Под ред. Ю. Пауля. Stuttgart: Franz Steiner, 2002. 358 с.
© 2004
Рецензируемое издание представляет собой подробный каталог суфийских произведений XVIII - начала XX в., хранящихся в двух фондах Института Востоковедения АН РУз (ИВРУз-1 и ИВРУз-2). Составителями каталога являются сотрудники ИВРУз: Бахтияр Бабаджанов, Санджар Гуламов, Шовосил Зиядов, Музаффар Камилов, Гулам Каримов, Аширбек Муминов, Нурегди Тошев, Шарифа Тошева. Руководил этим авторским коллективом немецкий специалист Юрген Пауль. Работа представляет собой последний этап Проекта, осуществляемого при финансовой поддержке Министерства экономического сотрудничества Федеративной Республики Германия и Германского общества по техническому сотрудничеству.
Составители описали 126 малоизвестных рукописных суфийских сочинений, а в отдельных случаях даже выявили новых авторов, например Абд ал-Хай ал-Ханафи ал-Муджаддиди (род. 1754 - 55/1168).
Многие сочинения написаны последователями суфийского тариката (братства) Накшбандийа-Муджаддидийа. Кроме того, удалось обнаружить труды ранее неизвестного крупного теоретика тариката Йасавийа шейха Худайда Бен Муллу Таш-Мухаммада Азизана ал-Бухари, пик творчества которого приходится на конец XVIII в.
Суфийские тексты написаны на трех письменных языках: тюркском, персидском и арабском. На каждое произведение составители дают содержательную аннотацию, иногда довольно подробную, что позволяет исследователям суфизма получить представление о сравнительной ценности данного рукописного наследия и проследить основные тенденции в развитии центральноазиатского суфизма в XVIII - начале XX в.
Так, в каталоге довольно подробно описано сочинение упомянутого йасавийского шейха Худайда "Бустан ал-мухиббин" ("Сад любящих"). Интерес специалистов, безусловно, привлечет выделение автором трех форм зикра1 : 1) "внутренний, тихий" зикр (хафи), по мнению шейха Худайда, отличается тем, что не сопровождается никакими телодвижениями или игрой на ударных инструментах и поэтому "не в состоянии оживить сердце"; 2) "громкий" зикр (джахр) сопровождается ритуальным танцем и игрой на музыкальных инструментах; 3) "духовный" зикр (зикр-и нафс) состоит в том, что молящийся (закир, доел.: "вспоминающий") только мысленно представляет себе ритмичную мелодию и мысленно же выполняет телодвижения (с. 39).
В целом каталог дает определенные ориентиры для изучения эволюции практики зикра в различных тарикатах. Так, в аннотации сочинения муджаддидийского шейха XVIII в. Мухам-мада Сафи Алла Фаруки Сирхинди "Махзан ал-анвар-и ахмади фи кашф ал-асрар-и муджадди-ди" ("Хранилище ахмадийского2 света в раскрытии муджаддидийских тайн") приводится по-
1 Зикр - ритуальное поминание Аллаха, совершаемое по особой формуле и особым образом, вслух или про себя, сопровождаемое определенными телодвижениями и многократным повторением определенных формул на арабском языке: "Аллах жив", "Нет никакого божества, кроме Аллаха", "Аллах велик", "Слава Аллаху" и др. Для суфия главная цель зикра - достичь мистического экстаза, во время которого он может приблизиться к Богу.
2 От "Ахмадийа", в данном случае синонима "Муджаддидийа".
стр. 169
дробное описание "тихого" зикра, принятого в то время в тарикате Кадирийа. Шейх Мухаммад Сафи Алла писал, что для совершения такого зикра "надо сесть, скрестив ноги (поза чахар зану), положить руки на бедра; при этом расположение пальцев рук должно напоминать слово "Аллах" (написанное арабицей. - М. Р.). Повернуть голову к левой коленке, затем, выговаривая ла илаха, повернуть голову к правой коленке и далее к правому плечу, затем (завершая формулу. - М. Р.) илла-л-лах, с (мысленным. - М. Р.) "ударом" (дарб) перевести голову, а соответственно и концентрацию на левое колено... Мысленно вытянуть от сердца ла илаха, перевести к правой руке и от правой руки (завершая. - М. Р.) илла-л-лах, движением головы нанести (мысленный. - М. Р.) "удар" выше сердца на левое плечо" (с. 137 - 138).
Я сознательно привел этот довольно пространный отрывок, чтобы показать, насколько старый кадирийский зикр отличался от громкого кругового зикра, разработанного в середине XIX в. чеченским кадирийским шейхом Кунтахаджи. Громкий круговой зикр начинается медленными телодвижениями и переходит в быстрый бег по кругу против часовой стрелки. Очевидно, что труд шейха Мухаммада Сафи Алла позволяет намного лучше понять эволюцию, а также взаимодействие и взаимопроникновение религиозных практик различных тарикатов.
В отдельном разделе каталога дано описание 24 так называемых рисала, которые представляют собой священные истории и уставы-обрядники различных ремесел и неремесленных занятий. Это связано с тем, что в прошлом цеховые профессиональные организации тесно взаимодействовали в своей деятельности с тарикатами.
Рецензируемый каталог тщательно и добросовестно составлен в соответствии с традициями и системой серии каталогов VOHD (Verzeichnis Orientalischer Handschriften in Deutschland). Он снабжен обширной библиографией (с. 309 - 321), указателями названий сочинений, имен авторов, переписчиков, имен собственных, названий групп, суфийских братств (тарикатов), географических наименований и терминологического индекса. Издание выполнено на высоком полиграфическом уровне.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |