Libmonster ID: UZ-1131

Становление в Индии исторического сознания, адекватного модернизирующемуся обществу, интегрировано в культуротворческие процессы эпохи, названной в мировой науке индийским Ренессансом XIX - начала XX в. Это национально-культурное возрождение объединило ряд региональных ренессансов-вариантов, среди которых ведущим было бенгальское Возрождение. Этот вариант исключителен в силу того, что в Бенгалии наиболее интенсивно происходил процесс столкновения европейской и индийской культур [Серебряный, 2003, с. 128].

Новая бенгальская интеллигенция, получившая наряду с традиционным и европейское образование, не только воспринимала внешние влияния Запада, но и критиковала их, сопротивляясь инокультурной экспансии. Представители бенгальского "творческого меньшинства" (А. Бергсон) пытаются обосновать социокультурный синтез традиционного наследия индийской цивилизации с европейским рационализмом, достижениями, формами и методами преобразования социальной действительности, и это происходит в философии и на практике - в религиозном и социальном реформаторстве, просвещении, науке, художественном творчестве [Скороходова, 2007]. Необходимость решения социальных, политических и культурных проблем становится причиной роста интереса к истории Индии, так как синтез оказывается невозможен без анализа исторического опыта. Индийские традиции, религии, культура, институты, ценности и нормы социальной жизни (в сравнении с западными) стали предметом самопознающей рефлексии бенгальских интеллектуалов, которую структурировала проблема "Запад и мы" - "мы и Запад" [Рашковский, 1999, с. 134]. Осмысление исторических судеб страны интегрировано в трансформации национального самосознания и поисках путей возрождения Индии.

Общий контекст становления исторического сознания задан взаимодействием либерализма и консерватизма, ведущих, по меткому выражению Ш. Шоркара, "битву в умах людей" [Sarkar, 1970, р. 153]. Первый связан с вестернистскими ориентациями, открытостью западному социокультурному опыту наряду с интересом к собственному наследию; консерватизм (вполне отличный от индуистской ортодоксальной мысли благодаря английскому образованию, полученному его сторонниками) - с этнофильскими тенденциями уважения к традиции и культуре, с обращением к прошлому для критики колониального настоящего. По-разному решая вопросы соотношения национального и универсального, традиции и инновации, религиозного и секулярного в синтезе индийского и западного, сторонники либерализма и консерватизма выстраивают общий интеллектуальный проект социального и духовного возрождения страны.

стр. 76
В этом контексте складывается проблемное поле развития исторического сознания. Его смысловая доминанта - векторный историзм, включающий в себя идею развития. В индийской религиозной традиции человеческий мир и история в кальпе (космическом цикле) не имели иного сакрального значения, кроме приближения/отдаления цели - освобождения от перерождений в профанном мире. В религиозном сознании господствовало представление о движении от Сатья-юги ("золотого века") к Кали-юге (железному веку), что обусловлено упадком дхармы (религиозного закона) и завершается всеуничтожением. Линейное представление о времени существовало в исторических преданиях, в древних и средневековых хрониках - общинных, храмовых, дворцовых. Отпечаток религиозных представлений о времени выразился в отсутствии четкой строгой хронологии [Торчинов, 2005, с. 219]. Неудивительно поэтому, что Г. В. Ф. Гегель, который связывал историзм с монотеизмом, в "Философии истории" заявил: "Так как у индусов нет истории как историографии, то у них нет и истории как деяний (res gestae), т.е. нет развития, благодаря которому устанавливалось бы истинно политическое состояние" [Гегель, 1935, т. 8, с. 154].

Бенгальские мыслители располагали тремя подходами к истории Индии: традиционным, основанным на индуистском религиозном историзме, мусульманским, исходящим из убеждения об отсутствии у индусов чувства истории и метода (Бируни) и описывающим их историю с позиций линейного историзма, и европейским. В последнем присутствовали противоположные точки зрения: 1) о "неисторичности" индийцев, чья история начинается с прихода англичан (Дж. Милль); 2) о долгой и насыщенной событиями истории индийцев, подлежащей реконструкции методами европейской науки. Интерес индийцев к истории стимулировала исследовательская деятельность британских ориенталистов, импортировавших традиции европейской историографии [Серебряный, 1987; Kopf, 1969]. Несмотря на огромный вклад ориенталистики в изучение истории Индии, это было европейское, во многом европоцентристское - и поэтому не вполне устраивавшее индийцев - видение. Выработать собственный подход к истории Индии - такова была объективная цель бенгальской интеллигенции. Для этого требовалось пересмотреть традиционные представления о смысле существования во времени, освоить европейский историзм в изучении конкретной истории, найти цель и смысл индийской истории.

Родоначальник ренессансных процессов, философ и реформатор Раммохан Рай (1772 - 1833), испытав серьезное влияние ислама и христианства, первым провозгласил настоятельную необходимость монотеизма для всех индуистов: "Вера в одного-единственного Всемогущего Бога является фундаментальным принципом любой религии" [Roy, 1982, vol. IV, p. 927]. Представление о превосходстве монотеизма в религии и духовной жизни разделяли все его духовные наследники, что сыграло важную роль в их обращении к векторному историзму. Этот подход вызвал к жизни представления о том, что история Индии вписана во всемирно-исторический процесс и ее возрождение связано с развитием в истории.

Векторное понимание истории Раммоханом Раем и историзм как способ мышления позволили ему обозначить темы проблемного поля исторического сознания. Он сочетает регрессистское представление об изменении во времени идей и традиций с европейским пониманием развития. В трудах, посвященных обоснованию реформ, Раммохан представляет древние идеи и традиции как идеал, претерпевший забвение и искажение, но исторический момент требует его возрождения и, следовательно, дальнейшего развития. Гуманист, убежденный в ценности и значимости человека как Божьего творения, Раммохан доказывает ценность и значимость мирской жизни. Его видение истории - часть его социально-философских представлений.

В "Кратком очерке древних и современных границ и истории Индии" (1831) Раммохан Рай рационально объясняет особенности индийской истории, опираясь на просве-

стр. 77
тительский исторический оптимизм. Он говорит о трех периодах истории Индии: 1) периоде княжеств и государств; 2) мусульманском завоевании; 3) современном периоде британского завоевания. Цивилизационное (культурное и религиозное, но не политическое) единство Индии с древности для Раммохана - это данность: "Обширные пространства управлялись различными властителями, которые, хотя и были политически независимы и враждебны друг другу, придерживались одних и тех же религиозных принципов, соблюдали общепризнанные обряды и церемонии, обучались на языке санскрит" [Roy, 1982, vol. I, p. 231]. Но структуру социального и политического единства постоянно ломали разнообразные касты и секты, что делало различные области страны уязвимыми со стороны иноземных завоевателей (в том числе англичан). Индия закономерно подвергалась завоеваниям, так как это "страна, в которой понятие патриотизма никогда не возникало" [Roy, 1982, vol. I, p. 233]. Раммохан неявно намечает тему исторического своеобразия - как позитивного, так и негативного, - когда перечисляет среди объективных причин британского завоевания отсутствие патриотизма, вражду и малодушие индийских князей и царьков, невежество населения.

В британском правлении Раммохан видит позитивные и перспективные моменты, несмотря на свою последовательную строгую критику его негативных черт. "Я чувствую вдохновение при мысли, - пишет он, - что в Европе усердно поощряется литература, широко распространяются знания, в почти совершенном состоянии находится механика, ежедневно прогрессирует политика и в целом соблюдаются с образцовой точностью моральные обязанности... распространяется религия, даже среди скептицизма и фальшивой философии" [Roy, 1982, vol. I, p. 236]. Раммохан убежден, что британское правление должно принести пользу Индии в ее развитии, - не столько насаждая английские политические и юридические институты, сколько распространяя европейское просвещение, западные науки и культуру среди покоренного народа - тогда завоевание будет оправданно. В частном письме Раммохан заявляет о своих симпатиях к европейскому либерализму и реформам, которые превращаются в необходимые компоненты общественного развития во всем мире: "... Размышляя над событиями истории, мы ясно видим, что либеральные принципы в политике и религии медленно, но неуклонно обретают почву, несмотря на противодействие и упорство деспотов и изуверов" [Roy, 1982, vol. IV, p. 925]. Симпатии Раммохана к революциям и реформам, к проблематике свободы позволяют утверждать, что общим смыслом развития общества во времени у него становится реализация человеческой свободы в социальном мире, и соответственно возникает подход к истории страны как к общеиндийской - социальной и политической - истории. Он убежден, что просвещение народа - это фактор исторического развития и панацея от всех зол, а просвещенное состояние Индии - ее будущее.

На основе идей и смыслов трудов Р. Рая обозначим и рассмотрим подробнее темы проблемного поля исторического сознания: 1) развитие индийского общества во времени; 2) возрождение как ближайшая цель истории в настоящем и будущем; 3) историко-культурная идентичность и социокультурное (цивилизационное) единство; 4) историческое своеобразие. Раскрытие этих тем было частью процесса самоопределения - постановки и решения вопросов, касающихся собственной идентичности - региональной, общеиндийской, азиатской и мировой, поэтому для бенгальских мыслителей характерен известный синкретизм желаемого и реального в интерпретации истории. Движение бенгальской мысли в проблемном поле исторического сознания объединяло два аспекта: прогресс историографии, связанный со становлением рационально-научного исследования истории, и возникновение идей философии индийской истории.

1. Тема развития индийского общества во времени. Историческое бытие предстает как бытие народов, выраженное в преемственности поколений, в целом прогрессивное, но знающее периоды подъема и упадка. При этом масштаб осмысления событий по времени охватывает и древность, и средние века, и современность. В пространствен-

стр. 78
ном измерении - это история Индии (Индостана), намечен ее анализ в азиатском и мировом контекстах.

Говорить о становлении основ научного исследования истории в 1830 - 1840-х гг. можно, начиная с трудов младобенгальцев - учеников и последователей просветителя и поэта, преподавателя Хинду-колледжа Г. В. Л. Дерозио (1809 - 1831), прославившегося своим свободомыслием. Он привил ученикам, объединившимся в кружок "Академическая ассоциация" ("Молодая Бенгалия", 1828), интерес к истории и философии Европы и впервые четко сформулировал идею общеиндийского патриотизма. В нем восхищение былым величием истории и культуры сочеталось с надеждой на возрождение Индии. Ученики Дерозио определили предмет и направление исследований, предложили методологические основания анализа событий с позиций западного историзма.

Историческое развитие для младобенгальцев - это развитие политическое, но также социальное и культурное. "Обширные империи... и жизнь... королей, князей, министров могут служить предупреждением и ободрять каждого государственного деятеля, - говорит Кришномохан Банерджи. - Формы возникновения королевств, принципы, на которых они строили свое наивысшее процветание, причины их упадка и гибели, - все они должны быть собраны мыслящим наблюдателем, так как имеют величайшее значение для тех, кто желает управлять политикой своей страны" (курсив мой. - Т. С.) [Awakening in Bengal..., 1965, p. 21]. Задолго до основания Индийского национального конгресса он сказал соотечественникам: чтобы научиться управлять Индией самостоятельно, надо изучать историю.

Внимание к политике обусловлено вестернистскими воззрениями младобенгальцев, видевших политический идеал в демократии, европейских парламентских системах и институтах. Так, полемизируя с устоявшимися клише, Перичанд Митро доказывает с фактами в руках, что, несмотря на преобладание монархии с древних времен, деспотизм в царствах и городах индусов отсутствует [Awakening in Bengal..., 1965, p. 168]. П. Митро идеализирует политический строй древней Индии (власть в ней подчиняется священным законам, чтобы "принести благоденствие народу" [Awakening in Bengal..., 1965, p. 169]), а также говорит о республиках Западной Индии, желая показать, что существовавшая в древности республиканская форма правления не чужда индийцам и на новом этапе истории ее следует возродить. Исторические исследования становятся формой обоснования инноваций, но внешний вестернизм младобенгальцев обогащен патриотическими настроениями: назначение истории они видят в том, что она просвещает и воспитывает, а истинное воспитание неотделимо от знания собственного культурного наследия.

Предмет истории младобенгальцы трактуют широко: это история народов, их культуры, религии, политики, экономики, это краеведение и этнография. П. Митро предлагает проблемно-тематический подход, рассматривая проблему происхождения брахманов, роль армии кшатриев, экономику, право, и особенно социальные институты и социальную структуру. Это просветительское видение предмета имело в Индии глубокую историческую подоплеку: социальная организация индийского общества обладала гораздо большим влиянием и регулятивным воздействием, нежели политические структуры и институты [Эйзенштадт, 1999, с. 163 - 167]. Но внимание к истории народов и культуры роднит младобенгальцев и с представителями романтической историографии Европы. В источниках они видят не только факты, но и памятники народной поэзии, мифологии, свидетельства о характере и нравах индийцев. Младобенгальцы заявили о необходимости социальной истории, полемизируя с западным представлением о первостепенной важности политической истории и с традиционной идеей противоположности сакрального порядка мирскому, который требует не описания и объяснения, а преодоления.

стр. 79
В рассмотрении индийской истории в контексте истории всемирной значительную роль играет христианский историзм. Младобенгальцы датируют события "до и после Рождества Христова". К. Банерджи предлагает периодизацию прогресса всемирной истории от "детства человечества" к цивилизации и просвещению. История цивилизации начинается с "эпохи древней славы Азии", когда расцветает письменность, возникают формы правления, учреждаются законы и возникают империи (Египет, Ниневия. Вавилон, Индия), но осью, ее структурирующей, является прогресс новой религии, основанной на иудейском единобожии [Awakening in Bengal..., 1965, p. 15 - 17]. Вся история, по К. Банерджи, есть прогресс в развитии просвещения и преодоление зла во имя справедливости и гуманности, а двигатель прогресса - нравственность и просвещение. Мыслитель предлагает рассматривать процессы и явления в развитии, так как "то, что не было завершено в одну эпоху, будет продолжено и усовершенствовано в следующую" [Awakening in Bengal..., 1965, p. 19].

История Индии встраивается в историю Азии и всего мира. Характерен в этом смысле взгляд религиозного и социального реформатора Кешобчондро Сена (1838- 1884), испытавшего сильное влияние христианства. В его видении мировой истории рождение Христа - главный исторический рубеж истории Запада и Востока. Прежде Раммохан Рай подчеркивал, что в истории и первая заря знания взошла на Востоке, и пророки, и Христос были азиатами [Roy, 1982, vol. IV, p. 906 - 907]. Кешобчондро повторяет эту мысль в речи "Иисус Христос: Европа и Азия", заменяя европоцентризм азиа-центризмом: "...Фактически христианство было основано и развивалось благодаря азиатам" [Sen, 1954, р. 26]. Он заявляет и об универсальной основе истории, поскольку религия Христа - это абсолютная, универсальная истина Бога для блага всего человечества - и для европейцев, и для азиатов в равной мере. После "долгой и мрачной ночи" Провидение направило в мир Христа, чтобы "преобразовать и возродить человечество", спасти его от страданий. Вдохновляясь его личностью и учением, Европа и Азия, Запад и Восток должны научиться находить гармонию и единство [Sen, 1954, р. 4, 6, 26]. Провиденциализм Кешобчондро сочетается с подчеркиванием роли субъективного фактора в истории - "пророков", которые преодолевают хаос и выводят человечество на новую стадию эволюции.

Традиционному регрессизму противостоит схема стадий мирового исторического процесса, предложенная философом и общественным деятелем Свами Вивеканандой (1863 - 1902) в статье "Современная Индия" (1889). "От природы в каждом человеке заложено стойкое стремление к прогрессу, - считает Вивекананда, - равно как и в обществе, которое "взрослеет" и развивается подобно человеку" [Vivekananda, 1998 - 2000, vol. IV, p. 457]. Известный консерватизм его мышления привел к описанию развития в терминах древнеиндийского представления о делении общества на варны (сословия, страты). История показана им как смена варн у власти: 1) царство брахманов (жрецов и философов) на основе интеллектуальной силы; 2) царство кшатриев (царей и воинов) - на физической силе, 3) царство вайшьев (торговцев и ростовщиков) - на власти золота; 4) грядущее царство шудр (трудового населения). Эти стадии, по мнению Вивекананды, "исторически необходимы" и наблюдаются во всех цивилизациях. По мере "взросления" общество вступает в конфликт с властью, и одна власть постепенно сменяет другую.

Царство вайшьев - это современный Вивекананде мир. Благодаря торговле невежественного вайшьи "мудрость, цивилизация и искусства, накопленные в сердце социального организма во времена превосходства брахманов и кшатриев, распространяются во всех направлениях по артериям торговли к разнообразным рынкам вайшьев" [Vivekananda, 1998 - 2000, vol. IV, p. 466]. В будущем должно наступить царство шудр; власть и благосостояние трех вышестоящих варн только и возможно благодаря шудрам - "настоящему телу общества". Они начинают пробуждаться во всех странах, но

стр. 80
им не хватает должного образования. Однако "...придет время, когда шудры... с присущими им природой и качествами... завоюют абсолютное превосходство в каждом обществе" [Vivekananda, 1998 - 2000, vol. IV, p. 467,468]. Смысловым стержнем истории у Вивекананды оказывается труд человека, а ее движущей силой - народ, создающий культуру. Историческое развитие Вивекананда показал как конфликтный процесс, как социальную борьбу, несмотря на то что, по традиции, главным содержанием истории он объявил эволюцию человеческого духа и знания. Прогресс, таким образом, являет собой постепенное возрастание роли и значения, с одной стороны, индивида, способного к творчеству, с другой - народа.

2. Тема возрождения как ближайшей цели истории в настоящем и будущем. Общий смысл размышлений бенгальцев сводится к тому, что, если в истории преданы забвению высокие идеалы и достижения прошлого, начинается застой и кризис, выход из которого - их возрождение, не исключающее восприятия и усвоения нового. Такое видение прогресса причудливо переплавляет отголоски традиционного представления индуизма об упадке дхармы по мере движения к Кали-юге и убеждение о возможности вывести общество из кризиса с помощью просвещения и социальных реформ.

Об изучении истории как одном из средств успешного развития первым заговорил К. Банерджи в речи "О природе и важности исторических исследований". В предпочтении "сказок и романтических историй" истинному историческому повествованию, пренебрежении историческими трудами он видит показатель упадка духовных сил человека, тогда как подлинное изучение истории "обогащает наш ум опытом целого мира" [Awakening in Bengal..., 1965, p. 17]. Важно "извлечь пользу из опыта прошлого", усвоить его уроки в современности: "Мы желаем, чтобы нас окружали не настолько несчастные и деградирующие соотечественники, чтобы мы могли гордиться более мудрыми и совершенными умами и вдохновляться стойким народным духом" [Awakening in Bengal..., 1965, p. 22]. Содействие улучшению интеллектуального и морального состояния индийцев, согласно Банерджи, невозможно без обращения к историческому опыту.

Его современники положили начало самостоятельному обретению исторической памяти индийцами. С 1840-х гг. появляются оригинальные очерки индийской истории Н. Банерджи, И. Биддешагора, О. Дотто, Б. Мукерджи и Р. Бхоттачарджо. Становление "чувства истории" отразилось и в развитии бенгальского исторического романа, у истоков которого - просветители Бхудеб Мукхопаддхай и Бонкимчондро Чоттопад-дхай. Последний видел в истории главный источник нравственных и духовных сил, необходимых в борьбе за национальное возрождение [Новикова, 1969, с. 161 - 162], и собирался создать труд об истории Индии, но вместо этого создал ряд исторических романов, среди которых знаменитая "Обитель радости".

"У великих наций - великие историки, - писал Бонкимчондро. - В Индии их никогда не было. Ее слабость в том, что из-за отсутствия понимания исторической перспективы она оборвала свои связи с прошлым; но что, кроме героических страниц истории, способно пробудить патриотический дух и национальную гордость?" [цит. по: Clark, 1970, р. 66]. Для писателя развитое историческое сознание было условием реального пробуждения народа. Показывая в романах широкие народные движения и деятельность конкретных личностей, он заявлял о том, что историю творят не одни властители и полководцы, что индивидуальные судьбы вплетены в исторические события и народ выступает субъектом истории, когда борется против политической и социальной несвободы.

В 1876 г. с лекцией "Исследование индийской истории" выступил либеральный общественный деятель, стоявший у истоков создания Индийского национального конгресса Сурендронатх Банерджи (1848 - 1926), Е. Б. Рашковский сравнил его лекцию с Первым "Философическим письмом" П. Я. Чаадаева и "Историческими письмами"

стр. 81
П. Л. Лаврова [Рашковский, 1990, с. 108 - 109]. "Мы должны сами серьезно взяться за решение задачи изучения истории нашей страны... - говорит С. Банерджи современникам. - Если вы серьезно желаете возродить вашу страну, желаете видеть ее великой и процветающей (курсив мой. - Т. С), тогда вы должны обладать совершенным знанием о бедах, ее окружающих, о несчастьях, причиняющих ей боль" [Banerjee, 1970, р. 230].

Изучение истории в глазах С. Банерджи - это интеллектуально-практический путь к возрождению страны, рационально обоснованный рецепт: "Изучение истории... показывает в поразительной форме великую истину: ...наша нищета и унижение... - результат цепи следствий, каждое звено которой объясняет, что над нами не довлеет железная рука судьбы, что мы не стали безнадежными жертвами, мы можем, сделав выбор, частично контролировать эти обстоятельства и таким путем изменить лицо Индии и, возможно, мира в целом" (курсив мой. - Т. С.) [Banerjee, 1970, р. 226]. Смысл размышлений С. Банерджи таков: если предки были способны на впечатляющие достижения в разных сферах жизни, то современники не могут не проявить свои силы - сначала в историописании, затем в социальной практике. На этом пути предстоит, во-первых, изучить причины болезни, которой страдает современная Индия, так много давшая миру в области наук, искусств и нравственности. Во-вторых, выяснить вклад Индии в развитие мировой культуры и цивилизации, утвердить его значение. В-третьих, проследить влияние политики британского правительства на судьбы Индии и национальный характер индийцев. Особенно это важно "в дни политической безжизненности и политического застоя, когда будущие перспективы выглядят поистине мрачно" [Banerjee, 1970, р. 241]. Иными словами, практическому действию должно предшествовать теоретическое познание сути общественных проблем на основе всестороннего рационального изучения исторического опыта.

"От морального возрождения нашей страны зависит ее интеллектуальное, социальное и политическое возрождение, - завершил лекцию С. Банерджи. - Вы должны сделать выбор между жизнью во имя активного и патриотического служения и жизнью в безразличии, беззаботности и пренебрежении священными обязанностями" [Banerjee, 1970, р. 244]. Он предложил рациональные, свободные от эмоций и объективные пути исследования истории и возвел историописание в ранг нравственного императива. Представление С. Банерджи о прогрессе как возрождении страны опровергает индусский ортодоксальный историзм, видящий в современности "век Кали". В силах народа сделать все для усовершенствования настоящего и будущего вместо сожалений о безвозвратно ушедшем прошлом.

3. Тема историко-культурной идентичности и социокультурного единства решается в двух направлениях: 1) опровержение европоцентристской идеологемы об отсутствии истории у индийцев и 2) выработка собственного подхода к исследованию истории страны как единого в культурном отношении целого и попытка определить адекватность рассмотрения истории Индии как истории индусов или индийцев (религиозного или секулярного подхода).

"Некоторые лица жалуются, что индусы не имеют никакой истории и что их книги богаты поэтическими украшениями, но не могут пролить свет на то, какой Индия была в древние времена. ...История каждой древней нации... содержит почти равную смесь истины и ошибок, вероятного и невероятного, вымысла и противоречий, которые должны быть очевидны для каждой непредубежденной личности, сделавшей историю частью своих ученых занятий. Ранние свидетельства большинства древних стран мира более или менее включают легенды, и те, кто порицает за это только индусов, находятся на вершине пристрастности", - заявляет П. Митро [Awakening in Bengal..., 1965, p. 132]. Историографические труды младобенгальцев ориентированы на доказательство качественного сходства истории Индии как истории одного из древнейших наро-

стр. 82
дов мира с историей Запада. В 1828 г. на экзамене в Хинду-колледже ученик Дерозио Кашипрошад Гхош защитил "Эссе об "Истории Британской Индии" Дж. Милля", в котором раскритиковал автора, считавшего индийцев "невежественными варварами". К. Гхош указал на отсутствие "тирании брахманов", на ограничение власти правителей законом, на достижения индусов в науках, искусствах, юриспруденции и искусстве управления государством [цит. по: Kopf, 1969, р. 263 - 264]. Аргументацию он строил на трудах ученых-ориенталистов Калькутты, но именно с него начинаются попытки собственного истолкования истории Индии.

Младобенгальцы говорят и пишут об "истории Индии", "истории Хиндустана", т.е. принимают социокультурное единство страны как исходную точку размышлений, вслед за Раммоханом Раем сознавая политическую и этнографическую неоднородность субконтинента. Ими движет стремление к исторической истине. Так, развивая мысль о просветительском призвании историка, который должен соотносить исторические события с современностью, К. Банерджи предлагает "всегда формулировать удовлетворительно точную оценку принципам, влияющим на человеческие действия в целом" и стремиться правдиво излагать историю, чтобы преднамеренно не обманывать потомков [Awakening in Bengal..., 1965, p. 9 - 10].

Путь к истине лежит через непосредственное обращение к источникам индийской истории, и здесь сочетается подход европейской исторической науки с традиционным методом обращения к тексту для обоснования своих взглядов. Младобенгальцы формируют принципы интерпретации свидетельств источников. К. Банерджи призывает брать из них только не противоречащие здравому смыслу факты, не смешивая их с мифологией, сравнивать факты разных источников, избегая слепой доверчивости и чрезмерного скептицизма, и не отбрасывать "золото вместе с мусором", так как даже легенды могут быть "высоко оценены с точки зрения поэзии и показывать былое величие нашей страны" [Awakening in Bengal..., 1965, p. 7 - 8]. П. Митро убежден, что древние культурные тексты содержат много ценной информации по истории, их остается только исследовать [Awakening in Bengal..., 1965, p. 136], так как в них отразились реальные события: города, монеты, а описанные в них народы сохранились до настоящего времени. При реконструкции событий и социальной структуры он комбинирует все доступные ему источники (в том числе памятники материальной культуры, архитектуры, этнографические материалы).

В художественной форме взгляд на Индию как "страну без истории", удел народа которой - нищета и зависимость, опроверг Б. Чоттопаддхай. Изображая героическое сопротивление завоевателям, он превращал историю в средство утверждения национального достоинства, предлагал образцы борьбы за свободу, продиктованной нравственно-патриотическими чувствами и долгом. Его подход к реконструкции истории несколько отличен от младобенгальского: стремясь к точному изображению исторических условий, колорита эпохи и личностей, Бонкимчондро развивает в своих романах романтический принцип "вживания", "вчувствования" в эпоху. Он считал себя вправе прибегать к вымыслу и интуиции и тем самым реконструировать пробелы исторических исследований, динамично, живо и красочно представлять динамику исторического процесса в Индии. Однако Бонкимчондро с его склонностью к консервативным настроениям (особенно после 1880 г.) воспевает былую славу Индии как индусскую славу, на основе поклонения которой, сознании индусского превосходства и тенденции мистицизма, как отметил Ш. Шоркар, выстраивается традиционализм [Sarkar, 1970, с. 155 - 156]. И если у П. Митро "история Хиндустана при индусах" (т.е. в домусульманский период) - это в принципе либеральный секулярный взгляд, то у Бонкимчондро индусы, сражающиеся с мусульманскими или британскими завоевателями, оказываются главными героями индийской истории, а последняя - историей индусов. Но и у склонных к либерализму мыслителей проскальзывают традиционалистские

стр. 83
нотки, когда они говорят о величии индусской Индии и "дурном управлении" при мусульманских правителях.

Но поликонфессиональной Бенгалии (и Индии!) требовался секулярный взгляд на историю, который предложил С. Банерджи. Он задает вопрос: "Можем ли мы заключить, что наши предки, великие арии древней Индии, были несведущи в искусстве историописания, никогда не писали "истории"?" [Banerjee, 1970, р. 226] - и аргументированно доказывает гипотезу о том, что историописание было известно индийцам, достигшим впечатляющих успехов в науках и искусствах. Множество санскритских трудов, по-видимому, были утрачены, поскольку Индия - "арена постоянных переворотов, постоянного кровопролития и постоянной смены династий" [Banerjee, 1970, с. 229], грабежей и бесчинств завоевателей. Нарративы придворных чиновников, фиксировавших факты и события, - не что иное, как история, равно как и исторические поэмы. В полном смысле слова история не была известна даже в Европе до Великой Французской революции, возвестившей зарю человеческого разума и свободы [Banerjee, 1970, р. 227 - 230]. С. Банерджи воздал должное англичанам, писавшим историю Индии, но они как иностранцы очень мало знали об изучаемой стране. Если индийцы заинтересованы в Истине, то они обязаны исправить ошибки и недостатки, допущенные англичанами, бороться против искажений и фальсификаций индийской истории с помощью собственных объективных исследований.

Рациональность и объективность - это стремление к подходу, свободному от преднамеренной заданности, - таков смысл размышлений С. Банерджи. Его либеральный взгляд на историю и прогресс подразумевает несводимость истории Индии к истории религиозной общины, поскольку историческая реальность изменилась: от общества древних ариев проделан путь до поликонфессионального общества. "Мы всегда придерживались мнения... что необходим не прогресс индусов или прогресс мусульман, но прогресс обеих этих общин в знании, культуре и в тех высоких качествах, которые вносят вклад в национальное величие" [Bose, 1974, р. 204]. Сходные мысли о том, что история Индии - это история всех индийцев, высказывает Бипинчондро Пал. Он подчеркивает, что новая Индия отличается от древней своим поликультурным характером: в ней сосуществуют пять великих общин, представляющих великие мировые культуры, - индусы, зороастрийцы, буддисты, мусульмане и христиане. Дело создания индийской нации подразумевает конвергенцию на основе "современного идеала", но при сохранении самобытности культур [Saggi, 1962, р. 261]. Б. Пал апеллирует к идеям Раммохана Рая, который, по его мнению, "желал... получить для индийского народа право войти в широкий мир современного человечества на основе его законных прав и высокого достоинства и, таким образом, сотрудничать с другими народами и цивилизациями на равных, и занять соответствующее место в будущей Мировой Федерации" [Saggi, 1962, р. 260].

Итог поискам адекватного подхода к изучению истории страны подвел Р. Тагор в эссе "Весть индийской истории". Коренной порок современного изучения истории он увидел в том, что на страницах книг возникают кровавые братоубийственные войны, насилие, завоевания, имперская гордость британцев. "Но смотреть на Индию на этом изменчивом кроваво-красном призрачном фоне - значит не заметить настоящую Индию, - пишет Тагор. - То, что считают индийской историей, ничего не может нам рассказать о народе Индии" [Tagore, 195-, р. 1]. В существующих трудах нет места исследованию внутренних социальных изменений в жизни народа. Истинный подход к истории Индии - исследование жизни народа, его труда и создаваемой им культуры.

4. Тема исторического своеобразия - это в целом результат осмысления конкретной истории. Поиски идентичности и единства логически продолжаются в решении вопроса о смысле истории Индии в мировом контексте. Первоначально ее мыслят как равноправный компонент универсального исторического процесса, но этот либераль-

стр. 84
ный взгляд по мере роста внимания к ценностям индуистской традиции пересматривается и корректируется с целью обретения общего смысла истории страны в прошлом и будущем.

Переплетение либерализма и консерватизма присутствует во взглядах Вивекананды. С одной стороны, история Индии встроена в контекст мировой истории, поскольку она проходит вышеупомянутые стадии-"царства": ведийский период (царство брахманов); буддийский период и раджпутско-индийская эпоха; мусульманское владычество (сотрудничество ранее соперничавших брахманов и кшатриев во имя личных интересов); период с начала английской оккупации Индии (царство вайшьев). При очевидной искусственности этого деления Вивекананда преодолевает традиционализм, так как не считает "царство брахманов" "золотым веком" в масштабе субконтинента и не призывает возрождать славу индусской Индии, а, напротив, связывает будущее с повышением роли народа, находящегося внизу социальной иерархии. С другой стороны, Вивекананда раскрывает культурное, религиозное и социальное своеобразие Индии, говоря о ее будущей роли в мировом историческом процессе. Определяет представления философа решение им проблемы синтеза Востока и Запада. "Разве мы, сидя у ног западных людей, не учились всему, даже религии? - спрашивает он. - Мы можем научиться у них механике. Мы можем научиться многим другим вещам. Но мы должны и сами научить их чему-нибудь, и это - наша религия, это наша духовность. Завершенная цивилизация мира ожидает, ожидает сокровищ, которые придут из Индии, ожидает чудесного духовного наследия этой расы, которое, несмотря на десятилетия упадка и страдания, нация до сих пор носит в сердце" [Vivekananda, 1998 - 2000, т. III, р. 317]1.

Своеобразие Индии Вивекананда видит в ее духовности, а миссию в истории - в том, чтобы нести сокровища духа всем народам, которые утратили духовность. Однако исполнить эту миссию Индия сумеет, только решив свои внутренние проблемы. Религиозные движения и вероучители, приходившие в разные периоды истории - от буддийского до современного периода, - это лишь "первый план" "изменений, революционизирующих общество", на втором же плане - социальные потребности [Vivekananda, 1998 - 2000, т. IV, с. 462]. Путь преодоления внутренних проблем Вивекананда видит в объединении индийцев, гордых своим культурным наследием и страной в общем братстве и человечности [Vivekananda, 1998 - 2000, т. IV, р. 280].

О миссии и особой истории Индии говорит и Р. Тагор, у которого взгляд более секулярен, чем взгляд Вивекананды, который считает, что индуизм, и особенно веданта, конституирует все духовные богатства страны. В поиске смысла истории Индии Р. Тагор сравнил ее с историей Запада, который исполнен духа противостояния и соперничества и считает политическую славу целью жизни общества. Постоянные конфликты между индивидами, правителями и управляемыми, богатыми и бедными разрушают социальную гармонию и воспроизводят вражду в западном мире. Индия, напротив, по мнению Тагора, ориентировалась на основу морального и социального прогресса - гармонию соперничающих элементов - и поэтому стремилась установить со всеми узы симпатии, обладая "талантом превращения врагов в друзей".

Гармония и единство как социальный порядок Индии возникают из анализа и классификации разнородных элементов и факторов, определения для них соответствующих "сфер полезности" в обществе как единой "социальной фабрики", предназначенной "для осуществления широчайшего многообразия функций". Тайна и залог единства в том, что Индия "никогда не позволяла какой-либо части выйти из соответствующей сферы, нарушить порядок и баланс целого". "Открытие идентично-

1 Б. З. Фаликов характеризует эти взгляды малоизвестным термином Н. А. Бердяева "миссионизм" (вместо термина "мессианизм"), так как народов с исторической/религиозной миссией может быть сколько угодно [Фаликов, 1994, с. 194].

стр. 85
сти, достижение единства и создание стабильности и мира в обществе - таков идеал Индии" [Tagore, 195-, р. 6 - 7], - заключает мыслитель. Согласно Р. Тагору, во все времена, вопреки всем вторжениям извне и опустошениям, была подлинная Индия, которая давала жизнь таким людям, как Кабир, Нанак, Чайтанья и Тукарам. Поэтому следует отбросить ошибочную идею о том, что история различных стран сходна и заключается главным образом в исследовании политики. "Если... кто-либо желает ясно узнать, в чем особое значение Индии, то существует ответ, истинность которого подтверждает вся история Индии, - утверждает Тагор. - На протяжении всей ее истории... прослеживается попытка установить единство в многообразии, приблизиться к истине различными путями и осознать полноту веры в то, что Единое - во многом, как сокровенная реальность; она не разрушает внешние различия, но открывает их внутреннюю связь" [Tagore, 195-, с. 5]. Поэтому в веках истинная Индия не искала политической славы, а стремилась "увидеть Единое в мире и в себе, установить Единое среди многого, открыть Его с помощью знания, осознать его в любви и заявить Его в жизни" [Tagore, 195- р. 9].

Итак, согласно Тагору, путь исторического развития Запада - путь несогласия и конфликта, путь развития Индии - установление уз взаимодействия и гармонии на основе ее идеи Единства [Tagore, 195-, р. 8]. Из желания показать уникальность индийской истории и смыслов, открытых индийской культурой, у него возникает идеальное представление о том, что "весть" истории Индии - это гармония и толерантность. Здесь, в отличие от других, более поздних работ, он не акцентирует нетерпимости кастовой системы или традиционализма в Индии, равно как и не говорит о том, что Европа столетиями шла к толерантности. Но в историософском смысле такое видение Тагором проблемы "Восток-Запад" - это попытка решить проблему различий между ними как противоположности борьбы и единства, конфликта и социальной гармонии. Понимание смысла истории страны как попытки синтеза многообразных элементов было важно для формирующегося секулярного подхода к ее изучению в мультикультурном социуме, так как любая трактовка событий с позиций конфессии и этноцентризма чревата идеологическими и социальными конфликтами.

В построениях бенгальских мыслителей, таким образом, обозначены черты "национального мифа", смысл которого в том, что индийцы должны достичь "единства в многообразии", возродить и творчески обновить историческое наследие, разрешать социальные противоречия через поиск согласия, стремиться к гармонии всех сторон жизни.

В результате стремительного развития исторического сознания в бенгальской мысли складываются положения философии индийской истории. Ее ключевой смысл заключен в положительном ответе на вопрос о возможности сочетания цивилизационной традиции с современностью и, следовательно, дальнейшего развития общества в изменяющемся мире. Освоение исторического наследия, обретение исторической памяти и "чувства истории" предстают методом познания традиции и одновременно - методом возрождения общества и адекватной интеграции в мир современности, поскольку в традиции, соотнесенной с достижениями иных, в первую очередь западных, народов возможно обрести прочную основу развития. Это соотнесение с Другими - народами, цивилизациями, религиозными общинами - открывает индийцам путь к обретению себя - во времени (от древности до наших дней), в пространстве (индийский субконтинент в азиатском и мировом контексте), в культуре (общеиндийское наследие) и в духе (соотнесенность человека/общины/общества с универсальным смыслом (Истиной, Богом).

Философия индийской истории выстраивается благодаря новому взгляду на смысл существования человека в мире: он призван реализовать себя в служении людям, в труде, совершенствующем общество, следовательно в истории. Соответственно и общество во времени накапливает опыт, играющий решающую роль в развитии своей цивилизации, создает социальные и культурные ценности, значимые для всего мира. От

стр. 86
критики европоцентризма бенгальские мыслители пришли к обоснованию смысла индийской истории - достижения гармонии во всех сферах жизни общества, ее направленности на совершенствование существующих отношений, развитие культурных традиций. Смысловым стержнем истории у них оказывается способность Индии к синтезу собственных ценностей с ценностями, приходящими извне.

Основные положения этой философии истории сформулируем следующим образом. 1) Индийцы (жители субконтинента) - это современные наследники древней цивилизации, имеющие славную историю, богатую достижениями, движутся вперед, осваивая новое и развивая свои традиции в диалоге с другими народами; 2) Цель развития в истории на настоящий момент - духовное, нравственное, социальное, экономическое, политическое и культурное возрождение страны; 3) Народы, населяющие субконтинент, - разные в социальном, религиозном и этническом отношении, но их объединяет общее прошлое, настоящее и будущее, общие ценности и наследие; 4) Историческое своеобразие индийцев складывается из позитивных качеств - способности к творчеству, ума, трудолюбия, миролюбия - и негативных - способности забывать о высоких ценностях и идеалах, внимания к тому, что разделяет людей, предпочтения внешней формы внутреннему содержанию, забвения патриотизма. Однако надлежащий труд просвещения и социального развития позволит преодолеть эти негативные характеристики - в этом оптимистическом мнении единодушны все бенгальцы.

Реконструированная нами философия индийской истории - при всей условности данного термина - как и любая другая философия истории, была, по меткому выражению Е. Б. Рашковского, "теоретической авантюрой" категориального осмысления почти хаотического потока истории Индии в условиях "элитарной модернизации" [Рашковский, 1999, с. 9]. Однако ее положения немало способствовали формированию общеиндийского исторического сознания, интегрированного впоследствии в концепции Индийского национального конгресса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 8. М.-Л.: Соцэкгиз, 1935.

Новикова В. А. Историческая проблематика в творчестве ранних бенгальских романистов // Теоретические проблемы восточных литератур. М.: Наука, 1969.

Серебряный С. Д. Азиатское общество (Калькутта) // Народы Азии и Африки. 1987. N 6.

Серебряный С. Д. Роман в индийской культуре Нового времени. М.: РГГУ, 2003.

Скороходова Т. Г. Эпоха Бенгальского Возрождения: история социокультурного синтеза // Индийские исследования в странах СНГ. М.: ИВ РАН, 2007.

Рашковский Е. Б. На оси времен. Очерки философии истории. М.: Прогресс-Традиция, 1999.

Рашковский Е. Б. Научное знание, институты науки и интеллигенция в странах Востока XIX-XX вв. М.: Наука, 1990.

Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука; Петербургское востоковедение, 2005.

Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.

Эйзенштадт Щ. Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект-пресс, 1999.

Awakening in Bengal in the Early Nineteenth Century. Selected Documents/Ed. by G. Chattopadhyaya. Calcutta, 1965.

Banerjee S. The Study of Indian History II Nationalism in Asia and Africa. N. Y.: Cleavland, L.: Widenfield, 1970.

Bose S. K. Surendranath Banerjea. New Delhi: Government of India. Ministry of Information and Broadcasting, 1974.

Clark T. W. The Novel of India, its Birth and Development. Berkeley: University of California Press, 1970.

Kopf D. British Orientalism and Bengal Renaissance. Berkeley: University of California Press, 1969.

Roy Raja Rammohun. The English Works I Ed. by J. C. Ghose. New Delhi: Cosmo, 1982.

Saggi P. D. Life and Work of Lai, Bal and Pal. Delhi: Overseas Publishing House, 1962.

Sarkar S. Bengal Renaissance and Other Essays. New Delhi, etc.: People's Publishing House, 1970.

Sen K. Ch. Lectures in India. Calcutta: Navavidhan Publishing Committee, 1954.

Tagore R. The Message of India's History. Santiniketan: Basu, 195-.

Vivekananda S. Complete Works. 12th ed. Mayavati-Almora: Advaita Ashrama, 1998 - 2002.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКОЕ-СОЗНАНИЕ-БЕНГАЛЬСКОГО-ВОЗРОЖДЕНИЯ-ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ-АНАЛИЗ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. Г. СКОРОХОДОВА, ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ БЕНГАЛЬСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ) // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 13.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКОЕ-СОЗНАНИЕ-БЕНГАЛЬСКОГО-ВОЗРОЖДЕНИЯ-ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ-АНАЛИЗ (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Т. Г. СКОРОХОДОВА:

Т. Г. СКОРОХОДОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ БЕНГАЛЬСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android