою очередь также усиливает тягу к исламу с его лозунгами социальной справедливости. Наконец, религиозность поощряется и определенными предпринимательскими кругами, например компаниями, организующими паломнические поездки, бизнес которых тесно связан с исламской обрядностью.

В. А. Надеин-Раевский (ИМЭМО) в докладе "Тюркизм во внешней политике Турции" отметил, что после распада СССР Запад с пониманием отнесся к турецкой мечте об объединении всех тюрок, полагая, что ее реализация может стать надежной защитой от влияния шиитского Ирана. В итоге Турция "вошла" в Центральную Азию с разнообразными образовательными и культурными программами. Но экономически она не могла ответить на запросы тюркских государств Центральной Азии. К тому же, освободившись из-под советского влияния, они достаточно осмотрительно вели себя в отношении попыток новых покровителей лишить их политической самостоятельности. Усиление в последнее время позиций ислама в Турции рассматривается руководством центральноазиатских государств крайне настороженно.

Б. М. Поцхверия (ИВ РАН) проанализировал основные разногласия между Турцией и ЕС. В позиции Евросоюза доминирует нежелание принимать Турцию в члены Европейского Союза, стремление сохранить ее статус ассоциированного члена с привилегированными отношениями. В качестве дополнительной компенсации ей предлагается членство в планируемом Средиземноморском союзе. Подобная альтернатива резко негативно оценивается в Турции, настаивающей на полноправном членстве в объединенной Европе.

На секции "Процессы исламизации и роль ислама в общественной и политической жизни стран региона" было заслушано 25 докладов.

Наиболее полно и компактно была освещена ситуация в Турции, Иране и Пакистане, а также в Центральной Азии. Более фрагментарное, хотя и яркое, представление сложилось по арабским странам. Что касается роли и места ислама в общественно-политической жизни стран, где мусульмане составляют большинство, то в обсуждении этого вопроса главное внимание было уделено перспективам процесса исламизации и тем болевым точкам, которые могут его сопровождать. Отмечены были и позитивные тенденции укоренения умеренного, отрицающего экстремизм, исламизма.

Проблемы Ближнего Востока были рассмотрены в докладах М. А. Сапроновой (МГИМО(У) МИД РФ), Т. В. Носенко (ИВ РАН), Н. А. Семенченко (ИВ РАН), О. И. Жигалиной (ИВ РАН) и К. М. Труевцева (ГУ- ВШЭ).

О. И. Жигалина в докладе "Национальный и исламский факторы в политическом процессе в Иракском Курдистане" обратила особое внимание на политическую раздробленность курдского общества в Ираке, проявляющиеся тенденции использования исламского фактора, а также влияние внешних сил.

К. М. Труевцев в докладе "Развитие этноконфессиональной ситуации в Ираке" рассмотрел такую актуальную проблему, как размежевание между суннитами и шиитами. Проведенное им исследование демографических процессов выявило тенденцию к заметному изменению структуры населения в сторону увеличения доли шиитов, которые уже сегодня составляют 58% жителей страны. На этом основании докладчик предположил, что в перспективе может произойти вытеснение арабов-суннитов из Ирака. Такая точка зрения вызвала дискуссию, причем большинство согласилось с тем, что уменьшение численности суннитского населения повлияет главным образом на политические реалии, но значительная эмиграция суннитов маловероятна.

М. А. Сапронова в докладе "Место и роль совета "шуры" в современном механизме осуществления власти в арабских монархиях" рассмотрела модель становления новых государственных форм власти на основе традиционных исламских принципов. Сравнительный анализ общих черт функционирования исламских советов с европейскими парламентами позволил докладчику охарактеризовать эти органы власти как "протопарламенты", постепенно трансформирующиеся в законодательные органы европейского типа.

Особенности состояния мусульманских арабских общин в Израиле, противоречивость интересов арабов, живущих крупными анклавами или среди еврейского населения, отсутствие явной тенденции к мирному разрешению палестинской проблемы были отмечены Т. В. Носенко в докладе "Ислам в Израиле: статус и межрелигиозные противоречия". Интересным и неожиданным штрихом в эту тематику, демонстрирующим возможность адаптации мусульманского населения в Израиле, его "вписанности" в военно-политическую структуру страны, стал доклад Н. А. Семенченко о положении черкесов в Израиле.

стр. 139

Проблемы исламизации весьма актуальны для современного Пакистана. В. Н. Москаленко (ИВ РАН) объяснил внутренние и внешние причины исламского бума, уделив главное внимание происшедшему во многом по этой причине обострению ситуации в зоне проживания горных пуштунских племен на северо-западе страны. Е. А. Пахомов (РИА "Новости") рассказал о кризисе вокруг Красной мечети в Исламабаде, контроль над которой с начала 2007 г. осуществляли радикально настроенные исламисты, и выявил связь между подавлением очага сопротивления правительственными войсками и последующим обострением ситуации в полосе племен. Сообщение было проиллюстрировано видеоматериалом о штурме мечети в июле 2007 г. А. Л. Филимонова (ИСАА) затронула вопрос об исламском факторе в этническом движении пуштунов в Пакистане. По ее мнению, главное значение для движения имеет не исламский, а этнический компонент. Тема выступления Н. А. Замараевой (ИВ РАН) - политика режима в Пакистане, возглавляемого президентом А. А. Зардари. Политическая ситуация в Пакистане была оценена докладчиком как переходная, что связано, в частности, с непростым характером взаимодействия религиозных и светских сил.

Большое число докладов было посвящено Турции. Н. Г. Киреев (ИВ РАН) осветил вопрос создания ныне правящей в стране происламской Партии справедливости и развития. Б. М. Ягудин (Казань) отметил специфику политической системы современной Турции и влияния исламского фактора. В докладе Ю. А. Ли (ИВ РАН) были выявлены особенности современного религиозного образования в Турции.

Весьма острые вопросы были затронуты в докладе К. В. Вертяева (ИВ РАН), который акцентировал внимание на том, что в парадигме политического развития Турции выявляются достаточно сильные позиции так называемых либеральных исламистов. Это обстоятельство осложняет европейскую интеграцию Турции, несмотря на постепенное совпадение параметров экономического развития страны с критериями Европейского Союза. В докладе аспиранта ИСАА Г. М. Зиганшиной анализировалось общественно-политическое развитие Турции после выборов 2007 г., которое также дает основание говорить о сохраняющейся возможности усиления исламского фактора.

В докладе А. А. Сотниченко (СПб.) был рассмотрен такой феномен в идеологической и политической жизни Турции, как "евразийство". Анализ различных интерпретаций этого термина, связь каждого из идейных течений с определенными политическими силами представляют, по мнению докладчика, не только научный, но и практический интерес с точки зрения России. А именно, если течение, связывающее понятие "Евразии" только с тюркоязычными странами и народами, может стать фактором противоречий между Турцией и Россией, то подход к "евразийству" на основе исторических и идеологических традиций византийства может оказаться фактором сближения.

Тема влияния ислама на политическое и общественное развитие наиболее тесно связана с Ираном как государством с исламским правлением. Общим итогам влияния исламского фактора на развитие страны был посвящен доклад Н. М. Мамедовой (ИВ РАН). Она охарактеризовала исламские принципы, с позиций которых критиковалось правление шаха Ирана, их эволюцию за 30-летний период существования исламского режима, отличительные черты, особенности целей и методов, используемых Тегераном в настоящее время. Анализ внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политики дал основание говорить не только об эволюции исламских взглядов и применяемых на практике принципов, но и о двояком - как положительном, так и негативном - их влиянии на положение страны. Если позитивное влияние проявляется в укреплении экономического потенциала, усилении социальной направленности экономической политики, росте регионального влияния, то негативное - в сохранении авторитарности режима, росте напряженности отношений с мировым сообществом из-за поддержки радикальных шиитских движений.

Доклад С. Б. Дружиловского (МГИМО (У) МИД РФ) был посвящен соотношению религиозного и светского факторов в общественно-политическом развитии Ирана. Особое внимание докладчик уделил исламу шиитского толка, который всегда позволял иранскому духовенству занимать самостоятельную позицию по отношению к светской власти. Наибольший интерес и споры вызвало утверждение о том, что шиизм как религиозное направление ислама находится до сих пор в развитии, примером чего явилась теория Хомейни о "велайяте-факих". Несмотря на отмечаемую многими эволюцию и несовпадение взглядов, шиитское духовенство, по мнению С. Б. Дружи-

стр. 140

ловского, постарается сохранить за собой руководящие позиции в структуре власти и не допустить доминирования светских сил.

В. И. Сажин (ИВ РАН) рассмотрел военный потенциал Ирана. Докладчик относит иранскую политическую систему не к авторитарному, а к тоталитарному типу. Благодаря этому, по его мнению, произошел значительный рост иранского военного потенциала. Исламский фактор придал также немалую специфику всему комплексу вооруженных сил страны.

Усиление экономических позиций Ирана в отношениях с мусульманскими странами, в первую очередь с соседними, было отмечено в докладе М. Р. Аруновой (ИВ РАН). Л. М. Кулагина (ИВ РАН) в докладе "Особенности внешней политики ИРИ" главное внимание уделила эволюции исламских принципов в проведении внешней политики, подчеркнув роль шиитского фактора в связях с Сирией и Ираком. И. Е. Федорова (ИВ РАН) попыталась сделать прогноз политики нового президента США Барака Обамы в отношении Ирана, считая этот фактор одним из самых значимых в будущем развитии страны.

Н. А. Филин (РГГУ), пожалуй, впервые в российской и зарубежной иранистике дал характеристику пятничных намазов (молитв) как важного инструмента поддержания устойчивости политического режима ИРИ, примера исламской формы воздействия на общественно-политическое сознание общества.

В докладе аспиранта ИВ РАН А. Н. Федосеенковой были освещены некоторые современные концепции модернизации исламских обществ на примере теорий иранского идеолога А. Соруша и турецкого - Ф. Гюлена. При обсуждении этого и других докладов выявилось различие точек зрения по вопросу о тенденциях изменения роли исламского фактора на Ближнем и Среднем Востоке, о путях его эволюции и снижения радикального характера идеологии. Особенно актуальной (хотя и маловероятной) участникам дискуссии показалась возможность замены в Иране концепции Хомейни, в основе которой лежит сосредоточение политической власти в руках религиозного лидера, на концепцию А. Соруша, делающую упор на демократических принципах ислама.

Различные аспекты сложной этноконфессиональной обстановки, сложившейся в странах Центральной Азии, были освещены в докладах Д. Вилковски (Берлин), Н. М. Емельяновой (ИВ РАН), К. С. Васильцова и Н. С. Терлецкого (СПб.).

В докладе Д. Вилковски "Арабо-мусульманские организации в Казахстане" был отмечен их значительный рост после распада СССР, причем особую активность они проявляли в области образования. В дальнейшем, по мере укрепления экономического положения в стране и совершенствования государственной системы управления, их влияние ослабевало.

Н. М. Емельянова, опираясь на материалы своей недавно вышедшей книги "Дарваз. Религиозная и культурная жизнь таджикско-афганского приграничья", показала тенденции усиления роли религии на территории Горно-Бадахшанской автономной области после образования Республики Таджикистан. Проведенные ею полевые обследования в памирской области Дарваз позволили конкретизировать представления о замене светского образа жизни религиозным с характерными для зоны распространения исмаилизма особенностями.

Доклад К. С. Васильцова и Н. С. Терлецкого был основан на материалах этнографической экспедиции в Таджикистан в 2007 - 2008 гг. и сопровождался показом слайдов и фотографий.

На секции "Фактор ислама в новой и новейшей истории" были заслушаны 10 докладов.

Тема доклада И. В. Зайцева (ИВ РАН) - "Проблемы удостоверения клятвенных обязательств мусульман перед христианской властью в России в XVI - начале XX в.". Л. З. Танеева-Саломатшина (ИВ РАН) посвятила свое выступление истории суфийского братства чиштия в Индии в раннее Новое время. Она подчеркнула, что в современной историографии наблюдается усиление внимания к проблемам суфизма, что отражает рост общественного интереса к суфийским идеям. Все суфийские братства следовали одной обязательной традиции, заключающейся в постулате о том, что познав самого себя, человек познает Бога. Хотя ислам пришел в Индию в VIII в., лишь к ХII - ХIII вв. она стала центром суфийской мысли.

Л. Д. Машьянова (Рязань) представила доклад об индийских исмаилитах в Восточной Африке, появившихся там в начале XX в. Ими была образована партия "Мусульманская лига", издававшая свой печатный орган. Индийские исмаилиты в Восточной Африке, главным образом в Уганде, Кении и Танганьике, были заняты в различных сферах (на почте, строительстве горных дорог, в администрации и армии), но не на руководящих постах, против чего выступали некоторые африканские вожди и местное население.

стр. 141

К. А. Демичев (Нижний Новгород) посвятил свой доклад проблемам интеграции мусульман в военно-политическую систему сикхской державы Ранджит Сингха (1799 - 1839). Докладчик отметил, что правитель был заинтересован в развитии этого процесса, в связи с чем были предприняты шаги по уравниванию прав мусульман с правами сикхов, например, в вознаграждении за военную службу. К концу правления Ранджит Сингха изменился и принцип формирования властных структур - в результате мусульмане получили равные возможности с сикхами.

Исламский фактор в новой и новейшей истории Турции был освещен в докладах А. В. Болдырева (ИВ РАН), С. Ф. Орешковой (ИВ РАН), Н. И. Черниченкиной (ИВ РАН) и В. И. Шлыкова (ИСАА).

А. В. Болдырев подробно осветил роль исламского фактора в решении проблемы Константинополя, как она трактовалась российскими публицистами консервативного крыла на завершающем этапе русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. По их мнению, в национальных интересах России того времени было необходимо оставить Константинополь в пределах Турции.

С. Ф. Орешкова, рассматривая роль ислама как организующего ближневосточный регион фактора в Османское время, сделала вывод о том, что мусульманам-тюркам удалось создать новую структуру государства, использовав некоторые византийские образцы в сочетании с мусульманской и османской спецификой. Ислам при этом стал главным интегрирующим элементом в данной системе. Некоторые затронутые в ее докладе аспекты получили развитие в сообщении Н. И. Черниченкиной, проанализировавшей доктрину исламской экономики в Османской империи. На основе тщательной проработки имеющейся литературы она пришла к заключению, что в традиционные исламские положения была привнесена османская, тюркская традиция, определившая специфику социально-экономической доктрины империи.

В. И. Шлыков в докладе "Исламский фактор в национально-освободительной борьбе турецкого народа в 1919 - 1923 гг." выделил значимость мусульманского духовенства в пропагандистской работе среди масс городского и сельского населения, поскольку прямое обращение турецких националистов оказалось неэффективным.

А. Б. Оришев (Елец) и В. С. Бойко (Барнаул) в основу своих докладов положили документы российских архивов. А. Б. Оришев рассказал о проблеме использования ислама в пропаганде нацистской Германии на Иран. Результатом этой политики было создание в высших эшелонах иранской власти основательного прогерманского лобби, нацеленного на борьбу с советским и английским влиянием. В докладе В. С. Бойко "Мусульманское духовенство Афганистана между религией и политикой (конец 1940-х - 1960-е гг.)" было продемонстрировано, что богословы оказывали серьезное влияние на массы населения и пользовались большими привилегиями. Ведущие богословы и главы суфийских орденов становились участниками политической борьбы и вовлекали в нее своих последователей.

А. Ш. Кадырбаев (ИВ РАН) сделал доклад о мусульманах Западного Китая. Представив детальный этнокультурный и исторический обзор мусульманских народов различных частей региона, докладчик отметил напряженную современную обстановку в ряде из них, обострение противоречий между этническими китайцами (ханьцами) и мусульманами.

В заключение была отмечена плодотворность обсуждения участниками конференции проблем ислама в самом широком контексте и выражена надежда на то, что такие научные мероприятия будут проводиться и в дальнейшем.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ИСЛАМСКИЙ-ФАКТОР-В-ИСТОРИИ-И-СОВРЕМЕННОСТИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Я. БЕЛОКРЕНИЦКИЙ, О. И. ЖИГАЛИНА, Н. М. МАМЕДОВА, Н. Ю. УЛЬЧЕНКО, ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 15.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ИСЛАМСКИЙ-ФАКТОР-В-ИСТОРИИ-И-СОВРЕМЕННОСТИ (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. Я. БЕЛОКРЕНИЦКИЙ, О. И. ЖИГАЛИНА, Н. М. МАМЕДОВА, Н. Ю. УЛЬЧЕНКО:

В. Я. БЕЛОКРЕНИЦКИЙ, О. И. ЖИГАЛИНА, Н. М. МАМЕДОВА, Н. Ю. УЛЬЧЕНКО → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android