Libmonster ID: UZ-1324

Л. Б. АРИСТОВА, И. К. СЕМЕНОВА*

Центр энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН провел 31 мая 2013 г. в Институте востоковедения РАН третью научно-практическую конференцию "Транснортно-промышленный потенциал стран Каспийского региона: состояние, проблемы, перспективы интеграции". Форум был посвящен памяти известного ученого главного научного сотрудника ИВ РАН, д.э.н., профессора О.В. Малярова, выдающегося исследователя и эксперта.

Конференция проводилась с целью расширения взаимовыгодного сотрудничества стран в Каспийском регионе. Основное внимание было уделено вопросам взаимодействия и партнерства в освоении минерально-сырьевых ресурсов региона, строительству и модернизации объектов инфраструктуры, промышленных, нефтегазодобывающих и перерабатывающих мощностей.

В рамках конференции обсуждались следующие вопросы: предпосылки формирования интеграционных объединений мира; индустриальный потенциал Каспийского региона, альтернативы использования его сырьевого потенциала; транспортно-промышленнос, технологическое сотрудничество каспийских государств как условие безопасности региона; Каспийский регион в системе евро-азиатских транспортных коридоров; транспортная инфраструктура как фактор ускоренной межгосударственной экономической интеграции и развития прикаспийских стран; инновации на транспорте и оптимизация распределения производительных сил; трубопроводная инфраструктура; перспективы регионального прикаспийского туризма; образование как фактор интеграции; роль казачества в развитии социальной и экономической интеграции стран в Каспийском регионе.

Участников форума приветствовал зам. директора ИВ РАН В.Я. Белокреницкий, который отметил, что подобные конференции являются важным мероприятием, объединяющим ученых различных исследовательских групп и представителей практических организаций для обсуждения сложных проблем на стыке истории, политологии, регионоведения, экономики. Государственные программы и крупные бизнес-проекты должны претворяться в жизнь после тщательной проработки в институтах государственных академий. От этого выиграют вес наука, бизнес и страна в целом.

Было зачитано приветствие директора Института проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова акад. РАН С.Н. Васильева, в котором, в частности, говорилось, что научная экспертиза крупных проектов должна быть обязательной и независимой. Это позволит создать методические заделы, разработать модельный аппарат, что имеет отношение к фундаментальной науке. Экспертное заключение должно быть устойчивым к помехам, не зависеть от изменения внешних условий.

С.Н. Васильев подчеркнул, что при разработке крупномасштабных систем возникает проблема взаимосвязанного описания, анализа различных аспектов деятельности систем: процессов выбора целей и принятия решений, технологических процессов, обработки информации. Для крупномасштабных систем оказывается невозможным описание их свойств и особенностей на одном уровне детализации, поэтому такие системы представляются в виде взаимосвязанной совокупности элементов различных уровней детализации и этапов развития производственных и транспортных объектов и т.д. Динамический характер задач управления развитием крупномасштабных систем требует создания методов формализации и оптимизации: от сценариев развития (с учетом целевых программ, долгосрочных планов развития производства, принципов управления и методов контроля над реализацией выполнения плана) до выбора рациональных производственных и управленческих структур. Учет динамики развития элементов требует совместного использования оптимизационных и имитационных моделей, процедур выбора рациональных вариантов развития системы.

С.С. Гончаренко в докладе "Формирование Каспийского Экономического союза, как условие становления нового полюса развития в Евразии" акцентировал внимание на проблемах Каспийского региона, прикаспийских стран в условиях международной экономической интеграции


* Статью Н.К. Семеновой "Энергетический вектор индустриализации КНР: стратегия, тактика, безопасность" см.: Восток (Oricns), 2013, с. 84-91.

стр. 155

при наличии возможных вызовов глобализации. Были рассмотрены перспективы ускоренного экономического развития, повышение этих возможностей при условии консолидации усилий каспийских и соседних стран. Оценивались возможности формирования нового экономического полюса Евразии на базе кругокаспийского транспортно-промышленного пояса с объединением сырьевого, промышленного, интеллектуального потенциала государств каспийского региона.

И.А. Гундаров (Гос. НИИ профилакт. медицины Минздрава РФ, Москва) в докладе "Центральноазиатские и кавказские республики СНГ: особенности, динамика и стратегические ограничения развития" сравнил страны СНГ по динамике экономических показателей в 2012 г. и за последние 12 лет. Докладчик резюмировал, что лидерами являются Узбекистан, Туркменистан, Беларусь, имеющие общность моделей хозяйствования по типу конвергентной планово-рыночной экономики, а особенностью экономик аутсайдеров является доминирование либеральных характеристик.

На пленарном заседании с докладами выступили В.В. Персианов (Москва) "Уроки прошлого для построения будущего: транспорт". В.Р. Хачатуров (Вычисл. центр РАН, Москва), проанализировавший геополитическую ситуацию стран Южно-Каспийского региона.

С.Н. Шарапов, зам. ген. директора Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ, Москва), в докладе "Концептуальный взгляд на перспективу формирования меридионального трансазиатского железнодорожного коридора Северный Урал побережье Персидского залива" отмстил актуальность данного проекта. В.Ф. Туганов (Ин-т космических исследований РАН) подчеркнул значение экономико-математических подходов в реализации новой экономической стратегии России.

В.А. Цукерман (Ин-т экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН) говорил о важности стратегических углеводородных ресурсов в развитии воднотранспортной системы Арктики и сибирских рек. Л.Ф. Пахомова (ИВ РАН) на форуме выступила с докладом "Уроки инновационного развития стран ЮВА: экономика, техника, государственная инициатива", а ВС. Збаращенко (Комитет по судоходству Экспертного центра современных коммуникаций, Москва) затронул тему транспортной политики России в акватории Севморпути в контексте экологической безопасности российского сектора Арктики.

Далее конференция продолжила работу в составе трех секций.

Секция "Транспортная инфраструктура как фактор пространственного единения стран Каспийского региона". В докладе «Конкуренция между магистралями направления "Север-Юг" и геополитическая безопасность России в Каспийском регионе» зам. директора Института управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), действительный член Международной академии транспорта В.П. Куренков отметил, что район Каспийского моря становится стратегической зоной глобального значения с перспективой превратиться в очаг международной напряженности, по остроте, возможно, превосходящий Ближневосточный регион. На первый взгляд, подобная перспектива вызвана громадными запасами углеводородного сырья, по оценкам, уступающим только сибирским и ближневосточным месторождениям. Действительно, для большинства стран и ТНК именно экономический фактор является главным стимулом вовлеченности в каспийскую зону в целях доступа к новым источникам энергоресурсов (для одних - в силу экономической необходимости, для других в целях ослабления односторонней зависимости от ближневосточной или российской нефти). В то же время существует группа стран, для которых значение данного региона не ограничивается чисто экономическими факторами, а представляет политический и военностратегический интерес. Докладчик констатировал, что Каспийский регион является для России зоной жизненных национальных интересов, и сформулировал рекомендации общей концепции безопасности, которая стала бы основой политики России в данном регионе.

В.Д. Вахрушев (Моск. гос. акад. водного транспорта) в докладе "Россия в системе портового хозяйства государств Каспийского региона" сообщил, что трансконтинентальный транспортный коридор "Север Юг" является частью системы транспортных международных коридоров, основная трасса которого пролегает в направлении Индия-Иран-Каспийское море (Европейская часть России) с выходом на Европу и предполагает загрузку мощнейшей единой глубоководной системы. Доставка грузов в российские порты из Ирана (и в обратном направлении) позволят эффективно конкурировать с проектами возрождения Великого шелкового пути, поскольку грузы через Россию и Иран можно доставлять и в Европу, и в Турцию, и в Персидский залив (Абадан), откуда морем в Индию, Китай и т.д. Каспийский бассейн является естественным "шлюзом" между транспортными системами Европы, Азии и Среднего Востока. В докладе подробно рас-

стр. 156

сматривались основная существующая в Каспийском регионе портовая инфраструктура РФ и прогноз ее развития, так как она во многом обеспечивает ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в системе МТК, в частности по коридору Север-Юг.

Воздействие на внешнюю торговлю мирового экономического кризиса, усиленное администрированием астраханской таможни, оказало отрицательное влияние на грузооборот, проходящий через астраханские порты на иранском направлении, который с каждым годом снижается, подытожил докладчик.

А.Ж. Якушев ("Стратегия-Центр") сделал доклад "Анализ эффективности и экономической безопасности проекта строительства водного канала Каспийское - Черное/Азовское морс". Суть проблемы строительства морского судоходного канала "Евразия" рассмотрена не с точки зрения экологичноети и технической осуществимости, а с точки зрения стратегических и текущих интересов России, экономических и политических. Целесообразность реализации проекта вызывает у автора сомнения, несмотря на его внешнюю привлекательность. Россия получит дорогостоящий инвестиционный проект, основные факторы окупаемости и косвенные экономические эффекты которого лежат на территории других государств.

В докладе «Проект "Азов-Каспий": за и против» А.К. Лукоянов (ИВ РАН) сообщил, что в октябре 2007 г. в Тегеране во время саммита прикаспийских государств был поднят вопрос о строительстве канала, соединяющего Черное море с Каспийским в рамках проекта "Евразия". Этот проект рассматривался как мощный импульс для экономического развития Прикаспийского региона. Значимость такого проекта на первый взгляд для Ирана очевидна, но в ИРИ он вызвал двойственное отношение, не получив полной поддержки в иранских политических и даже предпринимательских кругах. Российские политики в отличие от иранских, похоже, не имеют сомнений в разумности и целесообразности строительства данного водного пути для России.

Реализация проекта имеет много сторонников и противников. Пока отсутствует тщательная проработка экономической стороны вопроса. Не исключена возможность использования столь масштабного строительства как средства "отмывания" денег. Если руководство России примет решение о реализации проекта, придется учитывать многие факторы, и, конечно, проблемы экологического характера, которые могут возникнуть в скором времени и обернуться экономическими убытками для страны в будущем. Учеными высказывается опасение, что может случиться повторение "Аральской катастрофы в регионе Каспий-Черное-Азовскос моря".

А.В. Судьии (ИВ РАН) рассмотрел перспективы татарстано-иранского сотрудничества в контексте развития Волго-каспийского водного пути. Ключевая роль Татарстана на Великом Волжском пути обусловлена географическим положением республики. На ее территории пересекаются важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, идущие с севера на юг и с запада на восток. Тут же находится и перекресток водных путей. Планируется создание современных транспортно-логистических комплексов в нижнем течении Волги, например в Астраханской области. Что же касается южных конечных пунктов Балтийско-Волго-Каспийского пути - иранских портов Энзели и Ноушехр, то там также намечено построить современные логистические центры. Причем крупнейший порт Энзели уже практически соединен с системой железных дорог Ирана. Докладчик сообщил, что иранское руководство неоднократно заявляло о стремлении развивать международный грузовой транзит по своей территории - как в направлении восток запад, так и в направлении север юг. В последнем из этих направлений заинтересована и Россия, что является хорошей основой для российско-иранского сотрудничества в транспортной сфере, важнейшим элементом которого может стать сотрудничество Ирана и Татарстана для возрождения Великого Волжского пути.

В докладе "Водные ресурсы Терской области: потенциал, эксплуатация и охрана" З.Х. Ибрагимова (ИВ РАН) осветила исторический аспект роли казачества в развитии социальной и экономической интеграции стран в Каспийском регионе. У.В Окимбеков (ИВ РАН) в докладе "Стратегическая автодорожная инфраструктура Афганистана: состояние и перспективы развития" отмстил, что в случае благоприятного развития политической обстановки в Афганистане и усовершенствования магистральных автодорог транзитная торговля между разными странами с использованием трансафганских маршрутов, в частности из Центральной Азии (ЦА) в Пакистан, Иран, Индию и обратно, может быть выгодна всем участникам.

Индия весьма заинтересована в открытии транспортного сообщения с ЦА через Иран и Афганистан, так как с Пакистаном отношения остаются холодными. Центральноазиатские страны, граничащие с Афганистаном, прямо или косвенно участвуют в строительстве его транспортной инфраструктуры.

стр. 157

Грузоперевозки, осуществляемые соседними странами транзитом по афганским автодорогам, по своим объемам незначительны, что объясняется плохим состоянием дорог на отдельных участках (результат многолетних военных действий), напряженной обстановкой в стране в целом и в отдельных ее провинциях в частности. Проблема производства и распространения наркотических веществ может оказать негативное влияние на транзитные грузоперевозки.

С докладами в рамках данной тематики выступили: А.А. Тихомиров (Ин-т экономики и развития транспорта, Москва), А.И. Забоев (Научный центр комплексных транспортных проблем), М.Ю. Морозова (ИВ РАН).

Секция "Инновации в экономике, транспортно-нромышленном комплексе как безальтернативный выбор интеграционного развития прикаспийских государств".

Н.К. Семенова (ИВ РАН) в докладе "Энергетическая интеграция Центральной Азии и Китая" рассмотрела политику КНР в области диверсификации зарубежных энергопотоков в центральноазиатском направлении и проанализировала возможные риски для реализации 'энергопроектов КНР в этом регионе. Одно из приоритетных направлений внешней энергетической стратегии Китая - развитие внутриконтинентальных поставок нефтегазового сырья из государств Центральной Азии посредством трубопроводного транспорта. Учитывая фактор нарастающей зависимости Китая от импорта нефти и газа, докладчик провела трехуровневый анализ возможных угроз и рисков безопасности для реализации энергетических проектов в регионе: внутригосударственный, второй межстрановой, третий - субрегиональный. Был рассмотрен вопрос участия китайских компаний в энергетическом секторе государств ЦА.

Е.И. Павлова и В.В. Чернова (обе - ГУУ) в докладе "Экологические аспекты развития транспортной системы Каспийского региона" сообщили, что наиболее крупные месторождения углеводородов сосредоточены в восточной части Каспийского моря. Возможные варианты доставки нефти и газа с этих месторождений в Европу предполагают прокладку трубопровода по дну Каспийского моря, использование танкеров для осуществления морских перевозок нефти и сухопутных железнодорожных маршрутов в обход Каспийского моря.

Варианты использования морского и трубопроводного видов транспорта, железнодорожные перевозки связаны со значительными экологическими рисками, при реализации которых происходит деградация и без того хрупкой каспийской экологической системы. Однако воздействие на экологию при выборе варианта доставки грузов учитывается в предельно малой степени. Основной акцент делается на экологически небезопасные, но экономически и политически выгодные способы перевозки. Экологические угрозы для территорий, по которым пролегают трассы газо- и нефтепроводов, обусловлены чрезвычайно высоким риском крупномасштабных катастроф. Утрата каспийскими экосистемами способности к самоочищению, нарушение сбалансированного существования приводят к ухудшению условий существования населения, снижается рекреационная привлекательность для туристов. Таким образом, экологические проблемы тесно переплетаются с экономическими и социально-культурными. Экономическое значение биологических и рекреационных ресурсов Каспия в обозримой перспективе может почти полностью утратиться. Необходимы согласованные совместные усилия прикаспийских государств для поддержания и восстановления экосистемы Каспия.

В докладе "Порт Актау в экономике Казахстана" Л.Б. Аристова (ИВ РАН) сообщила, что правительство Республики Казахстан, учитывая значительный объем перевозок национальных и транзитных грузов, прежде всего нефти, нефтепродуктов, газа, минерального сырья, уделяет большое внимание модернизации порта Актау. Он является одним из важнейших пунктов на пути МТК Европа Азия и одним из основных транспортных узлов РК. Порт играет не последнюю роль в развитии экономики страны. Международные транспортные коридоры, проходящие через Каспийское и Черное моря, Волгу, Волго-Донской, Беломоро-Балтийский каналы, а также в направлении Ирана и Китая затрагивают непосредственно интересы Казахстана и его соседей по СНГ. Через Актау проходит МТК "Север Юг", МТК ТРАСЕКА, продолжаясь далее до Баку (Азербайджан) и Поти (Грузия).

При строительстве и расширении порта правительство РК учитывало транспортно-географическую привлекательность места, обеспечение наибольшей экономической выгоды для государства и востребованности национальной транспортной инфраструктуры и региона. К 2013 г. Актау представляет собой современный многоцелевой терминал, обладающий рядом технологических возможностей, обеспечивающих его дальнейшее развитие. Порт объявлен СЭЗ, занимает площадь более 50 тыс. кв. м, имеет открытые площади и 6 тыс. кв. м крытых складских

стр. 158

помещений. Это дает возможность надежно хранить грузы различных параметров, эффективно управлять парком контейнеров.

В заключение докладчик отметил, что в целом сфера транспорта и коммуникаций РК требует больших вложений и дальнейшей модернизации. Необходимо направить значительные усилия государства на улучшение работы транспортной инфраструктуры, что будет способствовать экономическому росту страны.

С докладом "Новый подход к устранению угрозы экологической катастрофы и восстановлению нефтезагрязненных территорий с применением инновационной техники и технологий на примере Каспийского моря и Северо-Западной Сибири" выступил Е.Б. Минчин (Подразделение МЧС России по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов). Он отметил, что назрела острая необходимость в более жестком мониторинге нефтяных загрязнений как в открытом море, так и в прибрежной зоне. Необходимо приложить максимум усилий и к усовершенствованию способов природовосстановитсльных работ на территории Каспийского региона. В докладе были описаны классический метод проведения рекультивации нефтезагрязненных земель и эколого-экономическая неэффективность его использования. Е.Б. Минчин сообщил о разработанном им новом методе проведения рекультивации нефтезагрязненных земель и необходимости внедрения нового подхода к решению проблем по восстановлению нефтезагрязненных и переувлажненных почвогрунтов с применением инновационной техники и технологий.

По данной тематике с докладами выступили: В.А. Цукерман ("Глубокая переработка энергетического сырья в местах добычи - основа инновационного развития экономики регионов и стран с учетом отечественного и зарубежного опыта"), СВ. Богданов и А.В. Богданова (оба ГУУ) ("Реализация инновационных проектов в транспортной сфере на примере использования мобильных экранопланов"), Е.И. Уразова (ИВ РАН) ("О проекте трансанатолийского газопровода"), И.Н. Серенко (ИВ РАН) ("Развитие информационных технологий в Пакистане как фактор глобализации экономики"), А.Б. Баклицккй (ИВ РАН) ("Конкуренция на рынке атомной энергетики. Пример Ближнего Востока").

Секция "Транспорт - фактор ускоренного социального развития, обустройства территорий, сближения народов и развития туризма в Каспийском регионе".

Коллектив авторов: В.Г. Соколов (ООО "КИНТ", Новосибирск), А.Н. Серьёзное (ФГУП "Сиб-НИАим. С.А. Чаплыгина", Новосибирск), Т.А. Владимирова (СГУПС, Новосибирск), С.А. Соколов (ИСК "Алтайстройинвест", Барнаул), М.Б. Богатырев (ФГНУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина", Новосибирск), И.Г. Шаповалов (САФБД, Новосибирск) представили доклад "Инновационный прорыв России необходим и возможен: высокоскоростные транспортные системы". В нем обсуждались основные проблемы инновационного развития транспортных систем России, показаны возможности возникновения мультипликативных эффектов этого развития. Отмечалось, что важнейшим аспектом разработки инновационной политики, адекватной требованиям времени, являются инновации, непосредственно связанные не только с жизнеобеспечением, но и с повышением социальной защищенности населения. К таковым можно отнести нововведения, позволяющие удешевить формирование и поддержание в рабочем состоянии транспортных систем и средств связи, без которых риск территориального распада страны и низкие темпы социальноэкономического развития регионов станут неизбежными. Естественным, а во многих случаях и единственным заказчиком таких инноваций может и должно быть государство.

В совместном докладе «Геоэкономические предпосылки формирования на территории Республики Дагестан транспортно-логистического кластера "Каспийский ХАБ"» Т.А. Прокофьевой (ОАО "ИТКОР"; ВШЭ, Москва) и Н.А. Адамова (ОАО "ИТКОР") говорилось, что особенно важное значение для Республики Дагестан на современном этапе развития системы Евроазиатских МТК имеет транспортный коридор "Север-Юг", обеспечивающий пропуск внешнеторговых и транзитных грузопотоков в мультимодальном сообщении на направлении Северная Европа (Хельсинки) Россия (Санкт-Петербург-Москва-Волгоград-Астрахань-порты Оля и Махачкала) - Иран (порты Бендер-Энзели и Бендер-Абас) - Индия (порт Мумбай).

Несмотря на исключительно благоприятное геостратегическое положение и наличие на территории Дагестана богатых месторождений природных ресурсов нефти, газовых сланцев, каменного угля, полиметаллов, строительных материалов, республика относится к категории дотационных субъектов Российской Федерации. Чтобы выйти на международный уровень, Республике Дагестан необходимо развивать транспортную и логистическую инфраструктуру и устанавливать партнерские взаимовыгодные отношения с российскими и зарубежными компаниями, заинтересованными в развитии рынка транспортно-логистических услуг.

стр. 159

В заключение авторы делают вывод: формирование на территории России, в регионах, расположенных в зонах тяготения к МТК, опорной сети международных транспортно-логистических центров, объединенных в региональные, национальные и международные транспортно-логистические системы, приведет к росту региональной экономики за счет деловой и коммерческой активности, привлечения дополнительных грузопотоков и необходимых на развитие инфраструктуры инвестиций, создания новых рабочих мест. В конечном итоге увеличится валовой региональный продукт и валовой внутренний продукт страны, произойдет интеграция транспорта России в Евроазиатскую и мировую транспортные системы.

В.К. Лернер (ОАО "Союзморниипроект") в докладе «Астрахань в системе международного транспортного коридора "Север-Юг": состояние, проблемы, перспективы» дал оценку потенциальных грузопотоков в Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК) на период до 2030 г.

Н.Н. Булатова (Восточно-Сибирский гос. ун-т технологий и управления) представила доклад "Формирование модели приграничной транспортной инфраструктуры в рамках евро-азиатского пространства", в котором рассмотрела вопросы формирования модели организации приграничного сотрудничества в международном транспортном коридоре "Монгольский вектор", объединяющем Россию, Монголию, Китай в единое евро-азиатское пространство. Создание сухопутного транспортного моста между Европой и Азией в виде МТК "Монгольский вектор" является одной из стратегических предпосылок возрождения "Великого чайного пути" и на этой основе азиатской логистической платформы нового поколения, на новых технологиях, в новых экономических условиях.

С докладом "Исследование возможностей присоединения Монголии к азиатской региональной транспортной сети" выступили зарубежные исследователи Б. Асралт, Д. Унурсайхан (Инженерно-механический ин-т Монгольского гос. ун-та науки и технологии, Улан-Батор). Сообщалось, что политики, экономисты и исследователи Монголии обращают внимание на теоретические и методологические основы создания и развития новой транспортно-логистической системы. В Монголии роль транспортно-логистического сектора обусловливается влиянием внутренних общественно-экономических и глобализационных факторов, и соответственно ставятся требования развивать и расширять транспортно-дорожную инфраструктуру и транспортные сети. В докладе исследовались возможности создания транспортно-логистических дистрибьютерских центров развитии Монголии. Был рассмотрен вопрос возможности вхождения Монголии в азиатскую региональную кластерную сеть.

Представитель Университета мировой экономики и дипломатии (Ташкент, Республика Узбекистан) С. Дултаева в докладе "Роль Узбекистана в реализации стратегий Нового шелкового пути", проанализировала выдвинутую США стратегию "Новый шелковый путь". Основное внимание было уделено экономическим и геополитическим аспектам данной стратегии, позициям России и Китая по этому вопросу. Докладчик сделала вывод о том, что американская концепция восстановления Шелкового пути, которая рассматривает нестабильный и имеющий низкий уровень экономического развития Афганистан в качестве главного узла связи на всем Евразийском континенте, нереальны, по крайней мерс, в среднесрочной перспективе. В связи с этим представляется целесообразным смещение фокуса на Центральную Азию, где диверсификация транспортных коммуникаций является одной из главных целей внешней и внутренней политики государств. И в этом отношении Узбекистан сможет предложить более выгодные условия в сфере безопасности, инфраструктуры и ценового баланса с учетом географических удобств.

С докладами по данной тематике выступили: А.Г. Сулейманян (МГППУ) - "Возможности геополитической стабилизации Каспийского региона", О.И. Жигалина (ИВ РАН) - "Влияние курдской инициативы нагсополитику и экономику Ближневосточного региона", А. В. Масленникова (НИР Евразийского открытого ин-та) - "Моделирование процессов социально-экономического взаимодействия регионов с учетом социальной напряженности для поиска сценария устойчивого развития", И.Ю. Авдаков (ИВ РАН) - "Японские особенности развития железнодорожного транспорта: территориальное размещение инфраструктуры, подвижной состав, инновационные технологии", Е.Б. Беднякова (Гос. ун-т управления) "Возможности снижения влияния транспорта на экологию крупных городов", Л.А. Кротов (Евроазиатский транспортный инновационный центр) "Возможности транспортно-промышленной интеграции приграничных регионов России и Монголии".

На конференции были зачитаны стендовые доклады: "Торгово-экономические связи Сибири со странами Малой и Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока" Г.Д. Ковалевой

стр. 160

(Ин-т экономики и организации промышленного производства); "Необходимость диверсификации экспортной грузовой базы стран Каспийского региона в условиях мировой экономической интеграции" А.В. Курбатова (Гос. ун-т управления) и Е.С. Гончареико (Моск. гос. академия водного транспорта); "Повышение эффективности перевозок металлопродукции по Большому водному европейскому кольцу" Г.Ю. Озеровой (Моск. гос. академия водного транспорта); "Тримараны - сфера интеграционного судостроения прикаспийских стран" Г.Ю. Халидова (Евроазиатский транспортный инновационный центр, Москва); "Послевузовское образование в Российской Федерации и Республике Казахстан: правовые проблемы интеграции и перспективы развития" М.Т. Габдуалиева (Ин-т законодательства Республики Казахстан, Астана); "Вьетнам как опорная база российской южной евроазиатской океанской линии" Е.А. Фадеева (Моск. гос. академия водного транспорта); "Кластерная модель Китая" П.Н. Овчинникова (Моск. гос. академия водного транспорта); "Передовой зарубежный опыт формирования комплексных СЭЗ в морских портах для воднотранспортной системы России" СВ. Милославской и Б.В. Щербакова (оба Моск. гос. академия водного транспорта); "Экологические проблемы Каспия и их влияние на перспективы развития туризма" С. Сорокина (Моск. гос. академия водного транспорта).

На конференции был зачитан доклад, подготовленный безвременно ушедшим Олегом Васильевичем Маляровым - "Алгоритм создания системы планирования в России (с использованием опыта Индии)".

Конференция прошла на высоком научном уровне. Ее участники конференции представляли различные регионы: Сибирь, Крайний Север, Узбекистан, Казахстан, Монголию и др. Примечательно то, что ИВ РАН начал взаимодействовать с отраслевыми организациями, ведущими практическую работу, учитывая рекомендации научного сообщества, научно-образовательных центров.

стр. 161

© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ИССЛЕДОВАНИЯ-ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ-ПРОБЛЕМАТИКИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л.Б. АРИСТОВА, И.К. СЕМЕНОВА, ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 24.11.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ИССЛЕДОВАНИЯ-ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ-ПРОБЛЕМАТИКИ (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Л.Б. АРИСТОВА, И.К. СЕМЕНОВА:

Л.Б. АРИСТОВА, И.К. СЕМЕНОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
27 views rating
24.11.2024 (87 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android