В статье рассматриваются история появления и особенности бытования одного из элементов традиционного костюма бухарских евреев - камзола. Сопоставление его вариантов, известных по фотографиям конца XIX - начала XX в. и музейным памятникам (описания в литературе отсутствуют), с камзолами равнинных таджиков и оседлых узбеков (сортов) позволило выявить целый ряд отличий в покрое, характере тканей, манере ношения и других деталях, которые свидетельствуют о самобытности происхождения этого вида одежды.
Ключевые слова: история среднеазиатского костюма, переднеазиатские традиции в традиционной одежде, бухарские евреи.
Бухарские евреи - этноконфессиональная группа, исторически сложившаяся в Средней Азии. Они проживали в городах центральной части региона - Бухаре. Самарканде, Шахрисябзе, Карши, Китабе, Маргилане и др. - среди равнинных таджиков и оседльгх узбеков (сартов). Источники не располагают конкретными сведениями о времени появления еврейских общин в регионе. До XVI в. евреи Ирана, Средней Азии и Афганистана составляли фактически единую культурную общность. После образования в начале XVI в. Бухарского ханства она распалась. Евреи ханства стали формироваться как самостоятельная этноконфессиональная группа. В XIX в. возник экзоэтноним "бухарские евреи". В ходе адаптации и в результате контактов с соседними народами их родным языком стал таджикский (бухарско-самаркандский диалект), а традиционно-бытовая культура оказалась почти неотличимой от культуры среднеазиатского населения [Zand, 1989]. Во многом поэтому культура бухарских евреев не привлекала внимания путешественников и исследователей Средней Азии XIX - начала XX в., интересы которых ограничивались проблемами происхождения и положения бухарских евреев в мусульманском мире. Считалось, что предметный мир, в т.ч. одежда, данной этноконфессиональной группы не имел этнокультурного своеобразия.
В литературе практически отсутствуют сведения об одежде бухарских евреев. Известны лишь упоминания об "отличительных знаках" в мужском костюме, которые должны были выделять иноверцев среди мусульман [Емельяненко, 2008]. В музейных собраниях одежда группы представлена далеко не полно; в основном это образцы, приобретенные в последние десятилетия, уже давно вышедшие из активного употребления; в памяти людей стерлись представления об их особенностях [Емельяненко, 2010].
В этой связи огромное значение приобретает анализ музейных образцов, архивных и опубликованных фотографий конца XIX - начала XX в., сохранивших облик традиционного костюма бухарских евреев. Сопоставление их с материалами по таджикско-узбекской одежде позволяет выявить специфические черты этого костюма, дополнить и уточнить данные о происхождении, видах и характере его бытования. В составе одежды особый интерес представляет камзол, распространенный у бухарских евреев, таджиков и узбеков. По мнению ряда исследователей, он был заимствован у татар и появился в Средней Азии не ранее конца XIX в. Считая появление этого вида одежды в Средней Азии поздним заимствованием, авторы обычно ограничиваются формальным его описанием. [Сухарева, 1982,
стр. 95
с. 51; Лобачева, 1989, с. 7,27; Люшкевич, 1989, с. 113; Завьялова, 1996, с. 240; Рассудова, 1978, с. 168]. Однако анализ обширного круга источников позволяет иначе взглянуть на происхождение камзола.
Камзол среднеазиатских народов (камзул, кемзал, кемсалъ, кемзор, камзан) отличается от традиционного в регионе туникообразного халата, при моделировании стана которого полотнище ткани перегибалось пополам, в бока вставлялись прямые или скошенные клинья, рукава пришивались по прямой нитке. Камзол представлял собой одежду с плечевыми скошенными швами, выкроенными проймой и головками рукава, приталенным силуэтом, застежкой на пуговицы и прорезными карманами [Люшкевич, 1978, с. 125, 127 - 128; Сухарева, 1982, с. 56; Рассудова, 1989, с. 149]. Его делали на подкладке или с дополнительной ватной прослойкой и всегда сшивали на швейной машине.
Промежуточным видом верхней распашной одежды, сочетающей черты прямого кроя и кроя, характерного для камзолов, являлись халаты с плечевыми швами и немного скругленной проймой рукава. Они, как и туникообразные халаты, были просторными, без карманов и застежки. Их бытование у кочевых и полукочевых народов региона прослеживается с середины XIX в. Северные киргизы и казахи такие халаты обозначали теми же словами, что и туникообразные халаты, и изготавливали из тех же тканей [Антипина, 1962, с. 223 - 224; Захарова, Ходжаева, 1964, с. 46].
В целом ареал халатов такого покроя плохо изучен, но известно, что у равнинных таджиков и оседлых узбеков подобный вид одежды появился лишь в конце XIX - начале XX в. Он бытовал главным образом среди городского населения и имел самостоятельное название, в Самарканде, например, его называли румча ("византийский") [Сухарева, 1982, с. 53]. Такие халаты шили только из фабричных тканей - из ситца с полосатым или мелким растительным узором на темном фоне, из темного однотонного сатина или сукна. Это указывает, что в тот период они были действительно новым видом одежды.
Местное население (особенно таджики) с предубеждением относилось к новым фасонам (как и к любым новшествам). Им нередко давали обидные названия или приписывали вредные качества [Ершов, Широкова, 1969, с. 6 - 7]; и даже если одежду нового вида принимали, то шили ее из таких же "чужих" -фабричных - тканей.
Примечательно, что южные киргизы, подобно самаркандцам, халаты нового покроя называли урумчачапан или каптама-чапан и шили из цветного "русского" ситца темных тонов [Антипина, 1962, с. 223]. У казахов "модернизация" старинного халата из шерстяной домотканины шепкен, произошедшая на рубеже XIX-XX вв., также выразилась в том, что его стали делать со скошенным плечом и из покупных плотных тканей [Захарова, Ходжаева, 1964, с. 51]. Таким образом, изменения традиционного кроя и фасона одежды сопровождались сменой материала, причем не только у оседлого населения центральных районов Средней Азии, которое имело собственные древние хлопко- и шелкоткацкие традиции, но и у кочевых народов, не видевших разницы между "своими" и "чужими" тканями и издавна использовавших ткани, привезенные из земледельческих оазисов, Китая и других стран [Томина, 1989, с. 246 - 249].
Образцы верхней одежды переходного типа бухарских евреев не зафиксированы в фотоматериалах, нет их и в музейных коллекциях. Известные по музейным собраниям халаты близки по покрою к самаркандским румча, но уже имеют элементы, приближающие их к камзолам, - несколько зауженный в груди силуэт, застежку на одну пуговицу с накидной петлей (запах слева направо) и прорезной карман внутри на подкладке (ФК РЭМ, 12095,5, 6). При этом сшиты они из ткани кустарного производства - полушелкового полосатого бекасаба. В костюме таджиков и узбеков конца XIX - начала XX в. аналоги им отсутствуют, тогда как халаты покроя румча в музейных собраниях (включающих одежду данных народов) представлены многими экземплярами (ФК РЭМ, 5642, 17, 27; 7617, 7; 8762, 20596, 20602, 20605, 20610 и др.). Возможно, такие халаты являлись одним из вариантов камзола и были характерны именно для бухарских евреев. В их костюме, как показывает исследование, камзол имел большее разнообразие, чем у соседнего населения. Так, типичным для узбекско-таджикского камзола являлся невысокий воротник-стойка, называвшийся кулф-у-калид ("замок и ключ") [Сухарева, 1982, с. 57]. Его пришивали к горловине таким образом, что при запахе концы сходились посередине и застежка на пуговицы с "воздушными" или прорезными петлями от верха до талии располагалась по центру или немного вбок от него [Люшкевич, 1978, с. 125; Сухарева, 1982, с. 56; Рассудова, 1970, с. 26; Ершов, Широкова, 1969, с. 24].
У камзолов же бухарских евреев, согласно иллюстративным источникам, горловина оформлялась подобным образом (ФК РЭМ, 49, 11, 14, 17, 18, 30; 5378, 1; рис. 1 - 3) или чаще всего просто обшивалась узкой полоской ткани (ФК РЭМ, 49, 15, 23 - 25; рис. 4); иногда к ней пришивали шалевидный воротник (ФК РЭМ, 49, 14, 21) [Голендер, 2004, с. 72, фото 8] (рис. 5). Одежда аналогичного покроя с таким воротом была известна у кочевых и полукочевых народов - стеганый на вате бешмет (бешмант) у казахов [Захарова, Ходжаева, 1964, с. 43, 48, 88, табл. 1, 2], чапан у полукочевых узбеков (ФК РЭМ, 5642, 39), летняя одежда джелек у киргизов [Антипина, 1962, с. 229]. Шалеобразный же воротник, например, в Самарканде, мог быть только на мужских и женских халатах румча, тогда как муж-
стр. 96
Рис. 1. Мужчины в камзолах с воротником-стойкой и правосторонним запахом, опоясаны платком и поясом с пряжкой; в качестве верхней одежды туникообразного покроя - халаты яхтак (справа) и чекман из темной шерстяной ткани (слева). Бухарские евреи. Самарканд. 1900 - 1902 гг. Фото СМ. Дудина. ФК РЭМ, 49, 14.
Рис. 2. Юноша в камзоле с воротником-стойкой и левосторонним запахом из фабричного полушелкового полосатого атласа, надетом в качестве верхней одежды. Бухарский еврей. Самарканд. 1900 - 1902 гг. Фото С. М. Дудина. ФК РЭМ, 49, 17.
Рис. 3. Мужчина в камзоле без воротника и с правосторонним запахом, сшитом из кустарного полушелка бекасаб; поверх надет халат туникообразного покроя джома. Бухарский еврей. Самарканд. 1900 - 1902 гг. Фото С. М. Дудина. ФК РЭМ, 49, 18.
Рис. 4. Юноша в камзоле без воротника, сшитом из кустарного атласа с абровым узором; поверх надет халат туникообразного покроя джома. Бухарский еврей. Самарканд. 1900 - 1902 гг. Фото С. М. Дудина. ФК РЭМ, 49, 23.
Рис. 5. Мужчина в камзоле с шалевым воротником и правосторонним запахом из бархатной ткани, надетом в качестве верхней одежды. Бухарский еврей. Самарканд. 1900 - 1902 гг. Фото СМ. Дудина. ФК РЭМ, 49, 21.
ские камзолы здесь всегда шили со стоячим воротником [Сухарева, 1982, с. 55 - 56].
Полы камзолов бухарских евреев, как и таджикско-узбекских, были симметричными. Но если на последних застежка обычно имела вертикальное осевое направление, то на камзолах бухарских евреев она могла располагаться либо по центру (ФК РЭМ, 49,8; 94. 25; 5465, 1) (рис. 6), либо при глубоком запахе левее или правее от него (ФК РЭМ, 49, 15 - 18, 21, 23, 24; 94, 25; 5465, 1, 5; см. рис. 3, 4).
Направлению запаха камзолов бухарские евреи, вероятно, значения не придавали: одежда персонажей на известных фотографиях запахивается то слева направо, то справа налево (см. рис. 4). Если у кочевых народов региона (казахов, киргизов) одежда, согласно древнетюркской традиции, имела преимущественно правосторонний запах [Антипина, 1962, с. 223; Захарова, Ходжаева, 1964, с. 40, 53], то у оседлых она не всегда соответствовала этому обычаю [Рассудова, 1970, с. 25]. Однако камзолы в Средней Азии не только у тюркоязычных народов, но и у таджиков запахивались только слева направо, о чем свидетельствуют описания исследователей [Люшкевич, 1978, с. 125; Рассудова, 1970, с. 23; Захарова, Ходжаева, 1964, с. 44] и материалы музейных коллекций (РЭМ, 58, 27; 4463, 2; 5642, 36, 39; 6141, 63; 8762, 20593 и др.). Исключение составляли лишь камзолы бухарских евреев.
стр. 97
Рис. 6. Мужчина в камзоле из черного сатина с воротником-стойкой и правосторонним запахом, надетом в качестве верхней одежды. Бухарские евреи. Самарканд. 1900 - 1902 гг. Фото С. М. Дудина. ФК РЭМ, 49, 8.
По силуэту камзолы бухарских евреев выделялись некоторыми особенностями. Можно отметить почти прямые камзолы (ФК РЭМ, 49,8), слегка приталенные и расширенные книзу, как у соседних народов (ФК РЭМ, 5465, 1), зауженные до талии и сильно расклешенные книзу за счет боковых клиньев. Например, в зауженных камзолах предстают ученики на фотографии 1871 г. Туркестанского альбома, подготовленного к Всероссийской Политехнической выставке 1872 г. в Москве (ныне 1 экз. альбома хранится в Фотофонде Библиотеки Конгресса США) [Turkestan Album..., LC-DIG-ppmsca-09951 - 00245]. Такие же камзолы можно увидеть на персонажах, запечатленных в еврейском квартале Самарканда в 1907 г. известным фотографом С. М. Прокудиным-Горским [Ibid., LC-DIG-ppmsc-04442].
Наибольшее своеобразие камзолам бухарских евреев придавали ткани. Таджики и узбеки шили камзолы, как правило, из материи фабричного производства темных тонов - сатина, чаще черного, ситца с редким полосатым или мелким растительным узором, гладких шерстяных и полушерстяных тканей [Люшкевич, 1989, с. 113]. Камзолы знати изготавливали из тканей кустарного производства, которые стали вырабатывать в конце XIX - начале XX в., - полушелкового атласа с широкими полосами или с абровым (тадж. абр - "облако") декором, который создавался особым методом - последовательной резервацией нитей и их окраски перед тканьем; в результате на готовой ткани возникали узоры расплывчатых очертаний. В международной текстильной практике такой способ орнаментации называется "икат". Престижные камзолы также шили из шелковой однотонной ткани саржевого переплетения чучунча (чечунча), производство которой было освоено самаркандскими и ходжентскими ткачами на рубеже XIX-XX вв. Свое название она заимствовала от аналогичной китайской ткани чесуча, но в ассортимент среднеазиатских ткачей вошла уже под влиянием фабричных тканей из России. В Ташкенте узбеки, например, шили из чучунчи длинные камзолы, которые юноши из зажиточных семей (бой бача) носили, подпоясывая шелковыми поясными платками. Белый чучунчоеый камзол входил также в костюм жениха - его надевали на рубаху, а сверху -два халата из кустарного полосатого полушелка и из парчи (зар тун) [Биюканова, 1948, табл. IV, XX]. У таджиков Ходжента ценилась чучунча кремового цвета, называвшаяся ранги чирки дандон. Она использовалась для пошива брюк и камзолов должностных лиц автохтонного и русского происхождения, представителей администрации ([Турсунов, 1974, с. 95]; ФК РЭМ, 5642, 36).
Камзолы бухарских евреев шили почти из всех видов распространенных в регионе тканей кустарного и фабричного производства. На фотографиях рубежа XIX-XX вв. представители этой этноконфессиональной группы одеты в камзолы из черного и светлого сатина (ФК РЭМ, 49, 8, 14, 21; 5378, 1), ситца с цветочным рисунком (ФК РЭМ, 49, 24), полосатого тика (ФК РЭМ, 49, 15), фабричного и кустарного атласного полушелка (ФК РЭМ, 49, 12, 13, 17, 23; 94, 25), белого плотного шелка, возможно чучунчи, и полосатого бекасаба (ФК РЭМ, 49, 18; 5465, 1, 5; [Turkestan Album..., LC-DIG-ppmsca-09951 - 00245, LC-DIG-ppmsc-04442]; см. рис. 1 - 7).
Отличалась и манера ношения камзола. У таджиков и узбеков поверх камзола (обязательно подпоясанного) полагалось носить халат традиционного покроя [Сухарева, 1982, с. 56; Люшкевич, 1989, с. 113]. Пожилые состоятельные горожане на камзол могли надеть стеганый на вате чапан и подпоясаться платком, а поверх - чакман (халат из шерстяной ткани) [Ершов, Широкова, 1969, с. 24, табл. 8]. Бухарские же евреи, судя по фотографиям, носили камзол и под легким халатом на подкладке, и под халатом на вате, и под чакманом (см. рис. 1 - 5), и как самостоятельный вид одежды, с поясом и без него (см. рис. 1, 2, 6). Причем манера ношения камзола не зависела от возраста. Например, на одном групповом снимке можно видеть молодых и пожилых мужчин в камзолах с ма-
стр. 98
Рис. 7. Мальчики разных возрастов в камзолах с воротником-стойкой из фабричных тканей. Бухарские евреи. Самарканд. 1900 - 1902 гг. Фото С. М. Дудина. ФКРЭМ 49, 10.
терчатыми или кожаными поясами и без них; камзолы надеты под темный шерстяной чакман или яркий полушелковый халат.
В таджикско-узбекском костюме камзол не стал самостоятельным видом верхней одежды [Сухарева, 1982, с. 56; Люшкевич, 1989, с. 113]; он остался лишь престижным дополнением к традиционному костюмному комплексу. В большинстве районов его бытование ограничивалось узкой социальной средой. В Самарканде камзол носили солидные торговцы и ремесленники, не связанные с тяжелым физическим трудом [Сухарева, 1979, с. 56]. В городах Ферганской долины и в Ташкенте (основных районах бытования камзола) он изначально входил в костюм преподавателей, торговцев, ювелиров, ткачей шелковых материй, портных [Рассудова, 1989, с. 149], молодых людей из зажиточных семей [Бикжанова, 1948, табл. IV, XX]. В Бухарском оазисе, где появление камзола относят только к 1920-м гг., он бытовал среди интеллигенции, представителей городской и сельской администрации [Люшкевич, 1989, с. 113].
В мужском костюме бухарских евреев камзол имел широкое распространение уже в последние десятилетия XIX в. На большинстве известных фотографий, снятых начиная с 1880-х гг. в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Коканде, в камзолах запечатлены и мальчики, и юноши, и мужчины (ФК РЭМ, 49, 7, 8, 12 - 15, 17, 18, 21, 23, 25, 30; 94, 25; 5378, 1; 5465, 1; 8856, 26; АЛИИ. Ф. 12. Оп. 3. Д. 14. Л. 10, 92, 94, 116, 131). На снимках, сделанных в 1900 - 1902 гг. в Самарканде и других городах С. М. Дудиным - известным фотографом и собирателем этнографических коллекций по Средней Азии, среди горожан по черному длинному камзолу безошибочно можно определить фигуру бухарского еврея (ФК РЭМ, 42, 26, 100; 46, 7; 48, 197,
Рис. 8. Торговые ряды на базаре в Самарканде. На переднем плане слева - бухарский еврей в темном камзоле. 1900 - 1902. Фото С. М. Дудина. ФКРЭМ, 48, 204.
стр. 99
204; рис. 8). Длинные халаты, которые в отличие от узбекских были сшиты в талию, определяли облик бухарских евреев еще в 1920-х гг. [Кеслер, 1930, с. 73]. У остальной части населения в это время камзолы стали выходить из моды, а с 1930 - 1940-х гг. сохранялись только у стариков в сельской местности и у служителей культа в городах [Люшкевич, 1978, с. 127 - 128; Рассудова, 1989, с. 149].
Камзолы бухарских евреев отличались от камзолов узбеков и таджиков по фасону, тканям, манере ношения; они бытовали у представителей разных возрастных групп и социальных слоев. Указанные особенности не могли сформироваться за короткий срок. В связи с этим версия происхождения камзола в Средней Азии под влиянием татарского костюма требует уточнения.
Прежде всего рассмотрим, что представлял собой татарский камзол в конце XIX - начале XX в., когда он, согласно общему мнению исследователей, был заимствован среднеазиатскими народами. В Средней Азии, главным образом среди городского населения, действительно проживало немало татар, переселившихся в разное время с Урала и Поволжья; ногай махалле - татарские кварталы - существовали в Бухаре, Самарканде, Ташкенте и других городах. Татары занимались торговлей, приезжали в Бухару учиться в медресе, после присоединения Средней Азии к России работали переводчиками и служащими при администрации [Наливкин, 1913, с. 25].
Верхняя одежда приталенного силуэта с застежкой на пуговицы, воротником-стойкой, выкроенной проймой рукава, плечевым швом, прорезными карманами была типичной для традиционного татарского костюма. Различают три ее вида - камзол, казакин и бешмет [Суслова, Мухамедова, 2000, с. 56 - 60]. В конце XIX - начале XX в. словом "камзол" у татар обозначалась одежда без рукавов или с короткими (до локтя) рукавами разной длины. Казакин - длиннополая, с длинными рукавами выкройная распашная одежда. Бешмет являлся утепленным ватной или шерстяной прослойкой вариантом казакина [Завьялова, 1996, с. 58, 61, 123 - 124; Суслова, Мухамедова, 2000, с. 56, 58, 60]. Последний под аналогичными названиями -бешмант, бешпент, мешпет - был известен северным казахам и северным киргизам [Антипина, 1962, с. 229 - 230; Захарова, Ходжаева, 1964, с. 43]. Таким образом, заимствование было возможно, особенно если учитывать, что основная торговая деятельность татар распространялась на степные районы [Наливкин, 1913, с. 25].
По фасону с камзолами городских узбеков и таджиков совпадает казакин. В этот период его шили только из фабричных темных тканей и на швейной машине - признак, который отличал все новые виды одежды и в узбекско-таджикском костюме. Но слово "казакин" в Средней Азии не употреблялось, хотя логично предположить, что если в конце XIX в. происходило прямое заимствование местным населением одежды, аналогичной по покрою татарскому казакину, то на нее переносилось и название. Однако в Средней Азии все виды такой одежды назывались камзул (или близкими формами), к этому слову добавлялось обозначение конструктивных особенностей платья или ткани [Захарова, Ходжаева, 1964, с. 43]. Укороченная безрукавка или одежда с короткими рукавами именовалась камзулча, нимча, синача, жалатка [Рассудова, 1978, с. 168; Сухарева, 1982, с. 57].
Следует обратить внимание на способ запахивания камзола. Все виды традиционной татарской распашной одежды всегда запахивались справа налево [Суслова, Мухамедова, 2000, с. 56], но, как упоминалось выше, узбекско-таджикские камзолы имели строго правосторонний запах. Известно, что еще в начале и первой половине XIX в. татары шили свои камзолы и казакины из ярких атласных, шелковых, парчовых восточных, в т.ч. бухарских, тканей [Завьялова, 1996, с. 58, 98]. В более ранние времена их камзолы были с длинными рукавами [Суслова, Мухамедова, 2000, с. 57]. Это означает, что заимствование либо произошло в довольно отдаленном прошлом, когда татарские камзолы и по названию, и по форме были аналогичны среднеазиатским камзолам конца XIX в., однако это противоречит этнографическим данным о времени их распространения в регионе, либо оно имело обратный вектор, и в татарском костюме этот вид одежды появился под среднеазиатским или, может быть, шире - под переднеазиатским влиянием.
Исследователи уже отмечали бытование в древности на территории Средней Азии одежды, подобной камзолу. Мужская распашная облегающая одежда (называемая в археологической литературе кафтан), расширяющаяся к подолу за счет боковых клиньев или раскашивания боковин, глухая (т.е. без дополнительных срезов около ворота) и с застежкой у ворота или с отворотами, с запахом на левую (в большинстве районов) или на правую сторону (отмечено в Бухаре), была зафиксирована в настенных росписях VII-VIII вв. на памятниках архитектуры Тохаристана и Согда - основных областей формирования таджикского и узбекского этносов [Лобачева, 1979, с. 21, 22, 25, 32, 33].
Одежда аналогичного фасона, короткая и длинная, с застежкой по центру или сбоку (чаще справа, что указывает на запах слева направо), с длинными и короткими рукавами и безрукавная отмечена на миниатюрах Ирана, Хорасана и Мавераннахра XV-XVI вв. [Горелик, 1979, с. 50 - 52; Пугаченкова, 1956, с. 92, 93, 96]. Но, как считают исследователи, она была известна еще в Иране эпохи Ахеменидов, в Средней Азии, на Алтае и в скифо-сарматской среде второй половины I тыс. до н.э. [Горелик, 1972, с. 46 - 47]. Подобный
стр. 100
покрой и силуэт сохранился в традиционных видах верхней одежды персов - габа и сердары - до XX в. [Богданов, 1909, с. 77; Люшкевич, 1970, с. 307].
Бытующее в лексике населения Средней Азии слово "камзол", по мнению Р. Я. Рассудовой, иранского происхождения (кэмзэн, кэмзэб). Исследователь, трактуя его как "недостаточный", "шитье с изъяном", считает, что это слово применяли к одежде с отступлениями от привычного и "правильного" туникообразного покроя, при этом допускает, что "камзолом" в разное время (или одновременно на разной территории) могли называться разные варианты верхней одежды [Рассудова, 1978, с. 168, 170, 173].
Примером того, что некогда в Средней Азии детали одежды кроили не только по прямой нитке, могут служить сохранявшиеся до XX в. халаты в целом туникообразного покроя со слегка подрезанной проймой (под мышками вырезалась овальная линия, как при покрое кимоно). Благодаря такому приему одежда, оставаясь просторной, казалась сшитой по фигуре и облегающей в груди. Исследователи обычно связывают такой крой с появлением в регионе широких фабричных тканей [Люшкевич, 1978, с. 132; Рассудова, 1978, с. 164 - 165]. Однако он прослеживается в одеждах персонажей, запечатленных на настенных росписях Тохаристана и Согда VII-VIII вв. [Лобачева, 1979, с. 29].
В XIX в. такой крой применялся при шитье ритуальных "сорокадневных" рубашек новорожденных, а также халатов людей религиозно образованных и духовного звания, особенно принадлежавших к ходжа -потомкам первых праведных халифов [Рассудова, 1989, с. 147]. Все это указывает на его архаичность. В Ташкентско-Ферганском оазисе халаты такого покроя обозначались словом "руми" [Рассудова, 1978, с. 165], созвучном самаркандскому "румча", также обозначавшего халаты с элементами специального, хотя и иного выкраивания ткани в области плеча и проймы. Таким образом, можно предположить, что история подобной одежды была не менее продолжительной в регионе, чем история халатов с кроем кимоно, а слова "руми", "румча" некогда имели более широкое значение и употреблялись по отношению к одежде с отдельными выкройными деталями и сходного с описанным силуэтом.
Одежда сложного кроя, приталенного силуэта, характерная для всего региона еще в позднее средневековье, к XIX в. по каким-то причинам повсеместно сменилась свободной и прямой, туникообразной, более простой по технологии кроя [Лобачева, 1989, с. 25 - 26]. Однако отмеченные выше особенности камзолов бухарских евреев позволяют предполагать длительность и непрерывность бытования одежды подобного покроя у этой этноконфессиональной группы. Аргументами в пользу древности кроя камзола можно назвать, в частности, отсутствие в костюме бухарских евреев конца XIX - начала XX в. халатов полувыкройного типа и камзолов со строго фиксированным направлением запаха, обычно характерным для первых этапов появления какого-либо нового вида распашной одежды, а также разнообразие тканей (кустарных и фабричных), из которых их шили.
Архаичностью отличались некоторые детали покроя рассматриваемых камзолов. Так, некоторые виды камзолов бухарских евреев без воротника и с глухим запахом пол, а также с шалевидным воротником находят соответствия в раннесредневековом среднеазиатском и иранском костюме [Лобачева, 1989, с. 19; Пугаченкова, 1956, с. 91].
Длительное сохранение давних приемов кроя было характерно для женской одежды. Например, в XIX в. без воротника шили туркменское кулече - легкий женский халат, считающийся наиболее древним в истории среднеазиатского костюма [Лобачева, 1989, с. 19]. Вероятно, "женские" признаки - шалевый воротник из другой ткани, значительная расклешенность и "фалдистость" подола [Сухарева, 1982, с. 55; 1979, с. 80] мужских камзолов бухарских евреев восходят к ранним формам костюма, еще не имевшим существенных половозрастных различий в покрое. Эти признаки были характерны для первых камзолов, которые начали появляться у таджиков и узбеков в XIX в. Они, возможно, ассоциировались у них с более ранними видами одежды и поэтому в ряде мест именовались калтача [Рассудова, 1978, с. 168], как и старинные женские халаты усложненного покроя, бытовавшие в конце XIX в. уже лишь в качестве обрядовых [Лобачева, 1989, с. 20].
Бухарские евреи носили камзолы архаического фасона и в первые десятилетия XX в. В этом контексте, очевидно, следует рассматривать и краткую информацию относительно их одежды, которую приводит в своем отчете о путешествии в Бухару в 1794 - 1795 гг. Т. С. Бурнашев: "Жиды носят национальное свое платье, а некоторые бухарское..." [1818, с. 67]. Видимо, под "бухарским" автор подразумевал туникообразный широкий халат, а под "национальным" - камзол, который в то время еще не получил распространения у соседнего населения.
Возможно, долгое время бухарские евреи оставались единственными, кто сохранял этот старинный вид одежды, прежде чем он вошел в костюм узбеков и таджиков. Распространение камзола в конце XIX в. в среде последних следует считать скорее очередным этапом развития или возрождением выкройной одежды в Средней Азии, чем совершенно новым явлением. Вытесненная (или потесненная) халатами туникообразного покроя с соответствующими названиями, она "вернулась" уже под европейским или татарским влиянием и в новом качестве.
стр. 101
Таким образом, сравнительный анализ камзолов бухарских евреев и таджикско-узбекского костюма конца XIX - начала XX в. позволяет обозначить их отличительные черты и расширить представление о месте и значении данного вида одежды в становлении среднеазиатского костюма.
Список литературы
Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. - Фрунзе: Изд-во АН КиргССР, 1962. - 288 с.
Биюканова М. А. Усто Myмин-Николаев. Ташкентская национальная одежда конца XIX - начала XX в.: альбом. 32 таблицы // Науч. фонды Института искусствознания им. Хамзы. Ташкент, 1948. Б/н.
Богданов Л. Персия в географическом, религиозном, бытовом, торговопромыпшенном и административном отношении. - СПб.: Первая Центральная "восточная" электро-печатня И. Бораганского, 1909. - 146 с.
Бурнашев Т. Путешествие по Сибирской линии до г. Бухары в 1794 г. и обратно в 1795 г. // Сиб. вестн. - СПб., 1818. - Ч. 2. - с. 37 - 74.
Голендер Б. А. Иудаика на Туркестанских почтовых открытках // Евреи в Средней Азии: вопросы истории и культуры. - Ташкент: Фан, 2004. - С. 64 - 76.
Горелик М. В. Ближневосточная миниатюра XII-XIII вв, как этнографический источник (опыт изучения мужского костюма) // СЭ. - 1972. - N 2. - С. 37 - 49.
Горелик М. В. Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах XV-XIX вв. // Костюм народов Средней Азии. -М.: Наука, 1979. - С. 49 - 69.
Емельяненко Т. Г. "Отличительные знаки" в традиционном костюме бухарских евреев // Жилище и одежда как феномен этнической культуры: мат-лы Седьмых Санкт-Петербург. этногр. чтений. - СПб., 2008. - С. 300 - 307.
Емельяненко Т. Г. Памятники традиционно-бытовой культуры бухарских евреев в музейных собраниях: особенности комплектования // ЭО - 2010. - N 3. - С. 66 - 76.
Ершов Н. Н., Широкова З. А. Альбом одежды таджиков. - Душанбе: АН ТаджССР, Институт истории им. Ахмада Дониша, 1969. - 81 с.
Завьялова М. К. Татарский костюм из собрания Государственного музея Республики Татарстан. - Казань: Заман, 1996. - 252 с.
Захарова И. В., Ходжаева Р. Д. Казахская национальная одежда. - Алма-Ата: Наука, 1964. - 176 с.
Лобачева Н. П. Среднеазиатский костюм раннесредневековой эпохи (по данным стенных росписей) // Костюм народов Средней Азии. - М.: Наука, 1979. - С. 18 - 48.
Лобачева Н. П. О некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Наука, 1989. - С. 5 - 38.
Люшкевич Ф. Д. Одежда жителей Центрального и Юго-Западного Ирана первой четверти XX в. // Сб. МАЭ. - 1970. -Т. XXVI. - С. 283 - 312.
Люшкевич Ф. Д. Одежда таджикского населения Бухарского оазиса в первой половине XX в. // Сб. МАЭ. -1978. - Т. XXXIV. - С. 123 - 144.
Люшкевич Ф. Д. Одежда этнических групп населения Бухарского оазиса и прилегающих к нему районов. Первая половина XX в. (Опыт сравнительной характеристики) // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. -М.: Наука, 1989. - С. 107 - 138.
Наливкин В. П. Туземцы раньше и теперь. - Ташкент: А. Л. Кирснер, 1913. - 144 с.
Пугаченкова Г. А. К истории костюма Средней Азии и Ирана XV - первой половины XVI в. по данным миниатюр // Тр. Среднеазиат. гос. ун-та. -Ташкент, 1956. -Вып. LXXXI, кн. 12. - С. 85 - 119.
Рассудова Р. Я. Материалы по одежде таджиков верховьев Зеравшана (по коллекциям А. Л. Троицкой и Г. Г. Гульбина 1926 - 1927) // Сб. МАЭ. - 1970. - Т. XXVI. - С. 16 - 51.
Рассудова Р. Я. К истории одежды оседлого населения Ферганского, Ташкентского и Зеравшанского регионов // Сб. МАЭ. - Т. XXXIV - 1978. - С. 154 - 174.
Рассудова Р. Я. Сравнительная характеристика мужской одежды населения Ферганско-Ташкентского региона (XIX-XX вв.) // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Наука, 1989. - С. 139 - 156.
Суслова С. С., Мухамедова Р. Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало XX в.). Историко-этнографический атлас татарского народа. - Казань: Фан, 2000. - 312 с.
Сухарева О. А. Опыт анализа покроев традиционной "туникообразной" среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции // Костюм народов Средней Азии. - М.: Наука, 1979. - С. 77 - 103.
Сухарева О. А. История среднеазиатского костюма. Самарканд (вторая половина XIX - начало XX в.). - М.: Наука, 1982. - 141 с.
Томина Т. Н. Ткани в одежде кочевых и полукочевых народов Средней Азии // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Наука, 1989. - С. 228 - 252.
Турсунов Н. Из истории городского ремесла Северного Таджикистана (ткацкие ремесла Ходжента и его пригородов в конце XIX - начале XX в.). - Душанбе: Дониш, 1974. - 195 с.
Turkestan Album (Prints and Photographs Reading Room) // The Tibrary of Congress Researchers: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.loc.gov/rr/print/coll/287_turkestan.html#top
Zand M. Bukhara Jews // Encyclopedia Iranica. - N. Y.; L.: CAIS Archaeological & Cultural Daily News of Iran, 1989. -Vol. IV - P. 531 - 533.
Материал поступил в редколлегию 11.01.12 г. в окончательном варианте - 01.03.12 г.
стр. 102
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |