Международная научно-практическая конференция "Ислам: традиция и этика", которая прошла в Египте 18 - 25 мая 2007 г., вызвала живой интерес во многих странах Европы и Азии, расширив поле для позитивных и новых духовных проявлений, поразила своей необычностью самих участников конференции. Спектр рассмотренных вопросов на форуме был очень широк. Затрагивались проблемы культурологии, политологии, социологии, религиоведения и многие другие.
Форум проходил сначала в Российском культурном центре в Каире, а затем в другом Российском культурном центре - в Александрии. С докладами выступили более 40 историков, политиков, исследователей культуры и языка из разных стран. Конференция проводилась в рамках программы фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук "Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям". Ее организаторами являлись Институт востоковедения РАН, Росзарубежцентр при МИД РФ, Международная ассоциация "Мир через культуру - Европа", Международный институт мира на Кавказе, платформа "Диалог Евразия". В качестве поддерживающих организаций выступили: Министерство культуры Арабской Республики Египет, египетский университет "Айн аш-Шамс", Каирский университет и Центр стратегических исследований "Аль-Ахрам".
О целях, содержании и значении форума говорят темы докладов, которые прозвучали в ходе его работы: Р. Б. Рыбаков (Россия) "Эра этики и эпоха глобализации"; Абд ал-Азиз ал-Хатиб (Египет) "Ислам и мир"; В. Аугустат (Австрия) "На пути к планетарной этике"; В. А. Исаев (Россия) "Ближний Восток и вызовы глобализации"; Л. И. Сюкияйнен (Россия) "Общие принципы мусульманского права как отражение этических ценностей ислама"; Э. Фанкгаузер (Швейцария) "Культура, этика и наука"; Иман Абд ат-Тавваб Халави (Египет) "Достижение единства между мусульманами и европейцами на Средиземном море - попытка выработать основы для диалога (история - религиозная нравственность)"; Р. М. Шарипова (Россия) "Исламское образование в российском обществе: проблемы и перспективы"; М. Ю. Рощин (Россия) "Традиционное мусульманское воспитание и образование"; Ю. С. Сидаков (Россия) "Ислам без оружия"; Фасих Бадерхан (Россия) "Суфийские традиции на северном Кавказе, их взаимодействие с мудростью горцев и их роль в воспитании общества в истории и современности"; В. И. Сотников (Россия) "Проблема "исламской бомбы" в свете продвижения иранской ядерной программы"; Бекир Карлыга (Турция) "Необходимость глобальной этики и философия исламской нравственности"; Р. М. Зиганьшин (Россия) "Некоторые особенности российского мусульманства"; Ю. В. Любимов (Россия) "Образ другого: от противостояния к диалогу (опыт русской истории)"; И. В. Зайцев (Россия) "Мусульмане в Московском государстве: юридические казусы"; А. З. Егорин, Г. Миронова (Россия) "Формирование исламской этики ливийских бедуинов"; И. Полутина (Россия) "Ислам и Египет - понимание с европейских позиций"; Аслан Аднан (Турция) "Нравственность, рационализм и общество"; Г. Гареева (ФРГ) "Христианско-мусульманский диалог в современной
Европе. Некоторые аспекты межконфессиональных отношений"; С. В. Прожогина (Россия) "Мусульманка в поликультурном обществе (магрибинка во Франции)"; Д. Фрей-Бургар (ФРГ) ""Живая этика" как социальная традиция - фундамент живого культурного общества"; Гунди Лир (ФРГ) "Общественное межкультурное единство в традиции, в многообразии и духовной общности"; В. О. Бобровников (Россия) "Власть, игра и закон в традиционной этике мужских союзов мусульман времен кавказской войны XIX в."; Д. В. Микульский (Россия) "Традиции воинской доблести мусульманских народов императорской России. Кавказская туземная конная ("Дикая") дивизия в Первой мировой войне"; В. М. Ахмедов (Россия) "Армия и политический ислам на Ближнем Востоке"; А. Граубергер (Австрия) "Этика как духовно-качественный фундамент внутренней и внешней гармонии (здоровья) в повседневной жизни человека"; Н. Тоотс (Россия) "Этика и наука будущего"; А. Аликберов (Россия) "Суфийская этика и традиции на Кавказе при Аббасидах"; Н. И. Пригарина (Россия) ""Живая этика" персидской классической поэзии"; Э. Е. Кормышева (Россия) "Культурное наследие древнего Египта в раннеисламский период"; Н. Вико (Россия) "Алхимия суфизма. Ключ к духовности новой эры"; Л. Ю. Келим (Россия) "Джайнская этика в эпоху глобализации"; Д. Худоназаров (Россия) "Некоторые аспекты духовных традиций Фатимидов и Насира Хосрова на примере таджикских исмаилитов начала XX в."; Н. М. Емельянова (Россия) "Мусульмане таджикского Бадахшана. Степень сохранности и трансформация традиционной культуры в условиях глобализации"; Е. В. Войкова (Россия) "Ислам в современной Монголии"; А. О. Филоник (Россия) "Окружающая среда и развитие в арабском мире"; Дж. С. Капур (Индия) "Магистральный путь развития к человекоцентрическому будущему"; В. Э. Шагаль (Россия) "Востоковедение: новые инновационные тенденции"; Н. Н. Назарова (Россия) "О подготовке востоковедных кадров в аспирантуре Института востоковедения РАН"; О. О. Петина (Россия) "Обзор русскоязычных ресурсов Интернета, посвященных исламской тематике, или образ представления исламского мировоззрения в www.ru".
Тематика выступлений убеждает в справедливости слов, которые часто звучали на конференции: "...необходимо бросить взгляд в прошлое, оглядеться в настоящем и попытаться заглянуть в будущее"; "стабильность в мире может быть достигнута через толерантное отношение к многообразию традиций, культур, менталитетов, к наследию".
Как отмечали многие докладчики, с начала 1990-х гг. прошлого столетия в России наряду с новыми глобальными вызовами времени наблюдается процесс религиозного возрождения, в том числе ислама, православия, буддизма, а также увлечение различными оккультными учениями, занявшими опустевшую нишу после краха в России коммунистической идеологии как государственной доктрины. Директор ИВ РАН Р. Б. Рыбаков подчеркнул, что новые вызовы времени - техногенные и демографические угрозы, насилие приобретают глобальный характер. Выход из создавшейся ситуации докладчик видит в возвращении ценностных ориентиров человечества к морально-этическим установкам тех времен, когда религии помогли спасти мир от потенциально возможного самоуничтожения. Значительную роль в этом Р. Б. Рыбаков отводит традиционным религиям. При всех внешних различиях, отметил он, религии человечества роднит их этическое ядро. Морально-нравственные устои всех религий в основном одни и те же, и именно они могут и должны стать объединяющим началом.
Президент Международной ассоциации "Мир через культуру - Европа" В. Аугустат также посвятил доклад этой теме. Он считает, что различные дисциплины социологической науки должны уделять особое внимание этическим принципам, источником которых является немалый потенциал мировых религий, чтобы прежде всего избежать столкновений и тем более войны из-за мнимых противоречий.
Н. Тоос в своем докладе отметила, что в настоящее время необходимо преодолеть пропасть между наукой и религией. Этика, по ее мнению, является тем связующим звеном, которое соединяет их воедино. Она присуща самой жизни, общим и частным законам природы, является залогом устойчивого и гармоничного развития как отдельного человека, так и общества в целом. Проблема использования научного знания часто обособляется от этической оценки, а нравственное благо рассматривается как безотносительное для научного познания. Наука и этика будут содействовать скорейшему осмыслению обществом единства знания и добра. Наука, заключает Н. Тоос, должна стать этической, а этика научной. Этика и наука будущего - это их объединение.
Ю. В. Любимов, а также ряд других выступавших обратили внимание на то, что позиции ислама в мире во многом определяются стереотипами, которые в значительной степени совершен-
но не соответствуют реальному положению вещей. Этому способствуют, по его мнению, отсутствие полноценных знаний в обществе об исламе, а позитивный культурный потенциал ислама остается уделом лишь специалистов. Смена парадигмы и взаимопроникновение культур могли бы положить начало плодотворному диалогу, не столкновению, а взаимообогащению цивилизаций, считают они.
В ряде докладов немалое внимание уделено исламской этике. Так, В. Э. Шагаль посвятил свой доклад такой важной составляющей восточной этики, как восточный этикет. В частности, он подчеркивает, что арабы придают манере поведения, т. е. соблюдению правил вежливости во взаимоотношениях между людьми, важное значение. Наряду с повседневным в арабском мире зародился и получил распространение деловой этикет, который воспринимается как стандарт поведения и как ритуал общения. Законодателем правил этикета еще в эпоху средневековья стал Коран, который содержит в себе наставления мусульманам. Как и в средние века, арабы предпочитают широко использовать экспрессивные средства языка, часто в разговорной речи употребляя разного рода клятвы и заверения, призывая в свидетели самого Аллаха.
Аднан Аслан акцентировал внимание на такой мусульманской традиции, как понятие справедливости и несправедливости. Б. Карлыга отметил, что нападение на Ирак и его оккупация силами коалиции во главе с США и Великобританией подорвали доверие мусульман к общим человеческим ценностям, которые вырабатывались в ходе многовековой исторической борьбы и создали современный мир, что ведет человечество к глобальной катастрофе. Принцип "право не в силе, сила - в праве", по его мнению, снова попран. И. Полутина отметила, что Египет наряду с Индией следует рассматривать как родину многочисленных традиций. На протяжении богатой разнообразной истории этих стран, насчитывающей почти 10 тыс. лет, синтез этих традиций и фундаментальные основы ислама способны активизировать тенденцию, направленную к всемирной межкультурной, духовной общности человечества. Э. Е. Кормышева считает, что высшие исламские авторитеты Египта всегда с уважением относились к христианским святыням. Это уважение основано на одном из догматов исламской религии, однако реально и многосторонне, по ее мнению, оно проявилось именно на египетской земле.
С. В. Прожогина рассмотрела такой непростой вопрос, как социализация и культурная идентификация мусульманок во Франции и такую актуальную проблему, как несогласованность между нормами шариата в отношении женщин и модернизацией общества.
Ф. Бадерхан посвятил доклад суфизму, принесшему, по его мнению, на Северный Кавказ культуру и этику, которые совпали с культурой и этикой патриархального общества, существовавшими там. А. Аликберов в вопросе о роли суфизма идет еще дальше. Он считает, что именно этому учению оказалось под силу внедрить новую монотеистическую идеологию в сознание местного населения, невзирая на многообразие их доисламского религиозного субстрата и сложные племенные обычаи ('адат), превратить языческие святилища в исламские культовые места.
М. Ю. Рощин отметил, что литература издревле играла в арабо-мусульманском мире важную воспитательную функцию. Адиб (писатель, литератор) должен был быть и часто был разносторонне образованным человеком. В этом смысле он отличался от алима (ученого). Благодаря адабу (литературе), по его мнению, постепенно возникла и сформировалась мусульманская интеллигенция, игравшая в классический период исламской цивилизации исключительную роль в общественной и культурной жизни. В традиционной мусульманской системе образования главным образом развивается память, т.е. в основе основ лежит заучивание наизусть Корана, хадисов, различных комментариев на священные тексты и т.п.
Проблемам исламского образования в России посвятила доклад Р. М. Шарипова. Несмотря на рост числа мечетей и религиозных школ, качество исламского образования, по ее мнению, оставляет желать лучшего. При довольно высоком уровне общего образования мусульман, особенно молодежи и людей среднего поколения, религиозные школы при мечетях и даже исламские университеты дают те же знания, что предлагались подобными учебными заведениями до октября 1917 г., когда туда приходили абсолютно неграмотные люди.
Каждый доклад по-своему значим и по-своему интересен. Этим кратким обзором конечно же невозможно дать полное представление о перечисленных докладах. С тезисами докладов можно ознакомиться в сборнике "Ислам: традиция и этика. Международная научно-практическая конференция. Материалы конференции. М., 2007". С ними можно также ознакомиться в Интернете, на официальном сайте Института востоковедения, по адресу: http://www.ivran.ru/library/view_edition.php? edition_id-103&chapter_id-258.
Несомненным достижением самой конференции была демонстрация усилий российского востоковедения по изучению разнообразных аспектов жизни Ближнего Востока. Конференция свидетельствовала о постоянно действующем процессе этого изучения и, отвергая синдром негативного отношения к исламу, дала ощутимый импульс для дальнейшей активизации научных исследований не только в России, но и в арабских странах. Актуальность этой конференции обусловливается все возрастающей ролью ислама в современном мире. Исламский мир является одним из значимых полюсов силы в условиях глобализации и однополярного мира. Тем более необходимо учитывать, что в самой России, по последним данным, насчитывается около 20 млн. мусульман и она принимает участие в качестве наблюдателя в работе Организации "Исламская Конференция" (ОИК). Формированию имиджа России в мусульманском мире во многом способствовали ввод советских войск в Афганистан и чеченская военная кампания. В мусульманском мире до сих пор бытует мнение, что в Чечне Россия воюет именно с мусульманами, что, помогая материально чеченским боевикам, мусульмане всего мира помогают мусульманам России. Это и нашло свое отражение в репликах представителей мусульманского мира (кстати, не экстремистски настроенных радикалов, а почетных и уважаемых представителей просвещенной научной элиты) и в беседах с ними в кулуарах конференции. Им было трудно поверить, что подавляющее большинство мусульман России лояльны к центральной власти в стране и поддерживают ее политику. Доклад Р. М. Зиганьшина "Некоторые особенности российского мусульманства" о традиционной лояльности центральной власти и патриотизме российских мусульман, так же как и доклады Ф. Бадерхана и Д. В. Микульского, вызвал такую же реакцию мусульманских участников форума.
Неудивительно, что конференция вызвала интерес у египетской общественности. В прессе появлялись статьи, которые освещали работу конференции, давали оценку докладов, пересказывая порой довольно подробно их содержание. Для примера достаточно привести хотя бы несколько выдержек из статьи египетского журналиста Ф. Ибрагима, опубликованной в популярной египетской газете "Аль-Джимхурийа" 24 мая 2007 г. под заглавием "Русские на своей конференции по исламской нравственности в Каире": "Конференция, посвященная проблемам ислама, его традициям и нравственности... явились неожиданностью во всех отношениях... Стержнем форума было рассмотрение значения исламской цивилизации, ее вклада в мировое развитие в прошлом, а также ее современного потенциала. Собравшиеся ученые особенно указали на те силы, которые стремятся представить ислам религией терроризма, выпячивая и раздувая негативные явления, утверждая при этом, что именно в этом суть современного ислама... Следует отметить, что на конференции произошли разного рода дискуссии и диалоги, которые, безусловно, имеют большое значение..."
По сути, эта конференция показала, какие перемены происходят как в теории, так и в практике взаимоотношений различных религий. Многие доклады показали, что их авторы добились серьезных успехов в изучении ислама, что они настроены на продолжение реформаторской деятельности в той сфере науки, которой они отдали не один год своих усилий, доказав не только на словах, но и на деле целесообразность совместимости России с исламом.
Институт востоковедения РАН, впервые проводивший подобную конференцию за рубежом, выступил как важный исследовательский центр, уделяющий немалое внимание выработке новых подходов к процессам, происходящим в мусульманском мире в целом и в арабских странах в частности, способствуя тем самым созданию благоприятных условий для взаимодействия России с миром ислама.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |