В порядке дискуссии мы публикуем статью А. Сабери "Ислам и права человека" и послесловие к ней кандидата исторических наук Е. М. Русакова "Права человека - общечеловеческое достояние". Статья иранского исследователя отражает исходные, фундаментальные принципы, на которых зиждется подход к правам человека значительной части мусульман - как массового сознания, так и представлений части элиты (и не только шиитов, к которым относится подавляющее большинство населения Ирана). В чем-то она перекликается и с подходами некоторых представителей других вероучений, в том числе христианских.
А. САБЕРИ (Иран)
Тема прав человека и их базовых принципов привлекает к себе внимание еще с древнейших времен. В священной книге мусульман - Коране, а также в высказываниях пророков и имамов даются подробные разъяснения о дозволенных и запретных действиях человека.
Однако возникает вопрос: существуют ли особенности в исламской трактовке самого понятия "право" и почему в последние десятилетия так остро стала обсуждаться необходимость создания единых универсальных законов?
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА
Что такое права человека?
Права человека - это свод законов, обеспечивающий человеку его существование, бытие и жизнь, или, говоря правовым языком, отвечающий основным потребностям человека и гарантирующий их обеспечение1. Этот свод распространяется на каждого человека, независимо от того, принадлежит ли он к западному обществу или восточному, черный он или белый, мусульманин или немусульманин.
Если право существовать - главная и основная потребность человека, то естественно, что права человека в первую очередь должны обеспечивать эту наиглавнейшую потребность.
Право на жизнь, существование - всеобщее право, т.е. принадлежит абсолютно всем без исключения, независимо от положения человека, принадлежности к какому-либо народу, племени, обществу. Все люди - западные, восточные, вчерашние, завтрашние, сегодняшние, черные, белые, верующие и неверующие - нуждаются в праве на жизнь. Для продолжения своего существования люди нуждаются и в свободе, поскольку, не имея свободы, они не смогут отвечать за свои поступки. Эта естественная потребность также должна быть обеспечена.
Религии и послания божественных пророков установлены для личности и общества на основе добра и целесообразности. Они призваны обеспечить интересы и потребности человека и удержать его от распущенности и разложения. И если у людей и обществ существовали заблуждения, то долг религий - исправить их.
В исламских источниках эта тема неоднократно и настоятельно повторяется. В Коране приводится обращение Худа (одного из божьих Пророков) к своему народу:
"Он сказал: "Народ мой! Размыслили ли вы, если я имею ясное знамение от Господа моего, и Он даровал мне прекрасный удел, и я не пожелаю ослушаться вас в том, что Он вам запретил... Я желаю только исправления, пока могу. Помощь моя только у Аллаха; на Него я положился и к Нему обращаюсь" (Коран. Сура 11. Худ: 90 (88)*.
Известный андалузский имам Шатеби в книге "Согласие" классифицировал интересы человечества по степени важности с точки зрения шариата и на основе веры, поклонения Господу и нравственности следующим образом:
1. Первостепенные интересы, которые наиболее важны для жизни человека - живого и величественного существа; без обеспечения этих интересов он не смог бы вести жизнь, достойную его положения.
2. Необходимые интересы, необеспеченность которыми создает человеку проблемы и трудности.
3. Желательные интересы: их обеспечение делает жизнь человека прекрасной и блистательной.
В категории первостепенных интересов он выделил 5 наиболее важных:
1. Защита религии (право на защиту религиозных убеждений).
2. Защита души (право на жизнь).
3. Защита разума (право на свободу мысли и размышления).
4. Защита родословной (право на продолжение рода и укрепление основ семьи).
5. Защита имущества (право на имущество).
Религия создала законы с целью формирования и соблюдения интересов человека и ограждения его от разложения и упадка. Перечисленные 5 пунктов выступают в роли своеобразного зонтика и подразумевают большинство из таких прав человека, как право на жизнь, право на свободу, право на получение образования, право собственности, право на участие в
* Коран (пер. академика И. Ю. Крачковского). М., Раритет, 1990.
общественной жизни с целью создания справедливой правовой структуры2.
Исламские ученые, взяв за основу воззрения имама Шатеби об интересах человека, ради которых была ниспослана религия, сформировали свод исламских прав человека, которые служат его интересам и его благу.
ЧЕЛОВЕК - ЦЕННЕЙШЕЕ ТВОРЕНИЕ БЫТИЯ
Достоинство человека считалось и считается фундаментальной основой ислама. И Коран, и предания, и житие религиозных вождей, и исторические исламские свидетельства подтверждают эту мысль.
Всевышний объявляет человека благороднейшим и ценнейшим творением бытия: "Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество перед многими, которых создали". (Коран: Сура 17. Перенес ночью. 72 (70).
Это емкое изречение демонстрирует высокое положение человека, его благородство, величие, достоинство, невзирая на пол, цвет кожи, национальность, мировоззрение и веру и т.д.
Таким образом, права человека в исламе имеют более прочные основы, чем те, что исповедуются западным обществом и международными организациями. Дело в том, что они основывают законы и гуманность в защите прав человека только на достоинстве личности (сущности) человека как такового, а ислам, как и другие религии, признает как достоинство личности человека, так и ценность его достоинства как самого совершенного творения Бога.
Именно в различии основ законов и заключается весьма значительная разница между исламским подходом и позицией международных организаций.
Основы гуманности прав человека в исламе делятся на две категории.
Первая - теоретическая, заключающаяся во взгляде на бытие и человека с точки зрения ислама, вторая - практическая, которая требует изменений в поведении человека. Цель практических основ в противоположность теоретическим заключается в непосредственном определении поведения и деяний человека.
В исламе человек наделяется достоинством как творение Бога, а не просто в силу отличия от других живых существ. Так как Господь - создатель и абсолютное совершенство, то все созданное Им обладает достоинством. Значит, человек, обладающий с точки зрения ислама достоинством, будучи творением Господа, должен восприниматься как благо, так как главная основа человека - благо, а не зло. А если так, то мы не имеем права ни с чьего разрешения лишить кого-либо права на существование, ведь основа достоинства человека в исламе заключается во благе самого его существования. По этой причине даже при военных действиях недопустимо нападать на человека без разрешения или законной и явной на то причины - будь то женщина, мужчина, ребенок, старик или молодой человек3.
Ислам, как и другие религии, считает человека лучшим, бесподобным созданием Высочайшего Господа. Поэтому права человека, защита человека, проявление уважения к человеку - ключевая задача ислама. К человеку следует относиться как к не имеющему себе равных творению Великого Бога, которому дарована вечная жизнь, а не как к некоему товару или продукту человечества, или машине потребления4.
Так, ученый Мухаммад Таги Джафари в беседе с доктором Арвином Паромэ, одним из европейских экспертов в области прав человека, указывал на существование двух видов достоинства человека. Причину несовершенства и неполноценности международной концепции прав человека он видит в том, что она основывается лишь на достоинстве сущности человека, которое признается всеми религиями и философскими учениями, но при этом не учитывается достоинство ценности человека, которое все религии и философские школы считают важнее, чем достоинство личности человека.
Аятолла Джавади Амели в книге "Философия прав человека" пишет: "Человек - это благородный и драгоценный жемчуг, и его благородность есть действительность, подобная благородности ангелов и Корана, так как все они являются проявлением благородное™ Господа..." Поэтому благородность человека - показатель того, что он превосходит другие живые существа, что он обладает самыми высокими и лучшими свойствами, т.е. является жемчужиной всех творений этого мира.
Основной закон Исламской Республики Иран зиждется на исламе. Во второй части Конституции сказано следующее: "Исламская республика - это система правления, основанная на вере в... благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственности перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность ..."5
Таким образом, основа основ прав человека в исламе - это ценность достоинства человека, которое ставится выше, чем в западном мире.
Ислам видит человека стремящимся к совершенству, поэтому тот, кто добродетельней, разумнее, ученее и полезнее для общества, тот и ценнее. Конечно, непризнание ценности человека как высшего творения не умаляет ценности самой сущности человека и не может стать причиной неуважения к человеку, причинения ему вреда. Результатом этих двух видов достоинств будет то, что в силу ценности сущности всех людей, до тех пор, пока они добровольно не совершат преступление, правонарушение, оскорбят общество или других людей, их душа, благородство и достоинство сущности должны быть неприкосновенны и охраняемы. Достоинство личности само по себе вызывает необходимость защиты человека от любого рода нападок.
Однако лишь достоинство ценности, которое приближает человека к Господу, возвышает его в обществе, побуждает человека и общество духовно расти и совершенствоваться, правильно мыслить, совершать добрые поступки и воспитывает в человеке нравственность. Если признать, что достоинство ценности выше и важнее достоинства сущности человека, то становится предельно понятным аят Корана, где говорится, что "самый благородный из вас перед Аллахом - самый благочестивый".
Именно так обретает смысл приверженность религии и нравственности, которые зиждутся на совершенстве и величии человека. Концепция прав человека должна основываться не только на достоинстве человеческой личности, но и на достоинстве ценности человека, которую проповедуют религиозные учения.
1 Муртаза Йусуфи Рад. Каковы основы гуманных прав человека в исламе и чем отличаются гуманные права человека от обычных прав человека? - в сб. статей Конференции по исламу и гуманным международным правам человека. Издательство Исследовательского центра по исламской культуре и науке. Тегеран, 2006, с. 45.
2 Рашед Аль-Гонуши (Тунис). Права человека в исламе. Тегеран, 2002, с. 63.
3 Мохсеп Моини. Сущность ценностей жизни// Газета "Иран", 8.03.2006.
4 Послание Всемирного саммита религиозных лидеров. Москва, 3 - 5.07.2006 - http://www.mospat.ra/index.php?page=32132
5 Мухаммад Йазди. Основной закон для всех. Тегеран, 1996. Основной закон Исламской Республики Иран. 1979, гл. 2.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |