В последние двадцать пять лет в советской/российской африканистике появился ряд работ, посвященных исламу и исламской цивилизации в зоне Тропической Африки. Среди них - три монографии об истории и роли ислама в общественно-политической жизни Африки южнее Сахары, крупнейший по объему двухтомный труд "Очерки истории исламской цивилизации", в котором заметное место уделено распространению цивилизации ислама в Черной Африке с IX по XVI столетия. Эти работы тематически продолжает монография А. Д. Саватеева " Исламская цивилизация в Тропической Африке" (М., Институт Африки РАН, 2006, 304 с).
Научная новизна рецензируемого исследования во многом определяется цивилизационным подходом, который способствует превращению работы в серьезное явление в российском исламоведении и вносит солидный вклад в отечественную африканистику.
Применяя комплекс методов исторической науки и культурологии, политологического анализа и элементов социологии, используя данные из области религиоведения и литературных сюжетов, ученый представил широкую картину распространения исламской цивилизации в Африке южнее Сахары с момента появления на континенте первых групп мусульман, эмигрировавших в Эфиопию еще при жизни пророка Мухаммеда, вплоть до наших дней. А. Д. Саватееву удалось охарактеризовать основные социокультурные, этноконфессиональные, политические и экономические особенности процесса исламизации этих регионов.
Актуальность монографии состоит в том, что вопреки общепринятым прогрессистским доктринам автор принципиально подчеркивает социокультурное многообразие современного мира, его несводимость к одной, западной системе цивилизационного развития, пусть и занимающей ныне главенствующие позиции в силу технического и технологического превосходства. Автор показывает, что и мир ислама обладает целым рядом преимуществ, которые оправдывают существование и дальнейшее распространение исламской цивилизации, в том числе в зоне Тропической и Южной Африки.
В книге впервые в российской африканистике самым основательным образом анализируются такие течения исламского фундаментализма, как африканские варианты ваххабийи (салафийи), движение майтацине и другие, претендующие или претендовавшие на роль идейного правоверия, вскрываются связанные с ними реальные и химерические опасности для африканского общества в целом и для мусульманского, в частности.
Актуальность работы обусловливается также ее практическими аспектами: автор проводит четкие разграничительные линии между исламом экстремистским, посягающим на устои существующего политического строя, права и свободы граждан, и убеждениями тех мусульман, которые отождествляют веру и исламский образ жизни с абсолютной честностью, прямотой, искренностью побуждений, неукоснительным следованием трудовым, моральным, бытовым и прочим заветам пророка Мухаммада.
К числу несомненных достоинств книги отнесу впервые введенные автором в научный оборот исторические документы, а именно - религиозные и политические сочинения фульбского духовно-религиозного и политического деятеля Османа дан Фодио - создателя халифата Сокото*. Опираясь на эти документы, исследователь доказал, что исламская цивилизация глубоко вошла в жизнь народов не только этой части Западной Африки, но способствовала интеграции народов за пределами возникшей религиозно-политической общности - халифата. Небезынтересна в данном случае аналогия культурно-
* Сокото - государство в Западном Судане в XIX - нач. XX в. В 1903 г. Великобритания захватила Сокото, а в 1914 г. включила его территорию в состав своей колонии Нигерии.
стр. 78
го, морального, политического образа действий фульбского исламского революционера с поведением китайского реформатора XX столетия Дэн Сяопина. Оба, сочтя свою политическую задачу выполненной, отошли от сиюминутных дел, чтобы руководить более глубоким процессом - становлением нового духовного мира, глобальной перестройкой социокультурных оснований жизни в практическом и онтологическом смыслах.
В книге приведены и результаты полевых наблюдений автора в Танзании, где он апробировал свои предварительные теоретические заключения. Длительный опыт работы над изучением исламской цивилизации в Тропической Африке позволил ему достаточно точно отразить социально-культурную реальность, в частности, взаимоотношения мусульманской и христианской части населения этой восточно-африканской страны.
Структура монографии делится на историческую и современную части. Главы III и IV имеют ключевое значение. Они посвящены духовному и социокультурному содержанию исламской цивилизационной системы. В V и VI главах анализируются фундаменталистские течения, а также их роль в политике. Автор обоснованно обращает внимание на опасность политизации ислама, которая уже приводила к конфликтам, вплоть до столкновений не только между мусульманами и христианами, но и внутри самой мусульманской общины - между приверженцами жесткого, неукоснительного соблюдения принципов политической организации общины правоверных и сторонниками тарикатистского ислама*. Противоречия между исламистами и тарикатами, указывает Саватеев, служат источником размежевания, а может быть, и раскола в самой мусульманской общине, угрожающего целостности исламской цивилизации.
В исследовании присутствуют положения явно дискуссионного характера, а также некоторые неточности. Автор полностью солидаризируется с цивилизационной теорией в духе Б. С. Ерасова, Ш. Эйзенштадта, И. Н. Ионова, И. В. Следзевского и, к сожалению, оставляет в стороне связь развития цивилизаций (и протоцивилизаций) с феодальной и капиталистической формациями как социально-экономических и социокультурных систем. Сомнение вызывает склонность автора рассматривать африканские традиционные культуры как не обладающие универсальными свойствами (глава III). Тем более что уже в следующей главе он фактически приходит к обратным выводам. Орден Кадирийа в западно-африканском регионе обычно ассоциируется с этническими группами, прежде других принявшими ислам: туарегскими племенами, фульбе, диула. Автор недостаточно четко проводит разграничительные линии между реформированными и переформированными тарикатами. Можно спорить и о происхождении ордена Тиджанийа в исследуемом регионе.
Тем не менее, А. Саватеев в целом справился с возложенной на себя труднейшей задачей и раскрыл этапы становления цивилизации ислама в Тропической Африке за более чем тысячелетнюю его историю. Вскрыты тенденции и перспективы дальнейшего усиления роли исламской цивилизации в данной части мира. В большинстве выводы автора, на наш взгляд, верны, с некоторыми можно было бы поспорить. С точки зрения содержания, методологического подхода, актуальности исследование А. Д. Саватеева не вызывает сомнения. Нельзя не отдать должного и литературному слогу автора: редкое по нынешним временам качество. Читать книгу интересно.
* Тарикаты - мусульманские духовные ордены и братства, у мистиков - религиозные законы, понимаемые в духовном смысле, и аскетическая жизнь.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |