Libmonster ID: UZ-654
Author(s) of the publication: А. САБЕРИ

В порядке дискуссии мы публикуем статью А. Сабери "Ислам и права человека" и послесловие к ней кандидата исторических наук Е. М. Русакова "Права человека - общечеловеческое достояние". Статья иранского исследователя отражает исходные, фундаментальные принципы, на которых зиждется подход к правам человека значительной части мусульман - как массового сознания, так и представлений части элиты (и не только шиитов, к которым относится подавляющее большинство населения Ирана). В чем-то она перекликается и с подходами некоторых представителей других вероучений, в том числе христианских.

А. САБЕРИ (Иран)

Тема прав человека и их базовых принципов привлекает к себе внимание еще с древнейших времен. В священной книге мусульман - Коране, а также в высказываниях пророков и имамов даются подробные разъяснения о дозволенных и запретных действиях человека.

Однако возникает вопрос: существуют ли особенности в исламской трактовке самого понятия "право" и почему в последние десятилетия так остро стала обсуждаться необходимость создания единых универсальных законов?

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА

Что такое права человека?

Права человека - это свод законов, обеспечивающий человеку его существование, бытие и жизнь, или, говоря правовым языком, отвечающий основным потребностям человека и гарантирующий их обеспечение1. Этот свод распространяется на каждого человека, независимо от того, принадлежит ли он к западному обществу или восточному, черный он или белый, мусульманин или немусульманин.

Если право существовать - главная и основная потребность человека, то естественно, что права человека в первую очередь должны обеспечивать эту наиглавнейшую потребность.

Право на жизнь, существование - всеобщее право, т.е. принадлежит абсолютно всем без исключения, независимо от положения человека, принадлежности к какому-либо народу, племени, обществу. Все люди - западные, восточные, вчерашние, завтрашние, сегодняшние, черные, белые, верующие и неверующие - нуждаются в праве на жизнь. Для продолжения своего существования люди нуждаются и в свободе, поскольку, не имея свободы, они не смогут отвечать за свои поступки. Эта естественная потребность также должна быть обеспечена.

Религии и послания божественных пророков установлены для личности и общества на основе добра и целесообразности. Они призваны обеспечить интересы и потребности человека и удержать его от распущенности и разложения. И если у людей и обществ существовали заблуждения, то долг религий - исправить их.

В исламских источниках эта тема неоднократно и настоятельно повторяется. В Коране приводится обращение Худа (одного из божьих Пророков) к своему народу:

"Он сказал: "Народ мой! Размыслили ли вы, если я имею ясное знамение от Господа моего, и Он даровал мне прекрасный удел, и я не пожелаю ослушаться вас в том, что Он вам запретил... Я желаю только исправления, пока могу. Помощь моя только у Аллаха; на Него я положился и к Нему обращаюсь" (Коран. Сура 11. Худ: 90 (88)*.

Известный андалузский имам Шатеби в книге "Согласие" классифицировал интересы человечества по степени важности с точки зрения шариата и на основе веры, поклонения Господу и нравственности следующим образом:

1. Первостепенные интересы, которые наиболее важны для жизни человека - живого и величественного существа; без обеспечения этих интересов он не смог бы вести жизнь, достойную его положения.

2. Необходимые интересы, необеспеченность которыми создает человеку проблемы и трудности.

3. Желательные интересы: их обеспечение делает жизнь человека прекрасной и блистательной.

В категории первостепенных интересов он выделил 5 наиболее важных:

1. Защита религии (право на защиту религиозных убеждений).

2. Защита души (право на жизнь).

3. Защита разума (право на свободу мысли и размышления).

4. Защита родословной (право на продолжение рода и укрепление основ семьи).

5. Защита имущества (право на имущество).

Религия создала законы с целью формирования и соблюдения интересов человека и ограждения его от разложения и упадка. Перечисленные 5 пунктов выступают в роли своеобразного зонтика и подразумевают большинство из таких прав человека, как право на жизнь, право на свободу, право на получение образования, право собственности, право на участие в


* Коран (пер. академика И. Ю. Крачковского). М., Раритет, 1990.

стр. 56

общественной жизни с целью создания справедливой правовой структуры2.

Исламские ученые, взяв за основу воззрения имама Шатеби об интересах человека, ради которых была ниспослана религия, сформировали свод исламских прав человека, которые служат его интересам и его благу.

ЧЕЛОВЕК - ЦЕННЕЙШЕЕ ТВОРЕНИЕ БЫТИЯ

Достоинство человека считалось и считается фундаментальной основой ислама. И Коран, и предания, и житие религиозных вождей, и исторические исламские свидетельства подтверждают эту мысль.

Всевышний объявляет человека благороднейшим и ценнейшим творением бытия: "Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество перед многими, которых создали". (Коран: Сура 17. Перенес ночью. 72 (70).

Это емкое изречение демонстрирует высокое положение человека, его благородство, величие, достоинство, невзирая на пол, цвет кожи, национальность, мировоззрение и веру и т.д.

Таким образом, права человека в исламе имеют более прочные основы, чем те, что исповедуются западным обществом и международными организациями. Дело в том, что они основывают законы и гуманность в защите прав человека только на достоинстве личности (сущности) человека как такового, а ислам, как и другие религии, признает как достоинство личности человека, так и ценность его достоинства как самого совершенного творения Бога.

Именно в различии основ законов и заключается весьма значительная разница между исламским подходом и позицией международных организаций.

Основы гуманности прав человека в исламе делятся на две категории.

Первая - теоретическая, заключающаяся во взгляде на бытие и человека с точки зрения ислама, вторая - практическая, которая требует изменений в поведении человека. Цель практических основ в противоположность теоретическим заключается в непосредственном определении поведения и деяний человека.

В исламе человек наделяется достоинством как творение Бога, а не просто в силу отличия от других живых существ. Так как Господь - создатель и абсолютное совершенство, то все созданное Им обладает достоинством. Значит, человек, обладающий с точки зрения ислама достоинством, будучи творением Господа, должен восприниматься как благо, так как главная основа человека - благо, а не зло. А если так, то мы не имеем права ни с чьего разрешения лишить кого-либо права на существование, ведь основа достоинства человека в исламе заключается во благе самого его существования. По этой причине даже при военных действиях недопустимо нападать на человека без разрешения или законной и явной на то причины - будь то женщина, мужчина, ребенок, старик или молодой человек3.

Ислам, как и другие религии, считает человека лучшим, бесподобным созданием Высочайшего Господа. Поэтому права человека, защита человека, проявление уважения к человеку - ключевая задача ислама. К человеку следует относиться как к не имеющему себе равных творению Великого Бога, которому дарована вечная жизнь, а не как к некоему товару или продукту человечества, или машине потребления4.

Так, ученый Мухаммад Таги Джафари в беседе с доктором Арвином Паромэ, одним из европейских экспертов в области прав человека, указывал на существование двух видов достоинства человека. Причину несовершенства и неполноценности международной концепции прав человека он видит в том, что она основывается лишь на достоинстве сущности человека, которое признается всеми религиями и философскими учениями, но при этом не учитывается достоинство ценности человека, которое все религии и философские школы считают важнее, чем достоинство личности человека.

стр. 57

Аятолла Джавади Амели в книге "Философия прав человека" пишет: "Человек - это благородный и драгоценный жемчуг, и его благородность есть действительность, подобная благородности ангелов и Корана, так как все они являются проявлением благородное™ Господа..." Поэтому благородность человека - показатель того, что он превосходит другие живые существа, что он обладает самыми высокими и лучшими свойствами, т.е. является жемчужиной всех творений этого мира.

Основной закон Исламской Республики Иран зиждется на исламе. Во второй части Конституции сказано следующее: "Исламская республика - это система правления, основанная на вере в... благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственности перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность ..."5

Таким образом, основа основ прав человека в исламе - это ценность достоинства человека, которое ставится выше, чем в западном мире.

Ислам видит человека стремящимся к совершенству, поэтому тот, кто добродетельней, разумнее, ученее и полезнее для общества, тот и ценнее. Конечно, непризнание ценности человека как высшего творения не умаляет ценности самой сущности человека и не может стать причиной неуважения к человеку, причинения ему вреда. Результатом этих двух видов достоинств будет то, что в силу ценности сущности всех людей, до тех пор, пока они добровольно не совершат преступление, правонарушение, оскорбят общество или других людей, их душа, благородство и достоинство сущности должны быть неприкосновенны и охраняемы. Достоинство личности само по себе вызывает необходимость защиты человека от любого рода нападок.

Однако лишь достоинство ценности, которое приближает человека к Господу, возвышает его в обществе, побуждает человека и общество духовно расти и совершенствоваться, правильно мыслить, совершать добрые поступки и воспитывает в человеке нравственность. Если признать, что достоинство ценности выше и важнее достоинства сущности человека, то становится предельно понятным аят Корана, где говорится, что "самый благородный из вас перед Аллахом - самый благочестивый".

Именно так обретает смысл приверженность религии и нравственности, которые зиждутся на совершенстве и величии человека. Концепция прав человека должна основываться не только на достоинстве человеческой личности, но и на достоинстве ценности человека, которую проповедуют религиозные учения.


1 Муртаза Йусуфи Рад. Каковы основы гуманных прав человека в исламе и чем отличаются гуманные права человека от обычных прав человека? - в сб. статей Конференции по исламу и гуманным международным правам человека. Издательство Исследовательского центра по исламской культуре и науке. Тегеран, 2006, с. 45.

2 Рашед Аль-Гонуши (Тунис). Права человека в исламе. Тегеран, 2002, с. 63.

3 Мохсеп Моини. Сущность ценностей жизни// Газета "Иран", 8.03.2006.

4 Послание Всемирного саммита религиозных лидеров. Москва, 3 - 5.07.2006 - http://www.mospat.ra/index.php?page=32132

5 Мухаммад Йазди. Основной закон для всех. Тегеран, 1996. Основной закон Исламской Республики Иран. 1979, гл. 2.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ИСЛАМ-И-ПРАВА-ЧЕЛОВЕКА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. САБЕРИ, ИСЛАМ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 06.07.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ИСЛАМ-И-ПРАВА-ЧЕЛОВЕКА (date of access: 12.10.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. САБЕРИ:

А. САБЕРИ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
94 views rating
06.07.2023 (464 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
70 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
70 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
70 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
70 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
70 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
71 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
72 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
73 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
73 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИСЛАМ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android