Libmonster ID: UZ-772
Author(s) of the publication: Д. ДЕГТЕРЁВ

О том, что Китай ведет крупномасштабную экономическую экспансию на мировые товарные рынки, в последнее время говорят много. Тот, кто занимается проблемами Африканского континента или хоть раз бывал там, знает, что в последние годы КНР фактически совершила прорыв на данном направлении, во много раз нарастив свое присутствие.

Используя такие механизмы сотрудничества, как строительство крупных объектов инфраструктуры, развитие всестороннего сотрудничества по государственной линии, частый обмен делегациями на высоком уровне, КНР заняла нишу, освободившуюся после ухода СССР из Африки. Об этом свидетельствует, в частности, товарооборот КНР со странами Африки, который, по оценкам самих китайцев, с 1991 по 2000 г. возрос в 6 раз - до 10 млрд. долл. США, в то время как товарооборот России с Африкой в этот период сокращался, хотя стал расти в начале XXI в.

Попробуем выяснить в данной публикации основные причины заинтересованности Китая в Черном континенте. Попытаемся оценить реальные масштабы, прежде всего торгово-экономической, но также и внешнеполитической, культурной экспансии "Поднебесной" в Африке, ее динамику и перспективы, основные механизмы стимулирования сотрудничества.

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Началом развития современных отношений между Китаем и африканскими странами можно считать апрель 1955 г., когда состоялась Конференция 29 стран Азии и Африки в г. Бандунг (Индонезия). В ней участвовал премьер-министр КНР Чжоу Эньлай. Там он впервые встретился с руководством ряда африканских государств (Египта, Эфиопии, Ливии, Судана, Либерии и Ганы). После конференции Китай активизировал контакты со странами континента, и 30 мая 1956 г. было подписано совместное коммюнике с Египтом об установлении дипломатических отношений. Таким образом, Египет стал первым государством Африки, с которым Китай установил дипломатические отношения.

Вслед за Египтом, дипломатические отношения были установлены с Алжиром (в 1958 г. - т.е. еще за 4 года до провозглашения независимости страны), с Марокко, Суданом и Гвинеей.

Дальнейшему развитию взаимодействия Китая со странами континента препятствовали сложившаяся на тот момент сложная международная обстановка, а также "культурная революция" в КНР (1966 - 1976 гг.). Китай находился в состоянии конфронтации с Западом (соответственно, не мог установить отношения с лояльными ему африканскими режимами), но в то же время значительно ухудшились его отношения и с СССР (а значит и с лояльными Москве режимами).

В начале 60-х гг. произошли два важных события, способствовавшие активизации китайской политики в Африке. С декабря 1963 г. по февраль 1964 г. состоялся визит премьер-министра Чжоу Эньлая в 10 африканских стран, в ходе которого были сформулированы 5 принципов развития политических отношений Китая со странами континента:

1. Поддерживать народы всех африканских стран в их борьбе против империалистов, колониалистов и неоколониалистов для завоевания и сохранения национальной независимости.

2. Поддерживать политику мира, нейтралитета и неприсоединения африканских стран.

3. Поддерживать стремление африканских стран к солидарности и единству средствами, выбранными самими странами континента, а также поддерживать их усилия по урегулированию разногласий путем мирных переговоров.

4. Требовать от других стран соблюдения суверенитета африканских государств.

5. Бороться против агрессий и других форм иностранного вмешательства.

Вторым важным событием явилось признание КНР Францией в 1964 г., что позволило установить отношения с рядом франкоязычных стран континента. В результате к концу 60-х гг. Китай установил дипломатические отношения еще с 14 африканскими государствами, а общее их число достигло 19.

70-е гг. характеризовались некоторым противоречием во внешней политике КНР: с одной стороны, Китай пошел на сближение с Западом, с другой - продолжал оставаться твердым сторонником антиколониализма. Это позволило ему заручиться поддержкой режимов, лояльных США и странам Запада, и завоевать симпатии тех африканских государств, которые находились в сфере интересов СССР. Именно этим объясняется парадоксальная ситуация: в Анголе КНР совместно с США поддерживал УНИТА, воюя против советско-кубинского блока, а в это же время в Танзании и Замбии Китай оказывал военную поддержку фронту борьбы с апартеидом1 .

Важным позитивным фактором, значительно укрепившим авторитет КНР в мире в целом и в Африке, явилось принятие резолюции ООН N2758 от 25 октября 1971 г. о "восстановлении законных прав" КНР на постоянное членство в ООН вместо Тайваня. В 70-е гг. Китай установил дипломатические отношения еще с 25 африканскими государствами, а по состоянию на конец 80-х гг. их число достигло 47 из 51 независимой страны. При этом улучшились отношения с Эфиопией, Со-

стр. 35


мали, Анголой, Мозамбиком и Мадагаскаром, а сотрудничество с Танзанией, Замбией, Заиром, Габоном, Бенином, Мали, Ганой и Гвинеей значительно активизировалось.

90-е гг. характеризовались значительными геополитическими изменениями в мире, с учетом которых КНР резко активизировала африканское направление своей внешней политики. Визиты на высшем и высоком уровне в Африку стали намного чаще. Для пересмотра приоритетов экономического сотрудничества со странами континента в 1995 г. проводится специальное совещание послов КНР в странах Африки.

В этот период, сразу же после провозглашения независимости, дипотношения с Китаем установили Намибия и Эритрея, были также установлены дипотношения с ЮАР и возобновлены с ЦАР и Гвинеей-Бисау. Однако они были разорваны Пекином с 6 странами: Буркина-Фасо, Гамбией, Сенегалом, Сан-Томе и Принсипи, Чадом и Либерией, которые признавали Тайвань, а с Малави и Свазилендом так и не были установлены.

11 октября 2003 г. восстановлены дипломатические отношения с Либерией. Таким образом, на настоящий момент лишь 7 из 53 стран Африки не имеют дипломатических отношений с КНР.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В АФРИКЕ И "ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС"

Причинами перипетий в отношениях Китая с африканскими странами является борьба за влияние на континенте между КНР и Тайванем.

В отличие от большинства западных кредиторов, КНР не выдвигает требований о демократическом обществе, правах человека и рыночной экономике в обмен на свою помощь. Как сказал мининдел КНР Цянь Цичень в ходе выступления в Университете Намибии в 1992 г.: "Только африканцы знают реалии своей страны. Лишь они имеют право и способны выбирать путь своего развития. Китай относится с абсолютным уважением к выбору их социальной системы и модели развития, которая соответствует ситуации, сложившейся в их стране". Об этом также заявлял в 1996 г. и председатель КНР Цзян Цзэминь в ходе поездки в Африку о том, что африканские страны "свободны выбирать политическую систему и пути развития", заявил и председатель КНР Ху Цзиньтао в ходе африканского турне в начале 2004 г.2

Единственное требование к африканским странам, выдвигаемое КНР в обмен на свою помощь, - признать принцип "одного Китая". Однако долгие годы Тайваню удавалось благодаря более эффективной "дипломатии кредитов" удерживать целый ряд африканских стран в орбите своего влияния. Со временем, по мере развития экономики КНР, ее помощь стала более привлекательной (речь об этом пойдет ниже) и многие страны континента "отреклись" от Тайваня. Большую роль здесь сыграл и тот факт, что КНР стала постоянным членом СБ ООН. Из-за многочисленных переворотов, а также из-за желания "поживиться" на разногласиях между материковым Китаем и островом многие африканские страны многократно меняли свою позицию по "тайваньскому вопросу". Так, с 1962 г. ЦАР 5 раз меняла свое мнение по данной проблеме, каждый раз извлекая для себя дивиденды3 .

ЗАЧЕМ КИТАЮ АФРИКА?

В чем же привлекательность Африканского континента для Китая? Почему из-за него идет столь острая борьба с Тайванем?

Как заявил председатель КНР Ху Цзиньтао в 2004 г. в ходе визита в Африку: "Китай - самая большая развивающаяся страна в мире, в то время как Африка - континент, на котором больше всего развивающихся стран. Китай работает совместно с африканскими странами, чтобы не упустить исторический шанс, углубить глобальное сотрудничество и способствовать взаимному развитию"4 . Он также сказал: "В Африке много естественных и человеческих ресурсов, а Китай владеет технологиями и опытом, не говоря уже об огромных наших рынках". То есть Африка интересует КНР, прежде всего, по внешнеполитическим причинам, а также как взаимодополняемая экономика.

Сами китайцы, характеризуя отношения с Африкой, предпочитают говорить о взаимности, взаимной выгоде5 .

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Уже прошло более 30 лет с момента принятия ГА ООН судьбоносного решения о "восстановлении законных прав" КНР в ООН, однако китайцы не устают повторять, что из 76 голосов "за" принятие резолюции 25 были африканскими (32,9%). Реже упоминается то, что из 59 "против" 19 также были африканскими (32,2%). Таким образом, общий "вклад" Африки являлся тогда почти нулевым. Сейчас ситуация во многом изменилась, причем в положительную для КНР сторону.

Одно из свидетельств тому -голосование по "китайскому вопросу" в комиссии ООН по правам человека в 1990-е гг. Семь раз подряд (!) антикитайская резолюция по правам человека, выдвигаемая западными странами, не была принята во многом благодаря поддержке африканцев. Так, в 1997 г. в ходе 53-й сессии комиссии резолюция была отклонена 27 голосами против 17, причем 14 стран (более 50%), поддержавших КНР, были африканскими. Можно привести еще много примеров такого рода.

В современной международной ситуации, когда при голосовании в большинстве международных организаций применяется принцип "одна страна - один голос", а африканские страны представляют почти треть членов ООН (и около половины государств Движения неприсоединения), роль континента в международной политике велика. И хотя Африка не является главным приоритетом внешнеполитической стратегии КНР, но, как заявил премьер-министр Ли Пэн в 1995 г. в ходе встречи со своим эфиопским коллегой: "Укрепление отношений со странами Африки - важная часть внешней политики Китая".

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

На фоне того, что КНР постепенно превращается в "фабрику мира", размещая на своей территории самые различные производства, потребность в природных ресурсах неумолимо растет. Так, в 2003 г. Китай с потреблением 5,46 млн. баррелей в день обогнал Японию (5,43 млн. баррелей) и стал вторым в мире потребителем нефти после США. При этом лишь половину он закупает на Ближнем Востоке, остальное - в Африке, Юго-Восточной Азии, России, Казахстане и Южной Америке. Для диверсификации географии поставок, КНР все активней присутствует в нефтяном секторе африканских стран6 .

Черное золото, таким образом, является главным природным ресурсом, интересующим КНР в Африке. Основными его поставщиками являются Ангола, Конго и Судан, но благодаря соглашениям, подписанным в ходе африканского турне Ху Цзиньтао, крупными по-

стр. 36


ставщиками нефти станут также Алжир, Габон и Египет.

Помимо этого, КНР импортирует фосфаты и кобальт (из Марокко), древесину (из Кот-д'Ивуара и стран Центральной Африки), кофе и какао (Кот-д'Ивуар), хлопок (страны Центральной и Западной Африки, Египет), марганец (Габон).

РЫНОК СБЫТА ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

Китайские товары широкого потребления по своим характеристикам (низкая цена, простота в использовании) практически идеально подходят для африканского рынка, который, несмотря на все перипетии, растет, и конкуренция на нем невелика, а местное производство обычно вообще отсутствует. Привлекательность рынка еще больше увеличивается, если принять теорию экономиста Ж. -Л. Террье, высказанную им в ходе 1-го Международного форума ОЭСР по перспективам африканских стран в феврале 2000 г. По его мнению, темп роста африканских экономик (а соответственно, и потребительского спроса) будет как минимум не меньше демографического роста в этих странах7 .

С другой стороны, по сравнению с африканскими компаниями, китайские являются достаточно высокотехнологичными. Речь идет о таких базовых отраслях хозяйства, как строительство, ирригационные работы, энергетика, текстильная промышленность и др. Китайцы находят достаточно эффективное и выгодное приложение своим технологиям. Ведь в большинстве африканских экономик отсутствуют многие отрасли перерабатывающей промышленности, и большинство инвестиций (в т.ч. технологических) дают неплохую отдачу.

А ведь российская продукция также известна своей невысокой ценой, простотой в использовании и прочностью.

МАСШТАБЫ ПРИСУТСТВИЯ КНР НА КОНТИНЕНТЕ

Попытаемся оценить теперь реальные масштабы китайской экспансии на континенте в различных областях.

Согласно статистике, в 1949 г. в странах Африки проживало около 27 тыс. китайцев, а спустя полвека - в 1999 г. - уже более 130 тыс. При этом если про о. Маврикий, Мадагаскар и ЮАР можно говорить как о странах, с постоянной китайской диаспорой, то в большинстве других государств континента их число составляет, как правило, несколько сотен человек (что превышает количество российских гражданок, проживающих в этих странах)8 . Это та критическая масса мелких коммерсантов, необходимая для развития взаимной торговли, включающая многочисленных специалистов, работающих в рамках предоставления технической помощи. Как правило, китайцы объединены в ассоциации соотечественников, которые находятся в тесном контакте со своими посольствами.

ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ

Объем внешней торговли Китая с африканскими странами стремительно увеличивается, достигнув в 2003 г. более 18 млрд. долл. При этом основная часть товарооборота приходится на поставки нефти из Судана, Конго, Анголы. Велик объем товарооборота и с Нигерией, импортирующей китайские товары народного потребления, с ЮАР. Наибольшая доля китайской продукции в импорте у таких стран, как, например, Гамбия и Того* - около 40%.

По оценке посольства Франции в Абиджане (Кот-д'Ивуар), доля КНР в продукции, импортируемой странами Западной Африки, составляет около 11%, что ставит их на второе место после французов. В большинстве африканских стран китайцы также выходят на второе место после традиционных экономических партнеров по мере того, как Германия, Япония и США теряют рынок9 .

Как видно из таблицы, большинство стран Африки увеличивают торговлю с КНР, причем ежегодные темпы роста нередко превышают и 100%. Китайская продукция распространяется по каналам розничной торговли, но она также широко представлена и в неформальном секторе. Однако потенциал для дальнейшего развития торговли огромен, поскольку на Африку приходится всего 2% внешней торговли Китая, а на Китай - около 5% внешней торговли Африки10 .

Торговля КНР со странами Африки в 2003 г. (в млн. долл.)

Страна

Товарооборот

Объем экспорта

Объем импорта

Рост т/оборота в 2003 г. по сравнению с 2002 г. (в %)

Алжир

710,18

616,45

103,53

72,1

Ангола

2243,90

137,68

2106,22

109,3

Габон

285,47

8,36

277,11

24,3

Гамбия

115,04

113,35

1,69

49,9

Гана

345,46

311,41

34,05

68,5

Египет

1061,60

906,33

155,27

14,4

Камерун

146,43

63,76

82,67

8,5

Кения

243,08

234,29

8,78

31,5

Конго

896,44

58,55

837,88

264,6

Кот-д'Ивуар

250,01

230,35

19,68

8,9

Ливия

209,93

169,60

40,34

108

Мадагаскар

114,13

107,09

7,05

124,3

Марокко

833,76

673,01

160,75

45,6

Нигерия

1848,28

1780,89

67,40

62,7

Сенегал

76,52

70,10

6,41

34,3

Судан

1935,71

464,00

1471,70

19,5

Танзания

212,90

188,54

24,37

69,7

Того

277,95

256,93

21,02

103,3

Экв. Гвинея

414,05

3,97

410,08

-0,3

Эфиопия

150,09

145,59

4,49

48

ЮАР

3800,84

1996,90

1803,95

47,7

АФРИКА

18154,88

9960,61

8194,27

48,4

Источник: Министерство торговли КНР


* В результате экономической блокады Того со стороны ЕС и США из-за несоблюдения прав человека больше всего выиграла КНР, многократно нарастив здесь свое экономическое присутствие. В стране построен крупный китайский супермаркет, реализующий исключительно китайскую продукцию. Китайские строители приступили к возведению нового президентского дворца, завершить который планируется в 2005 г.

стр. 37


Важную роль в этом призвана сыграть китайская инициатива по бестарифному доступу товаров из наименее развитых стран Африки на китайский рынок, о которой было объявлено в ходе второго Форума по китайско-африканскому сотрудничеству в декабре 2003 г.11 Это своего рода ответ КНР на американскую инициативу - Закон о росте новых возможностей Африки (Africa Growing Opportunities Act - АГОА) и европейскую - "Все, кроме оружия".

По словам министра торговли КНР Лу Фуюаня, задача КНР - увеличить объем торговли со странами Африки до 30 млрд. долл. США в течение ближайших трех лет12 .

КИТАЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В АФРИКУ

Китайские компании не довольствуются только экспортом своей продукции на континент. Они все чаще переносят сюда часть своих производств.

Африка является третьим регионом мира по привлечению китайских инвестиций после Азии и Северной Америки (впереди Европы и Латинской Америки). Среди 30 стран, куда направляется больше всего китайских инвестиций, Замбия находится на 10-м месте с 18 проектами на 134,4 млн. долл. США, ЮАР - на 13-м (98 проектов на 119,3 млн. долл.), Мали - на 20-м (5 проектов на 58,1 млн. долл.), Египет - на 24-м (27 проектов на 48,5 млн. долл.), Нигерия - на 27-м (29 проектов на 44,3 млн. долл.), Танзания - на 28-м (19 проектов на 41,3 млн. долл).

Для трети предприятий КНР, работающих за рубежом, Африка - наиболее приоритетный регион. Более 600 китайских предприятий инвестировали в Африку, а накопленный объем инвестиций составляет 1,17 млрд. долл. (по состоянию на 2003 г.), при том, что по ряду стран КНР стала вторым или даже первым крупнейшим иностранным инвестором. Примечателен пример Судана, который, благодаря инвестициям "Чайна нэшнл петролеум корпорейшн", несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию ежегодно экспортирует нефть на сумму более 1 млрд. долл., обеспечивая 58% бюджетных доходов13 .

В основном инвестируют в Африку крупные государственные компании, как, например, "Синопек", "Петрочайна", "Чайна нэшнл петролеум корпорейшн" и др.

КНР создала целый ряд компаний по промышленной добыче рыбы в странах Африки. Причем, если, например в Габоне, такая компания создана еще в 1986 г., то в Бенине компания "Атлантик фишериз" зарегистрирована лишь в 2003 г. Создан ряд предприятий по добыче натуральных ресурсов, прежде всего нефти. В настоящее время КНР создает совместные текстильные предприятия в странах Африки, что дает возможность экспортировать продукцию на обширный американский рынок в рамках программы АГОА.

КНР имеет соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений с 34 африканскими странами и соглашения об отмене двойного налогообложения с 14 странами континента.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Китай - крупнейший подрядчик на континенте. В последнее время практически в каждой африканской стране КНР построила и строит несколько наиболее крупных, знаковых сооружений, реализуя на практике так называемую "цементную (бетонную) дипломатию". Среди прочего, стоит отметить Дворец народов в Джибути и на Коморах, Дворец съездов в Бенине, здания МИД в Джибути, Уганде и Мозамбике, Дворец культуры в Кот-д'Ивуаре, Национальное собрание и Сенат в Габоне, стадионы в Бенине, Мали, Джибути, ЦАР, кольцевую дорогу в столице Эфиопии Аддис-Абебе, дороги в Экваториальной Гвинее, аэропорты в Мали и Алжире, порт в Мавритании, 3 дамбы в Марокко, отель "Шератон" в Алжире. В Каире КНР приступила к строительству метро. Большинство объектов строится по льготным кредитам, финансовое участие африканской стороны при этом минимально.

В Африке созданы филиалы крупнейших китайских строительных компаний (входящих в список 225 лучших строительных компаний мира по классификации американского журнала "ENR") - CSCEC, SGC, SICET, COVEC и др. Они участвуют и в объявляемых международных тендерах по строительству на средства внешних "партнеров по развитию".

ТУРИЗМ

С каждым годом все больше китайских туристов посещают страны Африки. Если раньше у КНР официально было всего 3 туристических направления: Египет, ЮАР и Марокко, то в ходе 2-го Форума по китайско-африканскому сотрудничеству было одобрено еще 8 направлений: Кения, Эфиопия, Сейшельские острова, о. Маврикий, Замбия, Зимбабве, Танзания и Тунис. Статус туристического направления подразумевает открытие регулярного воздушного сообщения, что будет способствовать резкому росту числа китайских туристов.

Это особенно важно для такой страны, как Зимбабве, которая находится в международной блокаде и рассчитывает в настоящее время на увеличение притока туристов из КНР14 .

МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

За счет чего Китаю удалось обеспечить столь резкий рост сотрудничества с африканскими странами в 90-е гг.? Причин несколько: это возросшая активность китайской дипломатии на континенте; это практика частых государственных визитов, существующая еще с 60-х гг.; это и проведение на регулярной основе Форумов по китайско-африканскому сотрудничеству; опора на традиционных партнеров на континенте, а также резко возросшая эффективность помощи странам Африки в ее различных формах.

СИСТЕМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ КНР НА КОНТИНЕНТЕ

Как в свое время СССР, Китай имеет разветвленную систему представительств в странах Африки. Это, прежде всего, посольства, а также бюро торговых и экономических советников (находящиеся в ведении министерства торговли КНР), существующие практически во всех странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения. Примечательно, что посольство КНР в Либерии было вновь открыто практически сразу после возобновления дипотношений. В большинстве африканских стран также функционируют китайские культурные центры.

Все указанные учреждения неплохо финансируются. По своей мощи они значительно превышают не только систему российских загранучреждений в Африке, но и всех западных стран. Например, если у Франции на Бенин и Того (которые являются ее традиционными "вотчинами") имеется один экономический советник, то в торговом представительстве КНР в Бенине работают 6 сотрудников во главе с советником, а в аппарате торгового представительства КНР в Того - 8. Такая же ситуация сложилась и в других странах Африки.

стр. 38


При этом сотрудники торговых представительств имеют хорошее образование, в большинстве случаев - профильное экономическое, большой опыт работы. В частности, торговый и экономический советник КНР имеет зачастую, помимо прочего, диплом MBA (Master of Business Administration - магистр делового администрирования), что позволяет ему без труда вникать в проблемы китайских частных и государственных компаний.

Торгпредства КНР собирают информацию о макроэкономической конъюнктуре стран пребывания, о положении в отдельных отраслях, за фиксированную плату осуществляют исследования конкретных рынков для своих частных компаний, поиск контрагентов и организацию переговоров. Большая часть этой практической информации общего характера для бизнесменов (валютное регулирование, экспортно-импортные пошлины, инвестиционное законодательство) размещается на сайтах торгпредств, которые централизованно ведутся техническими специалистами министерства торговли КНР. Характерно, что все без исключения торгпредства Китая в Африке (как и посольства) имеют свои сайты. Недостатком их является то, что информация на них размещается только на китайском языке, что отсекает возможность ознакомиться с китайскими предложениями по Интернету для местных предпринимателей.

ОБМЕН ВИЗИТАМИ

В укреплении китайско-африканских связей огромную роль играют обмены государственными визитами. Они позволяют наладить личные контакты между руководителями, что особенно важно для ряда африканских стран, руководство которых не меняется в течение десятилетий (Того, Габон, Тунис и др.).

По статистике, с начала 60-х гг. более 30 китайских руководителей в ранге вице-премьера и выше осуществили свыше 180 визитов в 47 африканских стран. Частота поездок особенно активизировалась в 90-х гг. Африку посещали председатели КНР (Цзян Цзэминь, Ху Цзиньтао).

Со своей стороны, главы африканских государств также часто бывают в Китае. Первым из них стал президент Гвинеи Секу Туре, посетивший КНР в сентябре 1960 г. С того момента главы государств и правительств 48 африканских стран осуществили более 200 визитов в КНР, из которых 160 -визиты глав государств. В 70-е гг. состоялось 33 визита на высшем уровне, в 80-е - 51, в 90-е - 57.

Многие "дуайены" среди африканских лидеров неоднократно бывали в КНР. Среди них Р. Мугабе, М. Кереку, Г. Эйадема. Особо хотелось бы отметить президента Габона Омара Бонго, который посещал КНР уже восемь раз и планировал осуществить девятый визит15 . Китай посетили несколько сот африканских министров.

Если на заре отношений визиты на высоком и высшем уровнях носили зачастую декларативный характер, свидетельствовали о поддержке КНР антиколониальной борьбы и т.д., то в последнее время они становятся все более конкретными. Во время визитов китайская сторона объявляет о своих новых инициативах по оказанию помощи, подписываются многомиллионные контракты. Отныне Китай имеет достаточно средств, чтобы торгово-экономическое сотрудничество "поспевало" за политическим взаимодействием.

АФРИКАНСКОЕ ТУРНЕ ХУ ЦЗИНЬТАО

Из всех визитов последнего времени наибольшее значение имеет, безусловно, африканское турне председателя КНР Ху Цзиньтао в январе-феврале 2004 г. (ранее он уже дважды посещал этот континент). Оно олицетворяет собой новый этап в истории китайско-африканских отношений. Китайский лидер побывал в Египте, Алжире и Габоне. Выбор этих стран не случаен. Прежде всего, все они не разрывали дипотношений с КНР с момента их установления, соответственно, в 1956, 1958 и 1975 гг. Они обладают крупными запасами нефти.

Египет - не только одна из ключевых стран Африки, но и идеальная трибуна для обращения к арабским странам. В этой связи не случайна встреча Ху Цзиньтао с генеральным секретарем Лиги арабских государств Амр Мусой, предложившим создать Форум по китайско-арабскому сотрудничеству. Позиции КНР и арабских стран по иракскому вопросу и ближневосточному урегулированию близки, что в очередной раз было подчеркнуто в ходе визита. Что касается взаимной торговли, ее объем в 2003 г. превысил 1 млрд. долл. Обсуждались перспективы сотрудничества в области нефтедобычи, метростроительства и туризма16 .

Алжир - одна из ключевых стран в реализации программы "Новое партнерства для развития Африки" (НЕПАД). Возглавляя Организацию африканского единства в 1999 - 2000 гг., Алжир внес огромный вклад в организацию первого Форума по китайско-африканскому сотрудничеству в 2000 г. Отмечая 45-летие установления дипломатических отношений, стороны оценивают их как "отличные" и "исключительные"17 . В 2002 г. объем двусторонней торговли достигал лишь 200 млн. долл., в 2003 г., благодаря поставкам в КНР алжирской нефти, он превысил 700 млн. долл. В 2002 г. государственная компания "Синопек" подписала инвестиционный контракт на 450 млн. долл. на разработку нефтяных месторождений в Алжире, в том же году "Чайна нэшнл петролеум корпорейшн" подписала контракт на 350 млн. долл.18 Китай исторически является одним из основных поставщиков оружия и военной техники в Алжир. В ходе визита было подписано 5 соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической сфере, а также в области науки и образования19 .

Габон - единственная страна Тропической Африки, которую посетил Ху Цзиньтао. И уменьшающиеся запасы нефти сыграли здесь не главную роль. Гораздо важнее авторитет в африканском мире О. Бонго, вице-дуайена среди лидеров континента (после Г. Эйадемы). Председатель КНР впервые посетил Габон, нынешний министр иностранных дел которого Ж. Пинг по отцу является китайцем. В рамках визита подписано 3 соглашения: о безвозмездной помощи на 1,2 млн. долл., о беспроцентном кредите на 6 млн. долл. и о сотрудничестве "Тоталь-Габон" с "Синопек"20 .

Выступив с речью в габонском парламенте, Ху Цзиньтао обращался не только к габонцам, но и ко всей Африке. Он остановился на принципах, которыми руководствовался Китай, строя отношения с африканскими странами в течение 40 лет. Особо отмечая, что времена меняются и Африка прогрессирует, Ху Цзиньтао сформулировал три предложения, касающиеся углубления китайско-африканского сотрудничества на современном этапе:

1. Оставаться преданным идеалам традиционной дружбы, придавая новый импульс китайско-африканским отношениям.

2. Продолжать оказание взаимопомощи на основе взаимной выгоды для процветания отношений. Предоставлять всю возможную помощь африканским странам без каких-либо политических условий.

стр. 39


3. Углублять сотрудничество для совместной защиты прав и интересов развивающихся стран.

ФОРУМ

Новым этапом отношений Китая с африканскими странами стал Форум по китайско-африканскому сотрудничеству (министерская конференция) - новый формат сотрудничества, аналогичный саммиту Франция - Африка, Форуму Африка - ЕС, конференции ТИКАД. Впервые такой форум прошел с 10 по 12 октября 2000 г. в Пекине.

На конференции была принята Пекинская декларация и Программа китайско-африканского сотрудничества по вопросам социального и экономического развития, которая предусматривала увеличение помощи КНР странам Африки, сокращение долгового бремени 31 африканской страны на 1,27 млрд. долл. США. Практически все обязательства китайской стороны, принятые в ходе форума, были выполнены. За 2000 - 2003 гг. было подписано 245 соглашений об экономической помощи. Создан Фонд развития человеческих ресурсов Африки, по программам которого более 7 тыс. африканцев прошли стажировки в КНР. В 11 африканских странах созданы "Центры по поощрению инвестиций, роста и торговли"21 .

В июле 2001 г. в Замбии была выработана Процедура механизма контроля за исполнением решений Форума по китайско-африканскому сотрудничеству. Этот документ был ратифицирован африканскими странами и в апреле 2002 г. вступил в силу. Он предусматривает созыв форума каждые три года попеременно в КНР и Африке. Между ними с интервалом в 1 год планируется проведение двух встреч на высоком уровне. Для обеспечения решений форума китайская сторона создала в декабре 2000 г. соответствующий комитет, в состав которого вошли представители 21 министерства. Аналогичные комитеты были созданы и в ряде африканских стран.

Второй форум прошел 15 - 16 декабря 2003 г. в Аддис-Абебе. Китайскую делегацию возглавил премьер-министр Вэнь Цзябао, с африканской стороны участвовал ряд глав государств, а также министры иностранных дел и сотрудничества 44 стран континента и председатель Комиссии Африканского Союза (АС) А. У. Конаре. В ходе форума был одобрен целый ряд инвестиционных проектов КНР на континенте, в том числе в Нигерии (строительство сахарного завода и фармацевтической лаборатории), в Эфиопии (сахарный и цементный заводы), в Руанде (цементный завод), в Уганде (хлопковый завод), в Судане (линии электропередачи и строительство ГЭС), в Кабо-Верде (цементный завод) и др.

По итогам второго форума КНР и 45 африканских стран подписали "План действий Аддис-Абебы", определяющий основные направления сотрудничества, конкретные задачи на период с 2004-го по 2006 г., когда в Пекине пройдет 3-й форум.

В частности, планируется активизировать сотрудничество в вопросах сохранения мира и безопасности. КНР взяла обязательство активней участвовать в миротворческих операциях в Африке, а также оказать финансовую, материальную и образовательную поддержку Совету мира и безопасности Африканского Союза. Поддерживая борьбу с терроризмом, КНР обязуется оказать помощь создаваемому в Алжире центру исследований по проблемам терроризма. Также Африка заручилась поддержкой Китая в вопросах вступления в ВТО, реализации программы НЕПАД, развития сельского хозяйства континента (будет разработан рабочий план по сельскохозяйственному сотрудничеству на 2004 - 2006 гг.), образования, здравоохранения и культуры (предусмотрены совместные культурные мероприятия)22 .

На первом форуме были выработаны "основы нового международного политического и экономического порядка", на втором прошла конференция с участием более 400 африканских и китайских предпринимателей23 .

Опыт проведения Форума по китайско-африканскому сотрудничеству мог бы быть использован и Российской Федерацией, которая в последние несколько лет возобновила практику предоставления помощи (продовольственной и др.) странам Африки, восстанавливает сотрудничество в области образования. В рамках таких встреч руководители страны могли бы объявить о новых инициативах России по оказанию помощи странам континента. Подобные форумы способствовали бы также установлению бизнес-контактов между российскими и африканскими компаниями.

ПРИ ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ БРАЗИЛИИ

Особый подход КНР реализует в отношениях с португалоязычными странами континента. В октябре 2003 г. в Пекине прошел первый Форум по торгово-экономическому сотрудничеству КНР с португалоязычными странами, в котором приняли участие политики и предприниматели из Анголы, Бразилии, Кабо-Верде, Гвинеи-Бисау, Мозамбика, Португалии и Восточного Тимора24 . Помимо прочего, Китай заручился поддержкой Бразилии, активно продвигающейся в последнее время в португалоязычные африканские страны25 .

БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ И КРЕДИТЫ

В начале 90-х гг. КНР пересмотрела механизмы оказания помощи странам Африки, которые стали значительно шире и разнообразней, более соответствующими современным реалиям:

1. Безвозмездная помощь. Предоставляется в виде прямой финансовой помощи, либо строительства социально значимых объектов (школ, больниц, жилых домов, скважин). Также включает гуманитарную помощь в чрезвычайных ситуациях.

2. Льготное кредитование. Правительство КНР на основании межправительственных соглашений предоставляет беспроцентные либо практически беспроцентные кредиты, финансируя в рамках помощи разницу с рыночной процентной ставкой через государственные китайские банки. Благодаря обширным программам льготного кредитования китайские предприятия оказываются в наиболее выгодных условиях в африканских странах.

3. Создание совместных предприятий. Это наиболее комплексный и эффективный метод оказания помощи развитию, сочетающий в себе как безвозмездную помощь, льготное кредитование, так и инвестиционные ресурсы (в том числе и частных компаний). Государство создает лишь благоприятные политические и, частично, финансовые условия (предоставляя кредиты) для прямой работы компаний КНР и стран Африки. Совместное предприятие управляется по законам рынка, т.е. предоставленная помощь "не транжирится". Создаются рабочие места, растет ВВП страны, увеличивается объем взаимной торговли. Это, безусловно, наиболее привлекательный механизм оказания помощи.

На Африку приходится 44% внешней помощи КНР. Примечательно, что КНР выделила ЦАР сразу после свержения режима А. -Ф. Патассе 2,25 млн. евро в ап-

стр. 40


реле 2003 г. и еще 1,4 млн. евро в ноябре 2003 г. для выплаты заработной платы госслужащим26 .

КИТАЙСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

За последние 40 лет КНР направила в 65 стран Азии, Африки, Америки, Европы и Океании 18 тыс. врачей, из которых большую часть - в страны Африки. Они приняли более 240 млн. пациентов. В настоящее время 1100 человек в составе 42 медицинских групп работают в 40 африканских странах27 .

Китайским медикам приходится работать в крайне тяжелых условиях. Известны случаи, когда они сами заболевают тропическими болезнями и погибают. Так умер Шэнь Чжикун, член 4-й группы китайских врачей в ЦАР. Несмотря на это, его сын Шэнь Хун пошел по стопам отца и стал членом 9-й группы китайских медиков в ЦАР28 .

Одновременно с направлением своих специалистов, Китай передает африканским странам медицинское оборудование и медикаменты, а также строит медицинские центры, обслуживаемые преимущественно китайскими специалистами.

Помимо медиков, в африканские страны направляются агрономы, строители, а также техники для эксплуатации сооружений, построенных в рамках китайско-африканского сотрудничества.

УЧАСТИЕ В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ

После того, как в октябре 2003 г. Либерия разорвала отношения с Тайванем и восстановила их с КНР, Китай принял решение направить в составе Миссии ООН в Либерии 550 своих солдат. Это самое массовое участие КНР в миротворческих операциях ООН за все время их проведения29 . В апреле 2003 г. КНР направила в Демократическую Республику Конго инженерную роту в составе 175 человек и медицинскую группу в составе 43 человек для участия в миротворческой операции ООН30 .

В дальнейшем, по мере роста заинтересованности КНР в Африканском континенте, ее участие в миротворческих операциях будет, несомненно, возрастать.

ЧТО МЕШАЕТ СОТРУДНИЧЕСТВУ?

Одним из главных препятствий развития китайско-африканских отношений является проблема Тайваня. КНР автоматически разрывает отношения с теми, кто устанавливает их с Тайванем. Помимо этого, существует целый ряд политических и социально-экономических проблем в африканских странах, препятствующих активизации сотрудничества. Среди них, в первую очередь, многочисленные конфликты на континенте, в которые зачастую вовлечены сразу несколько государств. Конфликты лишь замедляют развитие и без того беднейших стран мира.

В свою очередь, и КНР имеет множество проблем социально-экономического характера, связанных с низким уровнем жизни основной части своего населения.

Тем не менее, в целом особых препятствий на пути двустороннего сотрудничества нет.

ВЫВОДЫ

На рубеже XXI в. Китай стал одним из наиболее активных игроков на Африканском континенте, по сути, заняв место СССР.

Одной из причин спада в торгово-экономических отношениях между Россией и Африкой явилось реформирование российской промышленности. В 90-е гг. многие, в том числе и крупные предприятия находились на грани выживания, экономика переживала кризис неплатежей и т.д. Говорить о выходе на внешние рынки (а тем более на африканские) в таких условиях не приходилось. Те же компании, которым удавалось получить какую-либо финансовую прибыль от своей деятельности, направляли ее на приватизацию предприятий, оставшихся в государственной собственности. На тот момент это были самые эффективные капиталовложения.

Однако ситуация меняется, сейчас многие наши компании озабочены проблемой выхода на внешние рынки. Российские автомобилестроители уже создали ряд сборочных производств в странах континента.

И в этой связи крайне важно отбирать лучшее из того, что удалось КНР в Африке, и использовать этот опыт, будь то программы помощи, проведение форумов по сотрудничеству и многое другое. Все-таки количество африканцев, учившихся в СССР (России), пока еще не меньше тех, кто получил образование в КНР. А это дает шанс с надеждой смотреть в будущее и в других областях нашего сотрудничества с Африканским континентом.

-----

1 Chic, les Chinois reviennent! Elise Colette, Gilles Yabi. - "Jeune Afrique l'lntelligent", N 2246 du 25 au 31 Janvier 2004.

2 Hu Jintao l'Africain. - Moniqie Mas, Radio France Internationale. 30.01.2004.

3 Visite du President Chinois en Afrique. "Le temps avance et l'Afrique progresse". Benedicte Chatel. - "Marches Tropicaux", N 3040 du 13 fevrier 2004.

4 Chine-Afrique. Pourquoi Hu Jintao a choisi le Gabon. Jean-Dominique Geslin. - "Jeune Afrique l'lntelligent", N 2248 du 08 au 14 fevrier 2004.

5 L'appel de Libreville. - Moniqie Mas, Radio France Internationale. 03.02.2004.

6 L'Afrique sera-t-elle emergente? Lamia Kamal-Chaoui. - "OCDE Observateur", 25 septembre 2000.

7 Les relations Sino-africaines: Defis et perspectives futures. Nabil Mohamed Emara. - Perspectives Africains, Egypte, 4-eme partie 14 edition, 2003.

8 West Africa: China Becomes Second Largest Exporter. - PANA, 26 June 2003.

9 Chine-Afrique: Feuille de route pour une cooperation Sud-Sud. -"Marches Tropicaux", N 3034 du 2 Janvier 2004.

10 "Marches Tropicaux", N 3040 du 13 fevrier 2004.

11 Harare cherche touristes desesperement. Muriel Signouret. - "Jeune Afrique l'Intelligent", N 2258 du 18 au 24 avril 2004.

12 "Marches Tropicaux", N 3040 du 13 fevrier 2004.

13 Там же.

14 Confidences de Omar Bongo Ondimba. "Alain Juppe reste mon ami!" -"Jeune Afrique l'lntelligent", N 2249 du 15 au 21 fevrier 2004.

15 Regard retrospectif sur les relations amicales entre la Chine et l'Algerie. - China.org.cn, 04 fevrier 2004.

16 "Marches Tropicaux", N 3040 du 13 fevrier 2004.

17 Fin de la visite d'Etat du president chinois en Algerie. - Xinhuanet, 05 fevrier 2004.

18 Chine-Afrique. Pourquoi Hu Jintao...

19 Le Gabon et Sinopec signent un accord d'evaluation de trois blocs petroliers. - AFP, 03 fevrier 2004.

20 Forum Chine-Afrique: "des resultats rejouissants" enregistres depuis 2000. - Xinhuanet, 16 decembre 2003.

21 Diplomatie. Lula l'Africain. Elise Colette. - "Jeune Afrique l'lntelligent", N 2235 du 09 au 15 novembre 2003.

22 Там же.

23 "Jeune Afrique l'lntelligent", N 2258 du 18 au 24 avril 2004.

24 Там же.

25 Bresil-Afrique. La "dette" envers Г Afrique. - "Marches Tropicaux", N 3030 du 5 decembre 2003.

26 "Marches Tropicaux", N 3040 du 13 fevrier 2004.

27 L'amitie entre les medecins chinois et les Africains. - Xinhuanet, 29 decembre 2003.

28 Там же.

29 "Marches Tropicaux", N 3040 du 13 fevrier 2004.

30 Chine-Afrique. Pourquoi Hu Jintao...


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/КИТАЙСКАЯ-ЭКСПАНСИЯ-В-АФРИКУ-СВЯТО-МЕСТО-ПУСТО-НЕ-БЫВАЕТ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. ДЕГТЕРЁВ, КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"? // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 04.05.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/КИТАЙСКАЯ-ЭКСПАНСИЯ-В-АФРИКУ-СВЯТО-МЕСТО-ПУСТО-НЕ-БЫВАЕТ (date of access: 26.05.2024).

Publication author(s) - Д. ДЕГТЕРЁВ:

Д. ДЕГТЕРЁВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
54 views rating
04.05.2024 (22 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
27 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
27 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
40 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
59 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
95 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
100 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
112 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
116 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
117 days ago · From Golem Anzhanov
ИРАН: религиозные организации на политическом поле
127 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android