10-12 декабря 2008 г. в Дакаре (Сенегал) состоялся международный коллоквиум (Workshop on "Historical Constructions of "Race" and Social Hierarchy in Muslim West and North Africa") - своеобразный "круглый стол" по проблеме социального неравенства в африканских странах, население которых давно исламизировано и в своих общественных и бытовых отношениях базируется на идеологии ислама, отражающейся в Коране и отрицающей, в частности, состояние рабства среди мусульман. Отметим, что понятие "раса" в данном контексте соответствует англо-франкофонной традиции и подразумевает не физико-антропологическую принадлежность, а этническую, нередко и социальную.
Организаторами коллоквиума выступили Институт исламских исследований в Африке Северо-Западного университета США (ИСИТА); Институт исследований глобальных миграций африканских народов им. Гарриет Табмен (бывшая чернокожая рабыня, героиня войны Севера и Юга в США. - Э. Л.) при Университете Йорка в Канаде и Региональный центр изучения рабства и работорговли Университета им. Шейх Анта Диопа в Дакаре (Сенегал). Активное участие в организации и работе коллоквиума принимали Центр исследования Западной Африки при университете в Дакаре и два факультета - социальных наук и истории. Эти подразделения университета много работают в области изучения истории и культуры как африканской, так и мировой. Среди книг и статей в периодических изданиях факультетов можно увидеть исследования по истории античности и Второй мировой войны, древнегреческой литературе и пушкинистике...
В работе коллоквиума приняли участие 40 человек, представлявших 17 стран: 10 африканских (Республика Гвинея, Демократическая Республика Конго, Камерун, Коморы, Мавритания, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Сенегал) и 7 государств Нового и Старого Света (Испания, Канада, Португалия, Россия, США, Франция, Швейцария). Было заслушано 28 докладов, по каждому из которых велась оживленная и плодотворная дискуссия. При этом Канаду, Швейцарию,
стр. 142
США, Францию представляли не только европейцы, но и африканские ученые, работающие сейчас в университетах или исследовательских центрах этих стран.
Работа была организована по ряду направлений. Два заседания посвящались общим проблемам. Значительное внимание было уделено обсуждению проблемы рабства. Знаменательно, что совсем не затрагивалась тема европейской и арабской работорговли, а обсуждались роль и место "патриархального" рабства в самой Африке через исследование социальной иерархии традиционных обществ. Оно было представлено на конкретных примерах - в общественных структурах Мавритании, Нигера, Северного Камеруна, Мали, Республики Гвинеи. При этом рассматривались как доколониальные политические образования, так и ситуация в этих странах в XX в. - и во время колониализма, и в постколониальный период. Подробно анализировались положение зависимого населения, происхождение этих социальных групп, статус отпущенников и потомков рабов.
Вторая группа докладов объединяла выступления, посвященные кастам и социальной иерархии в Гвинее, Марокко, Мавритании, южном Судане, северной Нигерии, Западной Африке в целом. Особенное внимание уделялось роли этих групп в организации торговли и провоцировании конфликтов.
Отдельные заседания были посвящены региональным проблемам Северной Африки и фульбе, расселившимся по всей Западной Африке от Сенегала до Камеруна. На первом из них рассматривались в ключе социальной истории арабо-берберские отношения в Марокко и Алжире, а также процесс формирования смешанных обществ. Примером последних были выбраны Канарские острова, где испанцы, арабы, индийцы, чернокожие африканцы составляют отдельные социальные группы. Темой второго заседания были взаимоотношения фульбе, когда-то завоевателей, и автохтонных народов по всей полосе их расселения. Как известно, последнее проходило под лозунгами исламизации "язычников" либо "возрождения чистого ислама" среди уже исламизированных этносов. В результате возникли два явления: названное исследователями "религиозный расизм" и социальная иерархия по конфессиональному признаку.
"Литературные (вернее, письменные. - Э. Л.) мусульманские источники" как предмет самостоятельного изучения, с одной стороны, и как важный исторический источник - с другой, рассматривались на пятой сессии. Спектр их достаточно разнообразен. Во-первых, это недавние записи устной традиции, зачастую сделанные самими докладчиками. Во-вторых, письменные памятники доколониального периода (особенно средневековые), сбором которых активно занимаются как местные историки, так и международные фонды. В-третьих, это архивные документы XX в. Следует заметить, что, несмотря на проводимую колониальными властями повсеместную официальную замену арабской системы письма на латиницу, многие документы, в том числе и самые поздние (рубежа XX - XXI вв.), написаны на "аджами" - приспособленной к особенностям фонетики африканских языков арабской письменности. Ныне в целом ряде стран Западной Африки (в Нигере, северной Нигерии, северном Камеруне) проходит процесс возрождения этой письменности.
Наконец, проблемы истории XX в. и конкретная практика ислама в современной Африке сформировали тематику последней сессии. В частности, рассматривался вопрос, как иерархическая социальная структура встраивалась в новое "колониальное общество" с капиталистическими отношениями (на примере использования разных групп населения при строительстве железной дороги Дакар - Нигер); каким образом школьное обучение способствовало (либо иногда мешало) колонизации Мавритании; какова история и роль ислама в современной Эфиопии.
Надо сказать, что в западной африканистике не существует единой терминологии в области изучения социальных страт. Докладчики вкладывали зачастую разный смысл в одинаковые термины и, напротив, использовали разные термины для определения сущности того или иного понятия. Прежде всего это касается понятий "раб" и "рабство" в условиях Западной Африки как в доколониальное время, так и в современном обществе. Употреблялись в качестве равноправных термины "раса", "этнос", "племя", "каста". Так, гриотов называли рабами того или иного аристократического рода. Наиболее частое определение - "раб - тот, кто находится в зависимости от хозяина". Естественно, что на деле такая категория включает в себя различные группы, находящиеся в разной степени зависимости. Большинство докладчиков-африканцев подчеркивали большое отличие между рабством в Африке и Новом Свете. По их мнению, в традиционном обществе состояние рабства не угнетение, а защита. Принятие раба в общину или клан - это акт
стр. 143
покровительства чужаку и лицам, потерявшим в силу разных причин связь со своей кровнородственной группой.
На деле речь в большинстве докладов шла о социальном неравенстве в традиционном обществе, сложившемся еще в доколониальную эпоху, пережившем период колониализма и сохраняющемся во многих регионах Западной Африки и поныне. Во время складывания такой социальной структуры в иерархизации и стратификации общества большую роль играли завоевания и процессы исламизации. При этом завоеватели-мусульмане (фульбе, хауса, волоф и др.) занимали верхние ступени, а побежденные немусульмане становились зависимыми слоями. В колониальное время, в период введения во Французской Западной Африке принудительного труда именно низшие социальные слои отправлялись на общественные работы, связанные с физическим трудом ("черный труд"), тогда как верхушка местного общества осуществляла руководство ими ("белый труд"). Существование такой традиционной стратификации в XX в. было продемонстрировано докладами о Республике Гвинее и Канарских островах. Наиболее же показателен пример северного Камеруна. Здесь граница между социальными слоями проходит по линиям "фульбе-нефульбе", "мусульмане-немусульмане", "пришлые скотовладельцы (когда-то - кочевые скотоводы) - автохтонные земледельцы". Эта иерархия прослеживается и в имущественном состоянии, и в участии в политической жизни современного Камеруна, и на бытовом уровне (в частности, на планировке городов и пространственном расселении отдельных групп населения).
Официально во всех странах Африки институт рабства давно ликвидирован и все граждане имеют равные права, обеспеченные конституциями. На деле потомки рабов до сих пор остаются неполноправными, а в ряде случаев еще сохраняют зависимый статус. На коллоквиуме, например, был представлен документ 2006 г. об освобождении рабыни в северном Камеруне. Освобожденные рабы становятся, как правило, люмпенами и пополняют городские маргинальные слои.
Большое достоинство докладов - солидный источниковый базис, причем участниками коллоквиума использовались как традиционные, давно известные источники (например, колониальная документация или записи европейских путешественников), так и недавно вошедшие в научный оборот разного рода местные материалы. Все доклады основывались на полевых работах авторов, интервью и собственных наблюдениях. Активно привлекалась устная традиция, причем делались не только аудио-, но и видеозаписи. С 1964 г. на базе ИФАН (Фундаментальный институт Черной Африки, в 1938-1960 гг. - Французский институт Черной Африки) работает международный проект по сбору устной традиции (Fontes Historae African) под руководством чешского африканиста Ивана Хрбека. Фонд провел уже две конференции - в Аккре в 2002 г. и в Дакаре в 2005 г. Он издает записи и сборники собранных материалов. Докладчики использовали методику этого фонда. Важно подчеркнуть, что в отличие от часто встречающегося у африканских исследователей убеждения о безусловности этого рода источника участники встречи отнеслись к нему критически, тщательно анализируя такого рода записи и проводя сравнительное исследование.
Другой корпус источников - рукописи и старопечатные книги, которые сейчас разыскиваются по всей Черной Африке, хранящиеся в большинстве случаев в частных собраниях, в семьях. Центр научной документации при университете в Ниамее (Нигер) имеет уже более 50 тыс. единиц хранения, немало подобных рукописей собрано в Томбукту (Мали), и работа эта продолжается.
Очень активно докладчики (и африканские ученые, и их европейские и заокеанские коллеги) используют материалы колониальных и постколониальных архивов как метрополий, так и (что еще более важно) бывших колониальных стран. Часто в них обнаруживаются уникальные, ранее неизвестные документы. Так, на коллоквиуме были представлены "Правила наказания рабов", хранящиеся в архиве ламидата Маруа (Камерун).
На коллоквиуме была представлена широкая картина конкретного положения во многих странах Западной и Северной Африки; поставлены некоторые теоретические вопросы о соотношении идеологии ислама и традиций зависимости в местных обществах; введены в научный оборот новые виды источников; прошел плодотворный обмен мнениями ученых из разных стран Африки, Европы, Нового Света. На всех заседаниях присутствовали студенты, магистранты, аспиранты. Материалы коллоквиума помещены на веб-сайте Института им. Генриетты Табмен, планируется и публикация отдельных докладов.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |